--------------------------------------------------
Статья 2. Выборы депутатов Законодательного собрания области проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и настоящим законом области.
--------------------------------------------------
Статья 3. Право избирать депутатов Законодательного собрания области принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 лет и проживающему а Челябинской области.
Депутатом Законодательного собрания области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати одного года, проживающий в области не менее одного года и имеющий право быть избранным в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Депутат законодательного собрания области не может быть депутатом иных представительных органов госудпрственной власти и выборных представительных органов местного самоуправления, судьей суда, действующего на территории области, занимать государственные должности в федеральных органах Российской Федерации или в администрации области.
Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах свободы по приговору суда.
--------------------------------------------------
Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.
Избирательными объединениями являются областные отделения общероссийских общественных объединений, либо областные общественные организации, уставы которых зарегистрированы в порядке, устанвленном занонами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами законодательного представительного органа государственной власти области не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов и предусматривают участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов, или блок таких избирательных объединений, созаваемый на период проведения выборов. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения и не могут входить в состав более чем одного избирательного блока.
--------------------------------------------------
Статья 9. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей не позднее, чем за 45 дней до дня выборов образуются избирательные участки.
Избирательные участки образует глава районной, городской (кроме городов районного значения) администрации по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке.
Избирательные участки образуются с учетом границ сельских поселений, поселков, городов, районов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателй, избирательные участки могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее 5 дней до выборов.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлении соответствующего удостоверения.
Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
В случае, если избирательные участки не образованы в сроки, установленные частью первой настоящей статьи, выборы проводятся на избирательных участках, образованных для проведения предыдущих выборов в федеральные или областные органы государственной власти, либо в органы местного самоуправления.
Глава III. Списки избирателей.
--------------------------------------------------
Статья 10. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений, представляемых по усчтановленной форме главой местной администрации. Данные об избирателях глава местной администрации направляет в избирательную комиссию не позднее, чем за 40 дней до дня выбров.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя.
Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части.
Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании, представляемых руководителям указанных учреждений.
Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой областной избирательной комиссией и подписывается председателем участковой комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой изибирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее, чем за 16 дней.
--------------------------------------------------
Статья 19. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, супруги и близкие родственников кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. После регистрации кандидата в депутаты они исключаются из состава избирательных комиссий.
Челн избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
Полономочия членов окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов законодательного собрания области, продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов законодательного собрания следующего созыва в случае, если избирательное объединение, избирательный блок, либо кандидат, назначившие их, получили депутатские мандаты. Полномочия остальных членов окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов. Срок полномочий членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий.
--------------------------------------------------
Статья 21. Окружная избирательная комиссия по выборамдепутатов законодательного собрания области:
осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на территории своего избирательного округа;
координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает поним решения;
регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными областной избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;
устанавдивает результаты выборов по округу и передает их в областную изибартельную комиссию, обепечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;
утверждает текст бюллетеня для голосования, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
организует выборы депутатов законодательного собрания области вместо выбывших и повторные выборы депутатов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий областной избирательной комиссии.
--------------------------------------------------
Статья 23. Участковая избирательная комиссия:
составляет список избирателей по избирательному участку;
проводит ознакомление изибирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
оповещает население о дне выборов и месте голосования;
контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, прдусмотренных настоящим законом;
обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
организует на своем избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после официального опубликования общих итогов выборов, включающих результаты выборов по соответствующему избирательному округу.
--------------------------------------------------
Статья 28. Выдвижение кандидатов в депутаты от избирательных объединений, производится на съезде (конференции) или собрании избирательного объединения с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Выдвижение кандидатов о избирательного блока (его областного отделения) проводится на съезде (конференции) или собрании представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата.
Решение о выдвижении принимается тайным голосованием.
Избирательное обединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющимися членами входящих в них общественных объединений.
Избирательный блок (его областное отделение) подлежит регистрации в соответствующей окружной избирательной комиссии после представления им в комиссию кандидата в депутаты.
После выдвижения кандидатов в депутаты от избирательных объединений, избирательных блоков они представляют в соответствующие окружные избирательные комиссии данные на выдвинутых кандидатов (фамилия, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность(род занятий) и место жительства каждаго кандидата). Одновременно с данными на кандидата представляется копия свидетельства о регистрации общественного объединения управлением юстиции области, его зарегистрированный устав, протокол с решением съезда (конференции), собрания избирательного объединения, на котором были выдвинуты кандидаты. Указанные документы в избирательную комиссию представляет уполномоченный представитель общественного объединения имеющий соответствующую доверенность.
Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с данными на кандидатов представляют в избирательные комиссии протоколы съездов (конференций), собраний общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений.
Соответствующие окружные избирательные комиссии в трехдневный срок рассматривают представленные документы и принимают их, либо отказывают в приеме с выдачей мотивированного решения об отказе.
Отказ в приеме документов может быть обжалован в областную избирательную комиссию или областной суд.
--------------------------------------------------
Статья 30. В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного собрания области должны быть собраны подписи не менее одного процента от общего числа избирателей избирательного округа, в котром будет баллотироваться кандидат.
Сбор подписей в поддержку кандидата начинается после письменного уведомления об этом окружной избирательной комиссии.
В порядке уведомления кандидат, выдвинувший свою кандидатуру для баллотировки по избирательному округу, представляет в окружную избирательную комиссию свое заявление. Собрание избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства на территории избирательного округа, где будет баллотироваться кандидат, представляет протокол собрания. Группа избирателей (не менее двух человек), выдвинувших кандидата в депутаты, представляют заявление. Под заявлением кандидата в депутаты или группы избирателей, подписываются инициаторы сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты или группы избирателей, подписываются инициаторы сбора подписей в поддержку кандидата - избиратели данного избирательного округа с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства (адреса).
В заявлениях и протоколах должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
Окружная избирательная комиссия письменно подтверждает получение названных документов, а также прием документов от избирательного объединения, избирательного блока указанных в статье 28 с указанием даты их приема и дает согласие на сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты.
Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах.
Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях N 1 и 2 к настоящему закону. В каждом подписном листе указваются фамилия, имя, отчетсво, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование (номер) избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае выдвижения от избирательного объединения указывается его наименование.
Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения ( в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жителства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом в депутаты (либо уполномоченным предствителем избирательного объединения).
Глава VI. Статус кандидатов в депутаты.
--------------------------------------------------
Статья 32. Все зарегистрированные кандидаты в депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
После регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.
После регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается о работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов, более, чем в 10 раз.
Кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведн без егосогласия на другую работу или дожность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в команидровку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня офоициального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации.
Кандидат в депутаты, в указанный в части 3 настоящей статьи период имеет право на территории соответствущего избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами траспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего города.
Кандидат в депутаты не может быть на территории Челябинской области без согласия прокурора области привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан немедленно известить избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата.
Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в пункте 3 настоящей тсатьи период администрация (работодатель) обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
Кандидат вправе не позднее, чем за три дня до выборов снять свою кандидатуру.
Избирательное объединение, избирательный блок порешению уполномоченного на то органа может не позднее, чем за три дня до дня выборов отозватьлюбого выдвинутого им кандидата, и, если не истек установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на регистрацию в областную избирательную комиссию новую кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия может отнести на счет данного кандидата лабо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные на предвыборную агитацию.
--------------------------------------------------
Статья 40. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
средств, выделенных избирательному объединению, избирательному блоку, или кандидату на предвыборную агитацию избирательной комиссией;
собственных средств избирательного объединения или кандиата;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Сумма пожертвования отдельного физического лица в изибирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 20-кратного минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного объединения - 30-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда соответственно более чем в 200 и 2000 раз.
Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридическихлиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%, а также международных организаций и международных общественных объединений, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, благотворительных организаций и религиозных объединений.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям, избирательным блокам, либо кандидатам в депутаты.
--------------------------------------------------
Статья 41. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока, или кандидата в депутаты, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается областной или окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата в депутаты.
--------------------------------------------------
Статья 42. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации.
В помещениии для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо долны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должен находиться в поле зрения избирательной комиссии и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех баллотирующихся по данному избирательному округу кандидатах. В информационных материалах о кандидатах и об избирательных объединениях, избирательных блоках, а также об их предвыборных платформах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу и наименования избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших их.
--------------------------------------------------
Статья 43. Для выборов депутатов Законодательного собрания области каждый избиратель получает один избирательный бюллетень, установленной областной избирательной комиссией формы. Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по этому избирательному округу кандидатов, а также дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства кандидатов. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени для голосования печатаются по распоряжению окружных избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более, чем на 0,5%. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией, избирательные бюллетени признаются бюллетенями нейстановленной формы и при посчете голосов не учитываются.
В случае выбытия не ранее, чем за 15 дней до дня выборов, некоторых кандидатов территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию окружных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах с отметкой выбыл.
--------------------------------------------------
Статья 44. В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени. В отдельных случаях окружная избирательная комиссия может принять решение об увеличении времени голосования не более чем на 2 часа.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
На избирательных участках, образованных в больницах, домах отдыха, санаториях, в воинских частях участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (не ранее чем за три дня до дня выборов) избирательной комиссий, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии.
Территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до выборов.
В случае досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательным бюллетенем из территориальной избирательной комиссии) и расписывается.
В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшим избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии , наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательных бюллетеней" с указанием своей фамилии.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосоует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обепечить возможность всем избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательных бюллетеней избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отделльном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможности нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отстутствия председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытьаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколв об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица кандидатов, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
--------------------------------------------------
Статья 46. На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий данных осуществляют члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по позициям протоколов участковых избирательных комиссий, установленным частями девятой - десятой статьи 45 настоящего закона.
Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования на соответствущей территории, включающая в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в территориальную избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной избиратлеьной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания вместе с протоколами участковой избирательной комиссии после его подписания вместе с протоколами участковых избирательных комиссий и сводной таблицей незамедлительно направляются в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе со сводной таблицей и списками членов территориальной изибирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составления протокола хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
--------------------------------------------------
Статья 48. На основании протоколов окружных избиратлеьных комиссий, областная избирательная комиссия в течение 3 дней по их получении, но не позднее, чем через 10 дней после проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.
Областная избирательная комиссия признает недействительными выборв по отдельным избирательным округам по выборам депутатов Законодательного собрания области, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения данного закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В избирательных окргуах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, областная избирательная комиссия назначает новые выборы не позднее трех месяцев со дня голосования. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более, чем на одну треть. Областная избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих случаях новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
Сообщение о проведении выборов публикуется в печати.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.