--------------------------------------------------
Принят постановлением областной Думы N 465 от 23 мая 1996 г.
Преамбула
Статья 1. Законодательный (представительный) орган
государственной власти области
Статья 2. Полномочия законодательного (представительного) органа
области
Статья 3. Депутат законодательного (представительного) органа
области
Статья 4. Статус депутата законодательного (представительного)
органа области
Статья 5. Депутатская неприкосновенность
Статья 6. Председатель законодательного (представительного)
органа области
Статья 7. Заместители председателя законодательного
(представительного) органа области
Статья 8. Постоянные комиссии (комитеты)
Статья 9. Объединения депутатов
Статья 10. Сессии (заседания) законодательного
(представительного) органа области
Статья 11. Президиум законодательного (представительного) органа
области
Статья 12. Порядок принятия законодательным (представительным)
органом области нормативных правовых актов
Статья 13. Законы и иные правовые акты законодательного
(представительного) органа области
Статья 14. Подписание и вступление законов в действие
Статья 15. Право законодательной инициативы
Статья 16. Основы взаимодействия законодательного
(представительного) органа области и органов
исполнительной власти области
Статья 17. Разрешение споров между законодательным
(представительным) органом области и главой
исполнительной власти области
Статья 18. Досрочное прекращение полномочий законодательного
(представительного) органа области
Статья 19. Обязательность нормативных правовых актов
законодательного (представительного) органа области
Статья 20. Ответственность законодательного (представительного)
органа области за нарушение законодательства
Статья 21. Аппарат законодательного (представительного) органа
области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Челябинской области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Настоящий закон регулирует вопросы деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области. Ст.1 Закона Челябинской области "О законодательном (представительном) органе государственной власти Челябинской области"
Статья 1. Законодательный (представительный) орган государственной власти области
1. Законодательный (представительный) орган области является единственным постоянно действующим законодательным (представительным) органом власти области.
2. Законодательный (представительный) орган области является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
3. Структура и официальное название законодательного (представительного) органа государственной власти области определяется законодательным (представительным) органом области с учетом местных, национальных, исторических и иных особенностей области и закрепляется в Уставе области.
4. Количество депутатов законодательного (представительного) органа области устанавливается Уставом области.
5. Областная Дума, избранная на период май 1994-1996г.г., осуществляет свои полномочия в течение срока, на который она была избрана, сохраняет права, обязанности, ответственность и осуществляет полномочия законодательного (представительного) органа области, предусмотренные настоящим законом до избрания законодательного (представительного) органа области нового созыва.
Статья 2. Полномочия законодательного (представительного) органа области
1. Законодательный (представительный) орган области:
а) принимает Устав области, вносит изменения и дополнения в Устав области;
б) принимает законы и постановления по предметам ведения области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, а также иные нормативные правовые акты законодательного (представительного) органа области;
в) дает толкование законов области и иных нормативных правовых актов, принятых законодательным (представительным) органом области.
2. Законодательный (представительный) орган области осуществляет следующие полномочия:
2.1. Утверждает программы и планы социально-экономического развития области.
2.2. Утверждает бюджет области и отчет о его исполнении по представлению главы исполнительной власти области.
2.3. Устанавливает налоги, сборы, пошлины, тарифы, платежи, а также порядок их взимания, установление которых отнесено действующим законодательством к его компетенции.
2.4. Устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области, заслушивает должностных лиц об использовании средств этих фондов.
2.5. Устанавливает порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального, областного значения.
2.6. Устанавливает порядок использования природных ресурсов области, охраны объектов природы и культурного наследия.
2.7. Устанавливает общий порядок управления и распоряжения собственностью области, включая порядок управления и распоряжения долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
2.8. Устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства области; осуществляет административно-территориальные преобразования в области.
2.9. Утверждает договоры о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, а также иные договоры, подписанные от имени области.
2.10. Устанавливает порядок назначения и проведения областного референдума.
2.11. Устанавливает ответственность за нарушение Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области, изданных по вопросам ведения области и совместного ведения Российской Федерации и области.
2.12. Устанавливает порядок организации и деятельности законодательного (представительного) органа.
2.13. Назначает выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти области, а также выборы главы исполнительной власти области, если такой порядок определен Уставом области.
2.14. Утверждает схему управления областью и структуру органов исполнительной власти области, положения о них, внесение в них изменений.
2.15. Осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2.16. Устанавливает основы организации и деятельности органов местного самоуправления на территории области в соответствии с федеральным законодательством.
2.17. Утверждает награды, устанавливает почетные и специальные звания области.
2.18. Публикует законы области и постановления законодательного (представительного) органа государственной власти области.
2.19. Принимает решения по организационным вопросам своей деятельности.
2.20. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Уставом области и законами области.
3. Законодательный (представительный) орган области самостоятельно и через создаваемые им контрольные органы осуществляет контроль за:
3.1. Исполнением Устава области, законов области, постановлений законодательного (представительного) органа области, а также Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации.
3.2. Исполнением бюджета области, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, средств внебюджетных и валютных фондов области.
3.3. Выполнением программ и планов социально-экономического развития области.
3.4. Соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью области, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти области.
3.5. Своевременным приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации законодательства области.
4. Законодательный (представительный) орган области осуществляет и иные полномочия и функции (в том числе контрольные), установленные законами Российской Федерации, Уставом области и законами области.
5. Полномочия законодательного (представительного) органа области не могут быть переданы другим органам государственной власти, органам местного самоуправления или должностным лицам.
Статья 3. Депутат законодательного (представительного) органа области
1. Депутатами законодательного (представительного) органа области избираются граждане Российской Федерации, проживающие в области, являющиеся избирателями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
2. Депутатом законодательного (представительного) органа области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, проживающий в области не менее 1 года и имеющий право быть избранным в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
3. Порядок организации и проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа области устанавливается законодательством области.
Статья 4. Статус депутата законодательного (представительного) органа области
1. Статус депутата и порядок осуществления им своих полномочий регулируются законами Российской Федерации, Уставом области и законами области.
2. Депутаты законодательного (представительного) органа области могут работать в законодательном (представительном) органе области, в том числе в его органах с отрывом от основной деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.
3. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным (представительным) органом области самостоятельно. Размер компенсации за исполнение депутатских полномочий и вознаграждения за работу в законодательном (представительном) органе области на постоянной профессиональной основе области устанавливается законодательным (представительным) органом области.
4. Депутат, работающий на профессиональной постоянной основе, не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
5. Постоянной работой для депутата в законодательном (представительном) органе области считается выполнение функций депутата на освобожденной основе, председателя и заместителя председателя законодательного (представительного) органа области.
6. Депутат, находящийся на постоянной работе в законодательном (представительном) органе области, и нарушивший требования настоящей статьи , должен прекратить неразрешенную для него деятельность, либо подать заявление о сложении депутатских полномочий или прекращении постоянной работы в законодательном (представительном) органе области. При отказе подать заявление, его постоянная работа в законодательном (представительном) органе области прекращается досрочно по решению законодательного (представительного) органа области.
7. Депутат, не работающий на профессиональной постоянной основе в законодательном (представительном) органе области, не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьей суда, действующего на территории области, а также не может находиться на государственной службе, занимать государственные должности в федеральных органах Российской Федерации или государственные должности в органах исполнительной власти области.
8. Для решения вопросов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, депутат пользуется правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
9. Депутат имеет право на внесение депутатского запроса в любые государственные органы, действующие на территории области или их должностным лицам. Порядок внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается Уставом области и законом области.
10. Законодательный (представительный) орган области определяет порядок оплаты труда и возмещения депутатам всех расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, устанавливает социальные гарантии на случай прекращения их полномочий, равные гарантиям для руководителей и должностных лиц аппарата законодательного (представительного) и исполнительного органов власти области.
Статья 5. Депутатская неприкосновенность
Депутат несет ответственность перед избирателями и законом.
Депутаты законодательного (представительного) органа области обладают депутатской неприкосновенностью на всей территории области в течение срока их полномочий.
Порядок привлечения депутата к ответственности, лишения депутатских полномочий устанавливается федеральным законом и законодательством области о статусе депутата .
Решение о лишении депутата неприкосновенности принимается законодательным (представительным) органом области.
Депутат обладает правами и выполняет обязанности в соответствии с законодательством о статусе депутата законодательного (представительного) органа области.
Статья 6. Председатель законодательного (представительного) органа области
1. Работу законодательного (представительного) органа области организует его председатель.
2. Председатель законодательного (представительного) органа области избирается на сессии (заседании) законодательного (представительного) органа области из числа депутатов большинством голосов от общего числа избранных депутатов тайным голосованием на срок полномочий законодательного (представительного) органа и исполняет свои обязанности до избрания председателя законодательного (представительного) органа области нового созыва.
3. Добровольное сложение председателем законодательного (представительного) органа области своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления. В случае неприятия законодательным (представительным) органом области отставки - председатель вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
4. Председатель законодательного (представительного) органа области:
4.1. Представляет законодательный (представительный) орган области в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями.
4.2. Созывает сессии (заседания) законодательного (представительного) органа области, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня.
4.3. Осуществляет руководство подготовкой сессии (заседания) законодательного (представительного) органа области и вопросов, вносимых на ее рассмотрение.
4.4. Ведет заседания законодательного (представительного) органа области, ведает внутренним распорядком в соответствии с его Регламентом.
4.5. Подписывает постановления и протоколы сессий (заседаний), другие документы законодательного (представительного) органа области.
4.6. Руководит работой аппарата, назначает и освобождает от должности работников аппарата законодательного (представительного) органа области в соответствии с Положением об аппарате законодательного (представительного) органа области.
4.7. Пользоваться правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала аппарата законодательного (представительного) органа области.
4.8. Налагает в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания на работников аппарата.
4.9. Оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией.
4.10. Координирует деятельность постоянных комиссий, комитетов, депутатских групп.
4.11. Дает поручения постоянным комиссиям, комитетам и другим органам законодательного (представительного) органа области во исполнение его решений.
4.12. Принимает меры по обеспечению гласности и учета общественного мнения в работе законодательного (представительного) органа области.
4.13. Обеспечивает в соответствии с решениями законодательного (представительного) органа области организацию областных референдумов, обсуждение гражданами проектов важнейших решений, а также вопросов областного и государственного значения, организует в законодательном (представительном) органе области прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и предложений, относящихся к вопросам законодательства.
4.14. Готовит вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов законодательного (представительного) органа области.
4.15. Открывает и закрывает расчетные и текущие счета законодательного (представительного) органа области в банках и является распорядителем по этим счетам.
4.16. Является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение сессий (заседаний), работу постоянных комиссий и депутатов, содержание аппарата и по другим расходам, связанным с деятельностью законодательного (представительного) органа области.
4.17. От имени законодательного (представительного) органа области подписывает исковые заявления, направляемые в суды, в случаях, предусмотренных законодательством.
4.18. Решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены законодательным (представительным) органом области или возложены на него федеральным законодательством и законодательством области.
5. По вопросам своей компетенции председатель законодательного (представительного) органа области издает распоряжения.
Статья 7. Заместители председателя законодательного (представительного) органа области
1. Заместители председателя законодательно (представительного) органа области выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Регламентом и поручения председателя законодательного (представительного) органа области. В случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя выполняет первый заместитель.
2. Заместители председателя законодательного (представительного) органа области избираются тайным голосованием, на сессии (заседании) законодательного (представительного) органа области большинством голосов от числа избранных депутатов на срок полномочий законодательного (представительного) органа области.
Статья 8. Постоянные комиссии (комитеты)
1. Законодательный (представительный) орган области избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии (комитеты) для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов относящихся к ведению области для содействия проведению в жизнь законов Российской Федерации и законов области.
2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий (комитетов) определяется законодательным (представительным) органом области.
Статья 9. Объединения депутатов
1. Депутаты могут объединяться в депутатские группы, а также могут создавать депутатские клубы, фракции.
2. Порядок образования, полномочия и процедура регистрации депутатских объединений определяются Регламентом законодательного (представительного) органа области.
Статья 10. Сессии (заседания) законодательного (представительного) органа области
1. Законодательный (представительный) орган области собирается на первую сессию (заседание) в течение пятнадцати дней после избрания. Первую сессию (заседание) законодательного (представительного) органа области открывает ее старейший по возрасту депутат.
2. С момента начала работы законодательного (представительного) органа области нового созыва полномочия законодательного (представительного) органа области прежнего созыва прекращаются.
3. Очередные сессии (заседания) проводятся в сроки, установленные Регламентом.
Внеочередные сессии (заседания) созываются по инициативе не менее одной трети от числа депутатов,, установленного для законодательного (представительного) органа области, а также председателя законодательного (представительного) органа области или глав исполнительной власти области не позднее, чем в течение трех дней.
4. Сессия (заседание) законодательного (представительного) органа правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов.
5. Решения законодательного (представительного) органа области принимаются открытым и тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
6. Законодательный (представительный) орган области организует и проводит депутатские слушания по важным вопросам жизнедеятельности области и разработанным законопроектам.
Статья 11. Президиум законодательного (представительного) органа области
1. Законодательный (представительный) орган области избирает Президиум законодательного (представительного) органа области - постоянно действующий орган законодательного (представительного) органа области, подотчетный ему во всей своей деятельности.
2. Президиум законодательного (представительного) органа области избирается из числа депутатов в составе Председателя заместителей председателя законодательного (представительного) и органа области, председателей постоянных комиссий (комитетов).
3. Полномочия Президиума законодательного (представительного) органа области определяются законодательным (представительным) органом области.
Статья 12. Порядок принятия законодательным (представительным) органом области нормативных правовых актов
1. Устав области, поправки в него, изменения и дополнения в Устав области считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
Постановления законодательного (представительного) органа области принимаются большинством голосов от числа депутатов, избранных в законодательный (представительный) орган области и вступают в силу со дня их принятия, если иное не указано в самих постановлениях.
2. В случае возвращения главой исполнительной власти области закона области на повторное рассмотрение в законодательный (представительный) орган области указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
3. Закон области может быть принят не более чем в трех чтениях.
4. Устав, законы и иные нормативные правовые акты области, принятые по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, подлежат государственной защите на соответствующей территории, равно как и Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации.
Статья 13. Законы и иные правовые акты законодательного (представительного) органа области
1. Законы и иные правовые акты законодательного (представительного) органа области составляют:
Устав - основной закон области;
законы области (областные законы);
постановления законодательного (представительного) органа области, принятые в соответствии с его компетенцией;
распоряжения председателя законодательного (представительного) органа области.
2. Устав области является основным законом области, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории области. Законы и иные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области.
Статья 14. Подписание и вступление законов в действие
1. Глава исполнительной власти области, а в его отсутствие первый заместитель главы в течение 10-ти дней с момента получения закона от законодательного (представительного) органа области, подписывает закон и публикует его.
2. Глава исполнительной власти области вправе отклонить переданный для подписания и опубликования закон области.
3. Если в течение десяти дней с момента получения от законодательного (представительного) органа области принятого закона области глава исполнительной власти области отклонит его в целом или какой либо части, то законодательный (представительный) орган области вновь рассматривает данный закон.Если при повторном рассмотрении текст закона области будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем третями голосов от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа области, то он не может быть возвращен в законодательный (представительный) орган повторно. Закон в данном случае подлежит обязательному подписанию и опубликованию главой исполнительной власти, области, а в его отсутствие первым заместителем главы в течение трех дней.
4. Закон области вступает в силу одновременно на всей территории области со дня официального опубликования, если не установлен порядок вступления его в силу.
5. Все законы и иные нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты применению не подлежат.
Статья 15. Право законодательной инициативы
1. Право законодательной инициативы в области принадлежит депутатам законодательного (представительного) органа области, глав исполнительной власти области, представительным органам местного самоуправления и другим субъектам права законодательной инициативы в соответствии с Уставом области.
2. Законопроекты, внесенные в уставном порядке главой исполнительной власти области в законодательный (представительный) орган области рассматриваются законодательным (представительным) органом области в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета области, рассматриваются законодательным (представительным) органом области только по представлению главы исполнительной власти области, либо при наличии его заключения, которое представляется в законодательный (представительный) орган области в двухнедельный срок.
Статья 16. Основы взаимодействия законодательного (представительного) органа области и органов исполнительной власти области
1. Правовые акты главы исполнительной власти области направляются в законодательный (представительный) орган области в день их подписания.
2. Законодательный (представительный) орган области с предложением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставами и законами области либо их отмене, а также оспорить их в судебном порядке.
3. На заседаниях законодательного (представительного) органа области и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти области либо уполномоченные ими лица.
На заседаниях органов исполнительной власти области вправе присутствовать с правом совещательного голоса депутаты или лица, уполномоченные законодательным (представительным) органом области или лица, уполномоченные его органами.
Статья 17. Разрешение споров между законодательным (представительным) органом области и главой исполнительной власти области
1. Спор между законодательным (представительным) органом области и главой исполнительной власти области, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, решаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Уставом области и законами области, либо в судебном порядке.
2. Постановления законодательного (представительного) органа области, акты главы исполнительной власти области, а также должностных лиц этих органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу области и законам области подлежат опротестованию прокурором области.
Статья 18. Досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа области
1. Полномочия законодательного (представительного) органа области могут быть прекращены досрочно в случаях:
1.1. Отзыва избирателями более 1/3 депутатов в порядке, предусмотренном законом области или по решению областного референдума.
1.2. Принятия решения о самороспуске до истечения срока полномочий. Постановление законодательного (представительного) органа о самороспуске до истечения срока полномочий принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа области.
2. Выборы в законодательный (представительный) орган области в этих случаях проводятся областной избирательной комиссией не позднее, чем в трехмесячный срок со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа области. Полномочия депутатов законодательного (представительного) органа области прекращаются с момента начала работы законодательного (представительного) органа области нового созыва.
Статья 19. Обязательность нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области
1. Устав области, законы и иные нормативные правовые акты области, принятые в пределах ведения области, обязательны для исполнения всеми, находящимися на территории области, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Невыполнение перечисленных выше нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области влечет административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Если ответственность за соответствующие действия не установлена законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях особо, а равно неявка должностных лиц на сессию (заседание) без уважительных причин или непредоставление запрашиваемой информации влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от двухкратной до двадцатикратной величины минимальной заработной платы, взимаемого по постановлению законодательного (представительного) органа области в порядке, установленном законом области. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 20. Ответственность законодательного (представительного) органа области за нарушение законодательства
1. Законодательный (представительный) орган области, а также его должностные лица несут ответственность за принятые ими правовые акты.
2. Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам в результате принятия противоречащих законам Российской Федерации, Уставу и законам области правовых актов законодательным (представительным) органом и его должностными лицами возмещается на основании решения суда за счет средств законодательного (представительного) органа области или виновного должностного лица.
Статья 21. Аппарат законодательного (представительного) органа области
1. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа области, оказания помощи его постоянным комиссиям (комитетам) и иным органам, депутатам законодательный (представительный) орган области образует свой аппарат. Положение об аппарате утверждается законодательным (представительным) органом области.
2. Структура, фонд оплаты труда, социальные гарантии и компенсации для работников аппарата законодательного (представительного) органа области определяются законодательным (представительным) органом области.
Глава администрации области |
В.П.Соловьев |
10.06.96
03 N 25
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.