--------------------------------------------------
2. Формой единовременного платежа является цена земли, которая применяется в виде рыночной, нормативной цен в случаях:
- продажи земельных участков (земельных долей), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан или юридических лиц;
- приобретения права аренды на земельный участок, находящийся в государственной либо муниципальной собственности, при наличии нескольких претендентов на его приобретение;
- оценки земельных участков для нотариальных, судебных, налоговых, статистических и иных государственных органов.
К единовременным платежам также относятся:
- платежи, компенсирующие органам местного самоуправления затраты, необходимые для расширенного воспроизводства инженерной и природоохранной инфраструктуры;
- платежи за ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут).
--------------------------------------------------
Статья 4. Плательщики земельного налога и арендной платы за землю
1. Плательщиками земельного налога и арендной платы за земельные участки (доли земельных участков) являются организации и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), обладающие правом собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования, аренды на землю. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий это право.
2. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи уплачивают ежегодно земельный налог.
3. Арендаторы земельных участков (долей земельных участков) уплачивают ежегодно арендную плату.
4. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья ежегодно уплачивают сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные организации, ведущие подсобное сельское хозяйство.
5. Земельный налог на земли, предоставленные для коллективного садоводства, ежегодно уплачивают садоводческие товарищества (объединения).
Земельный налог на земли, предоставленные для индивидуального садоводства, взимается с граждан.
6. Земельный налог на земли, предоставленные для кооперативного гаражного строительства, взимается с гаражных кооперативов, для индивидуального гаражного строительства - с граждан.
7. Земельный налог на земли под жилыми многоквартирными домами, включая земли, используемые для их обслуживания и эксплуатации, взимается с жилищных эксплутационных участков, жилищных товариществ (кондоминимумов).
--------------------------------------------------
Статья 5. Компетенция законодательного (представительного) органа области по вопросам платы за землю
К компетенции законодательного (представительного) органа области относятся следующие полномочия:
а) установление ставок земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ;
б) установление минимальных ставок земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий;
в) введение коэффициентов, корректирующих платежи за землю с учетом местоположения земельных участков сельскохозяйственного назначения;
г) установление иных сроков уплаты земельного налога, но не позднее 15 ноября;
д) установление дополнительных льгот по земельному налогу в пределах сумм, поступающих в областной бюджет, порядка их предоставления;
е) утверждение нормативов использования средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы в областной бюджет, а также контроль за их использованием;
ж) установление доли средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья и перечисляемых районами в областной бюджет;
з) иные полномочия, не противоречащие законодательству.
--------------------------------------------------
д) утверждение принципов и нормативов оценки земли;
--------------------------------------------------
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления области по вопросам платы за землю
1. К компетенции представительного органа местного самоуправления относятся следующие полномочия:
а) установление нормативов использования средств от земельного налога и арендной платы за землю, поступающих в местный бюджет;
б) установление дифференцированных ставок земельного налога на городские (поселковые) земли;
в) установление арендной платы за муниципальные земли;
г) установление иных сроков платы за землю, но не позднее 15 ноября;
д) установление льгот по взиманию налога для отдельных плательщиков в пределах сумм земельного налога, поступающих в местный бюджет;
е) повышение ставок земельного налога, но не более чем в 2 раза (осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований сельсоветов);
ж) контроль за использованием средств от платы за землю;
з) установление повышающих или понижающих коэффициентов к нормативной цене земли;
и) установление ставок единовременных платежей и порядка их применения и использования;
к) иные полномочия в пределах компетенции.
2. К компетенции органа местного самоуправления, выполняющего исполнительно-распорядительные функции в соответствии с уставом муниципального образования, относятся следующие полномочия:
а) организация сбора платы за землю и контроль за ее поступлением и использованием;
б) осуществление территориально-экономического зонирования в городах (поселках городского типа);
в) организация оценки земли;
г) определение ставок единовременных платежей, контроль за их применением, поступлением и использованием;
д) иные полномочия в пределах компетенции.
--------------------------------------------------
6. Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы по взиманию земельного налога для отдельных плательщиков в виде понижения налоговых ставок, отсрочки взимания налога.
--------------------------------------------------
Статья 9. Виды льгот по взиманию земельного налога
Льготы по взиманию земельного налога могут устанавливаться в следующих видах:
а) освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков на определенный срок;
б) понижение налоговых ставок;
в) отсрочка взимания налога, предоставляемая в пределах текущего года на срок не более 6 месяцев;
г) изъятие определенных элементов из объекта налогообложения.
--------------------------------------------------
з) организации - за земли, занимаемые хозяйственными объектами, ликвидируемыми по решениям органов государственной власти, начиная со следующего года после их закрытия, при условии уведомления финансового органа соответствующего бюджета.
--------------------------------------------------
Глава IV. Принципы установления платы за землю
--------------------------------------------------
Статья 11. Принципы установления земельного налога
Установление ставок земельного налога основывается на следующих принципах:
а) средние ставки земельного налога по уральскому экономическому району устанавливаются в городах и других населенных пунктах в зависимости от численности населения в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю";
б) дифференцированные ставки земельного налога определяются на основе средних ставок в соответствии с местоположением, экономической ценностью территорий и генеральными планами, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований городов;
в) земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, качества земельных участков и их местоположения;
г) земельный налог ежегодно индексируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
д) земельный налог взимается с площадей земельных участков (долей земельных участков), переданных в пользование юридическими лицами и гражданами, освобожденными от уплаты земельного налога;
е) земельный налог на земельные участки, находящиеся в общей собственности или общем пользовании юридических лиц или граждан, исчисляется с каждого пользователя, собственника пропорционально занимаемой площади строения, помещения;
ж) земельный налог не зависит от результатов хозяйственной деятельности, исчисляется в денежном выражении и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год;
з) корректировка земельного налога производится в связи с изменениями целевого назначения земельного участка; качества земельного участка; площади земельного участка. В случае изменения целевого назначения участка принимается соответствующее решение органа местного самоуправления о его переводе в другую категорию земель. Изменения качества земельного участка и его площади подтверждаются решениями органов местного самоуправления на основании результатов инвентаризации;
и) налог на земли, предоставленные для индивидуального жилищного и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, взимается единый со всей площади (включая часть площади участка, занятую строениями, сооружениями);
к) налог на части земельных участков, превышающие нормы отвода (за исключением земель, где нормы не установлены) взимается в двухкратном размере ставок;
л) при наличии у налогоплательщика на территории, находящейся в ведении одного органа местного самоуправления, нескольких земельных участков одного целевого назначения, земельный налог исчисляется с применением двукратной ставки к превышающей части суммарной площади всех участков;
м) налог на земли, занятые охранными, санитарно-защитными, техническими и другими зонами, взимается с площадей этих зон, не предоставленных в пользование (постоянное, временное) иным лицам;
н) ежегодный учет плательщиков земельного налога производится по состоянию на й февраля;
о) земельный налог на земельные участки, расположенные в полосе отвода железной дороги, взимается в размере 25% от средней ставки земельного налога, установленной для поселений с численностью до 20 тысяч человек Законом Российской Федерации "О плате за землю", с учетом индексации;
п) земли, предоставленные для строительства государственных и муниципальных объектов, не облагаются земельным налогом на период строительства;
р) земли, занятые техническими сооружениями и сетями государственных и муниципальных организаций (теплопунктами, газораспределительными станциями, трансформаторными подстанциями, водопроводами, водоемами) не облагаются земельным налогом;
с) земли, занятые нежилыми помещениями в жилых домах, облагаются земельным налогом соразмерно доле, занимаемой помещением, по ставкам, установленным для населенных пунктов (поселений), и в соответствии с целевым назначением помещения.
--------------------------------------------------
Статья 12. Принципы установления арендной платы за землю
1. За земельные участки (доли земельных участков), переданные в аренду организациями или гражданами, освобожденными в соответствии с законодательством от уплаты земельного налога, взимается арендная плата.
2. При передаче в аренду зданий, сооружений или отдельных площадей (этажей) арендная плата взимается с площади земельного участка пропорционально занимаемой доли недвижимости, переданной в аренду.
3. Размер арендной платы исчисляется в денежном и натуральном выражении и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год.
4. Базовые размеры арендной платы за государственные земли устанавливаются органом исполнительной власти области, за муниципальные земли - органами местного самоуправления.
5. Минимальный размер арендной платы для хозяйствующих субъектов устанавливается не ниже ставки земельного налога.
6. Арендная плата за землю для организаций, зарегистрированных в зонах экономического благоприятствования, использующих земельный фонд области, устанавливается в размере 200 кратной ставки земельного налога.
7. Арендная плата за земли, занятые базами отдыха, пансионатами, пионерскими лагерями, взимается с организаций по ставкам, установленным статьей 9 Закона Российской Федерации "О плате за землю", с учетом индексации.
8. Основанием для взимания арендной платы за земли, занятые охранными, санитарно-защитными, техническим и другими зонами, является договор аренды с указанием площадей этих зон, за исключением участков, предоставленных в пользование (постоянное, временное) иным лицам.
9. Арендная плата за земли, занятые трассами газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктов, линями электропередач, линиями связи и сопутствующими строениями и сооружениями, включая охранную зону, взимается по ставкам, установленным статьей 9 Закона Российской Федерации "О плате за землю", с учетом индексации.
10. Арендная плата за земли, предоставленные для разработки участков недр, взимается по ставкам, установленным статьей 9 Закона Российской Федерации "О плате за землю", с учетом индексации.
11. Ограничения по арендной плате за землю могут быть установлены в законодательном порядке.
--------------------------------------------------
Статья 13. Принципы установления цены земли
1. Нормативная цена земли применяется при передаче (продаже) земельных участков из государственной или муниципальной собственности, оценки земельных участков для нотариальных, судебных органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на землю, в иных случаях.
2. Коэффициенты к нормативной цене земли, зависящие от уровня рыночных цен на землю различного целевого назначения, устанавливается ежегодно органом исполнительной власти области.
3. На период становления рынка нормативная цена земли используется в качестве кадастровой оценки.
4. Рыночная цена, определяемая спросом и предложением, применяется при определении стоимости конкретных земельных участков (долей земельных участков) на дату оценки для случаев их купли или продажи.
5. Рыночная стоимость определяется с использованием различных методов оценки, как наиболее вероятная цена, за которую земельный участок может быть продан.
6. При продаже государственных или муниципальных земель затраты на проведение инвентаризации земельных участков включаются в их стоимость.
7. При продаже прав аренды земельного участка затраты на его инвентаризацию включаются в начальную (стартовую) цену.
8. Плата за пользование чужим земельным участком (сервитут) применяется в случае установления ограничений на пользование земельным участком.
--------------------------------------------------
Глава V. Установление платы за землю и его порядок
--------------------------------------------------
Законом Челябинской области от 28 ноября 1999 г. N 91-ЗО в статью 14 настоящего закона внесены дополнения
Статья 14. Ставки земельного налога
1. Установить средние размеры земельного налога с одного гектара пашни, сенокосов, пастбищ (по классам) согласно приложению 1.
Ставки налога на 1 гектар пашни, сенокосов, пастбищ по шифрам оценочных групп почв используются при оценке земель.
2. Установить коэффициенты по местоположению земельных участков сельскохозяйственного назначения для исчисления сумм земельного налога согласно приложению 2.
3. Установить средние ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения по административным районам и городам областного подчинения согласно приложению 3.
4. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных организаций, не имеющих почвенного обследования и оценки земель, взимается по ставкам налога на сельскохозяйственные угодья согласно приложению 3.
5. При исчислении налога в рублях за 1 гектар применять следующие минимальные ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения:
- пашня -0,63;
- сенокосы -0,38;
- пастбища -0,29.
6. Применять в городах Челябинске, Магнитогорске, Миассе, Златоусте к ставкам земельного налога повышающие коэффициенты, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" (таблица 3).
7. Утвердить пригородную зону для города Челябинска согласно приложению 4.
8. При исчислении земельного налога применяется повышающий коэффициент 2,2 к ставкам налога на земли, расположенные в населенных пунктах пригородной зоны города Челябинска.
9. Налог на земельные участки, предоставленные организациям угольной промышленности, расположенные в городской (поселковой) черте (кроме земельных участков, переданных другим лицам), взимается по ставкам, установленным статьей 9 Закона Российской Федерации "О плате за землю", с учетом индексации.
10. Налог на земельные участки сельскохозяйственных организаций, занятые теплицами, парниками, оранжереями, многолетними насаждениями (плодово-ягодными культурами), животноводческими помещениями, взимается по ставкам сельскохозяйственных угодий согласно приложению 3.
11. Налог за пользование замкнутыми водоемами, предоставленными для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается согласно приложению 3.
12. Налог на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, взимается по ставкам согласно приложению 3.
13. Налог на земельные участки, занятые лесом, лесозащитными полосами, болотами, кустарниками, расположенными в границах населенных пунктов и вне их черты, не входящие в состав лесного фонда и предоставленные юридическим и физическим лицам в обособленное пользование, взимается по ставкам согласно приложению 3.
14. Налог на земли, не покрытые лесом и предоставленные организациям лесного хозяйства и лесной промышленности для целей, не связанных с их основной деятельностью (пилорама, пасека, другие объекты), взимается по ставкам, установленным статьей 9 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
15. Налог на земли, занятые линейными объектами, проходящими по поверхности земли и над землей (линиями опор электропередач, водо-, газо-, паро- и продуктопроводами), и соответствующими линейными сооружениями, взимается, включая охранную зону, по ставкам, установленным статьей 9 Закона Российской Федерации "О плате за землю", с учетом индексации.
16. Налог на земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами (за исключением находящихся в федеральной собственности) взимается по ставкам согласно приложению 3.
17. Налог на земельные участки, занятые жилищным фондом и предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, взимается со всей площади участка по ставкам согласно приложению 3.
18. Налог на земли, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах городов и поселков городского типа, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 12 копеек за квадратный метр с учетом индексации.
--------------------------------------------------
Статья 15. Порядок и сроки внесения платы за землю
--------------------------------------------------
4. Земельный налог и арендная плата за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, перечисляется плательщиками в следующих долях:
- на бюджетные счета Российской Федерации - 20 процентов
от сельскохозяйственных угодий;
- на бюджетные счета области - 10 процентов
от сельскохозяйственных угодий;
- на бюджетные счета муниципальных образований - оставшаяся
часть средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.