Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Цели, структура, стоимость и сроки разработки областных целевых экологических программ.
4.1. Программа "Нормализация экологической обстановки на территориях городов и районов Челябинской области, отнесенных к зонам "экологического бедствия" или "чрезвычайных экологических ситуаций"
Цель программы:
- оценка экологического состояния территории Челябинской области, выявление зон экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций, возникших в результате антропогенного воздействия, классификация территории Челябинской области по единому методическому подходу, базирующемуся на "Критериях оценки экологической обстановки", утвержденных 30 ноября 1992 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;
- разработка программы выхода из экологического кризиса с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности населения на территориях, получивших на федеральном или областном уровнях особый экологический статус;
- получение денежных средств из федерального бюджета, льготных кредитов и введение льготного налогообложения для территорий области, получивших особый экологический статус на федеральном уровне.
Состав программы дан в таблице 1.
4.2. Программа "Отходы Челябинской области"
Цель программы:
формирование единой государственной политики и перспективной программы обращения с отходами на уровне Челябинской области, реализация которой позволит сократить загрязнение окружающей природной среды бытовыми и производственными отходами, сэкономить первичные природные ресурсы области, вовлекая в хозяйственный оборот отходы.
Программа разрабатывается применительно ко всем видам отходов, имеющих место на территории области.
Реализация программы "Отходы Челябинской области" позволит подойти к решению следующих задач:
- снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;
- сокращение видов отходов на основе применения новых технологических решений;
- эффективное использование сырьевого и энергетического потенциала вторичных материальных ресурсов;
- экологически безопасное размещение отходов;
- целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на утилизацию отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Состав программы дан в таблице 2.
4.3. Программа "Охрана и рациональное использование водных ресурсов"
В области имеется "дефицит" водных ресурсов, что определяет политику жесткого контроля за водопользованием и снижением нормативов водопотребления.
Большинство водоемов области загрязнено промышленными, хозбытовыми сточными водами, поверхностным стоком с полей и животноводческих ферм, вследствие чего качество воды в них по целому ряду компонентов значительно превышает предельно допустимые нормативы для водоемов рыбохозяйственного значения.
Наиболее трудоемкое и капиталоемкое направление ликвидации "водного голода" - это очистка и утилизация сточных вод.
В связи с тем, что основным загрязнителем водных ресурсов области являются неочищенные и недостаточно очищенные воды жилищно-коммунального хозяйства, представленная программа мероприятий ориентирована в основном на необходимость решения вопросов по строительству и реконструкции очистных сооружений хозбытовой канализации.
Состав программы дан в таблице 3.
4.4. Программа "Охрана атмосферного воздуха"
В целом по области насчитывается более 600 промышленных предприятий и организаций (не считая бывших колхозов и совхозов), имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу более чем от 22 тыс. стационарных и более 300 тыс. передвижных источников.
Около 7 тыс. стационарных источников выбросов в атмосферу оснащено пылегазоулавливающими установками, около 1500 неоснащенных источников должны быть оснащены газоочистками, кроме этого из-за низкой эффективности ряда находящегося в эксплуатации газоочистного оборудования свыше 600 источников требуют дооснащения установками очистки.
Из 6 тыс. установок очистки, находящихся в эксплуатации на предприятиях области, около 40% к настоящему времени физически и морально устарели и требуют замены.
Цель программы:
обеспечение сокращения вредных выбросов в атмосферу.
Решаемые задачи:
- оздоровление экологической обстановки;
- сохранение здоровья населения.
Состав программы дан в таблице 4.
4.5. Программа "Экологическое образование"
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
В процессе экологического образования человек приобретает не только знание и умение, но и опыт творчески-преобразовательной деятельности, систему нравственных ценностей и отношений к природе, к самому себе. Поэтому экологическое образование выступает одним из главных факторов обеспечения экологической безопасности России.
Цель программы:
Практическая реализация статей с 73 по 76 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и Закона "Об образовании", как результат - создание системы непрерывного экологического образования в области.
Состав программы дан в таблице 5.
4.6. Программа "Обеспечение безопасного проживания населения Челябинской области в условиях аномально-высокого воздействия радиационных и геохимических факторов"
Природные экологические факторы в сочетании с техногенными существенно влияют на условия жизни и деятельности человека. Знание естественного фона необходимо для оценки общей экологической ситуации и определения вклада техногенного воздействия.
Из природных экологических факторов в последнее время большое внимание уделяется радиационному и геохимическому.
Челябинская область по своим геологическим особенностям отличается повышенной естественной радиоактивностью горных пород. Сложная структура, нарушенность геологического разреза, отсутствие на значительной части ее территории осадочного чехла способствуют выделению радиоактивных эманаций радона и торона.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольший вклад в облучение населения вносят радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений. Отдельные группы населения могут получать за счет вдыхаемого радона чрезвычайно высокие дозы, десятки Зивертов на легкие. По данным НКДАР ООН, около 20% всех раков легкого обусловлено радоном и его дочерними продуктами.
В производственных условиях воздействию природных источников ионизирующего излучения подвергаются работники разведочных, горно- и нефтеперерабатывающих предприятий, а также производств, перерабатывающих минерельное сырье. Основным радиационным фактором на таких объектах является поступление долгоживущих естественных радионуклидов с производственной пылью, а на нефтегазовых - с растворами солей радия. Высокотемпературные и другие производственные процессы приводят к выбросу радионуклидов во внешнюю среду и их накоплению на технологическом оборудовании.
Перечисленные факторы приобретают особую значимость для Челябинской области.
Настоящая программа предполагает взаимодействие с Федеральной программой "РАДОН".
При этом предполагается решение следующих задач:
- радиационно-геохимическое районирование и обследование территории области, районов и населенных пунктов с целью выделения радиационно-опасных площадей и геохимических аномалий, составление карт природных аномалий;
- гигиеническое обследование населения и народохозяйственных объектов, выявление групп риска, уровней воздействия радиационного и геохимического факторов;
- эпидемиологическое исследование состояния здоровья населения, производственного персонала, подвергающихся воздействию природных аномальных факторов, оценка риска и разработка мер профилактики;
- создание системы социально-гигиенического мониторинга по радиационному и геохимическому факторам, с организацией информационно-аналитической системы.
Решение поставленных задач позволит получить следующие результаты:
- создать систему предупредительных мер защиты населения от аномально-высокого природного радиационного и геохимического воздействия;
- снизить уровни радиационного и геохимического воздействия на население за счет сокращения поступления естественных радионуклидов, солей тяжелых металлов, редкоземельных элементов в среду обитания человека;
- оптимизировать меры радиационной защиты для облученного населения области с целью снижения отдаленных последствий (злокачественных заболеваний);
- создать систему профилактических мер против эндемичных форм заболеваемости населения;
- установить региональные уровни по природному радиационному и геохимическому "фону", что будет способствовать более корректной оценке состояния окружающей среды и техногенного воздействия на население.
Первый этап в достижении основной цели программы (1995-1996г.г.) позволит выявить зоны геоэкологического риска.
Состав программы указан в таблице 6.
4.7. Программа "Развитие системы поддержки принятия решений комитета по ЧС областной администрации" (на 1995-1996г.г.)
Цель:
Создание благоприятных условий (аппаратно-программных, организационных) для более полного и оперативного объединения усилий и знаний специалистов различных служб и организаций различных ведомств, для решения следующих задач:
- контроль, анализ и прогноз состояния окружающей природной среды;
- снижение риска возникновения радиационных и иных аварий и катастроф;
- отработка взаимодействия при ликвидации последствий крупномасштабных аварий, катастроф.
Предполагаемые результаты:
1. Единое информационное пространство обмена данными при радиационных авариях (Комитет по ЧС, Челябгидромет, ОблСЭС, ПО МАЯК, ВНИИТФ) на основе геоинформационных технологий и цифровых моделей местности в стандартах Роскартографии:
1.1. создание прикладной картографической системы (ГИС) поддержки принятия управленческих решений председателя областной комиссии по ЧС на электронных картах М 1:1000000, 1:200000; установка ГИС на опытную эксплуатацию в Комитете по ЧС и штабе ГО;
1.2. развитие существующих ГИС Челябгидрометцентра, ОблСЭС, Комводхоза, Облкомэкологии, ПО МАЯК, ВНИИТФ (банки характеристик выброса, расчетов распространения, расчеты доз и т.д.);
1.3. приобретение недостающих установок ЦИМ;
1.4. наполнение ГИС необходимыми данными (силы и средства реагирования, население и т.д.).
2. Информационные каналы получения текущей метеоинформации для получения и уточнения прогноза радиационной обстановки:
2.1. канал и программно-технический комплекс непрерывного получения метеоинформации и прогноза радиационной обстановки по данным Росгидромета Челябгидрометцентром;
2.2. каналы и программно-технические средства получения метеоинформации по запросу для ввода в модели ПО МАЯК, ВНИИТФ, штаб ГО; обмена данными с комитетом по ЧС.
Состав программы указан в таблице 7.
4.8. Программа "Научно-исследовательские и методические работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1995г."
Погодные условия на Урале в 1994 году сложились крайне неблагоприятно. Бурный весенний паводок, а затем летние ливни нанесли области значительный ущерб. Так, по весеннему паводку он оценивается в 16.8 млрд.руб., а по летнему дождевому - около 10.5 млрд.руб. Это без учета потерь по сельскому хозяйству, которые как минимум удвоят зти цифры.
По видам сооружений особенно пострадали жилые дома и хозяйственные постройки, плотины, дороги, мосты, линии электропередач и связи, погиб домашний скот и птица.
Материалы по ущербу от весеннего паводка представлены в Министерство по чрезвычайным ситуациям.
В сложившейся ситуации для снижения ущерба от стихийных бедствий необходимо выполнить научно-исследоательские работы, обеспечивающие разработку мероприятий по снижению ущерба от стихийных бедствий на территории области.
В состав научно-исследовательских работ включены работы по стоимостной оценке и объема аварийно-восстановительных работ, методические рекомендации для городов и районов области по оформлению материалов, связанных со стихийными бедствиями, обследование водохозяйственных систем области, определение размеров территорий, подвергающихся затоплению при разрушении плотин и возникновении волны прорыва, а также время ее распространения.
Состав программы дан в таблице 8.
4.9. Программа "Экологическая безопасность Урала"
Разработка программы производится на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июня 1993г. N 640 "О реализации Генерального Соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Советом Министров - Правительством Российской Федерации на 1993г." и с решением совещания представителей органов власти и управления, государственных природоохранных органов, производственных, научных и коммерческих структур Уральского региона - областей Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Пермской, республик Башкортостан и Удмуртия, а также Минприроды России, состоявшегося в соответствии с приказом Министерства охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ от 11 декабря 1992г. N 30 в г.Перми 19-20 января 1993г.
Основными целями программы являются:
- обеспечение экологической безопасности Уральского региона на основе снижения техногенной нагрузки на окружающую среду до уровня, обеспечивающего благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения;
- вывод республик и областей региона из состояния экологического кризиса;
- переход к научно обоснованному сочетанию экологических и экономических интересов общества, исходя из требований экологически устойчивого его развития;
- получение денежных средств из федерального бюджета, льготных кредитов для реализации программы.
Принципы формирования программы.
Разработка и реализация программы осуществляется при соблюдении следующих основных принципов:
- приоритетности решения общерегиональных экологических проблем;
- взаимовыгодности участия республик и областей Урала в выполнении программы на основе баланса их интересов;
- системности решения экологических проблем региона;
- поэтапности развития программы.
Соблюдение принципа приоритетности означает первоочередное решение наиболее острых экологических проблем в интересах всех или большинства республик и областей Урала.
Взаимовыгодность участия республик и областей в выполнении программы определяется расширением возможностей для решения каждой из них своих экологических проблем с точки зрения дополнительного финансирования природоохранной деятельности и широкого использования результатов выполнения программы.
Системность решения экологических проблем региона реализуется координацией планирования и осуществления программных действий по решению экологических проблем Уральского региона на всех иерархических уровнях управления природоохранной деятельностью (предприятия, города, области или республики, региона, Федерации).
Поэтапное развитие программы означает планирование решения поставленных неотложных задач на период не более пяти лет, а также корректировку целей и задач программы на следующий период на достигнутой базе с учетом изменений экологической, экономической и социальной обстановки в Уральском регионе и Российской Федерации в целом.
Программа является открытой для участия в ней субъектов Федерации, юридических и физических лиц, готовых на взаимоприемлемой и добровольной основе сотрудничать с органами управления программой. Программа в любой момент времени открыта для рассмотрения в установленном порядке новых предложений и начала новых работ. Доступность информации для участников программы достигается публикацией концепции программы, открытым ее формированием, информированием всех заинтересованных лиц о наиболее важных результатах, достигнутых в ходе выполнения программы.
Основным фактором успешной реализации программы является широкое использование научно-производственного потенциала Уральского региона путем создания специальной системы управления, контроля и финансового обеспечения намечаемых мероприятий.
Состав программы дан в таблице 9.
4.10. Программа "Развитие и совершенствование сети особо охраняемых территорий области"
Описание ситуации:
особо охраняемые природные территории - государственные природные заповедники и национальные природные парки занимают только 1.986% территории области, тогда как массовые вырубки хвойных деревьев, экстремальные условия существования, вызваны возрастающим антропогенным воздействием на уязвимые биоценозы, диктуют необходимость углубленной разработки экологических принципов развития системы природоохранных мероприятий региона - увеличение вклада ООПТ в оптимизацию экологического баланса области.
Указом Президента Российской Федерации от 02.10.92г. N 1155 "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации" предусматривается расширение сети заповедников и национальных природных парков до 3%.
Цель программы:
программа развития и совершенствования ООПТ области направлена на обеспечение сохранности природного многообразия, ресурсов растительного и животного мира, минеральных и водных ресурсов, оптимизацию использования рекреационных ресурсов области в целях предотвращения экологической катастрофы, на грани которой находятся отдельные районы и экосистема территории в целом.
Задачи, поставленные перед программой, включают в себя комплекс научно-практических мероприятий по:
стабилизации природных процессов;
предотвращению сокращения лесного фонда Южного Урала, осуществляющего функции естественного природного биофильтра;
сохранению и воспроизводству эндемичных и реликтовых видов флоры и фауны, редких, промысловых животных, сохранению участков ландшафтов и недр, представляющих научную, культурную или эстетическую ценность.
Состав программы указан в таблице 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.