Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Цели, структура, стоимость и сроки разработки областных целевых экологических программ.
4.1. Программа "Нормализация экологической обстановки на территориях городов и районов Челябинской области, отнесенных к зонам "экологического бедствия" или "чрезвычайных экологических ситуаций"
Цель программы:
- оценка экологического состояния территории Челябинской области, выявление зон экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций, возникших в результате антропогенного воздействия, классификация территории Челябинской области по единому методическому подходу, базирующемуся на "Критериях оценки экологической обстановки", утвержденных 30 ноября 1992 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;
- разработка программы выхода из экологического кризиса с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности населения на территориях, получивших на федеральном или областном уровнях особый экологический статус;
- получение денежных средств из федерального бюджета, льготных кредитов и введение льготного налогообложения для территорий области, получивших особый экологический статус на федеральном уровне.
Состав программы дан в таблице 1.
4.2. Программа "Отходы Челябинской области"
Цель программы:
формирование единой государственной политики и перспективной программы обращения с отходами на уровне Челябинской области, реализация которой позволит сократить загрязнение окружающей природной среды бытовыми и производственными отходами, сэкономить первичные природные ресурсы области, вовлекая в хозяйственный оборот отходы.
Программа разрабатывается применительно ко всем видам отходов, имеющих место на территории области.
Реализация программы "Отходы Челябинской области" позволит подойти к решению следующих задач:
- снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;
- сокращение видов отходов на основе применения новых технологических решений;
- эффективное использование сырьевого и энергетического потенциала вторичных материальных ресурсов;
- экологически безопасное размещение отходов;
- целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на утилизацию отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Состав программы дан в таблице 2.
4.3. Программа "Охрана и рациональное использование водных ресурсов"
В области имеется "дефицит" водных ресурсов, что определяет политику жесткого контроля за водопользованием и снижением нормативов водопотребления.
Большинство водоемов области загрязнено промышленными, хозбытовыми сточными водами, поверхностным стоком с полей и животноводческих ферм, вследствие чего качество воды в них по целому ряду компонентов значительно превышает предельно допустимые нормативы для водоемов рыбохозяйственного значения.
Наиболее трудоемкое и капиталоемкое направление ликвидации "водного голода" - это очистка и утилизация сточных вод.
В связи с тем, что основным загрязнителем водных ресурсов области являются неочищенные и недостаточно очищенные воды жилищно-коммунального хозяйства, представленная программа мероприятий ориентирована в основном на необходимость решения вопросов по строительству и реконструкции очистных сооружений хозбытовой канализации.
Состав программы дан в таблице 3.
4.4. Программа "Охрана атмосферного воздуха"
В целом по области насчитывается более 600 промышленных предприятий и организаций (не считая бывших колхозов и совхозов), имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу более чем от 22 тыс. стационарных и более 300 тыс. передвижных источников.
Около 7 тыс. стационарных источников выбросов в атмосферу оснащено пылегазоулавливающими установками, около 1500 неоснащенных источников должны быть оснащены газоочистками, кроме этого из-за низкой эффективности ряда находящегося в эксплуатации газоочистного оборудования свыше 600 источников требуют дооснащения установками очистки.
Из 6 тыс. установок очистки, находящихся в эксплуатации на предприятиях области, около 40% к настоящему времени физически и морально устарели и требуют замены.
Цель программы:
обеспечение сокращения вредных выбросов в атмосферу.
Решаемые задачи:
- оздоровление экологической обстановки;
- сохранение здоровья населения.
Состав программы дан в таблице 4.
4.5. Программа "Экологическое образование"
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
В процессе экологического образования человек приобретает не только знание и умение, но и опыт творчески-преобразовательной деятельности, систему нравственных ценностей и отношений к природе, к самому себе. Поэтому экологическое образование выступает одним из главных факторов обеспечения экологической безопасности России.
Цель программы:
Практическая реализация статей с 73 по 76 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и Закона "Об образовании", как результат - создание системы непрерывного экологического образования в области.
Состав программы дан в таблице 5.
4.6. Программа "Обеспечение безопасного проживания населения Челябинской области в условиях аномально-высокого воздействия радиационных и геохимических факторов"
Природные экологические факторы в сочетании с техногенными существенно влияют на условия жизни и деятельности человека. Знание естественного фона необходимо для оценки общей экологической ситуации и определения вклада техногенного воздействия.
Из природных экологических факторов в последнее время большое внимание уделяется радиационному и геохимическому.
Челябинская область по своим геологическим особенностям отличается повышенной естественной радиоактивностью горных пород. Сложная структура, нарушенность геологического разреза, отсутствие на значительной части ее территории осадочного чехла способствуют выделению радиоактивных эманаций радона и торона.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольший вклад в облучение населения вносят радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений. Отдельные группы населения могут получать за счет вдыхаемого радона чрезвычайно высокие дозы, десятки Зивертов на легкие. По данным НКДАР ООН, около 20% всех раков легкого обусловлено радоном и его дочерними продуктами.
В производственных условиях воздействию природных источников ионизирующего излучения подвергаются работники разведочных, горно- и нефтеперерабатывающих предприятий, а также производств, перерабатывающих минерельное сырье. Основным радиационным фактором на таких объектах является поступление долгоживущих естественных радионуклидов с производственной пылью, а на нефтегазовых - с растворами солей радия. Высокотемпературные и другие производственные процессы приводят к выбросу радионуклидов во внешнюю среду и их накоплению на технологическом оборудовании.
Перечисленные факторы приобретают особую значимость для Челябинской области.
Настоящая программа предполагает взаимодействие с Федеральной программой "РАДОН".
При этом предполагается решение следующих задач:
- радиационно-геохимическое районирование и обследование территории области, районов и населенных пунктов с целью выделения радиационно-опасных площадей и геохимических аномалий, составление карт природных аномалий;
- гигиеническое обследование населения и народохозяйственных объектов, выявление групп риска, уровней воздействия радиационного и геохимического факторов;
- эпидемиологическое исследование состояния здоровья населения, производственного персонала, подвергающихся воздействию природных аномальных факторов, оценка риска и разработка мер профилактики;
- создание системы социально-гигиенического мониторинга по радиационному и геохимическому факторам, с организацией информационно-аналитической системы.
Решение поставленных задач позволит получить следующие результаты:
- создать систему предупредительных мер защиты населения от аномально-высокого природного радиационного и геохимического воздействия;
- снизить уровни радиационного и геохимического воздействия на население за счет сокращения поступления естественных радионуклидов, солей тяжелых металлов, редкоземельных элементов в среду обитания человека;
- оптимизировать меры радиационной защиты для облученного населения области с целью снижения отдаленных последствий (злокачественных заболеваний);
- создать систему профилактических мер против эндемичных форм заболеваемости населения;
- установить региональные уровни по природному радиационному и геохимическому "фону", что будет способствовать более корректной оценке состояния окружающей среды и техногенного воздействия на население.
Первый этап в достижении основной цели программы (1995-1996г.г.) позволит выявить зоны геоэкологического риска.
Состав программы указан в таблице 6.
4.7. Программа "Развитие системы поддержки принятия решений комитета по ЧС областной администрации" (на 1995-1996г.г.)
Цель:
Создание благоприятных условий (аппаратно-программных, организационных) для более полного и оперативного объединения усилий и знаний специалистов различных служб и организаций различных ведомств, для решения следующих задач:
- контроль, анализ и прогноз состояния окружающей природной среды;
- снижение риска возникновения радиационных и иных аварий и катастроф;
- отработка взаимодействия при ликвидации последствий крупномасштабных аварий, катастроф.
Предполагаемые результаты:
1. Единое информационное пространство обмена данными при радиационных авариях (Комитет по ЧС, Челябгидромет, ОблСЭС, ПО МАЯК, ВНИИТФ) на основе геоинформационных технологий и цифровых моделей местности в стандартах Роскартографии:
1.1. создание прикладной картографической системы (ГИС) поддержки принятия управленческих решений председателя областной комиссии по ЧС на электронных картах М 1:1000000, 1:200000; установка ГИС на опытную эксплуатацию в Комитете по ЧС и штабе ГО;
1.2. развитие существующих ГИС Челябгидрометцентра, ОблСЭС, Комводхоза, Облкомэкологии, ПО МАЯК, ВНИИТФ (банки характеристик выброса, расчетов распространения, расчеты доз и т.д.);
1.3. приобретение недостающих установок ЦИМ;
1.4. наполнение ГИС необходимыми данными (силы и средства реагирования, население и т.д.).
2. Информационные каналы получения текущей метеоинформации для получения и уточнения прогноза радиационной обстановки:
2.1. канал и программно-технический комплекс непрерывного получения метеоинформации и прогноза радиационной обстановки по данным Росгидромета Челябгидрометцентром;
2.2. каналы и программно-технические средства получения метеоинформации по запросу для ввода в модели ПО МАЯК, ВНИИТФ, штаб ГО; обмена данными с комитетом по ЧС.
Состав программы указан в таблице 7.
4.8. Программа "Научно-исследовательские и методические работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1995г."
Погодные условия на Урале в 1994 году сложились крайне неблагоприятно. Бурный весенний паводок, а затем летние ливни нанесли области значительный ущерб. Так, по весеннему паводку он оценивается в 16.8 млрд.руб., а по летнему дождевому - около 10.5 млрд.руб. Это без учета потерь по сельскому хозяйству, которые как минимум удвоят зти цифры.
По видам сооружений особенно пострадали жилые дома и хозяйственные постройки, плотины, дороги, мосты, линии электропередач и связи, погиб домашний скот и птица.
Материалы по ущербу от весеннего паводка представлены в Министерство по чрезвычайным ситуациям.
В сложившейся ситуации для снижения ущерба от стихийных бедствий необходимо выполнить научно-исследоательские работы, обеспечивающие разработку мероприятий по снижению ущерба от стихийных бедствий на территории области.
В состав научно-исследовательских работ включены работы по стоимостной оценке и объема аварийно-восстановительных работ, методические рекомендации для городов и районов области по оформлению материалов, связанных со стихийными бедствиями, обследование водохозяйственных систем области, определение размеров территорий, подвергающихся затоплению при разрушении плотин и возникновении волны прорыва, а также время ее распространения.
Состав программы дан в таблице 8.
4.9. Программа "Экологическая безопасность Урала"
Разработка программы производится на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июня 1993г. N 640 "О реал
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.