Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аналитическая записка о ходе выполнения постановлений Челябинской областной Думы от 13.07.95г. N 218 "О защите прав инвесторов и потребителей финансовых услуг Челябинской области", от 29.09.95г. N 262 "О дополнительных мерах по защите прав обманутых вкладчиков", от 15.11.95г. N 273 "О ходе выполнения постановления областной Думы "О дополнительных мерах по защите обманутых вкладчиков"
В соответствии с данными постановлениями областной Думы в истекшие 1,5 года удалось осуществить ряд взаимосвязанных мер по защите прав вкладчиков, которым был причинен ущерб правонарушениями на финансовом и фондовом рынках Челябинской области. В 1993-95гг., как показывает анализ, в области действовало 67 местных финансовых компаний и 15 представительств или филиалов иногородних компаний, привлекших средства населения без соответствующих лицензий. Число так называемых "обманутых вкладчиков" в области составило почти 200 тысяч человек, объем задолженности - около 200 млрд. рублей. Наиболее радикально настроенная часть вкладчиков (примерно 10 процентов) сегодня требует незамедлительного возмещения своих потерь за счет средств бюджета. Столько же смирилось с безвозмездной потерей средств. Остальные (80 процентов) рассчитывают на позитивное изменение ситуации правовыми способами.
За этот период завершилась самоорганизация общественных движений, инициативных групп с разветвленной сетью филиалов (юридических лиц) на территории области. Усилиями актива общественных организаций (Кислицин В.И., Мазин И.С., Сирота В.С., Высоцкая Т.А., Шахова О.В., Задворнова Е.И., Гутникова Е.Ф., Бурдасов В.М. и др.) восстанавливаются реестры вкладчиков, с целью наложения ареста выявляются имущество и денежные средства бывших финансовых компаний, налажена помощь в оформлении судебных исков, установлены контакты с ликвидационными комиссиями компаний "Русская недвижимость", "Хопер", "Агропром-Инвест-Гео" и т.д. Создано региональное отделение ликвидационной комиссии АОЗТ "Русский дом Селенга". Закончено и передано в суд дело по обвинению руководителей "Южноуральской финансовой компании", завершается следствие по факту деятельности финансовых фирм "Фондовое агентство ЭКО", "Крестьянский ипотечный банк", "Брокерское агентство Крестьянского ипотечного банка" и т.д.
Возврат денег обманутым вкладчикам - проблема общефедерального значения. И поэтому в соответствии с пунктами 3, 4, 5 постановления N 262 01.11.95г. областной Думой были направлены: обращение к Федеральному Собранию, Президенту и Правительству РФ, в федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку с предложениями объединить усилия по незамедлительному принятию пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность на рынке ценных бумаг, предусмотрев соответствующие санкции за их невыполнение; к Президенту РФ о принятии Указа, инициирующего на федеральном и международном уровнях розыск денежных средств вкладчиков, акционеров и заимодателей; в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу - предложения и дополнения, защищающие инвесторов от деятельности недобросовестных компаний, в Кодексы - Уголовный и Об административных правонарушениях. Последние предложения нашли поддержку в Государственной Думе в недавних дополнениях в эти Кодексы.
Постановление областной Думы от 29.09.95г. N 262, в соответствии с п.6, было направлено представительным органам государственной власти субъектов РФ с просьбой поддержать нашу позицию в данном вопросе.
Центральный пункт постановления от 29.09.95г. N 262 - 2 - касается практических мер, связанных с созданием областного фонда поддержки обманутых вкладчиков, с обоснованием объемов погашения и источников финансирования, с разработкой механизма компенсации вкладов. К сожалению, в силу известного противостояния ответственные работники бывшей администрации области в установленные сроки не выполнили данных им поручений и не представили в областную Думу соответствующие предложения и Положения, в связи с чем областная Дума вынуждена была постановлением от 15.11.95г. N 273 обратить внимание первых руководителей администрации области на нетерпимость такого положения. По-существу комиссия по ценным бумагам (Дементьев А.В.) навязала свою концепцию работы с обманутыми вкладчиками. Созданный администрацией Челябинский Областной Фонд защиты частных инвестиций (ЧОФЗЧИ) ни по своим уставным целям, ни структурно не был приведен в соответствие с требованиями Указа Президента Российской Федерации N 1157 от 18.11.95г. Вместо того, чтобы сотрудничать с общественными организациями вкладчиков, накапливать средства для компенсации за счет розыска и продажи имущества "разорившихся" фирм, доходов от приватизации, составления реестра обманутых вкладчиков, активного участия в работе ликвидационных комиссий, фонд занимался просветительством, консультированием, проведением семинаров.
Невыполненным остался п.2 постановления от 29.09.95г. N 262 в части создания Народного депозитария для обслуживания и защиты прав частных инвесторов.
К положительным моментам в деятельности ЧОФЗЧИ можно отнести издание сборника "В поисках пропавших вкладов", практически еженедельные передачи по областному радио и других средствах массовой информации. Фондом оказана материальная помощь в пределах до 300 тыс. рублей вкладчикам-пенсионерам с социально минимальной пенсией и инвалидам.
В апреле с.г. депутаты Законодательного собрания приняли поправку в Закон об областном бюджете (статья 32), в соответствии с которой решено прибыль от размещения областного облигационного займа направлять на погашение задолженности перед обманутыми вкладчиками.
В связи с изложенным представляется необходимым:
1. В соответствии с п.11 Указа Президента РФ от 18.11.95г. N 1157 рекомендовать администрации области принять активное участие в деятельности Челябинского областного Фонда защиты частных инвестиций в обеспечении государственной поддержки и контроле за предпринимательской деятельностью на финансовом и фондовом рынках Челябинской области.
2. Учредителям ЧОФЗЧИ рекомендовать обновить состав правления и попечительского совета, существенно расширив представительство общественных организаций вкладчиков и акционеров.
3. Признать целесообразным внесение коренных изменений и дополнений в Устав Фонда, четко определив его цель и предмет деятельности, функциональные направления, структуру и ответственность, для чего образовать на попечительском совете рабочую группу по подготовке предложений.
4. Заслушать на попечительском совете отчет представителя правления ЧОФЗЧИ О.С.Худякова и провести проверку финансовой деятельности Фонда силами КРУ главного финансового управления администрации области.
5. Рекомендовать администрации области совместно с региональным отделением ФКЦБ разработать и принять комплексную программу защиты прав вкладчиков и акционеров, развития различных форм коллективного инвестирования, предусмотрев слагаемые наполнения областного фонда, надлежащее депозитарное обслуживание, механизм частичной поэтапной, дифференцированной компенсации вкладов, беспрепятственный доступ общественным объединениям вкладчиков к получению информации о деятельности фонда.
6. С учетом вышеизложенных обстоятельств постановления областной Думы от 13.07.95г. N 218 "О защите прав инвесторов и потребителей финансовых услуг Челябинской области", от 29.09.95г. N 262 "О дополнительных мерах по защите прав обманутых вкладчиков", от 15.11.95г. N 273 "О ходе выполнения постановления областной Думы "О дополнительных мерах по защите обманутых вкладчиков" как утратившие силу во времени следует с контроля снять.
Председатель Комитета по
финансово-бюджетной и
экономической политике |
В.В.Мазуль |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 29 мая 1997 г. N 106 "О ходе выполнения постановлений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.