Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
собрания Челябинской области
от 20 ноября 1997 г. N 204
Целевая программа "Сохранение и развитие курортов Челябинской области"
г.Челябинск 1997 год
I. Введение
Основанием для разработки целевой программы "Сохранение и развитие курортов Челябинской области" на 1997-2005гг. (далее именуется - Программа) служит:
1. Федеральные законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". (N 26-ФЗ 23 февраля 1995 года), "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.95г.).
2. Закон Челябинской области "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Челябинской области", N 38-ОЗ от 19.09.96г.
3. Федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения", утвержденная постановлением Правительства РФ 02.02.1996г. N 101; Постановление Правительства РФ от 16.11.1996г. N 1369 "О комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском районе и Тюменской области на 1997-2000 годы".
4. Указ Президента РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 3061-1 от 18.06.1992 года.
5. Указ Президента РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" N 4995-1 от 25.05.1993 года.
6. Целевая областная программа "Организация санаторно-курортного оздоровления населения Челябинской области, подвергшихся воздействию радиации в результате деятельности ПО "Маяк" на 1995-2000 годы", утвержденная Главой администрации области от 29.09.95г.
Разработка Программы обусловлена социально-экономическими особенностями области: высокий промышленный потенциал, высокий уровень радиации, техногенных нагрузок; богатейшие природные ресурсы, климато-географические условия, которые диктуют о приоритетности санаторно-курортного дела.
Разработка Программы обусловлена состоянием здоровья южноуральцев.
Продолжается снижение естественного прироста населения области, растет смертность во всех возрастных группах.
Нарастает угроза жизни и здоровья каждого южноуральца.
Программа нацелена на усиление государственной роли в деле улучшения экологической обстановки на курортных территориях.
Программа рассчитана:
- на признании Правительством области целесообразности создания экономических, социальных, правовых, организационных условий для развития санаторно-курортного дела области;
- на гарантии населению области санаторно-курортной помощи, как одного из этапов медицинской помощи;
- на гарантии Правительства области по финансированию санаторно-курортного дела на основе сочетания бюджетных, внебюджетных, страховых ассигнований, коммерческих и благотворительных начал.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Объектами Программы являются курорт Федерального значения Кисегач, включающий санатории "Кисегач" и "Еловое", пансионаты с лечением "Утес" и "Сосновая горка", строительно-монтажное предприятие "Курортстрой", автотранспортное предприятие "Челябинсккурорт", ТОО "Полюс-" "Боровое"), курорт федерального значения Увильды, санатории "Солнечный", "Урал", Магнитогорская курортная поликлиника, пансионат с лечением "Карагайский бор", дома отдыха "Тургояк" и "Золотой пляж". Челябинский областной Центр реабилитации пострадавших от радиации. Указанные здравницы на 4950 койко-мест и хозяйства составляют основу курортного фонда Челябинской области, который является составной частью курортного фонда Российской Федерации.
Необходимость разработки Программы вызвана экономическим положением санаторно-курортных организаций и предприятий.
С 1992 года практически прекращено централизованное финансирование капитального строительства новых и реконструкции действующих объектов.
В 1996 году сумма вложений денежных средств на эти цели сократилась более чем в 10 раз.
Недостаток денежных средств не позволил закончить реконструкцию дома отдыха "Золотой пляж", закрытого в 1991 году, и приступить к выполнению работ по переводу из сезонного в круглогодичный санаторий "Солнечный", закрытый на реконструкцию в 1992 году.
В стадии незавершенного строительства и реконструкции находятся пять спальных корпусов на 500 койко-мест. По состоянию на 01.01.1997г. количество неблагоустроенных и не отвечающих санитарным нормам койко-мест составляет 22,5% от общей вместимости.
Объекты инженерной инфраструктуры здравниц остаются без средств на эксплуатацию и реконструкцию. Резко возросло количество аварий на системах жизнеобеспечения здравниц, некоторые из них находятся в аварийном состоянии.
Срочно требуется принятие мер по реконструкции системы водоснабжения, канализования, очистных сооружений и воде и канализации в санаториях "Кисегач", "Увильды", "Урал", пансионатах "Карагайский бор", "Утес", где качество питьевой воды и хозбытовых стоков после очистки не соответствует санитарным нормам.
Тяжелое положение сложилось по объектам теплоснабжения, требуется проведение реконструкции в доме отдыха "Тургояк" котельной с разводящими сетями, в санатории "Солнечный" - строительства всей инженерной инфраструктуры: тепло-водо-электроснабжения и канализования хозбытовых стоков и т.д.
Необходима реконструкция котельных и тепловых сетей в санаториях "Увильды", "Урал", "Еловое", пансионате "Карагайский бор".
Повышается интенсивность использования лечебно-оздоровительных местностей.
Продолжается загрязнение озер "Увильды", "Кисегач", "Тургояк". По их охране нет единой политики. Не установлены научно-обоснованные нормы нагрузки на природно-лечебные ресурсы.
Фактически с 1990 года прекращено проведение поисково-разведочных и исследовательских работ по лечебным грязям, минеральным водам и другим лечебным ресурсам. По предварительным данным геологоразведочного объединения "Лечминресурсы" Министерства здравоохранения СССР (1990 год) Челябинская область располагает запасами лечебных грязей в 1 млрд. куб. м, запасы минеральных вод остаются не определенными.
Принятие Программы обуславливается, таким образом, необходимостью предупреждения необратимых процессов в экологии, истощения природных лечебных ресурсов.
Программа предусматривает подготовку и утверждение Правительством области "Положений об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов", "Положений о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами".
Подготовка этих документов, а также генеральных планов курортов предусматривает их государственную экологическую экспертизу.
Принятие Программы необходимо в связи с резким ростом за последние годы заболеваемости и смертности населения области.
Растет инвалидизация населения, в том числе лиц молодого возраста. Только 10% школьников признаются здоровыми.
В то же время в области не разработаны программы по профилактике, лечению, реабилитации населения по структурам заболеваемости, которые вошли на первое место: болезни органов дыхания, нервной системы.
Требует системности подход к санаторно-курортному оздоровлению участников событий в "горячих точках" России, СНГ, дальнего зарубежья.
Особого внимания требует подход к оздоровлению детей.
Заслуживает внимание опыт магнитогорцев по созданию "лесных школ".
Остро стоит вопрос о проведении санаторно-курортной реабилитации населения области, пострадавшего от воздействия радионуклидов, образовавшихся в результате аварии на ПО "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Челябинский областной Центр реабилитации пострадавших от радиации не соответствует требованиям, предъявленным к санаторно-курортным учреждениям и подлежит реконструкции и расширению. Потребность в санаторно-курортной реабилитации этой категории населения велика и требуется расширение существующих специализированных отделений и центров в санаторно-курортных организациях области.
Существующая лечебная база в санаториях и пансионатах с лечением крайне недостаточная и не позволяет открывать новые и расширять действующие центры и отделения, внедрять новые медицинские технологии для проведения новых реабилитационных мероприятий, устанавливать дополнительное современное медицинское отечественное и зарубежное оборудование, аппаратуру и бальнеотехнику.
Специализация отдельных санаториев и пансионатов на лечение по профилю заболеваний граждан, в том числе, участников Великой Отечественной войны и других вооруженных конфликтов, инвалидов, пенсионеров, подростков, детей и других также вызывает необходимость расширения лечебной базы.
Все это требует разработки программного подхода к этим проблемам внедрения современных медицинских и бальнеологических технологий:
приобретение для этого соответствующего медицинского и бальнеологического оборудования;
проведения цикла повышения квалификации кадров;
научного сопровождения этого процесса и коррекции этого раздела;
осуществления ежегодной экспертной оценки качества и эффективности санаторно-курортного лечения.
Следовательно, санаторно-курортному делу необходима государственная поддержка, которая позволит обеспечить приемственностью взаимность процессов профилактики, лечения и реабилитации лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и санаторно-курортных организаций.
III. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью настоящей Программы является сохранение и дальнейшее развитие курортного фонда области, с учетом специализации его составляющих по видам лечебно-профилактической деятельности, выявление и рациональное использование природных лечебных ресурсов области для укрепления здоровья южноуральцев.
Среди задач, требующих решения для достижения указанной цели главным являются:
- определение направлений государственной политики области в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
- укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы существующих лечебно-профилактических организаций, создание в них новых специализированных центров и отделений;
- повышение доступности санаторно-курортного лечения для большинства населения области и его эффективности;
- поддержание высокой и устойчивой конъюктуры спроса;
- сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно-профилактической и природной базы курортного дела;
- создание 3-го этапа медицинской помощи: поликлиника - стационар - отделения реабилитации в санаторно-курортных условиях с открытием отделений реабилитации в санаторно-курортных организациях для больных с заболеваниями органов дыхания, органов пищеварения, эндокринной системы, мочеполовой сферы и др. отделения;
- уточнение инвестиционной политики;
- определение принципов участия лечебно-профилактических организаций на отечественном и мировом рынке санаторно-курортных услуг.
Программа реализуется в период 1998-2005 годов и разделена на два этапа. Первый этап (1998-2000 годы) включает выполнение первоочередных неотложных мероприятий. На втором этапе (2001-2005 годы) предусматривается реализация основных мероприятий и завершение Программы.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет долевого участия Федерального бюджета по курортам Федерального значения, бюджета Челябинской области и привлечения для ее выполнения внебюджетных источников, а также собственных средств санаторно-курортной системы области.
В качестве внебюджетных источников предусмартивается использовать средства предприятий и учреждений различных форм собственности, имеющих долю собственности в курортном фонде области, отчисления юридических и физических лиц, заинтересованных в осуществлении Программы, а также другие источники финансирования.
Стоимость мероприятий Программы составляет 201870 млн. рублей, в том числе, из средств бюджета Челябинской области - 114841 млн. рублей (56,84%), из средств федерального бюджета - 26800 млн. рублей (13,28%), из собственных средств санаторно-курортной системы - 45179 млн. рублей (22,38%), из привлеченных средств - 15050 млн. рублей (7,46%).
Финансирование мероприятий Программы, осуществляемых за счет средств бюджета области и внебюджетных фондов производится в форме бюджетных инвестиций, субсидий, бюджетных ссуд, государственного контракта или заказа, привлечения средств частных лиц, иностранных инвестиций.
Финансирование по другим источникам осуществляется по договоренности сторон.
V. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Законодательным собранием и Правительством Челябинской области и областным государственным унитарным предприятием "Челябинсккурорт".
Ежегодно ОГУП "Челябинсккурорт" в установленные сроки представляет в администрацию и Законодательное собрание области предложения по финансовому обеспечению мероприятий Программы из бюджета области на предстоящий календарный год и отчет о реализации мероприятий за текущий год.
ОГУП "Челябинсккурорт" готовит администрации области необходимые документы по решению на федеральном и областном уровнях вопросов привлечения средств фондов социального страхования, обязательного медицинского страхования, социальной защиты населения, пенсионного и иных фондов, льготных кредитов банков и финансовых компаний, средств зарубежных инвесторов на определенных условиях, а также предоставления налоговых и иных льгот предприятиям и организациям различных форм собственности, заинтересованных в осуществлении Программы и участвующих в ее финансировании.
VI. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется ОГУП "Челябинсккурорт" в тесном взаимодействии с Законодательным собранием области. Правительством области, с привлечением всех заинтересованных сторон.
Механизм реализации Программы охватывает широкий спектр организационных, экономических, правовых мер. Предусматривается использование льготное налогообложение, льготные тарифы, субсидии и ассигнования из бюджета области, иностранные инвестиции.
Доминирующим фактором по реализации Программы является практическое осуществление областной экономической политики по сохранению и развитию санаторно-курортного дела. Основу экономического механизма управления Программой составит консолидация источников финансирования отдельных проектов Программы.
Устанавливаются следующие основные направления по реализации Программы:
- стимулирование направления прибыли на развитие санаторно-курортного комплекса и финансирование капитальных вложений путем установления льготной ставки налога на прибыль банка, предприятия, организации, направляющих средства на инвестиции в санаторно-курортные организации;
- освобождение санаторно-курортных организаций на определенный срок от уплаты налогов на прибыль, платежей в дорожные фонды и других местных и областных налогов;
- первоочередное размещение заказов на приобретение санаторно-курортных путевок в местные здравницы;
- представление в пользование земельных участков и лечебных природных ресурсов на льготных условиях;
- осуществления мер регулирования задолженности объектов Программы по платежам в бюджет.
VII. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы
В настоящее время практически не существует научно-обоснованных критериев и норм, позволяющих определить социально-экономическую эффективность и окупаемость вложенных в социальной Программе.
Реализация Программы позволит обеспечить сохранение санаторно- курортных организаций области, увеличить их мощность, повысить качество санаторно-курортной помощи, снизить себестоимость санаторно-курортной путевки:
- обеспечить полную загрузку санаторно-курортных коек. Тем самым оздоровить не менее 120,0 тыс. человек в год.
Экономическая эффективность Программы оценивается, исходя из показателей эффективности в течение первого года после курортного лечения: сокращения количества дней временной нетрудоспособности на 60%, уменьшение потребности в госпитализации на 40%, сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах среди рабочих в 2 раза, уменьшение пособий по временной нетрудоспособности у работающих на предприятиях различной формы собственности на 80%, снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих на 50% (А.Н.Дюкарева, 1997; И.К.Кочергин, 1989):
Осуществление Программы будет способствовать прибыльности санаторно-курортных организаций, увеличению отчислений в бюджеты всех уровней, снижению социальной напряженности у населения области.
Реализация Программы существенно улучшит экологическую обстановку на курортах области, защитит и сохранит природные лечебные ресурсы и лечебно-оздоровительные местности с прилегающими к ним участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Паспорт целевой программы "Сохранение и развитие курортов Челябинской области"
Наименование программы - Целевая программа "Сохранение и развитие
курортов Челябинской области"
Дата принятия решения о - Постановление Челябинской областной Думы
разработке Программы, дата от 19.09.96г. N 526
ее утверждения (наименова-
ние и номер соответствующего
нормативного акта)
Государственный заказчик - Областное государственное унитарное пред
приятие "Челябинсккурорт"
Основной разработчик - Областное государственное унитарное
Программы предприятие "Челябинсккурорт"
Цели и задачи Программы, - сохранение и развитие курортов федерально
важнейшие целевые показатели го (долевое участие Администрации Челябин
ской области), областного и местного зна-
чений; улучшение их экологического состоя
ния, сохранение и рациональное использова
ние ценных природных лечебных ресурсов,
укрепление гидроминеральной базы, разви-
тие инфраструктуры.
Сроки и этапы реализации - 1998-2005 годы
Программы 1 этап (1998-2000 годы) - подготовка и
реализация первоочередных мероприятий;
2 этап (2001-2005 годы) - реализация
основных мероприятий и завершение
Программы
Перечень основных мероприия- - нормативно-правовое обеспечение;
тий организация управления курортным делом;
сохранение природных лечебных ресурсов
и развитие гидроминеральной базы курор-
тов; научное обеспечение (приложение 1).
Финансовое обеспечение, необходимое для
сохранения и развития курортов Челябинс-
кой области (приложение 2).
Исполнители основных мероприя - Областное государственное унитарное пред-
тий приятие "Челябинсккурорт" Челябинская ме-
дицинская академия, Уральская медицинская
академия дополнительного образования,
Уральский научно-практический центр радиа
ционной медицины, Главное управление здра
воохранения области,
Областной комитет по геологии и минераль-
ным ресурсам,
Комитет по управлению государственным
имуществом Челябинской области,
Комитет по экономике области,
Главное Финансовое управление области
Объемы и источники - 201870 млн. руб. (в ценах 1995г. - коэффи
финансирования циент к ценам 1984г. - 5492,8 из них,
26800 млн. руб. (13,28%) из средств
федерального бюджета, 114841 млн. руб.
(56,88%) (приложение 3) средств областно-
го бюджета, 45179 млн. рублей (22,38%) из
собственных средств санаторно-курортной
системы области и 15050 млн. руб. (7,46%)
из привлеченных средств
Ожидаемые конечные результаты - улучшение показателей здоровья и демогра-
реализации Программы фических показателей населения Челябинс-
кой области, сохранение и развитие курор-
тов области, резервирование и рациональ-
ное использование наиболее ценных природ-
ных лечебных факторов; сохранение особо
ценных лечебно-оздоровительных местностей
повышение общего уровня санаторно-курорт-
ных услуг и их конкурентноспособности
Система организации контроля - Администрация, Законодательное собрание
за исполнением Программы Челябинской области и Областное государст
венное унитарное предприятие "Челябинск-
курорт"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.