Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Законодательного
собрания Челябинской области
от 15 января 1998 г. N 229
Областная целевая программа
"Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов"
Челябинск 1997 год
Паспорт областной целевой программы
"Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов"
Наименование программы - Областная целевая программа "Социальная защита
инвалидов военной службы на период
1997-2000 годов."
Дата и номер принятия - Постановление Правительства Российской
решения о разработке Федерации от 22 апреля 1997 года N 454 "О
Программы федеральной целевой программе "Социальная защита
инвалидов военной службы на период
1997-2000 годов."
Государственный - Правительство Челябинской области.
заказчик - координатор
Программы
Основные разработчики - Главное управление социальной защиты населения
Программы области;
- Главное управление здравоохранения области;
- Управление по делам военнослужащих и
казачества;
- Департамент федеральной службы занятости по
Челябинской области;
- Областной Военный Комиссариат.
Цель и задачи - научно-методическое, нормативно-правовое,
Программы, важнейшие информационно-статистическое и кадровое
целевые показатели обеспечение решения проблем инвалидов военной
службы и их медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации;
- создание основ системы специального страхования
инвалидов военной службы;
- создание банка персонифицированных данных о
контингентеинвалидов военной службы;
- изучение контингента инвалидов военной службы;
- развитие объектов системы медицинской,
социальной и профессиональной реабилитации
инвалидов военной службы;
- реализация социальных льгот и гарантий
инвалидам военной службы;
- обеспечение санаторно-курортным лечением 1670
инвалидов военной службы в год (8,6% от общего
количества инвалидов военной службы с учетом
инвалидов Великой Отечественной войны);
- развитие активных форм и видов отдыха инвалидов
военной службы;
- создание реабилитационного центра на 60
койко-мест, что даст возможность реабилитировать
до 915 инвалидов военной службы (4.7% общего
количества инвалидов) в ходе реализации
программы;
- прикрепление инвалидов военной службы к
областному госпиталю инвалидов Отечественной
войны (обслуживание инвалидов боевых действий на
территориях других государств, в условиях
чрезвычайного положения при вооруженных
конфликтах);
- обеспечение инвалидов военной службы
эндопротезированными, протезно-ортопедическими
изделиями (3.7% учетного количества данной
категории);
- обеспечение жильем инвалидов военной службы и
членов их семей в соответствии с заявкой в
федеральную программу (в рамках подпрограммы
"Обеспечение жильем семей инвалидов военной
службы) 2771 семьи инвалидов (14.25% общего числа
инвалидов военной службы).
Сроки и этапы 1997 - 2000 годы.
реализации Программы 1 этап - 1997 - 1998 годы.
2 этап - 1999 - 2000 годы.
Исполнители основных - Главное управление социальной защиты населения
мероприятий Программы области;
- Областной военный комиссариат;
- Главное управление здравоохранения
администрации области;
- Главное финансовое управление администрации
области;
- Главное управление культуры и искусства
администрации области;
- Комитет по физической культуре, спорту и
туризму администрации области;
- Департамент федеральной службы занятости
населения по Челябинской области;
- Управление по делам военнослужащих и
казачества;
- Комитет по работе с ветеранами боевых действий;
- Управление федеральной службы налоговой полиции
по Челябинской области;
- Комитет экономики администрации области;
- Челябинский общественный фонд инвалидов военной
службы.
Объемы и источники 643,8434 млн.рублей - всего, из них
финансирования (в ценах 359,6358 млн.рублей - на выполнение мероприятий
1998 года) Программы без учета затрат на реализацию льгот и
гарантий инвалидам военной службы, которые
финансируются по другим программам (в том числе
320,400 млн.рублей на обеспечение жильем
инвалидов военной службы),
финансирование осуществляется:
248,5508 млн.рублей из средств федерального
бюджета,
99,237 млн.рублей из средств областного бюджета,
6,434 млн.рублей из других источников (в том
числе из средств Челябинского общественного фонда
инвалидов военной службы и Российского
общественного фонда инвалидов военной службы).
5,414 млн.рублей из средств соответствующих
исполнителей.
Средства на реализацию Программы в 1997 году:
21,0 млн.рублей * из средств Челябинского
общественного фонда инвалидов военной службы и
Российского общественного фонда инвалидов военной
службы (в соответствии с федеральной Программой
"Социальная защита инвалидов военной службы").
Ожидаемые конечные - повышение уровня социальной защищенности
результаты реализации инвалидов военной службы;
Программы - создание системы научного и информационного
обеспечения для формирования социальной политики
Челябинской области в отношении инвалидов военной
службы;
- развитие системы медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации инвалидов;
Система организации Заинтересованные федеральные органы
контроля за исполнением исполнительной власти Правительства Российской
Программы Федерации;
----------------------
*) - в ценах 1996 года
Правительство Челябинской области:
Заместитель председателя
Правительства области |
А.Н.Косилов |
Заместитель председателя
Правительства |
В.Б.Букрин |
Заместитель председателя
Правительства области, начальник
Главного финансового управления |
А.Галимов |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В последние годы формируется экономически целесообразная и социально оправданная модель государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.
Вместе с тем действующая система мер социальной защиты не в полной мере учитывает особенности и специфику различных контингентов инвалидов, а также обстоятельства, вследствие которых наступила инвалидность. Так, на сегодняшний день права и льготы для граждан, ставших инвалидами вследствие прохождения военной службы, определены в нескольких федеральных законах:
- "О ветеранах",
- "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
- "О статусе военнослужащих",
- "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в ряде других нормативных документах федерального и областного уровня.
Следует также отметить, что в условиях сложной социально-экономической ситуации социальные гарантии, предусмотренные законодательством, не всегда обеспечиваются на местах (в городах и районах области).
Необходимость разработки и реализации областной целевой программы "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов" определяется:
- повышенными обязательствами государства перед инвалидами военной службы;
- недостаточным уровнем их социальной защищенности, что связано с отсутствием законодательно закрепленных приоритетов по реализации социальных гарантий в отношении указанного контингента инвалидов в общей системе социальной защиты инвалидов;
- сохранением значительных различий в правах и льготах инвалидов военной службы из числа рядового и офицерского состава;
- рядом специфических особенностей и сложностей как системы социальной защиты указанного контингента инвалидов, так и мероприятиями по ее реализации, что связано с медико-демографическими и социально-психологическими особенностями инвалидов военной службы;
- прогнозируемым ростом численности инвалидов военной службы, связанным с использованием сложной военной техники, ростом терроризма и масштабов его проявления, наличием военных локальных конфликтов, в том числе приграничных, снижением уровня здоровья призывников.
К инвалидам военной службы, в соответствии с действующим законодательством, относятся следующие категории граждан:
а) Инвалиды Великой отечественной войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств (Федеральный Закон "О ветеранах" ст.4).
б) Граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (СССР) и других министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба (пограничная служба Российской Федерации, внутренние и железнодорожные войска, федеральные органы правительственной связи и информации, войска гражданской обороны, органы федеральной службы безопасности (контрразведки), органы внешней разведки, другие воинские формирования Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации), ставшие инвалидами, если инвалидность наступила при исполнении ими служебных обязанностей, либо в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении ими служебных обязанностей или в период прохождения службы (Закон РСФСР "О государственных пенсиях в Российской Федерации." ст.41, ст.42, Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей." ст.1, ст.19, Закон "О статусе военнослужащих").
В категорию граждан, указанных в пункте "б" входят инвалиды военной службы:
- принимавшие участие в период прохождения военной службы (призванные на сборы)в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
- проходившие военную службу в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов.
Выделение в отдельные группы данных инвалидов военной службы связано:
- с предоставлением инвалидам военной службы - участникам ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС дополнительных льгот и социальных гарантий другими законами Российской Федерации (Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС");
- со слабой социальной защищенностью граждан, проходивших военную службу в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов (отсутствие нормативно-правовых актов, предоставляющих дополнительные права и льготы как федерального, так и областного уровня).
В настоящее время общее число инвалидов военной службы по Челябинской области составляет:
N п/п |
Учет инвали- дов военной службы в уп- равлениях и ведомствах Челябинской области |
Всего инвали- дов во- енной службы |
В том числе | ||||
Инвалиды Великой Отечест- венной войны |
Инвалиды боевых действий на тер- риториях других госу- дарств |
Инвалиды боевых дейст- вий, прохо- дившие в/службу в усло- виях чрезвы- чайного положе- ния при вооруж. конфлик- тах |
Инвалиды участни- ки чер- нобыль- ских со- бытий, а также прохо- дившие службу в подраз- делениях особого риска |
Инвалиды Вооруж. Сил РФ и других войск, прохо- дившие службу в мирных условиях (при ис- полнении служеб- ных обя- заннос- тей, в период прохож- дения военной службы) |
|||
1. | Главное Уп- равление со- циальной за- щиты населе- ния админис- трации облас- ти |
17417 |
15972 |
719 |
96 |
65 |
565 |
2. | Министерство Обороны Рос- сийской Феде- рации (по данным Об- ластного во- енкомата) |
1563 |
525 |
16 |
178 |
144 |
700 |
3. | МВД РФ (по данным пенси- онного отдела УВД Челябин- ской области) |
412 |
358 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
54 |
4. | ФСБ РФ (по данным финан- сово-экономи- ческого отде- ла Управления ФСБ России по Челябинской области) |
41 |
38 |
3 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
5. | Прокуратура Челябинской области (по данным пен- сионной служ- бы прокурату- ры Челябин- ской области) |
17 |
17 |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
6. | Итого | 19450 | 16910 | 738 | 274 | 209 | 1319 |
7. | Всего инвалидов военной службы 19450 из них 1 группы 2883 2 группы 13455 3 группы 3112 проживающих в сельской местности 410 |
2. Цель и задачи программы
Целью Программы является создание основ системы социальной защиты инвалидов военной службы в Челябинской области. Данная система рассматривается в рамках общей системы социальной защиты инвалидов и включает в себя разделы:
"Основные мероприятия областной целевой программы "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов" (приложение N 1),
социально-экономическое обоснование затрат, необходимых для реализации областной целевой программы "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов" (приложение N 2),
перечень законов, нормативных актов, на которых базируется выполнение областной целевой Программы (приложение N 3),
бюджетная заявка на 1998 год за счет средств федерального бюджета для финансирования Программы (приложение N 4),
бюджетная заявка на 1998 год за счет средств областного бюджета для финансирования Программы (приложение N 5),
численность инвалидов военной службы и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и стоимость объектов жилья по Челябинской области (приложение N 6).
Программа предусматривает решение следующего комплекса задач:
- научно-методическое, нормативно-правовое, информационно- статистическое и кадровое обеспечение решения проблем инвалидов военной службы и их медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- создание основ системы специального страхования инвалидов военной службы;
- создание банка персонифицированных данных о контингенте инвалидов военной службы;
- изучение контингента инвалидов военной службы;
- развитие объектов системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации военной службы;
- реализация социальных гарантий инвалидам военной службы.
3. Основные направления реализации Программы
Основные направления реализации Программы разработаны в соответствии с Федеральной Целевой Программой "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 454.
I. Научно-методическое и информационно-статистическое обеспечение решения проблем инвалидов военной службы
В рамках решения проблемы информационного обеспечение предусмотрены мероприятия по созданию регионального персонифицированного банка данных инвалидов военной службы и организации социально-экономического и медико-демографического мониторинга контингента инвалидов военной службы на базе создаваемого банка данных.
В рамках научно-методического обеспечения решения проблем инвалидов военной службы предусмотрено проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям изучения контингента инвалидов военной службы и системы их социальной защиты.
Одним из основных направлений данной программы является реабилитация инвалидов военной службы (медицинская, социальная, профессиональная).
Нормативно-методическое обеспечение реабилитации инвалидов военной службы включает в себя:
- определение потребности контингента инвалидов в комплексе реабилитационных мероприятий (объем, виды, форма организации);
- разработку методик и программ по медико-социальной реабилитации инвалидов военной службы и формированию индивидуальных программ их реабилитации;
- разработку новых и коррекцию существующих методов и программ социально-психологической реабилитации.
II. Нормативно-правовое обеспечение основ системы социальной защиты инвалидов военной службы
Предусматривается проведение анализа нормативно-правовых документов и актов, регламентирующих предоставление социальных гарантий инвалидам военной службы, и разработка предложений по изменению и дополнению действующего законодательства (приложение N 3).
III. Организация системы социальной защиты инвалидов военной службы
Развитие системы социальной поддержки инвалидов военной службы в Челябинской области будет осуществляться в рамках системы социальной защиты инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Однако введение дополнительных видов социальной поддержки инвалидов военной службы обусловливает необходимость выполнения органами исполнительной власти дополнительных функций по реализации указанных социальных гарантий, что делает целесообразным создание областной структуры для реализации этих функций.
Учитывая комплексность и межведомственный характер научных разработок по проблеме инвалидов военной службы, необходимость привлечения в этих целях результатов научных исследований, которые в силу специфики, не могут быть реализованы в рамках Программы, предусматривается создание научно-координационного и информационно-аналитического центра по проблемам инвалидов военной службы на базе существующих функциональных структур, а в перспективе - выделение его в отдельную структуру.
IV. Разработка системы негосударственного дополнительного социального страхования инвалидов военной службы
Предусматривается проведение в области мероприятий по нормативно-методическому, организационному и информационному обеспечению системы негосударственного дополнительного специального страхования инвалидов военной службы.
V. Развитие сети учреждений медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и социальной защиты инвалидов военной службы.
Программой предусматривается прикрепление инвалидов военной службы к областному госпиталю инвалидов Отечественной войны (обслуживание инвалидов боевых действий на территориях других государств, в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах).
Предусматривается создание областного реабилитационного центра для инвалидов военной службы на базе нерентабельного санатория-профилактория, создание в его структуре консультативно-диагностического поликлинического отделения, обеспечение центра необходимыми инструментами, материалами, оборудованием.
Предусматривается создание спортивно-технического комплекса для реабилитации, занятий физкультурой и спортом инвалидов военной службы на базе нерентабельной базы отдыха.
VI. Кадровое обеспечение решения проблем инвалидов военной службы
Предусматривается определение потребности в кадрах (специальности, численность, уровень квалификации) для медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов военной службы. Предполагается подготовка программ обучения специалистов в области реабилитации инвалидов военной службы, исходя из медико-демографических и социально-экономических характеристик контингента.
Обучение специалистов в области реабилитации инвалидов военной службы будет осуществляться в рамках общей системы подготовки специалистов по социальной работе.
VII. Реализация социальных гарантий инвалидам военной службы
Создание и развитие действующей системы социальной поддержки инвалидов военной службы в рамках реализации Программы предусмотрено на период до 2000 года. Тем не менее, по предварительным данным, значительное число инвалидов военной службы нуждаются в мероприятиях по социальной поддержке в настоящее время, что определяет целесообразность и необходимость реализации социальных гарантий, предусмотренных для инвалидов военной службы в рамках Программы.
Одной из базовых социальных гарантий является обеспечение жильем.
VIII. Издательская и информационная деятельность
Целью мероприятия данного раздела Программы является организация издания информационного бюллетеня законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по проблемам инвалидов военной службы, ежегодное издание статистической, научно-методической, юридической и справочной литературы, подготовка материалов для освещения проблем инвалидов военной службы в специализированных передачах на телевидении и радио, выпуск видеофильмов. Указанные мероприятия обеспечат доступ инвалидов военной службы к сведениям о предоставляемых социальных гарантиях и учреждениях, их реализующих, о путях, методах и законодательных основах решения проблем инвалидов военной службы, а также информирование широких слоев общественности о проблемах инвалидов военной службы.
IX. Культурно-массовая и спортивная работа
В данном разделе Программы предусмотрены мероприятия по развитию физкультурно-спортивного движения инвалидов военной службы как средства реабилитации, социальной адаптации и отдыха с использованием существующих спортивных сооружений в Челябинской области (в том числе Российского оборонно-спортивного технического общества) и организация спортивных клубов для инвалидов военной службы и членов их семей.
X. Международное сотрудничество
В рамках международного сотрудничества предусмотрены организация и проведение в области международных конференций и семинаров по проблемам инвалидов военной службы, участие в международных конференциях и семинарах по вопросам социальной защиты и деятельности общественных объединений инвалидов.
4. Этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в течение 4 лет в два этапа. Следует отметить, что это деление носит достаточно условный характер, так как на каждом этапе Программа будет осуществляться по всем направлениям.
1 этап - 1997 - 1998 годы:
- научно-методическое, нормативно-правовое, информационно- статистическое и кадровое обеспечение решения проблем инвалидов военной службы;
- формирование банка данных контингента инвалидов военной службы;
- изучение контингента инвалидов военной службы.
2 этап - 1999 - 2000 годы:
- развитие системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов военной службы;
- реализация социальных гарантий, предусмотренных для инвалидов военной службы.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется из средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов органов исполнительной власти городов и районов области и Челябинского общественного фонда инвалидов военной службы - исполнителей Программы.
Общие затраты на реализацию Программы в 1997 - 2000 годах оцениваются в 643,8434 млн.рублей (в ценах 1998 года).
Из них:
284,207 млн.рублей - затраты на реализацию льгот и гарантий инвалидов военной службы, которые учтены в Программах и планах других соответствующих функциональных структур исполнительной власти, непосредственно обеспечивающих реализацию льгот и гарантий;
359,6358 млн.рублей - затраты на выполнение основных мероприятий Программы без учета средств на реализацию льгот и гарантий инвалидам военной службы, которые включены в другие Программы и планируются другими соответствующими функциональными структурами.
В том числе на обеспечение жильем инвалидов военной службы, проживающих в Челябинской области (в соответствии с федеральной Программой "Социальная защита инвалидов военной службы" в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем семей инвалидов военной службы") предусмотрено затратить 320.400 млн.рублей, из них:
224,400 млн.рублей - из федерального бюджета,
96,000 млн.рублей - из областного бюджета.
Финансирование на сумму 359,6358 млн.рублей осуществляется:
248,5508 млн.рублей - из федерального бюджета,
99,237 млн.рублей - из областного бюджета (0,990 млн.рублей по согласованию с федеральными органами),
5,414 млн.рублей - из средств соответствующих исполнителей,
6,434 млн.рублей - из других источников (за счет средств Челябинского общественного фонда инвалидов военной службы и РОФИВС, за счет иностранных инвестиций, средств предприятий, выбранных на конкурсной основе).
Таким образом, на выполнение Программы необходимо вновь предусмотреть и выделить, без учета средств на обеспечение жильем:
39,2358 млн.рублей
из них:
24,1508 млн.рублей из федерального бюджета,
3,237 млн.рублей из областного бюджета,
5,414 млн.рублей из средств соответствующих исполнителей,
6,434 млн.рублей из других источников.
Направления расходования средств:
НИОКР - 0,059 млн.рублей
(из них 0,037 млн.рублей из федерального бюджета, 0,022 млн.рублей из средств соответствующих исполнителей);
капитальные вложения - 23,511 млн.рублей
(из них 16,710 млн.рублей из федерального бюджета, 0,490 млн.рублей из областного бюджета, 6,311 млн.рублей из других источников);
прочие расходы - 15,6658 млн.рублей
(из них 7,4038 млн.рублей из федерального бюджета, 2,747 млн.рублей из областного бюджета, 5,392 млн.рублей из средств соответствующих исполнителей, 0,123 млн.рублей из других источников).
Размер средств на осуществление Программы может уточняться, исходя из возможностей федерального и областного бюджета.
В 1997 году общие затраты по Программе составили 21,0 млн.рублей (в ценах 1996 года). Источником финансирования Программы в 1997 году были средства Челябинского общественного фонда инвалидов военной службы и Российского общественного фонда инвалидов военной службы.
На 1998 - 2000 годы финансирование Программы осуществляется равными долями.
6. Механизм реализации Программы. Контроль и координация работ
Правительство Челябинской области является координатором Программы, и осуществляет непосредственный контроль за ее выполнением.
Организацию, координацию и контроль работ областных структур исполнительной власти по реализации Программы осуществляют заместители председателя правительства Челябинской области по соответствующим направлениям.
Реализация Программы обеспечивается путем организации необходимых мер по социальной защите и предоставлению прав, льгот инвалидам военной службы соответствующими областными функциональными структурами органов исполнительной власти и общественными объединениями инвалидов военной службы.
Правительство Челябинской области - Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
7. Ожидаемые результаты
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение уровня социальной защищенности инвалидов военной службы;
- создание системы научного и информационного обеспечения для формирования государственной социальной политики в отношении инвалидов военной службы;
- развитие системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов за счет развития инфраструктуры учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих услуги по реабилитации инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.