Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 31. Обеспечение радиационной безопасности персонала и населения при радиационной аварии
1. Эксплуатирующая организация обязана разработать, утвердить в установленном порядке, а также согласовать с органами государственного регулирования безопасности и органами местного самоуправления Челябинской области, на подведомственной им территории, план мероприятий по ликвидации радиационных аварий и защите персонала и населения, в котором должны содержаться следующие основные положения:
а) прогноз возможных аварийных ситуаций применительно к конкретному радиационно опасному объекту в случаях максимальной проектной и гипотетической аварий;
б) система оповещения вышестоящей организации, органов государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органов местного самоуправления области, органов государственного управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности о возникновении и развитии аварии;
в) порядок введения аварийного плана в действие;
г) прогноз динамики развития радиационной обстановки;
д) критерии ликвидации последствий аварии на разных стадиях ее развития;
е) мероприятия по ликвидации и локализации очагов (участков) радиоактивного загрязнения территории;
ж) поведение персонала и меры его защиты при проведении работ по ликвидации последствий аварии;
з) мероприятия по ограничению облучения персонала и населения, а также радиоактивному загрязнению объектов окружающей среды;
и) обязанности и виды ответственности должностных лиц при проведении работ по ликвидации последствий аварии.
2. Для эффективной ликвидации последствий радиационной аварии эксплуатирующие организации при согласовании с органами государственного регулирования безопасности обязаны определить, укомплектовать и поддерживать в готовности к применению силы и средства, а именно:
а) средства индивидуальной защиты в необходимом объеме и номенклатуре, а также места их хранения;
б) медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим;
в) аварийный запас дозиметрических приборов, средств дезактивации и санитарной обработки;
г) инвентарь и подъемно-транспортные механизмы в достаточном объеме и номенклатуре для проведения неотложных работ по ликвидации последствий аварии;
д) аварийно-спасательные формирования, создаваемые из персонала эксплуатирующих организаций на конкретной основе.
Привлечение граждан для ликвидации последствий радиационной аварии допускается только на добровольной основе, при их письменном согласии и после информирования о возможных дозах облучения при ликвидации последствий аварии и риске для их здоровья. Эти граждане должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
3. При возникновении радиационной аварии должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником ионизирующих излучений и исключению незапланированного облучения, либо сведения к минимуму доз облучения и количества облученных лиц из персонала и населения, радиоактивного загрязнения производственных помещений и окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных аварией.
4. Эксплуатирующая организация обязана немедленно проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти Челябинской области и Российской Федерации, государственные органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, а также органы местного самоуправления области, на подведомственных территориях которых возможно повышенное облучение населения.
5. При радиационной аварии, распространившейся за пределы эксплуатирующей организации, государственные органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, исполнительный орган государственной власти Челябинской области и органы местного самоуправления области в пределах своих полномочий принимают участие в ликвидации (снижении) негативных последствий аварии.
6. Радиационная безопасность персонала при выполнении работ по ликвидации последствий аварии обеспечивается:
а) предварительным инструктажем с указанием характера и последовательности работ, а в необходимых случаях - предварительной отработки предстоящих операций;
б) использованием индивидуальных средств защиты и других способов защиты;
в) строгим дозиметрическим контролем;
г) регламентацией в соответствии с установленными нормами радиационной безопасности планируемого повышенного облучения, которое может быть оправдано лишь спасением жизни людей, предотвращением дальнейшего развития аварии и облучения большого числа людей.
Лица, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, приравниваются к персоналу и на них распространяется положения настоящей статьи.
7. Радиационная безопасность населения при аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, обеспечивается путем вмешательства на основе принципов, приведенных в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона.
На разных стадиях аварии вмешательство регулируется зонированием территорий, которое основывается на величине текущей годовой эффективной дозы в соответствии с установленными нормами радиационной безопасности населения.
В каждой из этих зон с целью снижения доз облучения населения проводится радиационный мониторинг, осуществляются необходимые меры радиационной и медицинской защиты граждан, а также другие активные меры обеспечения радиационной безопасности населения. Жителям, проживающим на территориях, загрязненных в результате аварии техногенными радионуклидами, разъясняется риск ущерба их здоровью, обусловленной воздействием ионизирующих излучений.
8. При возникновении на радиационно опасном объекте локальной радиационной аварии, не связанной с облучением населения, контроль за ее развитием, защитой персонала, участвующего в ликвидации последствий аварии, осуществляется эксплуатирующей организацией, если не будет иных указаний органов государственного регулирования безопасности.
9. При локальной радиационной аварии при транспортировании источников ионизирующих излучений и изделий, их содержащих, или при обнаружении локального радиоактивного загрязнения территории (вне зоны влияния эксплуатирующей организации) радиационная безопасность населения обеспечивается проведением комплекса защитных мер, о необходимости которых принимают решения государственные органы регулирования безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.