Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации области
от 9 июня 1997 г. N 423
Положение
о порядке оформления задолженности и текущих платежей, проведения взаимозачетов хозяйствующих субъектов с областным бюджетом
Руководствуясь письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 1 декабря 1994г. N 157 и N ВЗ-6-13/465 соответственно "О порядке учета погашения задолженности по платежам в бюджет при оформлении материалов по взаимозачетам по средствам, выделяемым из областного бюджета (дотация, целевое финансирование)" и в целях обеспечения бесперебойного функционирования бюджетных учреждений и развития социальной инфраструктуры, установить с 16.06.1997г. следующий порядок и основные условия проведения взаимозачетов:
I. Общие положения
1.1. Данное положение имеет целью улучшение экономической ситуации в области, финансового оздоровления организаций, снижение их задолженности перед бюджетом, создание необходимых условий вывода экономики региона из кризиса, придание этой работе более направленного характера за счет улучшенного порядка оформления задолженности и взаимозачетов, повышения их ликвидности.
1.2. Положение регулирует основные права участников механизма ликвидации задолженности - юридических лиц всех форм собственности и администрации области.
1.3. Положение гарантирует всем участникам проведение всех финансовых операций в полном соответствии с ГК РФ и действующими нормативными документами.
1.4. Положение применимо ко всем участникам в отношении которых принято решение Комиссии по ликвидации задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетом и обеспечению текущих платежей (далее Комиссия) и не может содержать изменений и изъятий без специального решения Главы администрации Челябинской области.
II. Основные понятия, используемые в положении
Акция - неделимая ценная бумага, подтверждающая право ее владельца участвовать в управлении обществом (за исключением привилегированных акций), в распределении прибыли, в получении доли имущества.
Аукцион - специально организованный и периодически действующий в определенном месте рынок, на котором путем публичных торгов в заранее обусловленное время производится продажа товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего более высокую цену.
Вексель - вид ценной бумаги. Письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении оговоренного срока требовать с должника уплаты обозначенной денежной суммы.
Векселедатель - лицо, выдающее простой вексель, и являющееся должником по векселю.
Векселедержатель - владелец векселя, имеющий право на получение указанной в нем суммы.
Взаимозачет - способ исполнения обязательства, в основе которого лежит зачет взаимных требований организаций, т.е. взаимное погашение совпадающих по времени денежных обязательств, возникающих у предприятий и организаций в связи с поставкой материальных ценностей и оказанием услуг с последующей оплатой или получением разницы по сумме взаимного платежа.
Дисконт - 1) скидка с цены товара или ценной бумаги; 2) разница между номиналом ценной бумаги и ее рыночной ценой, если последняя ниже.
Индоссамент - форма передачи простых и переводных векселей. Такой формой является передаточная надпись на оборотной стороне векселя. Индоссамент имеет двоякое значение: 1) удостоверяет передачу права по векселю другому лицу; 2) устанавливает ответственность индоссанта (лица, выдавшего вексель) за платеж по векселю перед всеми последующими держателями.
Индоссант - лицо, в пользу которого переводится вексель, чек и т.п. по передаточной надписи.
Облигация - вид ценных бумаг с фиксированным доходом. Долговое обязательство, при котором эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную денежную сумму в определенный момент с процентами или без них.
Товарное обязательство (ТО) - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Товарное обязательство удостоверяет право держателя ТО на получение материальных ресурсов в их физическом виде.
III. Участники
3.1. Юридические лица - плательщики в областной бюджет.
3.2. Юридические лица - получатели средств из областного бюджета.
3.3. Администрация Челябинской области - исполнительный орган, как привлекающий в свой бюджет налоговые поступления, так и расходующий их на финансирование бюджетных организаций, реализацию социально-экономических программ, создание соответствующих фондов и т.д. Администрация Челябинской области (как участник механизма) выделяет свои структурные подразделения, в т.ч.:
- Главное финансовое управление (далее ГФУ);
- Главное управление госимущества Челябинской области (далее ГУГИ);
- Комитет экономики;
- Главное управление социальной защиты населения, Главное управление здравоохранения, Главное управление сельского хозяйства, Главное управление инженерного обеспечения, Главное управление по строительству, Главное управление образования, Главное управление профтехобразования, Главное управление культуры и искусства, Управление внутренних дел.
3.4. Комиссия по ликвидации задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетом и обеспечения текущих платежей- уполномоченный орган Администрации Челябинской области (далее - Комиссия).
3.5. Фонд имущества Челябинской области в лице Управления по реализации социально-экономических программ и решению проблемы неплатежей (далее-УФИ).
IV. Деятельность участников
4.1. Юридические лица, имеющие задолженность по платежам в областной бюджет:
- на основании решения Комиссии производят платежи как денежными средствами, так и предоставляя товарные ресурсы, ценные бумаги и имущество.
- производят денежные платежи в согласованные с Комиссией сроки, а товарные ресурсы предоставляют по заявке УФИ. Обеспечивают гарантию выполнения обязательств по платежам через оформление и предоставление в УФИ в качестве залога ценных бумаг.
4.2. Главное управление социальной защиты населения, Главное управление здравоохранения, Главное управление сельского хозяйства, Главное управление инженерного обеспечения, Главное управление по строительству, Главное управление образования, Управление профтехобразования, Главное управление культуры и искусства, Управление внутренних дел:
- являются государственными заказчиками, дают предложения по финансированию и материальному обеспечению своих нужд в пределах областного бюджета и утвержденных программ; принимают и используют по назначению продукцию, полученную по взаимозачетам.
4.3. Главное финансовое управление администрации Челябинской области:
- определяет лимиты финансирования в пределах бюджетных назначений;
- совместно с Государственной налоговой инспекцией по Челябинской области готовит информацию о совокупной задолженности по налогам (недоимке) и текущим платежам предприятий- недоимщиков и направляет данную информацию на рассмотрение в комиссию;
- готовит предложения по структуре платежей в денежной и товарной форме, исходя из ограничений в интересах бюджета;
- оформляет налоговое освобождение (типовой формы) на основании извещения УФИ по бюджетным статьям расходов, исходя из приоритетов финансирования в пределах утвержденных лимитов и бюджетных назначений.
4.4. Главное управление по госимуществу:
- на основании решения Комиссии по утвержденному порядку осуществляет процедуру реструктуризации задолженности предприятий по платежам в бюджет.
- через использование прав собственности совместно с УФИ решает вопрос погашения задолженностей хозяйствующих субъектов, пакеты акций которых находятся в управлении ГУГИ.
4.5. Комитет экономики администрации Челябинской области:
- формирует сводный областной заказ- потребности в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения области;
- ведет аналитический учет на основании данных УФИ по размещению сводного областного заказа на предприятиях области;
- готовит предложения по формированию и финансированию областных целевых программ.
4.6. Фонд имущества Челябинской области в лице Управления по реализации социально-экономических программ и решению проблемы неплатежей:
- с ведома ГФУ осуществляет взаимозачеты, организует поставку продукции предприятий-недоимщиков в счет платежей в областной бюджет, оформляет извещение для ГФУ об оформлении снятия задолженности по факту исполнения обязательств, участвует в реструктуризации долгов;
- вносит предложения в Комиссию и ГУГИ в части принятия в областную собственность имущества хозяйствующих субъектов, имеющих задолженность по платежам в областной бюджет;
- производит продажу векселей, облигаций, акций, имущества хозяйствующих субъектов, имеющих задолженность, на аукционах, торгах, конкурсах и на комиссионной основе, либо передает данное имущество, векселя, облигации, акции ГУГИ для оперативного управления или для внесения с согласия Правительства области в уставной капитал хозяйственных обществ, холдинговых компаний и финансово-промышленных групп;
- по соглашению с Государственной налоговой инспекцией по Челябинской области и Управлением Федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области производит продажу имущества, подвергнутого административному аресту за недоимки по налогам на основании специального Положения.
V. Порядок проведения взаимозачетов с областным бюджетом
5.1. Предприятиям-недоимщикам разрешается осуществление взаимозачетов по всем видам налогов, уплачиваемых в областной бюджет, а также по ссудам и товарным кредитам, выданным из областного бюджета. Ограничения по видам налогов устанавливает Комиссия.
5.2. Взаимозачеты проводятся через Управление Фонда имущества Челябинской области по принятому Комиссией решению.
5.3. Взаимозачеты осуществляются согласно приоритетов, определенных Комиссией и только в пределах бюджетных назначений и лимитов финансирования на соответствующий период.
5.4. Предприятие может по взаимозачету выполнить свои обязательства и предоставить областному бюджету:
- собственные акции и акции других эмитентов;
- простые складские свидетельства, двойные складские свидетельства либо их части, коносаменты и иные ценные бумаги;
- товары, производимые предприятием;
- движимое и недвижимое имущество, материальные ресурсы, услуги.
5.5. В случае проведения взаимозачетов для выпуска ликвидационной продукции предприятие-недоимщик представляет в Комиссию расчеты потребности в ресурсах на рассмотрение и утверждение.
5.6. Рассмотрение взаимозачетов проводится Комиссией после согласования хозяйствующим субъектом цен материальных ресурсов с Комитетом по политике цен. Комитет по политике цен готовит к заседаниям Комиссии информацию об уровне цен, применяемых при взаимозачетах, товарообменных операциях, оплате реальными деньгами, в том числе, по экспорту, несет ответственность за их экономическую обоснованность и представляет свои предложения по ценам поставок продукции в счет платежей в областной бюджет.
5.7. УФИ по согласованию с ГФУ определяет список предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет, вызываемых на заседание Комиссии.
5.8. Комиссия работает еженедельно. Повестка дня готовится УФИ по согласованию с председателем Комиссии.
5.9. Согласно принятого решения о вызове предприятия-недоимщика на Комиссию, УФИ от имени Комиссии направляет ему извещение о вызове и анкету предприятия по подготовке и представлению информации к работе Комиссии.
5.10. На заседание Комиссии могут приглашаться:
- собственники (владельцы) предприятия;
- исполнительный (генеральный) директор;
- председатель Совета директоров;
- главный бухгалтер.
5.11. Как правило, совместно с представителями собственников предприятия и руководством предприятия, в отведенное время, Комиссия согласовывает условия и способы погашения задолженности и текущих платежей или в случае неисполнения принятых обязательств утверждает санкции.
5.12. Работа Комиссии оформляется протоколом, который подписывается Председателем Комиссии и секретарем. Решение Комиссии является основанием для УФИ, ГФУ и предприятия-недоимщика вступить в договорные отношения по погашению бюджетной задолженности или текущих платежей.
5.13. Комиссия в своем решении определяет спецификацию товарных ресурсов, предоставляемых недоимщиком для исполнения областного государственного заказа, их цены, объемы и сроки поставки, дисконт, другие условия продажи долговых обязательств и ценных бумаг, исходя из рыночных условий. В обязательном порядке в решении Комиссии предусматривается:
- виды и суммы налогов (перечень налогов и платежей, их сумму, включая долги по налогам и платежам в областной бюджет и начисленные по ним пени и штрафы), на которые предусматривается неначисление пени;
- срок, на который предусматривается неначисление пени;
- условие приостановления начисления пени;
- график погашения задолженности по платежам.
VI. Порядок оформления, хранения, движения и реализации векселей или иных денежных ценных бумаг, принятых в залог от предприятия-недоимщика
6.1. На основании решения Комиссии предприятие-недоимщик заключает с ГФУ двустороннее Соглашение, предусматривающее: порядок, условия, сроки и график погашения задолженности в областной бюджет. В Соглашении предусматривается, что предприятие-недоимщик в счет обеспечения обязательств по выполнению графика платежей передает ГФУ ценные бумаги (векселя, акции, облигации). При оформлении передачи векселя предприятие в качестве первого векселедержателя указывает ГФУ и передает его по акту приема-передачи с составлением индосамента с оговоркой: "валюта в залог" или "валюта в обеспечение".
Предприятие-налогоплательщик передает Главному финансовому управлению администрации Челябинской области:
- ликвидные ценные бумаги (векселя банков с высокой степенью надежности, акции, облигации) по курсовой стоимости с учетом официальной рыночной котировки;
- заявление о зачете налоговых платежей;
- справку территориального налогового органа о сумме недоимки (платежей) в областной бюджет;
- доверенность на право оплаты налогов ценными бумагами.
6.2. После передачи Предприятием векселей (или других ценных бумаг) ГФУ в течение двух дней уведомляет органы налоговой службы о приостановлении начисления пени по налогам Предприятия.
6.3. ГФУ вправе требовать от предприятия-должника, выдающего простой вексель, наличия в векселе оговорки "без протеста", что освобождает владельца векселя, имеющего право на получение указанной в нем денежной суммы, и всех последующих лиц, к которым переходит вексель, от необходимости в случае неплатежа по векселю опротестовывать его в нотариальной конторе и уплачивать пошлину.
6.4. В некоторых случаях по решению Комиссии векселя подлежат поручительству ("авалированию") в банках или страховых компаниях.
6.5. При невыполнении предприятием-недоимщиком графика погашения задолженности в областной бюджет, обеспеченного залогом, ГФУ передает по договору УФИ на реализацию заложенные ценные бумаги. УФИ реализует ценные бумаги в соответствии со ст.350 ГК РФ. При реализации векселей указывается надпись: "Без оборота на меня".
6.6. Полученная от продажи ценных бумаг выручка подлежит распределению в следующем порядке:
- в первую очередь в областной бюджет на погашение суммы основного долга;
- на покрытие расходов по оформлению и хранению ценных бумаг, по проведению аукциона.
6.7. Если Предприятие выдерживает график платежей, то ценные бумаги ему возвращаются в согласованном количестве и в согласованные сроки.
6.8. Главное финансовое управление администрации Челябинской области после зачисления средств от продажи ценных бумаг в погашение задолженности предприятия на текущий счет областного бюджета выдает предприятию налоговое освобождение о зачете недоимки (текущих платежей) в соответствии с типовой формой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.