Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора области
от 16 октября 1998 г. N 512
Примерное положение
о психолого-медико-педагогической консультации
I. Общие положения
1.1. Психолого-медико-педагогическая консультация (в дальнейшем ПМПК) организуется с целью своевременного выявления, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждой конкретной личности, и с учетом многообразия и изменчивости местного и регионального социума.
1.2. ПМПК может создаваться в форме образовательного учреждения, его структурного подразделения или структурного органа местного самоуправления.
1.3. ПМПК является постоянно действующей, образуется из расчета 1 консультация примерно на 10 тысяч детей до 18-летнего возраста.
1.4. Порядок образования, реорганизации, ликвидации определяется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Методическое руководство работой ПМПК осуществляется соответствующими органами государственной власти.
1.6. ПМПК в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Примерным положением о ПМПК, методическими и другими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Челябинской области.
II. Основные задачи
2.1. Разработка и осуществление психолого-медико-педагогической программы помощи населению, с целью предупреждения возникновения отклонений в физическом и психическом развитии детей.
2.2. Своевременное выявление и комплексное обследование детей раннего, дошкольного и школьного возрастов,имеющих нарушения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, с целью оказания им коррекционной помощи.
2.3. Разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье, учреждениях образования, социальной защиты населения, здравоохранения.
2.4. Уточнение, ранее данных психолого-медико-педагогической консультацией, рекомендации, в связи с изменением состояния ребенка, переводом его из одного вида или типа образовательного учреждения в другой.
2.5. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического изучения особенностей их развития.
2.6. Оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим заинтересованным организациям по проблемам обучения и воспитания, трудоустройства детей и подростков с недостатками психического и физического развития. Опосредованная коррекция на основании рекомендаций ПМПК. Проведение, при необходимости, в ПМПК коррекционных занятий с детьми на платной основе.
2.7. Методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии в организации изучения динамики развития детей в процессе обучения и воспитания.
2.8. Учет обследованных детей и внесение в органы управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения предложений по развитию сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений и организации услуг для детей с отклонениями в развитии.
2.9. Профилактическая работа среди населения, участников образования, при необходимости оказания им адекватной помощи в образовательных учреждениях разных типов и видов.
III. Состав и организация работы
3.1. ПМПК создается органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.2. Право на оказание психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам, в том числе на ведение коррекционно-образовательной деятельности (в том числе на платной основе) возникают у ПМПК с момента выдачи ей соответствующей лицензии (разрешения).
3.3. В целях обеспечения комплексности обследования детей в состав каждой ПМПК в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: учителя-логопеды, учителя-олигофренопедагоги, педагоги-психологи, врачи (невропатолог, психиатр), медсестра, социальный педагог (работник).
3.4. Другие специалисты коррекционной педагогики (по сурдопедагогике, тифлопедагогике), врачи (отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед и другие) могут привлекаться для работы в ПМПК на условиях почасовой оплаты, предусмотренной за проведение занятий с аспирантами и слушателями учебных заведений по повышению квалификации специалистов, для чего планируются дополнительные средства.
3.5. Руководство консультацией осуществляется заведующим, который назначается учредителем (учредителями) из числа лиц, имеющих высшее специальное дефектологическое образование. Специалисты ПМПК назначаются заведующим консультацией.
3.6. Специалисты ПМПК работают непосредственно в помещении консультации, в учреждениях образования, здравоохранения, выезжают для обследования детей по месту их жительства, в том числе в отдаленные районы.
3.7. В своей работе по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии, ПМПК руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании" и соответствующими инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии различных видов, с учетом соблюдения прав родителей (законных представителей).
3.8. Прием детей и подростков ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), а также по инициативе учреждений, подведомственных органам управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения при обязательном согласии родителей.
Прием детей ПМПК осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). Прием подростков старше 12 лет, обратившихся по личной инициативе, допускается без сопровождения родителей.
3.9. ПМПК имеет право затребовать следующие документы:
свидетельство о рождении (предъявляется);
подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда;
педагогическую характеристику (из дошкольного образовательного учреждения или общеобразовательного учреждения) (приложение 1);
годовой отчет образовательного учреждения по итогам комплектования и организации коррекционного развивающего обучения (приложение 2);
заявку от соответствующего учреждения на проведение обследования в ПМПК (приложение 3).
3.10. Данные обследования детей протоколируются (приложение 4). На основании данных индивидуального обследования ребенка в консультации составляется заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегнальное решение о форме организации коррекционного обучения и воспитания ребенка с учетом его психических, физических и индивидуальных возможностей и особенностей. При необходимости подросткам даются рекомендации по профориентации и трудоустройству, социальной и трудовой адаптации.
3.11. В тех случаях, когда ПМПК не представляется возможным принять окончательное решение о состоянии ребенка, организуется пробное диагностическое обучение. В этих целях ребенок также может быть направлен с согласия родителей (лиц, их заменяющих) в стационар медицинского учреждения или определен в предполагаемое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для диагностического обучения на срок, рекомендуемый ПМПК.
3.12. ПМПК по согласованию с органами управления образованием имеет право определять базовые специальные (коррекционные) образовательные учреждения или классы, группы, закрепленные за ней в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, для углубленного изучения детей, апробирования новых методик обследования.
3.13. Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК направляются в соответствующие органы (образования, здравоохранения, социальной защиты населения и другие) для оказания детям соответствующей помощи, по мере необходимости.
3.14. Родителям (законным представителям) выдается заключение в соответствующими рекомендациями (без указания диагноза), что является основанием для направления ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение при согласии родителей (законных представителей).
3.15. Протокол обследования передается руководителю образовательного учреждения, в которое направлен ребенок.
3.16. В ПМПК ведется следующая документация:
журнал предварительной записи (приложение 5);
журнал учета детей, прошедших обследование (возможен компьютерный вариант) (приложение 6);
выписка из протокола (индивидуальная и групповая) (приложение 7);
протоколы, в которых подробно фиксируется ход и содержание обследования детей (приложение 4);
отчет по итогам обследования детей (приложение 8).
IV. Организация деятельности ПМПК
4.1. Персонал ПМПК состоит из заведующего и специалистов. Численный состав ПМПК определяется штатным расписанием в соответствии с целями, задачами и объемом деятельности.
4.2. На работу в ПМПК принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-психологическую, профессионально-педагогическую и профессионально-медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании, со стажем работы по специальности не менее пяти лет.
4.3. Работники ПМПК обязаны:
руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами и нравственными нормами подчиняя ее интересам детей и их семей;
защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей и семей, обращающихся в ПМПК;
представлять (в рамках, предусмотренных законодательством Российской Федерации) государственным и негосударственным организациям сведения, необходимые для оказания помощи детям, обследованным и (или) находящимся под наблюдением в ПМПК. Работникам запрещается разглашать сведения, могущие нанести ущерб чести, достоинству, правам и интересам детей, родителям (законным представителям).
4.4. Работники ПМПК имеют право:
на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
свободно выбирать и использовать диагностические и коррекционные методики; повышать квалификацию. С этой целью заведующий ПМПК создает специальные условия, необходимые для успешного обучения в учреждениях повышения квалификации;
их социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим и медицинским работникам.
На специалистов ПМПК, имеющих ученую степень и (или) звание распространяются льготы, предусмотренные законодательством для научных работников.
4.5. Заработная плата (должностные оклады) работников устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалифицированными требованиями; виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера осуществляются в пределах средств, направляемых на оплату труда.
Доплаты к должностному окладу устанавливаются работниками ПМПК, как работникам учреждения, работающего с детьми, имеющими нарушения в физическом, умственном и психическом развитии, в соответствии с действующим законодательством.
V. Имущество и средства ПМПК
5.1. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за ПМПК.
Объекты собственности, закрепленные за ПМПК, находятся в оперативном управлении этой ПМПК.
ПМПК владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за ПМПК, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контроль и сохранностью и эффективным использованием закрепленного за ПМПК имущества осуществляет собственник этого имущества (уполномоченный им орган).
5.2. ПМПК не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых может стать отчуждение основных фондов ПМПК в пользу третьих лиц.
5.3. Деятельность ПМПК финансируется ее учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ПМПК и учредителем (учредителями).
В случае открытия межрегиональной ПМПК ее финансирование осуществляется с долевым участием учредителей.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ПМПК являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество закрепленное за ПМПК собственником (уполномоченным им органом);
доходы, полученные от реализации ПМПК продукций и услуг, а также от других видов разрешенной деятельности;
кредиты банков и других кредитов;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. ПМПК отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При недостаточности этих средств по обязательствам ПМПК отвечает ее учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
5.5. ПМПК вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своими целями и задачами, законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.
5.6. Финансовые средства ПМПК находятся в ее распоряжении и изъятию не подлежат.
5.7. ПМПК принадлежит право собственности на:
денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию;
доходы от собственной деятельности ПМПК и приобретение на эти доходы объекты собственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
5.8. ПМПК может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.9. При ликвидации ПМПК денежные средства и иное имущество, принадлежащее ей на праве собственности, за вычетом платежей на покрытие своих обязательств, используется с законодательством Российской Федерации, целями и задачами ПМПК.
Начальник ГлавУО |
С.А.Репин |
Минимальные требования к штатному расписанию ПМПК
/---------------------------\ /---------------------------\
| 1 вариант | | 2 вариант |
|---------------------------| |---------------------------|
|Заведующий ПМПК |-1 | |Заведующий ПМПК |-1 |
|---------------------+-----| |---------------------+-----|
|Психолог |-1 | |Психолог |-1 |
|---------------------+-----| |---------------------+-----|
|Логопед |-2 | |Логопед |-1 |
|---------------------+-----| |---------------------+-----|
|Олигофренопедагог |-2 | |Олигофренопедагог |-1 |
|---------------------+-----| |---------------------+-----|
|Тифлопедагог |-1 | |Социальный педагог |-1 |
|---------------------+-----| |---------------------+-----|
|Сурдопедагог |-1 | |Психиатр |-1 |
|---------------------+-----| |---------------------+-----|
|Социальный педагог |-1 | |Невропатолог |-1 |
|---------------------+-----| \---------------------------/
|Педиатр |-1 |
|---------------------+-----|
|Психиатр |-1 |
|---------------------+-----|
|Оттолоринголог |-1 |
|---------------------+-----|
|Офтальмолог |-1 |
|---------------------+-----|
|Ортопед |-1 |
|---------------------+-----|
|Невропатолог |-1 |
\---------------------------/
Примечание:
Штатное расписание 1 варианта предусматривает диагностику и консультирование детей, имеющих нарушение слуха, зрения, речи, интеллекта.
Штатное расписание 2 варианта предусматривает работу с детьми, имеющими нарушения речи и интеллекта.
Обоснование
Руководствуясь Декларацией о правах инвалидов. Декларацией о правах умственно-отсталых лиц, Законом "Об образовании" (п.10 ст.50), Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в соответствии с планом действий по улучшению положения в Российской Федерации (п.45 р.VI), с учетом сложившейся практики деятельности психолого-медико-педагогических центров, консультаций и комиссий в 33 территориях области, увеличения количества детей с физическими и умственными недостатками в развитии, отсутствия утвержденного Положения данной структуры в Российской Федерации педагогическими и медицинскими специалистами области был разработан данный проект Примерного Положения о психолого-медико-педагогической консультации.
Проект обсуждался на областной конференции специального (коррекционного) образования, на экспертном Совете при ГлавУО и был одобрен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.