Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации города
от 3 августа 1995 г. N 706-п
Программа
Информатизации системы образования Челябинска
1. Введение
1.1. Программа информатизации системы образования Челябинска разработана в соответствии с программой развития интеллектуальных информационных технологий, сетей, систем и программных комплексов в муниципальном управлении, хозяйстве, социальной сфере и экологии Челябинска на 1995 - 1996 годы, утвержденной главой администрации Челябинска 13 июня 1995 года.
1.2. Современный этап вхождения России в мировую экономическую, информационную систему не может не сопровождаться адаптацией всех сфер жизнедеятельности общества к используемым в цивилизованных странах технологиям и информационным ресурсам. Особое значение имеет проблема ликвидации отставания нашей страны в обучении и воспитании подрастающих поколений, формирование современного уровня управления системой образования, где информатизации принадлежит безусловно главная роль.
1.3. Анализ проблем информатизации образования в России и в Челябинске в частности показывает, что наиболее важными, требующими скорейшего решения проблемами информатизации системы образования являются:
1) Хаотичное состояние процесса информатизации образования с локальными тенденциями развития, для которого характерно использование устаревшего компьютерного и технического оборудования (использование морально устаревшей вычислительной техники, списанной и переданной школам различными вычислительными центрами, предприятиями, учреждениями и организациями, сменившими свой компьютерный парк), информатизационных технологий и программных средств, не применяемых в настоящее время, не соответствующих требованиям сегодняшнего дня учебно - методических материалов, учебных программ по школьной информатике и т.п.
2) Отсутствие специализированных многоцелевых классов (типа "Пилот" и др.), оснащенных современной импортной вычислительной техникой, фирменных сетевых адаптеров, школьных сетей, доступа к возможностям IBM - совместимой техники, математического и графического моделирования и интерактивной работы с базами данных.
3) Использования в основном традиционных средств подготовки и переподготовки работников образования (семинаров, курсов, конференций, учебно - методических материалов). Отсутствие применения новейших информатизационных технологий, систем и некоммерческих сетей для переподготовки и повышения квалификации работников образования, необходимых программных продуктов, программно - методических комплексов и др.
4) Отсутствие в большинстве структурных подразделений образования города инструментальной интеллектуальной программной среды, в частности мультимедиа и экспертных обучающих систем, позволяющих реализовать новую технологию преподавания обучения, развивать учебные, корректировать обучающие, разрабатывать тестирующие системы.
5) Отсутствие научно обоснованной стратегии информации системы образования, возможности координации деятельности учреждений образования через центр информатизации города, имеющий соответствующее оборудование (мощный файловый сервер, каналы связи со средствами электронной почты и т.д.), позволяющее организовывать доступ всех пользователей интегрированной информационной системы, включая учреждения образования, к общегородскому банку данных и другим вычислительным возможностям системы.
1.4. В связи с дефицитом финансовых ресурсов решение проблем информатизации системы образования Челябинска возможно осуществить лишь в рамках координации работ информатизации всех сфер муниципального управления с соответствующим объединением имеющихся ресурсных возможностей.
Этот подход в полной мере соответствует задачам координации информационных ресурсов в рамках создания интегрированной общегородской информационно - вычислительной системы на базе центра информатизации города, целью создания которого является формирование, накопление и обновление информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним через систему коллективного пользования комитетов, управлений, отделов, учреждений и организаций федеральных, областных, городских и районных органов власти и управления.
В этой связи разработка программы информатизации системы образования становится одной из главнейших задач совершенствования управления образованием Челябинска.
2. Цели и задачи информатизации системы образования Челябинска
2.1. Целью информатизации системы образования Челябинска является совершенствование образовательного процесса в учреждениях образования города на основе современных интеллектуальных информатизационных технологий, технических средств, сетей, систем и коммуникаций: обеспечение получения и освоения обучающих знаний и навыков в области информатики и компьютерной техники, необходимых для дальнейших деятельности и образования, введение в общеобразовательный процесс высокого уровня информационной культуры.
2.2. Реализация цели информатизации системы образования города осуществляется посредством решения следующих основных задач:
- осуществление анализа состояния и проблем информатизации системы образования в Челябинске, уровня преподавания школьной информатики и качества парка вычислительной техники, имеющегося в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях;
- формирование научно обоснованной стратегии информатизации системы образования Челябинска;
- выявление информатизационных взаимосвязей и основных принципов обработки данных и принятия решений между администрациями, управлениями по делам образования, образовательными учреждениями Челябинска и районов;
- определение требований к организации общегородского банка данных системы образования, вычислительным комплексам, техническим средствам, проблемно - ориентированным оболочкам, многоцелевым "пилотным" классам;
- оценка значимости, эффективности и интеллектуальности внедряемых информационных технологий, компьютерных систем и разрабатываемых на их основе методик;
- формирование системы педагогических, научно - методических и организационно - воспитательных мероприятий, необходимых для реализации программы информатизации системы образования города.
3. Направления и принципы информатизации системы образования
3.1 Создание информационной инфраструктуры системы образования Челябинска в ряду других (муниципального управления, хозяйства, строительства, экологии, медицины и здравоохранения, культуры и др.) должно осуществляться в следующих основных направлениях:
- техническом (использование современных средств вычислительной техники и связи);
- информационно - технологическом (применение новых информационных технологий, систем хранения, обработки и передачи данных);
- программно - методологическом (приобретение или разработка целесообразных программных средств, систем и оболочек по методологии информатизации образования);
- методико - педагогическом (формирование рациональных общеобразовательных и специализированных программ преподавания школьной информатики, совершенствование методики обучения работе с компьютерами и сетями, подготовка и переподготовка педагогического состава);
- организационном (разработка системы оргмероприятий по повышению эффективности информационной подготовки учащихся).
3.2. Основные принципы информатизации системы образования Челябинска состоят в следующем:
- обеспечение иерархичности и интеграции формируемой информатизационной инфраструктуры образования в общегородской системе;
- формирование стандартизированного ядра данных от всех держателей локальных баз в центре информатизации города;
- формирование единого информатизационного пространства города, доступа к общегородскому банку данных и обеспечение необходимой координации работ через центр информатизации города и совет по информатизации и системам управления Челябинска;
- применение эффективных информатизационных технологий и систем и рациональное использование информатизационных ресурсов;
- обеспечение защиты информации, санкционированного доступа;
- способность к наращиванию информационных ресурсов, передающих каналов и саморазвитию системы;
- соответствие международным стандартам и технологиям;
- обеспечение высокого уровня преподавания информатики и переподготовки педагогических кадров.
3.3. Организация банка данных системы образования Челябинска может быть осуществлена в соответствии со схемой на рис.1.
| | | |
/---------------\ /-----------------\ /-----------\
| Ввод |-----| Общегородской |------| Ввод |
| информации | | банк данных | | информации|
\---------------/ \-----------------/ \-----------/
| | | | |
| /---------/ | \---------\ |
| | | | |
| /-------------------\ | /-------------------\ |
| | Базы данных | | | Базы данных | |
| |структур управления| | |структур управления| |
| | образованием | | | образованием | |
| \-------------------/ | \-------------------/ |
| | |
| Запросы пользователей |
| | |
/-----------------------------------------------------------\
| Учреждения образования |
\-----------------------------------------------------------/
Рис.1. Организация банка данных системы образования Челябинска
4. Развитие технической базы и инфраструктуры информатизации системы образования города
4.1. Аспекты развития технической базы инфраструктуры информатизации системы образования Челябинска должны быть основаны на следующих положениях:
- центральный вычислительный комплекс должен быть построен на основе мощной ЭВМ с комплексом устройств и технических средств;
- школы города необходимо оснастить компьютерными станциями и средствами связи с центром информатизации города и серверами управления по делам образования Челябинска и районов;
- прикладное программное обеспечение для пользователей информатизационной инфраструктуры образования города на уровне всех трех звеньев управления (городского, районного, школьного) должно быть реализовано на базе платформ, принятых в информационно - вычислительной сети города;
- необходимо оснастить учреждения образования многоцелевыми классами типа "ПИЛОТ" на базе IBM - совместимой вычислительной техники, фирменных сетевых адаптеров, технических средств и устройств, обеспечивающих графическое моделирование, сканирование и другие возможности ЭВМ и мультимедиа;
- пользователи системы информатизации образования должны получить возможности инструментальной среды для создания экспертных автоматизированных обучающих систем, разработки тестирующих программ, совершенствования учебных систем;
- должны быть созданы технические возможности по обеспечению непрерывной работы системы, многопользовательских и многозадачных режимов, поддержки систем управления базами данных, разделения доступа пользователей к ресурсам на основе уровней привилегий и т.п.
4.2. Для удовлетворения информационных потребностей пользователей система должна иметь широкий спектр услуг:
- доступ в общегородской банк данных в соответствии с уровнем привилегий в режиме нерегламентированных запросов;
- электронную почту систему двухадресной пересылки файлов между уровнями пользователей сети, позволяющую сократить бумажный документооборот, повысить оперативность доставки информации;
- электронные доски объявлений, многофункциональные табло для отображения текстовой, цветной графической информации и др.;
- доступ к электронным банкам данных высших учебных заведений, библиотек, музеев, архивов, хранилищ т.д. других городов и стран;
- электронные системы обучения и тестирования.
4.3. В развитие инфраструктуры информатизации образования целесообразно в городском и районных управлениях образования создать условия для широкого использования оргтехнического и программного комплекса "Автоматизированный офис", который позволит автоматизировать практически все функции управления.
5. Механизм решения задач информатизации системы образования Челябинска
5.1. Структурная схема, реализующая механизм решения задач информатизации системы образования Челябинска (представлена на рис.2).
/-----------------------\ /-----------------------------\
| Глава администрации | | Совет по информатизации |
| Челябинска | | и системам |
| |------| управления города |
| Первый заместитель | | |
| главы администрации | | Секция |
| Челябинска | |по информатизации образования|
\-----------------------/ \-----------------------------/
/----\ /----\ | |
| РУО| |ЧГТУ| /-------------------\ /-----------------\
| МАЙ| | | |Управление по делам| | Центр |
\----/ \----/ | образования |----|по информатизации|
|-------+-------| Челябинска | | города |
/----\ /----\ \-------------------/ \-----------------/
|ЧРЦ | |ЧИП | |
| ВШ | | КРО| |
\----/ \----/ |
|
/------------------------------------------------------------\
| Администрации районов Челябинска |
| Управления по делам образования районов |
\------------------------------------------------------------/
| | | | | |
/------------------------------------------------------------\
| Учреждения образования Челябинска |
\------------------------------------------------------------/
Рис.2. Оргструктура реализации механизма решения задач информатизации системы образования города
5.2. Работы по формированию информатизационной инфраструктуры образования города осуществляется под наблюдением совета по информатизации и системам управления города. Курирует работы первый заместитель главы администрации Челябинска.
Основные решения по информатизации системы образования формируются в рамках программы информатизации организациями, определенными для реализации работ по конкретным этапам и направлениям деятельности на основе хозяйственных договоров. Предложения и результаты рассматриваются на секции совета по информатизации системы образования, а затем утверждаются на совете. Совет вправе не утвердить предложения секции и самостоятельно принять решение или возвратить вопрос на доработку секции.
5.3. В целях решения различных вопросов и задач информатизации системы образования совет по информатизации и системам управления Челябинска (секция совета по информатизации образования) имеет право вносить на рассмотрение администрации города и управления по делам образования Челябинска предложения по созданию рабочих групп для проведения научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в области информатизации образования.
5.4. Руководители структур управления базовых организаций системы образования Челябинска должны оказывать необходимое содействие службам и отдельным сотрудникам в работах по информатизации системы образования.
5.5. Организационные, финансовые и иные вопросы по информатизации системы образования должны быть закреплены соответствующими решениями совета, постановлениями, распоряжениями и другими нормативными актами на соответствующих уровнях управления.
5.6. Финансирование работ осуществляется как за счет бюджетных средств, так и средств центра по информатизации города, инвестиций заинтересованных предприятий и организаций, прочих внебюджетных источников.
5.7. По проблемам информатизации системы образования Челябинска целесообразно проведение обсуждений, семинаров, лекций, выставок с демонстрацией технических и программных средств, технической литературы. Их проведение возможно осуществить на базе Челябинского регионального центра, высшей школы, Челябинского государственного технического университета, Челябинского института повышения квалификации работников образования, администрации Челябинска с широким привлечением ученых (Российской академии информатизации), Международной академии информатизации, Российской академии образования) и представителей Министерства образования Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.