Постановление главы администрации г.Челябинска
от 14 июня 1996 г. N 756-п
"О муниципальной собственности"
25 ноября 1997 г.
Постановлением Администрации города Челябинска от 21 мая 2013 г. N 136-п настоящее постановление отменено
В целях обеспечения реализации Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" на территории г.Челябинска, постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Челябинска.
2. Установить, что Положение в части полномочий городской Думы вступает в законную силу со дня начала работы данного органа местного самоуправления.
3. Пресс-секретарю (Григорьев Л.А.) опубликовать данное Постановление в пресс - выпуске "Будни" в "Вечернем Челябинске".
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на зам. Главы администрации, Председателя комитета по управлению имуществом г.Челябинска Гришмановского В.В.
Глава администрации г.Челябинска |
В.М.Тарасов |
Приложение
к постановлению главы
администрации города
от 14 июня 1996 г. N 756-п
Положение
О порядке формирования, распоряжения и управления объектами муниципальной собственности г.Челябинска
1. Утратил силу
См. текст раздела 1
2. Утратил силу
См. текст раздела 2
3. Утратил силу
См. текст раздела 3
4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений
Муниципальные предприятия и учреждения создаются за счет имущества, принадлежащего на праве муниципальной собственности г. Челябинска, в соответствии с планами и программами социального и экономического развития города и на основе установленного настоящим Положением порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
4.1. Порядок создания муниципальных предприятий и учреждений.
4.1.1. Создание муниципальных предприятий и учреждений осуществляется по инициативе органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Главы г.Челябинска, его заместителей, председателя Комитета по управлению имуществом г.Челябинска, Глав администраций районов г.Челябинска.
Созданию муниципальных предприятий должно предшествовать технико-экономическое обоснование, которое вместе с проектом постановления о создании предприятия или учреждения вносится на рассмотрение Главы города. При необходимости Глава города может затребовать заключение у соответствующих отраслевых комитетов о целесообразности создания соответствующего предприятия либо учреждения с точки зрения сохранения городской инфраструктуры, защиты окружающей природной среды.
Проект постановления заинтересованного органа местного самоуправления либо должностного лица с приложением технико-экономического обоснования должен быть рассмотрен Главой города в 30-дневный срок, а в случае необходимости получения дополнительных - в 60-дневный срок.
По результатам рассмотрения представления Глава города может принять:
а) решение об отказе в создании муниципального предприятия или учреждения.
Такое решение оформляется письмом Главы города либо иным внутренним документом администрации и с обоснованием причин отказа направляется органу местного самоуправления либо должностному лицу, внесшему соответствующий проект постановления;
б) решение о создании муниципального предприятия или учреждения. Такое решение оформляется постановлением Главы города.
В постановлении должно быть указано, в каких целях и по чьему предложению создается муниципальное предприятие или учреждение, за счет какого имущества оно создается, его местонахождение. Постановление должно содержать также поручение Комитету по управлению имуществом города утвердить Устав (положение) муниципального предприятия или учреждения, обеспечить передачу и закрепление имущества, а также заключить контракт с руководителем.
В отдельных случаях допускается создание муниципальных предприятий и учреждений на основании решения Комитета.
Утверждение Устава (положения) муниципального предприятия (учреждения) осуществляется в 10-дневный срок после подписания Главой города соответствующего постановления.
С руководителем созданного предприятия в срок не позднее 30 дней после государственной регистрации заключается контракт и договор о передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление).
4.1.2. Особенности создания муниципальных предприятий.
Муниципальные предприятия являются унитарными коммерческими организациями, действующими на основе извлечения прибыли в целях решения экономических и социальных задач, стоящих перед городом Челябинском.
За муниципальными предприятиями закрепляется на праве хозяйственного ведения имущество, находящееся в муниципальной собственности г. Челябинска. Закрепленное за предприятием имущество образует его первоначальный уставный фонд, стоимостное выражение которого должно быть не менее 1000-кратного размера минимальной заработной платы, установленного законодательством Российской Федерации на дату регистрации предприятия.
В случае внесения в уставный капитал зданий, сооружений, иных объектов недвижимости, а также основных видов технологического оборудования оценка их в целях отражения в учете предприятия может производиться на уровне существующих рыночных цен с учетом заключения компетентных организаций.
При закреплении органом местного самоуправления за предприятием имущества, находящегося в федеральной или областной собственности и переданного органам местного самоуправления, такое имущество закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения без включения его в уставный фонд предприятия. В Уставе предприятия должны определяться его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью предприятия, предмет и цели его деятельности, размер уставного фонда, порядок и источники формирования уставного фонда.
В Уставе должно также содержаться указание на то, что закрепленное за предприятием имущество остается в муниципальной собственности г.Челябинска и предоставлено предприятию на праве хозяйственного ведения.
Фирменное наименование предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, например "Муниципальное унитарное предприятие г. Челябинска".
4.1.3. Особенности создания муниципальных учреждений.
Муниципальным учреждением Челябинска является организация, созданная уполномоченным органом местного самоуправления (Главой города, органами местного самоуправления, отраслевыми комитетами) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В качестве учреждений создаются и организационно оформляются органы управления, образовательные, медицинские и т.п. организации. Статусом учреждений могут обладать также театрально-зрелищные, спортивно-физкультурные и другие организации.
Глава города своим постановлением определяет общие принципы создания учреждения и делегирует органам местного самоуправления, районным администрациям право быть учредителями данных учреждений.
В этом случае Уставы учреждений соответствующими органами местного самоуправления, учреждений согласовываются с Комитетом в части вопросов управления и распоряжения имуществом, закрепленном на балансе учреждения.
Переданное учредителем имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
Действующим законодательством не предусмотрено минимальное стоимостное выражение имущества, которое должно быть закреплено за учреждением на момент его регистрации. В Уставе муниципального учреждения должны быть определены его наименование, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, предмет и цели деятельности, а для учреждений, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, также указание видов такой деятельности.
В Уставе должно также содержаться указание на то, что закрепленное за учреждением имущество остается в муниципальной собственности Челябинска и предоставлено учреждению на праве оперативного управления, кроме имущества, поступающего в самостоятельное распоряжение учреждения, которому учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, и учитываемого на отдельном балансе.
Наименование учреждения должно содержать указание на собственника его имущества, например "Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Челябинска".
4.2. Порядок реорганизации муниципальных предприятий и учреждений.
Реорганизация муниципальных предприятий и учреждений производится по мотивированному представлению органов местного самоуправления и должностных лиц, указанных в п.4.1 настоящего Положения, а также руководителей соответствующих предприятий и учреждений.
Письменное представление о реорганизации должно быть рассмотрено Главой города либо его соответствующим заместителем в 30-дневный срок, а в случаях, когда необходимость реорганизации вызывается резким ухудшением финансово-хозяйственного состояния предприятия или учреждения - в 20-дневный срок.
По результатам рассмотрения представления Глава города может принять:
а) решение об отказе реорганизации.
Такое решение оформляется письмом Главы города либо иным внутренним документом администрации и с обоснованием причин отказа направляется органу местного самоуправления либо должностному лицу, внесшему соответствующее представление;
б) решение о реорганизации муниципального предприятия, учреждения.
Такое решение оформляется постановлением Главы города. В постановлении должно быть указано, в каких целях и по чьему представлению проводится реорганизация, форма реорганизации, поручение Комитету и учредителю письменно уведомить о реорганизации кредиторов предприятия (учреждения), а также утвердить передаточный акт либо разделительный баланс реорганизуемого юридического лица.
В случаях, предусмотренных законом, реорганизация муниципальных лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть произведена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, антимонопольных).
Не допускается слияние или присоединение муниципальных предприятий и учреждений к юридическим лицам частной формы собственности.
Слияние или присоединение муниципальных предприятий (учреждений) к государственным предприятиям (учреждениям) Российской Федерации либо Челябинской области допускается только с согласия городской Думы.
Преобразование муниципального предприятия (учреждения) в юридическое лицо частной формы собственности допускается только в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
4.3. Ликвидация муниципальных предприятий и учреждений.
Ликвидация муниципальных предприятий и учреждений производится по представлению тех же органов самоуправления и должностных лиц, которые вправе ставить вопрос об их реорганизации (п.4.2. настоящего Положения).
Муниципальное предприятие (учреждение) может быть ликвидировано только по решению Главы города, оформленному постановлением.
Основаниями ликвидации по решению Главы города могут являться:
- нецелесообразность продолжения деятельности предприятия (учреждения);
- истечение срока, на который создано предприятие (учреждение);
- достижение цели, ради которой создано предприятие, учреждение;
- признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Муниципальное предприятие (учреждение) может быть ликвидировано также по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Требование о ликвидации по указанным выше основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Муниципальное предприятие (учреждение) может быть ликвидировано также вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда. Признание предприятия банкротом влечет его ликвидацию.
Предприятие (учреждение) может быть ликвидировано и в других случаях, предусмотренных законом.
В постановлении о ликвидации Глава города возлагает обязанности по осуществлению ликвидации предприятия (учреждения) на Комитет, который не вправе передавать возложенные на него обязанности по ликвидации какому-либо иному органу или должностному лицу.
В случае принятия судом решения о ликвидации муниципального предприятия (учреждения) обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на Главу города либо на орган, уполномоченный на ликвидацию предприятия (учреждения) его учредительными документами.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество муниципального предприятия (учреждения) передается Комитету по управлению имуществом г. Челябинска для учета, обеспечения сохранности и дальнейшего использования.
Ликвидация муниципального предприятия (учреждения) считается завершенной, а предприятие (учреждение) прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
5. Правовой режим имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Правовой режим имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями (учреждениями), определяется в соответствии с Главой 19 (ст. ст. 294 - 300 Гражданского кодекса РФ).
За муниципальными предприятиями имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Муниципальное образование - г. Челябинск - имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Это право возникает, если размер, порядок, сроки и иные условия отчисления прибыли определены в Уставе муниципального предприятия, внесены в качестве дополнений в Устав либо вытекают из договора, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города и предприятием. Соответствующие отчисления от прибыли не могут засчитываться в счет подлежащих уплате налогов и сборов в соответствии со ст. 36 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направляются исключительно на пополнение доходной части местного бюджета г. Челябинска.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без письменного согласия Комитета по управлению имуществом города.
Для получения согласия Комитета предприятие обращается к нему с письменным запросом, на который должен быть получен ответ в 15-дневный срок.
В договорах, направленных на распоряжение недвижимым имуществом предприятия, в обязательном порядке проставляется заверенная Комитетом отметка о согласии с данным способом распоряжения имуществом.
При этом продажа (передача) недвижимого имущества предприятия с согласия Комитета возможна только покупателям (получателям), являющимся муниципальными предприятиями и учреждениями, продажа недвижимого имущества предприятия гражданам и юридическим лицам частной формы собственности допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством и местными актами о приватизации.
Остальным имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Принадлежащее предприятию движимое имущество может быть самостоятельно сдано им в аренду (при сроке аренды более одного года - с предварительного согласия Комитета), отдано в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ движимого имущества допускается с письменного согласия Комитета.
Продажа, обмен и иное отчуждение движимого имущества предприятия, относящегося к его основным производственным фондам, гражданам и юридическим лицам частной формы собственности осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
Предприятие может в соответствии с п. 7 ст. 144 Гражданского кодекса РФ создать в качестве юридического лица другое унитарное муниципальное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). При этом передача имущества возможна только с письменного согласия Комитета.
5.1. Правовой режим имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями.
За муниципальными учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления. Учреждение осуществляется в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Глава города в соответствии с законом решает через соответствующие органы местного управления вопросы создания учреждения, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя учреждения.
По поручению Главы города Комитет заключает контракт с руководителем, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего учреждению имущества, принимает решение об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, а также распоряжается этим имуществом по своему усмотрению.
В случае, когда по установлению Главы города учредителем учреждения выступает иной орган местного самоуправления, Глава города вправе делегировать право заключения контракта учредителю. В этом случае с Комитетом согласовываются Уставы и условия контракта по вопросам управления и распоряжения имуществом.
Муниципальное учреждение не вправе распоряжаться имуществом (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) как закрепленным за ним при создании, так и приобретенным за счет средств, выделенных по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Указанными доходами и имуществом учреждение отвечает самостоятельно и в полном объеме по обязательствам, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности. По таким обязательствам учреждения муниципальная казна дополнительной (субсидиарной) ответственности не несет.
Имущество, находящееся в самостоятельном распоряжении учреждения, не может быть изъято у него без согласия, по решению Комитета, других муниципальных или государственных органов.
5.2. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения муниципальным предприятием и права оперативного управления муниципальным учреждением.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникает:
а) у муниципальных предприятий и учреждений, созданных до 1 января 1995 года, - с момента государственной регистрации соответствующих предприятий (учреждений);
б) у муниципальных предприятий и учреждений, созданных после 1 января 1995 года и с момента передачи имущества, оформленное соответствующим документом.
Порядок передачи и оформления передачи имущества определяется Комитетом по управлению имуществом Челябинска. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление соответственно предприятия или учреждения. Доходы и имущество учреждений, полученные ими в результате предпринимательской деятельности, находятся в их самостоятельном распоряжении.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия (учреждения) по решению Комитета.
При приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом муниципальной собственности.
При переходе права собственности на муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому объекту-собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
Председатель
комитета по управлению имуществом |
В.В.Гришмановский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации г.Челябинска от 14 июня 1996 г. N 756-п "О муниципальной собственности" (с изменениями и дополнениями) (отменено)
Текст постановления опубликован в газете "Вечерний Челябинск" от 27 июня 1996 г.
Постановлением Администрации города Челябинска от 21 мая 2013 г. N 136-п настоящее постановление отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Челябинской городской Думы от 25 ноября 1997 г. N 18/3