Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 1 июля 1997 г. N 11/11
Молодежь Челябинска на пороге XXI века (Концепция молодежной политики в г.Челябинске)
I. Современное состояние молодежи как социально-демографической группы
Современная ситуация, сложившаяся в г.Челябинске в области молодежной политики, характеризуется прежде всего социальной напряженностью. Отмечается крушение прежней системы ценностных ориентаций, среди которых работа и общественное признание наряду с семьей были высшими ценностями.
Кризис выявил и резко увеличил социальную обездоленность значительной части молодого населения города, расслоение общества.
Очевидно, что расслоение будет усиливаться, и ориентация на однородность, на которой базировались все социальные программы, не будет работать.
В современных условиях необходимо глубокое познание и использование специфики поведения, закономерностей формирования молодого поколения.
По данным Челябинского областного комитета государственной статистики в г.Челябинске проживает 263 510 молодых людей, что составляет 24,3% всего населения города, из них 30,7% подростков (80817 человек).
На начало 1997 года в г.Челябинске проживает молодежи:
- из числа учащихся школ - 33235 человек
- учащихся профессиональных училищ - 16500 человек
- учащихся ССУЗов - 24917 человек, из них
- на дневном отделении - 15609
- на вечернем отделении - 2319
- на заочном отделении - 6989
- студентов ВУЗов - 36990, из них
- на дневном отделении - 24370
- на вечернем отделении - 1911
- на заочном отделении - 10709
- работающей молодежи - 148979
- незанятой молодежи - 2889
Сравнительный анализ демографической ситуации показывает, что наблюдается тенденция общего снижения числа молодежи (на 23000 человек по сравнению с 1990 годом). За 6 лет почти на 9000 сократилось число подростков. Коэффициент рождаемости снизился с 12,2 в 1991 году до 9,0 - в 1996 году.
Состояние здоровья молодых людей значительно ограничивает их профессиональную пригодность. Исследования показывают, что лишь 38,8% молодых людей составляют группу "здоров". Полная профпригодность на 100 обследованных установлена только у 65,0% учащихся техникумов, 79,0% учащихся ПТУ, 97,2% студентов ВУЗов по профилям тех специальностей, которыми они овладевают. Здоровье юношей снижает их годность к службе в Вооруженных силах страны.
Серьезной проблемой является состояние репродуктивного здоровья молодежи. Растет число несовершеннолетних матерей. Резко сокращается число молодых людей, вступающих в брак:
Год 1990 г. 1993 г. 1996 г.
Количество браков 15624 12772 9555
По прежнему высоким остается уровень ранних браков: примерно пятая часть вступивших в брак в 1996 году (1865 человек) - молодые люди до 19 лет.
Увеличивается число малообеспеченных семей. По данным на начало 1997 года в органах социальной защиты состоит на учете 20453 малообеспеченных семьи, 45800 детей, из них 790 детей студентов, 21 ребенок несовершеннолетних родителей.
По-прежнему проблемой остается большое число малообеспеченных молодых людей, причем в них часто попадают такие категории, как студенчество - интеллектуальный потенциал города.
По данным службы занятости:
- безработной молодежи, состоящей на учете в службе занятости - 2889 человек;
- молодежь в возрасте 16-29 лет в структуре обратившихся в службу занятости города составляет около 36%, из них 11% - впервые вступающие в трудовую деятельность;
- растет число подростков, желающих работать в свободное от учебы время и в каникулярное время.
В то же время наблюдается рост социальной активности молодежи.
Все больше студентов принимают участие в городских молодежных мероприятиях: в 1996 году в городских фестивалях и конкурсах приняли участие около 1500 студентов. К данной работе подключаются негосударственные учебные заведения.
Работа с молодежью в ВУЗах координируется студенческими профсоюзами. В ряде ВУЗов работают молодежные клубы.
За 2 года более чем в 5 раз выросло число молодежных организаций (с 22 в 1994 году до более 100 в 1996 году), причем в спектр интересов данных организаций включены работа с "кризисными" категориями ("чеченцы", "трудные" подростки и др.) проблемы занятости молодежи, творческие программы, международные молодежные проекты.
В городе функционирует 83 детских, подростковых клуба по месту жительства. Из них 29 ведомственных, 54 муниципальных.
После восьмилетнего перерыва проведена игра "Зарница". Подростки города Челябинска ежегодно принимают участие в движении подростковых компаний "Стартинейджер". Готовится программа "Содействие занятости и трудоустройству молодых людей". Оформил свою деятельность клуб КВН. Решен вопрос о создании городской студенческой молодежной газеты.
Вместе с тем, в городе отсутствует четкая программа реализации молодежной политики. Формирование правового государства предусматривает государственную помощь и поддержку любого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, попавшего в социальную, экономическую или другую катастрофу.
II. Общие положения
Настоящий документ содержит концептуальные положения, на основе которых формируется молодежная политика в г. Челябинске.
Реализация мер в области молодежной политики осуществляется органами местного самоуправления, молодежными объединениями, их ассоциациями, управлениями, комитетами на основе принимаемых нормативных актов и программ.
Сущность молодежной политики в г.Челябинске заключается в создании правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив.
Молодежная политика выражает стратедическую линию на обеспечение социально-экономического, политического и культурного потенциала города, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
Молодежная политика в г.Челябинске проводится в отношении:
- граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в г.Челябинске;
- молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что хотя бы один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
- молодежных объединений - добровольных, некоммерческих, самоуправляемых формирований молодых граждан, объединившихся для удовлетворения своих законных интересов, развития творческих способностей, защиты своих прав и свобод - зарегистрированных на территории города.
Целью молодежной политики в г.Челябинске является:
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- преодоление кризисных явлений в молодежной среде;
- создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
- реализацию инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития личности.
Принципы молодежной политики в г.Челябинске:
- гуманистический характер молодежной политики, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- общедоступность, адаптивность молодежной инфраструктуры;
- открытость и гласность;
- демократичность, привлечение молодых граждан к непосредственному участию в органах местного самоуправления, к разработке и реализации программ, касающихся молодежи и общества в целом.
III. Основные направления молодежной политики в г.Челябинске
1. Обеспечение прав и свобод молодых граждан, проживающих на территории города Челябинска.
Данное направление предусматривает:
- признание за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами;
- создание общественного Наблюдательного Совета по соблюдению прав молодежи;
- создание системы юридической защиты молодежи.
2. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи.
Данное направление предусматривает:
- историко-политическое просвещение молодежи посредством проведения историко-краеведческих конкурсов, викторин, олимпиад, семинаров, мероприятий по изучению родного края и семейной родословной;
- приобщение молодых людей к государственной символике и атрибутике, к историческим традициям и государственным праздникам;
- развитие конструктивного диалога поколений, в особенности поколения "дедов и внуков" через совместные встречи, культурно-творческие вечера;
- участие молодежи в народном художественном и прикладном творчестве, поддержка молодежных коллективов, опирающихся на народные традиции, участие в этнокультурных экспедициях;
- проведение оборонно-спортивных мероприятий, фестивалей патриотических объединений;
- сотрудничество с комитетами, общественными организациями ветеранов боевых действий, проведение акций, связанных с последствиями войны в Афганистане, Чеченских событий.
3. Формирование здорового образа жизни.
Данное направление предусматривает:
- проведение медицинских, просветительских, профилактических мероприятий, направленных на улучшение здоровья и популяризацию здорового образа жизни молодежи, содействием в организации оздоровительных акций для отдельных категорий детей, подростков, молодежи, нуждающихся в особой заботе;
- развитие детско-юношеского массового спортивного движения, обеспечивающего массовость и доступность спортивных мероприятий;
- экологическое просвещение молодежи и ее участие в проведении экологических акций;
- развитие инфраструктуры молодежного досуга (подростковые, молодежные и студенческие клубы, кафе, центры отдыха).
4.Приобщение молодежи к труду, содействие в ее трудоустройстве и занятости.
Данное направление предусматривает:
- анализ и прогноз рынка труда молодежи;
- создание условий для интеграции молодежи в общественное производство;
- создание дополнительных рабочих мест для постоянной и временной занятости молодежи;
- поддержка молодежного предпринимательства.
5. Социальная работа в молодежной среде.
Данное направление предусматривает:
- адресную социальную помощь наименее защищенным категориям молодежи;
- создание системы социального сервиса по месту жительства;
- подготовку социальных работников из числа молодежи.
6. Поддержка талантливой молодежи.
Данное направление предусматривает:
- развитие системы конкурсов, фестивалей по различным жанрам художественного творчества;
- установление премий, стипендий, пособий для талантливой молодежи города, в том числе обучающейся за пределами города, области, Российской Федерации;
- поощрение создания творческих мастерских, школ, объединений и т.д.;
- создание Фонда поддержки молодежных талантов.
7. Предупреждение безнадзорности и правонарушений в молодежной среде.
Данное направление предусматривает:
- пропаганду здорового образа жизни и общечеловеческих нравственных ценностей;
- развитие анимационной работы в микрорайонах, привлечение волонтеров из числа молодежи к работе с подростками;
- издание просветительских буклетов, памяток, брошюр по проблемным вопросам
8. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений города.
Данное направление предусматривает:
- взаимодействие органов по делам молодежи с молодежными и детскими общественными объединениями в решении молодежных проблем;
- создание экспертного совета по оценке молодежных проектов и инициатив;
- организация конкурсов социальных молодежных проектов;
- финансирование проектов и программ молодежных и детских объединений, представленных на конкурсной основе;
- методическая помощь вновь создаваемым организациям.
9. Содействие международным молодежным обменам.
Данное направление предусматривает:
- развитие международного молодежного сотрудничества;
- заключение и реализацию соглашений о молодежных обменах;
- включение молодежи города Челябинска в систему международных молодежных программ;
- развитие международного молодежного туризма.
IV. Формирование системы работы с молодежью:
- методическое и кадровое обеспечение молодежной сферы;
- создание структур по делам молодежи в районах города;
- разграничение полномочий ведомств в области работы с молодежью;
- создание единой информационной компьютерной сети;
- взаимодействие со средствами массовой информации в создании молодежных просветительских, образовательных, культурных и т.д. программ;
- развитие молодежного самоуправления в образовательных учреждениях города;
- создание системы "обратной связи" с общественностью по вопросам работы с молодежью.
V. Финансовое обеспечение молодежной политики:
- бюджетное финансирование;
- средства внебюджетных фондов;
- самофинансирование (молодежное предпринимательство);
- благотворительные, спонсорские средства, добровольные взносы;
- международная помощь, кредиты, гранты.
Инициаторами разработки концепции выступили Челябинская городская Дума и Администрация г.Челябинска.
Руководители Проекта:
Поддубная - председатель Комитета по делам
Марина Владимировна молодежи Администрации города
Рушанин - доктор исторических наук, профессор
Владимир Яковлевич проректор по науке ЧГПУ, руководитель
научной лаборатории "Молодежь"
Базаев - первый помощник заместителя Главы
Александр Григорьевич Правительства Челябинской области
по социальным вопросам
Закиров - кандидат экономических наук, доцент
Рашид Шарипович (ЧГТУ)
К разработке настоящей концепции были привлечены:
Со стороны муниципальных и государственных структур:
1. Иванова Л.А. - первый заместитель начальника Управления
по делам образования;
2. Корчагина М.Р. - ответственный секретарь комиссии по
делам несовершеннолетних;
3. Серебренников Ю.Н. - начальник Управления по физической
культуре и спорту и туризму;
4. Кучерина О.Л. - главный специалист Управления по
социальной защите населения;
5. Решетова Л.С. - старший инспектор группы ППН городского
УВД;
6. Печенкина Н.П. - заместитель начальника Управления
Федеральной службы занятости населения;
7. Антипов С.В. - председатель Комитета по делам молодежи
Челябинской области;
8. Михайлов И.В. - заместитель начальника Главного
Управления по делам военнослужащих и
казачества Челябинской области;
9. Евгеньев В.Б. - заместитель Главы администрации
Центрального района;
10. Кропотов Ю.П. - директор ДТУМ "Алое поле";
Со стороны общественных организаций:
11. Смирнов В.В. - председатель Российского Союза молодежи;
12. Воробей В.А. - председатель студенческого профкома ЧГПУ;
13. Шелепова Т.А. - председатель Союза студенческой молодежи
Челябинской области;
14. Камнев П.С. - председатель Челябинского городского
отделения союза ветеранов Афганистана;
15. Фуникова Н.В. - руководитель программы "Свой голос" ФДО;
16. Вайснер Н.А. - председатель молодежной общественной
организации "Инициатива";
17. Золотник А.С. - городской совет ветеранов;
18. Заморина Т.Г. - фонд "Будущее отечества" им. Поляничко;
Со стороны научно-исследовательских организаций:
19. Дюкарева А.М. - член-корреспондент РАЕН, доктор
медицинских наук, профессор. заведующая
кафедрой социальной медицины и управления
здравоохранением Уральской государственной
медицинской академии дополнительного
образования;
20. Дугинец В.М. - кандидат педагогических наук, доцент,
заместитель директора Челябинского
филиала Управления Академии
государственной службы;
21. Русанова В.С. - кандидат педагогических наук, профессор
заведующая кафедрой теории и методики
культурно-досуговой деятельности ЧГИИК
Секретарь Думы |
В.А.Крюков |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 1 июля 1997 г. N 11/11 "О концепции молодежной политики в городе Челябинске"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.