Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению городской Думы
от 28 октября 1997 г. N 16/1
Челябинская городская Дума
Администрация города Челябинска
"Дети Челябинска"
Челябинск, 1997г.
В городе Челябинске на начало 1997 года число детей составляло 281799 (от 0 до 18 лет) человек, или 23,7% всего населения.
Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательства по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года N 543 "О первоочередных мерах по реализации выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с этим Челябинской городской Думой, Администрацией города разработана программа "Дети Челябинска" сроком действия до 2005 года, которой решением Думы от 28.10.97 N 16/1 придан статус городской программы.
Инициаторы программы:
Челябинская городская Дума
Администрация города Челябинска
Участники программы:
Комиссия по социальной политике Челябинской городской Думы
Управление по делам образования
Управление социальной защиты населения
Управление здравоохранения
Комитет по делам молодежи
Управление по физической культуре, спорту и туризму
Управление культуры и информации
Управление внутренних дел
Руководители программы:
Кибизова Директор программы, председатель комиссии
Валентина Владимировна по социальной политике городской Думы
Молчанов Научный руководитель программы, зам.
Сергей Григорьевич начальника городского Управления по делам
образования, доцент, кандидат педагогичес-
ких наук, отличник народного просвещения РФ
Закиров Научный руководитель программы, кандидат
Рашит Шарипович экономических наук, доцент (ЧГТУ)
Организаторы программы (со стороны структурных подразделений Администрации города):
Кеспиков Начальник Управления по делам образования,
Вадим Николаевич заслуженный учитель школы Российской
Федерации
Гаврилова Начальник Управления социальной защиты
Галина Андреевна населения
Тюков Начальник Управления здравоохранения,
Юрий Аркадьевич кандидат медицинских наук, доцент
Поддубная Председатель комитета по делам молодежи
Марина Владимировна
Серебренников Начальник Управления по физической
Юрий Николаевич культуре, спорту и туризму
Гусев Начальник Управления культуры и информации
Вячеслав Борисович
Лесняк Начальник Управления внутренних дел
Виктор Иванович
Организаторы программы (со стороны общественных организаций):
Кузнецов Депутат Государственной Думы,
Александр Владимирович фракция "Яблоко"
Заморина Областной фонд "Будущее Отечества" имени
Тамара Геннадьевна В.П.Поляничко
Гришин Челябинский благотворительный фонд
Михаил Владимирович "Береги себя"
Конарева Общественное объединение "Женский деловой
Любовь Михайловна центр"
Альварес Детская информационная служба Главного
Надежда Луисовна управления образования
Участники программы (со стороны научно-исследовательских организаций), группа сопровождения
Романенко Доктор медицинских наук, профессор, член-
Владислав Александрович корреспондент Российской академии
естественных наук
Буторина Доктор медицинских наук, профессор,
Наталья Ерофеевна академик Российской академии социального
образования
Батурин Кандидат психологических наук, доцент
Николай Алексеевич
Швеммер Кандидат педагогических наук, доцент
Владимир Готфридович
Беребин Кандидат психологических наук
Михаил Алексеевич
Дютерд Мишель Эксперт международной организации СЕМЕА
I. Актуальность программы
Нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, заметно ухудшили положение детей и подростков.
Возросла младенческая и детская смертность. Коэффициент рождаемости снизился:
1991г. 1996г.
12.2%о 8.0%о
За последние шесть лет число подростков сократилось на 9000 чел.
Острой является проблема детской инвалидности:
1990г 1996г.
10.6%о 18.5%о
Состояние здоровья детей в дальнейшем значительно ограничивает их профессиональную пригодность. Группу "здоров" составляет лишь 38.8%. Нет достаточных условий для воспитания, образования и духовного развития детей. За последние три года сократилось строительство школьных зданий и пристроев к ним. Требуют капитального ремонта 46 образовательных учреждений. В 2 смены работают 92% общеобразовательных учреждений, в 3 смены - 13 общеобразовательных учреждений. За период 1991-1996гг. по городу закрылось более 100 дошкольных общеобразовательных учреждений.
Уменьшилось количество клубов по месту жительства из-за недостаточного финансирования и закрытия при приватизации предприятий:
1993г. 1997г.
126 83
Увеличивается число малообеспеченных семей. По данным на начало 1997г. в органах социальной защиты состоит на учете 20453 малообеспеченных семьи, 45800 детей, из них 790 - дети студентов, 21 ребенок несовершеннолетних родителей, 3926 семей - с детьми-инвалидами.
Не обеспечены финансово дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Более 300 детей оказались вне школы, 13 тысяч нуждаются в психолого-педагогической и социальной реабилитации.
Особая проблема, требующая пристального общественного внимания, - рост безнадзорности среди детей и подростков с высоким уровнем правонарушений и нарушением психического развития.
В 1996г. несовершеннолетними или при их участии совершено 1606 преступлений, что на 1.4%, или на 22 преступления больше, чем в 1995г. Резко возросло число подростков, доставленных за употребление токсических или наркотических веществ:
1995г. 1996г.
129 535
За нарушение антиалкогольного законодательства составлено административных протоколов:
1995г. 1996г.
1268 3067
По данным службы занятости, на предприятиях города на общественных работах было задействовано 8000 детей в 1993 году и не более 2500 в 1996 году в возрасте 16-18 лет.
Все это свидетельствует о том, что нужен радикальный пересмотр отношения к проблемам детей.
Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие обусловливает следующие основные направления социальной политики:
- сохранение жизни и здоровья детей;
- обеспечение безопасного материнства;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- доступность воспитания, образования и развития детей;
- поддержка семьи как естественной среды жизнеобитания детей;
- поддержка детей, находящихся в кризисной ситуации.
Основная цель программы
Обеспечение детям Челябинска максимально возможного спектра правовых, социальных, экономических, педагогических, медицинских, психологических и других условий для социализации и социально-экономической адаптации и интеграции во все сферы жизни и экономики города.
II. Сохранение жизни и здоровья детей
Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности детского населения требует совершенствования системы здравоохранения.
Для этого необходимо обеспечить:
- устойчивость функционирования детских и подростковых учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объема финансирования;
- приоритетность в муниципальной системе здравоохранения профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни, по снижению детской заболеваемости и смертности, угроз возникновения эпидемий;
- защиту прав ребенка на получение своевременной и качественной медицинской помощи;
- разработку соответствующей нормативно-правовой базы здравоохранения.
Основные направления реализации программы:
- безусловная реализация и укрепление государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей, в первую очередь на бесплатную и всестороннюю медицинскую помощь и охрану жизни и здоровья;
- расширение доступности круглосуточного отдыха и оздоровления детей, включая восстановление санаторно-курортного лечения подростков;
- преобразование в сфере оказания неотложной помощи детям;
- поэтапное введение и развитие лечебно-реабилитационных учреждений;
- преобразование в области кадровой политики для приведения численности и профиля подготовки специалистов в соответствии с потребностью здравоохранения города;
- совершенствование научно-исследовательской деятельности в здравоохранении, повышение качества и эффективности научно-исследовательских работ.
2.1. Совершенствование детского здравоохранения
Анализ структуры заболеваемости детей за последние пять лет отмечает тенденцию к росту по всем классам заболеваемости. В условиях нестабильного финансирования разрушается материальная база детских медицинских учреждений. Учитывая высокий уровень заболеваемости, диспансеризации детей и инвалидности, недостаточный охват реабилитации детей с хронической патологией, необходимо:
- совершенствование и развитие неотложной помощи детям;
- развитие профилактического этапа детского здравоохранения путем пропаганды здорового образа жизни, просвещения, вакцинации;
- модернизация детских стационаров, разработка и внедрение новых технологий в медицине;
- модернизация детских молочных кухонь;
- развитие системы реабилитации по всем детским патологиям;
- разработка программы кадрового обеспечения детского здравоохранения.
2.2. Создание и развитие центров охраны здоровья
Центры охраны здоровья создаются с целью развития профилактических мероприятий среди детского населения.
Основные направления деятельности:
- создание системы всестороннего углубленного клинико-психолого-педагогического изучения психофизического развития и деятельности детей;
- профилактика наиболее распространенных заболеваний ЛОР-органов, дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, психосоматических и невротических расстройств у учащихся школ за счет:
а) рациональной организации рабочего места учащегося, питания, учебного процесса, двигательной активности;
б) формирования у учащихся при преподавании природоведения, биологии, физической культуры и ОБЖ знаний, умений и навыков здорового образа жизни, гигиенического и физкультурного самообслуживания, выживания в экстремальных ситуациях и условиях;
в) формирования функциональной готовности детей к обучению, систематического контроля за их адаптацией к учебному процессу и своевременной медико-психолого-педагогической коррекции.
- создание системы по первичному выявлению, диагностике и лечению патологии у детей;
- осуществление системы преемственности в выявлении, лечении и профилактике соматических заболеваний, реабилитации детей с ограниченными возможностями, оказание плановой консультативной помощи родителям по лечению детей, в том числе консультации на дому;
- внедрение в практику отечественных и зарубежных методик медико-психолого-педагогической и психоречевой коррекции детей.
2.3. Организация детского питания
Детское питание должно быть рациональным и отвечать основным требованиям науки. Обеспечение детей младшего возраста качественными продуктами питания требует модернизации детских молочных кухонь. За последние 3 года отмечается отрицательная тенденция в организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях города и резкое снижение охвата горячим питанием детей в школах с 90% в 1992г. до 12% в 1996г. Учитывая роль водного фактора в жизни детей, при неудовлетворительном выполнении мероприятий по улучшению питьевого водоснабжения считать одним из путей защиты здоровья детей использование локальных систем доочистки питьевой воды.
III. Реформирование социально-правовой сферы
3.1. Правовая и социальная защита детства
Недостаточная материально-техническая база и финансирование социальной сферы, имеющиеся возможности пока не обеспечивают потребности детского населения, нуждающегося в социальном обслуживании. Отсутствуют стандарты социального обслуживания и порядок лицензирования этой деятельности.
Необходимо:
- сконцентрировать усилия на последовательной реализации мер по развитию и укреплению системы социального обслуживания, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты;
- приступить к введению новых, дифференцированных подходов к реализации права на социальную защиту и обслуживание;
- принять меры по преодолению дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания и обеспечению всех нуждающихся в социальной помощи и услугах в полустационарных условиях и на дому, по реконструкции зданий и сооружений, принадлежащих учреждениям социального обслуживания, перемещению этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношении местностей и созданию в них приемлемых условий для проживания.
Приоритетные направления:
- развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных и психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;
- безусловная реализация и укрепление государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей, в первую очередь на бесплатную и всестороннюю медицинскую помощь, охрану здоровья, социальную поддержку и защиту, на бесплатное образование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на общедоступное дополнительное обучение;
- обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов, детей-жертв техногенных катастроф;
- сокращение масштабов "социального сиротства", расширение государственной поддержки развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения;
- создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями;
- совершенствование правовой защиты детства;
- обеспечение защиты положения и прав всех несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.
3.2. Развитие образования
Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребности граждан г.Челябинска в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала города с соблюдением принципов равных стартовых условий.
Для достижения этой цели необходимо:
- обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создать систему поддержки, обеспечивающую развитие личности, и особенно тех, кто находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;
- создать экономическую базу для выполнения федерального закона "Об образовании", в том числе путем стимулирования привлечения внебюджетных средств и инвестиций в образование;
- содействовать развитию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
- сформировать городскую концепцию и программу воспитания подрастающего поколения;
- совершенствовать систему профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки, содействовать трудоустройству и занятости несовершеннолетних;
- вовлекать детей в процесс образования в качестве его активных и подлинных участников;
- придать образовательным учреждениями роль базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи детям, в частности тем из них, кто в ней особенно нуждается и стал жертвой жестокого отношения,лишен внимания и подвергается преследованиями и эксплуатации;
- поддерживать художественное и научно-техническое творчество и самодеятельность детей, массовые виды спорта и туризм;
- развивать и поддерживать различные формы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- сформировать городскую концепцию и программу воспитания здорового образа жизни;
- развивать различные формы интеграции детей с ограниченными возможностями в учреждениях образования;
- содействовать семье в воспитании детей дошкольного возраста с использованием разных структур дошкольного образования;
- сохранять и развивать муниципальную сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений и привести их в соответствие с потребностями населения города Челябинска.
3.3. Культура - детям
Важнейшими целями культурной политики являются:
- сохранение и развитие культурного потенциала города Челябинска, национальных традиций;
- сохранение единого многонационального культурного пространства города и создание условий для интеграции культуры народов России в мировое культурное пространство;
- обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех детей города.
Для реализации программы в сфере культуры необходимо повысить эффективность выделяемых финансовых ресурсов, концентрацию средств на оказание помощи объектам культуры, выполняющим социально значимую деятельность в области детства.
Для улучшения положения детей и обеспечения доступности пользования услугами учреждений культуры и искусства осуществить следующие мероприятия с учетом специфики объектов культуры:
- провести модернизацию детских библиотек для обеспечения доступности пользования их фондами;
- разработать систему мер по поддержке и распространению лучших образцов детского творчества;
- оказать содействие созданию и развитию детских центров творчества и культурного досуга;
- содействовать созданию и развитию детских средств массовой информации;
- содействовать формированию и развитию системы негосударственных институтов поддержки детского творчества.
3.4. Физическая культура и спорт
Городскую политику в сфере физической культуры и спорта необходимо направить на создание современной индустрии здоровья и отдыха, которая обеспечит качественное улучшение состояния физического здоровья детей г.Челябинска на основе повышения уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с детским населением, расширения числа клубов, центров социальной поддержки, активизации деятельности лечебно-оздоровительных организаций.
Для решения поставленной задачи намечается осуществить ряд мероприятий:
- расширить и модернизировать физкультурно-оздоровительные объекты массового посещения детей с предоставлением им бесплатных услуг;
- передать все детские спортивные школы города, за исключением школ Управления по делам образования, в ведение Управления физической культуры, спорта и туризма;
- разработать систему мер по поддержке и распространению среди детей массового занятия физкультурой и спортом;
- оказать содействие созданию и развитию сети детско-юношеских спортивных школ;
- содействовать органам территориального общественного самоуправления, предприятиям и учреждениям, а также средствам массовой информации, пропагандирующим здоровый образ жизни и занятия физической культурой и спортом;
- содействовать созданию центров активного отдыха детей по месту жительства.
IV. Финансовое обеспечение
В настоящее время доля бюджетных средств на детей в общем объеме финансовых ресурсов имеет тенденцию к сокращению.
Исходя из прогнозируемых показателей социально-экономического развития города Челябинска, финансовое обеспечение программы при ограниченности ресурсных возможностей экономики будет определяться путем сохранения базового уровня расходов на детей в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта; повышение эффективности использования финансовых ресурсов, мобилизации имеющихся внутренних резервов отраслей, изыскания дополнительных источников финансирования.
В этих условиях в целях стабильного финансового обеспечения предусмотреть следующие меры:
- обеспечить стабильное финансирование детских учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта;
- в приоритетном порядке выделять средства, направленные на спасение жизни детей, социальную поддержку семьи и детства, на образование;
- внести необходимые изменения в структуру бюджета города, предусмотрев выделение отдельной строкой средства, предназначенные для реализации программы;
- принять ряд мер по совершенствованию действующей системы межбюджетного урегулирования путем разработки механизма компенсации расходов, связанных с реализацией федеральных и областных законов;
- принять меры по отмене необоснованных налоговых льгот;
- пересмотреть внутреннюю структуру отраслей социально-культурной сферы и соответствующих расходов с целью рационального расходования средств;
- усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды для детей на основе использования системы минимальных социальных стандартов; обеспечить приоритетное финансирование этих расходов, недопущение секвестирования соответствующих статей бюджета;
- повысить ответственность детских учреждений и организаций всех форм собственности за целевое использование бюджетных ассигнований и средств внебюджетных фондов;
- разработать ряд экономических мер по привлечению ресурсов в социальную сферу детства;
- расширить использование средств от высокодоходных сфер деятельности (лотерей, игрового бизнеса) для финансирования мероприятий по улучшению положения детей г.Челябинска;
- максимально использовать внебюджетные источники финансирования, прежде всего собственные средства предприятий, средства от приватизации;
- создать внебюджетный фонд будущих поколений г.Челябинска, определив источники его финансового пополнения и основные направления расходования;
- привлечь средства международных финансовых организаций для решения социальных проблем детства.
V. Ожидаемый результат
Выполнение программы "Дети Челябинска" явится конкретным воплощением в жизнь основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей г.Челябинска до 2005г.
Реализация программы "Дети Челябинска" позволит:
- повысить качество медицинского обслуживания детского населения, снизить заболеваемость, детскую инвалидность и смертность, улучшить эпидемиологическую ситуацию в городе;
- обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством РФ;
- сделать для ребенка престижной сферу нравственности, обеспечить молодому поколению жизнь свободную от преступности и конфликта с законом, формирование правовой культуры;
- обеспечить доступность пользования услугами учреждений культуры, искусства, физической культуры и спорта;
- повысить уровень финансового обеспечения социально-культурных мероприятий для детей города.
VI. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы "Дети Челябинска" основывается на комплексе конкретных мероприятий, включающих в себя краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование по исполнению задач, определенных программой.
Координацию работы по реализации программы "Дети Челябинска" осуществляют руководители программы.
Контроль за ходом реализации программы осуществляет комиссия по социальной политике Челябинской городской Думы.
Выполнение запланированных мероприятий программы может осуществляться по мере поступления финансовых средств. В приоритетном порядке будут финансироваться мероприятия, направленные на спасения жизни детей, социальную поддержку и образование. В ходе реализации программы возможно рассмотрение дополнительных социальных проектов, имеющих высокую социальную значимость на конкурсной основе (Приложение N 4).
Информация и доклады о ходе выполнения программы и использовании средств городского бюджета и внебюджетных источников представляются в Челябинскую городскую Думу два раза в год.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.