Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 28 октября 1997 г. N 16/2
Положение
о защите прав граждан при реализации государственных решений в городе Челябинске
21 декабря 2000 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение принимается на основании Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", "Устава города Челябинска, решений Челябинской городской Думы от 11 марта 1997 года N 4/1 "О структуре органов местного самоуправления города Челябинска" и от 19 июня 1997 года N 10/2 "О временном положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске", постановления Главы города от 1 сентября 1997 года N 1132-п "Об отделе территориального общественного самоуправления" и установления формы защиты прав граждан и иных субъектов при реализации градостроительных решений в городе Челябинске (далее градостроительные решения).
1.2. Настоящее Положение устанавливает права и обязанности физических и юридических лиц, Главы города, городской Думы и (или) должностных лиц Администрации города при согласовании их законных интересов в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию градостроительных решений регламентирует порядок информирования граждан о возможной реализации градостроительных проектов.
2. Об участии граждан в процессе подготовки градостроительных решений
2.1. Граждане, проживающие в городе Челябинске и достигшие 18-летнего возраста, имеют право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки проектов градостроительных решений до принятия Администрацией города правового акта о реализации конкретного архитектурно-строительного проекта.
2.2. При реализации градостроительных решений граждане имеют право:
2.2.1. На получение от администрации города и администраций районов Челябинска достоверной информации о конкретных градостроительных решениях по строительству, реконструкции, комплексному благоустройству территории в порядке, установленном законодательством;
2.2.2. На участие в проведении независимой экспертизы градостроительных проектов за счет собственных средств.
2.2.3. На участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития территории до их утверждения соответствующими должностными лицами.
2.3. В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития территории устанавливаются:
2.3.1. Реконструкция объектов жилого фонда;
2.3.2. Строительство школ, детских садов, поликлинник, спортивных сооружений, и других объектов социальной инфраструктуры;
2.3.3. Развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания и общественного питания;
2.3.4. Строительство жилых домов, в том числе социального использования, гостиниц, мотелей;
2.3.5. Развития инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных автостоянок и гаражей, устройство транспортных развязок;
2.3.6. Строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений культуры;
2.3.7. Реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление церквей и молельных домов;
2.3.8. Комплексное благоустройство территории;
2.3.9. Вывод с территории экологически вредных предприятий и производств;
2.3.10. Расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок;
2.3.11. Вывод с селитебных территорий складских помещений и оптовых торговых предприятий;
2.3.12. Снос плоскостных гаражей, гаражей - ракушек и предоставленных лицам, обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах;
2.3.13. Снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек вывод автостоянок из дворов жилых домов , скверов, детских площадок и иных земельных участков;
2.3.14. Комплексный подход к реконструкции фасадов зданий и сооружений;
2.3.15. Использование в законных интересах граждан внутри дворовых проездов, тротуаров, скверов и газонов;
2.3.16. Иные приоритетные задачи, установленные и утвержденные в градостроительной документации.
С учетом мнения населения по месту жительства и на уровне района, при наличии (отсутствии) противоречий с городскими градостроительными программами и планами, городская Дума или Глава города Челябинска принимают решение о сохранении или изменении приоритета архитектурно-строительного проекта или градостроительной программы, разработанной управлением градостроительства администрации города.
2.4. Граждане в случае совершения противозаконных действий в процессе реализации градостроительных решений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2.5. Должностные лица администрации города обязаны:
2.5.1. До принятия правовых актов о реализации проекта информировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих градостроительному приоритету государственного проекта, о предполагаемой реализации такого проекта;
2.5.2. Обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления и принятия ими соответствующего заключения.
3. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в органах управления районов города Челябинска
3.1. Граждане, проживающие на территории районов города Челябинска, осуществляют свои права, в том числе относящиеся к подготовке и принятию градостроительных решений, через своих полномочных представителей в комитетах территориального общественного самоуправления.
На уровне района права и законные интересы жителей в части подготовки и принятия решений по вопросам строительства и использования недвижимости реализуют и должны защищать муниципальные Советы районов, в том числе путем принятия решений, согласования в установленном порядке градостроительной документации, подачи предложений и замечаний в органы администрации города Челябинска, организации проведения опроса, а также с помощью иных в законном порядке установленных полномочий.
3.2. Муниципальный Совет района и районная администрация обладают следующими полномочиями в области регулирования отношений при подготовке и реализации градостроительных проектов на уровне районов города Челябинска:
3.2.1. На рассмотрение градостроительных проектов строительства и реконструкции объектов, иной градостроительной документации, предоставляемой по их запросам органами администрации города Челябинска или субъектами градостроительной и инвестиционной деятельности на территории района, для выработки предложений и соответствующих заключений;
3.2.2. На передачу для обязательного рассмотрения в органы администрации города Челябинска предложений по реализации градостроительных решений и регулированию использования недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды обитания, обеспечения бытовых, социально-культурных и иных условий проживания граждан;
3.2.3. На внесение в органы администрации города Челябинска конкретных предложений по строительству жилых домов, школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений, автостоянок, гаражей и иных социально значимых объектов;
3.2.4. На получение информации от местных комитетов территориального общественного самоуправления по всем вопросам, относящимся к защите прав и согласованию законных интересов граждан по месту жительства;
3.2.5. На рассмотрение коллективных жалоб граждан, заключений комитетов территориального общественного самоуправления по поводу готовящихся или реализуемых градостроительных проектов, расположенных на территории соответствующего района;
3.2.6. На создание согласительных комиссий по рассмотрению коллективных жалоб граждан, а также заключений комитетов территориального самоуправления по поводу готовящегося градостроительного проекта;
3.2.7. На рассмотрение программы (плана) социально-экономического развития и застройки территории района, схемы зонирования территорий района или микрорайона;
3.3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия градостроительных решений в районах города Челябинска определяется действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области, Уставом города Челябинска, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
4. О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в органах городского самоуправления
4.1. Граждане, проживающие в городе Челябинске, осуществляют свои права по реализации градостроительных решений через своих полномочных представителей - Главу города Челябинска, заместителя Главы города Челябинска по градостроительству, депутатов Челябинской городской Думы, комитеты территориального общественного самоуправления.
В городе Челябинске реализацию градостроительных решений осуществляет городская Дума и администрация города путем выпуска нормативных правовых актов, заключения инвестиционных контрактов и иных гражданско-правовых договоров с физическими и юридическими лицами, выдачи государственных актов, утверждения градостроительной документации, принятия обращений в органы государственной власти Челябинской области, выхода с законодательной инициативой, а также используя иные законным порядком установленные полномочия.
4.2. При осуществлении градостроительных решений должностные лица реализуют в полном объеме права и обязанности городского самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.
5. Защита прав юридических и физических лиц, участвующих в реализации архитектурно-строительных проектов
5.1. Юридические и физические лица, участвующие в реализации архитектурно-строительных проектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной (проектно-разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих прав и интересов, вытекающих из закона или договора.
Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством, либо в досудебном порядке должностными лицами городской администрации в соответствии с их компетенцией.
6. Порядок согласования интересов граждан, районных и городских интересов при реализации государственных решений
6.1. Необходимость согласования интересов граждан, районных и городских интересов возникает при инициации, разработке и реализации градостроительных проектов и планируемых изменений использования недвижимости, а также при возникновении или угрозе связанных с этим социальных конфликтов по месту жительства граждан. Целью процесса согласования является выявление общих социально-значимых приоритетов и обеспечение механизмов их последующей реализации.
6.2. Инициаторами процесса согласования могут выступать:
6.2.1. Глава города Челябинска;
6.2.2. Челябинская городская Дума;
6.2.3. Муниципальный Совет района;
6.2.4. Глава районной администрации;
6.2.5. Комитеты территориального общественного самоуправления;
6.2.6. Граждане по месту жительства в порядке народной правотворческой инициативы;
6.2.7. Инвестор или строитель, реализующий конкретный градостроительный проект.
Решением Челябинской городской Думы от 21 декабря 2000 г. N 65/5 в пункт 6.3 приложения к настоящему решению внесены изменения
6.3. Инвестор (строитель) до оформления документов на проектирование и строительство обязан проинформировать комитет территориального общественного самоуправления путем предоставления проекта постановления на проектирование (строительство) с необходимыми приложениями.
Комитет территориального общественного самоуправления (КТОС) в течение 3 дней доводит представленную информацию застройщика (инициатора строительства или реконструкции) до жителей домов, примыкающих к площади, намеченной для строительства или реконструкции, и в течение последующих 3 дней собирает и анализирует мнение граждан о реализации проекта. Для ознакомления жителей могут использоваться обходы квартир или домов (опрос населения), размещение плакатов и листовок.
Для определения перечня домов, жители которых будут проинформированы, и подготовки необходимых материалов по осуществлению данной работы КТОС вправе привлечь инициатора (застройщика).
В течение 14 дней с момента поступления обращения инициатора строительства КТОС рассматривает представленные материалы и мнения жителей и дает письменное заключение по предлагаемой инициативе застройщика (инициатора строительства или реконструкции) с учетом полученных мнений жителей.
Заключение КТОС принимается коллегиально простым большинством голосов и может выражаться в виде:
- визирования проекта постановления председателем КТОС;
- визирования проекта постановления с приложением особого мнения или протокола заседания комитета;
- протокола собрания (встречи) КТОС с участием жителей домов, интересы которых, по мнению комитета, будут затронуты застройщиком, содержащего аргументированное возражение против инициативы застройщика.
В особом мнении Комитетом территориального общественного самоуправления могут указываться дополнительные условия по обустройству осваиваемой территории или реконструируемых объектов, требования проведения общественной экспертизы проекта до начала его реализации и другие требования.
После визирования председателем КТОС проекта постановления Комитет территориального общественного самоуправления совместно с инициатором (застройщиком) продолжает, в случае необходимости, работу по информированию жителей о намечаемом проекте или ходе проектирования и строительства, а также работу с обращениями граждан.
6.4. При получении петиционного листа от граждан, инициативы инвестора или строителя, заключения комитета территориального общественного самоуправления Глава районной администрации направляет полученные предложения на рассмотрение в муниципальный Совет района в случае принятия муниципальным советом района решения об инициации процесса согласования, Глава районной администрации письмом оповещает комитет территориального общественного самоуправления об установлении границы территории согласования интересов в соответствии с градостроительным приоритетом проекта, конкретные формы и сроки согласования.
При получении Главой районной администрации решения муниципального Совета района или постановления (распоряжения) органа администрации города Челябинска процесс согласования инициируется и проводится в обязательном порядке в 3-х месячный срок со дня получения такого решения (распоряжения, постановления).
6.5. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не менее чем одного квартала (микрорайона) проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Челябинской области, Челябинской городской Думы, постановлениями Главы города и решениями районной администрации. Основными методами выявления интересов жителей являются:
6.5.1. проведение собраний (сходов);
6.5.2. проведение конференций;
6.5.3. получение заключений от комитета территориального общественного самоуправления;
6.5.4. опрос на территории не менее чем одного микрорайона;
6.6. После подведения итогов согласования муниципальный Совет района рассматривает результаты выявления интересов и приоритетов граждан по месту жительства, вырабатывает предложения и программы (планы) социально-экономического развития и застройки микрорайона (территории) и схемы зонирования территории.
6.7. Результат выявления интересов граждан по месту жительства, решение муниципального Совета района, а в случае несогласия с этим решением особое мнение районной администрации направляются в соответствующие органы администрации города Челябинска.
6.8. Глава города Челябинска принимает окончательное решение по реализации проекта в зависимости от градостроительных приоритетов города.
7. Механизмы реализации и защиты приоритетных направлений развития территории при осуществлении градостроительной деятельности
7.1. Для стимулирования защиты приоритетных направлений и конкретных проектов по развитию территории при осуществлении градостроительной деятельности органы городского самоуправления в установленном порядке используют следующие механизмы:
7.1.1. Предоставление в установленном порядке налоговых льгот или налогового кредита инвесторам, заказчикам и (или) подрядчикам при производстве строительных работ;
7.1.2. Частичное и полное освобождение социально-значимых предприятий, организаций от арендной платы за землю и нежилые помещения за использование городской инфраструктуры, а также от иных платежей;
7.1.3. Предоставление льготного кредитования физическим и юридическим лицам уполномоченными банками под гарантии органов управления района или администрации города Челябинска;
7.1.4. Обеспечение внеочередного приема, рассмотрения и согласования градостроительной и иной документации в органах администрации города Челябинска;
7.1.5. Иные механизмы поддержки со стороны органов городского самоуправления.
7.2. При реализации приоритетных задач и в целях пресечения противоречащего установленным градостроительным приоритетам использования объектов недвижимости, экологически и социально вредной деятельности физических и юридических лиц на территории города администрация города Челябинска использует в отношении нарушителей:
7.2.1. Отказ в перезаключении договоров аренды или иных договоров владения, пользования и распоряжения земельными участками на новые сроки, применение повышенных ставок арендной платы за землю и иную недвижимость, применение повышенных ставок платежей за использование объектов городской инфраструктуры;
7.2.2. Применение штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством;
7.2.3. Принуждение в судебном порядке к возмещению убытков и исполнению обязательств в натуре;
7.2.4. Предъявление требований в судебном порядке о возмещении материального ущерба и морального вреда, причиненного физическими и юридическими лицами путем ущемления законных интересов граждан (при нарушении экологической безопасности, самовольном строительстве и самозахвате земель, препятствий предприятиям и организациям при проведении приоритетной градостроительной деятельности, иных противоправных действиях);
7.2.5. Обращение в суд о пресечении любой деятельности, причиняющей материальный ущерб законным интересам граждан по месту жительства;
7.2.6. Иные законные способы воздействия.
7.3. Физические и юридические лица, чья деятельность признана несовместимой с приоритетными задачами развития территории, должны быть заблаговременно, не позднее чем за три месяца, предупреждены о возможном применении к ним установленных санкций путем направления им предписания соответствующими органами местного самоуправления.
7.4. При невозможности для граждан, проживающих на территории, без значительного для себя материального или морального ущерба в течение трех месяцев с момента получения предписания прекратить пользование земельными участками и вывезти с территории принадлежащие им гаражи, временные сооружения для стоянки автомашин, художественные или иные мастерские, торговые павильоны и иные самовольно построенные объекты, районная администрация может предоставить им отсрочку в пределах до трех месяцев.
7.5. При предоставлении гражданам такой отсрочки учитываются их согласие и готовность принять меры к прекращению не соответствующей приоритетам, экологически и социально вредной деятельности на территории. Среди таких мер могут быть: вступление в гаражно-строительный кооператив, долевое участие в строительстве многоэтажных и подземных гаражей, стоянок, художественных мастерских, коллективная организация работ по ремонту и переоформление фасадов зданий, оформление прав пользования земельными участками для осуществления своей деятельности на другой территории, где она допустима, а также иные документально подтвержденные действия и намерения.
7.6. В ходе реализации приоритетных задач по месту жительства администрации районов или города Челябинска обязана до начала вывода сооружений (гаражей и др.) предоставить всем получившим предписание владельцам право приоритетного приобретения или принятия долевого участия в централизованном строительстве сооружения того же назначения на территории района или в ближайших районах (территориях) города Челябинска.
Секретарь Думы |
В.А.Крюков |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 28 октября 1997 г. N 16/2 "О Положении о защите прав граждан при реализации градостроительных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.