Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 26 мая 1998 г. N 24/1
Концепция
социальной защиты населения города Челябинска
Челябинск 1998
Концепция разработана по заказу Управления социальной защиты населения администрации города Челябинска авторской группой в составе:
Голиков А.А. - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель;
Верещагина Т.А. - кандидат экономических наук, доцент;
Козлов В.Н. - кандидат экономических наук, доцент;
Неживенко Е.А. - кандидат экономических наук, доцент;
Авилов О.В. - кандидат медицинских наук, доцент;
Головихин С.А. - ст. преподаватель кафедры мировой экономики ЧелГУ.
Введение
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Предстоит переориентировать социальную политику:
1) на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие;
2) на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и нетрудоспособным гражданам. Предстоит упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, с тем чтобы увеличить размеры пособий реально нуждающимся семьям.
I. Основные понятия, используемые в концепции
Социальная политика государства - проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления социальной сферы в соответствии с целями, задачами, интересами населения страны.
Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.
Социальная защита - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для преодоления, замещения (компенсация) трудных жизненных ситуаций.
Социальное обеспечение - система закрепленных законодательством социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; обеспечение пособиями и предоставления ряда льгот женщинам - матерям, семьям со сравнительно низким среднедушевыми доходами и т.д.
Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальные гарантии - система законодательных, нормативных и организационных мер, обеспечивающих создание минимально необходимых условий для удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.
Объекты социальной защиты - граждане находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги.
Субъекты социальной защиты - структуры власти, организации, предприятия, учреждения всех организационно-правовых форм, общественные образования, граждане, участвующие в социальной защите населения.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Прожиточный минимум - стоимость минимального необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность.
Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.
II. Социальная ситуация в городе Челябинске
В социальной сфере сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности общества.
1. В последние годы в городе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Происходит неуклонное сокращение численности населения города в результате процесса "депопуляции" населения. Так, в 1997 году родилось 6868 детей, умерло 9940 человек, "естественная убыль" составила 3072 человека.
Продолжается процесс старения населения: в возрастной структуре населения уменьшается доля детей и подростков, а также лиц трудоспособного возраста, и увеличивается доля лиц пенсионного возраста.
В Челябинске проживает 266,8 тыс. пенсионеров, из них 218 тыс. - пенсионеры по возрасту, 35 тыс. - одиноких пенсионеров, 14,5 тыс. - участников и инвалидов Великой отечественной войны, 2198 женщин-фронтовиков, 550 - блокадников.
2. Наблюдается тенденция роста скрытой и явной безработицы. На начало 1998 года на учете в службе занятости состояло 6247 человек. Основную долю среди безработных составляют женщины и молодежь (66,8% и 35,6% соответственно).
Растет уровень бедности. Доля населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума составляет более 50% от общего количества населения города. Минимальная заработная плата составляет 83490 неденоминированных рублей, а минимальная пенсия - 225841 рубль. Выплата пенсий, пособий, заработной платы в Челябинске производится с нарушением установленных сроков. На конец 1997 года 220 предприятий города имели задолженность по заработной плате в сумме 466,206 млрд. руб. Не хватает средств для ликвидации долгов по выплате детских компенсаций: доля города составляет 21,6 млрд. руб.
3. Сохраняется напряженная экологическая обстановка. Деятельность предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, развитие мелкой торговой сети, значительное увеличение автомобилей на улицах создают условия для загрязнения города и способствуют росту социальной напряженности. В целом в Челябинске остается нерешенной проблема выхлопных газов автомобилей, которые дают около 40% всех вредных выбросов, и проблема озеленения города (в настоящее время на одного жителя приходится 3,8 кв. метра зеленых насаждений вместо необходимых 21).
4. Увеличивается беспризорность, наркомания, наблюдается сложная криминальная обстановка на фоне девальвации семьи, образования, общекультурных ценностей.
О неблагополучной социальной обстановке в г.Челябинске свидетельствует динамика числа нуждающихся в социальной помощи (таблица 1).
Динамика нуждающихся в социальной помощи в городе Челябинске
Таблица 1
-------------------------------------------------------------------------
Категории нуждающихся в | 1995г.| 1996г.| 1997г.| 1998г.
социальной помощи | | | |(на 01.04)
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
1. Постоянно бродяжничающие дети, чел.| 237 | 221 | 265 | -
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
2. Дети и несовершеннолетние, состоя- | | | |
щие на учете в наркологическом | | | |
кабинете, в том числе: | | | |
2.1. Диспансерный учет (с установлен- | | | |
ным диагнозом), чел.: | | | |
- наркомания | 64 | 61 | 50 | -
- токсикомания | 36 | 101 | 172 | -
2.2. Профилактический учет, чел.: | | | |
- наркомания | 124 | 180 | 160 | -
- токсикомания | 225 | 309 | 369 | -
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
3. Число социально-незащищенных семей | 16536 | 20453 | 21593 | 23982
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
4. Количество детей-инвалидов, чел. | 3999 | 4272 | 4851 | -
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
5. Ветераны труда, чел. | - |159863 |165203 | -
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
6. Семьи военнослужащих, погибших в | | | |
мирное время при исполнении воинского | - | 298 | 352 | -
долга | | | |
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
7. Больные сахарным диабетом I типа, | | | |
чел. | - | 1649 | 2268 | -
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
8. Пострадавшие от репрессий, чел. | 4886 | 4561 | 5019 | 5050
--------------------------------------+-------+-------+-------+----------
9. Реабилитированных, чел. | 4541 | 6311 | 7053 | 7211
-------------------------------------------------------------------------
Примечание: Данных 1998 года - нет.
Всего на учете в органах социальной защиты населения города Челябинска состоит 186,5 тыс. граждан, нуждающихся в различных видах материальной и натуральной помощи, услугах, в том числе 39 тыс. инвалидов; 4200 - детей-инвалидов; 10997 - граждан, пострадавших от репрессий; 6761 - многодетных семей; 6812 - неполных семей; 1548 - опекунских семей.
В социальной защите населения города Челябинска участвуют:
- Управления социальной защиты;
- Центры занятости;
- Пенсионные фонды;
- Страховые компании;
- Учреждения здравоохранения, образования и культуры;
- Предприятия, организации и учреждения;
- Общественные организации;
- Прочие субъекты.
Особое место среди субъектов социальной защиты занимает Управление социальной защиты населения администрации города Челябинска.
Существующая система органов управления социальной защитой населения в городе Челябинске сложилась исторически. Она характеризуется разнообразием районных структур, неупорядоченностью выполняемых функций, отсутствием четкого распределения полномочий субъектов социальной защиты различных уровней.
Управление социальной защиты населения администрации города Челябинска в отличие от других областных городов Уральского региона не имеет статуса юридического лица.
Все отмеченное сказывается на оперативности и эффективности социальной защиты населения, уровне использования возможностей по своевременному и гибкому реагированию на изменение социально-экономической ситуации в городе, не позволяет рационально использовать кадровые, информационные и материально-технические условия реализации программ по адресной социальной поддержке различных категорий граждан города, что в итоге приводит к снижению управляемости процессом социальной защиты населения.
Таким образом, существующая ситуация свидетельствует о наличии проблем, требующих разрешения:
1. Многоуровневая система финансирования и нескоординированность финансовых потоков.
2. Неупорядоченная и необоснованная система льгот и, как следствие, социальное иждивенчество.
3. Разноуровневая система подчинения учреждений социальной защиты на территории города.
4. Недостаточная материально-техническая база и финансирование сферы социального обслуживания и, как следствие, несоответствие возможностей потребностям населения, нуждающегося в социальной защите.
5. Отсутствие нормативно-правовой базы отрасли.
III. Основные приоритеты концепции социальной защиты населения города Челябинска
Политика социальной защиты должна строиться на определении тех, кто по объективным причинам не может обеспечить себе прожиточный минимум.
Социальная защита населения в качестве основной цели должна преследовать сокращение нищеты, масштабов бедности, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп, предотвращение социальных потрясений и социального иждивенчества.
При этом основными приоритетами социальной защиты населения являются:
1. Концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание адресной социальной поддержки социально уязвимым слоям населения.
Предусматривает:
- создание банка данных категорий граждан, нуждающихся в помощи в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением;
- координацию финансирования мероприятий социальной защиты на территории города Челябинска.
2. Формирование обоснованной системы социальных пособий и других выплат.
Предусматривает:
- расчет прожиточного минимума по городу на основе областного Закона;
- разработку минимальных социальных стандартов;
- предоставление социальных выплат с точки зрения их адресной направленности;
- усиление роли страховых принципов предоставления социальных выплат;
- обеспечение эффективного учета и контроля за движением денежных потоков, связанных с социальными выплатами.
3. Развитие социального обслуживания населения.
Предусматривает:
- введение новых, дифференцированных подходов к реализации права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности;
- оптимизацию сети стационарных и полустационарных учреждений;
- обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов;
- привлечение средств граждан для расширения спектра предоставляемых услуг, повышение их качества и полного учитывания индивидуальных потребностей человека.
4. Социальная интеграция инвалидов, лиц, уволенных в запас, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, ПО "Маяк" и других категорий граждан.
Предусматривает:
- обеспечение условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - на объектах социального и производственного назначения, связи и информации, на транспорте, а также создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов путем формирования новой инфраструктуры и развития сложившейся;
- создание условий, стимулирующих работодателя в трудоустройстве инвалидов и в проведении мероприятий по реабилитации работников, пострадавших на производстве;
- создание и развитие многопрофильных реабилитационных центров;
- формирование базы данных инвалидов, лиц, уволенных в запас, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, ПО "Маяк" и других категорий граждан по их проблемам.
5. Реформирование системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи.
Предусматривает:
- обеспечение условий для формирования личной ответственности за материальное благосостояние своей семьи;
- создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
- развитие институтов опеки, приемной семьи, семейных воспитательных групп;
- укрепление правовой защиты детства;
- создание благоприятных условий для активного участия в общественной жизни молодежи;
- реформирование инфраструктуры по месту жительства с целью профилактики безнадзорности и правонарушений в детской и молодежной среде.
6. Совершенствование органов управления социальной защиты населения.
Предусматривает:
- распределение компетенции между всеми уровнями власти в области социальной защиты;
- организация лицензирования деятельности служб социальной защиты независимо от форм собственности, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в этой области без образования юридического лица;
- совершенствование организационных структур управления социальной защиты, которые будут учитывать изменение номенклатуры предоставляемых услуг и категорий их получателей;
- укрепление институтов самозащиты: государственного и негосударственного социального страхования, обязательного и добровольного медицинского страхования с представлением дополнительных гарантий для престарелых, инвалидов и семей с детьми, развития системы страхования жизни;
- укрепление системы обеспечения пенсий и пособий, а также системы социального обслуживания (медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи, надомного и стационарного социального обслуживания нетрудоспособных граждан и семей с детьми);
- дальнейшее развитие сети муниципальных учреждений.
IV. Основные направления деятельности по реализации концепции
1. Разработка правового обеспечения, утверждение и использование на практике нормативных актов:
1.1. "Положение о категориях граждан города Челябинска, нуждающихся в социальной защите".
1.2. Проекты областных законов "О минимальных социальных стандартах", "Об адресной социальной поддержке населения".
1.3. "О порядке предоставления бесплатного социального обслуживания и оказания платных социальных услуг в муниципальной системе социальных служб".
1.4. "О разделении полномочий в системе социальной защиты населения между областью и городом".
1.5. "О разделении компетенции между городом и районами в системе социальной защиты населения и о взаимодействии между городским и районными Управлениями социальной защиты населения и муниципальными учреждениями социальной защиты населения города Челябинска".
1.6. "О Порядке финансирования программ и проектов по социальной защите населения".
1.7. Положения "Об информационном обеспечении Управления социальной защиты населения администрации города Челябинска".
1.8. "О порядке оценки эффективности социальной защиты населения города Челябинска".
1.9. "Положение о подготовке, повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке кадров сферы социальной защиты населения города Челябинска".
2. Совершенствование структуры системы социальной защиты города и обеспечение межведомственного взаимодействия субъектов социальной защиты населения.
2.1. Подписание договора о разграничении компетенций между областью и городом, городом и районами.
2.2. Утверждение:
- устава Управления социальной защиты населения администрации города Челябинска;
- типового положения районного Управления социальной защиты населения;
- типового устава Комплексного центра социального обслуживания населения района.
3. Создание рациональной системы финансирования социальной защиты населения города Челябинска:
3.1. Создание базы данных и системы управления базой данных об объектах социальной защиты населения города.
3.2. Разработка целевых программ социальной защиты населения города с последующим утверждением городской Думой.
3.3. Разработка механизмов привлечения финансовых и материальных средств для социальной защиты населения города Челябинска.
4. Развитие информационно-аналитической и научно-методической деятельности, мониторинга социальных процессов и оценки эффективности социальной защиты населения:
4.1. Научная поддержка, научное обоснование стратегии и тактики деятельности субъектов социальной защиты населения администрации города Челябинска, научное сопровождение разработок и внедрение мер по всем направлениям совершенствования и развития системы социальной защиты населения города Челябинска на основе заключения Договоров о совместной деятельности, Договоров на выполнение научно-исследовательских разработок с ведущими научными центрами и вузами.
4.2. Разработка и создание системы социального мониторинга.
4.3. Формирование городского актива по социальной защите населения и разработке программы его деятельности.
4.4. Разработка комплексной информационной кампании по продвижению идей концепции формирования и развития социальной защиты населения города Челябинска.
4.5. Разработка и создание системы выявления социальных инициатив.
4.6. Осуществление оценки эффективности социальной защиты населения города Челябинска.
5. Развитие системы подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и аттестации кадров:
5.1. Введение профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы аттестации работников социальной защиты.
5.2. Формирование системы муниципального заказа на подготовку и переподготовку кадров для сферы социальной защиты города.
5.3. Разработка и реализация программ подготовки и переподготовки, консультирования и аттестации кадров в соответствии с договорами между вузами и Управлением социальной защиты населения администрации города Челябинска.
V. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, используемые при разработке концепции о социальной защите населения города Челябинска
Постановления Правительства РФ:
1. "О программе социальных реформ Российской Федерации на период 1996-2000гг." от 26.02.97г. N 222.
2. "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 1998-2000 годы" от 19.09.97г. N 1207.
3. "О Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" от 07.08.95г. N 790.
4. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.96г. N 153-ФЗ.
5. Методические материалы Министерства труда и социального развития РФ;
6. Программа социальной защиты населения Челябинской области на 1997 год и на перспективу.
7. Программа социально-экономического развития города Челябинска на 1997 год.
Использованы также результаты социологических опросов населения (500 респондентов) и экспертов (50 респондентов из числа руководителей, специалистов администрации, органов социальной защиты, социальных учреждений города), проведенных в июле-августе 1997 года.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 26 мая 1998 г. N 24/1 "О концепции социальной защиты населения города Челябинска"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.