Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 26 мая 1998 г. N 24/6
Концепция
социально-культурной политики города Челябинска
Челябинск, 1998г.
1. Введение
Настоящая концепция является основополагающим документом, в котором выделены и обоснованы приоритеты социокультурного развития города Челябинска, определены организационно-управленческие принципы, методология и технология эффективной культурной политики.
Актуальность разработки данной концепции предопределена необходимостью формирования в рамках города Челябинска единого социокультурного пространства, целостной культурной среды, обеспечивающей жителям возможность самореализации в рамках самостоятельно определенных и принятых социальных позиций.
Предлагаемая технология сохранения и развития культуры строится по принципу иерархического сочетания трех функциональных блоков: концепция - программы - проекты.
Условием эффективности социокультурной политики является привлечение к участию в ее формировании и реализации как можно большего числа субъектов социально-культурной деятельности, четкое распределение зон ответственности между законодательными и исполнительными органами, муниципальными учреждениями, юридическими лицами, не входящими в систему муниципалитета, и гражданами.
2. Определение основных понятий
В рамках настоящей концепции базовые понятия и термины будут использоваться в следующих значениях:
Культура - усвоенные, воспроизводимые и транслируемые нормы мышления и деятельности, принятые ценности, определяющие содержание общественной жизни.
Культурная норма - усвоенный в процессе социализации тип отношений и способы его проявления.
Исходя из такого понимания, можно выделить ряд положений прикладного значения:
- всепроникающий характер культуры (так, выделяют культуру труда, быта, и т.д.);
- возможность выделения, описания и оценки отдельных культурных норм;
- возможность конструирования новых культурных норм;
- возможность целенаправленного изменения культуры и, как следствие, характера жизнеустройства путем поддержки, нейтрализации и консервации различных культурных норм, пропаганды ценностей.
Культурная среда - характерная для конкретной общности устойчивая совокупность элементов духовной и материальной культуры, обеспечивающая относительную стандартизацию мышления и деятельности членов данной общности.
Социально-культурная ситуация - зафиксированные в конкретный временной период ценностно-нормативные характеристики общества, определяемые через совокупность поведенческих проявлений и их последствий.
Социально-культурная деятельность - деятельность, обуславливающая сохранение, модернизацию или коренное изменение социокультурной ситуации или ее элементов.
Культурная политика - целенаправленная, перспективно (долгосрочно) ориентированная деятельность, обеспечивающая развитие общества (региона) в рамках обоснованно отобранных и искусственно внедряемых культурных норм и ценностей.
3. Современная социокультурная ситуация и основные проблемы культурного развития города Челябинска
3.1. Основные тенденции развития городской социокультурной ситуации.
Принципиально важным для характеристики современной социокультурной ситуации является открытое признание и проявление многообразия существующих типов культурных ориентаций. В любых сферах, в том числе в осуществлении культурной политики, подразумевается наличие множества групп, различающих по демографическим, социальным, экономическим и собственно культурным характеристикам.
Наряду с этим активизация международных и межрегиональных контактов, вхождение в мировые экономические и информационные системы постоянно предоставляют новые возможности для межкультурной коммуникации, остро ставят проблему культурного выбора и культурного самоопределения. В то же время на сегодняшний день отсутствует одно из основных условий подобного самоопределения - гражданское общество.
Можно констатировать постепенное вхождение Челябинска в общемировые урбанистические тенденции, обуславливающие его культурное состояние.
Во-первых, происходит дифференциация различных групп и слоев населения по клубному принципу. В основе образования групп лежат разные причины: от обычного досугового увлечения (хобби) до желания отделить себя от традиционного окружения. В любом случае спонтанно появляются механизмы, обеспечивающие "мягкость" процессов социального расслоения, разводящие траектории субъектов разных статусов, интересов и возможностей.
В то же время явно недостаточно развито городское коммуникативное пространство, где могли бы пересекаться интересы различных по статусу и культурным ориентациям социальных групп.
Во-вторых, все более значимую роль в формировании культурных ориентаций начинают играть средства массовой информации. Постепенно складывающееся вокруг деятельности СМИ правовое пространство обеспечивает усиление ответственности последних за качество информации, а, соответственно, они обретают большее доверие.
Можно констатировать все более четкую сегментацию информационного пространства города, специализацию средств массовой информации и их аудитории.
В-третьих, явственно наблюдается поиск рыночной оценки, материального эквивалента социокультурных ценностей и - как следствие этого - преобладание рациональных, прагматичных начал над морально-этическими критериями.
С одной стороны, это позитивный процесс, требующий от менеджмента социально-культурной сферы повышения профессионализма, умения действовать, добиваться целей не спекулятивными, а рационально-логическими методами.
С другой стороны, в ситуации несформированности потребностей социальных групп разных уровней существует реальная опасность ослабления классических, некассовых направлений культурной деятельности. Поддержка этих направлений муниципалитетом будет иметь благоприятные последствия, если образцы различных видов искусства станут базовыми элементами общегородской системы социализации, войдут в актуальную культуру каждого жителя.
В-четвертых, наблюдается все большее разнообразие предложений на рынке развлечений и активного досуга. Обращает на себя внимание то, что все более активными потребителями выступают люди со средним и приближающимся к нему достатком. Можно констатировать зарождение тенденции массового спроса на развлечения и услуги по организации активного отдыха. При этом индустрия досуга в Челябинске по сути отсутствует. Имеющийся парк аттракционов устарел, маркетинговые исследования в сфере досуга не проводятся, нет условий для возникновения менеджмента культурно-досуговой сферы.
Это лишь основные особенности ситуации. Происходящие процессы намного разнообразнее и требуют более глубокого систематического изучения.
3.2. Отраслевая система культуры в условиях рынка.
Изучение сложившейся к настоящему времени в городе Челябинске социокультурной ситуации позволяет сделать вывод об отсутствии системного кризиса. Более того, ресурсная составляющая социально-культурной сферы города стабильно (хоть и относительно невысокими темпами) увеличивается.
На фоне значительного сокращения типичных для традиционных культурно-досуговых учреждений видов деятельности, существующих здесь финансовых и иных проблем в городе создан ряд новых учреждений муниципальной и областной подчиненности (Государственный камерный театр, Муниципальный театр "Манекен", Новый художественный театр и др.), регулярно проводятся новые культурные акции. Если учесть, что - помимо указанных объектов - в городе увеличилось количество независимых общественных организаций, коммерческих структур, выступающих инвесторами по отношению к социально-культурной сфере, то становятся видны значительные потенциальные возможности Челябинска в выходе на новый уровень своего культурного, а следовательно, и социального развития.
Сегодня речь идет о необходимости перехода от идеологии и практики воспроизводства к идеологии и практике развития. Одновременно на первый план выходят проблемы, связанные с эффективным использованием и увеличением ресурсов социально-культурной сферы в контексте реально складывающихся социально-экономических отношений.
Данные проблемы принципиально делятся на две группы.
Первая группа - проблемы организационно-управленческого характера:
1) Современный менеджмент социально-культурной сферы, ориентирован прежде всего, на совершенствование внутриотраслевых отношений. Слабое владение технологиями выявления и использования инициатив, отсутствие традиций систематического партнерского взаимодействия с населением изначально предопределяют конечность ведомственных ресурсов, а следовательно - возможностей саморазвития.
2) Отсутствие реальной межведомственной вертикальной и горизонтальной координации и кооперации приводит к дополнительным организационным, финансовым, интеллектуальным затратам. Дублирование содержания, двойное финансирование, многократная отчетность, несовпадение устремлений учреждений различных видов и уровней - обычные реалии сегодняшнего дня.
3) Отсутствует система сколько-нибудь качественного измерения эффективности деятельности учреждений. Многие из существующих и используемых сегодня критериев фиксируют лишь поверхностные, незначительные показатели и не имеют достаточного обоснования.
4) Отсутствие реальной конкуренции, изначально привилегированное положение по отношению к бюджету не стимулирует предпринимательской активности работников. Попытки самостоятельного поиска средств ограничиваются оказанием платных услуг и сдачей помещений в аренду.
5) Отсутствие чувства элитарности профессии, многолетнее пребывание в зависимости от ресурсодержателей сделало крайне затруднительным качественное воспроизводство профессионального сообщества.
В большинстве случаев проблематика сосредоточена в самой "отрасли" и в значительной степени не зависит от внешних факторов, в частности - финансирования. Даже если довести уровень финансового обеспечения до показателей, предусмотренных "Основами Законодательства Российской Федерации о культуре", это само по себе не приведет к изменению ни одной из перечисленных позиций.
Вторая группа - проблемы содержания деятельности:
1) Затрудненность отбора и распределения по степени значимости объективно существующих культурных явлений. Муниципальные служащие, даже при наличии выбора объектов для поддержки и продвижения, вряд ли могут обоснованно отдать предпочтение какому-то их них. Это рождает целый набор конфликтов, систематически воспроизводящихся, подрывающих авторитет муниципалитета и негативно влияющих на собственно культурную ситуацию.
2) Субъективность в расходовании бюджетных средств. Любой бюджет сферы или учреждения культуры, конкретный факт использования муниципальных денег может быть подвергнут сомнению в силу неясности или неактуальности конечного результата.
Речь идет об отсутствии грамотно сформулированных приоритетов профессиональной деятельности и самой системы их определения.
Традиционно, исходя из логики отраслевого подхода, приоритетами называют конкретные, локальные направления деятельности. Например, такие как "работа с одаренными детьми ("поддержка молодых дарований"), "развитие профессионального искусства", "развитие библиотечного дела", "социальная защита работников отрасли", "выявление и охрана исторического наследия" и др. Десятки действительно важных направлений формально могут претендовать на роль приоритетных. В этой ситуации термин "приоритет" имеет чисто декоративную функцию, ибо приоритетом является все (или почти все).
Нужен иной принцип формирования приоритетов, который обеспечивал бы преемственность и согласованность работ, осуществляемых в рамках частных "Подотраслевых" направлений, объединяя их общей целевой установкой и ориентируя на общий результат.
4. Приоритеты культурного развития города Челябинска
Выделяемые приоритеты обусловлены спецификой сложившейся в Челябинске социокультурной ситуации и должны рассматриваться именно в контексте существующих проблем. Изменение состояния культурной среды потребует выдвижения новых приоритетов, соответствующих избранной стратегии культурного развития города. Приводимые ниже позиции призваны обеспечить формирование социокультурного пространства, то есть создать условия для функционирования и развития города как целостной социальной системы.
Необходимым условием создания единой культурной среды является ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ, способной координировать и определять социальное, экономическое и др. поведение различных территориально общественных групп, сближать их оценки исторического опыта, происходящих событий и перспектив развития города, примирять мировоззренческие позиции.
Построение системы ценностей - процесс, требующий объединения усилий духовных элит города, постоянного поиска согласия, компромисса представителей различных субкультур (социальных, национальных, религиозных и др.).
В данном случае предстоит решить две основные задачи.
Первая связана с поиском оптимальных форм и методов построения системы ценностей.
Вторая - направлена на решение вопросов трансляции, привнесения в общественное сознание выработанных культурных императивов.
Формирование ГОРОДСКОГО ПАТРИОТИЗМА может стать одним из условий поддержки общезначимой системы ценностей и целостной социокультурной среды. Основной целью здесь является достижение устойчивого положительного отношения к Малой Родине, отказ от восприятия себя как провинциала (в отрицательном смысле слова). Важно добиться осознанного понимания того, что с городом связаны не только личные перспективы, но и перспективы детей, а может быть и внуков - перспективы собственного Рода.
Основными направлениями достижения этой цели являются: создание и внедрение общегородских традиций; формирование узнаваемого положительного имиджа города в глазах его жителей и жителей других регионов; эстетизация городской среды; определение, ранжирование и канонизация городских символов. Пропаганда символов города должна быть комплексной - начиная с детского сада и заканчивая некоммерческой рекламой в средствах массовой информации.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ.
Необходимо создание механизмов культурной преемственности между поколениями для того, чтобы обеспечить возможность устойчивого развития города.
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. Основной целью является формирование личной ответственности челябинцев за реализацию собственных интересов, потребностей, инициатив. Необходимо обеспечить горожанам реальную возможность участия в принятии принципиальных для города решений, реализации собственных идей и равноправного включения в социальную и культурную жизнь города всех общественных групп.
ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА КУЛЬТУРНОЙ ЭЛИТЫ. Подобная работа должна носить системный характер. В данном случае системность предполагает, во-первых, формирование у представителей будущей элиты субъективных качеств: социальной активности, ответственности, способности принимать решения. Во-вторых, обеспечение конкурентности в продвижении представителей элит на ведущие социальные и управленческие позиции.
Важно не просто выявить талант. Необходимо обеспечить его максимальную реализацию в рамках и с пользой для города.
Отдельным приоритетом является СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО (научного, творческого и др.) ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА. Для обеспечения должного уровня развития города нужны условия, препятствующие "утечке мозгов". Возможные виды поддержки ведущих деятелей науки и искусства: финансовая, материальная, организационная, моральная, информационная. Здесь необходимы программы, направленные на реформирование системы профессионального и дополнительного образования, на привлечение специалистов из других регионов.
ИНТЕГРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ. Развитие патриотизма, творческих инициатив, уменьшение оттока наиболее талантливых граждан города в центральные регионы и за рубеж - все эти направления имеют, помимо прочего, демонстрационную основу, то есть требуют обязательного показа своих достижений, преимуществ перед представителями других обществ и культур.
Возможность разнообразных регулярных международных и межрегиональных контактов сама по себе значительно уменьшает потребность в перемене места жительства. Систематичность контактов к тому же будет требовать постоянного "поддержания формы", разработки новых объектов презентации и, таким образом, интенсифицировать развитие любых сфер деятельности.
В то же время важно обеспечить защиту собственных культурных особенностей от чрезмерной и неоправданной стандартизации, бережное отношение к культурному наследию. Именно международные и межрегиональные культурные связи явятся стимулом к сохранению и развитию самобытности города.
5. Основные направления деятельности по реализации концепции
1) Правовое обеспечение реализации концепции.
Необходимо принятие следующих нормативных актов:
1. "О переходе на новую систему финансирования сферы культуры и искусства" - определение источников и механизма финансирования по системе грантов. Необходимо оговорить экспериментальный характер новой системы финансирования.
2. "О взаимодействии различных ведомств по вопросам разработки и реализации программ социально-культурного развития города" - закрепить механизм координации программ, их финансирования совместно различными городскими и областными ведомствами.
3. "О подготовке и переподготовке кадров для социально-культурной сферы" - здесь нужна установка на создание собственного учебно-образовательного центра и определение партнеров, сотрудничество с которыми должно быть приоритетным.
4. "О культурном наследии" - определить, что считать культурным наследием и каков механизм его выявления, сохранения и трансляции (включения в культурный оборот).
5. Положение "О конкурсе социально-культурных проектов" - цели, условия, периодичность проведения конкурсов.
6. Положение "О рабочей группе по экспертизе социально-культурных проектов" - сформулировать задачи, порядок формирования, условия деятельности и ответственность рабочей группы.
7. "Основные требования к разработке и оформлению социально-культурных проектов" - единые стандарты изложения и оформления проектов.
2) Создание новой системы финансирования.
Речь идет о создании многоуровневой системы финансирования сферы культуры.
Переход к новой стратегии культурного развития будет очень медленным (или невозможным вовсе) в случае его осуществления только за счет внутренних ресурсов Управления культуры и информации. Межведомственный характер деятельности требует долевого финансирования, привлечения инвестиций для поддержки социально-культурных проектов.
3) Обеспечение межведомственного взаимодействия.
Настоящая концепция может и должна выступать ориентиром для любых ведомств, разрабатывающих аналогичные документы. Содержание, методы и планируемые результаты создаваемых программ и проектов должны очевидно соответствовать приоритетам культурного развития города.
4) Создание системы подготовки и переподготовки работников культуры.
Выделяются два содержательных уровня работы с кадрами:
- формирование новой профессиональной позиции работника культуры;
- обеспечение новых знаний, умений и навыков.
5) Создание системы выявления инициатив и формирования городского культурного актива.
Для выявления инициативного слоя горожан, способного участвовать в разработке и реализации проектов в рамках утвержденных программ, необходимо осуществление ряда мероприятий:
- разработка Положения о конкурсе проектов и опубликование сроков и условий конкурса;
- создание экспертно-консультативной службы, в задачи которой войдет: консультирование по написанию и оформлению проектов; осуществление информационной поддержки авторов проектов; экспертиза проектов (при этом одним из основных критериев должно быть их соответствие выделенным в концепции приоритетам и разработанным на их основе программам);
- разработка системы выявления инициатив: через культурно-досуговые и образовательные учреждения различных ведомств; через средства массовой информации; социологическими методами;
- разработка нетрадиционных форм взаимодействия населения с культурно-досуговыми учреждениями и органами культуры на местах, создание условий, стимулирующих конкуренцию культурно-досуговых учреждений (независимо от ведомственной принадлежности) в сфере поиска и реализации культурных инициатив населения;
- разработка комплексной информационной кампании по продвижению идей концепции среди различных слоев и групп населения с целью повышения социальной активности горожан;
- обеспечение поддержки утвержденных проектов, то есть речь идет об открытом социальном заказе или системе местных грантов.
6). Создание системы мониторинга социокультурных процессов.
Для комплексной оценки влияния отдельных проектов на общую ситуацию необходима система мониторинга - периодического изучения объекта по обоснованно выделенным постоянным параметрам. Разработка такой системы должна осуществляться исходя из определенных Концепцией приоритетов. Параметры должны обладать значимостью относительно культурного развития города и поддаваться фиксации.
Система мониторинга социокультурных процессов позволит оценивать эффективность работы по реализации Концепции, учитывая при этом вклад конкретного проекта, учреждения и др.
7). Координация программ различных уровней, предназначенных для сферы культуры (ориентированных на город Челябинск).
Для решения этой задачи необходима совместная деятельность городских и областных органов и учреждений культуры по разработке и реализации программ и проектов культурного назначения, создание системы обмена информацией, согласования планов и т.п.
Таким образом, создаваемые в рамках Концепции программы будут разделены на две группы.
Первая группа - программы, обеспечивающие саму возможность реализации Концепции. Основные программы этой группы следующие:
1) Программа нормативного обеспечения Концепции.
2) Программа переподготовки кадров сферы культуры и родственных ведомств.
3) Программа информационной поддержки Концепции.
4) Программа поэтапного отслеживания, фиксации и оценки результатов (мониторинга) реализации Концепции.
5). Программа взаимодействия с населением.
Вторая группа - собственно культурные программы, направленные на воплощение приоритетов культурного развития города.
Концепция основывается на следующих законах. нормативных документах и методических материалах:
1. Федеральный закон Российской Федерации "Основы Законодательства Российской Федерации о культуре". Принят Верховным Советом РСФСР 9 октября 1992г.
2. Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принят Государственной Думой РФ 12 августа 1995г.
3. Город и культура. Коллективная монография. - Челябинск. ЧГИИК, 1993. - 190 с.
4. Материалы программы развития культуры Челябинской области. - Челябинск. Главное упр-е культуры и иск-ва, 1994. - 64 с.
5. Декларация прав культуры (проект). СПб.: СПбГУП, 1996. - 20 с.
6. Ориентиры культурной политики: Концептуальные основы разработки региональных программ и проектов сохранения и развития культуры (на материалах Челябинской области): Вып. 1. - Челябинск: Главное упр-е культуры и иск-ва, 1996.- 60 с.
Авторская группа:
Синецкий Сергей Борисович - кандидат педагогических наук, доцент -
руководитель группы
Боталов Сергей Геннадьевич - кандидат исторических наук
Львова Мария Львовна - кандидат культурологии
Консультанты:
Кибизова Валентина Владимировна - председатель комиссии по социальной
политике Челябинской городской Думы
Перчик Давид Борисович - кандидат педагогических наук,
профессор, заслуженный работник
культуры России
Соковиков Сергей Степанович - кандидат педагогических наук, доцент
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 26 мая 1998 г. N 24/6 "О концепции социально-культурной политики города Челябинска"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.