Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 18 августа 1998 г. N 27/4
Программа
"Кадры: управление качеством педагогического и управленческого персонала сферы образования"
Введение
Обновление и упрочение образовательной системы является наиболее оптимальным инструментом обеспечения мирного и безболезненного общественного переустройства и развития. Стабильность же и способность к обновлению и развитию образовательной системы зиждется на профессиональной компетентности и высоком социальном статусе ее педагогического и управленческого персонала. Поэтому программа "Кадры..." является важным элементом образовательной политики городской Думы и городской Администрации в части исполнения закона РФ "Об образовании".
Исходными основаниями для создания "Программы: Кадры..." явились проекты "Федеральной программы образования в России", "Региональной (областной) программы развития образования в Челябинской области", программа "Дети Челябинска", "Приоритетные направления развития образовательной системы г.Челябинска на период до 2000 года" (3; с.4; 5-9). В этих основополагающих документах зафиксированы основные направления деятельности всех субъектов образовательной системы, включая уровень образовательного учреждения, по реализации Закона РФ "Об образовании". Эти концептуальные документы призваны обеспечить стабилизацию кадровой ситуации в образовательной системе на всех ее уровнях, т.е. в подсистемах общего, дошкольного и дополнительного образования в актуальных локально-территориальных и социально-экономических условиях.
Актуальность "Программы: Кадры..." вызвана противоречием между темпами роста потребности населения в образовании и отставанием возможностей педагогического корпуса обеспечить адекватное реагирование на эту потребность в силу социально-экономических причин. ЦК Профсоюза работников науки и образования отмечает в этой связи "... беспрецедентно массовые акции протеста работников образования (92% от общего числа забастовок в 1997г.)..." (5), что также делает весьма актуальной программу "Кадры".
Согласно результатам социологических исследований, проводимых в городе начиная с 1993 года, можно указать следующие основания, вызывающие указанное противоречие:
Социальный статус работников образования. Анализ статистических данных о социальных льготах и гарантиях работников сферы образования позволяет видеть, что проблема обеспечения жильем является первостепенной. Очередность на жилье составляет 2486 человек; что составляет 14%. При этом данные социологического обследования показывают, что только 69% работников образования имеют свою квартиру или дом: многие педагоги, особенно, молодые живут с родителями и не удовлетворены жилищными условиями. Самая высокая потребность в жилье в Тракторозаводском районе - очередность составляет 510 человек.
Соотношение бесплатного и платного жилья позволяет сделать вывод о том, что доля платного жилья (на льготных и общих условиях) в общем количестве предоставленных квартир продолжает возрастать. Количество мест в общежитиях, предоставленных работникам образования в 1995-1998гг. составило - 135.
Информация о предоставлении участков под строительство садовых домиков, гаражей и коттеджей свидетельствует о том, что с 1994 года работники образования обращались с просьбами о предоставлении участков под строительство гаражей и коттеджей до в единичных случаях. При этом данные социологического обследования свидетельствуют о том, что только 41% работников образования имеют садовый участок, 20% - капитальный гараж, 15% - легковой автомобиль. Их высокая стоимость не позволяет, особенно молодым специалистам, их приобретать.
Данные об обеспеченности путевками (санаторными, в дома и базы отдыха и проч.) показывают, что, например, в 1995 году количество предоставленных путевок было в 48 раз меньше числа работников образования. Это означает, что в 1995г. лишь 2% работников образования получили путевки, в 1996г. - 1,7%, в 1997г. - 3,5%. Увеличение в 1997г. произошло за счет предоставления путевок в лагерь смешанного типа на озере "Еланчик" (110 путевок) и на базу отдыха на озере "Калды" (250 путевок). 3-5 лет тому назад многие педагоги компенсировали отсутствие путевок работой в загородных лагерях, куда, зачастую, брали и членов своих семей. В настоящее время эта возможность резко уменьшилась.
Уровень здоровья персонала сферы образования. Только 15% от общего числа педагогических работников считают себя здоровыми, что же касается работников в возрасте до 30 лет, то их 22%. Количество педагогических работников с выраженным показателем психо-эмоционального выгорания составляет 77%. После 15 лет педагогического стажа 60% педагогов имеют нервно-психическое напряжение, выраженную астению, 70% демонстрируют снижение позитивной психической и социальной активности, 90% - повышенную личностную тревожность.
Качество питания. Соотношения качества питания в сравнении с потребностью (если уровень потребления продуктов питания у педагогических работников в возрасте от 18 до 30 лет составляет 59%, то - в возрасте более 50 лет - уже 49%, что касается руководителей образовательных учреждений, то уровень потребления составляет у них 55% от потребности).
Уровень материального благосостояния. 18% педагогических работников имеют обеспеченность жилой площадью 6 кв/м и меньше, 6% имеют 5 кв/м на члена семьи, 30% - не имеют своего жилья, 50% - не имеют приличной мебели, среднемесячный доход на члена семьи составляет около 450 руб. (при среднегородском уровне - около 650 руб.), 30% педагогических работников имеют месячный доход на члена семьи менее 386 руб., 12% - менее 200 руб.
Уровень правовой защищенности. Только 6% работников школ доверяют правоохранительным органам, 30% - не доверяют совсем.
Отношение к профсоюзной организации. 50% педагогических работников полагают, что профсоюз не имеет возможности реализовать программы защиты их интересов.
Отношение к педагогическому труду. Только 41% педагогических работников испытывают удовлетворенность своим трудом, при этом, чаще других, неудовлетворенность высказывают специалисты в возрасте до 30 лет. Увеличивающееся последнее время количество детей с недостатками психофизического развития как в условиях специальной, так и массовой школы усугубляет ситуацию неудовлетворенности педагогическим трудом из-за незнания специфики педагогического воздействия на данную категорию детей.
Настоящая "Программа..." является документом, регламентирующим функционирование городской образовательной системы в части ее кадрового обеспечения.
1. Состояние кадрового обеспечения: основные количественные и качественные тенденции
Общее число работающих в учреждении педагогических и руководящих работников составляет 17551 человек, что составляет 98,4% от потребности. Из общего числа работников образования только 17% мужчин.
Почетным знаком "Заслуженный учитель РФ" награждено 144 (1,6%) работника образования; Значком "Отличник народного образования" награждены 1019 работников.
Анализ данных последних лет позволяет отметить наличие следующих тенденций:
- Увеличение удельного веса педагогических работников со стажем свыше 18 лет. Анализ состава педагогического персонала показал, что 28,1% имеют стаж работы от 10 до 20 лет, 34,8% - более 20 и только 19,4% составляют молодые специалисты со стажем до 5 лет. Таким образом, наметилась негативная тенденция старения педагогического персонала сферы образования.
- Отток педагогических кадров и специалистов сферы образования в связи низким уровнем оплаты труда (см. табл. 1). ЦК Профсоюза работников науки и образования отмечает, что "средняя заработная плата работников образования за 11 месяцев 1997г. составила только 52,7% от средней заработной платы в промышленности" (5).
Таблица N 1
Примерная заработная плата некоторых категорий педагогических работников в г.Челябинске
-------------------------------------------------------------------------
NN | Наименование категории педагогического или |Примерная ставка
п/п| руководящего работника |оплаты труда (в месяц)
---+----------------------------------------------+----------------------
1 | 2 | 3
---+----------------------------------------------+----------------------
| Средняя заработная плата учителя (по городу) | 663 руб.
---+----------------------------------------------+----------------------
1. |Начинающий педагог (без категории) | 329 руб.
---+----------------------------------------------+----------------------
2. |Опытный педагог со стажем более 10 лет | 674 руб.
|(с высшей категорией) |
---+----------------------------------------------+----------------------
3. |Педагог-психолог (без категории/с высшей | 397/507 руб.
|категорией) |
---+----------------------------------------------+----------------------
4. |Педагог дополнительного образования | 413 руб.
---+----------------------------------------------+----------------------
5. |Специалист педагог (с высшей категорией) | 443 руб.
---+----------------------------------------------+----------------------
6. |Заведующий дошкольным учреждением 1-ой | 845 руб.
|группы (с высшей категорией) |
---+----------------------------------------------+----------------------
7. |Директор общеобразовательной школы 1-ой | 845 руб.
|группы (с высшей категорией) |
-------------------------------------------------------------------------
- Увеличение числа учебных дисциплин, в обеспеченности которых педагогическими работниками наметился дефицит (иностранные языки - 76 педагогов (английский язык - 53; немецкий язык - 22); ОБЖ - 16 руководителей; русский язык и литература - 14; технологические дисциплины - 14; общественно-политические дисциплины - 10. С каждым годом количество вакансий учителей иностранных языков увеличивается.
По всем учебным дисциплинам можно констатировать наличие латентных вакансий, когда потребность в кадрах восполняется за счет увеличения нагрузки специалистов до 2 ставок: педагоги таким образом пытаются решить свои финансовые проблемы. Дефицит кадров восполняется за счет привлечения учителей пенсионного возраста: в настоящее время 1173 (13,7%) педагога пенсионного возраста работают в образовательных учреждениях.
- увеличение потребности
а) в педагогических работниках практически всех специальностей в связи с увеличением количества классов-комплектов в виду уменьшения их наполняемости
б) в педагогах дополнительного образования,
в) в социальных педагогах. В настоящее время в городской образовательной системе работает 144 социальных педагога. Всего же требуется 652. Таким образом необходимо подготовить (принять) 508 социальных педагогов.
г) в педагогах специального (коррекционного) образования (сурдопедагогах, тифлопедагогах, олигофренопедагогах). В настоящее время в подсистеме специального (коррекционного) занято 232 узких специалиста, из них 29,8% не имеет специального (дефектологического высшего) образования. Вместе с тем, 77% узких специалистов занимают должности, не соответствующие базовой подготовке (например, в Центральном районе 59% специальных педагогов имеют базовую специальность "олигофренопедагог", при этом только 14% из них работают по специальности).
В массовых образовательных учреждениях идет увеличение числа для детей с отклонениями в развитии (на фоне общего ухудшения здоровья детей в России) при общей тенденции уменьшения количества учащихся, а также при тенденциях а) уменьшения числа специальных учреждений и б) стремления родителей таких детей поместить их в массовую школу. Однако в силу отсутствия специалистов с этой группой детей работают педагоги с общим педагогическим образованием, что приводит к преждевременному "выгоранию" этих педагогов и формированию негативной реакции (в силу профессиональной некомпетентности педагогов) к обучению со стороны учащихся.
Особенно сложная ситуация у специалистов психолого-медико-педагогических консультаций. Специалисты высокой квалификации не заинтересованы работать в этой структуре, поскольку работа в них не засчитывается в стаж по выслуге лет, а рабочая неделя в них составляет 36 часов (для сравнения: в образовательном учреждении - 20). Аналогичная ситуация и для специалистов-медиков: они теряют доплату в размере 30% (в сравнении с аналогичными должностями в сфере здравоохранения) и испытывают затруднения при прохождении аттестации.
д) в педагогах-психологах. Всего в городской образовательной системе работает 296 педагогов-психологов. В школах их должно быть не менее 600 (исходя из европейской нормы: 1 психолог на 250 детей). В ДОУ их должно быть не менее одного на учреждение, т.е. 380. В учреждениях дополнительного образования, районных и городских Центрах службы практической психологии еще не менее 100 специалистов. Таким образом, общая потребность в педагогах-психологах составляет 1080 специалистов.
Кроме того необходимы педагоги-психологи, специализирующиеся на проблемах специального (коррекционного) образования. Это связано с тем, что 43% школ имеют в своем составе классы для детей с различными отклонениями (компенсирующего обучения, выравнивания, педагогической поддержки и проч.).
Для научно-методического и диагностического сопровождения их работы, а также работы психолого-медико-педагогических консилиумов в ОУ необходимо создание городского центра и районных психолого-медико-педагогических консультаций. Таким образом, общая потребность в педагогах-психологах, специализирующихся на проблемах специального (коррекционного) образования составляет 200 специалистов.
- Достижение состояния стабилизации состава руководящих работников образовательных учреждений при снижении уровня профессионально-управленческой подготовленности. В течение 1997-98 учебного сменилось 10 (7%) директоров школ. Директора начальных школ имеют стаж работы в должности более 20 лет - 68,1%; директора основных школ - 57,8%; директора средних школ - 65%.
2. Управление качеством педагогического персонала
Сложившаяся ситуация требует управления качеством педагогического и управленческого персонала и городское Управление по делам образования предполагает развернуть управленческие действия в двух направлениях:
- Организация условий для непрерывного повышения профессионально-педагогической (управленческой) квалификации персонала.
- Организация условий для поддержания социально-профессионального статуса персонала и стабилизации кадровой ситуации мерами социальной защиты.
2.1. Организация условий для непрерывного повышения профессионально-педагогической (управленческой) квалификации персонала
Содержание повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования формируется с учетом проблем реформируемой системы образования, обновления содержания школьных программ, введения набора новых учебников, аттестации педагогических работников, новых подходов к управлению образованием. В организации повышения квалификации и переподготовки работников образования имеются существенные недостатки и нерешенные проблемы. Отсутствие федерального закона "О дополнительном профессиональном образовании", отраслевой программы развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров, устаревшая нормативно-правовая база деятельности факультетов переподготовки и повышения квалификации организаторов народного образования при педагогических вузах, учреждений муниципальной методической службы, отрицательно сказываются на работе учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров образования.
Реализация первого направления означает, что обеспечение образовательной системы высококвалифицированным педагогическим и управленческим персоналом может быть реализовано в следующих трех аспектах:
1) Целевое направление будущих педагогических и руководящих работников в учреждения очного, заочного, вечернего базового педагогического образования;
2) Направление уже действующих специалистов в учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования (учреждения системы повышения квалификации) для получения новых специальностей, специализаций, и более высоких квалификационных категорий;
3) Создание системы методической работы. При этом приоритетом в деятельности Управления... (в рамках решения проблемы управления качеством педагогического и управленческого персонала) является создание эффективной системы методической работы. В ее рамках приоритет должен быть отдан формам ориентированным:
- на активизацию самостоятельной профессионально-гностической деятельности педагогического работника, обеспечивающей его профессиональное самовыражение;
- на создание и(или) внедрение научно-методической продукции (учебные программы, учебные пособия, учебные материалы, разработки и т.п.) и организацию ее освоения педагогическими и руководящими работниками.
Управленческие действия в этих направлениях обеспечат повышение качества обучения через повышение качества педагогического персонала.
2.2. Организация условий для поддержания социально-профессионального статуса персонала и стабилизации кадровой ситуации мерами социальной защиты
Для преодоления тенденции старения педагогического персонала необходимо обеспечить ежегодный приток в городскую образовательную систему не менее 800-900 молодых специалистов (4,9 - 5,5%), что позволит к 2003 году иметь около 30% педагогов со стажем работы до 5 лет. При существующих темпах прироста молодых специалистов (около 200 в год) возрастет число специалистов пенсионного возраста. По данным 1997 года число специалистов пенсионного возраста составило 2270 (12,93%), а в возрасте до 55 лет - 5174 (29,47%). За период до 2003 года их число может увеличиться в 2-3 раза и составить уже от 25 до 35% от общего числа работников. Особенно тревожная ситуация в дополнительном образовании, где 8,9% составляют педагоги пенсионного возраста и 40,45% - в возрасте до 55 лет.
Для преодоления тенденции старения управленческого персонала (18,47% директоров школ - пенсионного возраста и 67,64% - в возрасте до 55 лет) необходимо определить ряд льгот для этой категории специалистов для усиления привлекательности управленческих должностей для молодых специалистов и создание условий для подготовки резерва управленческих работников.
Отток педагогических кадров и специалистов сферы образования в связи низким уровнем оплаты труда может быть преодолен за счет различных мер, связанных с введением социально-экономических льгот работникам образования, обеспечивающим повышение социального статуса работников образования в следующих аспектах:
обеспечение жильем (при целесообразном регулировании предоставления бесплатного и платного жилья, предоставлении мест в общежитиях, участков под строительство коттеджей);
предоставление участков под сады, гаражи;
обеспечение путевками (санаторными, дома и базы отдыха и проч.);
введение различных доплат различным категориям педагогических и руководящих работников и, особенно, в сфере дошкольного, дополнительного, специального (коррекционного) образования, а также педагогам-психологам, социальным педагогам, медицинским работникам психолого-медико-педагогических консультаций;
обеспечение различных благоприятных условий для привлечения учителей пенсионного возраста для работы в сфере дополнительного образования и социальной сфере;
обеспечение благоприятных условий для привлечения специалистов высокой квалификации (специальных педагогов и медиков) для работы в психолого-медико-педагогических консультациях.
Повышение социально-профессионального статуса работников сферы образования может быть реализовано:
- через создание совокупности условий для стимулирования их активности, инициативности, педагогического и социального творчества (создание ассоциаций, дискуссионных клубов, объединений новаторов, специальных программ на радио и телевидении и т.п.);
- через преодоление в педагогической сфере негативных аспектов существующего "образа жизни" (табакокурения, алкоголизации, проституции, наркомании, явной и скрытой безработицы).
Обеспечение стабилизации кадровой ситуации в городской образовательной системе потребует создания системы (службы) мониторинга кадрового обеспечения и ее обеспечения педагогическим, психологическим, социологическим и медицинским инструментарием.
3. Приоритеты в управлении качеством педагогического и управленческого персонала
-------------------------------------------------------------------------
NN |Направления управленческих действий|Ожидаемые результаты|Расходы на
п/п | | |исполнение
-----+-----------------------------------+--------------------+----------
1 | 2 | 3 | 4
-----+-----------------------------------+--------------------+----------
|Разработка концепции кадрового |Идеологическое, |120000 руб
|обеспечения городской |политическое, |
|образовательной системы |методологическое |
| |обоснование кадровой|
| |политики в сфере |
| |образования |
-------------------------------------------------------------------------
3.1. Организация условий для непрерывного повышения профессионально-педагогической (управленческой) квалификации персонала
3.1.1. Целевое направление будущих педагогических и руководящих работников в учреждения очного, заочного, вечернего базового педагогического образования
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+-------------------------------+--------------------------+----------
1. |Подготовка резерва и повышение |Обеспечение |27000 руб.
|квалификации руководителей |высококвалифицированными |в год
|районных органов управления |50 руководителями и |
|образования, их заместителей и |специалистами до 2003г. |
|специалистов городского и |(10-15 руководителей и |
|районного управлений |специалистов в год на |
| |базе Академии повышения |
| |квалификации и |
| |профессиональной |
| |переподготовки работников |
| |образования РФ (Москва), |
| |Филиала УРАГС) |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
2. |Подготовка и повышение |Обеспечение 140 |24000-руб.
|квалификации руководителей и |высококвалифицированными |в год
|специалистов городских и |руководителями и |
|районных служб сопровождения |специалистами до 2003г. |
|(методической, психологической,|(30 специалистов в год на |
|психолого-медико-педагогической|базе ЧГПУ, ЧГУ, ЧГТУ, |
|социологической) |ЧИПКРО) |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
3. |Подготовка руководителей |Обеспечение 160 |24000 руб.
|институциональных (школьных, |специалистами |в год
|лицейских, гимназических, |институциональных ЦИО до |
|дошкольных) Центров |2003г. (25 специалистов |
|информатизации образования |в год на базе ЧГПУ, ЧГТУ, |
|(специалистов в области |ЧИПКРО, А/О "Компьютеры и |
|информационных технологий) |образование") |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
4. |Подготовка резерва и повышение |Создание Центра |24000 руб.
|квалификации |подготовки и аттестации |в год
|а) руководителей |руководителей |
|образовательных учреждений, |образовательных |
|б) заведующих кафедрами |учреждений, специалистов |
| |городского и районных |
| |управлений |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
5. |Подготовка резерва и повышение |Обеспечение 15 |18000 руб.
|квалификации руководителей |высококвалифицированными |в год
|образовательных учреждений |руководителями до 2003г. |
|специального (коррекционного) |(3-5 руководителей в год |
|образования |на базе Института |
| |коррекционной педагогики |
| |(Москва), |
| |Академии повышения |
| |квалификации и |
| |профессиональной |
| |переподготовки работников |
| |образования РФ (Москва) |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
6. |Подготовка специальных |Обеспечение 200 |350000 руб
|педагогов для системы |специалистами на базе |в год
|специальных учреждений |вновь открытого факультета|
|(коррекционного) образования |специальной педагогики при|
|(тифлопедагоги, сурдопедагоги, |ЧГПУ (по согласованию) |
|олигофренопедагоги, логопеды) | |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
7. |Подготовка узких специалистов |Обеспечение подготовки |350000 руб
|для служб сопровождения |200 специалистов до 2003 |в год
|коррекционного образования |на базе факультета |
|(специальные психологи, |специальной психологии ЧГУ|
|специальные социальные | |
|педагоги) | |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
8. |Подготовка специальных |Обеспечение подготовки |48000
|педагогов новых специальностей |200 специалистов на базе |96000
|(специальный педагог |ЧГИИК, ЧГАФК |128000
|дополнительного образования, | |168000
|домашний педагог (корректор), | |192000
|игротерапевт, реабилитатор, |Обеспечение подготовки 3 |руб в год.
|кондуктор (педагог, |специалистов на базе |
|сопровождающий ребенка с |Центра кондуктивной |
|тяжелым дефектом в массовой |педагогики (Венгрия) |
|школе) | |60000 руб.
---+-------------------------------+--------------------------+----------
9. |Подготовка специалистов для |Обеспечение подготовки |90000 руб.
|психолого-медико- |3-х специалистов на базе |
|педагогических консультаций и |Центров подготовки |
|консилиумов (диагносты общего |(США, Япония) |
|профиля, по абилитации | |
|сохранных возможностей, по | |
|раннему вмешательству) | |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
10.|Подготовка социальных педагогов|Обеспечение городской |95000 руб.
| |образовательной системы |
| |508 социальными педагогами|
---+-------------------------------+--------------------------+----------
11.|Подготовка главных бухгалтеров |Обеспечение 130-ю |20000 руб.
|органов управления и |высококвалифицированными |в год
|образовательных учреждений, их |специалистами бухгалтерий |
|заместителей, специалистов |РУО и образовательных |
| |учреждений до 2003г. |
| |(20-30 специалистов в год |
| |на базе Филиала УРАГС) |
---+-------------------------------+--------------------------+----------
12.|Подготовка работников |130 |
|хозяйственных служб (ОКСов, | |
|УКСов) | |
-------------------------------------------------------------------------
3.1.2. Направление уже действующих специалистов в учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования (учреждения системы повышения квалификации) для получения новых специальностей, специализаций и более высоких квалификационных категорий
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
1. |Повышение квалификации учителей |Оснащение действующих |700000 руб.
|всех типов школ |педагогов-психологов |в год
| |новыми, современными |
| |средствами |
| |профессиональной |
| |деятельности |
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
2. |Повышение квалификации учителей, |Одногодичное (без |120000 руб.
|работающих с одаренными детьми с |отрыва от производства)|в год
|последующей сертификацией |обучение (960 педагогов|
| |один раз в 5 лет |
| |каждый) |
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
3. |Повышение квалификации педагогов-|Оснащение действующих |70000 руб.
|психологов |педагогов-психологов |в год
| |новыми, современными |
| |средствами |
| |профессиональной |
| |деятельности |
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
4. |Подготовка педагогов-психологов |Увеличение числа |1200000 в
|из числа действующих педагогов |педагогов-психологов на|год руб.
|других специальностей |780 специалистов |
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
5. |Подготовка специалистов для | |
|специального коррекционного | |
|образования | |
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
|а) повышение квалификации |57 специалистов |570000 руб.
|логопедов | |в 1998-99
| | |уч.году
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
|б) повышение квалификации |14 специалистов |140000 руб.
|дефектологов | |в 1998-99
| | |уч. году
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
|в) повышение квалификации |17 специалистов |170000 руб.
|сурдопедагогов | |в 1998-99
| | |уч. году
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
|г) повышение квалификации |11 специалистов |11000 руб.
|тифлопедагогов | |в 1998-99
| | |уч. году
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
|д) повышение квалификации |18 специалистов |180000 руб.
|олигофренопедагогов | |в 1998-99
| | |уч. году
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
6. |Переподготовка по новым |Увеличение числа |1 700000
|специальностям 700 работников |педагогов-психологов, |руб.
|дошкольных учреждений и 1000 |социальных педагогов, |
|работников общеобразовательных |педагогов специального |
|школ в течение 1999-2003 годов |(коррекционного) |
| |образования |
-------------------------------------------------------------------------
3.1.3. Создание системы методической работы
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+---------------------------------+------------------------+----------
1. |Создание пакета нормативно- |1. Положения о различных|45000 руб.
|правовых документов, определяющих|структурных |
|основные направления развития |подразделениях |
|городской системы методической |учреждения, занимающихся|
|работы. |методической работой |
| |(научно-методический |
| |совет, методическое |
| |объединение, творческая |
| |группа и т.п.), о формах|
| |организации методической|
| |работы, о функциональных|
| |обязанностях и |
| |организаторов и |
| |педагогов (в рамках |
| |методической работы). |
| |2. Положение о |
| |методическом кабинете |
| |специального образования|
| |(в структуре РПМПК). |
---+---------------------------------+------------------------+----------
2. |Создание новой (адекватной) |1. Описание компетенций |70000 руб.
|структуры и функций |на уровне "городское |
|методического обеспечения |управление - районное |
|образовательного процесса в |управление - |
|городской образовательной |администрация |
|системе. |образовательного |
| |учреждений - службы |
| |сопровождения - |
| |педагогический персонал"|
| |2. Внедрение алгоритмов |
| |(механизмов) управления |
| |качеством методической |
| |работы |
---+---------------------------------+------------------------+----------
3. |Создание городского научно- |Развертывание: |34000 руб.
|методического центра, |- функции |
|методических кабинетов в ОУ. |психологического |
| |сопровождения; |
| |- функции методического |
| |обеспечения (на уровне |
| |городской, районной |
| |образовательной системы,|
| |образовательного |
| |учреждения); |
| |- функции |
| |социологического |
| |сопровождения (на уровне|
| |горУО, РУО, ОУ); |
| |- функции маркетингового|
| |сопровождения (изучения |
| |образовательного спроса |
| |населения). |
---+---------------------------------+------------------------+----------
4. |Обеспечение условий для повышения|Развертывание новых |25000 руб.
|квалификации и прохождения |компонентов системы |
|аттестации педагогическим и |методической работы в |
|руководящим работникам. |рамках городской |
| |образовательной системы |
-------------------------------------------------------------------------
3.2. Организация условий для поддержания социально-профессионального статуса персонала и стабилизации кадровой ситуации мерами социальной защиты
3.2.1. Социологическое и психологическое сопровождение кадровой стабилизации
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
1. |Организация социологического |Обеспечение информацией|10000 руб.
|мониторинга состояния социального|для принятия |в год
|статуса работников сферы |управленческих решений |
|образования | |
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
2. |Обеспечение мониторинга |Обеспечение информацией|100000 руб.
|функциональных состояний |для принятия |в год
|педагогов |управленческих решений |
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
3. |Обеспечение психологической |Предупреждения |120000 руб.
|поддержки профессиональной |преждевременного |в год
|деятельности педагогов |"выгорания" работников |
| |сферы образования |
-------------------------------------------------------------------------
3.2.2. Стабилизация кадровой ситуации мерами социальной защиты
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
----+------------------------------+--------------------------+----------
1. |Положение об аттестации кадров|Упорядочение требований |10000 руб.
|специального образования |к аттестуемым специалистам|
| |сферы коррекционого |
| |образования |
----+------------------------------+--------------------------+----------
2. |Целевая программа |Обеспечение притока |2000000
|"Предоставление молодым |молодых специалистов в |руб.
|специалистам ведомственного |сферу образования в |в год
|жилья (общежитий, общежитий |течение 1999-2003гг. |
|семейного типа, квартир на | |
|льготных основаниях (на | |
|контрактной основе), участков | |
|для строительства коттеджей". | |
----+------------------------------+--------------------------+----------
3. |Целевая программа |См. выше |
|"Предоставление молодым | |
|специалистам (на особых | |
|условиях) ссуд на приобретение| |
|жилья, домашней утвари, | |
|садовых участков, гаражей". | |
-------------------------------------------------------------------------
3.2.3. Стабилизация кадровой ситуации мерами здравоохранения
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
1. |Организация полноценного |Оздоровление |40000000
|летнего отдыха и оздоровления |педагогического и |руб. в год
| |управленческого |
| |персонала сферы |
| |образования |
| |Предоставление |
| |путевок в санатории, |
| |профилактории, дома и |
| |базы отдыха (не менее |
| |чем 70% общего состава |
| |работников сферы |
| |образования в течение |
| |года) |
---+---------------------------------+-----------------------+-----------
2. |Организация городского |Оздоровление не менее |750000 руб.
|профилактория для работников |500 работников |в год
|сферы образования |образования в год |
-------------------------------------------------------------------------
4. Нормативное сопровождение кадрового обеспечения городской образовательной системы
1. Решения городской Думы
-------------------------------------------------------------------------
NN |Примерное наименование документа |Срок |Примечание
п/п| | |
---+------------------------------------------+---------------+----------
1 | 2 | 3 | 4
---+------------------------------------------+---------------+----------
1. |О предоставлении ведомственного |до 12.98г. |
|жилья для работников сферы образования | |
---+------------------------------------------| |
2. |О первоочередном выделении жилья |до 12.98г. |
|молодым специалистам в сфере образования | |
---+------------------------------------------| |
3. |О выделении работникам сферы образования |до 12.98г. |
|кредитов (на специальных условиях) на | |
|покупку и строительство жилья | |
|(приобретение в рассрочку, оплата частями | |
|и проч.) | |
---+------------------------------------------| |
4. |О предоставлении социальных гарантий |до 12.98г. |
|педагогам специального (коррекционного) | |
|образования и работникам здравоохранения | |
|при переходе на работу в психолого-медико-| |
|педагогические консультации. | |
-------------------------------------------------------------------------
4. Постановления Администрации города (Главы города)
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+--------------------------------------------+-------------+----------
1. |О специальных гарантиях работникам |09.98г. |
|сферы образования по проезду на городском | |
|транспорте | |
---+--------------------------------------------| |
2. |О специальных гарантиях работникам |11.98г. |
|сферы образования по приобретению садовых | |
|участков, загородных коттеджей | |
---+--------------------------------------------| |
3. |О специальных гарантиях работникам сферы |11.98г. |
|образования по приобретению гаражей, | |
|автотранспорта. | |
---+--------------------------------------------| |
4. |О годичных премиях мэра работникам |09.98г. |
|образования по номинациям | |
| - учитель начальных классов | |
| - учитель неполной школы | |
| - учитель полной школы | |
| - воспитатель дошкольного образовательного| |
| учреждения | |
| - педагог-психолог | |
| - социальный педагог | |
| - педагог специального (коррекционного) | |
| образования | |
| - специалист (начальник отдела) РУО, горУО| |
| - методист | |
| - заместитель начальника РУО | |
| - начальник РУО | |
-------------------------------------------------------------------------
3. Правовая защита работников сферы образования
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+------------------------------------------+---------------+----------
1. |Разработка юридических актов о защите |до 12.98г. |
|чести и достоинства работников сферы | |
|образования | |
-------------------------------------------------------------------------
4. Решения Коллегии городского Управления
-------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+----------------------------------------------+-----------+----------
1. |О введении ограничений по приему на |09.98г. |
|должности специальных педагогов специалистов | |
|без базового специального образования | |
---+----------------------------------------------+-----------|
2. |Об ограничении в приеме на работу на |09.98г. |
|должности специальных педагогов по | |
|несоответствию базовой специальности (диплому)| |
---+----------------------------------------------+-----------|
3. |О введении надбавок к должностным окладам |11.98г. |
|руководящих работников сферы образования | |
-------------------------------------------------------------------------
Заключение
Предполагаемая программа управленческих действий и управленческих решений со стороны городской Думы и городской администрации призвана обеспечить стабилизацию кадровой ситуации в сфере образования и на этой основе стабильное функционирование и развитие городской образовательной системы. Развертывание работы в двух приоритетных направлениях (1) организация условий для непрерывного повышения профессионально-педагогической (управленческой) квалификации персонала; 2) организация условий для поддержания социально-профессионального статуса персонала и стабилизации кадровой ситуации мерами социальной защиты) позволит в значительной мере нейтрализовать негативное влияние на сферу образования сложившейся социально-экономической ситуации и обеспечить адекватный "ответ" социально-образовательным потребностям всех слоев населения города.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
Список нормативных документов и других источников "Программы..."
1. Закон Российской Федерации "Об образовании". - М.: МО РФ, 1992 - 43с.
2. Методические материалы к работе над единой городской научно-методической темой "Образовательный мониторинг и стандарты".
3. О мерах по ликвидации задолженности по выплатам заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Указ Президента N 690 от 08.07.97.
4. О мерах по погашению задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы субъектов Российской Федерации". Постановление Правительства РФ N 886 от 15.07.9.
5. О ситуации с финансированием образовательных учреждений, выполнением обязательств правительства РФ и руководителей субъектов РФ по погашению долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы, обеспечением своевременности текущих выплат заработной платы работникам образования и дальнейших действий профсоюза. Постановление Президиума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 14 от 18.02.98.
6. О защите заработной платы. Конвенция МОТ N 95.
7. О состоянии и мерах по улучшению повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации. Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования N 8/1 от 17.06.97.
8. Приоритетные направления развития образовательной системы г.Челябинска на период до 2000 года. "Челябинское образование к XXI веку". Приложение к Постановлению Главы администрации г.Челябинска "О приоритетных направлених развития образовательной системы г.Челябинска на период до 2000 года" N 754-п от 14.08.95г.
9. Программа "Дети Челябинска". "Вечерний Челябинск", 1998, N 39.
9. Региональная (областная) программа развития образования в Челябинской области (проект). - Челябинск: ГлавУО, 1995, - 87с.
10. Теоретическое обеспечение практики стандартизации в образовании. - Челябинск: Управление по делам образования. - 1995г., 57с.
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 18 августа 1998 г. N 27/4 "О программе "Кадры: управление качеством педагогического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.