Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению городского Собрания
депутатов от 25 декабря 1997 г. N 166
Концепция
о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Златоуста, муниципальными предприятиями, учреждениями
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Златоуста, муниципальными предприятиями, учреждениями" разработано в соответствии со ст.130 и 132 Конституции РФ, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федеральным Законом "Об акционерных обществах", постановлением Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности" от 27.12.91 N 3020-1, Гражданским Кодексом РФ, Уставом Челябинской области, Уставом г.Златоуста и другими действующими нормативными актами в целях повышения эффективности работы городского хозяйства в целом и каждого МУП и МУ в отдельности, и создания условий эффективного использования муниципального имущества.
1.2. В состав муниципального имущества входит:
- движимое и недвижимое имущество, переданное в результате разгосударствления госсобственности РФ на основании постановления ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1;
- средства городского бюджета, внебюджетных и валютных фондов;
- вновь введенные в эксплуатацию и приобретенные движимые и недвижимые объекты за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов;
- доходы МУП и МУ, полученные в результате предпринимательской деятельности;
- имущество, приобретенное за счет доходов МУП и МУ;
- бесхозяйное имущество, самовольно построенные недвижимые объекты и другое, находящееся на территории г.Златоуста, которое по законным основанием может перейти в муниципальную собственность.
2. Порядок формирования муниципального имущества
2.1. Формирование муниципального имущества за счет федерального и областной госсобственности:
- Передача государственного имущества с баланса предприятий государственного (федерального, областного) значения осуществляется на основании постановления Главы города.
Комитет по управлению имуществом, на основании постановления готовит перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность и представляет их на утверждение в городское Собрание. После утверждения перечней городским Собранием Комитет по управлению имуществом в трехдневный срок направляет копию решения, перечень и акты приема - передачи на утверждение в областной Комитет по управлению государственным имуществом.
Комитет по управлению имуществом при наличии решения городского Собрания, утвержденных председателем областного Комитета по управлению государственным имуществом актов приема - передачи и согласованных с председателем областного Комитета по управлению государственным имуществом перечней указанных объектов, вносит их в Реестр муниципальной собственности.
2.2. Формирование муниципального имущества в результате хозяйственной деятельности МУП и МУ:
Доходы и имущество, приобретенное за счет доходов, полученных от хозяйственной деятельности МУП и МУ, являются муниципальной собственностью.
2.3. Приобретение имущества по сделкам и иным правовым основаниям:
2.3.1. В муниципальную собственность может быть приобретено имущество, которое имеет собственника, на основании договоров купли - продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого имущества;
2.3.2. В случае и порядке, предусмотренных ГК РФ право муниципальной собственности возникает на имущество при самовольной постройке, находке, существовании на территории города бесхозных движимых и недвижимых объектов, приобретательской давности и по др. основаниям.
Бесхозяйные недвижимые объекты ставятся на учет БТИ на основании постановления Главы города и вносятся Комитетом по управлению имуществом в Реестр муниципальной собственности. По истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого объекта на учет, Комитет по управлению имуществом может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект.
3. Учет объектов муниципальной собственности
3.1. Учет муниципальной собственности осуществляется Комитетом по управлению имуществом путем формирования и ведения Реестра объектов муниципальной собственности г.Златоуста.
3.2. Ведение Реестра имеет целью пообъектное выделение муниципальной собственности, расположенной на территории г.Златоуста, разграничение с другими формами собственности, и обеспечивает решение следующих задач:
- анализ состояния, экономической и социальной эффективности использования имущества по целевому назначению в соответствии с решениями представительных органов городского самоуправления, распоряжениями Главы города и интересами граждан;
- выработка рекомендаций по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменений состояния экономики;
- учет всех объектов муниципальной собственности;
- оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности;
- информационно-справочное обеспечение процесса подготовки и принятия решений по вопросам, касающихся муниципальной собственности и реализации прав собственника на эти объекты;
- централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных государственных, местных органов власти и управления, общественных организаций, др. юридических лиц и граждан при возникновении правонарушений в связи с этими объектами, в т.ч. при заключении гражданско-правовых сделок.
3.3. Все объекты муниципальной собственности подлежат обязательному включению в Реестр с присвоением индивидуального номера.
3.4. В качестве самостоятельных объектов муниципальной собственности в Реестр вносятся:
- МУП, МУ, как имущественные комплексы;
- имущество муниципальных унитарных предприятий, принадлежащее им праве хозяйственного ведения;
- имущество муниципальных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления;
- ценные бумаги, доли (паи) города в уставном капитале предприятий смешанной формы собственности;
- жилые и нежилые здания, строения, помещения, созданные или приобретенные за счет средств городского бюджета, внебюджетных фондов или переданные и отнесенные к муниципальной собственности в установленном законом порядке;
- объекты, незавершенные строительством;
- объекты и сооружения инженерной инфраструктуры;
- земельные участки, занятые объектами муниципальной собственности;
- иное движимое и недвижимое имущество, принадлежащее городу на праве собственности;
- рекламное пространство (рекламные места);
- интеллектуальная собственность.
3.5. Внесение объектов муниципальной собственности в Реестр осуществляется распоряжением Комитета по управлению имуществом города в порядке, предусмотренном распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп и Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2265.
Исключение объекта из Реестра осуществляется в случае смены формы собственности в соответствии с действующим законодательством, полного физического или морального износа, уничтожения в результате стихийных бедствий (пожар, наводнение и т.д.).
3.6. Внесение изменения в Реестр объектов муниципальной собственности осуществляется распоряжением Комитета по управлению имуществом города на основании правовых актов федеральных органов государственной власти, государственных органов власти Челябинской области, решения вышестоящего Комитета по управлению имуществом, акта о приемке объекта, акта купли-продажи имущества, решения суда о принудительном обращении объектов в муниципальную собственность, либо об их изъятии из муниципальной собственности.
3.7. Запись о внесении объекта в Реестр муниципальной собственности, либо исключение из него по основаниям, указанным в п.3.6. настоящего Положения, производится Комитетом по управлению имуществом в 10-дневный срок со дня принятия решения.
3.8. Комитет по управлению имуществом города осуществляет ведение реестра недвижимых объектов муниципальной собственности, перехода прав собственности и вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования, ипотеки, аренды, сервитутов) и других прав предусмотренных законом.
4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом
4.1. Субъектами управления и распоряжения муниципальной собственностью являются:
- городское Собрание, представительный орган местного самоуправления;
- администрация города, исполнительный орган местного самоуправления в лице Главы города и Комитета по управлению имуществом.
4.2. Городское Собрание:
- утверждает порядок управления, распоряжения муниципальной собственностью;
- утверждает Программу приватизации объектов муниципальной собственности, Программу управления муниципальным имуществом;
- утверждает порядок сдачи в аренду объектов муниципальной собственности;
- определяет порядок предоставления льгот по арендной плате;
- принимает решения о передаче муниципального имущества в государственную собственность Российской Федерации или ее субъектов;
- утверждает Перечни объектов государственной собственности, передаваемых в муниципальную собственность;
- рассматривает и утверждает городской бюджет на основе проекта городского бюджета, внесенного Главой города;
- рассматривает и утверждает отчет администрации города об исполнении городского бюджета.
4.3. Глава города, осуществляя управление муниципальным имуществом:
4.3.1. принимает решения:
- о принятии в муниципальную собственность объектов, передаваемых из государственной собственности Федерации и ее субъектов;
- о приобретении в муниципальную собственность объектов частной собственности;
- о предоставлении льгот по арендной плате за нежилые помещения в установленном порядке;
- о создании, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, назначении и освобождении их руководителей;
- об участии администрации города в создании хозяйственных обществ и других организаций совместно с иными лицами и о внесении объектов (права пользования объектами) как собственности города в уставный капитал указанных юридических лиц;
- принимает другие решения в пределах своей компетенции.
4.3.2. Утверждает Положения и условия управления и распоряжения муниципальным имуществом в пределах установленного городским Собранием порядка,
- утверждает методику расчета арендной платы.
4.4. Комитет по управлению имуществом:
- является продавцом муниципальной собственности по Положению, утвержденному городским Собранием;
- ведет Реестр и регистрацию объектов муниципальной собственности;
- выступает арендодателем муниципальных нежилых помещений, земельных участков, занятых объектами муниципальной собственности, по согласованию с земельным Комитетом, рекламного пространства, а также иного муниципального имущества;
- ведет регистрацию недвижимых объектов на территории г.Златоуста;
- ведет учет объектов и оборудования муниципальной собственности, составляющих казну города на отдельном балансе;
- выступает учредителем муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ и некоммерческих организаций (учреждений);
- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, а также осуществляет приватизацию муниципального имущества в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации и городского Собрания;
- реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия в процессе приватизации;
- заключает контракты с руководителями МУП;
- участвует в деятельности органов управления хозяйственных обществ и товариществ, в уставном капитале которых имеется вклад администрации города;
- обеспечивает оформление актов приема - передачи объектов из государственной собственности в муниципальную в соответствии с нормативными актами;
- осуществляет передачу жилого и нежилого фонда на баланс муниципальных унитарных предприятий;
- выступает от имени собственника при решении вопросов, связанных с банкротством муниципальных предприятий;
- разрабатывает проекты нормативных актов по управлению и распоряжению муниципальным имуществом;
- осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством и иными правовыми актами;
- ведет регистрацию первичных и последующих сделок и регистрацию иных вещных прав.
4.5. Отраслевые управления, комитеты и отделы администрации:
- осуществляют оперативное управление и контроль за хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий и учреждений;
- выступают соучредителями муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений совместно с Комитетом по управлению муниципальным имуществом;
- осуществляют подбор руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
- представляют в Комитет по управлению имуществом предложения о передаче муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, в аренду и субаренду;
- готовят по согласованию с Комитетом по управлению имуществом проекты постановлений администрации города о предоставлении льгот предприятиям и организациям по арендной плате за нежилые помещения:
- предоставляют Комитету по управлению имуществом кандидатуры представителей администрации города в хозяйственных обществах;
- осуществляют другие полномочия, предусмотренные законодательством и иными правовыми актами.
5. Распоряжение муниципальным имуществом
5.1. Комитет по управлению имуществом, используя свои права и полномочия, распоряжается муниципальным имуществом путем передачи его юридическим и физическим лицам в соответствии с нормативными актами, действующими на территории г.Златоуста:
- в хозяйственное ведение,
- в оперативное управление,
- в аренду,
- в безвозмездное пользование,
- в доверительное управление,
- другие виды, предусмотренные Гражданским законодательством.
5.2. Управление муниципальными предприятиями и учреждениями.
5.2.1. Муниципальное унитарное предприятие (далее - предприятие) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и финансирования в соответствии с ГК РФ.
5.2.2. Предприятие действует на основании устава и договора о порядке использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.
5.2.3. Муниципальное учреждение (далее - учреждение) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договоры и распоряжаться имуществом в соответствии с ГК РФ.
5.2.4. Учреждение действует на основании устава (Положения) и договора о порядке использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
5.2.5. Имущество предприятия, в том числе и приобретенное за счет доходов от деятельности предприятия, является муниципальной собственностью, состоит из основных и оборотных средств и находится у предприятия на праве хозяйственного ведения.
5.2.6. Имущество учреждения является муниципальной собственностью, состоит из основных и оборотных средств и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
5.2.7. Муниципальное имущество (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и др.) передается предприятию (учреждению) по акту приема - передачи, подписанному руководителем комитета по управлению имуществом или его заместителем и руководителем предприятия (учреждения).
5.2.8. Право хозяйственного ведения (оперативного управления) возникает у предприятий (учреждений) с момента подписания акта приема - передачи и договора о хозяйственном ведении (оперативного управления).
5.2.9. Предприятие (учреждение) распоряжается закрепленным имуществом в пределах, установленных уставом и действующим законодательством, и обязано использовать муниципальное имущество, включая оборотные средства, только по прямому назначению в соответствии со своим отраслевым профилем.
5.2.10. Имущество, приобретенное предприятием (учреждением) является муниципальной собственностью и поступает в хозяйственное ведение предприятия (оперативное управление учреждения) с момента постановки его на баланс. Уставной фонд предприятия (учреждения) при этом не корректируется. В балансе предприятия (учреждения) вновь приобретенное имущество или полученные основные средства отражаются в пассиве баланса, как добавочный капитал.
5.2.11. При образовании нового предприятия (учреждения) учредитель (комитет по управлению имуществом) наделяет предприятие (учреждение) имуществом в соответствии с прилагаемым к уставу перечнем.
Предприятию (учреждению) это имущество передается в качестве его уставного фонда.
После регистрации предприятия (учреждения) и назначения руководителя между комитетом по управлению имуществом и предприятием (учреждением) заключается договор о порядке использования имущества.
5.2.12. Руководство предприятием (учреждением) осуществляет руководитель, назначенный Главой города по согласованию с отраслевыми Комитетами, как правило, на контрактной основе.
5.2.13. Контракт с руководителем предприятия (учреждения) оформляет Комитет по управлению имуществом (отраслевой Комитет, Управление).
Обязательными условиями контракта являются:
- обеспечение эффективной (рентабельной) работы предприятий;
- продолжительность контракта;
- размер гарантированного вознаграждения;
5.2.14. Руководитель действует от имени предприятия (учреждения), представляет его интересы в отношении с государственными, муниципальными органами и иными организациями и учреждениями по всем вопросам деятельности предприятия в пределах своих полномочий: распоряжается имуществом предприятия в рамках своей компетенции (за исключением недвижимого имущества); заключает хозяйственные договоры, контракты, соглашения;
обеспечивает выполнение договорных и иных обязательств предприятия; принимает решения по всем вопросам хозяйственной деятельности предприятия.
5.2.15. Руководитель предприятия (учреждения) несет ответственность за эффективное использование муниципального имущества, правильность учета и контроля за использованием средств и 2 раза в год предоставляет в Комитет по управлению имуществом копию бухгалтерского баланса предприятия (учреждения) с приложениями к нему и объяснительной запиской.
5.2.16. Муниципальные предприятия (учреждения) не в праве:
- сдавать в аренду, передавать во временное пользование, производить списание муниципального имущества без согласования с Комитетом по управлению имуществом;
- вносить муниципальное имущество в качестве залога, заклада, в качестве взноса в уставные капиталы коммерческих организаций, совершать любые другие сделки, возможными последствиями которых является отчуждение имущества в пользу третьих лиц.
5.2.17. Комитет по управлению имуществом совместно с отраслевыми управлениями, Комитетами организует проверки муниципальных предприятий (учреждений) по ведению учета и движению имущества, закрепленного за ними и его эффективное использование. В проверках могут принимать участие представители администрации города и депутаты городского Собрания.
5.2.18. Муниципальное имущество может быть изъято у предприятия (учреждения), если оно не используется не по назначению, а также если оно становится излишним при изменении предмета и цели деятельности предприятия (учреждения).
5.2.19. Порядок списания с баланса и ликвидация основных средств, пришедших в негодность, должны производиться в соответствии с действующим положением.
5.2.20. Создание, ликвидация и реорганизация муниципальных предприятий (учреждений), а также изъятие у них имущества, используемого не в соответствии с целевым назначением осуществляется на основании действующего положения.
5.2.21. Администрация оказывает финансовую поддержку в виде инвестиций и дотаций из местного бюджета, в первую очередь, социально значимым предприятиям (учреждениям), временно находящимся в затруднительном финансовом положении.
5.3. Отраслевые особенности управления муниципальным имуществом.
В целях повышения уровня торгового и бытового обслуживания, развития городской торговой сети Комитет по управлению имуществом, используя в качестве вклада в уставные капиталы право пользования земельными участками, объекты незавершенного строительства, нежилые помещения и другое муниципальное имущество, совместно с управлением регулирования потребительского рынка:
5.3.1. Проводит подготовительные мероприятия по созданию:
- оптовых рынков;
- мелкооптовых баз - магазинов;
- городской сети магазинов для незащищенных слоев населения.
5.3.2. Выступает инициатором и способствует:
- созданию ассоциированных и акционерных (отраслевых и межотраслевых) торговых объединений;
- созданию торгово-промышленных групп, включающих сеть фирменных магазинов;
- передаче отдельных предприятий в доверительное управление.
5.3.3. Определяет технологию управления в отраслях торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
5.3.4. Формирует инвестиционный фонд развития муниципальных предприятий.
5.4. Инвестиционный фонд развития муниципальных предприятий.
5.4.1. Инвестиционный фонд формируется за счет отчислений от прибыли муниципальных предприятий, предусмотренных договором о хозяйственном ведении.
5.5. Управление ценными бумагами.
5.5.1. Комитет по управлению имуществом управляет ценными бумагами, находящимися в муниципальной собственности, а также осуществляет права акционеров и участников по вкладам администрации г.Златоуста в уставные капиталы других организаций смешанной формы собственности.
Комитет по управлению имуществом от имени администрации г.Златоуста осуществляет выпуск муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, а также выпуск целевых городских облигационных займов, обеспеченных акциями акционерных обществ и другим муниципальным имуществом для осуществления крупных инвестиционных проектов.
5.5.2. Управление ценными бумагами осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации "О рынке ценных бумаг, "Об акционерных обществах" и другими законодательными и нормативными документами органов государственной власти.
5.5.3. К ценным бумагам муниципальной собственности относятся:
- акции приватизированных предприятий муниципальной собственности;
- акции приватизированных предприятий федеральной и государственной (областной) собственности, переданные в муниципальную собственность;
- акции и другие ценные бумаги вновь учреждаемых предприятий с долей муниципального имущества;
- акции и другие ценные бумаги, приобретенные на фондовом рынке.
5.5.4. Управление муниципальными ценными бумагами осуществляется через представителей администрации в органах управления акционерных обществ и других предприятий смешанной формы собственности (далее - обществ).
5.5.5. Представители администрации в органах управления обществ назначаются в соответствии с действующим Положением.
5.6. Управление муниципальным земельными участками.
5.6.1. Управление муниципальным земельным фондом города осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также другими нормативными документами.
5.6.2. Управление муниципальными земельными участками осуществляет Комитет по управлению имуществом путем:
- участия в формировании нормативной базы, регулирующей земельные отношения в городе;
- заключения договоров аренды земельных участков под объектами муниципальной собственности (по согласованию с Комитетом по земельным ресурсам);
- контроля за деятельностью арендаторов земельных участков;
- сравнительного анализа эффективности использования земельных участков на территории города;
- контроля за поступлением средств от аренды земельных участков под объектами муниципальной собственности.
5.7. Управление муниципальным нежилым фондом.
5.7.1. К муниципальному нежилому фонду относятся все нежилые здания, сооружения, нежилые помещения, в т.ч. в жилых домах, встроенно-пристроенные помещения, находящиеся в муниципальной собственности. В ведении городской администрации может находиться нежилой фонд федеральной и областной собственности.
5.7.2. Муниципальный нежилой фонд может находиться на балансе исполнительных органов городского самоуправления или на балансе муниципальных, государственных предприятий, объединений (управлений, учреждений), приватизируемых государственных и муниципальных предприятий и других хозяйствующих объектов.
5.7.3. Объекты муниципального нежилого фонда закрепляются за муниципальными предприятиями, учреждениями, юридическими лицами других форм собственности, физическими лицами на праве:
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления;
- аренды;
- безвозмездного пользования.
5.7.4. Арендодателем при сдаче в аренду объектов нежилого фонда муниципальной собственности является исключительно Комитет по управлению имуществом города.
5.7.5. В целях эффективного использования муниципального имущества передача арендуемых нежилых помещений в субаренду может осуществляться по отдельному договору только с согласия Комитета по управлению имуществом города.
В договоре указывается, что сданное помещение закреплено за арендатором и передано в субаренду на срок, согласованный с основным арендатором.
После окончания срока договора помещения возвращаются основному арендатору.
5.7.6. Арендатор (пользователь) имеет право владеть и пользоваться муниципальным нежилым фондом, переданным ему в аренду (безвозмездное пользование), исключительно в соответствии с целевым назначением, определенным договором при его передаче.
5.7.7. Арендатор (пользователь) не вправе:
- продавать муниципальное имущество;
- вносить его в порядке оплаты уставного капитала юридических лиц;
- передавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом;
- сдавать в субаренду без согласия Комитета.
Перечень нормативных документов по управлению и распоряжению муниципальным имуществом
1. Положение о Комитете по управлению имуществом.
2. Положение о Реестре муниципальной собственности г.Златоуста.
3. Типовое (временное) Положение о муниципальном унитарном предприятии.
4. Типовое (временное) Положение о муниципальном учреждении.
5. Положение о порядке использования муниципального имущества, переданного в пользование юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
6. Положение о передаче муниципального имущества в аренду.
7. Положение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.
8. Положение о передаче муниципального имущества в доверительное управление.
9. Положение о муниципальной казне.
10. Положение об участии администрации в хозяйственных обществах.
11. Положение об управлении муниципальными инвестициями.
12. Положение о порядке назначения и освобождения руководителей МУП.
<< Назад |
||
Содержание Решение Златоустовского городского собрания депутатов от 25 декабря 1997 г. N 166 "Об утверждении концепции по управлению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.