Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
собрания Челябинской области
от 20 ноября 1997 г. N 200
Целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Челябинской области на 1997-2000 годы
Паспорт
целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Челябинской области на 1997-2000 годы
Наименование - целевая программа развития крестьянских
Программы (фермерских) хозяйств и кооперативов
Челябинской области на 1997-2000 годы
Основание для разработки - постановления Правительства РФ: от 18
Программы декабря 1996 года N 1499 "О Федеральной
целевой программе развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов на
1996-2000 годы", от 26 февраля 1997 года
N 224 "Об экономических условиях
функционирования агропромышленного
комплекса Российской Федерации в 1997 году".
Государственный заказчик - Главное управление сельского хозяйства и
Программы продовольствия администрации Челябинской
области.
Разработчик Программы - Главное управление сельского хозяйства и
продовольствия администрации Челябинской
области, Комитет экономики администрации
Челябинской области, Главное финансовое
управление администрации Челябинской области,
Комитет по земельным ресурсам и землеустройс
тву Челябинской области, Уральский региональ
ный учебно-технологический центр по подготовке
и сервисному обслуживанию фермеров при ЧГАУ.
Цели Программы - Обеспечение устойчивого развития и повышение
эффективности фермерского сектора как состав
ной части многоукладной аграрной экономики
Челябинской области, социальная защита
крестьянства в условиях рыночных отношений.
Основные программные - создание организационных, экономических,
мероприятия правовых и социальный условий эффективного
функционирования крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов, формирование
рыночной инфраструктуры на основе кооперации,
совершенствование механизма государственной
поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств
и кооперативов.
Исполнители Программы - Главное управление сельского хозяйства и
продовольствия администрации Челябинской
области,
Комитет экономики администрации Челябинской
области,
Главное финансовое управление администрации
Челябинской области,
Комитет по земельным ресурсам и землеустройст
ву Челябинской области,
Уральский региональный учебно-технологический
центр по подготовке и сервисному обслуживанию
фермеров при ЧГАУ.
Сроки и этапы реализации - 1997-2000 годы;
Программы I этап - 1997-1998 годы;
II этап - 1999-2000 годы.
Важнейшие целевые - к 2000 году за счет роста числа крестьянских
показатели (фермерских) хозяйств, увеличения размеров
крестьянского землевладения, внедрения
прогрессивных технологий и повышения на этой
основе продуктивности земледелия и животно-
водства валовая продукция сельского хозяйства
в этом секторе возрастает к уровню 1995г в 2
раза и его доля в общем объеме производства
достигнет 3.1%. Производство основных видов
сельскохозяйственной продукции составит:
зерна до 280 тыс. тонн, картофеля до 8 тыс.
тонн, молока до 17 тыс. тонн, скота и птицы
до 4.5.тыс. тонн.
Ожидаемые результаты - повышение экономической эффективности
Программы крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение социального
положения крестьян.
Система контроля за - контроль за исполнением Программы
исполнением Программы осуществляют Государственный заказчик -
Главное управление сельского хозяйства
и продовольствия администрации Челябинской
области,
Главное финансовое управление администрации
Челябинской области.
I. Введение
Целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Челябинской области на 1997-2000 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации: от 18 декабря 1996 года N 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы", от 26 февраля 1997 года N 224 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году".
Программа является дополнением к областной Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Челябинской области на 1996-2000 годы и основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральных Законов: "О сельскохозяйственной кооперации", "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента РФ от 7 марта 1996г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
По состоянию на 1 января 1997 года в 6294 крестьянских хозяйствах области трудится более 25 тыс. фермеров, в распоряжении которых находится 364,3 тыс. га сельхозугодий, в т.ч. 302,4 тыс. га пашни. В общем землепользовании на долю фермеров приходится 8% земельных площадей и более 10% пашни.
В 1996 году в крестьянских хозяйствах валовой сбор основных сельхозкультур составил: зернобобовых - 116,5 тыс. тонн или 9,3% в общем производстве сельхозпроизводителей области, картофеля - 5,9 тыс. тонн (1,1%), овощей - 0,7 тыс. тонн (0,3%) производство молока составило - 14,4 тыс. тонн, мяса (реализация) - 2,6 тыс. тонн и яиц - 4,6 млн. шт.
Наиболее эффективно работают крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформ и получившие стартовую финансовую поддержку.
Свыше 100 фермерских хозяйств работают по схеме: производство - переработка - реализация. В распоряжении фермеров имеется 6 мельниц, 5 цехов по производству круп и макарон, 11 мини-пекарен, 5 коптильных и 7 колбасных цехов. Этими цехами вырабатывается в сутки до 40 тонн муки, 3,5 тонн хлебобулочных изделий, 4,5 - 5,0 тонн копченостей и колбасных изделий.
Однако за 1994-1996 годы в результате резкого снижения государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, количество крестьянских хозяйств сократилось с 7022 до 6294. Прекратили свою деятельность 2397 хозяйств.
Из-за недостатка финансовых средств многие вновь образованные крестьянские хозяйства не смогли начать производственную деятельность.
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора.
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы.
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора агропромышленного производства Челябинской области; увеличение его доли в формировании продовольственного рынка области; социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;
- формирование действенного механизма финансово-кредитной поддержки крестьянских хозяйств и кооперативов;
- обеспечение развития земельной реформы, совершенствование земельных отношений, расширение крестьянских землевладений;
- формирования эффективной производственной, сбытовой и социальной инфраструктуры фермерского сектора на основе кооперации и интеграции;
- совершенствование и развитие фермерского самоуправления.
Решение указанных задач предусматривается в два этапа.
На первом этапе (1997-1998гг.), на основе Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (далее - Федеральная программа), осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов, проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных сельскохозяйственных работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию.
На втором этапе (1999-2000гг.) на основе завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки:
- возрастет число крестьянских хозяйств и площади их земельных наделов;
- укрепится материально-техническая база;
- ускорятся процессы специализации этих хозяйств;
- расширится сфера применения эффективных технологий;
- увеличится производство сельскохозяйственной продукции в фермерском секторе, возрастет их доля в формировании продовольственного рынка области.
III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов.
В соответствии с Федеральной программой на 1996-2000 годы будут разработаны и внесены в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах", уточнятся положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и кооперативов, будет введен Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов, упорядочатся имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах.
Предусматривается совершенствование налогового законодательства, законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов крестьянских хозяйств и кооперативов.
На рассмотрение Законодательного Собрания Челябинской области будут внесены проекты законов: "О крестьянском (фермерском) хозяйстве и их объединениях", "О едином сельскохозяйственном налоге", где предусматривается сокращение размеров налогов в начальный период деятельности крестьянских хозяйств, изменение порядке внесения платежей по налогам с учетом сезонности доходов крестьянских хозяйств и кооперативов.
IV. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского землевладения и землепользования.
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрепление крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков.
Завершится переоформление в собственность фермерами земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых земель. В целях формирования крестьянских хозяйств рациональных размеров им будут предоставляться кредиты на приобретение земли, устанавливается первоочередное право соседей-землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков. Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и кооперативами.
Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств и кооперативов области составит 418 тыс. га, в т.ч. 347 тыс. га пашни или 12.3% общей площади.
При этом средний размер сельскохозяйственных угодий в расчете на одно хозяйство возрастет до 59 га, в том числе пашни до 49 га.
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств.
В соответствии с Федеральной программой будет определен порядок и адресное использование инвестиционных ресурсов федерального бюджета на финансирование развития межфермерской кооперации по агросервису, переработке и реализации сельхозпродуктов.
На основе кооперации увеличится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче-смазочными материалами, семенами, по другим направлениям хозяйственной деятельности.
VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов.
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышения эффективности и доходности производства.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В соответствии с Федеральной программой средства из федерального бюджета направляются на:
- обеспечение материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга;
- развитие кооперации;
- проведение землеустроительных работ;
- разработку документации по улучшению и охране земель;
- издание специальной литературы, информационно-консультативное обслуживание;
- строительство жилья для фермеров.
Средства областного бюджета и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) направляются (приложение 1) на:
- инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры;
- строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья;
- приобретение техники;
- развитие кооперации;
- пособия семьям-переселенцам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств;
- помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам;
- проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель;
- дотации на отдельные виды продукции и другие цели.
На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из федерального бюджета и бюджета области будет выделяться не менее 15% средств, предусмотренных на эти цели.
Кредитование крестьянских хозяйств по затратам сезонного характера из федерального бюджета и бюджета области будет производиться с учетом их доли в площади используемых земель. Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса.
При распределении средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам будет осуществляться переход от уравнительного распределения средств к адресному на конкурсной основе.
Средства государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативов ежегодно предусматриваются в бюджете области при его формировании по представлению Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Челябинской области на 1996-2000 годы.
VII. Информационно-консультативное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов. Обучение и повышение квалификации фермеров.
Для обеспечения потребностей крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в информации и консультационных услугах создать на базе Уральского регионального центра по подготовке и сервисному обслуживанию фермеров (УТЦ) информационно-консультативную службу по оказанию практической помощи крестьянским хозяйствам в освоении эффективных технологий, организационных форм производственной и сбытовой кооперации, юридической и социальной защиты.
Разработать программу и порядок подготовки фермеров в УТЦ, проведение консультаций и семинаров, ежегодных смотров-конкурсов деятельности крестьянских хозяйств и кооперативов, научно-практических конференций по актуальным вопросам развития фермерского и кооперативного движения, участие крестьянских хозяйств в ежегодных выставках-ярмарках.
Продолжить обучение студентов дневного отделения ЧГАУ на фермерских курсах, с организацией их практики в лучших фермерских хозяйствах России и за рубежом, выполнение законов Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области по экономическим, правовым, технологическим и другим вопросам деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, разработку оптимальных моделей крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства по природно-климатическим зонам области.
Создать авторский коллектив для подготовки и издания учебно-методических пособий, рекомендаций, справочно-информационной литературы для крестьянских хозяйств и кооперативов.
VIII. Развитие фермерского самоуправления.
Дальнейшее развитие органов фермерского самоуправления и повышения их роли обеспечивается путем расширения представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов крестьянских хозяйств, кооперативов и органов законодательной, исполнительной власти Челябинской области и местного самоуправления, органов государственного управления агропромышленным комплексом области и в других организациях.
Органы государственной власти и местного самоуправления привлекают фермерские организации к разработке и реализации областных и районных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствования нормативно-правовой базы, производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем технологического, агросервисного и информационно-консультативного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, взаимодействуют с ними на основе соглашений и договоров о совместной деятельности.
IX. Социально-экономические результаты реализации Программы.
Реализация Программы обеспечит дальнейшее развитие крестьянских хозяйств и кооперативов области, рост эффективности их деятельности. Укрепится организиционно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально-техническая база, возрастет производительность труда, повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров, получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса области в производстве, переработке и сбыте продукции.
Рост производства продукции будет достигнут за счет увеличения числа хозяйств, обрабатываемой земли, повышения культуры производства, внедрения прогрессивных технологий (приложение 2).
Объем производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских хозяйствам в 2000 году по сравнению с 1995 годом увеличится в 2 раза, в том числе в земледелии в 2.7 раза. Доля фермеров в производстве зерна возрастет до 12.8% (приложение 3).
Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства области. Его доля в общем объеме валовой продукции сельских товаропроизводителей области возрастет до 3.1%.
X. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией.
Управление Программой осуществляется государственным заказчиком - Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области и управления сельского хозяйства и продовольствия муниципальных образований области.
Государственный заказчик ежегодно формирует заявки на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы и направляет их в Комитет экономики администрации Челябинской области и Главное финансовое управление администрации Челябинской области.
Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области совместно с Главным финансовым управлением администрации Челябинской области контролируют сроки и разрабатывают механизм возврата в областной бюджет средств, выделенных крестьянским (фермерским) хозяйствам и кооперативам.
Государственный заказчик - Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области ежегодно представляет Правительству Челябинской области информацию о ходе реализации Программы за отчетный год.
<< Назад |
Приложение 1. >> Приложение 1. |
|
Содержание Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 20 ноября 1997 г. N 200 "О целевой программе развития крестьянских... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.