Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 24 ноября 1998 г. N 30/3
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Челябинска на 1998-2005гг.
24 июня 2003 г.
Паспорт Программы
1. Наименование Программы - Программа реформирования жилищно-
коммунального хозяйства города Челябинска
на 1998-2005гг.
2. Основания для разработки - Указ Президента Российской Федерации от
28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-
коммунального хозяйства в Российской
Федерации
3. Утверждение Программы - Решение Челябинской городской Думы
4. Цель Программы - социально-ориентированная и безубыточная
работа жилищно-коммунального хозяйства
города
5. Задачи Программы - создание условий проживания, отвечающих
стандартам качества;
- снижение расходов на эксплуатацию и
ремонт жилищного фонда и объектов
инженерной инфраструктуры;
- усиление социальной политики и
обеспечение государственного контроля в
ЖКХ
6. Сроки реализации Программы - 1998-2005гг.
7. Орган программно-целевого - Администрация города Челябинска
управления
8. Руководитель Программы - Глава города Челябинска
9. Исполнители основных - Управление финансов, Правовое управление,
мероприятий программы Управление экономики, Управление жилищно-
коммунального хозяйства, Администрации
районов в городе
10. Затраты на реализацию - определяются ежегодно
Программы
11. Экономическая - экономическая эффективность
эффективность рассчитывается поэтапно по мере
реализации Программы
12. Организация контроля за - осуществляется Первым заместителем Главы
исполнением Программы города, Секретарем городской Думы
1.Цель и задачи реформы ЖКХ
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) города Челябинска (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" с учетом особенностей структуры управления ЖКХ города, его жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, а также проведенных в 1991-1997 годах преобразований.
Разработка Программы вызвана необходимостью эффективного и бесперебойного функционирования сложной системы, которую представляет жилищно-коммунальное хозяйство города, включающее в себя жилищный фонд, нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения) и другие объекты непосредственно осуществляющие жилищно-коммунальное обслуживание потребителей.
Цель реформы - социально-ориентировочная и безубыточная работа жилищно-коммунального хозяйства города.
Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями городского бюджета с целью решения следующих задач:
1. Создание условий проживания, отвечающих стандартам качества;
2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры;
3. Усиление социальной направленности и обеспечение государственного контроля в сфере ЖКХ.
Разработка комплекса мероприятий по реализации Программы реформирования ЖКХ города требует полного анализа существующего состояния отрасли и нормативно-правовой базы для решения поставленных задач.
2. Анализ состояния ЖКХ города
Предыдущие этапы реформирования ЖКХ сопровождались удорожанием оплаты жилья и особенно коммунальных услуг (газ, тепло-, электроэнергия), а также снижением качества предоставляемых услуг потребителю, что не могло не сказаться на негативном отношении к ее проведению со стороны населения.
Пройденный этап характерен более высокими темпами роста квартплаты по сравнению с доходами населения.
В свою очередь рост оплаты за жилье и коммунальные услуги, низкие доходы населения, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий увеличили число граждан, неспособных своевременно производить их оплату, и, соответственно, вызвали рост задолженности (30-35% семей).
Как следствие - это невыполненные объемы работ жилищно-коммунальными предприятиями, ухудшение качества предоставляемых услуг, недостаточная подготовка жилья к зиме. Назрела необходимость организации работы по сбору квартплаты с населения, создания эффективной системы мер воздействия к неплательщикам, но в то же время и дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций и претензий со стороны организаций, предоставляющих услуги.
В целом произошел рост квартплаты. Так, например, квартплата, стандартной 2-х комнатной квартиры (50 кв.м., 3 человека) в 1994 году составляла 16,14 руб., в том числе коммунальные услуги - 5,49 руб (34%), а в 1998 году составила 157,41 руб., где коммунальные услуги - 109,01 руб. (67,8%), то есть рост оплаты более чем в 9,6 раза.
В проведении жилищной реформы взаимоотношения органов городского самоуправления и населения сводились к установлению первыми нормативов потребления, тарифных ставок на жилищно-коммунальные услуги, а предельный уровень платежей граждан на содержание жилья и коммунальные услуги определялся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Челябинской областью.
Так, если предельный уровень платежей граждан в затратах на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги с начала 1994 года составлял 20%, а бюджета - 80%, то с 1996 года определено соответственно для населения - 50% и дотации из бюджета - 50%. Увеличение уровня платежей граждан происходило в основном за счет повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Назрела очевидная необходимость установления тарифов, исходя из учета динамики жизненного уровня и реальных доходов населения, а также достаточности финансовых средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование отрасли.
Предыдущие годы характеризуются более быстрым ростом тарифов на коммунальные услуги, чем тарифов на содержание и ремонт жилья, и за период проведения жилищной реформы в городе Челябинске доля оплаты жилья в структуре платежей в квартплате снизилась с 66% до 31%.
Например, стоимость тепловой энергии за 1 Гкал. увеличилась в 50,4 раза (50,40 руб./1,00 руб), электрической за 1 квт/час - в 3,7 раза (0-11 руб/0-03 руб.), газа за 1 куб.м. - в 87 раз (174,00 руб/2,00 руб).
Необоснованное и регулярное повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги привело к деформации структуры платежей, а также вызывает недовольство весьма значительной части населения на фоне того, что качество услуг остается на прежнем уровне.
В целом же уровень оплаты жилья и коммунальных услуг в городе Челябинске несколько выше (50% против 40%), чем в целом по России.
Прошедший период характеризовался изменением структуры, объемов жилищного фонда по городу Челябинску и ростом объема муниципального жилья в результате передачи его приватизированными предприятиями, а также нового строительства.
Так, в 1994 году в муниципальную собственность принято от различных ведомств жилья более 2,2 млн.кв.м., в 1995 году более 2,1 млн.кв.м., в 1996 году - более 1,3 млн. кв.м. и за 9 месяцев 1998 года - 550 тыс. кв.м. Активно происходит процесс массового сброса жилья приватизированными предприятиями, техническое состояние которого не удовлетворяет требованиям и отличается высокой степенью износа. Как правило, это жилье требует повышенных затрат и дополнительных финансовых средств на его восстановление и содержание, так как предприятия-балансодержатели из-за отсутствия средств не занимаются его эксплуатацией и содержанием.
Также характерным для такой приемки явилось то, что "квадратные метры" приходят раньше, чем средства из вышестоящего бюджета на его содержание. Сложившаяся задолженность из вышестоящих бюджетов по принятому жилью превышает 503 млн. руб. С ростом муниципальной доли в жилищном фонде растут и дотации из бюджета на его содержание.
Сегодня жилищный фонд города Челябинска составляет более 20,1 млн. кв.м., из них на долю муниципального приходится 14,5 млн,кв.м., (72%) и в последующие годы этот процесс продолжится.
Средний размер площади, приходящейся на одного человека, по данным на 1997 год составляет 18,1 кв.м.
Не завершено разделение функций заказчика и подрядчика при ремонте жилищного фонда, большая часть жилищных организаций выступает здесь в одном лице, одновременно являясь заказчиком и подрядчиком. Характерным для такого положения является отсутствие договора между поставщиком услуг и потребителем - населением. В свою очередь на рынке жилищно-коммунальных услуг преобладают те организации, которые были сформированы до перехода на новую систему оплаты жилья.
Многие муниципальные жилищно-эксплуатационные предприятия являются многоотраслевыми. На их балансе находится более 167 км. тепловых сетей, 314 км. водопроводных, 253 км. канализационных сетей, а также электрические сети.
Из-за недофинансирования работ по содержанию и ремонту этих сетей качество оказываемых жилищными предприятиями услуг населению оставляет желать лучшего, так как часть средств, поступающих от населения в виде платы за содержание и ремонт жилищного фонда, идет на содержание и ремонт наружных сетей.
Практически отсутствует конкурсный отбор организаций - подрядчиков для выполнения работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, что служит тормозом в становлении рыночных отношений в жилищной сфере, и, как следствие, ведет к несоответствию показателей качества и объемов услуг, сроков выполняемых работ.
Можно сказать, что в предыдущий этап реформирования преобладал затратный механизм ценообразования предприятий - подрядчиков, являющихся сегодня монополистами. Налицо их стремление побольше получить средств из бюджета и от населения. А отсутствие конкуренции среди них порождает рост тарифов и расходов бюджета, удорожание предоставляемых услуг для населения, интересы производителей играют главенствующую роль.
В таблице 1 представлены данные анализа состояния ЖКХ города Челябинска.
Таблица 1
Данные для анализа состояния ЖКХ города Челябинска в ценах 1998 года
-------------------------------------------------------------------------
N | Показатель | Ед. | Годы
п/п| | изм. |
---+------------------+-------+------------------------------------------
| | | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998
| | | | | | | 9 мес
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
1. |Объем финансирова-| млн. | 50,1 | 261,9 | 451,6 | 792,5 | 158,8
|ния ЖКХ из бюдже- | руб. | | | | |
|та города (факт) | | | | | |
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
2. |Бюджет города | -<< | 496,6 |1238,1 |1862,9 |2513,2 |1359,8
| (факт) | | | | | |
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
3. |Доля финансирова- | % | 10 | 21 | 24 | 32 | 12
|ния ЖКХ | | | | | |
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
4. |Фактические затра-| руб. | 0,741| 1,15| 1,42| 1,66 | 1,89
|ты на содержание | | | | | |
|1м2 жилья | | | | | |
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
5. |Возмещение затрат | % | 30 | 32,5 | 50 | 50 | 50
|за счет населения | | | | | |
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
6. |Кол-во человек, | тыс. | 126,9 | 164,3 | 192,1 |221,6 | 232,3
|претендующих на | Чел. | | | | |
|субсидии и льготы | % | 16,6 | 26,6 | 29,1 | 32,3 | 35,8
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
7. |Общая площадь | млн. | 7,0 | 11,7 | 12,7 | 14,1 | 14,5
|муниципального | м2 | | | | |
|жилого фонда | | | | | |
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
8. |Доля муниципально-| % | 36 | 59 | 63 | 70 | 72
|го жилого фонда в | | | | | |
|общем объеме | | | | | |
|жилого фонда | | | | | |
---+------------------+-------+--------+-------+-------+--------+--------
9. |Износ инженерной | % | 52,1 | 54,6 | 55,4 | 57,1 | 57,5
|инфраструктуры | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Из таблицы 1 видно, что при увеличивающихся объеме финансирования ЖКХ из городского бюджета, стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. и доли возмещения затрат за счет населения, ежегодно растет износ жилищного фонда и инженерной инфраструктуры и количество людей, претендующих на субсидии и льготы.
Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства показал, что необходимо кардинальное реформирования ЖКХ города.
3. Пути реализации реформы
Анализ состояния ЖКХ города показал, что на протяжении последних лет в Челябинске реализуются лишь некоторые из направлений реформирования ЖКХ: преобразование форм собственности, переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, ограниченное введение системы жилищных субсидий, созданы несколько ТСЖ.
В то же время другие важнейшие направления реализации реформы, связанные с изменением основных звеньев сложившегося в прошлые десятилетия хозяйственного механизма, который имеет ярко выраженный затратный характер и не ориентирован на удовлетворение потребительских требований, практически не внедряются.
Такой подход приводит к:
1. постоянному увеличению затрат на обслуживание и содержание жилья;
2. низкому качеству предоставляемых услуг;
3. снижению стандартов содержания жилья, уменьшающему его долговечность;
4. недовольству населения увеличением оплаты и снижением качества услуг.
Ключевыми звеньями старого механизма функционирования ЖКХ города Челябинска являются:
а) неэффективная система управления ЖКХ, основным типом взаимоотношений в рамках которой являются административное воздействие, директивы;
б) сохраняющееся монопольное положение предприятий отрасли;
в) одновременное выполнение жилищно-эксплуатационными предприятиями функций заказчика и подрядчика;
г) система прямого дотирования фактически складывающихся затрат предприятий (возникших как объективно, так и из-за прямой бесхозяйственности);
д) нормативный метод ценообразования на услуги ЖКХ;
е) отсутствие стимулов к экономии различного вида ресурсов;
ж) бесправное и зависимое положение потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации поставленных задач необходимо осуществить:
1. реформирование органов управления ЖКХ города;
2. принять меры по созданию множества субъектов хозяйствования различных форм собственности в сфере заказа (управления) и предоставления жилищно-коммунальных услуг;
3. переход к договорным отношениям между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;
4. управление и обслуживание жилищного фонда на конкурсной основе.
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 пункт "Для реализации поставленных задач необходимо осуществить:" раздела 3 "Пути реализации реформы" настоящей Программы дополнен подпунктами 5, 6 и 7 следующего содержания:
5. Обеспечение социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг предоставлением субсидий;
6. Финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности; перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию граждан, имеющих право на их получение;
7. Поэтапное преобразование муниципальных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в предприятия частной формы собственности, в том числе путем приватизации, что позволит обеспечить равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.
3.1. Совершенствование системы управления отрасли, ее демонополизация и создание конкурентной среды
Совершенствование системы управления и обслуживания жилищного фонда в контексте проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства является основой для проведения демонополизации в отрасли, создания конкурентной среды в сфере обслуживания жилья и, в конечном итоге, основой для проведения всех направлений работы по сокращению издержек в содержании жилищного фонда.
Жилищное хозяйство - потенциально конкурентная подотрасль жилищно-коммунального хозяйства, где развитие конкуренции сдерживается существующей системой управления подотраслью.
Изменение системы управления приведет к формированию двух уровней конкурентных отношений:
на первом этапе реформы - конкуренция подрядных организаций в целях получения заказа на обслуживание жилья;
на втором этапе реформы - конкуренция в сфере управления недвижимостью в целях получения заказа от собственника (Администрации города) на управление жилищным фондом.
Происходит функциональное разделение заказчиков на жилищно-коммунальные услуги и подрядчиков (поставщиков), обеспечивающих их предоставление.
Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города следует начать с реструктуризации самого Управления ЖКХ города Челябинска.
3.1.1. Совершенствование системы управления, разделение функций заказчика и подрядчика
Для формирования системы управления и обслуживания жилищного фонда в соответствии с вышеизложенными принципами необходимо, с одной стороны, исходить из реальных прав и обязанностей собственников недвижимости, которые допускают различные варианты построения таких схем, а с другой - из экономической целесообразности, которая позволяет выбрать из них один, наиболее рациональный.
Следует отметить, что обладание недвижимостью (жилищным фондом) возлагает на собственника - город - бремя несения определенных обязанностей (функций), выполнение которых требуется для ее содержания. Эти функции подразделяются на функции, непосредственно вытекающие из прав собственности, а также функции управления и обслуживания. Допустимые варианты рассматриваемых систем управления и обслуживания жилищного фонда обусловлены, прежде всего, тем, что собственник может распределить эти обязанности между собой и другими организациями, которые он нанимает и создает для выполнения данных функций.
Поскольку муниципальное образование является в настоящее время самым крупным собственником жилищного фонда, то, в первую очередь, именно с его позиций рассмотрим все функции, выполнение которых необходимо для содержания муниципальной собственности в надлежащем состоянии.
В наиболее рациональном варианте системы управления муниципальным жилищным фондом выделяются три типа самостоятельных организаций: собственник (Администрация города), организации, специализирующиеся на выполнении функций управления (службы заказчика), и организации, специализирующиеся на выполнении функций обслуживания (ремонтно-эксплуатационные организации).
Основными функциями реализации прав собственности являются:
1. заключение договоров социального и коммерческого найма, аренды жилых и нежилых помещений в жилищном фонде;
2. соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
3. обеспечение соответствующего уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости.
В соответствии с этими функциями органы городского самоуправления:
а) формируют финансовые средства, необходимые для оплаты предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, определяют уровень оплаты жилья и коммунальных услуг нанимателями и арендаторами, в том числе через разработку и утверждение ставок и тарифов на оплату услуг ЖКХ и нормативов потребления коммунальных услуг населением, а также путем выделения средств из местных бюджетов для содержания муниципального жилищного фонда;
б) участвуют в приемке нового и передаваемого ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность;
в) создают муниципальные жилищно-коммунальные предприятия;
г) рассматривают жалобы и заявления относительно соблюдения договоров социального и коммерческого найма, в том числе и качества обслуживания.
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 подпункт 3 пункта "Основными функциями реализации прав собственности являются: Главы 3.1.1. "Совершенствование системы управления, разделение функций заказчика и подрядчика" настоящей Программы дополнен абзацем "д" следующего содержания:
д) осуществлять в целях эффективного использования финансовых средств перераспределение жилищного фонда между жилищно-эксплуатационными предприятиями города.
Основными функциями управления являются:
1. ведение технической документации на находящиеся в управлении строения и объекты инфраструктуры;
2. проведение технических осмотров зданий и других объектов;
3. составление перечня требуемых работ по ремонту и обслуживанию строений и других объектов;
4. составление плана выполнения работ по текущему и капитальному ремонтам с учетом состояния объектов и возможного объема финансовых средств для их осуществления;
5. проведение конкурсов на обслуживание жилищного фонда, а также на выполнение капитального ремонта, заключение договоров с предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг;
6. выполнение диспетчерских функций по приему заявок от населения;
7. осуществление систематического контроля и оценки соответствия реально предоставляемого качества обслуживания тому, который предусмотрен в договоре;
8. формирование штрафных санкций к организациям и предприятиям, предоставляющим услуги, в случае нарушения ими договорных обязательств;
9. оплата услуг, предоставляемых жилищными и коммунальными предприятиями, в соответствии с заключенными договорами с учетом предъявляемых штрафных санкций;
10. обеспечение учета и соблюдения договоров найма и аренды;
11. хранение документов, подтверждающих право пользования помещениями;
12. осуществление сбора установленных платежей с нанимателей и арендаторов, а также собственников квартир;
13. взыскание в установленном порядке задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;
14. ведение различных финансовых операций;
15. ведение бухгалтерского учета;
16. разработка предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных участков с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для улучшения состояния жилищного фонда и других объектов инфраструктуры;
17. представление интересов собственника по его поручению в государственных и других учреждениях, а также товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Основными функциями обслуживания являются следующие:
1) мониторинг состояния жилищного фонда;
2) профилактическое техническое обслуживание и ремонтные работы, за счет которых достигается уменьшение частоты, степени серьезности аварий и продлевается срок годности как основных элементов, так и всего здания в целом;
3) уборка мест общего пользования;
4) уборка придомовых территорий;
5) вывоз мусора;
6) осуществление подготовки жилищного фонда и других объектов инфраструктуры к эксплуатации в зимнее время;
7) устранение аварийных ситуаций;
8) удовлетворение заявок жильцов на устранение различных неисправностей.
Очевидно, что чем больше и разнообразней недвижимость, которой обладает собственник, тем труднее его основная задача: учитывая исходное состояние недвижимости и имея ограниченное количество средств распределить их таким образом, чтобы обеспечить максимально возможное сохранение, а в идеале - и улучшение состояния жилищного фонда (по крайней мере, не ниже установленных стандартов). Именно в этом случае рациональное разделение функций между собственником и организациями, привлеченными им для управления и обслуживания принадлежащей ему недвижимости, может дать значимый эффект с точки зрения качества и стоимости услуг.
Схема взаимодействия данных организаций осуществляется следующим образом: собственник (соответствующее подразделение Администрации) заключает со специально созданной на первом этапе или выбранной на конкурсной основе организацией - службой заказчика - договор на управление с передачей прав хозяйственного ведения или оперативного управления, оставляя за собой право контролировать ее деятельность.
В свою очередь, служба заключает договоры на обслуживание с выбранными на конкурсной основе ремонтно-эксплуатационными организациями, коммунальными предприятиями, а также с нанимателями и собственниками квартир в жилом фонде.
Жилищные, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья (в том числе и при отсутствии договора на управление со службой заказчика) обладают правом выбора и могут заключить договор на обслуживание с выбранной ими самими фирмой (любой организационно-правовой формы), предоставляющей услуги по эксплуатации жилищного фонда.
Необходимо отметить, что, если объединения собственников заключили договор на управление со службой заказчика, то именно она и выбирает фирму, которая будет обслуживать соответствующие дома, хотя, в принципе, они могут осуществить этот выбор самостоятельно.
В службе заказчика аккумулируются все финансовые средства, которые складываются из средств, поступающих от населения, и бюджетных дотаций. Служба заказчика расплачивается с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги в соответствии с реально предоставленными качественными параметрами, которые отражают потребительские свойства услуг.
При таком подходе система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством рассматривается как трехуровневая система:
1. собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
2. организации, обеспечивающие функции управления (службы заказчика);
3. подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
При формировании или выборе службы заказчика собственник (Администрация города) должен руководствоваться двумя соображениями:
- служба заказчика должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;
- такая ориентация может быть достигнута выбором соответствующих организационных и финансовых механизмов.
Основными задачами службы заказчика являются:
- выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
- заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества, стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений.
Сегодня при только формирующихся экономических взаимоотношениях в сфере обслуживания жилья лучшей организационной формой службы заказчика является муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания. Для обеспечения эффективности своей деятельности это предприятие должно быть заинтересовано:
- в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда;
- в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов);
- в заключении договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственников жилья;
- в минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- в выборе, где это возможно, на конкурсной основе самого эффективного подрядчика для предоставления услуг;
- в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.
Для решения каждой из указанных задач необходим соответствующий механизм экономического стимулирования данной деятельности.
В качестве альтернативы службе заказчика как муниципального унитарного предприятия часто рассматривается служба заказчика как муниципальное учреждение.
Это более простая и привычная форма управления, однако учреждение экономически не заинтересовано в решении перечисленных задач. Кроме того, зачастую, служба заказчика в этом случае финансируется за счет бюджета. Недостатками такой схемы являются:
- финансирование из бюджета не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда;
- по существу возрастают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, потому что кроме финансирования из бюджета и населением самого жилищно-коммунального хозяйства, возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика;
- бюджетное финансирование - это постоянная борьба за снижение численности чиновников, и служба заказчика, в этом случае, создается в предельно усеченном варианте, который не позволяет эффективно наладить контроль за работой подрядчиков, а, следовательно, не реализует главную идею создания службы
- оплату работ в зависимости от их качества и количества.
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 пункт "Основными задачами службы заказчика являются:" Главы 3.1.1. "Совершенствование системы управления, разделение функций заказчика и подрядчика" настоящей Программы дополнен абзацами 17 и 18 следующего содержания:
Функции управляющей компании могут выполняться субъектами любой организационно-правовой формы и быть предметом их экономической заинтересованности.
Учитывая положительный опыт других регионов России, следует в целях обеспечения равного доступа предприятий всех форм собственности на рынок жилищно-коммунальных услуг на принципах конкурентности активнее проводить реорганизацию жилищно-эксплуатационных предприятий выделением из их состава эксплуатационных участков в самостоятельные структуры в форме юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, которые будут обслуживать жилищный фонд на договорной основе, что повысит ответственность за проводимые работы.
Деятельность службы заказчика (управляющей компании) направлена на предоставление жилищно-коммунальных услуг и должна входить в их стоимость. Мировая и российская практика показывает, что деятельность, выполняемая службой заказчика, стоит от 4% до 8% стоимости жилищных услуг.
В связи с этим важен вопрос об оптимальных размерах деятельности управляющей компании. В принципе, собственник должен быть заинтересован в выборе заказчика. Но с другой стороны, если размер жилищного фонда будет достаточно мал, возрастут издержки, связанные с организацией работы службы заказчика, а, следовательно, повысится их стоимость. Практика показывает, что оптимальный размер жилищного фонда, находящийся в управлении службы заказчика, 30000-40000 жилых единиц (квартир). Из этого можно сделать вывод, что в городах с населением свыше 150000 человек целесообразно формировать несколько служб заказчиков, закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности.
Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения правил игры. В первую очередь, это договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указывается объем жилищного фонда, передаваемый в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Ссылаясь на "недостаток финансовых средств", многие администрации создают службы заказчика или как муниципальные учреждения, или как структурные подразделения администрации, чтобы, якобы, из-за недостатка экономических рычагов сохранить хорошо знакомые административные. При этом не учитывается, что:
- существующее финансирование жилищного хозяйства не настолько мало, сколько неэффективно расходуется, главная проблема состоит в стабильности финансирования;
- даже в условиях нестабильного финансирования можно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика;
- для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти.
Реализация таких мер может дать существенный толчок по развитию реальных рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышению качества и снижению стоимости услуг.
Принципиальная схема управления ЖКХ города Челябинска приведена на рис.1
/---------------------------\
| Администрация города |
\---------------------------/
|
Финансовые|средства
v
/---------------------------\
| Управляющие компании |
| (Служба заказчика) |
\---------------------------/
^ ^ ^ ^
| | | |
Договоры | | Оплата по | |
| | договорам | |
| | | |
| v v |
| /--------------------\ | Платежи от
| |Жилищно-коммунальные| | населения за
| | предприятия | | услуги
| \--------------------/ |
| | |
| | |
| Услуги | |
| | |
| | |
v v |
/---------------------------\
| Население |
\---------------------------/
Рис.1. Принципиальная схема управления ЖКХ города Челябинска
3.1.2. Деномонополизация рынка услуг ЖКХ, организация конкурсов
Одной из самых злободневных, продолжающей оставаться нерешенной, является проблема сохраняющегося монопольного положения организаций, предоставляющих услуги как по управлению, так и по обслуживанию жилищного фонда, в то время как рынок этих видов услуг является потенциально конкурентным.
Сохранение существующего монополизма влечет за собой поддержание высокого уровня затрат, а соответственно, и тарифов на данные услуги. Это обусловлено тем, что монополистам нет необходимости искать пути снижения себестоимости, которые бы делали предоставляемые ими услуги конкурентоспособными. В результате сегодня и бюджет, и население (а в будущем в основном - население) несут бремя неоправданно больших расходов на покупку этих услуг.
Таким образом, одна из основных задач настоящего периода состоит в том, чтобы от существующего монополизма перейти к развитому рынку предоставления услуг как в сфере обслуживания, так и в сфере управления жилищным фондом, то есть перейти от одного к наличию множества продавцов, действующих независимо друг от друга, что в свою очередь, обеспечит возможность широкого выбора для покупателей. Темпы создания конкурентной среды в городе, в основном, определяются политикой муниципалитета, выражающего интересы самого крупного собственника, и соответственно, и потребителя рассматриваемых видов услуг.
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 глава 3.1.2 "Демонополизация рынка услуг ЖКХ, организация конкурсов" настоящей Программы дополнена абзацем четвертым и пятым следующего содержания:
В ближайшие годы необходимо активизировать переход на профессиональное управление жилищным фондом на конкурсной основе. В связи с этим планируется разработать систему договорных отношений между собственниками жилищного фонда, управляющей организацией, эксплуатирующими подрядными и ресурсоснабжающими предприятиями.
Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит улучшение состояния жилищного фонда, качества обслуживания и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Одним из наиболее действенных инструментов, который может быть использован для реализации такой политики, является проведение конкурсов.
Организация отбора - это процедура, которая позволяет, собрав всех участников, заинтересованных в купле-продаже услуг: покупателя услуг, представленного специально назначенной комиссией, и продавцов услуг, представленных организациями различных организационно-правовых форм, - осуществить торг, в процессе которого покупатель выбирает из продавцов того или тех, кто может предложить определенный набор качественных услуг по наиболее низкой цене.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов, при этом муниципальные предприятия по обслуживанию жилья, как самостоятельные хозяйственные субъекты, не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территорией.
Главные условия успешного проведения конкурсов:
- квалифицированный подбор группы домов, выставляемых на конкурс работ;
- объективное определение стартовой цены выставляемых на конкурс работ;
- проведение активной информационной кампании;
- полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора подрядчиков, для чего необходимо на местах создать постоянно действующую комиссию по конкурсному отбору подрядчиков.
Благоприятная ситуация для организации конкурсного отбора по обслуживанию жилищного фонда складывается во время приемки ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. В этом случае проведение конкурсного отбора подрядных организаций позволяет не вкладывать бюджетные средства в создание дополнительных мощностей для обслуживания муниципального жилья и в то же время позволяет адаптироваться к процессу формирования отношений конкурентности в жилищной сфере муниципальным жилищным предприятиям.
Договорная цена на выполнение подрядных работ, полученная конкурсным путем, должна являться ориентиром стоимости услуг по содержанию жилищного фонда, который пока обслуживается без конкурсного отбора подрядчика.
При демонополизации жилищной сферы целесообразно предусмотреть возможность проведения конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового и антенного хозяйства, вывоз мусора и др.).
Развитие конкурентных принципов обслуживания жилья создает хорошие предпосылки для приватизации муниципальных предприятий по обслуживанию жилищного фонда. Причем, чем большая конкуренция будет в сфере обслуживания жилья, тем меньше ограничений должно быть в приватизации муниципальных предприятий.
По решению органов городского самоуправления муниципальные предприятия по управлению жилищным фондом также могут приватизироваться.
Демонополизация должна касаться и сферы сбора жилищно-коммунальных платежей населения.
Задача состоит в обеспечении для населения максимальной доступности осуществления платежей при минимальной стоимости этой услуги.
Эта цель может быть достигнута путем разрушения монополии Сбербанка России и конкурсного отбора организаций, осуществляющих сбор коммунальных платежей населения, при фиксированной стоимости этой услуги не в процентах, а в рублевом исчислении.
Открытость этого вида деятельности сделает более удобным для населения оплату жилищно-коммунальных услуг, что, в конечном итоге, повышает уровень сбора платежей.
Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы.
Для организации и проведения конкурса организатор конкурса:
- формирует документы на жилищный фонд (группы\пакеты домов с их техническими характеристиками), работа по содержанию и ремонту которого выставляется на конкурс;
- составляет и доводит до потенциальных участников конкурса информационное сообщение о его проведении через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение и т.д.), а также непосредственно рассылкой уведомлений организациям, участие в конкурсе которых является желательным или обязательным для его организатора, не позднее, чем за месяц до объявления даты начала конкурса.
Для участия в конкурсе каждый потенциальный участник должен дать заявку, которая содержит:
1. Сведения об участнике конкурса с указанием юридического адреса и банковских реквизитов:
а) информацию, на обслуживание каких именно групп домов из тех, которые выставляются на конкурс, претендует данный подрядчик;
б) данные о профессиональном опыте и квалификации участника;
в) продолжительность работы в сфере содержания и ремонта жилищного фонда (сведения о предшествующей деятельности);
г) перечень организаций и предприятий, которым ранее были предоставлены услуги (с указанием телефонов);
д) информацию о финансовом состоянии участника.
2. К заявке на участие в конкурсе в обязательном порядке прилагаются следующие документы:
а) копии лицензий на соответствующий вид деятельности, подлежащие лицензированию;
б) копия баланса за год, предшествующий кварталу проведения конкурса, заверенная налоговой инспекцией.
3. Предложения участника о возможности обеспечения качества и стоимости работ в соответствии с условиями конкурса и критериями выявления победителя. Желательно, чтобы предлагаемая стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда была подтверждена соответствующими расчетами. Данные предложения представляются в закрытом виде (в запечатанном конверте с указанием наименования организации или Ф.И.О. физического лица и адреса).
Если участник конкурса на момент его проведения выполняет работы по содержанию и ремонту жилых домов, то рекомендуется, по возможности, включать в перечень прилагаемых к заявке документов заключение Государственной жилищной инспекции по уровню качества соответствующих работ или услуг, а также отзывы заказчиков о предыдущей работе и/или документы, доказывающие способность участника конкурса выполнить должным образом условия контракта.
3.1.3. Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ)
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений:
- конкуренция в сфере управления недвижимостью в целях получения заказа от собственника на управление жилищным фондом;
- конкуренция подрядных организаций в целях получения заказа на обслуживание жилья.
Импульсом для развития конкуренции в данных направлениях должно служить формирование многообразия организаций собственников жилья, которое достигается, в первую очередь, путем создания товариществ собственников жилья в соответствии с Законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья"
Создание ТСЖ в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенные на нем жилые здания, являются на сегодняшний день одним из наиболее приемлемых способов демонополизации жилищной отрасли и защиты прав собственников жилья. Товарищества дают возможность собственникам влиять на форму управления общедолевой недвижимостью, на привлечение того или иного подрядчика, а следовательно, - на стоимость и качество предоставляемых услуг, а также создают условия для привлечения дополнительных источников финансирования на содержание, ремонт и реконструкцию жилищного фонда.
Активизация деятельности органов управления жилищно-коммунальным хозяйством, граждан и организаций по созданию товариществ собственников жилья должна осуществляться путем:
- гарантированного выделения бюджетных средств субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на цели государственной регистрации комплексов недвижимого имущества в жилищной сфере кондоминиумов;
- принятия соответствующих решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и городского самоуправления о передаче товариществам собственников жилья установленных государственных дотаций на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты жилищного фонда, на отдельные виды коммунальных услуг, о выделении компенсаций за предоставление льгот отдельным категориям граждан, а также жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг семьям с низкими доходами.
Важное значение для организации и развития товариществ собственников жилья имеет активная информационная кампания по разъяснению возможностей, которые получают собственники, объединенные в ТСЖ, организация обучения руководителей товариществ основам управления недвижимостью, а также упрощение процедуры регистрации товариществ и передачи им недвижимости в управление.
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 глава 3.1.3. "Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ)" настоящей Программы дополнена абзацами 6, 7 и 8 следующего содержания:
Помимо создания товариществ собственников жилья собственники квартир в многоквартирном доме вправе выбрать любую из предусмотренных в законодательстве организационно-правовых форм объединения. Кроме того, что многообразие субъектов приведет к становлению рыночных отношений и развитию конкуренции в области управления жилищным фондом, образование объединений - юридических лиц - позволит кардинальным образом улучшить существующее в настоящее время положение с поставщиками коммунальных услуг (ресурсоснабжающими предприятиями), а также переложит бремя содержания собственности с жилищных предприятий на собственников жилья, что в полной мере будет соответствовать действующему гражданскому законодательству.
В настоящее время в результате приватизации муниципального жилья произошло изменение формы собственности, появились собственники квартир - физические лица. Так, в многоквартирном жилом доме помимо собственника - муниципалитета, существуют собственники - граждане, приватизировавшие квартиры. Тем не менее, жилой дом числится за муниципалитетом, который несет бремя содержания всего дома.
В наиболее кратчайшие сроки необходимо активизировать создание объединений собственников жилья, в которые в качестве участника будет входить муниципальное образование, пропорционально принадлежащим ему количеству квартир в данном объединении.
3.1.4. Формирование системы договоров
В условиях перехода к рыночным отношениям в жилищной сфере основным, а в ряде случаев и единственным, средством регулирования имущественных отношений между предприятиями, организациями, органами муниципального управления, собственниками как отдельных квартир и объектов недвижимости, так и всего жилищного фонда в целом, становится договор.
Практика заключения договорных отношений между предприятиями и организациями, работающими в сфере жилищного хозяйства, в настоящее время только складывается.
Договорный (контрактный) тип отношений является неотъемлемым элементом рыночной системы и определенной предпосылкой для создания конкуренции. Свобода заключения договоров предполагает, что как покупатель, так и продавец независимы в выборе и, заключая договор, реализуют свои интересы в максимальной степени, "выторговывая" для себя соответствующее качество, объем и цены услуг. Кроме того, переход на договорные отношения предусматривает систематический контроль за их выполнением, что, в свою очередь, позволяет производить оплату реально предоставленных услуг не только в зависимости от их количества, но и с учетом их качественных параметров. Таким образом, договорные отношения должны стать тем экономическим регулятором, который вытеснит административный тип отношений, осуществляемый через издание распоряжений и производственных директив в условиях жесткого закрепления предприятий за определенными сферами деятельности и территориями.
В жилищном хозяйстве система договорных отношений должна быть достаточно разветвленной. Основную роль в этой системе будут играть следующие виды договоров:
- договор между субъектом собственности и субъектом хозяйствования (включая как договор на управление и обслуживание жилищного фонда, так и договор на предоставление коммунальных услуг);
- договор между собственником и нанимателем или арендатором жилья.
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 глава 3.1.4. "Формирование системы договоров" настоящей Программы дополнена абзацами 7, 8, 9 и 10 следующего содержания:
- договор с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом;
- договор на передачу муниципального имущества.
Ключевым моментом первого этапа развития договорных отношений, безусловно, стала разработка договора социального найма жилого помещения. Следующим этапом является разработка и принятие договора на техническое обслуживание, эксплуатацию жилья и предоставление коммунальных услуг.
На конкурсной основе необходимо отбирать подрядные организации для выполнения работ по таким городским целевым программам как "Двор", "Кровля", "Лифт" и др.
В то же время необходимо подчеркнуть, что действительная свобода заключения договоров имеет место только в том случае, когда существует конкуренция, обеспечивающая многообразие договорных отношений для осуществления свободы выбора. Отсутствие конкурентной среды, то есть сохранение монополии, приводит к вынужденному заключению договоров, а такие договорные отношения не могут выполнять роль реально функционирующего регулятора экономического процесса.
Для формирования системы договоров необходимо принять пакет нормативно-правовых документов с утвержденными типовыми договорами, регулирующими всестороннюю деятельность предприятий города в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
3.2. Совершенствование механизмов финансирования отрасли, снижение стоимости услуг ЖКХ
Совершенствование механизмов финансирования и снижения стоимости услуг ЖКХ должны создать финансовые предпосылки перехода отрасли на условия ее функционирования по законам рынка.
3.2.1. Определение социальных стандартов услуг ЖКХ, темпов повышения уровня их оплаты населением
В целях создания необходимых условий для осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также совершенствования системы субвенций, предоставляемых городам и районам области из областного бюджета, предусмотрено введение областных минимальных стандартов жилищно-коммунальных услуг для населения.
При сохранении за органами муниципальных образований городов и районов Челябинской области права устанавливать основные параметры перевода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг создается система, при которой объем финансирования из областного бюджета будет рассчитываться исходя из областных стандартов.
На областном уровне Законодательным Собранием утвержден стандарт социальной нормы площади жилья.
Размер социальной нормы площади жилья зависит от средней обеспеченности общей площади одного проживающего на территории области, темпов строительства жилья и финансовых возможностей местных бюджетов.
С 1998 года социальная норма площади жилья устанавливается на территории Челябинской области в следующих размерах:
- 18 кв.метров общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в отдельных квартирах, домах;
- 11 кв.метров жилой площади на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в комнатах коммунальных квартир;
- 42 кв. метра общей площади на семью из двух человек, проживающую в отдельной квартире, доме;
- 25 кв. метров жилой площади на семью из двух человек, проживающую в комнатах коммунальных квартир;
- 33 кв, метров общей площади на одиноко проживающего человека в отдельной квартире, доме;
- 20 кв. метров жилой площади на одиноко проживающего человека в коммунальной квартире.
Областной стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья
Данный стандарт для Челябинской области утвержден правительством Российской Федерации. На 1998 год он составляет 7,1 деноминированных рублей в месяц. Пересматриваться может ежегодно.
Указанный стандарт рассчитан исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся по городам и районам области предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. При этом установлено, что изменение величины федерального стандарта осуществляется с учетом общего уровня инфляции (за исключением случаев отмены перекрестного субсидирования, а также изменения цен на энергоносители).
Областной стандарт уровня платежей граждан рассчитывается как отношение к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги и утверждается на 1998 год в размере 50 процентов. На будущие периоды предполагается:
1999 год - 55-60%
2000 год - 60-70%
2001 год - 70-80%
2002 год - 80-90%
2003 год - 90-100%
Областной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупной семейном доходе устанавливается на 1998 год в размере 16 на социальную норму площади жилья и на нормативы потребления коммунальных услуг. На будущие периоды реформы предлагается в следующих размерах:
1999 год - 16%
2000 год - 17%
2001 год - 18%
2002 год - 19%
2003 год - 20%
Для граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека не превышающий установленный прожиточный минимум, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, не должны превышать половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Данные стандарты подлежат пересмотру по мере реализации жилищной реформы в экономической сбалансированности с бюджетом города и реальными доходами граждан.
3.2.2. Введение в структуру платежей платы за наем жилых помещений в городе Челябинске
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707 и Постановлением губернатора Челябинской области от 22.10.97 N 714 предусмотрена новая структура платежей для населения, являющихся нанимателями жилья, в составе которой:
первый платеж - плата за содержание и ремонт жилья;
второй платеж - плата за коммунальные услуги;
третий платеж - плата за наем жилых помещений, направляемая с целевым назначением на строительство и реконструкцию жилищного фонда.
Базовая ставка платы на наем жилого помещения определяется в размере 0,1% от восстановительной стоимости жилищного фонда с учетом потребительских свойств жилья.
Плата за наем вносится нанимателями жилых помещений ежемесячно и своевременно в качестве отдельного платежа, входит в общую структуру платежа населения за жилищно-коммунальные услуги и учитывается при расчете компенсаций (субсидий).
Экономический смысл платы за наем состоит в компенсации собственнику затрат, связанных с реновацией (реконструкция и новое строительство) жилищного фонда.
Денежные средства, вносимые в виде платы за наем жилых помещений, поступают на специальный счет организации, уполномоченной собственником выполнять функции "Службы заказчика".
В переходный период средства, получаемые от сборов за наем поступают в распоряжение вышеназванных поручателей и используются ими по целевому назначению на проведение капитального ремонта и реконструкцию жилищного фонда, согласно утвержденных титульных списков по проведению значимых работ, с последующим отчетом по расходованию собранных средств.
В зависимости от сложившегося технического состояния муниципального жилищного фонда, необходимости первоочередных работ по его капитальному ремонту, поступающие средства от населения за наем жилья, могут быть перераспределены между балансодержателями жилищного фонда распоряжением Главы города по предложению и обоснованию Управления жилищно-коммунального хозяйства.
Введение платы за наем, ее изменения осуществляются поэтапно и скоординированно с общими темпами оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.
Положение о порядке платы за наем жилых помещений в городе Челябинске утверждено решением Челябинской городской Думы от 18.08.98 N 27/5. Плата за наем жилых помещений введена в структуру платежей населения с 01.10.98.
3.2.3. Организация системы страхования жилищного фонда
Цель организации системы страхования жилищного фонда - защита населения от чрезвычайных обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями.
Страхование жилых помещений проводится на принципе добровольности.
Страхователями жилых помещений выступают:
- Администрация города - при страховании жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
- граждане, собственники одного и единственного жилого помещения, а также родители, усыновители или опекуны, попечители от имени несовершеннолетних собственников одного и единственного жилого помещения - при страховании жилых помещений, находящихся в частной собственности и расположенных в домах муниципального жилищного фонда, в домах ЖК, ЖСК, а также домах построенных за счет средств населения;
- товарищества собственников жилых помещений, которым переданы дома в совместное управление, при заключении договора с Центром страхования жилья.
Центр страхования жилья образуется Администрацией города с целью осуществления страхования жилых помещений, находящихся в муниципальной и другой форм собственности, а также исполнения обязательств Администрации города по возмещению части ущерба при повреждении или уничтожении жилых помещений, застрахованных на условиях Положения о системе страхования жилищного фонда в городе Челябинске.
Основной задачей Центра является обеспечение реализации Положения о системе страхования жилищного фонда в городе Челябинске, которая включает в себя:
- осуществление деятельности, обеспечивающей страховую защиту жилых помещений находящихся в муниципальной собственности;
- исполнение обязательств Администрации города по возмещению части ущерба при повреждении или уничтожении жилых помещений, застрахованных на условиях Положения о системе страхования жилищного фонда в городе Челябинске:
- организацию страховой защиты жилых помещений, не отнесенных к муниципальной собственности;
- разработку, организацию и проведение мероприятий с целью уменьшения вероятности возникновения страховых событий и уменьшения тяжести их последствий;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий по созданию резервного (маневренного) жилищного фонда и инвестированию страховых резервов.
Объектами страхования являются жилые помещения (квартиры), в том числе приобретенные в кредит и являющиеся обеспечением этого кредита.
Не подлежат страхованию жилые помещения:
- являющиеся аварийными;
- имеющие физический износ свыше 55%;
- подлежащие сносу или переоборудованию под нежилые;
- подлежащие отчуждению в связи с изъятием земельного участка;
- на которые обращено взыскание по обязательствам;
- подлежащие конфискации;
Не подлежат страхованию жилые помещения также в иных предусмотренных законом случаях прекращения права собственности на жилое помещение.
Страхование жилых помещений гарантирует возмещение ущерба в случае их повреждения или уничтожения в результате следующих событий (страховых случаев):
- пожар (воздействие пламени, дыма, высокой температуры), в том числе возникший вне застрахованного помещения;
- взрыв газа, употребляемого для бытовых надобностей;
- авария водопроводных, отопительных и канализационных систем;
- проникновение воды в результате проведения правомерных действий по ликвидации пожара.
Гарантии Администрации города
При повреждении или уничтожении жилых помещений Администрация города несет со страховщиками ответственность по возмещению ущерба (выплате страховых субсидий) в размере доли ущерба.
Величина страховой субсидии, подлежащей выплате при повреждении жилого помещения в результате страхового случая, рассчитывается в зависимости от величины ущерба и установленного размера ответственности Администрации города.
При уничтожении в результате страхового случая жилого помещения (признание жилого помещения непригодным для проживания), ответственность Администрации города устанавливается в размере 50% стоимости квартиры с типовыми потребительскими качествами, соответствующей социальной норме площади жилья для для семьи, проживающей в застрахованном жилом помещении.
Размер ответственности Администрации города по возмещению ущерба (выплате страховой субсидии) устанавливается при заключении договора страхования на срок один год.
3.2.4. Ресурсосбережение и тарифная политика
Решение задачи энерго- и ресурсосбережения способно значительно сократить издержки на содержание жилищно-коммунальной сферы и, тем самым, привлечь в бюджет города дополнительные финансовые ресурсы. Это, в свою очередь, позволит решить задачу повышения надежности энерго- и теплоснабжения.
Задача ресурсосбережения разбивается но две;
- ресурсосбережение в сфере потребления;
- русурсосбережение организаций - локальных монополий.
Ресурсосбережение в сфере потребления связано, прежде всего с внедрением приборов учета и регулирования воды и тепла, передовых технологий и материалов, обеспечивающий снижение тепловых потерь.
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 глава 3.2.4. "Ресурсосбережение и тарифная политика" настоящей Программы дополнена абзацем 6 следующего содержания:
В целях упорядочивания имущественных отношений и организации качественного обслуживания наружных инженерных сетей необходимо постоянно проводить работу по их инвентаризации и передаче в муниципальную собственность бесхозяйных участков, а также сетей различных предприятий, передающих их в муниципалитет в связи с банкротством или в целях освобождения от несвойственных функций по их содержанию и обслуживанию.
Самым малозатратным и эффективном мероприятием является внедрение приборов учета энергоресурсов. Практика их внедрения более чем на 137 объектах городского хозяйства показывает, что экономия средств на оплату потребленной тепловой энергии составляет не менее 20-30%. Это, в свою очередь, позволяет, в зависимости от тепловой нагрузки, окупить затраты на установку приборов учета за 3-10 месяцев. Внедрение элементов тепловой автоматики позволит получить реальную экономию тепловой энергии на отопление и горячее энергоснабжение в размере до 20-30%. Финансовые затраты на этом этапе в несколько раз выше, соответственно, и срок окупаемости произведенных затрат рассчитан на 1,5-2,5 года в зависимости от уровня автоматизации и тепловых нагрузок.
Ресурсосбережение в организациях - локальных монополиях, поставляющих воду и тепло, связано, прежде всего, с разработкой и обеспечением экономических рычагов, вынуждающих их снижать себестоимость поставляемых ресурсов. В частности, внедрить систему паспортизации энергетического оборудования, регулярно проводить энергетический аудит и т.д.
Срок окупаемости ресурсосберегающих объектов муниципального уровня составляет 3..5 лет. Для создания условий финансирования энерго- и ресурсосберегающих технологий необходимо на федеральном уровне решить ряд вопросов:
1. Разработать механизмы долгосрочного кредитования муниципальных проектов реконструкции объектов ЖКХ, внедрения ресурсосберегающих технологий.
2. При распределении средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса предусмотреть отдельной строкой средства на поддержку программ энерго- и ресурсосбережения.
3. Распространить льготу на прибыль на предприятия, производящие энерго- и ресурсосберегающее оборудование.
4. Установить льготу по налогу на прибыль для предприятий ЖКХ, реинвестирующих прибыли в программы энерго- и ресурсосбережения в системах тепло- и водоснабжения.
5. Внести изменения и дополнения в Закон "О лизинге", предусматривающие рассрочку лизингодателю по уплате НДС за имущество, отдаваемое в лизинг.
Увеличение расходов на содержание ЖКХ в значительной степени связано со слабым государственным контролем, за тарифообразованием, приведшем к необоснованному росту цен и тарифов на энергоснабжение ЖКХ при снижении надежности качества представляемых услуг.
Администрация города не обладает возможностью контролировать рост энергетических компонентов коммунальных затрат, поскольку Постановлением правительства Российской Федерации от 07.03.95 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установление тарифов на тепло, поступающее от включенных в единую энергосистему теплоэнергоцентралей, является прерогативой региональных энергетических комиссий (РЭК).
Кроме того, для контроля ценовой политики предприятий - монополистов, действующих на уровне города, нужно помимо финансовых проверок, проводить аудит технологического прогресса - лучше всего с привлечением независимых инспекторов (внешний аудит).
По оценке специалистов из ЮУрГУ до 30% (в некоторых случаях до 50%) расходов, закладываемых в калькуляции при расчете тарифов, - это непроизводительные потери, связанные с низким уровнем эксплуатации оборудования.
Исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в городе тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут быть изменены только при тщательном и полном анализе состояния реальных денежных доходов населения. Покрытие затрат на содержание ЖКХ города необходимо осуществлять за счет мер, которые нужно предусмотреть при разработке и осуществлении городской Программы энергосбережения в ЖКХ.
3.3. Усиление социальной направленности реформы ЖКХ
Основными направлениями реформирования социальной политики в сфере ЖКХ являются:
- обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий (создание служб жилищных субсидий);
- предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- формирование жилищного фонда социального использования (ЖФСИ).
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 глава 3.3.1. настоящей Программы изложена в новой редакции
3.3.1. Создание служб жилищных субсидий
При поэтапном переходе на 100% оплату жилья и коммунальных услуг необходимо обеспечить защиту малоимущих слоев населения. В целях повышения эффективности социальной защиты жителей города при проведении реформы ЖКХ следует передать функции по начислению и выплате льгот и субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в органы социальной защиты населения.
Жилищные субсидии должны стать надежным средством обеспечения доступности жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). При этом необходимо обеспечить именно адресную помощь. Оплата жилья и коммунальных услуг в полном размере в совокупности с мерами защиты малообеспеченных групп населения позволит добиться такой помощи. До перехода на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг действенным способом обеспечения адресности субсидий является дифференцированная оплата ЖКУ. Дифференцированный способ оплаты позволяет начислять плату за ЖКУ в полном объеме гражданам, которые имеют второе жилье, а также при превышении социальной нормы площади жилья.
Необходимо усовершенствовать методику расчета совокупного дохода семьи, учитываемого при определении суммы жилищных субсидий. В совокупный доход семьи должны включаться также денежные эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, и условный доход от владения некоторыми видами имущества.
3.3.2. Обеспечение финансового возмещения льгот по оплате услуг ЖКХ
Компенсация (субсидия) на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - компенсация) предоставляется, как мера социальной защиты граждан, на период поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Компенсации предоставляются гражданам, нуждающимся в их получении, местными администрациями в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
При недостатке средств на выплату компенсаций дополнительно используются средства соответствующих бюджетов, а также собственные средства предприятий, учреждений и организаций и часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги.
Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, которая устанавливается органами государственной власти области в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются исходя из уровня внутреннего благоустройства, групп капитальности эксплуатируемого жилья, состава семьи и других факторов и утверждаются местной администрацией.
Компенсации предоставляются гражданам:
- нанимателям жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда;
- арендаторам жилья;
- собственникам жилых помещений;
- членам жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Компенсации предоставляются гражданам в безналичной форме и используются только для оплаты жилья и коммунальных услуг.
Учитывая то, что не принят закон о прожиточном минимуме в Челябинской области, методика расчета величины компенсации при оплате жилищно-коммунальных услуг основывается на выплате разницы платы за площадь, подлежащую субсидированию и суммы предельно допустимых расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг за субсидируемую площадь.
Центр жилищных субсидий осуществляет расчеты по оплате жилья и коммунальных услуг по представлению жилищных субсидий всем гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, а также расчеты по представлению пособий гражданам, проживающим в государственном, общественном и частном жилищном фонде, в домах жилищно-строительных кооперативов на условиях найма, аренды, имеющим в собственности жилые помещения. Платежи указанной категории граждан с учетом компенсации производятся на расчетные счета предприятий, организаций, учреждений, в хозяйственном ведении и оперативном управлении которых находится жилищный фонд.
Основанием для рассмотрения вопроса выплаты компенсации является заявление гражданина, поданное в Центр жилищных субсидий.
Компенсация назначается местной администрацией (уполномоченной организацией) сроком на один год с момента подачи заявления после предоставления гражданином (нанимателем, поднанимателем, арендатором, членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственником жилого помещения) необходимых документов.
Компенсации предоставляются гражданам путем внесения в расчетную книжку по оплате жилья и коммунальных услуг фактической платы за занимаемое жилое помещение и коммунальные услуги, уменьшенной на сумму рассчитанной компенсации, в графе "квартирная плата".
Учет льгот при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг
Все действующие компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг применяются в пределах части площади, занимаемой гражданами по социальной норме и в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.
Категории граждан, имеющих право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, определены действующим законодательством.
Органы городского самоуправления, исходя из своих возможностей, устанавливают дополнительные льготы отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
Расчет общей платы и величины компенсации для семей, имеющих право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, производится в соответствии с методикой.
Гражданам, имеющим право на дополнительную площадь, социальная норма площади повышается на величину, установленную действующим законодательством Российской Федерации.
4. Обеспечение государственного контроля качества жилищно-коммунального обслуживания
Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных обязательств сторон осуществляют муниципальные службы заказчика и региональные жилищные инспекции. Их деятельность регламентируется "Положением о государственной жилищной инспекции Российской Федерации", "Примерным положением о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам", "Положением об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения". В процессе государственного регулирования ЖКХ могут использоваться также "Нормативно-методические документы по организации лицензирования деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов".
4.1. Сертификация работ и лицензирование деятельности предприятий
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", закрепила приоритетность того, что одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является лицензирование деятельности по эксплуатации инженерных систем городов населенных пунктов.
Для совершенствования и дальнейшего развития правовой базы по лицензированию, включая организацию и осуществление контроля, а также применение санкций, крайне важно принятие федерального закона по данному вопросу.
В соответствии с действующим порядком, право выдачи лицензий их соискателям, осуществляющим свою деятельность в ЖКХ, предоставлено субъектам Российской Федерации через территориальные лицензионные центры ЖКХ, получившие на это аккредитацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.93 N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности".
В соответствии с Постановлением Главы администрации Челябинской области от 13.03.96 N 143 "О лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов области" разработан и утвержден порядок оформления документов и выдачи лицензий по эксплуатации жилищного фонда и инженерных систем городов в сфере ЖКХ.
Основной задачей по лицензированию (ГП "Челябоблжилкомхоз" - Талалыкин В.М.) является способствовать формирования и становления качественно обновленных по кадровому составу и средствам производства хозяйствующих субъектов на рынке жилищно-коммунальных услуг.
В ближайшее время будет разработана методика аттестации (сертификации) управляющих компаний, предлагающих свои услуги по управлению жилищным фондом, то есть будет введено лицензирование данного вида деятельности.
Проблему повышения квалификации кадров для отрасли ЖКХ можно успешно решить путем создания Центров предлицензионной подготовки (ЦПП) на базе сохранившихся учебно-курсовых комбинатов.
Лицензирование - очень важное направление работы, один из элементов государственного регулирования и контроля в сфере ЖКХ наряду с деятельностью органов ценообразования и др. В деле продолжающихся преобразований в жилищно-коммунальной сфере не должно быть узких мест, все элементы рыночной инфраструктуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. При недооценки одного из них, без системного подхода в их задействовании отодвигается, а порой искажается реализация целей и задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Лицензирование деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов - это основа государственного регулирования и контроля складывающейся на местах конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, постоянно обновляющаяся информация о формировании реестров хозяйствующих субъектов, стремящихся в новых условиях к надежному, качественному и экологически безопасному жилищно-коммунальному обеспечению населения.
4.2. Жилищная инспекция
Постановлением губернатора Челябинской области от 13.03.98 N 144 создана государственная жилищная инспекция Челябинской области.
Главная задача инспекции состоит в осуществлении контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения прав и законных интересов граждан.
В соответствии с задачами жилищная инспекция осуществляет контроль за:
1. техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
2. обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
3. санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
4. осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
5. рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов;
6. соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
7. соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
8. соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодных для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.
С целью повышения эффективности государственного контроля качества жилищно-коммунального обслуживания следует рассмотреть вопрос о создании городского Центра (возможно в структуре департамента ЖКХ или управляющей компании "Ремжилзаказчик").
5. Разработка нормативно-правовой базы в области реформирования ЖКХ города Челябинска
Анализ работы предприятий ЖКХ за последние пять лет показал, что для решения поставленных задач по реформированию данной отрасли городского хозяйства необходимо принять (пересмотреть) Законодательным Собранием Челябинской области следующие нормативно-правовые документы:
1. Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг.
2. Положение о порядке установления границ земельных участков в кондоминиумах.
3. Типовой договор передачи ТСЖ в управление объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности.
4. Паспорт домовладения.
5. Постановление Главы областной администрации "О порядке установления тарифов для населения за коммунальные услуги при установке приборов учета".
Нормативно-правовые акты, которые необходимо принять или пересмотреть на уровне города Челябинска:
1. Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Челябинска.
2. О реструктуризации управления ЖКХ города, которая может включить в себя:
- процедуру разделения функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, создание служб "Заказчика", "Подрядчика";
- создание структур, отвечающих за единую, в рамках города Челябинска, политику предоставления жилищно-коммунальных услуг и жилищную реформу.
3. О порядке разграничения балансовой принадлежности и границ ответственности внешних инженерных сетей.
4. Типовой Устав муниципального унитарного предприятия по управлению жилищным фондом.
5. Типовой Устав муниципального унитарного предприятия по обслуживанию жилищного фонда.
6. Типовые контракты с директорами МУП по управлению и обслуживанию жилищного фонда.
7. Примерные договоры на управление, обслуживание и ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда.
8. Типовые договоры между управляющей и водо-теплоснабжающими организациями.
9. Об утверждении видов и перечней работ, выполняемых в системе ЖКХ только на конкурсной основе.
10. Положения о порядке конкурсных отборов подрядчиков различных форм собственности на выполнение капитального ремонта и отдельных специальных видов работ, закупок материалов и оборудования для нужд ЖКХ.
11. Типовые договоры социального, коммерческого найма, аренды муниципального жилого фонда.
12. О введении в структуру платы за содержание и ремонт жилья отчислений на капитальный ремонт и восстановление жилого фонда и Порядок расчета ставок отчислений на капитальный ремонт.
13. Положение о расчетно-кассовом центре по расчету и сбору платежей населения за жилищные и коммунальные услуги.
14. О порядке применения и мерах по реализации Федерального Закона "О товариществах собственников жилья".
15. Положение о создании ТСЖ на базе нового строительства.
16. О порядке передачи ТСЖ в управление объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности и входящих в состав кондоминиума, на базе которого зарегистрировано товарищество.
17. О порядке передачи жилых зданий и иных элементов недвижимости (сети), на базе которого зарегистрировано товарищество.
18. Об участии города в расходах на содержание объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности и входящих в состав кондоминиумов, на базе которых образован ТСЖ.
19. Об утверждении порядка подготовки и выдачи членам ТСЖ правоустанавливающих документов на земельный участок.
20. Типовые договоры на управления между ТСЖ и управляющий организацией, между ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями.
Работа по формированию нормативно-правовой базы в области реформирования ЖКХ должна быть постоянно и регулярно освещаться в средствах массовой информации.
Решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. N 27/4 раздел 5. "Разработка нормативно-правовой базы в области реформирования ЖКХ города Челябинска" настоящей Программы дополнен подпунктами 21, 22 следующего содержания:
21. Положение о порядке проведения открытого конкурса на право управления жилищным фондом.
22. Положение о порядке проведения открытого конкурса на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда.
6. Информационное обеспечение программы
В реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства большие полномочия предоставлены Администрации города Челябинска и городской Думе (Приложение к Программе "План мероприятий по реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Челябинска на 1998-2005гг"). Эффективное выполнение этих полномочий невозможно без действенной системы информационного обеспечения, которая отражала бы ключевые параметры реформы. Задачи информационного обеспечения реформы ЖКХ предусматривают следующие направления деятельности:
- внедрение новых информационных технологий на всех уровнях управления ЖКХ города и технических средств поддержки формирования новых отношений в отрасли;
- внедрение автоматизированных систем диспетчеризации и управления процессами оказания и потребления услуг как базовой системы для принятия решений на разных уровнях управления;
- расширение внедрения компьютерных систем для расчета жилищно-коммунальных платежей как элемента информационного обеспечения населения;
- разъяснение и пропаганда среди населения организационных мер по реформе ЖКХ;
- разъяснительная работа в сфере привлечения на рынок жилищно-коммунальных услуг организаций, оказывающих услуги населению;
- формирование статистической отчетности по всем направлениям реформы ЖКХ.
Информационное обеспечение реформы ЖКХ должно сформировать правильное понимание населением проводимых преобразований в отрасли. Информирование общественности Администрацией города и городской Думой включает:
- ответы на вопросы общественности и прессы;
- выступления перед общественными организациями и группами населения;
- отслеживание и пропаганда положительных примеров реформы ЖКХ и анализ отрицательных примеров;
- подготовка пресс-релизов и обращений, содержащих конкретные мероприятия или шаги Администрации города в направлении реформирования в сфере ЖКХ;
- использование коммерческой рекламы;
- регулярное информирование через службы новостей средств массовой информации.
Для получения достоверной статистической информации о реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства первичный свод основных показателей формы "22-ЖКХ" должен осуществляться в городе Челябинске - эта форма статистической отчетности станет основой мониторинга хода реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.