Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы города
от 10 декабря 1997 г. N 305-П
Положение
о городской дежурно-диспетчерской службе
ГДДС является специальным органом управления при администрации города и предназначена для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб городского подчинения (в первую очередь, имеющих силы и средства быстрого реагирования на чрезвычайные происшествия: экстренного вызова "01", "02", "03" и "04", жилищно-коммунального хозяйства, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
Под чрезвычайным происшествием или ЧС (ЧП) понимается опасность, реализация которой существенно нарушает нормальную жизнедеятельность граждан.
Целью создания ГДДС в городе является повышение оперативности реагирования администрации и служб города на угрозу или возникновение чрезвычайных происшествий, эффективности взаимодействия привлекаемых сил средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий и уровня информированности городских администраций и служб о подобных фактах и принятых по ним мерах.
1. Цель создания ГДДС в городе
1.1. Общие положения
1. Обеспечение безопасности (защищенности) человека заключается в ограничении или снятии угроз безопасности, т.е. совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности.
2. В экстремальном случае ЧП может привести к возникновению чрезвычайной ситуации (ЧС), т.е. обстановки сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
3. Предупреждение и ликвидация последствий ЧП являются актуальными задачами городской администрации и существующих городских служб (государственной противопожарной службы, экстренной медицинской помощи, служб коммунального хозяйства, криминальной милиции, ГАИ и др.) и требуют, как правило, их тесного взаимодействия.
1.2. Назначение и цель создания ГДДС города
4. В настоящее время при угрозе или ликвидации последствий возникновения ЧП важную роль играют дежурно-диспетчерские органы вышеназванных городских служб, находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер.
На многих объектах экономики и социальной инфраструктуры также организовано круглосуточное дежурство.
Однако, существующие дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организационно и технически не объединены в масштабах города, что затрудняет их согласованные действия при ЧП.
5. При угрозе или возникновении крупномасштабных ЧП, переходящих в ЧС, руководство и координация работ по их предупреждению и ликвидации последствий возлагаются на администрацию города и ее специальные органы - комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС, в которую входят представители всех необходимых городских служб, и управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
Однако, при угрозе или возникновении ЧС эти органы не в состоянии немедленно приступить к выполнению своих функций, так как на приведение их в готовность требуется определенное время.
Поэтому на начальном этапе ликвидации угрозы ЧС или возникшей чрезвычайной ситуации опять-таки очень важна скоординированная деятельность имеющихся дежурно-диспетчерских служб города.
6. Дежурно-диспетчерская (005) служба города представляет собой специальный орган управления при администрации города и предназначена для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб городского подчинения (в первую очередь силы и средства быстрого реагирования на ЧП: экстренного вызова "01", "02", "03", "04", жилищно-коммунального хозяйства).
7. Целью создания ГДДС в городе является повышение оперативности реагирования администрации и служб города на угрозу или возникновение ЧП, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий, уровня информированности городских администраций и служб о подобных фактах и принятых по ним мерам.
1.3. Основные задачи, ответственностй и права ДДС города
8. ДДС города призвана решать следующие основные задачи:
- для контроля экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки в городе собирать и обобщать данные о происшедших ЧП, о принятых по ним мерах и представлять их руководству городской администрации, готовить прогнозы о возможности возникновения новых ЧП: (единая компьютерная сеть);
- после получения информации об угрозе или возникновении ЧП оперативно собирать данные об обстановке, определять его масштабы и состав ДДС, которые привлекаются для экстренного реагирования, доводить до них информацию о ЧП, сложившейся обстановке и действиях по ликвидации его последствий;
- докладывать об угрозе или возникновении ЧП городской администрации (а при перерастании его в ЧС немедленно доложить Главе администрации города и председателю КЧС), организовывать сбор и приведение в готовность необходимых руководящих органов управления, информировать вышестоящие и взаимодействующие органы управления, оповещать ДДС и силы постоянной готовности непосредственного подчинения;
- оценивать обстановку, при необходимости готовить варианты возможных решений на совместные действия городских служб и согласовывать их с руководством города и (или) городских служб, а при невозможности этого - самостоятельно принимать решения и ставить задачи ДДС и непосредственно подчиненным силам и средствам, организовывать исполнение принятых решений и контролировать их выполнение;
- обеспечивать информационно-техническое сопряжение городских служб друг с другом, с администрацией города, с вышестоящими и взаимодействующими органами управления.
9. ДДС города должна функционировать круглосуточно, иметь соответствующие полномочия и после получения данных об угрозе или возникновении ЧП немедленно приступить к экстренным действиям по его предотвращению или ликвидации последствий.
10. Органы ГДДС наряду с руководством администрации города и городских служб должны нести ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧП.
11. Органы ГДДС должны иметь право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках решаемых задач), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством города или (и) городских служб.
12. ДДС города является вышестоящим органом для всех остальных ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧП, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС.
2. Состав, порядок функционирования и создания ДДС города
2.1. Состав единой дежурно-диспетчерской службы города
13. Дежурно-диспетчерская служба города должна включать в себя личный состав, пункт управления, а также узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему.
Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет автоматизированную систему (АС) ГДДС.
14. АС ГДДС должна представлять собой локальную вычислительную сеть (ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ).
АС ДДС города может выполнять одновременно и функции абонентского пункта АИУС РСЧС.
2.1.1. Личный состав ДДС города
15. Единая дежурно-диспетчерская служба организационно должна являться подразделением городской администрации.
16. В структуре дежурно-диспетчерской службы города должен быть начальник, его заместитель и дежурные смены, в каждую из которых целесообразно включать главного оперативного дежурного, его помощника, а также дежурных-операторов, дежурных по связи и оповещению. В зависимости от конкретных условий (численности населения города, риска ЧП и др.) численный состав дежурных смен ГДДС может меняться в достаточно широких пределах.
2.1.2. Пункт управления ГДДС
17. Пункт управления (ПУ) ГДДС представляет собой рабочее помещение для дежурно-диспетчерского персонала, оснащенное необходимыми техническими средствами и документацией.
18. Пункт управления единой дежурно-диспетчерской службы города может размещаться в отдельном специальном здании.
19. В состав технических средств управления ПУ ГДДС должны входить:
- средства связи и передачи данных - для обмена информацией с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления;
- средства оповещения и персонального вызова - для получения и передачи сигналов (информации) о чрезвычайных происшествиях;
- средства оргтехники и автоматизации управления для обработки поступающей информации.
20. В состав оперативной документации на ПУ необходимо включать:
- журналы учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
- инструкцию по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении чрезвычайного происшествия;
- инструкцию о несении повседневного дежурства;
- схемы и списки оповещения в случае ЧП;
- рабочую карту территории города;
- схему управления и связи;
- телефонные справочники;
- формализованные бланки управленческих документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
- другие документы.
2.1.3. Узел связи ГДДС
21. Узел связи (УС) ГДДС есть организационно-техническое объединение сил и средств связи и передачи данных, обеспечивающих обмен информацией, а также командами (сигналами) оповещения в соответствии с задачами, решаемыми ГДДС.
22. УС ГДДС использует существующие городские сети связи и передачи данных путем их оперативного развития и совершенствования с целью удовлетворения дополнительных потребностей ГДДС в обмене информацией.
23. УС ГДДС должен обеспечивать передачу речевых сообщений (по каналам проводной и радиосвязи), документов (по факсимильной и телеграфной связи), сигналов и команд (по системе оповещения), а также данных (с использованием аппаратуры передачи данных).
24. Узел связи ГДДС должен обеспечивать:
- прямые телефонные каналы связи между ГДДС и наиболее важными ДДС, а также между ГДДС и руководством городской администрации;
- прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской сети одновременно от нескольких абонентов;
- автоматическое определение номера входящего абонента;
- коммутацию передаваемого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города;
- громкоговорящую селекторную (конференц) связь с ДДС, взаимодействующими с ГДДС;
- обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления.
25. Для обеспечения необходимых коммуникаций между ДДС узел связи ГДДС должен включать в свой состав телекоммуникационный центр, позволяющий обеспечивать сбор, выборочное и циркулярное доведение информации до всех заинтересованных абонентов.
2.1.4. Центр оповещения и персонального вызова ГДДС
26. Центр оповещения и персонального вызова (ЦОПВ) ГДДС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.
27. ЦОПВ ГДДС создается в целях совершенствования организации вызова и оповещения должностных лиц определенных категорий.
28. Основными задачами ГДДС являются:
- обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц городской администрации, ГП дежурно-диспетчерской службы города, а также дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ГДДС;
- обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ГДДС.
29. Централизованное задействование средств ЦОПВ ГДДС осуществляется главным оперативным дежурным со своего рабочего места по указанию Главы администрации города или самостоятельно с последующим докладом.
30. Из ЦОПВ ГДДС должностным лицам, дежурно-диспетчерским службам и подразделениям постоянной готовности передаются следующие виды информации:
- сигналы вызова;
- речевые (текстовые) сообщения;
- условные сигналы.
31. Передача указанных выше видов информации из ЦОПВ ГДДС должна обеспечиваться по проводным средствам связи и средствам систем персонального радиовызова.
32. Оповещение населения города при возникновении ЧС осуществляется по системе централизованного оповещения города с задействованием электросирен и радиотрансляционной сети города по команде главного оперативного дежурного ГДДС через оперативного дежурного управления по делам ГОЧС города.
2.1.5. Геоинформационная система ГДДС
33. Для повышения оперативности процессов принятия решений и их информационной поддержки с использованием цифрового плана (карты) города должна создаваться геоинформационная система (ГИС) ГДДС.
34. ГИС ГДДС предназначена для автоматизации следующих управленческих функций:
- ввод и корректировка социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе, городских органах управления (в том числе, дежурно-диспетчерских службах) и силах постоянной готовности;
- сбор данных об угрозе или факте возникновения ЧП, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
- подготовка данных для принятия решений по защите населения, локализации и ликвидации последствий ЧП, требующих совместных действий городских служб;
- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
2.2. Функционирование ДДС города
2.2.1. Режимы функционирования ГДДС
35. Дежурно-диспетчерская служба города должна функционировать в следующих режимах:
- в режиме повседневной деятельности;
- в режиме повышенной готовности;
- в чрезвычайном режиме.
36. В режиме повседневной деятельности для постоянного контроля обстановки личный состав ГДДС несет круглосуточное дежурство, поддерживает в готовности к использованию имеющиеся программно-технические средства, вносит необходимые дополнения в банк данных, а также в структуру оперативных документов, необходимых для обеспечения их действий при угрозе или возникновении ЧП.
ГДДС обобщает информацию о возникших ЧП в городе за отчетный период, принятых мерах по ликвидации их последствий и докладывает результаты анализа руководству городской администрации.
37. В режим повышенной готовности ГДДС переводится при угрозе ЧП. Этот режим позволяет заблаговременно подготовиться к возможным действиям при возникновении ЧП, принять необходимые экстренные меры по его предотвращению.
38. В чрезвычайном режиме ГДДС функционирует при возникновении ЧП. Указанный режим является основным, так как ранее названные режимы по существу обеспечивают эффективное функционирование ГДДС в чрезвычайном режиме.
2.2.2. Порядок работы единой дежурно-диспетчерской службы
39. Информация о возникновении ЧП в ГДДС может поступать от граждан по единому выделенному телефонному номеру (005) от ДДС, взаимодействующих с дежурно-диспетчерской службой, а также от вышестоящих и взаимодействующих органов управления.
40. При получении оперативной информации по телефону, она записывается и циркулярно доводится до всех взаимодействующих ДДС. При этом параллельно подключается система определения номера и идентификации абонента.
41. Оперативная смена ГДДС идентифицирует ЧП по полученной информации. При классификации сложившейся ситуации, как "не требующая совместных действий ДДС", ГДДС города передает управление соответствующей дежурно-диспетчерской службе, в компетенции которой находится реагирование на случившееся. В противном случае определяется состав ДДС, который необходимо привлечь к мероприятиям по ликвидации последствий ЧП, проводится их оповещение и перевод в чрезвычайный режим.
42. Одновременно на ПЭВМ подготавливается формализованное сообщение о факте ЧП для последующей циркулярной передачи задействованным ДДС.
43. Для обеспечения управления ликвидаций последствий ЧП дежурная смена из своего состава выделяет группу управления, численность и персональный состав которой в зависимости от конкретных условий, определяет главный оперативный дежурный. При этом оставшаяся часть дежурной смены выполняет задачи, решаемые ГДДС в режиме повседневной деятельности.
44. В целях уточнения данных обстановки главный оперативный дежурный может выслать в район ЧП на дежурной машине своего помощника и необходимых специалистов из состава дежурной смены, а также привлечь для этого силы и средства других ДДС.
45. В необходимых случаях информация о факте ЧП и возможной обстановке немедленно докладывается Главе администрации, проводится оповещение и сбор должностных лиц городской администрации и служб, информируются взаимодействующие органы управления.
46. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей через управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям задействуется городская система оповещения, до населения доводится информация о способах защиты от поражающих факторов.
47. На основе поступающих от ДДС данных уточняется состав привлекаемой группировки сил и средств постоянной готовности. Проводится оповещение непосредственно подчиненных администрации города сил постоянной готовности (при их наличии), до них доводятся необходимые указания и распоряжения и контролируется их выполнение.
48. Организуется необходимый обмен информации об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, информируются взаимодействующие системы.
49. При прибытии руководства администрации города и взятии им управления на себя, ГДДС обеспечивает информационную поддержку деятельности администрации и ее взаимодействия с городскими службами, привлекаемыми для ликвидации последствий ЧП.
2.2.3. Порядок работы дежурно-диспетчерских служб
50. Получив информацию о факте ЧП, диспетчер (дежурный) ДДС с помощью ПЭВМ оценивает обстановку, уточняет наряд привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.
51. При получении по своим каналам оперативной информации о ЧП диспетчер (дежурный) ДДС доводит полученную информацию до ГДДС и в процессе ликвидации последствий ЧП поддерживает с ней постоянную связь, информирует об обстановке и принятых мерах.
52. При прибытии руководства городской службы и взятии им на себя управления подчиненными силами и средствами, ДДС обеспечивает информационную поддержку его деятельности и взаимодействия с администрацией города, а также с другими городскими службами через ГДДС.
2.3. Порядок создания ДДС города
2.3.1. Основные направления и этапы создания ДДС города
53. Определение и согласование между администрацией города и городскими службами цели создания, задач, принципов построения и функционирования ДДС, а также состава существующих дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ГДДС.
2.3.2. Порядок комплектования и подготовки кадров
54. Комплектование личным составом ГДДС города осуществляется под руководством администрации и должно проводиться из лиц, способных быстро реагировать на изменение обстановки и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
55. Главные оперативные дежурные, их помощники и другие должностные лица дежурных смен обязаны хорошо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность (положения, инструкции, план-графики действий и другие), уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру города, особенности несения службы на подведомственных им участках.
56. Основными формами обучения должностных лиц ГДДС являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в соответствующих учебно-методических центрах или на курсах.
57. Профессиональная подготовка должностных лиц ГДДС должна проводиться ежемесячно под руководством начальника ГДДС. При этом также целесообразно практиковать обучение (раз в год или в иные сроки) в учебно-методических центрах МЧС России по специальным программам.
58. Другой активной формой подготовки органов ГДДС, направленной на совершенствование профессиональных навыков должностных лиц и слаживание дежурно-диспетчерских служб, должны являться тренировки дежурных смен.
В зависимости от учебных целей тренировки дежурных смен могут быть совместными и раздельными. К совместным тренировкам обычно привлекаются все ДДС города, и они проводятся, как правило, под руководством администрации города. Раздельные тренировки дежурных смен разрабатываются и проводятся под руководством непосредственных начальников.
Кроме проведения тренировок дежурных смен, ГДДС необходимо привлекать к участию в тренировках и учениях городских органов управления и сил.
2.3.3. Организация несения дежурства
59. В пункте управления ДДС города организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.
Состав и количество дежурных смен, их численность, режим дежурства и порядок отдыха определяются городской администрацией и отражаются в инструкциях по несению дежурства и других нормативных документах.
60. Дежурная смена ГДДС работает по утвержденному графику. В состав дежурных смен ГДДС включаются: начальник смены - главный оперативный дежурный, операторы-диспетчеры, их помощники, а также технический персонал, обслуживающий средства связи, оповещения, автоматизации и другие технические средства, установленные на пункте управления.
61. Дежурная смена обязана знать обстановку в городе, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.
62. Смену дежурных целесообразно производить раз в сутки в установленное администрацией города время.
После завершения приема и сдачи дежурства и оформления соответствующих записей в книге дежурного главный оперативный дежурный заступающей смены докладывает начальнику ГДДС о состоянии дежурно-диспетчерской службы и недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, которые не могли быть устранены предыдущей дежурной сменой.
Дежурные (диспетчеры) взаимодействующих служб докладывают главному оперативному дежурному города о приеме и сдаче дежурства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.