Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 23 декабря 1998 г. N 32/2
Раздел "Недра и подработанные территории" Правил застройки и землепользования в городе Челябинске
1. Общие положения
Настоящий раздел Правил застройки и землепользования в городе Челябинске определяет перечень подработанных территорий, территорий с полезными ископаемыми, а также с опасными природными и природно-техногенными процессами в недрах, режим их использования, ответственность за нарушение режима и является документом, обязательным для исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности.
Рассматриваемые в разделе объекты относятся к геологической среде, составляющей фундамент всех подразделений территории города, всех категорий земель. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды относятся к ресурсам города. В городе имеются забалансовые проявления руд федерального списка ресурсов. К геологической среде относятся также отходы производства (в разделе не рассматриваются), являющиеся ресурсом области, города и землепользователей.
Органы государственного управления фондом недр, контроля и надзора за его использованием являются субъектами градостроительной деятельности.
Все действия физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, связанные с использованием недр и подработанных территорий, согласовываются с органами городского самоуправления.
Раздел разработан в соответствии с Федеральным Законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.98 N 73-ФЗ, Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", Федеральным Законом от 26.06.92 N 3134-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", Законом Российской Федерации от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Земельным Кодексом РСФСР от 25.04.91 N 1103-1, Водным Кодексом Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ, Уставом города Челябинска.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
3. Перечень подработанных территорий, разведанных месторождений полезных ископаемых и особых объектов геологической среды и режим их использования
3.1. Перечень подработанных территорий, разведанных месторождений полезных ископаемых и особых объектов геологической среды
К подработанным территориям в пределах городской черты относятся:
а) открытые горные выработки (карьеры), образованные при добыче нерудных и рудных полезных ископаемых;
б) подземные горные выработки по добыче рудных полезных ископаемых;
в) участки забора подземных вод;
г) скважины разного назначения;
д) поверхностные и подземные выработки, образованные при подземном и надземном строительстве.
К месторождениям полезных ископаемых в пределах городской черты относятся:
а) месторождения нерудных полезных ископаемых с балансовыми запасами промышленных категорий;
б) месторождения нерудных и рудных полезных ископаемых с забалансовыми, неустановленными или снятыми с баланса запасами;
в) горизонты подземных вод с учтенными или неучтенными запасами, эксплуатируемые из водозаборных скважин.
К особым объектам геологической среды, влияющим на жизнедеятельность, (участкам с опасными геологическими процессами), в пределах городской черты относятся:
а) аномальные участки - природные геохимические аномалии в горных породах и почвах при опасном содержании токсичных элементов, участки повышенной радиоактивности, ослабленные участки земной коры и т.д.;
б) участки опасных природных изменений - экзогенных (карстообразования, дилатации, оползней, выдавливаний, подтоплений, затоплений, переработки берегов, проседаний горных пород и т.д.) и эндогенных (глубинных эманаций по разломам, в том числе радоновыделения, возможных подвижек земной коры и т.д.);
в) участки техногенных изменений - загрязнения геологической среды отходами производства, выбросами и сбросами промышленных предприятий и муниципального хозяйства, техногенные затопления и подтопления, подпоры водоносных горизонтов, обрушения и оползание стенок карьеров и т.д.;
г) участки природно-техногеных изменений - зоны активизации (геохимической, тектонической) или других опасных изменений природных процессов под действием техногенеза (просадок над горными выработками, разноса токсичных и радиоактивных элементов и т.д.).
Сведения о территориях, подработанных вне связи с добычей полезных ископаемых, могут быть получены у владельцев объектов подземного строительства, сведения об изменениях недр по мере добычи полезных ископаемых и геологического изучения - в территориальных органах управления фондом недр и горного надзора, территориальном центре мониторинга геологической среды.
Ревизия подработанных территорий и наблюдение за их состоянием входит в функции Территориального центра мониторинга геологической среды, который взаимодействует с Управлением экологии и чрезвычайных ситуаций Администрации города.
Использование участков с месторождениями полезных ископаемых и подработанными территориями и порядок получения разрешения на него регулируются настоящими правилами.
3.2. Особенности территорий, допуски и ограничения по ним
Недропользование.
Недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается действующим законодательством.
Пользование недрами на основании лицензии может передаваться другому лицу на основании "Инструкции по переоформлению лицензий на пользование недрами" (утверждена приказом Роскомнедр от 18.05.95 N 65).
Подземное пространство в пределах городской черты Челябинска находится в ведении Администрации города за исключением:
а) частей подземного пространства, которые в соответствии с условиями зонирования или разрешениями на строительство являются объектами права застройки, принадлежащего иным лицам;
б) части подземного пространства, предоставляемого в установленном порядке в пользование иным лицам для добычи полезны ископаемых в соответствии с действующим законодательством.
Органы городского самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
По согласованию с Администрацией города недра предоставляются в пользование для регионального геологического изучения, инженерно-геологических изысканий, работ, направленных на общее геологическое изучение недр, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, геологических работ по созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр и не связанных с добычей полезных ископаемых.
Недропользование на территории города Челябинска должно вестись с выполнением основных требований по рациональному использованию и охране недр, определенных законодательством о недрах.
Пользование недрами на территориях города, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено Администрацией города в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях города и пригородной зоны производится в соответствии со статусом этих территорий, утвержденным Челябинской городской Думой.
Строительство.
Строительство, реконструкция и расширение объектов на выделенных в настоящем разделе участках недр осуществляется по разрешениям на строительство, выдаваемым на основании решения органов городского самоуправления и разрешений органов федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзор России Управление Челябинского округа) и Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее МПР).
3.2.1. Месторождения полезных ископаемых с балансовыми запасами и изучение недр
Недропользование.
Месторождения общераспространенных полезных ископаемых, залегающие в городской черте и учтенные в территориальном Балансе, могут быть предметом разработки на основании лицензии.
Право пользования может быть приобретено пользователем:
а) на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти Челябинской области по результатам конкурса или аукциона;
б) в порядке, установленном органами представительной власти Челябинской области и города Челябинска для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
в) на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти Челябинской области, для целей геологического изучения недр.
Во всех случаях решение согласовывается с Администрацией города Челябинска.
Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются в пользование:
а) для геологического изучения - на срок до 5 лет;
б) для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей - до 20 лет;
в) при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.
Сроки пользования недрами при добыче полезных ископаемых определяются исходя из технико-экономического обоснования их разработки, обеспечивающего рациональное использование, охрану недр и рекультивацию нарушенных территорий.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых территорий и в иных целях.
В соответствии с лицензией участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризированного блока недр. Порядок определения границ горного отвода предусмотрен законодательством о недрах.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения, по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводиться работы нескольких пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
В процессе геологического изучения недр города Челябинска возможно получение результатов, которые потребуют балансового учета запасов месторождений федерального списка. Решение вопроса о предоставлении в пользование горного отвода для таких месторождений переходит на уровень Федерации и ее субъекта - Челябинской области.
При постановке месторождения на Баланс учитывается реальная возможность его разработки, социально-экономические аспекты развития территории и страны в целом.
В случаях возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья, недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться.
Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, могут предоставляться в пользование с учетом требований земельного законодательства и других нормативных актов.
Участки могут временно или постоянно отчуждаться для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.
В зависимости от значимости месторождения (федеральное, территориальное, местное значение) и решаемых геологических задач (заказчика работ, их финансирования) решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами власти, органами исполнительной власти Челябинской области или города Челябинска.
Если земельные участки в границах горного отвода у пользователей не изымаются, то в их пределах вводится особый режим, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления границ горного отвода.
Изъятию и предоставлению земельных участков должна предшествовать оценка возможных негативных последствий от занятия земель. Решения по отводу и изъятию земель принимаются только при наличии заключения государственной экологической экспертизы по соответствующим проектам или обосновывающим материалам.
Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых производится после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации и восстановления ранее отработанных площадей. Предоставление особо ценных продуктивных земель производится только после отработки других угодий.
Использование земельных участков является платным. Плата производится в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Земельный участок предоставляется на срок пользования месторождением и его рекультивации.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Пользователь недр обязан обеспечить:
а) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
б) приведение участков земли и других природных и искусственных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
в) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
г) использование земельного участка в соответствии с целевым назначением.
При включении объектов водоснабжения из подземных источников в государственный Водный кадастр с установлением водоохранных зон передача соответствующих участков в частную собственность запрещается.
Планирование территорий городских районов, размещение, строительство и эксплуатация отдельных зданий, сооружений и иных объектов хозяйственной деятельности в пределах водоохранных зон осуществляется в соответствии со специальными нормативными требованиями по использованию и охране подземных вод в целях исключения и предупреждения загрязнения и изменения их целевого назначения.
Строительство.
Проектирование и строительство (реконструкция) зданий и сооружений до получения от территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации заключения о наличии полезных ископаемых под участком предполагаемой застройки не допускается.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых) допускается при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки при получении в органах Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрешения на такую застройку. В проектах на строительство (реконструкцию) объектов должны быть предусмотрены, а при строительстве (реконструкции) - осуществлены строительные, горные или иные меры охраны в соответствии с действующими нормативными документами.
Решение о застройке площадей залегания месторождений с балансовыми запасами общераспространенных полезных ископаемых и грунтовых вод в городе Челябинске принимается при наличии разрешений органа Госгортехнадзора России и территориального органа МПР Администрацией города, а месторождений федерального списка, если они на территории города будут установлены, - федеральными и областными органами в соответствии с разделением их полномочий.
3.2.2. Месторождения полезных ископаемых с забалансовыми или неустановленными запасами
Недропользование.
Участки недр города с забалансовыми или неустановленными запасами могут предоставляться в пользование на основании лицензии для разведки и последующей добычи месторождений полезных ископаемых, включая подземные воды (горный отвод), или в качестве геологического отвода для изучения недр. В этом случае на участки распространяются положения п.3.2.1.
Пользователи земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и водозаборных скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке и на условиях, устанавливаемых соответствующими органами исполнительной власти города.
В процессе инженерно-геологических исследований могут проводиться изыскания грунтовых строительных материалов с целью получения необходимых и достаточных данных об их источниках, количестве, качестве и горно-геологических условиях для проектирования и организации временных карьеров по добыче грунтовых материалов, не являющихся местными строительными материалами, и предназначенных для возведения земляных сооружений (насыпных, намывных плотин, дамб, дорог и т.п.) и других проектируемых объектов строительства.
Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод могут выполняться в составе инженерных изысканий для строительства с целью получения необходимых и достаточных данных для проектирования и строительства водозаборов подземных вод с незначительной (до 1000 куб.м. в сутки) потребностью в хозяйственной питьевой воде, если существующее централизованное водоснабжение не может обеспечить требуемой потребности в воде или его использование нецелесообразно согласно технико-экономическим требованиям.
Строительство.
Строительство и реконструкция зданий и сооружений на участках с забалансовыми месторождениями полезных ископаемых ведется на общих основаниях как и на участках, полезных ископаемых не содержащих. Учитывая возможность переоценки полезных ископаемых при изменении спроса на них, необходимо выполнять требования защиты геологической среды от загрязнения и других негативных воздействий.
Строительство в пределах горизонтов подземных вод с неучтенными запасами водозаборов должно вестись с обеспечением защиты водоносных горизонтов от загрязнения.
3.2.3. Подработанные территории
Недропользование.
Недропользование в пределах подработанных территорий может быть возобновлено при выполнении требований п.3.2.1.
Строительство.
Строительство на подработанных территориях должно вестись с учетом соответствующих строительных норм и правил. Предложения по особенностям ведения строительных работ на подрабатываемых территориях вырабатываются в процессе инженерно-геологических исследований, выполняемых специализированной организацией, имеющей лицензию на эти работы.
Строительство на подрабатываемых территориях без проведения инженерно-геологических изысканий и получения заключения специализированной инженерно-геологической организации с характеристикой изменений геологической среды и прогнозом их развития запрещается.
Открытые горные выработки являются резервом территориального развития города. Их использование осуществляется в соответствии с генеральным планом.
3.2.4. Особые участки геологической среды
Территории города Челябинска, загрязненные химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней, в случаях, когда проживание населения и осуществление хозяйственной деятельности на них создает угрозу здоровью человека, подлежат реабилитации в установленном порядке.
В зависимости от степени загрязненности и способа реабилитации указанных территорий может вводиться особый режим их использования или производиться изменение их целевого назначения.
Решение о реабилитации территории или введении на ней особого режима принимается Администрацией города на основании представления Управления земель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Инициатива в установлении для территории особого статуса может принадлежать любому юридическому или физическому лицу, которое должно обратиться с заявлением и соответствующим обоснованием в Администрацию города.
В решении Администрации города устанавливаются возможные направления использования территории, включая возможный постоянный или временный вывод из хозяйственного оборота, комплекс ограничительных и реабилитационных мероприятий для каждого варианта использования. Контроль за исполнением данного решения осуществляет Управление земель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Выполнение мероприятий по реабилитации техногенно загрязненных участков геологической среды, а также переселение в необходимых случаях населения производится, в первую очередь, за счет средств виновных юридических лиц и граждан.
4. Ответственность за нарушение режима использования участков недр и подработанных территорий
Пользователи, арендаторы и собственники городских земель несут ответственность за нарушение режима использования недр в соответствии с Земельным кодексом РСФСР от 25.04.91 N 1103-1, Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.98 N 7З-ФЗ, Законом Российской Федерации от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Инструкцией по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, 1994 года, другим действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативно-правовыми актами города Челябинска.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Недропользование.
Государственный и муниципальный контроль за рациональным использованием и охраной недр, земель и других объектов окружающей среды осуществляется путем проведения проверок с установленной действующими указаниями периодичностью или по сигналам юридических или физических лиц. Проверки проводят органы геологического контроля Российской Федерации во взаимодействии с государственным горным надзором, органами охраны окружающей среды и Министерства природных ресурсов. Каждый из указанных органов может провести независимую проверку. Акты проверок направляются в управление госгеолконтроля, в соответствующие подразделения Администрации Челябинской области и города Челябинска.
В случае выявления нарушений, к которым относятся нарушения режима использования участков размещения месторождений с балансовыми запасами, отклонения от проекта разработки, использование земель в целях, не отвечающих условиям выделения отвода, сверхнормативное негативное воздействие на население и окружающую среду, в том числе геологическую, контролирующими органами недропользователям выдаются предписания на приостановку работ с предупреждением о лишении лицензии.
Самовольное пользование недрами, совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на недра и воды, согласно статьям 46 и 47 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размерах, определенных Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях".
Нарушение недропользователем экологического состояния окружающей среды, в том числе геологической, влечет за собой наложение административного штрафа в соответствии со статьей 84 Закона Российской Федерации от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды".
Строительство.
Контроль за состоянием участков месторождений полезных ископаемых, а также геологической среды на участках строительства осуществляют органы Министерства природных ресурсов и Госгортехнадзора России Управления Челябинского округа.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается по представлению органов Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской Федерации без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации и демонтажу возведенных объектов. В случае сноса самовольно возведенных зданий и сооружений снос производится по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления за счет правонарушителя в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации имеют право в административном порядке налагать штрафы на юридических лиц, граждан при нарушении законодательства, а также на должностных и юридических лиц, действия которых повлекли за собой эти нарушения, в установленном земельным законодательством и законодательством о недрах размерах (ст.125 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст.20, 21 Закона Российской Федерации "О недрах", Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, 1994г.).
5. Порядок оформления разрешения на использование земель с месторождениями полезных ископаемых и особых участков геологической среды
Недропользование.
Порядок получения разрешения на недропользование определен Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" и "Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.95 N 775.
Для получения лицензии кандидат на недропользование обращается в территориальное подразделение Федерального управления государственным фондом недр (Комитет природных ресурсов по Челябинской области или его правопреемник) с заявкой, форма которой, а также формы пакета документов при лицензировании водопользования предоставляются этим органом.
Лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, который осуществляет также оформление, регистрацию и выдачу лицензий.
Территориальный орган управления государственным фондом недр, выполняющий подготовку материалов к лицензированию по заявке кандидатов на недропользование, организует получение необходимых заключений компетентных органов (осуществляет все согласования), объявляет и совместно с Администрацией области или города проводит лицензионный конкурс или аукцион.
Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами в границах предоставленных им земельных участков, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, регулируется законами и иными нормативными правовыми актами города Челябинска.
Лицензии на проведение работ в пределах установленного предприятию горного и земельного отвода выдаются без конкурса.
Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования Получение согласия входит в функции территориального органа управления фондом недр. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. Земельный участок включает в себя горный отвод и взрывоопасную зону.
Границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Заключение органа государственной экспертизы должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы, Управления земель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, специально уполномоченных органов охраны памятников культуры, управления государственным фондом недр, государственного горного надзора, органов охраны недр, других заинтересованных органов.
Проведение на территории города работ по недропользованию, в том числе по сооружению водозаборов из скважин с потреблением воды более 1000 кубических метров в сутки требует получения разрешения Администрации города. Получение разрешения входит в функции территориального органа управления государственным фондом недр. Разрешение выдается при обязательном предварительном согласовании намеченных работ с Администрациями районов, на территории которых проводятся данные работы, Главным Управлением архитектуры и градостроительства, со службами Управления жилищно-коммунального хозяйства города, с предприятиями транспорта и связи, а также со следующими городскими службами: телефонной, электрической, радио, газовой, тепловых сетей, водопроводно-канализационного хозяйства и с другими заинтересованными службами и лицами, определяемыми вышеперечисленными органами. Все эти согласования выполняются Администрацией города в процессе подготовки разрешения на недропользование.
Строительство.
Строительство и реконструкция зданий и сооружений на территории города выполняются по разрешению Администрации города при условии соблюдения прочих правил застройки и землепользования, получения справки о полезных ископаемых территорий, гидрогеологического заключения, а также справки об опасных геологических процессах.
Справки о полезных ископаемых и гидрогеологические заключения выдает Территориальный орган государственного управления фондом недр (Комитет природных ресурсов по Челябинской области или его правопреемник), а справку об опасных геологических процессах - Территориальный центр мониторинга геологической среды (ТЦМГС), или специализированная организация по инженерно-геологическим исследованиям (ЮжуралТИСИз или его преемник).
Справки о полезных ископаемых, гидрогеологические заключения и справки об опасных геологических процессах должны быть получены в указанных выше организациях также при разработке всех видов градостроительной и проектно-изыскательской документации, если работы, которые будут проводиться по этой документации, предусматривают воздействие на геологическую среду, в том числе изменение нагрузки на нее.
Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должно быть получено на основании горно-геологического обоснования в органах Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской федерации на стадии разработки ТЭО до составления проекта намечаемого строительства (реконструкции). Требования к обоснованию определяют указанные органы.
Если полезных ископаемых под площадкой намечаемого строительства нет, такого разрешения на застройку не требуется при условии получения указанных выше заключений и справок.
При выборе площади для размещения намечаемых к строительству (реконструкции) объектов и мест размещения подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых) должны быть соблюдены требования земельного, водного и природоохранного законодательства и иных нормативных правовых актов города Челябинска.
Участие представителей органов Госгортехнадзора России и МПР Российской Федерации в комиссии по выбору площадок для строительства (реконструкции) объектов, которой выбран вариант с застройкой площади залегания полезных ископаемых, не исключает необходимости получения разрешения на застройку до начала проектирования строительства (реконструкции).
Передача полученного в органах Госгортехнадзора России и МПР разрешений на застройку площади залегания полезных ископаемых другим организациям не допускается
Разрешение, выданное органами Госгортехнадзора России и Министерства природных ресурсов Российской Федерации на застройку площадей залегания полезных ископаемых или на размещение в местах их залегания подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых, считается утратившим силу и может аннулироваться в случаях:
а) несоблюдения требований, на которых разрешена застройка;
б) несоблюдения требований по сохранности запасов полезных ископаемых и их качества от вредного влияния работ, связанных с застройкой;
в) если застройка оказывает более вредное, чем предусматривается проектом, влияние на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок;
г) невыполнения требований природоохранного законодательства и нормативных документов по охране природной среды;
д) иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых или разрешение на размещение подземных сооружений в местах их залегания может быть пересмотрено по инициативе пользователя недр, органов Госгортехнадзора России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органов городского самоуправления, а также по ходатайству заинтересованных организаций, осуществляющих строительство, в случаях:
а) выявления при проведении геологоразведочных работ или при разработке месторождений полезных ископаемых существенных изменений в условиях залегания пластов, рудных тел и залежей, в характеристике свойств качества полезных ископаемых под площадью, разрешенной для застройки;
б) изменения сроков, направлений, систем и способов разработки месторождения полезного ископаемого под площадью, разрешаемой для застройки, если эти изменения вызывают ранее предусмотренное ухудшение условий застройки.
Горно-геологическое обоснование намечаемой застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должно разрабатываться специализированной проектной организацией, имеющей лицензию, выданную органами Госгортехнадзора России на этот вид работ.
В тех случаях, когда проектирование и строительство государственных объектов осуществляется по программам федерального значения, разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых выдается непосредственно Госгортехнадзором России и Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с органами городского самоуправления.
Решение горного надзора и территориального подразделения Министерства природных ресурсов Российской Федерации об отказе в выдаче разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых может быть обжаловано в Госгортехнадзоре России и Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
Инженерные изыскания для строительства на участках с опасными геологическими процессами должны выполняться специализированными изыскательскими организациями при наличии решения соответствующих органов Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта или предоставления земельного участка, договора об использовании земельного участка для изыскательских работ, заключенного с пользователем земли, и регистрации(разрешения) производства ннженерных изысканий.
Основанием для выполнения инженерных изысканий является договор (контракт) между заказчиком и исполнителем инженерных изысканий с неотъемлемыми к нему приложениями: техническим заданием, календарным планом работ, расчетом стоимости и, при наличии требований заказчика, - программой инженерных изысканий, а также дополнительных соглашений к договору при изменении состава, сроков и условий выполнения работ.
Строительство и реконструкция зданий и сооружений на территориях с опасными геологическими явлениями выполняется при выполнении прочих правил градостроительства при условии получения заключения Территориального центра мониторинга геологической среды (ТЦМГС) или предприятия, выполняющего его функции. ТЦМГС рассматривает возможность строительства с учетом данных инженерно-геологических исследований. В заключении ТЦМГС выдаются рекомендации по организации мониторинга геологической среды на участках с опасными процессами в недрах.
Адреса органов, выдающих лицензии и разрешения:
Территориальный орган управления государственным фондом недр - Комитет природных ресурсов по Челябинской области: 454048, Челябинск, ул.Блюхера, 8а;
Территориальный орган госгортехнадзора - Управление Челябинского округа госгортехнадзора России. 454048, Челябинск, ул.Яблочкина, 9.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
<< Назад |
>> 2. Термины, используемые в разделе |
|
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 23 декабря 1998 г. N 32/2 "О Правилах застройки и землепользования в городе Челябинске... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.