Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 19 ноября 2012 г. N 6177 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению Администрации города
от 14 июля 2011 г. N 4271
Паспорт
городской целевой программы "Развитие общественного самоуправления в городе Челябинске на 2012-2014 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования
Заместитель Главы Администрации города по социальному развитию
Главный распорядитель средств бюджета
Администрация города Челябинска
Наименование органа местного самоуправления, утвердившего программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта
Распоряжение Администрации города Челябинска от "14".07.2011 N 4271
Наименование программы
Городская целевая программа "Развитие общественного самоуправления в городе Челябинске на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа)
Номер и дата учета в Управлении экономики Администрации города Челябинска
от "14" 07.2011 N 8
Цели и задачи
Цель Программы: развитие системы многоуровневого партнерства в сфере взаимодействия органов местного самоуправления (далее - МСУ), общественного сектора (органов территориального самоуправления (далее - ТОС), некоммерческих организаций (далее - НКО) и бизнес-сообщества для создания условий участия институтов гражданского общества в решении конкретных социально значимых задач и проектов города Челябинска.
Задачи Программы:
1) развитие системы расширенного внедрения гражданских инициатив, повышение уровня доверия населения к органам местного самоуправления;
2) реализация механизма взаимодействия органов МСУ, НКО, ТОС, представителей бизнеса, населения для обсуждения и повышения эффективности решения вопросов местного значения;
3) программно-методическое и информационное сопровождение деятельности НКО, ТОС, бизнес-сообщества по вопросам местного самоуправления и стратегии развития города;
4) сохранение социально-культурных традиций города и возрождение исторических ценностей, обеспечивающих стабильность, уникальность и значимость мегаполиса (преемственность трудовых традиций, ценность творчества, ценность доброго имени, ценность семьи);
5) объединение действий органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных конфессий для достижения межнационального согласия, укрепления отношений взаимопонимания и сотрудничества;
6) создание условий для социальной адаптации и самореализации молодежи, мигрантов.
Целевые индикаторы и показатели
1. Рост числа НКО, привлеченных к реализации социально значимых проектов на территории города Челябинска, на 5% ежегодно.
2. Рост числа органов ТОС, действующих в статусе юридических лиц, на 1 в год.
3. Увеличение количества правотворческих инициатив, направленных на участие населения города Челябинска, в принятии решений по вопросам местного значения - на 1 в год.
4. Число форм участия населения в принятии решений по вопросам местного значения (публичных слушаний, общественных слушаний, опросов) - от 5 в год.
5. Количество информационно-методических материалов, подготовленных в рамках Программы - от 15 в год.
6. Количество семинаров, деловых игр, научно-практических конференций, проведенных в рамках Программы - от 17 в год.
7. Увеличение количества участников конкурсов на 3% ежегодно.
8. Увеличение количества гражданских инициатив на 3% ежегодно.
9. Количество социально значимых проектов, партнерских акций - от 5 ежегодно.
Характеристика программных мероприятий
Программа предусматривает объединение усилий органов местного самоуправления, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления для осуществления комплексного подхода к реализации следующих основных мероприятий:
1. Нормативное и социальное проектирование.
2. Методическое сопровождение общественного самоуправления (обучающие семинары, организационно-деятельностные игры, дни открытых дверей в органах ТОС).
3. Информационно-просветительское сопровождение общественного самоуправления (круглые столы, научно-практические конференции, форумы, представительские, информационные встречи лидеров НКО и ТОС с руководителями органов МСУ).
4. Развитие форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения (общественные, публичные слушания, опросы граждан, правотворческие инициативы).
5. Конкурсы, программы, социальные проекты.
6. Презентации, выставки, фестивали.
7. Массовые акции, культурно-массовые, спортивные мероприятия.
8. Издательская деятельность.
Сроки реализации
Программа реализуется в 2012 - 2014 годах.
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования Программы в 2012 - 2014 годах составит 24 173,309 тысяч рублей, из них за счет:
- средств бюджета города - 17 249,509 тысяч рублей;
- внебюджетных источников: инвестиций средств бизнеса при реализации социально значимых проектов, трудовых, материальных и финансовых средств НКО - 6 923,8 тысяч рублей.
В том числе по годам:
- 2012 год - 7 655,709 тысяч рублей, из них за счет:
средств бюджета города - 5 425,709 тысяч рублей;
внебюджетных источников - 2 240,0 тысяч рублей;
- 2013 год - 8 069,3 тысяч рублей, из них за счет:
средств бюджета города - 5 762,1 тысяч рублей;
внебюджетных источников - 2 307,2 тысяч рублей;
- 2014 год - 8 438,3 тысяч рублей, из них за счет:
средств бюджета города - 6 061,7 тысяч рублей;
внебюджетных источников - 2 376,6 тысяч рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
1. Увеличение охвата населения конструктивной деятельностью, в том числе молодежи (рост количества цивилизованных технологий разрешения конфликта интересов - конференций ТОС, собраний граждан - со 116 в 2011 году до 126 к 2014 году).
2. Повышение стабильности в обществе, снижение социальной напряженности (рост количества цивилизованных технологий разрешения конфликта интересов - рабочих групп, временных научно-исследовательских коллективов, переговорных процессов - с 10 в 2011 году до 13 в 2014 году).
3. Рост доверия органов ТОС и НКО к органам МСУ (рост количества гражданских инициатив населения города Челябинска и общественных объединений с 77 в 2011 году до 83 к 2014 году; рост участия населения, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления в принятии решений по вопросам местного значения с 24 в 2011 году до 27 к 2014 году).
4. Динамичность развития НКО, сетей и демократических технологий (внедрение в практику органов местного самоуправления инновационных технологий взаимодействия; рост количества коалиционных проектов, количества демонстрируемых инновационных технологий с 5 в 2011 году до 11 к 2014 году).
5. Расширение участия "третьего сектора" в решении социальных проблем города через дальнейшее внедрение механизмов муниципального заказа и конкурсного распределения средств бюджета города (повышение степени развития конкурсных механизмов - рост количества участников конкурсов с 1354 в 2011 году до 1480 к 2014 году).
6. Повышение эффективности использования бюджетных средств (увеличение объема средств, привлеченных НКО, органами ТОС и по итогам реализации конкурсных проектов с 2 240,0 тысяч рублей в 2012 году до 2 376,6 тысяч рублей в 2014 году).
7. Усиление влияния населения на процессы использования бюджетных средств территорий, адресного решения социальных вопросов, разработки целевых программ территорий, правовых актов (увеличение количества публичных и общественных слушаний, опросов, правотворческих инициатив с 1 в 2011 году до 4 в 2014 году).
8. Совершенствование технологий формирования многоуровневого партнерства (увеличение количества семинаров, деловых игр, научно-практических конференций, проводимых в рамках Программы, с 17 в 2011 году до 20 к 2014 году).
9. Развитие технологий взаимодействия органов МСУ, НКО, ТОС (увеличение количества информационно-методических материалов, подготовленных в рамках Программы, с 15 в 2011 году до 18 к 2014 году).
10. Расширение конструктивной активности и социальной ответственности за качество жизни в городе Челябинске (увеличение количества НКО, привлеченных к реализации социально значимых проектов на территории города Челябинска, с 77 в 2011 году до 89 к 2014 году).
Заместитель |
И.В. Лопаткин |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Успешность городской политики, проводимой органами местного самоуправления, в значительной степени определяется степенью соучастия, заинтересованности, вовлеченности НКО и органов ТОС в реализацию принятых решений. За счет нивелирования расхождения интересов участников процесса, сохранения системы приоритетов совместной деятельности появляются новые возможности мобилизации местных ресурсов.
Программа является новым этапом в развитии общественного самоуправления в городе Челябинске и продолжением городской целевой программы "Развитие общественного самоуправления в городе Челябинске на 2007 - 2011 годы".
Цели и задачи Программы по созданию системы многоуровневого партнерства достигнуты, наступает этап развития системы социального партнерства в сфере взаимодействия органов местного самоуправления, общественного сектора, бизнес-сообщества для создания условий участия институтов гражданского общества в решении конкретных социально значимых задач и проектов города.
На сегодняшний день в городе Челябинске насчитывается более 1500 некоммерческих организаций (по данным статистики), в том числе 117 органов ТОС, 60 зарегистрированных религиозных организаций, которые представляют более 20 конфессий, 37 национально-культурных объединений, около 120 общественных подростковых и молодежных объединений и инициатив.
Первые шаги в выстраивании эффективного механизма согласования между собой социально-экономических интересов, в разработке технологии конструктивного взаимодействия различных целевых групп, основанного на взаимном доверии, открытости, заинтересованности в позитивных изменениях в обществе, были сделаны в рамках реализации городской целевой программы "Развитие общественного самоуправления в городе Челябинске на 2007 - 2011 годы". В Программе осуществлялось создание механизмов взаимодействия органов МСУ с негосударственными НКО, органами ТОС и жителями, которые можно оценить, как формирование социального пространства где реализуется возможность участия в конкурсе на соискание гранта и вовлечение населения в реализацию социальных проектов. Результатами реализации Программы стали:
- формирование системы конкурсов, проводимых в едином стандарте;
- освоение проектной культуры партнерства некоммерческими национально-культурными, религиозными, ветеранскими организациями, органами ТОС и другими общественными формированиями;
- освоение новой технологии интеграционных и сетевых проектов;
- повышение активности жителей в решении социальных проблем города.
Однако по-прежнему существуют задачи, которые необходимо решать в первоочередном порядке.
Во-первых, степень дистанционирования жителей от управления и уровень иждивенческого поведения остаются высокими. В этой связи необходимо:
- проводить обучение населения, особенно молодежи, формам участия в решении вопросов местного значения, в том числе касающихся перспектив развития города, а также развитие добровольческого и волонтерского движения;
- создавать условия для внедрения новых технологий осуществления населением местного самоуправления и участия населения в различных формах местного самоуправления, направленных, главным образом, на формирование и развитие информационного пространства (публичные слушания, опросы и конференции, получение информации через СМИ, интернет-сайты о реализации основных направлений социально-экономического развития города Челябинска, участие в социологических опросах и фокус-группах), позволяющих гражданам не только выражать свое отношение к общегородским проблемам, но и принимать непосредственное участие в их решении (работа в тематических комиссиях, рабочих группах, выбор стратегических целей и приоритетов развития города, механизмов их практической реализации с использованием телефонов "горячей линии", общественных приемных, интерактивного телевидения, радиодебатов, гражданских референдумов).
Во-вторых, взаимодействие НКО как между собой, так и с органами МСУ и бизнес-сообществом продолжает носить потребительский характер, не используются активно технологии конструктивного объединения НКО в коалиции, ассоциации и фонды местного самоуправления. Для этого необходимо:
- показать общий интерес НКО, особенно социально ориентированных, через конкретные проекты, программы, конкурсы и объединить НКО в рамках реализации проектов (общегородских, районных, проектах микрорайонов);
- предоставить возможность проявлять гражданские инициативы через общественные акции, опросы, правотворческую инициативу, публичные слушания, участие в конкурсах на муниципальный грант и муниципальный заказ;
- обеспечить преемственность проектов и технологий между НКО и их молодежными отделениями.
Сохранились проблемы, характерные для религиозных организаций, - сложности с установлением позитивного диалога и активного вовлечения религиозных объединений в общественную жизнь.
Одной из серьёзных проблем сегодня является экстремизм. Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Необходимо сотрудничество органов местного самоуправления с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности и обеспечения социальной стабильности в обществе. Обратить внимание на формирование информационного пространства, способствующего утверждению идей духовной и культурной общности народов, патриотизма и межнационального согласия (информационно-пропагандистское обеспечение).
За пять лет реализации Программы органы ТОС не проявили стремления переходить в статус некоммерческих организаций и, как следствие этого, принимать на себя ответственность за реализацию собственных инициатив. Сохраняется стремление заниматься проблемами жилищно-коммунального хозяйства, администрирование. Реализация собственных инициатив остается на низком уровне.
Существенной проблемой остаётся объём финансирования Программы.
Год |
Запланированный объем финансирования по ГЦП, тыс. руб. |
Из бюджета города, тыс. рублей |
% от запланированного объема финансирования |
Внебюджетные средства, тыс. рублей |
Резервный фонд / доп. ассигнования, тыс. рублей |
Всего, тыс. рублей |
Процент выполнения Программы |
2007 |
14 290,0 |
7882,6 |
55,16% |
540,0 |
2 683,294 / 0,0 |
11 105,894 |
99,96% |
2008 |
15 290,0 |
8 490,0 |
55,53% |
540,0 |
1 925,0 / 1 044,26 |
11 999,26 |
99,99% |
2009 |
16 290,0 |
4 501,287 |
27,63% |
540,0 |
0,0 / 0,0 |
5 041,287 |
99,99% |
2010 |
17 290,0 |
4 982,9 |
28,82% |
540,0 |
0,0 / 2 720,657 / 50,0 / 873,0 |
9 166,557 |
99,47% |
2011 |
18 290,0 |
5 276, 9 |
28,85% |
540,0 |
419,425 / 2 200,0 |
8 436,325 |
86,47% |
Таким образом, Программа ориентирована на весь сектор негосударственных организаций - собственно общественные объединения, территориальное общественное самоуправление, а также на общественные инициативы, молодежные инициативы, и нацелена, решая общие проблемы, учитывать специфику организаций каждого из вышеназванных блоков.
Правовую базу Программы составляют:
1) Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
3) Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
4) Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
5) Федеральный закон от 3 июня 1993 года N 5090-ФЗ "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-ФЗ " имеется в виду "Постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации"
6) Федеральный закон от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций";
7) решение Челябинской городской Думы от 25.10.2005 N 7/14 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов местного самоуправления и некоммерческих организаций";
8) решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 N 10/18 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске";
9) решение Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/16 "Об утверждении Положения о порядке целевого финансирования органов территориального общественного самоуправления в городе Челябинске";
10) решение Челябинской городской Думы от 25.10.2005 N 7/15 "Об утверждении Положения о муниципальных грантах - целевом финансировании социально значимых проектов некоммерческих организаций";
11) решение Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/14 "Об учреждении премии "Признание";
12) решение Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/15 "Об утверждении Положения о порядке назначения и проведения опроса граждан в городе Челябинске".
Конечным результатом деятельности Программы должна стать развитая система многоуровневого партнерства, когда самые широкие слои населения города непосредственно участвуют в подготовке и реализации решений, направленных на увеличение собственных благ и рост потенциала города, а органы МСУ согласовывают интересы различных групп населения. В этом случае механизм управления городом становится более открытым, происходит углубление самоуправления, становление институтов гражданского общества.
Достижение целей организационными усилиями невозможно. НКО не являются бюджетополучателями, за исключением случаев финансирования проектов на конкурсной основе, финансирования совместных с отраслями мероприятий или выделения незначительных сумм из бюджета города в качестве материальной поддержки.
Как показывает практика конкурсного финансирования, большинство инициативных социальных проектов общественных организаций направлены на решение межотраслевых проблем комплексного характера. В связи с этим необходимо создание единого механизма организации и проведения конкурсов на соискание муниципальных грантов, сохраняющего отраслевую ответственность за использование бюджетных средств со стороны исполнителей Программы.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью программы является развитие системы многоуровневого партнерства в сфере взаимодействия органов местного самоуправления (далее - МСУ), общественного сектора (органов территориального самоуправления (далее - ТОС), некоммерческих организаций (далее - НКО) и бизнес-сообщества для создания условий участия институтов гражданского общества в решении конкретных социально значимых задач и проектов города Челябинска.
Задачи Программы:
1) развитие системы расширенного внедрения гражданских инициатив, повышение уровня доверия населения к органам местного самоуправления;
2) реализация механизма взаимодействия органов МСУ, НКО, ТОС, представителей бизнеса, населения для обсуждения и повышения эффективности решения вопросов местного значения;
3) программно-методическое и информационное сопровождение деятельности НКО, ТОС, бизнес-сообщества по вопросам местного самоуправления и стратегии развития города;
4) сохранение социально-культурных традиций города и возрождение исторических ценностей, обеспечивающих стабильность, уникальность и значимость мегаполиса (преемственность трудовых традиций, ценность творчества, ценность доброго имени, ценность семьи);
5) объединение действий органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных конфессий для достижения межнационального согласия, укрепления отношений взаимопонимания и сотрудничества;
6) создание условий для социальной адаптации и самореализации молодежи, мигрантов.
III. Ожидаемые результаты реализации Программы с указанием целевых индикаторов и показателей
Ожидаемые результаты реализации Программы приведены в таблице.
Ожидаемый социальный эффект |
Оценочный показатель |
Изменение оценочного показателя по годам |
Источник получения информации |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Увеличение охвата населения конструктивной деятельностью, в том числе молодежи |
рост цивилизованных технологий разрешения конфликта интересов (конференции ТОС, собрания граждан) |
на 3% |
на 3% |
на 3% |
администрации районов в городе |
Повышение стабильности в обществе, снижение социальной напряженности |
отсутствие роста конфликтов и акций протеста. Рост цивилизованных технологий разрешения конфликта интересов (рабочие группы, временные научно-исследовательские коллективы, переговорные процессы) |
0%
на 1 |
0%
на 1 |
0%
на 1 |
мониторинг прессы, социологические исследования |
Рост доверия органов ТОС и НКО к органам МСУ |
рост количества гражданских инициатив населения города Челябинска и общественных объединений. Рост участия населения, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления в принятии решений по вопросам местного значения |
на 3%
на 1
|
на 3%
на 1 |
на 3%
на 1 |
анкетирование, социологические исследования |
Динамичность развития НКО, сетей и демократических технологий |
рост количества коалиционных проектов, количество демонстрируемых инновационных технологий |
на 2 |
на 2 |
на 2 |
статистические данные отчетов |
Расширение участия "третьего сектора" в решении социальных проблем города через дальнейшее внедрение механизмов муниципального заказа и конкурсного распределения средств бюджета города |
рост количества участников конкурсов |
на 3% |
на 3% |
на 3% |
социологические исследования, статистические данные отчетов |
Повышение эффективности использования бюджетных средств |
увеличение объема средств, привлеченных НКО, органами ТОС и по итогам реализации конкурсных проектов |
- |
на 3% |
на 3% |
отчеты НКО, ТОС по договорам, отчеты по реализованным проектам конкурсов |
Усиление влияния населения на процессы использования бюджетных средств территорий, адресного решения социальных вопросов, разработки целевых программ территорий, правовых актов |
увеличение количества публичных и общественных слушаний, опросов, правотворческих инициатив |
на 1 |
на 1 |
на 1 |
статистические данные исполнителей Программы |
Совершенствование технологий многоуровневого партнерства |
увеличение количества семинаров, деловых игр, научно-практических конференций |
на 1 |
на 1 |
на 1 |
статистические данные исполнителей Программы |
Расширение конструктивной активности и социальной ответственности за качество жизни в городе Челябинске |
увеличение количества НКО, привлеченных к реализации социально значимых проектов |
на 5% |
на 5% |
на 5% |
статистические данные отчетов |
Развитие технологий взаимодействия органов местного самоуправления, НКО, органов ТОС |
увеличение количества информационно-методических материалов |
на 1 |
на 1 |
на 1 |
статистические данные отчетов |
Прогнозируемое изменение показателей должно способствовать повышению активности населения в деятельности по улучшению качества жизни, к
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.