Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 26 января 1999 г. N 34/3
Программа
содействия занятости населения города Челябинска на 1999 год
Челябинск, 1999
1. Паспорт программы
Наименование, номер и дата Закон Российской Федерации "О занятости
принятия решения по населения в Российской Федерации" (ст. 15)
разработке Программы Постановление Главы города от 28.10.98 N 1504п
Заказчик Департамент Федеральной службы занятости
населения по Челябинской области
Основные разработчики Городской отдел Департамента Федеральной
государственной службы занятости населения
по Челябинской области с участием комитетов
и Управлений администрации г.Челябинска
Цели и задачи Программы Создание условий для скорейшего и эффективного
трудоустройства граждан и обеспечения рабочей
силы предприятий города путем:
- целевой поддержки (сохранение и создание)
рабочих мест для сдерживания массового
высвобождения работников и трудоустройство
безработных;
- проведение активной политики содействия
занятости безработных граждан
(трудоустройство на вакантные места,
оказание реальной поддержки безработным
гражданам в организации предпринимательской
деятельности, временная занятость,
общественные работы, профориентация и
переобучение на рыночные специальности);
- целевое, адресное содействие занятости групп
населения, особо нуждающихся в социальной
поддержке;
- обеспечение материальной и социальной
поддержки в период вынужденной безработицы;
- совершенствование деятельности
государственной службы занятости населения.
Сроки и этапы реализации В течение 1999 года
Программы
Объемы и источники Финансовые затраты на реализацию Программы
финансирования из Государственного фонда занятости населения
Российской Федерации составят 89,81-120,06
млн.руб.
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит:
результаты реализации оказать содействие в трудоустройстве
Программы 21,92-24,2 тыс.чел.
организовать общественные работы для
2,6-2,8 тыс.чел.;
обеспечить временное трудоустройство
подростков 6,0-6,5 тыс.чел.;
сохранить рабочих мест 300-500 единиц;
создать рабочих мест: 200 единиц;
оказать содействие предпринимательской
деятельности 200-230 чел.;
охватить профориентационной работой
11,41-12,87 тыс. чел.;
пройти профобучение 1420-2200 чел.;
поддержать доходы безработных граждан
22,3-26,3 тыс.чел.;
сдержать уровень регистрируемой безработицы
1,4-1,7%
Система организации Контроль за реализацией Программы осуществляют
контроля за выполнением Департамент ФГСЗН, Челябинская городская Дума,
Программы администрация города Челябинска
2. Введение
Программа содействия занятости населения города Челябинска на 1999 год (далее Программа) разработана при участии администрации города и является составной частью системы целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики, проводимой на территории города.
Программа базируется на прогнозе социально-экономического развития города на 1999-2000г.г., разработанного Управлением экономики администрации города, а также на основе анализа ситуации и меняющихся тенденций на рынке труда города. Основными группами, на которые распространяется действие Программы, являются незанятые граждане, зарегистрированные в службе занятости, безработные граждане и работники предприятий, находящиеся под риском увольнения.
Основными задачами, предусмотренными в Программе, являются:
- создание условий для скорейшего и эффективного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения путем расширения банка вакансий, усиления связей с предприятиями, профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, оказания консультационной и информационной помощи;
- целевая поддержка (сохранение и создание) рабочих мест для сдерживания массового высвобождения работников предприятий и трудоустройство безработных;
- оказание реальной поддержки безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности;
- содействие в выборе профессии, профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан;
- целевое, адресное содействие занятости групп населения, особо нуждающихся в социальной поддержке;
- обеспечение материальной и социальной поддержки в период вынужденной безработицы.
Данная Программа обеспечивает преемственность программы содействия занятости г.Челябинска на 1998 год в части главных направлений политики занятости.
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств фонда занятости (сохраняя систему взаимозачета), средств работодателей, бюджетов города и районов, других источников, максимально используя возврат долгов прошлых лет ФЗ.
3. Занятость и рынок труда в 1997-1998 годах и прогноз на 1999 год
В 1997 году в экономике города наметилась тенденция относительной стабилизации, снизились темпы инфляции, начался рост реальной заработной платы, индекс физического объема произведенной продукции по сравнению с 1996 годом составил 101,5%, несмотря на значительные спады в выпуске продукции легкой промышленности, товаров народного потребления, в машиностроении и металлообработке, в оборонном комплексе.
В 1998 году большинство промышленных предприятий города оказались в тисках платежного кризиса (двукратное превышение кредиторской задолженности над дебиторской).
Ухудшение финансово-экономического положения сопровождалось потерей собственных источников формирования и пополнения оборотных средств и, как следствие, снижение деловой активности. Из-за высоких процентных ставок на банковские кредиты, вложения в производство минимальны, инвестиции сокращаются, денежная составляющая в расчетах занимает незначительную часть.
В тяжелом положении находятся крупные машиностроительные заводы, значительное количество предприятий легкой промышленности, ВПК.
За 9 месяцев 1998 года индекс физического объема промышленной продукции снизился до отметки 85,5% к аналогичному периоду 1997 года.
Социально-экономическая ситуация в городе сложная. В городе растет задолженность по заработной плате (рост в 1,8 раза к данным на конец 1997 года). Задержки с выплатой пенсий составляют по городу 3 месяца. Наблюдается снижение доходов у населения в связи с инфляцией.
Среднесписочная численность занятых на крупных и средних предприятиях города продолжала снижаться и в 1997-1998 годах. За 1997 год по статистическим данным численность занятых сократилась на 4,8%. Снижение численности произошло почти по всем отраслям промышленности (кроме электроэнергетики, мукомольно-крупяной).
За 8 месяцев 1998 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность занятых на крупных и средних предприятиях сократилась на 4,4%. В промышленности численность работающих сократилась на 8,0%, в том числе в черной металлургии - на 6,7%, в машиностроении - 10,2%, в химической промышленности - 25,5%, в легкой промышленности - 23,1%, в лесной - на 8%, в мукомольно-крупяной - на 7,5%. Сокращение численности не коснулось таких отраслей, как электроэнергетика, медицинская, пищевая промышленность.
Выше, чем в среднем по городу, темпы снижения численности работающих на предприятиях сельского хозяйства - 4,7%, на предприятиях связи - 7,0%, в строительных организациях - 10,7%, в научных организациях - 7,4%.
Число принятых на предприятиях города за 1997-1998 годы покрывает выбытие всего лишь на 80-85%.
Начиная со второй половины 1998 года процессы высвобождения работников с предприятий города усилились.
Разразившийся в середине 1998 года финансовый кризис не только отодвинул перспективы начала экономического роста, но и сделал почти неизбежными спад производства и сокращение занятости в текущем и следующем годах.
В прогнозируемом периоде не следует ожидать существенной перегруппировки рабочих мест в пользу отраслей непроизводственной сферы: доля занятых в ней возрастет незначительно - с 27,9% в 1998 году до 28,6% в 1999 году и до 28,8% к 2000 году. Для отраслей непроизводственной сферы в период 1998-2000г.г. прогнозируется достаточное стабильное число рабочих мест с небольшой тенденцией к их росту, в среднем темп прироста рабочих мест за 1998 год ожидается 1,6%, а в 1999 году - 1,9%.
В сфере материального производства доля занятых может снизиться с 72,6% в 1997 году до 72,1% в 1998 году и до 71,4% в 1999 году. Изменения численности занятых в промышленности будет происходить более высокими темпами, доля занятых в общей численности занятых в экономике может снизиться с 42% в 1997 году до 40,9% в 1999 году. Соответственно проявятся структурные сдвиги в занятости по отраслям промышленности.
Структурные особенности хозяйства нашего города заключаются в высокой доле оборонной, машиностроительной и ряда других отраслей промышленности, пребывающих в депрессивном состоянии с начала 90-х годов.
Как и в предыдущие годы определяющее влияние на состояние рынка труда, на масштабы занятости и безработицы окажут тенденции в развитии экономики.
По прогнозным данным Управления экономики администрации города индекс физического объема в промышленности в 1998 году составит 85,4%. Прогнозные параметры основных экономических показателей на 1999 год имеют следующие значения по городу: объем производства промышленной продукции по реалистическому варианту (I варианту) 100,0% к уровню 1998 года (23100 млн.руб.), по кризисному варианту (II варианту) с учетом преобладания в экономике негативных факторов - 97% (23650 млн.руб.). Возможна стабилизация в пищевой, мукомольной, легкой промышленности, цветной металлургии, замедление темпов спада: в черной металлургии (допущенное в 1998 году), машиностроении, рост производства товаров народного потребления по I варианту до 102% и замедление спада по II варианту до 99% к уровню 1998 года.
Численность занятых в экономике города будет иметь тенденцию к уменьшению, в 1999 году составит 550,0 тыс.чел., что на 3 тыс.чел. меньше, чем ожидаемое в 1998 году. Прирост трудоспособного населения будет превышать потребность в рабочей силе, выбывающей за счет таких факторов, как естественная убыль, учеба, выход на пенсию и призыв на военную службу, трудовые ресурсы города возрастут.
Снижению нагрузки на рынок труда будет способствовать увеличение численности учащихся в высших и среднеспециальных учебных заведениях.
Численность населения, незанятого трудовой деятельностью и учебой, продолжает расти: по оценке в 1998 году она увеличится на 0,9 тыс.чел. и составит 49 тыс.чел., в 1999г.- 51,2 тыс.чел., т.е. уровень общей безработицы имеет тенденцию к росту.
Эффективное использование трудового потенциала города будет зависеть главным образом от того, как сложится спрос на рабочую силу со стороны работодателей всех форм собственности под воздействием структурных изменений в экономике. Предложение рабочей силы на рынке труда города в следующем году будет значительно превышать спрос.
В соответствии с прогнозной оценкой (приложение 4) в службу занятости города в 1999 году обратятся от 32,0 тыс.чел. до 38,0 тыс.чел. в зависимости от ситуации, которая будет в экономике города. Численность обратившихся и зарегистрированных безработных по I варианту практически может остаться на уровне 1998 года (31,53 тыс.чел. и 14,0 тыс.чел. соответственно). По II варианту численность зарегистрированных безработных может увеличиться на 30%.
Если 1999 год будет похож по характеру социально-экономического развития на 1998 год с его экономической нестабильностью, то к 2000 году в число безработных попадут работники новых рыночных профессий, такие как руководители малых и средних предприятий, специалисты в области коммерции, маркетинга, секретари-референты, работники охранных агентств и другие.
Рост безработицы будет поддерживаться в результате структурной перестройки безработицы, когда высвобождаемые с ликвидируемых рабочих мест работники не смогут длительное время трудоустроиться на рабочие места.
Прогнозная численность высвобождаемых, основная доля с предприятий промышленности, будет колебаться от 8,0 до 10,0 тыс.человек. Уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении увеличится в 1999 году и составит 1,5-1,6%, при этом в некоторые месяцы года она может достигать пиковых величин.
Формирование регистрируемого рынка труда происходит в основном за счет граждан, не занятых трудовой деятельностью, основная доля из которых - уволившиеся по собственному желанию с предприятий, а также высвобожденные работники в связи с сокращением объемов производства, реорганизацией предприятий или же их банкротством.
В последние три года (1996-1998г.г.) число граждан, обратившихся в службу занятости города по вопросу трудоустройства, практически оставалось на одном уровне 30,7-31,53 тыс.чел., число зарегистрированных безработных колебалось от 14,62 тыс.чел. в 1996 году, затем снижение в 1997 году - до 12,97 тыс.чел., и рост в 1998 году (оценка) - 13,8 тыс.чел.
Динамика уровня регистрируемой безработицы:
на 01.01.97г. - 1,36%,
на 01.01.98г.-1,17%,
на 01.01.99г. (ожидаемый) - 1,4%.
В 1997 году и до середины 1998 года в городе происходило постепенное снижение численности зарегистрированных безработных, среднемесячный темп прироста безработных за 1997 год составил отрицательную величину - 1,4%.
В первой половине 1998 года тенденция сокращения численности безработных сохранилась, за I полугодие численность стоящих на учете безработных снизилась на 255 человек с 6247 человек на начало года до 5992 человек на конец июня. Средний темп прироста безработных за это время составил - 0,6%.
Начиная со II полугодия т.г. и особенно в сентябре-октябре произошло резкое ухудшение положения на рынке труда. За июль-октябрь численность безработных увеличилась на 1540 человек и на конец октября она достигла рекордной отметки за последние полтора года - 7532 человека. Средний темп прироста безработных за последние 4 месяца составил +6,0%, а за сентябрь-октябрь +7,45%.
Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в службе занятости города, составила за 1997 год 7,1 тыс.чел., за 1998 год (оценка) - 6,67 тыс.чел., среднегодовой уровень безработицы составил соответственно 1,28% и 1,2%.
В 1997-1998 годах не произошло значительных изменений в соотношении мужчин и женщин, обратившихся в службу занятости, и в общей численности зарегистрированных безработных, а также в каждой из групп по причине незанятости, уровню образования, возрасту, продолжительности безработицы.
Таблица 1
Состав зарегистрированных безработных по полу
(в % к общей численности безработных)
-------------------------------------------------------------------------
| Женщины | Мужчины
|--------------------+--------------------
| на | на | на | на | на | на
|01.01.|01.01.|01.01.|01.01.|01.01.|01.01.
| 97г. | 98г. | 99г. | 97г. | 98г. | 99г.
|(факт)|(факт)|(оцен-|(факт)|(факт)|(оцен-
| | | ка) | | | ка)
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
Состав безработных | | | | | |
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
По причинам незанятости | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- уволившиеся по собственному | | | | | |
желанию | 47,7 | 41,8 | 44,3 | 53,1 | 52,1 | 52,9
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- высвобожденные работники | 37,5 | 39,7 | 39,6 | 27,7 | 23,9 | 26,1
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- выпускники общеобразователь- | | | | | |
ных школ, профессионально- | | | | | |
технических, средних | 8,4 | 8,4 | 9,7 | 6,3 | 4,6 | 4,7
специальных и высших учебных | | | | | |
заведений | | | | | |
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- уволенные за нарушение | | | | | |
трудовой дисциплины | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 1,7 | 1,2 | 0,8
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- граждане, уволенные с военной| | | | | |
службы | 0,3 | 0,8 | 0,6 | 1,2 | 2,4 | 2,8
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- лица, освобожденные из мест | | | | | |
лишения свободы | - | - | - | 0,6 | 1,0 | 0,7
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- другие причины | 6,0 | 9,2 | 5,7 | 9,4 | 14,8 | 12,0
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
По уровню образования | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- с высшим профессиональным | | | | | |
образованием | 24,0 | 21,1 | 20,4 | 22,9 | 27,9 | 27,4
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- со средним профессиональным | | | | | |
образованием | 37,0 | 38,0 | 39,0 | 24,5 | 20,6 | 22,0
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- с начальным профессиональным | | | | | |
образованием | 16,6 | 16,5 | 18,5 | 16,6 | 12,9 | 16,5
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- со средним общим образованием| 17,3 | 21,0 | 19,0 | 24,9 | 25,9 | 23,4
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- не имеющие полного среднего | | | | | |
образования | 5,1 | 3,4 | 3,1 | 11,1 | 12,7 | 10,6
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
По возрасту | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- молодежь 16-29 лет | 29,8 | 26,8 | 30,7 | 28,6 | 22,8 | 28,0
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- предпенсионного возраста | 8,8 | 13,5 | 12,0 | 17,6 | 23,1 | 15,9
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- других возрастов | 61,4 | 59,7 | 57,3 | 53,8 | 54,1 | 56,1
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
Отдельные категории безработных| | | | | |
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- не приступавшие к трудовой | | | | | |
деятельности | 11,1 | 9,8 | 11,3 | 10,0 | 7,1 | 5,7
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- не имеющие профессии, | | | | | |
специальности | 2,1 | 0,6 | 0,9 | 4,3 | 1,8 | 1,8
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- имеющие длительный (более | | | | | |
года) перерыв в работе | 6,8 | 6,3 | 5,3 | 6,5 | 8,0 | 5,7
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
Доля среди зарегистрированных | | | | | |
безработных | 78,0 | 76,6 | 74,6 | 22,0 | 23,4 | 25,4
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
Продолжительность безработицы | | | | | |
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- средняя продолжительность, | | | | | |
мес. | 5,62 | 6,32 | 5,4 | 5,40 | 5,49 | 5,1
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- доля временной безработицы | | | | | |
(до 4-х месяцев) | 51,7 | 46,0 | 52,7 | 57,5 | 53,9 | 60,6
-------------------------------+------+------+------+------+------+------
- доля хронической безработицы | | | | | |
(свыше года) | 8,6 | 11,6 | 8,2 | 7,8 | 9,4 | 8,0
-------------------------------------------------------------------------
По-прежнему в составе безработных в городе преобладают женщины, хотя их доля постепенно снижается; на начало 1997 года она составляла 78,0%, на начало 1998 года - 76,6%, на начало ноября - 74,6%.
Возрастной состав безработных, зарегистрированных в службе занятости, за последние два года почти не изменился. Доля молодежи от 16 до 29 лет в течение 1997-1998 годов колебалась в пределах 30%, на конец октября 1998 года она составила 31,1% за счет притока выпускников учебных заведений.
Таблица 2
Распределение зарегистрированных безработных по возрасту
-------------------------------------------------------------------------
| на | на | на
|01.01.97г|01.01.98г|01.01.99г
| (факт) | (факт) | (оценка)
|---------+---------+---------
|чел.| % |чел.| % |чел.| %
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
Численность зарегистрированных безработных | | | | | |
- всего |7428| 100|6247| 100|8300| 100
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
в том числе: | | | | | |
в возрасте 16-29 лет |2195|29,6|1618|25,9|2240|27,0
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
предпенсионного возраста | 797|10,7| 982|15,7|1080|13,0
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
других возрастов |4436|59,7|3647|58,4|4980|60,0
-------------------------------------------------------------------------
Образовательный уровень безработных в городе остается высоким. Доля безработных с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием составляет около 57% и она не снижается.
Таблица 3
Состав регистрируемых безработных по уровню образования
-------------------------------------------------------------------------
| на | на | на
|01.01.97г|01.01.98г|01.01.99г
| (факт) | (факт) | (оценка)
|---------+---------+---------
|чел.| % |чел.| % |чел.| %
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
Численность зарегистрированных безработных | | | | | |
- всего |7428| 100|6247| 100|8300| 100
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
в том числе имеющих: | | | | | |
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
- высшее профессиональное образование |1763|23,7|1416|22,7|1840|22,2
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
среднее профессиональное образование |2541|34,2|2121|33,9|2875|34,6
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
- начальное профессиональное образование |1234|16,6| 977|15,6|1495|18,0
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
- среднее общее образование |1413|19,1|1386|22,2|1670|20,1
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
- неполное среднее образование | 477| 6,4| 347| 5,6| 420| 5,1
-------------------------------------------------------------------------
С трудностями в поиске работы из-за недостатка профессиональных знаний и опыта чаще сталкиваются молодые люди (особенно женщины), а также граждане, имеющие неполное среднее или среднее общее образование.
Таблица 4
Состав регистрируемых безработных по продолжительности безработицы
-------------------------------------------------------------------------
| на | на | на
|01.01.97г|01.01.98г|01.01.99г
| (факт) | (факт) | (оценка)
|---------+---------+---------
|чел.| % |чел.| % |чел.| %
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
Численность зарегистрированных безработных | | | | | |
- всего |7428| 100|6247| 100|8300| 100
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
в том числе по продолжительности | | | | | |
безработицы: | | | | | |
до 1 месяца | 888|12,0| 992|15,9|1245|15,0
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
от 1 до 4 месяцев |3048|41,0|1997|32,0|3235|39,0
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
от 4 до 8 месяцев |1663|22,4|1335|21,4|1910|23,0
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
от 8 месяцев до 1 года |1200|16,1|1229|19,6|1245|15,0
-------------------------------------------+----+----+----+----+----+----
более 1 года | 629| 8,5| 694|11,1| 665| 8,0
-------------------------------------------------------------------------
Снижение численности безработных в 1997 - первой половине 1998 годов сопровождалось ростом средней продолжительности безработицы (на начало 1997 года она составляла 5,6 месяца, на начало 1998 года - 6,13 месяца), снижением доли временной безработицы (до 4-х месяцев) и увеличением длительной (более года) безработицы.
Доля безработных, стоящих на учете более 8 месяцев, выросла за 1997 год с 24,6% на начало года до 30,7% на конец года, в том числе стоящих более года - с 8,5 до 11,1%.
С увеличением масштабов безработицы, которое наблюдается со второй половины 1998 года и усугублением ситуации на рынке труда, к концу года увеличится доля безработных, стоящих на учете менее 4-х месяцев, и поэтому продолжительность безработицы может сократиться до 5,3 месяца.
При содействии службы занятости города в 1997-1998 годах проводилась большая работа по эффективному содействию занятости населения. Трудоустроено за 1997 год (с учетом профобученных) 22,92 тыс.чел., за 1998 год (ожидаемое) - 21,5 тыс.чел.
За 9 месяцев т.г. привлечено на рынок труда города 1500 иностранных рабочих, из них более 50% - рабочие строительных профессий, что значительно сужает возможности трудоустройства граждан города, имеющих аналогичные специальности.
Снижение численности трудоустроенных в 1998 году связано с кризисными негативными явлениями в финансово-экономическом положении большинства предприятий города, с ростом задолженности по выплате заработной платы, сужением трудоустройства высококвалифицированных безработных граждан из-за усиления рассогласования спроса и предложения на рынке труда города.
Финансовые проблемы фонда занятости негативно влияют на выполнение некоторых направлений активной политики занятости, такие, как: направление выпускников учебных заведений среднего и высшего звена на "Молодежную практику", выплаты субсидий для поддержки предпринимательства, на организацию общественных работ.
4. Политика на рынке труда
Рынок труда в 1998-2000 годах будет развиваться в значительной мере под влиянием процессов глубокого экономического кризиса, который не обошел и наш город.
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, характеризующейся ростом численности безработных, необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, чтобы не допустить массовой безработицы (а такие возможности в городе есть), а с другой стороны, не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда города в предстоящий период будет направлена на:
- поддержание уровня занятости населения;
- переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
- повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
- предупреждение массовой безработицы и смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы;
- повышение стимулов активного поиска работы безработным;
- стимулирование развития предпринимательства, индивидуальной предпринимательской деятельности;
- дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального обучения для улучшения качества рабочей силы;
- повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через службу занятости города и направленной на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду.
4.1. Инвестиционная политика.
Объемы инвестиций за счет всех источников финансирования по данным Управления экономики города в 1998 году составляет 3100 млн.руб., или 86,7% от ранее запланированного, из них на объекты производственного назначения выполнение составит 84,6%, а непроизводственного - 90,7%. Основная доля инвестиций - за счет собственных средств предприятий, так как доля инвестиций из Федерального бюджета в текущем году составила всего 6,5% от объема инвестиций за счет всех источников, а местного бюджета - 12,3%.
Инвестиционной активности в 1999 году не ожидается. Объемы инвестиций за счет всех источников финансирования ожидаются в размере 3700-3860 млн.руб.
В 1999 году инвестиций из Федерального бюджета ожидают в размере 226-222 млн.руб., местного бюджета - 464-492 млн.руб.
Все намеченные проекты на 1999-2000 годы требуют значительных инвестиций из Федерального бюджета, а это:
- проект N 1 "Организация производства тракторной техники на Челябинском тракторном заводе",
- проект N 5 "Развитие прицепной техники широкого спектра потребительских свойств, повышенной надежности, создание уникальных образцов на заводе автомобильных прицепов",
- проект N 7 "Производство складной электромеханической коляски для инвалидов на заводе "Прибор",
- проект N 20 "Организация выпуска новой радиолокационной системы "Экран-85м" на радиозаводе "Полет",
- проект "Целевой программы развития предприятий текстильной и легкой промышленности на 1999-2000г.г." и ряд других проектов.
В объеме инвестиций в 1999 году будут преобладать средства самих предприятий.
Отсутствует финансирование государственного оборонного заказа для предприятий ВПК, с 1997 года конверсионные процессы предприятия оплачивают, в основном, за счет собственных средств.
4.1.1. Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работников и трудоустройства безработных граждан.
С целью сохранения экономически эффективных рабочих мест и кадрового потенциала, а также создания новых рабочих мест для адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, предусматриваются следующие мероприятия:
1. Сохранить 300-500 экономически целесообразных и перспективных рабочих мест на предприятиях города, оказав им финансовую поддержку из средств фонда занятости
в течение года ЧГО
2. Организовать на конкурсной основе дополнительные рабочие места с финансовой поддержкой службы занятости в количестве 200 рабочих мест, из них за счет средств квоты - 100 рабочих мест
в течение года Администрация города,
ЧГО, работодатели
3. Максимальное внутрипроизводственное перемещение высвобождаемых работников на свободные рабочие места и вакантные должности
в течение года ЧГО, работодатели
4. Содействовать в развитии опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, в условиях массового высвобождения, под конкретные рабочие места
в течение года ЧГО, работодатели
5. Последовательно формировать внутрипроизводственную систему обучения и повышения квалификации кадров, содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве
в течение года работодатели, ЧГО
6. Содействовать работодателям и профсоюзным организациям включению в коллективные договоры положений о социальной защите и обеспечению занятости высвобождаемых работников
II квартал ЧГО
7. Вести разъяснительную работу среди высвобождаемых работников "Закона о занятости в РФ", законодательных и нормативных документов, правовых гарантий по обеспечению социальной защиты на предприятиях и организациях, где ожидается массовое единовременное и поэтапное высвобождение работников, проводить на предприятиях "Дни службы занятости"
в течение года ЧГО
8. Ежеквартальное обследование предприятий, определяющих занятость в районах, с возможным массовым высвобождением работающих, рассмотрение его результатов на городском координационном комитете содействия занятости, разработка конкретных мероприятий смягчения массового высвобождения по каждому предприятию отдельно
в течение года ЧГО
4.2. Развитие качества рабочей силы, как составной части развития человеческих ресурсов.
4.2.1. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка.
Основная задача системы профессиональной ориентации незанятого населения - оказание содействия гражданам, обращающимся в службу занятости, в выборе сферы деятельности и получение в оптимальные сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами, возможностями граждан и потребностями рынка труда. Решение данной задачи осуществляется путем определения профессиональных интересов и склонностей, индивидуально-психологических особенностей, и профессионально важных качеств личности.
Конечная цель профориентационной работы - повышение конкурентоспособности клиента службы занятости на рынке труда. Эта цель будет реализовываться путем повышения качества и доступности профориентационных услуг.
Для решения этих задач в 1999г. предусматриваются следующие основные мероприятия:
1. На базе службы организации профобучения и профориентации незанятого населения, ЦПНПИ ДФГСЗН и его филиалов и кабинетов в г.Челябинске, профконсультантам проводить информирование, консультирование, профотбор и психологическую поддержку безработных граждан, активно используя "АРМ - ПСИХОЛОГ"
в течение года ЧГО, ЦПНПИ
2. Оказать содействие по профессиональной ориентации безработным гражданам особо нуждающимся в социальной защите: инвалидам, молодежи, многодетных и одиноких женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей инвалидов, беженцев и др.
в течение года ЧГО, ЦПНПИ
3. Оказывать психологическую поддержку гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, их адаптации в сложившейся ситуации, усиления у них мотивации поиска сферы деятельности, приобретения ими новых или развития имеющихся навыков поиска работы, активно используя в этих целях "Клубы ищущих работу", курсы "Новый старт", мини-КИРы, мини-курсы "Новый старт".
в течение года ЧГО, ЦПНПИ
4. Продолжить работу по формированию банка данных рыночных профессий, профессиограмм по ведущим профессиям, пользующимся спросом на рынке занятости.
в течение года ЧГО, ЦПНПИ
5. Совместно с ЦПНПИ информировать выпускников образовательных учреждений различного типа о состоянии городского рынка труда и перспектив его развития, проводить консультирование для подбора вариантов трудоустройства и необходимой профессиональной подготовки. С этой целью провести: "День выпускника", "Ярмарки вакансий", "Месячник старшеклассника", "День открытых дверей", встречи школьников с представителями учебных заведений города.
в течение года ЧГО, ЦПНПИ
6. Для информирования о ситуации на рынке труда, о профессиях пользующихся наибольшим спросом, проводить для высвобождаемых работников предприятий и организаций "День защиты от безработицы", "Круглый стол", "День службы занятости на предприятии".
в течение года ЧГО
7. Регулярно выступать в средствах массовой информации (радио, телевидение, газета) по вопросам профориентации, профобучения, трудоустройства.
в течение года ЧГО
8. Изучать и обобщать опыт работы других территорий по профориентации и психологической поддержке незанятого населения.
в течение года ЧГО
4.2.2. Внутрипроизводственное обучение.
В настоящий момент сохраняется тенденция к сокращению объемов внутрипроизводственного обучения. Испытывающие финансовые затруднения работодатели не уделяют достаточного внимания и не проявляют заинтересованности в повышении квалификации своих работников.
В этой связи необходимо последовательно формировать внутрипроизводственную систему обучения и повышения квалификации кадров, содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве.
Наша задача - содействовать в развитии опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, в условиях массового высвобождения, под конкретные вакантные рабочие места за счет средств предприятий или частичного погашения задолженности по страховым платежам в ФЗРФ.
4.2.3. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.
Основная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения - повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности с целью трудоустройства посредством предоставления гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогноза развития рынка труда.
Для дальнейшего совершенствования организации обучения и переобучения безработных граждан и незанятого населения предусматривается:
1. Расширять перечень предприятий должников ФЗ, имеющих возможности для профессионального обучения безработных граждан по системе взаимозачетов и заключать с ними договоры о взаимном сотрудничестве.
в течение года ЧГО
2. Информировать и консультировать граждан, обращающихся в службу занятости о возможности обучения на конкурентоспособные профессии под конкретное рабочее место, при направлении на обучение максимально использовать базу УМЦ ДФГСЗН.
в течение года ЧГО
3. Содействовать осуществлению в приоритетном порядке, профессиональному обучению граждан, особо нуждающихся в социальной защите: молодежи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц уволенных из Вооруженных Сил и членов их семей, граждан освободившихся из мест лишения свободы.
в течение года ЧГО
4. С целью содействия получения профессиональных навыков и скорейшего трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений, продолжить работу в рамках программы "МП" по системе взаимозачетов, направлять претендентов на "МП" в ЦПНПИ для профадаптации в отделении выбора профессии.
в течение года ЧГО, ЦПНПИ
5. Направлять на обучение в УМЦ ДФГСЗН и консультирование в "Бизнес-центр" и ЦПНПИ безработных граждан с целью дальнейшей организации собственного дела.
в течение года ЧГО
6. С целью сокращения "отсева" и повышения качества профессионального отбора безработных граждан при направлении на профобучение предусмотреть обязательные углубленные консультации.
в течение года ЧГО, ЦПНПИ
7. Систематически контролировать качество обучения, посещать занятия, принимать участие в экзаменационно-квалификационных комиссиях по аттестации граждан, прошедших обучение.
в течение года ЧГО
8. Для повышения мотивации и активности в поиске работы, содействия в трудоустройстве для выпускников профессиональных и высших учебных заведений провести комплекс мероприятий: ярмарки вакансий, встречи за "круглым столом", аукционы молодых специалистов, информационные конференции и др.
в течение года ЧГО
9. Оказывать информационную помощь образовательным учреждениям в корректировке профиля и объемов подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда.
в течение года ЧГО
10. Освещать в средствах массовой информации вопросы, связанные с профессиональной подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой различных категорий незанятого населения.
в течение года ЧГО
11. Продолжить работу по обучению специалистов кадровых служб предприятий, учреждений и организаций.
в течение года ЧГО
4.3. Улучшение функционирования рынка труда.
4.3.1. Содействие в трудоустройстве граждан на вакантные рабочие места.
Цель - сокращение времени поиска гражданами подходящей работы, периода заполнения вакансий на предприятиях.
Основные направления деятельности:
1. Совершенствовать маркетинговую деятельность в сфере услуг работодателям (маркетинговые визиты, маркетинговые письма, "Уголки СЗ", "Клубы работодателей", "Конкурсы работодателей", совещания с руководителями и кадровыми службами предприятий)
в течение года ЧГО, работодатели
2. Стимулировать активный поиск работы безработными (план поиска работы, Информационные беседы, "Школы безработных", "Ярмарки вакансий", "Дни открытых дверей", Экспертные советы, "Аукционы специалистов")
в течение года ЧГО, работодатели
3. Совершенствовать работу по подбору подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и подходящих работников по запросу работодателя, используя банк резерва высококвалифицированных кадров
в течение года ЧГО, работодатели
4. Привлекать работодателей и учебные заведения к участию в массовых мероприятиях, проводимых в службе занятости (ярмарки вакансий, "Аукционы", информационные конференции, совещания и др.)
в течение года ЧГО, работодатели
5. Продолжить работы по формированию и ведению банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства (СМИ, городская информационно - справочная служба "083", информационные залы)
в течение года ЧГО, работодатели
6. Консультировать и обучать безработных граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, навыкам активного поиска подходящей работы в рамках специальных программ ("КИР", курс "Новый старт")
в течение года ЧГО
7. Оказывать психологическую поддержку безработным гражданам с заниженной мотивацией к труду
в течение года ЦПННиПИ
8. Гарантировать работодателями при привлечении иностранной рабочей силы предоставление вакантных рабочих мест не менее 50% (с учетом специфики работ и технологий) для трудоустройства безработных граждан
в течение года работодатели
9. Отслеживать банк вакантных рабочих мест, привлекать иностранную рабочую силу при отсутствии необходимых специалистов.
в течение года ЧГО
4.3.2. Временная занятость и общественные работы.
Цель - осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении временных или сезонных работ, оказание безработным гражданам материальной поддержки, сохранение мотивации к труду у граждан, имеющих длительный перерыв в работе, приобретение трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.
В условиях напряженной ситуации на рынке труда временное трудоустройство граждан, в том числе трудоустройство на общественные работы, относятся к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.
Наиболее высокие показатели по временной занятости граждан, ищущих работу приходятся на 1995 год, который характеризовался более стабильной финансово-экономической ситуацией на рынке труда. Динамика развития общественных работ в городе выглядит следующим образом:
1995 год - 3084 чел., в том число 1823 безработных граждан, (59,1%);
1996 год - 2809 чел., в том числе 1290 безработных граждан, (45,9%);
1997 год - 1758 чел., в том числе 247 безработных граждан, (14,1%);
9 мес. 1998 года - 1989 чел., в т.ч. 1605 безработных граждан, (80,7%).
Усугубление финансовой ситуации на предприятиях и Фонде занятости, а также изменение законодательства в сфере занятости в 1996г. привело к снижению показателей общественных работ. Однако в 1998 году наметился рост показателей в связи с проведением взаимозачетов с предприятиями должниками по обязательным платежам в Фонд занятости и введением в качестве эксперимента сохранения за гражданами, направленными на общественные работы, статуса безработного. По оценке 1998г. в общественных работах примут участие 2500 человек, в том числе 1750 безработных граждан (70%).
Организация общественных работ в г.Челябинске осуществляется в соответствии с "Положением об организации оплачиваемых общественных работ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.97г. N 875, Постановлением Главы города "Об организации оплачиваемых общественных работ в 1998-1999г.г." от 26.06.98г. N 840-п и аналогичными Постановлениями Глав районных администраций.
Предусматривается в 1999 - 2000гг. продолжить работу по организации общественных и временных работ.
Основные направления деятельности службы занятости по организации временной занятости, общественных работ для граждан, ищущих работу и безработных граждан:
1. Информировать население через средства массовой информации, информационные залы о порядке организации общественных и временных работ, условиях работы
в течение года ЧГО
2. Взаимодействовать с администрацией города (района) по вопросам:
* расширения видов общественных работ;
* отработки форм и методов организации и проведения общественных работ;
* финансового обеспечения организации общественных работ
в течение года ЧГО, Администрации,
работодатели
3. Осуществлять работу по организации и проведению общественных работ, созданию рабочих мест на предприятиях и организациях города всех форм собственности, в том числе через специализированные предприятия
в течение года ЧГО, Администрации,
работодатели
4. Формировать банк общественных и временных работ, создать банк данных ищущих работу и безработных граждан, желающих участвовать в оплачиваемых общественных работах
в течение года ЧГО
5. Проводить ярмарки и мини-ярмарки вакансий общественных и временных работ, уделять внимание вопросам организации и осуществления этих работ при проведении других массовых мероприятий
в течение года ЧГО
6. Принять участие в организации и проведении массовых оплачиваемых общественных работ для безработных граждан и высвобождаемых работников в случае возникновения угрозы массовых высвобождений и чрезвычайных ситуаций на рынке труда
по мере необходимости Администрации, ЧГО,
работодатели
7. Предоставлять возможность для временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
в течение года ЧГО
8. Подготовить проект Постановления Главы администрации города (района) "Об организации общественных работ в 2000г."
IV квартал ЧГО
4.3.3. Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы.
Цель: создание дополнительных возможностей для трудоустройства безработных граждан. Оказание безработным и незанятым гражданам содействия в развитии предпринимательской инициативы, их адаптации к условиям рынка труда.
Анализ развития предпринимательской деятельности показывает, что наиболее высокие показатели в данном направлении приходятся на 1995 год, характеризуемый стабильной финансово-экономической ситуацией на рынке труда. Динамика развития предпринимательства выглядит следующим образом:
1995 год - 223 чел., 216 договоров на выделение субсидии, 6 договоров на создание малых предприятий, 1 договор на создание фермерского хозяйства.
1996 год - 149 чел., 70 договоров на выделение субсидии.
1997 год - 94 чел., 11 договоров на выделение субсидии.
1998 год (9 мес.) - 131 чел., 23 договора на выделение субсидии.
Основные направления деятельности:
1. Информировать население о возможностях службы занятости в содействии предпринимательской деятельности
в течение года ЧГО
2. Консультировать и проводить профориентацию незанятых граждан с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей, направлять безработных на обучение
в течение года ЧГО, ЦПНПИ, УМЦ
3. Совершенствовать систему подготовки незанятых граждан к предпринимательской деятельности в рамках программы "Бизнес для России" через УМЦ, Бизнес-центр
в течение года ДФГСЗН, ЧГО,
Бизнес-центр
4. Максимально использовать совместную работу с Бизнес-центром для проведения консультирования, обучения безработных граждан основам предпринимательства, составлению бизнес-планов, ведению финансовой документации, в том числе взаимозачетов
в течение года Бизнес-центр, ЧГО
5. Оказывать финансовую помощь безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности с выделением субсидий и компенсаций из Фонда занятости, в том числе по системе взаимозачетов
в течение года ДФГСЗН, ЧГО
6. Формировать банк предприятий - должников ФЗ, имеющих возможность проведения взаимозачета товарно-материальными ценностями в организации выдачи субсидии начинающим предпринимателям
в течение года ЧГО, Бизнес-центр
7. Взаимодействовать с районными администрациями города (комитетами по регистрации предпринимательской деятельности) с целью консультирования граждан, самостоятельно начинающих предпринимательскую деятельность, получения информации о регистрирующихся предпринимателях, продолжения действия программы "Удав"
в течение года ЧГО
8. Через программы курса "Новый старт" и "Клубов ищущих работу" осуществлять тренинговые занятия, направленные на выработку у безработных граждан личных качеств, необходимых для предпринимательской деятельности в малом и среднем бизнесе
в течение года ЧГО
9. Оказывать гражданам, организовавшим свою предпринимательскую деятельность с помощью службы занятости, дальнейшую методическую и консультационную помощь
в течение года ЧГО, Бизнес-центр
10. Совершенствовать взаимодействие органов службы занятости и других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности, способствующим развитию предпринимательства
в течение года ЧГО
4.3.4. Территориальное перераспределение рабочей силы.
Цель - создание дополнительных возможностей трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу.
Основные направления деятельности по территориальному перераспределению рабочей силы:
1. Использовать средства массовой информации, информационные залы, стенды, массовые мероприятия для информирования населения о возможностях трудоустройства через систему оргнабора рабочей силы
в течение года ДФГСЗН, ЧГО,
Бизнес-центр
2. Продолжить ведение банка граждан, желающих переселиться в другую местность и трудоустроить их
в течение года ДФГСЗН, ЧГО
3. Заключать договоры и обновлять банк данных предприятий и хозяйств регионов, испытывающих потребность в рабочей силе
в течение года ЧГО, Бизнес-центр
4. Проводить социологические опросы, анкетирование среди безработных с целью выявления желающих работать в других регионах и сельской местности
в течение года ДФГСЗН, ЧГО,
Бизнес-центр
4.4. Обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Цель - расширение возможностей для занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы.
4.4.1. Квотирование рабочих мест.
1. Подготовить предложения для постановлений Главы города и Глав районных администраций о квотировании рабочих мест для слабозащищенных категорий на 1999-2000 годы в соответствии с постановлением Губернатора области N 563 от 30.07.97г.
IV квартал 1998 года ЧГО
2. Продолжить информирование и консультирование работодателей по данному вопросу, используя средства массовой информации, различные массовые мероприятия с участием работодателей и т.д.
постоянно ЧГО
3. Осуществлять контроль за выполнением работодателями установленной квоты для инвалидов путем сбора и обработки информации, поступающей ежемесячно от работодателей
постоянно ЧГО
4. Проводить работу по заключению договоров с предприятиями города на трудоустройство в счет квоты для инвалидов других граждан из числа социально незащищенных категорий. Осуществлять контроль за выполнением договоров работодателями
в течение года ЧГО
5. Ведение и эффективное использование специализированного банка вакансий квотируемых рабочих мест
постоянно ЧГО
6. Принимать к работодателям, не выполняющим установленную квоту, соответствующие меры. Заключить с Государственной налоговой службой договор на проведение плановых проверок предприятий по правильности перечислений обязательной платы за невыполнение квоты
I квартал ЧГО
7. Предлагать к рассмотрению на городском координационном комитете содействия занятости населения предложения по расходованию средств, поступающих от работодателей при невыполнении ими квоты, на создание специализированных рабочих мест для инвалидов. Проведение конкурсов проектов работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов
по мере необходимости ЧГО
4.4.2. Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью.
Цель - создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью.
1. Координировать работу по содействию занятости инвалидов с администрациями города и районов, органами социальной защиты, медико-социальной экспертизы, общественными организациями инвалидов и другими заинтересованными структурами
постоянно ЧГО
2. Продолжить формирование банка данных по инвалидам, обратившимся в службу занятости. Систематически анализировать ситуацию занятости трудоспособных инвалидов, определять потребности и возможности их трудоустройства
постоянно ЧГО
3. Формировать специализированный банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Осуществление тесного взаимодействия с работодателями с целью выявления вакансий и эффективного использования их для трудоустройства инвалидов, в т.ч. вакансий в счет квоты
постоянно ЧГО
4. Максимально использовать механизм квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с постановлением Губернатора N 563 от 30.07.98г. для трудоустройства инвалидов
постоянно ЧГО, работодатели
5. Обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов, обращающихся в службу занятости, в части профреабилитации и оказания содействия в трудоустройстве
постоянно ЧГО, ОЦПНН и ПИ
6. Активно использовать проведение специализированных ярмарок вакансий, а также другие формы массовой работы для расширения возможностей трудоустройства инвалидов
постоянно ЧГО, работодатели
7. Содействовать созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов в счет платежей от предприятий за невыполнение ими квоты
в течение года ЧГО
8. Содействовать сохранению экономически целесообразных и перспективных рабочих мест и в первую очередь, на предприятиях, общественных объединений инвалидов, через реструктуризацию долгов предприятий по страховым платежам в фонд занятости
в течение года ЧГО
9. Содействовать организации общественных и временных работ, приемлемых для трудоустройства инвалидов, в том числе на специализированных предприятиях УГП "Труд", "Социнвест"
постоянно ЧГО
10. Оказывать безработным инвалидам содействие в организации предпринимательской деятельности в плане проведения консультаций, подготовки бизнес-планов, оказания финансовой поддержки (при наличии финансовых средств путем взаимозачета)
в течение года ЧГО
11. Оказывать профориентационные услуги и психологическую поддержку инвалидам. Направлять инвалидов на медико-психологическое обследование в ОЦПНН и ПИ с целью получения рекомендаций по их трудоустройству и заключению о профпригодности. Ввести в практику работы направление инвалидов в отделение выбора профессии ОЦПНН и ПИ
в течение года ЧГО, ОЦПНН и ПИ
12. Организовать обучение инвалидов по специализированным программам в "Клубах ищущих работу", "Новый старт" с целью оказания им психологической поддержки, обучения навыкам активного поиска работы
в течение года ОЦПНН и ПИ
4.4.3. Поддержка граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Цель - эффективное использование интеллектуальных возможностей этой категории граждан в процессе трудовой деятельности
1. Продолжить работу по взаимодействию с городским и районными органами исполнительной власти, социальной защиты населения, военными комиссариатами и другими заинтересованными организациями в решении проблем занятости граждан, уволенных с военной службы и членов их семей
в течение года ЧГО
2. Продолжить формирование банка вакансий для военнослужащих уволенных в запас, и членов их семей. Обеспечить приоритетное трудоустройство этой категории граждан на вакантные рабочие места с учетом их профессиональных знаний и квалификации
в течение года ЧГО
3. Продолжить работу по организации справочно-консультационных пунктов в воинских частях, подлежащих сокращению
в течение года ЧГО
4. Оказывать действенную помощь в профориентации, консультировании и психологической поддержке граждан, уволенных с военной службы и членов их семей
в течение года ЧГО
5. Активизировать работу по оказанию условий по расширению базы учебных мест для переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей специальностям, востребованным на рынке труда
в течение года ЧГО
6. Проводить для граждан, уволенных в запас и членов их семей специализированные ярмарки вакансий, мини-ярмарки, "Дни защиты от безработицы", "Круглые столы" и другие массовые мероприятия с целю расширения возможностей их трудоустройства
в течение года ЧГО
7. Для содействия занятости граждан данной категории оказывать избирательную финансовую помощь работодателям по реализации проектов создания новых рабочих мест
в течение года ЧГО
8. Содействовать трудоустройству граждан, уволенных в запас и членов их семей на квотируемые рабочие места
в течение года ЧГО
9. Оказывать содействие данной категории альтернативным формам занятости в плане проведения консультаций, подготовки бизнес-планов, оказания финансовой поддержки (при наличии средств путем взаимозачета)
в течение года ЧГО
4.4.4. Содействие занятости женщин, в том числе одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
Цель - решение проблем занятости женщин, сдерживание негативных явлений на рынке труда, расширение масштабов осуществления социальной защиты.
1. Расширение взаимодействия с органами социальной защиты, с городским женсоветом, женсоветами на предприятиях, "Женским деловым центром", и другими общественными женскими организациями.
в течение года ЧГО
2. Продолжить формирование банка данных о женщинах, нуждающихся в особой социальной защите, и семьях, где оба родителя являются безработными, а также формирование банка вакансий предусматривающих нестандартные режимы труда для наиболее уязвимых категорий женщин
в течение года ЧГО
3. Продолжить работу по созданию и использованию специализированного банка резерва высококвалифицированных кадров с учетом возможности использования их опыта и знаний в других отраслях
в течение года ЧГО
4. Активизировать работу по психологической поддержке женщин, попавших на рынок труда, проводить профдиагностическую работу, и оказывать профориентационные услуги для скорейшей адаптации
в течение года ЧГО
5. Формирование гибкой системы переподготовки безработных женщин, адекватной потребностям рынка труда, создание резерва учебных мест и учебных заведений для профессионального обучения
в точение года ЧГО
6. Систематически проводить для женщин специализированные ярмарки-вакансий, мини-ярмарки, "Круглые столы" и др. с целью расширения возможности трудоустройства
в течение года ЧГО, работодатели
7. Продолжить обучение навыкам активного поиска работы в рамках специальных программ "Клубу ищущих работу", курса "Новый старт" и "Миссия ТАСИС", оказывать безработным женщинам, испытывающих трудности в работе психологическую поддержку
в течение года ЧГО, ЦПНН и ПИ
8. Совершенствовать систему квотирования и эффективно ее использовать для трудоустройства безработных женщин
в течение года ЧГО
9. Использовать систему подготовки женщин к самозанятости и предпринимательской деятельности
в течение года ЧГО, Бизнес-центр
10. Проведение упреждающей профориентации женщин на предприятиях, не имеющих перспективы дальнейшего развития и организация опережающего профессионального обучения женщин в случае массового высвобождения
в течение года ЧГО
4.4.5. Содействие занятости молодежи и подростков.
Цель - повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, создание минимальных гарантий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей на рынок труда, совершенствование форм и методов работы по содействию занятости молодежи и подростков.
1. Осуществлять взаимодействие с местными органами власти, отделами народного образования, Управлением по делам молодежи, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими заинтересованными организациями в решении вопросов обеспечения занятости молодежи и подростков
в течение года ЧГО
2. В целях расширения возможностей трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую деятельность, проводить регулярный анализ спроса и предложения рабочей силы, анализ результатов по трудоустройству и переобучению молодежи, предусматривать меры по повышению их эффективности
в течение года ЧГО
3. Формировать банк данных о неработающих и неучащихся подростках, нуждающихся в трудоустройстве, на основе сведений, предоставляемых органами образования, комиссиями по делам несовершеннолетних
в течение года ГУО, КДН, ЧГО
4. Используя различные формы занятости, осуществлять целенаправленный подбор подходящего рабочего места для трудоустройства подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел
в течение года ЧГО
5. Проводить комплекс мероприятий, способствующих трудоустройству молодежи: ярмарки вакансий, встречи за "Круглым столом", аукционы молодых специалистов и др.
в течение года ЧГО
6. Содействовать трудоустройству выпускников учебных заведений, лиц, моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите, на рабочие места в счет квоты, установленной постановлением губернатора области от 30.07.97г. N 563.
постоянно ЧГО
7. Оказывать содействие предпринимательской инициативе безработной молодежи в плане обучения соответствующей профессии, проведения консультаций, подготовки бизнес-планов, оказания финансовой помощи (при наличии финансовых средств путем взаимозачета)
в течение года ЧГО
8. Оказывать психологическую поддержку, проводить профдиагностическую работу с безработными из числа молодежи и подростков с целью их скорейшей адаптации на рынке труда. Организовать работу по социально-психологической адаптации подростков в возрасте до 18 лет, освобождающихся из ИТУ
в течение года ЧГО, ЦПНН и ПИ
9. Совершенствовать учебно-производственную базу для организации профессионального обучения и переобучения безработной молодежи. Организовать профобучение через взаимозачеты
в течение года ЧГО, УМЦ
10. Для выработки у молодежи мотивации к труду, развитие навыков поиска работы, психологической поддержки активно использовать "Клубы ищущих работу", работу группы социально-психологической поддержки
в течение года ЧГО, ОЦПНН и ПИ
11. Информировать выпускников общеобразовательных учебных учреждений о различных видах профессионального обучения с целью получения профессии (специальности) для последующего трудоустройства
в течение года ГУО, ЧГО, ОЦПНН и ПИ
12. Совместно с учреждениями образования проводить упреждающую профориентационную работу с учащимися общеобразовательных школ и других учебных заведений ("Дни открытых дверей", "Куда пойти учиться и работать", "Дни старшеклассника", "Телефон доверия" и др.)
в течение года ГУО, ЧГО, ОЦПНН и ПИ
4.4.6. Временная занятость несовершеннолетних граждан.
Цель - адаптация к трудовой деятельности.
1. Совершенствование порядка и условий трудоустройства несовершеннолетних граждан с привлечением максимального количества заинтересованных сторон.
I-II квартал ЧГО, работодатели,
администрации, ГУО,
РУНО, Управление по
делам молодежи
2. Формирование банков данных о подростках, нуждающихся во временном трудоустройстве, совместно с органами образования, КДН, отделами по делам молодежи. Своевременное заключение договоров с работодателями на организацию временных рабочих мест для подростков
I-II квартал ЧГО
4. Приоритетное трудоустройство на временные рабочие места подростков из семей безработных, неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, состоящих на учете в КДН
постоянно ЧГО
5. Информировать школы и ПТУ о возможностях временного трудоустройства подростков в период летних каникул
II-III квартал ЧГО
6. Оказание работодателям, организующим рабочие места для подростков, целевой финансовой помощи при максимальном использовании системы взаимозачетов. Осуществление регулярного контроля за целевым использованием средств на временную занятость подростков и своевременность оплаты их труда
в течение года ЧГО
7. Осуществлять сотрудничество для организации временного трудоустройства подростков с "Молодежной биржей труда", УГП "Труд", МУПК Ленинского района
II-III квартал ЧГО
4.4.7. Содействие занятости выпускников учебных заведений.
Цель - трудоустройство выпускников учебных заведений на временные рабочие места с целью приобретения профессиональных навыков, повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда (конечная цель - трудоустройство на постоянное рабочее место).
Нестабильная экономическая ситуация обострила проблему занятости молодежи. Новым долговременным источником напряженности на рынке труда становятся выпускники учебных заведений, которые не в состоянии самостоятельно найти работу.
Основные направления деятельности:
1. Изучать конъюнктуру рынка труда, потребность предприятий в работниках конкретных специальностей
в течение года ЧГО
2. Постоянно формировать и использовать банк вакантных рабочих мест для выпускников общеобразовательных учебных учреждений
в течение года ЧГО
3. Совершенствовать взаимодействие с работодателями, развивать маркетинговую деятельность.
* - проводить массовые мероприятия с активным участием предприятий ("Школы кадровиков", "Круглые столы", информационные беседы)
в течение года ЧГО
4. Информировать молодых людей о возможности переобучения на рыночные профессии, а также о возможности обучения с ориентацией на предпринимательскую деятельность
в течение года ЧГО
5. Продолжить работу в рамках программы "Молодежная практика" с целью содействия получения профессиональных навыков и трудоустройства выпускников учебных заведений, повысить качество отбора безработных граждан для участия в программе "МП"
в течение года ЧГО
6. Проводить комплекс мероприятий, повышающих активность поиска работы выпускников общеобразовательных учреждений (ярмарки вакансий, "КИРы", встречи за "круглым столом", информационные беседы, аукционы молодых специалистов, "Школы безработного")
в течение года ЧГО
4.4.8. Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев.
Цель - создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Основные направления деятельности:
1. Продолжить формирование банка данных по беженцам и вынужденным переселенцам, и банка вакансий с предоставлением жилья для данной категории
в течение года ЧГО
2. Максимально используя базу данных ЦПНПИ, проводить профессиональное информирование, консультирование и психологическую поддержку гражданам данной категории, направлять безработных граждан из числа беженцев и вынужденных переселенцев на профессиональное обучение
в течение года ЧГО, ЦПННиПИ
3. Проводить массовые мероприятия (ярмарки вакансий, "Круглые столы" и другие мероприятия) с целью трудоустройства и ориентирования данной категории граждан на рынке труда
в течение года ЧГО
4. Предоставлять гражданам данной категории преимущественное право трудоустройства на временные и общественные работы
в точение года ЧГО
5. Содействовать трудоустройству беженцев и вынужденных переселенцев на вакантные и квотируемые рабочие места
в течение года ЧГО
6. Оказывать данной категории граждан практическую помощь в организации предпринимательской деятельности
в течение года ЧГО
4.4.9. Содействие занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Цель - создание необходимых условий для адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Основные направления деятельности:
1. Продолжить практику работы по взаимодействию с ГУВД и РУВД по оказанию помощи в трудоустройстве граждан, вернувшихся из мест лишения свободы
в течение года ГУВД, РУВД, ЧГО
2. Формировать специализированный банк рабочих мест для трудоустройства граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и оказывать содействие в трудоустройстве на имеющиеся вакантные и квотируемые рабочие места
в течение года ЧГО
3. Продолжить практику работы по социальной адаптации граждан, вернувшихся из мест лишения свободы, осуществлять профессиональную ориентацию и профобучение данной категории
в течение года ЧГО, ЦПННиПИ
4. Предоставлять данной категории граждан преимущество при трудоустройстве на общественные и временные работы, организуемые при содействии службы занятости
в течение года ЧГО
5. Создание дополнительных рабочих мест для граждан данной категории
в течение года ЧГО
4.4.10. Поддержка длительно безработных граждан.
Цель - дополнительное повышение шансов трудоустройства граждан с длительным периодом безработицы, преодоление негативных последствий безработицы.
Предусматриваются следующие мероприятия:
1. Продолжить работу экспертных советов для безработных граждан, состоящих на учете более 4-х месяцев, для выработки совместного плана действий по активному поиску работы.
в течение года ЧГО
2. Проводить массовые мероприятия с активным участием предприятий (Информационные встречи, "Круглые столы", "Ярмарки вакансий", "Мини-ярмарки вакансий")
в течение года ЧГО
3. Субсидировать занятость длительно безработных граждан (частичная компенсация работодателям расходов по оплате труда принятых на работу граждан из средств ФЗ)
в течение года ЧГО, работодатели
4. Практиковать проведение прямых диалогов с работодателями (аукционы специалистов, гарантированные собеседования, презентации специалистов), с длительно безработными гражданами
в течение года ЧГО, работодатели
5. Предлагать длительно безработным гражданам в приоритетном порядке вакантные места по общественным работам
в течение года ЧГО
6. Совершенствовать систему ориентации и подготовки безработных на самозанятость и предпринимательство, содействовать им в создании собственного дела
в течение года ЧГО
7. Внедрять элементы новых технологий в работе с категорией длительно стоящих на учете граждан.
в течение года ЧГО
8. Оказывать безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, психологическую поддержку, консультационную помощь в решении проблемы трудоустройства, обучать их навыкам активного поиска подходящей работы в рамках специальных программ (КИР, "Новый старт").
в течение года ЧГО, ЦПННиПИ
4.5. Содействие занятости в условиях массового высвобождения работников и критических ситуаций на рынке труда.
Организация работы Челябинского ГО ДФГСЗН по Челябинской области по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников осуществляется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством РФ, Главами областной, городской и районных администраций.
Цель - сдерживание массового высвобождения и обеспечение максимального содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников, снижение напряженности в территориях с критической ситуацией на рынке труда города.
Предусматриваются следующие мероприятия:
1. При возникновении угрозы массовых высвобождений разрабатывать планы конкретных мероприятий, предусматривающих координацию деятельности органов исполнительной власти, службы занятости, профсоюзных органов и руководителей предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников
За 3 месяца до начала высвобождения Главы администраций, ЧГО,
работодатели, Профсоюзные
органы
2. Выносить на рассмотрение администраций и координационных комитетов содействия занятости населения каждый случай предполагаемого массового высвобождения в целях сдерживания массовых высвобождений и смягчения критической ситуации на рынке труда
в течение года ЧГО, работодатели
Координационные комитеты
содействия занятости
населения
3. Осуществлять меры по совершенствованию структуры и качества рабочей силы, предусматривающие сохранение кадрового потенциала квалифицированных работников
в течение года ЧГО, работодатели
4. Оказывать методическую помощь руководителям предприятий и организаций, их кадровым службам и выборным органам (профсоюзным комитетам) в разработке разделов коллективных договоров, касающихся занятости работников, с целью включения в них мероприятий, направленных на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, на обеспечение занятости и социальной защиты этих работников
в течение года ЧГО, работодатели
Профсоюзные органы
5. Предусмотреть создание на предприятиях, осуществляющих массовое высвобождение работников, временных стационарных и выездных филиалов и консультационных пунктов для проведения консультаций, заблаговременного подбора высвобождаемым работникам нового места работы, регистрации в качестве безработного
по мере необходимости ЧГО, работодатели
6. Предусмотреть осуществление мер по организации временной, сезонной занятости, массовых оплачиваемых общественных работ, их проведение и финансирование в целях смягчения ситуации с занятостью и трудоустройством на рынке труда, предусмотреть оказание помощи высвобождаемым работникам в организации собственного дела
в течение года ЧГО, работодатели
Бизнес - центр
7. Предусмотреть организацию "опережающего обучения" за счет средств работодателей и средств Фонда занятости для работников подлежащих высвобождению
За 2-3 месяца до начала ЧГО, работодатели
массового высвобождения
8. Организовать на предприятиях города проведение массовых мероприятий ("Дни службы занятости", "Дни защиты от безработицы", ярмарки вакансий, выездные консультации и семинары по вопросам действующего законодательства о труде и занятости, о состоянии местного рынка труда)
в течение года ЧГО, работодатели
4.6. Поддержка доходов безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения.
Цель - материальная поддержка безработных граждан и членов их семей в период вынужденной безработицы.
4.6.1. Материальная поддержка безработных.
В течение 1999 года предусматриваются следующие меры:
- выплата пособий по безработице 22,3 - 26,3 тыс.человек, включая доплаты на лиц, находящихся на их содержании;
- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей (50-60 человек);
- оплата периода временной нетрудоспособности безработных граждан для 1550-1950 человек;
- досрочный выход на пенсию безработных граждан для 80-120 человек;
Расходы фонда занятости по поддержке доходов безработных составят 45,0-58,0 млн.руб., из них путем взаимозачета по страховым взносам на основе заключения договоров с коммунальными службами города 4,33-5,57 млн.руб.
4.6.2. Оказание помощи членам семей безработных граждан.
Одним из направлений деятельности службы занятости по поддержке доходов безработных граждан предусматриваются мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан, предполагается организовать отдых и оздоровление детей безработных путем взаимозачета по взносам в ФЗ на основе заключения договоров для 20-30 человек. Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители.
Кроме того, в программе предусматривается организация трудоустройства подростков в период летних каникул, преимущественным правом которого пользуются подростки из семей безработных граждан.
5. Финансовое обеспечение программы
Цель - финансирование мероприятий по содействию занятости населения согласно настоящей Программы.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет:
- обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций (1,5%);
- средств местного бюджета;
- добровольных поступлений;
- иных поступлений.
В условиях дефицита средств финансирование мероприятий активной политики занятости будет осуществляться за счет средств фонда занятости, особое внимание будет уделено финансированию мероприятий за счет реструктуризации задолженности предприятий и использования взаимозачетов, максимального возврата финансовой помощи прошлых лет. Средства на проведение профобучения, общественных работ, временной занятости подростков, "Молодежной практики", создание и сохранение рабочих мест будут выделяться только по взаимозачетам с предприятиями должниками фонда занятости, будет производиться частичное погашение задолженности по пособиям безработным гражданам в счет погашения коммунальных услуг.
Для реализации программных мероприятий в зависимости от возможностей финансирования будет израсходовано 89,81-120,06 млн.рублей.
6. Правовое, организационное, информационное и материально-техническое обеспечение программы
6.1. Правовое обеспечение.
Цель - обеспечение законности в деятельности службы занятости города и осуществление контроля за применением законодательства о занятости, трудового и хозяйственного права.
Основные направления деятельности:
1. Консультирование безработных граждан по правовым вопросам законодательства о занятости, пропаганда и разъяснительная работа в средствах массовой информации законодательства РФ о занятости населения
в течение года ЧГО
2. Оказание юридической помощи работодателям при массовом высвобождении работников, с целью уменьшения числа подлежащих увольнению и соблюдения законодательства при увольнении
в течение года ЧГО
3. Рассмотрение жалоб, писем, поступающих в службу занятости города
в течение года ЧГО
4. Повышение эффективности договорной и исковой работы по взысканию сумм страховых взносов в фонд занятости, возврату финансовой помощи на создание дополнительных рабочих мест
в течение года ЧГО
5. Выявление и предотвращение фактов мошенничества безработных граждан по незаконному получению сумм пособий (стипендий) по безработице
в течение года ЧГО
6. Использование норм законодательства о занятости населения и других правовых норм для совершенствования технологии работы службы занятости
в течение года ЧГО
6.2. Организационное обеспечение.
Цель - совершенствование структуры Челябинского городского отдела Департамента федеральной государственной службы занятости населения, повышение эффективности работы службы в условиях роста численности безработных.
6.2.1. В связи с реорганизацией и сокращением численности персонала городской службы занятости продолжить:
перераспределение обязанностей, обеспечение полной взаимозаменяемости специалистов; уточнение должностных инструкций, временной технологии работы городской службы занятости;
развитие кадрового потенциала службы, содействие в обучении специалистов при получении высшего образования по специальности экономист, бухгалтер, юрист, социальный работник, психолог (6 чел.);
повышение квалификации специалистов по трудоустройству, маркетингу, начислению пособий, архиву, пользователей персонального компьютера, юристов (60 чел.);
подготовительную работу по организации и проведению собеседования, оценки и аттестации персонала (150 чел.);
планирование и осуществление обмена опытом в Челябинском зональном объединении (2 раза в год), накопление и внедрение передового опыта работы руководителей и специалистов службы занятости других территорий;
организацию тематических семинаров, совещаний с руководителями и специалистами отдела;
оснащение районных ведомственных архивов оборудованием, противопожарными средствами; оборудование городского архива;
работу по совершенствованию делопроизводства, контроля исполнительской деятельности; формированию архива дел безработных и личного состава городской службы занятости населения;
6.2.2. С целью оперативного и объективного информирования органов местного самоуправления, работодателей:
предоставлять в администрацию города, городскую Думу материалы о ходе выполнения программы содействия занятости населения (не реже 2-х раз в год), сведения о ситуации на рынке труда (ежемесячно), материалы в программу социально-экономического развития города Челябинска (3 раза в год);
организовать работу координационных комитетов города и районов (не менее 4 заседаний в год), при необходимости ввести в их состав представителей средств массовой информации, обновить положение о координационных комитетах.
6.3. Информационное обеспечение.
6.3.1. Информатизация службы занятости.
Цель - повышение эффективности и качества организации работы службы занятости через совершенствование автоматизированной информационной системы "Содействие".
Основные направления деятельности:
- совершенствование автоматизированной информационной системы "Содействие";
- перевод программного обеспечения на начисление 2000 года;
- модернизация морально и физически устаревших компьютеров;
- подготовка к переезду в здание по ул.С.Ковалевской, 2 (проект локальной сети и обеспечение ее функционирования).
6.3.2. Информационно-справочная деятельность.
Цель - оперативное информирование работодателей, безработных, ищущих работу, всего населения города о ситуации на рынке труда, возможностях службы занятости в трудоустройстве и обучении незанятых граждан.
Основные направления деятельности:
- информирование населения и работодателей через СМИ о состоянии рынка труда;
- содействие самостоятельному поиску работы через распространение памяток, публикации сведений о вакантных рабочих местах в специализированных периодических изданиях, телефонную диспетчерскую службу "083", ярмарки вакансий и др.;
- дальнейшее повышение функциональной эффективности, наружных стендов, Уголков службы занятости на предприятиях;
- создание, оформление методического кабинета для обобщения и распространения передового опыта работы органов службы занятости, организация работы методического центра.
6.4. Материально-техническое обеспечение.
Цель - создание условий для эффективной работы городского отдела и его подразделений.
6.4.1. Завершение капитального ремонта здания по ул.С.Ковалевской, 2; реконструкция здания службы Калининского района;
6.4.2. Оформление фасада здания службы Курчатовского района;
6.4.3. Оснащение, размещение городской службы, службы Тракторозаводского района в здании по ул.С.Ковалевской, 2.
7. Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют Департамент ФСЗН по Челябинской области, Челябинская городская Дума и администрация г.Челябинска. Ежемесячно Челябинский городской УФСЗН по г.Челябинску информирует администрацию города о ситуации на рынке труда.
Ежеквартально на заседании координационного комитета города заслушиваются результаты основных показателей, характеризующие оценку выполнения программы, проводятся совместные заседания с руководителями предприятий, чьи предприятия имеют неустойчивое финансовое положение, ведущее к массовому высвобождению работников.
Реализация программы позволит:
- создать условия для занятости населения, обеспечив предприятия квалифицированными кадрами;
- обеспечить эффективную целевую поддержку занятости граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке;
- смягчить последствия долговременной безработицы;
- повысить конкурентоспособность безработных граждан через различные формы обучения;
- активизировать безработных на поиск подходящей работы;
- обеспечить поддержку доходов безработных граждан.
Результативность выполнения программы зависит от складывающейся ситуации на рынке труда и достаточного размера необходимых финансовых средств для реализации программных мероприятий.
8. Прогнозная оценка ситуации с занятостью на 2000 год
Прогноз рынка труда на 2000 год разработан исходя из прогноза ситуации на рынке труда на краткосрочную и среднесрочную перспективу, выполненному Министерством труда и социального развития 30.09.98г., прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 1999-2000 годы, на основании которых следует, что и в 2000 году возможен переход в стадию экономического роста, появлением прогрессивных структурных сдвигов в производстве и занятости.
Удовлетворенный спрос на рабочие места будет иметь тенденцию к снижению, неудовлетворенный спрос на рабочие места будет расти; доля зарегистрированных безработных в общей численности безработных при уменьшении их в 1999 году, в 2000 году возрастет.
В службу занятости города обратятся 35,0 тыс.чел., что на 3,0 тыс.чел. больше, чем предусмотрено I-м вариантом прогноза на 1999 год. (Статус безработного получат 16,0 тыс.чел. (45,7% от числа обратившихся), будет трудоустроено 23,0 тыс.чел., из них 9,5 тыс.чел. - безработных. Численность безработных на конец 2000 года может составить 9000 человек, уровень безработицы - 1,6%.
Прогноз рынка труда будет уточнен в зависимости от ситуации в экономике города и страны.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
Приложения
к Программе содействия
занятости населения
города Челябинска на 1999 год
1. Перечень основных действий по содействию занятости населения на 1999 год.
2. Прогноз рынка труда на 1999 год (I вариант).
3. Прогноз рынка труда на 1999 год (II вариант).
4. Основные показатели направлений обеспечения занятости и социальной поддержки незанятого населения и безработных граждан в 1999 году.
5. Проект бюджета доходов и расходов государственного фонда занятости населения на 1999 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.