Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением главы
администрации города
от 6 марта 1996 г. N 59-П
Организационные указания по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"
Чрезмерная концентрация промышленности на территории города, использование технологических процессов с использованием значительного количества взрыво-, пожаро-, радиационно-, и химически опасных веществ, износ промышленного оборудования ведут к росту вероятности возникновения аварий и катастроф техногенного характера.
Решение вопроса защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их последствий, возможно только в результате осуществления комплекса мероприятий, в том числе поднятия на качественно новый уровень готовности населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Этого требует принятый Федеральный закон от 21.12.94г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995г. N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" и от 24 июля 1995г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", которые определяют общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы создания новой государственной системы подготовки населения, задачи, формы и методы его обучения.
Несмотря на изменения, происшедшие в организации системы подготовки населения города, результативность ее остается еще на низком уровне.
Введенная с 1994-95 учебного года программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) для общеобразовательных учреждений, учебных заведений начального и среднего профессионального образования не имеет необходимой учебно-методической базы, а отсутствие учебных пособий и подготовленных преподавателей - организаторов ОБЖ не обеспечивает в полном объеме решение задачи подготовки учащихся к безопасному поведению в экстремальных ситуациях.
В некоторых школах занятия по ОБЖ вообще не проводятся или проводятся формально.
Вызывает тревогу состояние организации обучения студентов учебных заведений по дисциплине ОБЖ в индустриальном и строительном колледжах, торгово-коммерческом техникуме, медучилище.
В МГМА объем часов на изучение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций необоснованно сокращается, без основания реорганизуется кафедра "Гражданская оборона и охрана труда" или "БЖД", сокращается профессионально-преподавательский состав этих кафедр.
Имеют место недостатки в подготовке руководящего состава РСЧС. Уровень их подготовки характеризуется слабыми знаниями своих прав и о обязанностей, отсутствием навыков в умении анализировать и о оценивать обстановку, принимать решения при возникновении чрезвычайных ситуаций. В некоторых учреждениях, организациях и на предприятиях наблюдается свертывание этой подготовки, имеются случаи уклонения должностных лиц от учебы на курсах ГО города.
Практическая выучка объектовых формирований является недостаточной. Большая часть формирований не привлекается на практические занятия и учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, не укомплектованные личным составом, техникой, необходимым спасательным оснащением, средствами защиты.
Комплексные учения и объектовые тренировки не стали основной формой подготовки всех категорий обучаемых к действиях в чрезвычайных ситуациях.
Все эти недостатки являются следствием недостаточного внимания руководителей предприятий, организаций и учреждений к выполнению Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В целях обеспечения единства взглядов в решении государственной задачи по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", предлагаю:
1. Главной задачей всех руководителей предприятий, организаций и учреждений определить совершенствование и дальнейшее развитие государственной системы подготовки населения и специалистов в области от чрезвычайных ситуаций, основанной на применении новых учебных программ и методах обучения, компьютерных средств, интенсивных методах обучения.
Подготовку населения в городе организовать и проводить на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства. Принципиальная схема организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) изложена в приложении N 1.
2. Основными задачами на 1996-1997 учебные годы считать:
2.1. Обучение населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
2.2. Обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
2.3. Выработка у руководителей и специалистов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами входящими РСЧС;
2.4. Практическое усвоение работниками в составе РСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
3. Подготовку учащихся общеобразовательных учреждений осуществлять по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) объем 400 учебных часов, введенной в учебный процесс указанием Минобразования России и МЧС России от 4 февраля 1994 года N 15-М/22-201-10. Изучение ОБЖ планировать по одному часу в неделю в I-IX и XI классах и по два часа в X-ом классе. Завершающий этап занятий с учащимися приурочить к "Дню защиты детей".
Подготовку проводить по курсу: "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся профессиональных учебных заведений Российской Федерации объемом 140 учебных часов, введенной в учебный процесс указанием Минобразования России от 4 февраля 1994г. N 15-М/22-201-10.
В рабочих программах курса ОБЖ, разрабатываемых общеобразовательными учреждениями возможны изменения и дополнения в отдельных темах и разделах, с учетом местных условий специфики обучения, учебно-материальной базы и квалификации преподавателей. При этом изменение перечня и основного содержания разделов, а также сокращение общего объема учебных часов не допускать.
Продолжать совершенствование обучения учащейся молодежи (студентов) учебных заведений профессионального педагогического образования с целью подготовки выпускников к проведению занятий по ОБЖ.
В педагогическом училище по программе "ОБЖ" в объеме 140 учебных часов, введенной приказом Минобразования России от 17 мая 1994 года N 149.
Штабам по делам ГОиЧС по согласованию с органами управления образования спланировать подготовку на курсах ГО преподавателей начальных классов и классных руководителей школ (колледжей) гимназий, лицеев), привлекаемых к преподаванию ОБЖ. Подготовку проводить в каникулярное время на 2-х дневных сборах.
Практиковать привлечение в общеобразовательные учреждения преподавателей курсов ГО и специалистов для обучения учащихся, студентов и слушателей по наиболее сложным темам.
4. Подготовку студентов высших учебных заведений осуществлять по примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей высшего профессионального образования объемом 136 учебных часов, утвержденной Госкомвузом России 27 апреля 1995г. и согласованной с МЧС России 16 мая 1995г.
Обучение студентов по разделу "Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях" планировать в объеме не менее 50 часов обязательных аудиторных занятий на старших курсах.
Для закрепления знаний и навыков, получаемых студентами на занятиях; вопросы защиты населения и территорий, а также гражданской обороны включать в задание на производственную практику.
В дипломные проекты (работы), содержанием которых является проектирование объектов экономики или их элементов, включать задание по этой тематике в виде вопросов или раздела. Там, где не предусматривается разработка (вопроса), предусматривать разработку курсового проекта (работы) по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Ректорам учебных заведений высшего профессионального образования обеспечивать направление профессорско-преподавательского состава, преподающего БЖ, в Академию гражданской защиты МЧС России при вступлении в должность и один раз в 5 лет для переподготовки и повышения квалификации.
5. Обучение рабочих и служащих, а также населения не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществлять по программе, утвержденной МЧС России 3.11.94г.
При этом подготовку населения не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществлять путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособия и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в области от чрезвычайных ситуаций. Ответственность - на РЭУ, ЖКО, ЖРЭУ и т.д.
Контроль за организацией обучения населения возложить на начальника штаба по делам ГОЧС города и на штабы по делам ГОЧС городских районов.
Для обучения неработающего населения использовать консультационные пункты при жилищно-эксплуатационных органах, технические кабинеты, комнаты здоровья, другие пригодные помещения, а также учебно-материальную базу курсов ГО и объектов экономики.
Штабам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям оказывать постоянную помощь руководителям жилищно-эксплуатационных органов в улучшении и активизации работы консультационных пунктов.
Обучение рабочих и служащих проводить без отрыва от производственной деятельности, по новой программу (в объеме 12 часов).
6. Основными формами подготовки и проверки обученности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций считать командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно-штабные или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы проводить ежегодно продолжительностью до одних суток.
Тактико-специальные учения (ТСУ) продолжительностью до восьми часов проводить:
- с формированиями предприятий, учреждений и организаций - один раз в три года;
- с формированиями повышенной готовности - один раз в год.
Комплексные учения (КУ) проводить: продолжительностью до двух суток, с периодичностью один раз в три года;
Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений начального среднего и высшего образования проводить ежегодно.
На объектах с численностью 20 тыс. и более работающих комплексные учения проводить по производствам, цехам, группам цехов.
Штабам по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям усилить контроль помощи объектам в подготовке учений и тренировок.
К концу 1996 учебного года обобщить и распространить положительный опыт организации проведения комплексных учений и тренировок на предприятиях, в учреждениях и организациях.
7. Подготовку руководителей и специалистов в области защиты от ЧС осуществлять в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методическом центре по ГОиЧС; на курсах гражданской обороны, в учебных заведениях повышения квалификации и подготовки кадров министерств и ведомств Российской Федерации и непосредственно по месту работы.
Первичную и повторную подготовку руководящего состава объектов осуществлять на курсах гражданской обороны городов в соответствии с Программой подготовки руководящего состава учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, к действиям в чрезвычайных ситуациях, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994г.
Подготовку работников предприятий, учреждений и организаций в составе невоенизированных формирований осуществлять непосредственно по месту работы по Программе специальной подготовки невоенизированных формирований к действиям ЧС, утвержденной МЧС России 03.11.94г. в объеме 15 часов.
При этом общую тематику (10 часов) отрабатывать всеми формированиями, специальную тематику (5 часов) отрабатывать с учетом их предназначений.
8. Пропаганду знаний вести в тесной связи с организацией обучения населения, при этом предусмотреть разработку и распространение информационной-справочных обучающих печатных (брошюры, листовки, плакаты, пособия) и кино-, видеопособий (кинофильмы, видеофильмы, слайды).
Организовать тематический показ фильмов на курсах ГО, консультационных пунктах и по местному телевидению.
9. Продолжать работу по укреплению и совершенствованию учебно-материальной базы.
Штабам по делам ГОиЧС совместно с органами управления образования, жилищно-эксплуатационными органами организовывать работу по созданию м оснащению специализированных классов для подготовки учащихся и студентов, а также обучения населения в учебно-консультационных пунктах.
В районах провести смотры - конкурсы на лучшую учебно-материальную базу объектов, а также лучший учебно-консультационный пункт.
10. Финансирование мероприятий по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлять:
- за счет средств областного бюджета - содержание курсов гражданской обороны города, подготовку руководителей, специалистов и работников в составе территориальных невоенизированных формирований, проведение учений и тренировок, а также обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания;
- за счет средств местных бюджетов - подготовку руководителей и обучение работников в составе невоенизированных формирований, тренировки и обучения, проводимые органами местного самоуправления, а также участие в учениях, проводимых областными органами исполнительной власти;
- за счет предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы - подготовку населения, работающего на них, комплексные учения и тренировки, проводимые органами местного самоуправления. Все АО, коммерческие структуры: обучение руководителей, специалистов и работников в составе невоенизированных формирований проходят на курсах ГО города - платно.
11. В 1996 году провести практические занятия по отработке действий должностных лиц органов управления при ликвидации аварий на потенциально-опасных объектах и организации защиты населения, проживающего в непосредственной близости от них.
На объектах провести показные занятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций невоенизированными формированиями и проведения эвакуации рабочих и служащих предприятий.
На предприятиях, учреждениях, организациях с негосударственной формой собственность провести показные занятия с рабочими и служащими по отработке практических действий в чрезвычайных ситуациях.
На заседаниях комиссии по чрезвычайным ситуациям всех уровней рассмотреть пути совершенствования системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов органов управления и сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, спланировать комплекс мероприятий по широкой пропаганде среди населения знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
12. Учебный год в системе РСЧС устанавливается со 2-го января.
Начальник штаба по делам
ГОЧС г.Магнитогорска |
Н.С.Антипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.