Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Губернатора области
от 19 марта 1999 г. N 100
Основные направления развития страхового рынка Челябинской области
на 1999-2000 годы
1. Состояние страхового рынка Челябинской области
Страхование является необходимым звеном социально-экономической деятельности общества и представляет собой механизм защиты имущественных интересов государства, организаций и граждан от рисков, связанных с общественным производством, стихийными бедствиями, утратой здоровья и рядом жизненных обстоятельств, требующих значительных финансовых средств.
Страхование не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики, но и являться одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Страховой рынок Челябинской области находится в состоянии сложного противоречивого развития, реагирующего на все процессы, происходящие в экономике и политике области в частности в России в целом. Страхование осуществляется без достаточно проработанного страхового законодательства и административного регулирования, соответствующей нормативной и организационной базы, четкой стратегии и тактики развития области страхового рынка.
На 1 января 1998 года по данным областного комитета государственной статистики в области действовали 46 страховых организаций, имеющих 155 филиалов. Сумма собранных страховых взносов (премий) составляла по области 617,9 млн. рублей, страховых выплат- 522,8 млн. рублей. По сравнению с 1996 годом объем страховых взносов увеличился на 25,3% , а страховых выплат - на 21%.
Страховой рынок области характеризуется достаточно высокой степенью концентрации страховых операций у небольшого круга компаний. Число страховых организаций, собравших наибольшие взносы 21 единица (45,7% от общего числа действующих компаний), страховая премия по ним составила 609,7 млн. рублей (98% от общей страховой премии). Создание сравнительно крупных страховых компаний, способных адаптироваться к динамично меняющейся конъюктуре рынка и оказывать более качественные страховые услуги, является позитивным моментом в формировании страхового рынка области.
В настоящее время финансовые возможности страховых организаций, действующих на территории Челябинской области, по покрытию крупных убытков остаются низкими. Совокупный уставной капитал страховщиков сложился в размере 48,8 млн. руб., что не может обеспечить реальную страховую защиту экономики области от последствий чрезвычайного характера, полное и своевременное выполнение обязательств по договорам.
Одном из условий обеспечения финансовой устойчивости страховщика является перестрахование, предусматривающее обязанность передачи риска в перестрахование в части, превышающей возможности собственного удержания страховщика. Страховые премии, переданные в перестрахование в 1997 году увеличились по сравнению с прошлым годом в 6,7 раза и достигли 36,6 млн. рублей.
Отрицательно сказывается на развитии страхового рынка отсутствие мер стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов.
Показатели состояния рынка страховых услуг свидетельствуют о том, что в Челябинской области заложены основы развития страхования, однако оно еще не заняло надлежащего положения в системе защиты имущественных интересов населения, хозяйствующих субъектов и государств. Практически в стороне от страхования находится сельское хозяйство области, которое пока не защищено от последствий неурожая, падежа, эпидемий и т.п.
По-прежнему все расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф покрываются в основном за счет областного и федерального бюджетов. Актуальной, но труднодоступной для страховщиков остается сфера страхования объектов, представляющих особую опасность (ядерную, атомную, химическую, газовую, нефтяную и др.) Необходимость развития страхования продиктована самой динамикой экономики области, поскольку оно снимет основную нагрузку областного бюджета по возмещению убытков и наоборот обеспечит дополнительные поступления в бюджет от деятельности страховых организаций, будет способствовать развитию инвестиционного процесса и обеспечивать социальную защиту населения.
Кроме того, стабильная страховая защита населения и предприятий сможет повлиять на решение политических проблем и сознание определенного мировозрения населения.
2. Основные цели и задачи
Главной целью является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Челябинской области, обеспечивающей:
реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
удовлетворение потребности экономики и населения области в социально значимых видах страховых услуг, соответствующих современному этапу социально-экономического развития общества;
максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов;
создание системы административной и общественной поддержки страховых организаций на региональном уровне;
проведение разъяснительной работы среди населения и предприятий через средства массовой информации о необходимости и обязательности некоторых видов страхования, а также по правам граждан по вопросам обязательного медицинского страхования и страхования жизни.
Для достижения указанных целей необходимо:
совершенствование финансово- кредитного механизма развития и поддержки страхования;
нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение страхового рынка Челябинской области;
формирования инфраструктуры страхового рынка;
повышение эффективности государственного регулирования рынка страховых услуг;
совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
3. Важнейшие задачи развития системы страхования в Челябинской области
Одной из главных тенденций развития страхового рынка области будет концентрация страхового бизнеса, которая в настоящее время уже имеет место в Челябинской области. Политика в области страхования, проводимая на уровне Российской Федерации, также способствует изменениям в расстановке сил на рынке страховых услуг, ужесточая требования к размеру уставного капитала страховых организаций. В результате финансово слабые страховые организации уступят рынок наиболее устойчивым компаниям, которые покажут себя способными предоставлять более качественные страховые услуги и развивать страховое дело в области в соответствии с современными требованиями.
Проведение структурных преобразований должно основываться на защите добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждении монополизма. Важно осуществлять контроль за согласованными действиями страховых организаций, а также за созданием объединений (союзов и ассоциаций) страховых организаций со стороны администрации области. Привлечение страховщиков к проведению страховых программ с использованием средств областного бюджета необходимо осуществлять на конкурсной основе.
При решении вопросов, касающихся развития страхового рынка области важную роль следует отводить соблюдению требований антимонопольного законодательства. Вместе с тем необходимо стимулировать расширение спектра страховых услуг и географии деятельности страховых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области, хороших результатов также можно достичь путем поощрения различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных страховых проектов.
Особое внимание требует стимулирование страхования, в частности путем включения его в условия проводимых тендеров на участие хозяйствующих субъектов в областных программах, инвестиционных проектах, с целью удовлетворения потребности региона в комплексной страховой защите.
Стабильность страхового рынка области во многом определяется его инфраструктурой, которая должна представлять собой слаженно работающий механизм с развитой системой информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц.
С точки зрения осуществления эффективного регулирования страховой деятельности на территории Челябинской области, необходимо обеспечить выполнение намеченных в настоящих Основных направлениях мер по развитию системы страхования в регионе.
Совершенствование механизмов взаимодействия между органами государственной власти области и субъектами страхового рынка предполагает, в частности, определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим услуги населению и предприятиям области.
Взаимодействие органов государственной власти со страховыми компаниями может осуществляться путем введения системы аккредитации страховых организаций при администрации Челябинской области для определения круга страховщиков, которые могут быть рекомендованы в качестве доверенных страховых компаний администрации области, способных обеспечить финансовую устойчивость страховых операций. Аккредитация проводится на добровольной основе с определенной платой за участие в ее проведении. Ее целью является обеспечение защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов Челябинской области на рынке страховых услуг путем определения наиболее устойчивых страховых компаний. Между администрацией Челябинской области и акредитованными страховыми организациями заключаются договоры о сотрудничестве. Аккредитованные организации могут быть рекомендованы хозяйствующим субъектам, действующим на территории области, а также привлекаются администрацией области для участия в областных программах, инвестиционных проектах.
При реализации мероприятий, предусмотренных настоящими Основными направлениями, основной целью должно быть сохранение инвестиционного потенциала страхового сектора, его использование в интересах экономики Челябинской области. Необходимо создать условия для увеличения емкости областного страхового рынка с учетом того, что возможности протекционистских решений могут быть весьма ограничены в условиях реальной конкуренции, а также принимая во внимание важность формирования страховой культуры среди населения, отражающей социальную направленность и значимость страхования.
4. Основные мероприятия в 1999-2000 годах
Мероприятия | Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. Проведение анализа сос- тояния страхового рынка области и возможностей его развития |
в течение периода |
Челябинский областной комитет государственной статистики Государственная налоговая инспекция по Челябинской области Комитет экономики админист- рации Челябинской области Страховые организации |
2. Решение при непосредс- твенном участии Совета по страховому делу при Губернаторе Челябинской области следующих задач: - разработка страховой по- литики области; содействие формированию инфраструктуры страхово- го рынка; - определение приоритетных направлений страхования на территории области; - разработка и реализация областных и отраслевых программ в области стра- хования; - привлечение страховых организаций к реализации областных целевых прог- рамм; - ведение учета деятель- ности страховщиков; - разработка методических пособий по страховому делу, проведение кон- сультаций. |
в течение периода |
Комитет экономики админист- рации Челябинской области Структурные подразделения администрации Челябинской области Челябинский областной комитет государственной статистики Государственная налоговая инспекция по Челябинской области Страховые организации |
3. Ввести систему аккреди- тации страховых органи- заций при администрации Челябинской области: - подготовка проекта пос- тановления Губернатора области о взаимодействии администрации области со страховыми организациями для определения круга организаций, которые мо- гут быть рекомендованы в качестве доверенных ор- ганизаций администрации области, способных обес- печить финансовую устой- чивость страховых опера- ций, проводимом на доб- ровольной основе, с оп- ределенной платой за участие в проведении ак- кредитации; - проведение аккредитации. |
III квартал 1999 года |
Комитет экономики админист- рации Челябинской области Комиссия по аккредитации страховых организаций при администрации области |
4. Разработка проекта дого- вора о сотрудничестве между администрацией Че- лябинской области и акк- редитованными страховыми организациями |
III квартал 1999 года |
Комитет экономики админист- рации Челябинской области Государственно-правовое управление администрации Челябинской области Совет по страховому делу при Губернаторе Челябинской области |
5. Организация страховых пулов по отдельным видам страхования, требующим объединения финансовых средств страховщиков |
в течение периода |
Комитет экономики админист- рации Челябинской области Совет по страховому делу при Губернаторе Челябинской области |
6. Обеспечение выполнения требований законодатель- ных актов, предусматри- вающих страхование при осуществлении деятель- ности юридическими и фи- зическими лицами, лицен- зирование которых отне- сено к компетенции орга- нов исполнительной влас- ти области |
в течение периода |
Органы исполнительной влас- ти области, уполномоченные лицензировать отдельные виды деятельности |
7. Подготовка на базе феде- ральных нормативно-пра- вовых актов нормативных документов по страхова- нию строительно-монтаж- ных рисков при лицензи- ровании соответствующих видов деятельности в Че- лябинской области |
в течение периода |
Главное управление строительства администрации области |
8. Подготовка нормативных документов по страхова- нию опасных производс- твенных объектов, нахо- дящихся на территории Челябинской области |
I квартал 1999 года |
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Челябинской области Совет по страховому делу при Губернаторе Челябинской области Комитет экономики админист- рации Челябинской области НП "Фонд страховых исследований" |
9. Разработка проекта реги- ональной системы финан- сирования превентивных мероприятий в рамках страхования опасных про- изводственных объектов |
I квартал 1999 года |
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Челябинской области Комитет экономики админист- рации Челябинской области НП "Фонд страховых исследований" |
10.Разработка мероприятий по поддержке и стимули- рованию инвестиционных вложений страховых ре- зервов в инвестиционные проекты администрации области |
II квартал 1999 года |
Комитет экономики админист- рации Челябинской области Южноуральская инвестиционная компания |
11.Проработка вопроса о привлечении средств страховых организаций для инвестирования в ценные бумаги админист- рации Челябинской области |
II квартал 1999 года |
Комитет экономики админист- рации Челябинской области Южноуральская инвестиционная компания |
12.Включение страхования в условия проводимых тен- деров на участие хозяйс- твующих субъектов в об- ластных программах, ин- вестиционных проектах. Разработка соответствую- щих документов, макси- мально отвечающих ин- тересам региона в комп- лексной страховой защите |
в течение периода |
Комитет экономики админист- рации Челябинской области Структурные подразделения администрации области Страховые организации, аккредитированные при администрации области |
13.Разработка мероприятий по взаимодействию с местными банками по страхованию их деятель- ности и деятельности клиентов банков: - кредитные операции (страхование залога); - лизинговых (страхование лизингового имущества в качестве залога под кре- дит); - страхование имущества и деятельности клиентов. |
в течение периода |
Комитет экономики админист- рации Челябинской области Главное управление Центрального Банка РФ по Челябинской области Совет по страховому делу при Губернаторе Челябинской области Совет по координации деятель ности коммерческих банков |
14.Составление списка па- мятников архитектуры, уникальных и дорогостоя- щих объектов для обеспе- ния их страховой защитой |
II квартал 1999 года |
Комитет по архитектуре и градостроительству администрации Челябинской области Государственный научно- производственный центр по охране исторического и культурного наследия Челябинской области |
15.Подготовка и обработка статистических данных по страховым случаям |
в течение периода |
Челябинский областной комитет государственной статистики Совет по страховому делу при Губернаторе Челябинской области Страховые организации |
16.Популяризация через средства массовой инфор- мации страховой культуры среди населения, отража- ющей социальную направ- ленность и значимость страхования |
в течение периода |
Пресс-служба администрации Челябинской области Совет по страховому делу при Губернаторе Челябинской области |
5. Ожидаемые итоги
Выполнение Основных мероприятий позволит обеспечить:
повышение уровня и надежность страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Челябинской области в условиях нестабильности экономической ситуации в стране, при сложном развитии страхового рынка;
координацию деятельности страховых организаций с учетом их интересов и перспектив развития;
развитие инфраструктуры рынка страховых услуг, увеличение инвестиционного потенциала страхового рынка Челябинской области;
сокращение нагрузки на областной бюджет по возмещению убытков при наступлении страховых случаев, связанных с компенсацией последствий несчастных случаев, происшествий, аварий и других чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера;
дополнительные поступления в бюджет от деятельности страховых организаций.
Увеличение внутреннего спроса на страховые услуги, активная поддержка страхования со стороны органов государственной власти области, развитие инфраструктуры обеспечат появление устойчивых крупных страховых компаний на рынке Челябинской области. В свою очередь, это создаст условия для активного выхода страховых компаний действующих на территории региона, на внешние по отношению к области рынки и, следовательно, дополнительного притока инвестиционных ресурсов в экономику Челябинской области.
Заместитель Губернатора |
Н.М.Рязанов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Челябинской области от 19 марта 1999 г. N 100 "Об Основных направлениях развития страхового рынка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.