Постановление Законодательного собрания Челябинской области
от 8 апреля 1999 г. N 512
"О проекте закона Челябинской области "Об обращениях граждан"
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 24 ноября 2005 г. N 1942 настоящее постановление признано утратившим силу
Законодательное собрание Челябинской области постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Челябинской области "Об обращениях граждан".
2. Направить указанный законопроект в комитеты и комиссию Законодательного собрания области.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в комитет Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению до 25 апреля 1999 года.
3. Комитету Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению доработать указанный законопроект и внести его на рассмотрение Законодательного собрания во втором чтении.
Председатель Законодательного собрания |
В.Ф.Давыдов |
Проект
Российская Федерация
Закон
Челябинской области
"Об обращениях граждан"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Челябинской области и к их должностным лицам, в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления, в органы территориального общественного самоуправления, в также в организации, находящиеся на территории Челябинской области, и к их руководителям (далее - органы и должностные лица) в связи с признанием, соблюдением, защитой прав, свобод и законных интересов граждан.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на следующие обращения граждан:
- обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
- обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;
- обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного суда Российской Федерации, а законодательством Челябинской области - к компетенции Уставного суда Челябинской области;
- обращения, направляемые к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации;
- обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых Федеральным законодательством, их уставами и положениями;
- обращения, связанные с запросами в архивы;
- анонимные и иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.
3. Депутаты законодательного (представительного) органа Челябинской области и представительных органов местного самоуправления рассматривают обращения граждан в порядке, установленном соответствующими законами Челябинской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Обращения граждан - индивидуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы, ходатайства, изложенные в письменной или устной форме.
2. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- жалобы - обращения граждан с требованием восстановления нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, других граждан их прав, свобод или законных интересов;
- заявления - обращения граждан по поводу реализации их прав и свобод, закрепленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
- предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политический, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства;
- ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими лицами определенного статуса, прав, свобод;
- анонимные обращения - обращения, не содержащие фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работе или учебе, личной подписи;
- коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях;
- повторные обращения граждан - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек срок рассмотрения данного обращения, установленный федеральным и областным законодательством, или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением.
Статья 3. Право граждан на обращение
1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) в соответствии с настоящим Законом вправе лично или через своих представителей обращаться:
- в органы государственной власти и к их должностным лицам;
- в органы местного самоуправления Челябинской области и к их должностным лицам;
- в органы территориального общественного самоуправления и к их должностным лицам;
- в органы управления организаций и к их руководителям;
- в иные органы и к иным должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.
2. Органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления обязаны в доступной форме информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы по обращениям граждан.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Челябинской области, пользуются правом на обращение, определенным настоящим Законом, наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, а также международными договорами Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 4. Основные принципы деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан
Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:
- защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;
- обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии;
- своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан.
Глава II. Порядок рассмотрения обращений граждан
Статья 5. Обязанность органов и должностных лиц рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения
1. Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращениях граждан вопросов, обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним обоснованные решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.
2. Органы и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:
- в случае необходимости предлагать обратившемуся лицу представить дополнительные документы, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопроса;
- систематически контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры по устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений граждан;
- сообщать гражданам, подавшим письменные обращения, в письменной форме, а гражданам, обратившимся устно, как правило, в устной форме о решениях, принятых по обращениям. В случае их отклонения указывать мотивы;
- обеспечивать своевременное и правильное исполнение принятых по обращениям граждан решений;
- разъяснять порядок обжалования принятых решений;
- систематически обобщать обращения граждан с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан.
Статья 6. Подведомственность дел об обращениях граждан и адресаты обращений граждан
1. Граждане подают свои обращения в органы и должностным лицам в соответствии с их компетенцией.
2. Если обращения не подведомственны органу или должностному лицу, они переадресуются не позднее чем в пятидневный срок со дня поступления в орган или должностному лицу, к компетенции которого относится решение поставленных в них вопросов. Обратившимся гражданам в письменном ответе в трехдневный срок со дня передачи обращения по подведомственности сообщается, кому направлены на рассмотрение их обращения.
На личном приеме гражданам разъясняется, куда им следует обратиться.
3. В целях своевременного рассмотрения обращений граждан:
- предложения, заявления, ходатайства подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится их рассмотрение;
- жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия или решения обжалуются;
- жалобы на действия (бездействие) и решения органов управления организаций и их должностных лиц, не имеющих своих вышестоящих органов и должностных лиц, подаются в органы государственной власти Челябинской области или в органы местного самоуправления;
- жалобы на действия (бездействие) и решения органов территориального общественного самоуправления и их должностных лиц подаются в органы или должностным лицам местного самоуправления Челябинской области в соответствии с их компетенцией;
- ходатайства подаются в случаях, по вопросам и в порядке, прямо установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
4. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) и решения которых обжалуются.
5. Споры о подведомственности обращений граждан разрешаются вышестоящим органом или должностным лицом либо в судебном порядке.
Статья 7. Представление доказательств при подаче обращений граждан
1. При подаче обращений гражданами в случае необходимости должны быть представлены доказательства или указано место их нахождения.
2. Доказательствами являются любые достоверные фактические данные, на основании которых орган либо должностное лицо, рассматривающие обращения граждан, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении, и иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения соответствующего обращения.
3. Доказательства представляются гражданами, подавшими обращение. Доказательства могут представляться также и иными лицами, заинтересованными в принятии решения по обращению.
4. Если представленные доказательства недостаточны, органы или должностные лица, рассматривающие обращение, предлагают гражданам представить дополнительные доказательства или собирают их по собственной инициативе в соответствии со своей компетенцией.
5. Обстоятельства, которые признаны общеизвестными, не доказываются.
6. Факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не подлежат повторному доказыванию.
Статья 8. Обязанность органов и должностных лиц представлять письменные доказательства
Органы, организации и их должностные лица по официальным запросам обязаны в 10-дневный срок представлять документы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан в качестве доказательств, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 9. Основания и последствия оставления обращений граждан без рассмотрения
1. Органы и должностные лица вправе оставить обращения граждан без рассмотрения в случаях:
- подачи анонимных обращений;
- обращения граждан с просьбой о толковании законодательства Российской Федерации и Челябинской области;
- подачи обращений, на которые не распространяется действие настоящего Закона.
2. В случае оставления обращений граждан без рассмотрения на основании абзацев 2, 3 пункта 1 настоящей статьи в порядке, определяемом настоящим Законом, обратившиеся граждане извещаются об органе или должностном лице, в компетенцию которого входит рассмотрение данного обращения.
3. Извещение граждан об оставлении их обращений без рассмотрения осуществляется в трехдневный срок со дня регистрации обращений.
После устранения условий, послуживших основанием для оставления обращения граждан без рассмотрения, заинтересованные граждане вправе вновь обратиться к органам или к должностным лицам.
Статья 10. Устные обращения граждан
1. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены.
2. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.
3. В отдельных случаях, ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, должностные лица дают соответствующие распоряжения в порядке подчиненности.
4. Устные обращения граждан регистрируются немедленно по поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.
5. Результаты рассмотренных по существу устных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном настоящим Законом Челябинской области.
Статья 11. Письменные обращения граждан
1. Письменные обращения граждан должны содержать, как правило, наименование и адрес органа или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа обращения сведения, по которым можно установить личность (личности) обратившихся граждан, дату составления обращения и личную подпись (подписи) обратившихся.
2. Все письменные обращения граждан регистрируются немедленно по поступлении в порядке, определяемом настоящим Законом.
3. Результаты рассмотрения письменных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 12. Сроки рассмотрения обращения граждан
1. Заявления и жалобы граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер, срок рассмотрения заявлений и жалоб может быть в порядке исключения продлен, но не более чем на один месяц.
2. Предложения и ходатайства граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня регистрации. В случае необходимости дополнительного изучения предложений или ходатайств срок их рассмотрения может быть в порядке исключения продлен до трех месяцев.
3. В случае продления сроков рассмотрения обращений граждан орган или должностное лицо, принявшие решение о продлении сроков, извещают об этом обратившихся граждан в трехдневный срок.
Статья 13. Особенности рассмотрения некоторых видов обращений граждан
1. Органы и должностные лица могут устанавливать сокращенные сроки рассмотрения заявлений, жалоб и ходатайств отдельных категорий граждан.
2. Рассмотрение заявлений, жалоб и ходатайств, касающихся вопросов защиты прав ребенка, а также предложения по предотвращению всевозможных аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, начинается безотлагательно и должно быть завершено в сроки, установленные настоящим Законом.
3. Обращения, свидетельствующие о многочисленных, грубых нарушениях законодательства, систематическом ущемлении прав граждан и не получившие соответствующей оценки со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц, подлежат проверке органами государственной власти Челябинской области, как правило, с выездом на место.
Результаты проверок, представляющие общественный интерес, должны освещаться в средствах массовой информации.
4. Обращения граждан, содержащие одновременно признаки предложения, жалобы, заявления, а также касающиеся двух и более вопросов, могут направляться органами и должностными лицами, принявшими их к рассмотрению в пределах своей компетенции, другим органам и должностным лицам в соответствии с их компетенцией и подведомственностью, и рассматриваются в сроки, установленные для соответствующего вида обращений.
5. При рассмотрении повторных обращений граждан к ним прилагаются материалы предыдущего рассмотрения.
6. Рассмотрение повторных и коллективных обращений граждан в обязательном порядке ставится на контроль.
7. Обращения, направленные на совершенствование законодательства Челябинской области, рассматриваются соответствующими структурными подразделениями органов государственной власти Челябинской области и могут учитываться при разработке проектов законов области, составлении и утверждении перечня законопроектных работ на соответствующий год.
8. Обращения граждан, поступившие от депутатов, редакций средств массовой информации, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 14. Личный прием граждан должностными лицами органов государственной власти Челябинской области, должностными лицами органов местного самоуправления
1. Должностные лица органов государственной власти Челябинской области и должностные лица органов местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан.
2. Личный прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, а в необходимых случаях - в вечерние часы по месту работы или жительства.
3. Неявка на личный прием по неуважительным причинам гражданина, подавшего обращение, не препятствует рассмотрению обращения. Признав необходимым личное участие в рассмотрении обращения гражданина, подавшего обращение, должностное лицо вправе перенести его рассмотрение на новый срок, но не более, чем на один месяц.
При неявке гражданина, подавшего заявление, жалобы или ходатайство, повторно без уважительных причин, заявление, жалоба или ходатайство остаются без рассмотрения, если их невозможно рассмотреть в отсутствие гражданина.
4. Порядок личного приема граждан регулируется положениями, утвержденными органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления.
5. Должностные лица органов государственной власти Челябинской области и должностные лица органов местного самоуправления несут персональную ответственность за организацию личного приема граждан и организацию работы с письменными обращениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 15. Рассмотрение обращений граждан в организациях
Рассмотрение обращений и прием граждан в организациях осуществляется руководителями организаций независимо от формы собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Законом и обязательным порядком, установленным локальными нормативными актами организаций.
Статья 16. Проведение проверок по обращениям граждан
1. Для объективности и полноты рассмотрения обращений граждан органы и должностные лица могут принимать решение о проведении проверок и целесообразности привлечения к их проведению специалистов.
2. По окончании проверок обратившимся гражданам, а в случае проверок по жалобам также лицам, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, по их требованию предоставляется возможность знакомиться с проверочными материалами в той мере, в которой это не затрагивает прав других граждан и не противоречит законодательству Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 17. Права граждан при рассмотрении обращений
1. Граждане при рассмотрении их обращений имеют право:
- лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;
- знакомиться с итоговыми материалами изучения обращений и проверок по ним;
- представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим обращение;
- требовать получения в установленный срок письменного ответа о результатах рассмотрения письменного обращения;
- обжаловать принятое решение в вышестоящих органах;
- пользоваться услугами представителя по предъявлению доверенности, заверенной нотариусом;
- осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
2. Граждане, обратившиеся с коллективными обращениями, пользуются правами, определенными пунктом 1 настоящей статьи, через своих представителей по представлению протокола собрания коллектива.
3. Лица, действия (бездействие) или решения которых обжалуются, пользуются правами, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 18. Решения по обращениям граждан
1. В результате рассмотрения обращений граждан орган или должностные лицо принимает одно из следующих решений:
- о полном или частичном удовлетворении обращения;
- об отказе в удовлетворении обращения;
- о разъяснении по вопросам, поставленным в обращении, или информировании о результатах рассмотрения обращения.
2. Решения по предложениям, заявлениям и ходатайствам должны быть мотивированными.
3. Решения по жалобе должны быть мотивированными со ссылкой на конкретные статьи федерального закона и закона Челябинской области, содержать информацию о конкретных мерах по восстановлению нарушенных действиями (бездействием), решениями органов или должностных лиц прав или законных интересов граждан.
Статья 19. Сроки информирования граждан о принятых по их обращениям решениях
1. О решении, принятом по предложению, заявлению или жалобе гражданина, ему, а также лицу, чьи действия (бездействие) обжалуются, должно быть сообщено в течение пяти дней со дня вынесения решения.
2. О решении по ходатайству обратившийся гражданин информируется в срок до пятнадцати дней со дня принятия решения.
Статья 20. Исполнение решений по обращениям граждан
1. Орган или должностное лицо, принявшие решения по обращениям граждан, самостоятельно исполняют их, а в случае необходимости направляют поручения исполнителям.
2. Жалоба не считается разрешенной до момента исполнения принятого по ней решения. Если решение не может быть исполнено в установленные сроки, исполнитель дает письменный ответ органу или должностному лицу, принявшему решение по жалобе, с указанием причины задержки и срока окончательного исполнения решения. Ответ исполнителя ставится на контроль до полного осуществления намеченных мер.
3. Если жалоба удовлетворена полностью или частично, орган или должностное лицо, принявшие решение по жалобе, обязаны принять в соответствии с их компетенцией необходимые меры по восстановлению нарушенных прав граждан, включая меры по восстановлению нарушенных прав граждан, включая меры по принесению им извинения в письменном виде, а также по просьбе граждан информировать об этом заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.
4. Решения по обращениям граждан не могут считаться исполненными на основании документа, в котором сообщается о предполагаемых мерах по их реализации.
Статья 21. Неразглашение должностными лицами сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращений граждан
При рассмотрении обращений граждан запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.
По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, домашнем адресе.
Должностные лица, виновные в разглашении сведений, полученных при рассмотрении обращений граждан, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава III. Ответственность за нарушение законодательства Челябинской области об обращениях граждан
Статья 22. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства Челябинской области об обращениях граждан
Нарушение порядка рассмотрения обращений, принятие заведомо незаконного решения, уклонение от предоставления информации по официальным запросам или предоставление недостоверной информации, разглашение сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращений граждан, а также иные нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 23. Ответственность органов, организаций и их должностных лиц за исполнение решений по обращениям граждан
Должностные лица органов государственной власти Челябинской области, должностные лица местного самоуправления, руководители территориального общественного самоуправления, а также руководители организаций, находящихся на территории Челябинской области, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений по обращениям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 24. Ответственность за преследование граждан в связи с их обращениями
Преследование граждан в связи с их обращениями влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 25. Ответственность граждан за содержание их обращений
1. Граждане, чьи обращения содержат материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Граждане, чьи обращения содержат заведомо ложные сведения, которые влекут значительные материальные затраты, связанные с рассмотрением обращений, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области |
П.И.Сумин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 8 апреля 1999 г. N 512 "О проекте закона Челябинской области "Об обращениях граждан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 24 ноября 2005 г. N 1942 настоящее постановление признано утратившим силу