Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 14 апреля 1999 г. N 38/5
Правила
застройки и землепользования в городе Челябинске
24 января 2003 г.
Раздел "Земли историко-культурного назначения"
1. Общие положения
1.1. Настоящий раздел "Правил застройки и землепользования в городе Челябинске" разработан с учетом перечня типов недвижимых памятников истории и культуры, перечня типов земель историко-культурного назначения города Челябинска как исторического города. Раздел регламентирует режим хозяйственной и градостроительной деятельности в пределах каждой из зон земель историко-культурного назначения и направлен на равную защиту прав, интересов, собственности субъектов градостроительной деятельности и на сохранение памятников истории и культуры, исторической среды города. Раздел регламентирует деятельность указанных субъектов в отношении соблюдения данных режимов и является документом, обязательным для исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности.
1.2. Раздел разработан в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.11.95 N 169 "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", законом РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановлением коллегии Министерства Культуры РСФСР, Госстроя РСФСР, президиума Центрального совета Всероссийского Общества Охраны Памятников Культуры от 19.02.90 N 12 "Об утверждении нового Списка исторических населенных мест и городов РСФСР", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", "Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры" от 24.01.86 N 33, "Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", согласованной Министерством Культуры РСФСР от 26.11.92 N 524/14-26-11 градостроительной документацией: "Историко-архитектурным опорным планом города Челябинска", "Историко-градостроительным опорным планом города Челябинска", "Проектом охранных зон города Челябинска".
3. Перечень типов недвижимых памятников истории и культуры города Челябинска
3.1. Полные списки памятников истории и культуры города Челябинска, состоящие в государственном списке или состоящие на государственном учете, а также объекты исторической рядовой и фоновой застройки даны в "Историко-архитектурном опорном плане городе Челябинска", находящемся в Государственном научно-производственном центре (ГНПЦ) и Главном управлении архитектуры и градостроительства города Челябинска.
3.2. К недвижимым памятникам истории и культуры в пределах городской черты относятся:
3.2.1. Памятники градостроительства:
3.2.1.1. планировочная структура дореволюционного периода формирования ядра центра города и планировочные структуры соцгородов районов города;
3.2.1.2. исторические улицы и исторические тракты;
3.2.1.3. исторические площади;
3.2.1.4. исторические скверы и парки;
3.2.1.5. исторические вертикальные доминанты;
3.2.1.6. архитектурные ансамбли и комплексы исторической застройки;
3.2.1.7. произведения монументального искусства, имеющие градостроительное значение.
3.2.2. Памятники архитектуры и исторически ценная рядовая и фоновая застройка:
3.2.2.1. историческая застройка XIX - начала XX веков и 30-50-х годов XX века фортификационного, культового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения.
3.2.3. Памятники природы и ценные компоненты природного ландшафта:
3.2.3.1. исторические ландшафтные объекты;
3.2.3.2. значимые в архитектурно-планировочном отношении ландшафтные объекты.
3.2.4. Памятники истории:
3.2.4.1. постройки с исторически сложившимися территориями, связанные с историческим событиями, жизнью города, выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей культуры;
3.2.4.2. достопримечательные места, церкви, монастыри;
3.2.4.3. исторические территории;
3.2.4.4. исторические кладбища;
3.2.4.5. исторические ландшафты.
3.2.5. Памятники археологии:
3.2.5.1. погребальные комплексы - курганные и грунтовые могильники;
3.2.5.2. поселения, стоянки;
3.2.5.3. культурный слой города Челябинска 18-19 веков.
4. Перечень типов городских земель историко-культурного назначения города Челябинска и режимы их использования
4.1. Перечень типов земель историко-культурного назначения
К землям историко-культурного назначения в пределах городской черты относятся:
4.1.1. земли историко-архитектурных зон города;
4.1.2. земли территорий памятников;
4.1.3. земли зон охраны памятников истории и культуры;
4.1.4. земли зон регулирования застройки;
4.1.5. земли зон охраняемого ландшафта;
4.1.6. земли зон охраны памятников археологии.
4.2. Режим использования земель историко-культурного назначения города
4.2.1. Границы земель историко-культурного назначения определяются на основании историко-культурного опорного плана;
4.2.2. Земли историко-культурного значения являются частью "особо ценных земель";
4.2.3. Отнесение земельных участков к категории земель историко-культурного назначения города производится в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, при наличии оформленных и зарегистрированных в установленном порядке документов;
4.2.4. Управление, распоряжение, пользование и охрана земель историко-культурного назначения города регулируются главным управлением архитектуры и градостроительства г.Челябинска, местным органом Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, государственным органом охраны памятников.
4.2.5. Для вновь выявленных объектов, охраняемых в порядке, предусмотренном ст.39 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры, устанавливаются временные зоны охраны с момента внесения объекта в "Перечень вновь выявленных объектов историко-культурного наследия" и до отнесения земельного участка к землям историко-культурного назначения города. Граница временных зон охраны определяется государственным органом охраны памятников по согласованию с Главным управлением архитектуры и градостроительства г.Челябинска и местным органом Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
4.2.6. На основании согласованных и утвержденных проектов по землям историко-культурного назначения разрабатываются соответствующие публичные сервитуты и обременения, которые оформляются и регистрируются в установленном законом порядке. Данные сервитутов и обременений по землям историко-культурного назначения ставятся на государственный кадастровый учет земель в порядке, установленном земельным законодательством.
4.2.7. Отнесение земельных участков к землям историко-культурного назначения города не влечет за собой прекращение прав собственности на землю, прав землевладения, землепользования и аренды в тех случаях, когда эти земли не изъяты из хозяйственного пользования.
4.2.8. На землях историко-культурного назначения города, изъятых из хозяйственного пользования, запрещается любая хозяйственная деятельность.
4.2.9. Режим использования земель историко-культурного назначения направлен на обеспечение сохранности расположенных на них памятников истории и культуры;
4.2.10. Отвод земель и земельных участков в пределах границ земель историко-культурного назначения производится по согласованию с государственным органом охраны памятника.
4.2.11. Если конкретная территория является частью разных по значению земель, то режим ее использования учитывает все особенности режимов использования каждой из земель.
4.3. Режим использования историко-архитектурных зон города (комплексных охранных зон)
4.3.1. Границы историко-архитектурных зон города определены на основании "Историко-архитектурного опорного плана" и "Проекта охранных зон города Челябинска".
4.3.2. В пределах границ этих зон установлены комплексные охранные зоны города:
4.3.2.1. историческое ядро общегородского центра г.Челябинска;
4.3.2.2. историко-архитектурная зона ЧТЗ;
4.3.2.3. историко-архитектурная зона ЧМЗ;
4.3.2.4. историко-архитектурная зона Ленинского района;
4.3.2.5. историко-архитектурная зона ЧГРЭС.
4.3.3. Режим использования земель историко-архитектурных зон (комплексных охранных зон) направлен на решение следующих задач:
4.3.3.1. обеспечение сохранности и целесообразности использования наиболее ценных компонентов историко-архитектурного комплекса города;
4.3.3.2. восстановление особенностей исторической планировки, объемно пространственной композиции, своеобразия архитектурного облика города, отражающего периоды его формирования;
4.3.3.3. создание условий для нового строительства с учетом гармоничного сочетания современных построек с памятниками культуры, компонентами природного ландшафта, реализации актуальных функциональных, эстетических, экологических и социально-экономических требований.
4.3.4. Производство строительных работ, градостроительная, землеустроительная и хозяйственная деятельность в пределах этих зон разрешается только в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и при согласовании государственного органа охраны памятников.
4.3.5. В пределах комплексных охранных зон предусматривается ограничение транспортного движения на улицах с высокой плотностью памятников, здесь следует организовывать системы пешеходных зон.
4.3.6. В пределах комплексных охранных зон не следует размещать новые промышленные предприятия, склады, необходимо стремиться к выносу и к ограничению расширения существующих предприятий. Размещение крупных инженерно-транспортных сооружений производится при обязательном согласовании с органом охраны памятников.
4.3.7. Ремонт, реставрация, реконструкция, приспособление памятников истории и культуры, включая вновь выявленные, на землях историко-культурного назначения города осуществляются на основании разрешения на производство работ, выдаваемых государственным органом охраны памятников.
4.3.8. Для исторического центра рекомендуется разработка силуэтов и панорам, воспринимаемых с основных видовых точек (с набережных, мостов, природных доминант, общегородских магистралей и площадей).
4.3.9. Проектные разработки по дизайну городской среды в пределах историко-архитектурных зон города утверждаются при наличии согласования органа охраны памятников.
Режимы использования по каждой конкретной комплексной охранной зоне прописаны в "Историко-архитектурном опорном плане г.Челябинска".
4.4. Режим использования территорий памятников истории и культуры
Территория памятника не подлежит застройке, изменению, прокладке коммуникаций, не относящихся к памятнику, дорог, устройству автостоянок. В исключительных случаях такие работы могут производиться по специальному разрешению государственного органа охраны памятников. На территории памятника могут проводиться архитектурно-археологические исследования. Реконструкция памятников местного значения возможна только при наличии научно-технического обоснования, согласованного с органом охраны памятников.
4.5. Режим использования зон охраны памятников истории и культуры
4.5.1. Границы зон охраны с установлением режимов использования в их пределах для единичных памятников или градостроительных комплексов определяется на основе проектов охранных зон, являющихся обязательной частью проектной документации.
4.5.2. Режим использования охранной зоны определяется видом памятника и характером его современного использования:
4.5.2.1. В охранной зоне и на территории памятника сберегается исторически ценная система планировки, резервируются возможности восстановления ранее утраченных ее элементов и параметров, сохраняются соответствующие памятнику среда и ландшафт, обеспечивается наиболее полное выявление достоинств памятника, благоприятные условия его обзора;
4.5.2.2. В охранной зоне должны быть обеспечены необходимые для сохранности памятника гидрогеологическая обстановка, чистота воздушного бассейна и водоемов, защита от динамических воздействий и пожарная безопасность;
4.5.2.3. В зоне охраны памятников допускается проектирование, производство дорожных, строительных, инженерных и других работ, а также градостроительная или хозяйственная деятельность лишь в той степени, которая не может привести к изменению памятников, разрушению памятников, нарушению их целостности и сохранности и только по разрешению соответствующих статусу памятника органов охраны памятников, согласованному с органами архитектуры и градостроительства города Челябинска;
4.5.2.4. Проекты строительных, дорожных и других работ, которые должны предусматривать согласованные с органами охраны памятников мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников при производстве указанных работ и включающие в себя выявление объектов культурного наследия, их исследование и фиксацию, археологические раскопки, реставрационные работы и иные работы, проводимые по указанию (предписанию) органов охраны памятников;
4.5.2.5. Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам или пролегающим по их зонам охраны, при угрозе порчи или разрушения памятников, может быть ограничено или запрещено в соответствии с указаниями уполномоченных на то государственных органов в соответствии с действующим законодательством.
4.5.3. В пределах зон охраны памятников запрещается:
4.5.3.1. размещение, реконструкция промышленных предприятий, транспортных и инженерных сооружений, иных объектов капитального строительства, которые могут оказать вредное влияние на состояние окружающей среды, вызвать искажение ландшафта и облика памятников и их ансамблей, снижая тем самым культурную значимость памятников;
4.5.3.2. прокладка газопроводов, сооружение взрывоопасных и стратегических объектов, изменяющих гидрогеологический режим.
4.5.4. В охранной зоне по специальным проектам, согласованным с соответствующим государственным органом охраны памятников, могут выполняться:
4.5.4.1. работы, связанные с сохранением и восстановлением планировки зданий, сооружений и благоустройством территории, формирующих историческую среду и окружение памятников;
4.5.4.2. устройство дорог и дорожек, в отдельных случаях небольших автостоянок, наружного освещения, озеленения и благоустройства, установка стендов и витрин, относящихся к памятнику, и обеспечение других форм благоустройства, вызванных требованиями современного использования, но не нарушающих исторически ценную градостроительную среду и природный ландшафт;
4.5.4.3. замена выводимых из зоны предприятий, мастерских, складов и других сносимых построек зданиями и сооружениями или зелеными насаждениями, не мешающими восприятию и сохранению памятника.
4.6. Режим использования зон регулирования застройки
4.6.1. Границы и режимы использования зон регулирования застройки определены в "Историко-архитектурном опорном плане города Челябинска".
4.6.2. Режимы использования территории зоны регулирования застройки устанавливаются с учетом особенностей каждого памятника и характера его современного использования:
4.6.2.1. в зоне регулирования сохраняется система исторической планировки, сохранившиеся ее фрагменты и ценные элементы ландшафта, закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов или ландшафта;
4.6.2.2. новое строительство в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению, приемам застройки, по высоте, протяженности и масштабности зданий, по характеру озеленения, приемам благоустройства и другим показателям, которые устанавливаются в описании режима использования зоны;
4.6.2.3. в зоне регулирования застройки не допускается строительство транспортных магистралей и развязок, эстакад, мостов и других инженерных сооружений, нарушающих исторический облик населенного пункта. При необходимости в таких сооружениях следует применять технические приемы в конструкции, не диссонирующие с исторической частью населенного пункта и согласовывать их проекты с органом охраны памятников.
4.7. Режим использования зон охраняемого ландшафта
4.7.1. Режим использования территории зоны охраняемого ландшафта устанавливается с учетом особенностей существующего ландшафта и характера его современного использования:
4.7.1.1. мероприятия по охране ландшафта должны быть направлены на сохранение исторически ценного рельефа, водоемов, восстановление исторического вида ландшафта и связей с окружающей природой, устранение зданий, сооружений, насаждений, искажающих ландшафт, сохранение и восстановление растительности, установление зон естественного восстановления леса, защиту луговых, береговых и других территорий от оползней, размыва, укрепление склонов, оврагов, озеленение их, проведение необходимых природоохранных мероприятий и т.д.;
4.7.1.2. на территории зоны охраняемого ландшафта допускается хозяйственная деятельность, если она не наносит ущерба и искажения ландшафту, не требует возведения новых капитальных построек;
4.7.1.3. открытые луговые пространства могут быть использованы для эпизодических массовых празднеств и гуляний без строительства сооружений, а также лугопарки и гидропарки, с соответствующими техническими мероприятиями и благоустройством, не искажающими сложившийся ландшафт.
4.8. Режим использования зон исторического культурного слоя
4.8.1. На участке культурного слоя строительные и земляные работы, посадка деревьев и кустов производится с разрешения органа охраны памятников и при участии археологов.
4.8.2. Археологические предметы, выявленные в результате строительных. земляных, мелиоративных работ или археологических разведок и раскопок, являются государственной собственностью. Юридические и физические лица, обнаружившие археологические предметы в ходе строительных, земляных, мелиоративных работ несут ответственность за их сохранность до передачи их представителям государственного органа охраны памятников культуры, государственных органов власти или органов городского самоуправления.
4.8.3. В случае необходимости до начала строительных работ на участках культурного слоя проводятся археологические исследования в соответствии с перспективным планом планировки и застройки города, при этом учитываются сложность и продолжительность исследований, которые зависят от мощности культурного слоя и его археологической ценности.
4.8.4. Ведение археологических исследований на территории памятника истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства или ведение таких исследований на территориях их зон охраны, включая участки культурного слоя, допускается при наличии у исследователей с открытым листом разрешения органа охраны памятников на изучение памятников.
4.8.5. По завершении археологических исследований участка культурного слоя оставленные на месте фрагменты сооружений подлежат охране как недвижимые памятники истории и культуры. При отсутствии таковых исследованный участок органам охраны памятников исключается из состава территорий охраняемого культурного слоя.
5. Организация охраны, контроля за охраной и соблюдением режима использования городских земель историко-культурного назначения, ответственность за нарушение охраны и режима использования земель историко-культурного назначения
5.1. Юридические и физические лица, являющиеся собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земель города, имеющих статус историко-культурного назначения, должностные лица несут полную ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации порядка и режима использования указанных земель.
5.2. В случаях изъятия земельных участков их хозяйственного пользования их охрана осуществляется государственным органом охраны памятников при содействии органов городского самоуправления.
5.3. Контроль за порядком и режимом использования земель историко-культурного назначения города осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий: администрацией области, местным органом государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, государственным органом охраны памятников, Главными управлениями архитектуры и градостроительства города и области.
5.4. Имущественный ущерб, причиненный землям историко-культурного назначения в результате нарушения земельного законодательства порядка и режима использования этих земель, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством.
6. Порядок регулирования проектирования и застройки города Челябинска как исторического города и финансовое обеспечение установления режима использования и охраны земель историко-культурного назначения
6.1. Вся архитектурно-градостроительная деятельность в историческом городе, приводящая в той или иной мере к изменениям состояния исторического наследия, памятников истории и культуры, облика фоновой застройки, пространственно-композиционных связей, исторического силуэта, ценных ландшафтов производится и регулируется на основе системы последовательных и взаимосвязанных мероприятий, проводимых органами архитектуры и градостроительства города и государственным органом охраны памятников, включающих в себя:
6.1.1. историко-архитектурные и археологические исследования исторических зон города,
6.1.2. составление на основе исследований историко-градостроительного и историко-архитектурного опорных планов с обозначением расположения и оценкой всего фонда недвижимых памятников, с выявлением эволюции градостроительной структуры и оценкой градоформирующих ценностей,
6.1.3. разработку проектов комплексных охранных зон города, проектов зон охраны единичных памятников, градостроительных комплексов и ансамблей с установлением режимов использования земель в их пределах, как одной из основ всех этапов градостроительного проектирования.
6.2. Историко-архитектурный и историко-градостроительный опорные планы утверждаются органами государственной власти Челябинской области и Челябинской городской Думой по представлению органа охраны памятников при согласовании с федеральным органом охраны памятников, историко-архитектурный и историко-градостроительный опорные планы, проект комплексных охранных зон разрабатываются до начала градостроительного проектирования или входят в состав градостроительной документации, на их базе принимаются и реализуются все административные, хозяйственные, градостроительные решения.
6.3. На основе выполненных решений, исторических опорных планов, планов зон охраны городскими органами архитектуры и градостроительства и органами охраны памятников составляются архитектурно-градостроительные задания, включающие архитектурно-планировочные и реставрационные задания на разработку проекта генерального плана исторического города, проекта детальной планировки его исторического центра, проектов реконструкции и застройки кварталов и участков, проектов реставрации и регенерации архитектурных ансамблей и комплексов, отдельных памятников истории и культуры с указанием стадий проектирования и необходимых историко-архитектурных исследований для каждой стадии, порядка согласования с федеральным или местным государственными органами охраны памятников. Архитектурно-градостроительное задание на разработку проектов реконструкции, реставрации и регенерации отдельных памятников содержит акт осмотра технического осмотра памятника, выдаваемый государственным органом охраны памятников. Владельцу недвижимого памятника органом охраны памятников выдается охранное обязательство. После согласования технико-экономических обоснований с органами охраны памятников, органами городского самоуправления в установленном в городе порядке оформляются правоустанавливающие документы на землю.
6.4. Градостроительная документация на всех стадиях разработки может выполняться только на основе предпроектных историко-архитектурных исследований и историко-архитектурных опорных планов.
6.5. Проектные и строительные работы, связанные с ремонтом, реконструкцией, реставрацией памятников истории и культуры производится физическими и юридическими лицами при наличии лицензий, дающих право работы с памятниками, разработка проектов зон охраны памятников истории и культуры осуществляются проектными институтами градостроительного профиля по заказу государственных органов охраны памятников или пользователей с привлечением к этой работе специализированных учреждений в области изучения и реставрации памятников.
6.6. Для рассмотрения и выработки обоснованных рекомендаций по спорным вопросам, связанным с осуществлением архитектурно-градостроительной, хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на состояние исторического наследия города органами городского самоуправления Челябинска создается общественный экспертный совет. В состав совета наряду с представителями городских властных структур включаются в неменьшем числе авторитетные в городе представители общественных и творческих организаций, профессора вузов, научные работники, архитекторы и другие лица, не имеющие официального статуса. В случае нарастания противоречий между решениями, предусмотренными в концептуальных проектах, и реальными потребностями градостроительной деятельности в исторической части города, главный архитектор обязан вынести этот вопрос на рассмотрение общественного экспертного совета и с учетом его рекомендаций ставить вопрос о необходимости организации корректировки указанных концептуальных проектов.
Решением Челябинской городской Думы от 24 января 2003 г. N 23/3 пункт 6.7. настоящего приложения изложен в новой редакции
6.7. Архитектурно-градостроительная деятельность (проектирование, строительство) в пределах историко-архитектурных зон (комплексных охранных зон) города осуществляется только на конкурсной основе в соответствии с Порядком проведения архитектурно-градостроительных конкурсов на проектирование и строительство объектов в пределах зон охраны памятников истории и культуры, утвержденным Главой города Челябинска.
6.8. Финансирование разработок проектов зон охраны, зон регулирования застройки, зон охраняемых исторических ландшафтов, а также археологических и архитектурных заповедных территорий осуществляется за счет федерального, областного и местных бюджетов, а так же за счет внебюджетных средств.
6.9. Берегоукрепительные и другие виды охранных работ на землях историко-культурного назначения города выполняются в составе программ, разрабатываемых по согласованию с государственным органом охраны памятников за счет федерального, областного и местных бюджетов, а так же за счет внебюджетных средств.
6.10. Собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам земельных участков, на которых и в которых располагаются памятники истории и культуры, могут устанавливаться льготы по земельному налогу и арендной плате за землю в соответствии с действующим законодательством в связи с ограничением их хозяйственной деятельности согласно режиму использования этих территорий.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
<< Назад |
>> 2. Понятия терминов, используемых в Разделе |
|
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 14 апреля 1999 г. N 38/5 "О Правилах застройки и землепользования в городе Челябинске... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.