Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 14 апреля 1999 г. N 38/9
Программа
информатизации системы образования города Челябинска до 2005 года
Челябинск, 1999
1. Введение
"Программа информатизации системы образования г. Челябинска до 2005 г." разработана в развитие принятой Постановлением Главы администрации города Челябинска от 03.08.1995 г. N 706-п "Программы информатизации системы образования г. Челябинска".
В процессе реализации ранее принятой Программы достигнуты определенные результаты как в части информатизации образовательных процессов, так и в части информатизации процессов управления сферой образования. Это позволило:
- создать основу информационной компьютерной сети образовательных учреждений г.Челябинска, включающую в себя компьютерные классы в целом ряде образовательных учреждений, локальные сети в общеобразовательных учреждениях и районных управлениях образования, а также информационные ресурсы глобальных сетей, доступные как в режиме on-line, так и по электронной почте;
- использовать возможности современных компьютеров в образовательном процессе, его организации и реализации;
- целенаправленно внедрять информационные технологии в школьном образовании;
- развить нормативно-инструктивное обеспечение системы информатизации.
В целях придания процессу информатизации необходимой динамики развития, эффективного использования новых информатизационных технологий, ускорения достижения значимых практических результатов возникла необходимость в разработке новой "Программы информатизации системы образования г. Челябинска", которая должна послужить методологической основой для создания программ информатизации районных управлений образования г.Челябинска.
При составлении новой программы учтены подходы и решения, изложенные в "Системном проекте региональной автоматизированной информационной системы (РАИС) органов управления Челябинской области", разработанном Управлением информационных систем и технологий областной администрации и утвержденном 17.11.98 г. Губернатором области.
В связи с дефицитом финансовых ресурсов решение проблем информатизации системы образования г. Челябинска необходимо осуществлять с учетом оптимального распределения средств по системе образовательных учреждений города в рамках четкой координации работ по информатизации всех сфер муниципального управления.
2. Состояние информатизации системы образования города Челябинска
Анализ состояния информатизации системы образования г. Челябинска показал следующее:
1. Основная цель информатизации системы образования, провозглашенная в "Программе информатизации системы образования г. Челябинска" во многом успешно реализуется. В частности, за прошедшие 1995-1998гг. от хаотичного состояния процесса информатизации был осуществлен переход к планомерному развитию компьютерной программной базы, что позволило поднять уровень обучения и воспитания подрастающего поколения, сформировать современный подход к решению проблем управления системой образования.
2. Специализированные многоцелевые классы (типа "ПИЛОТ" и др.), оснащенные современной вычислительной техникой, сетевыми адаптерами, программными средствами для работы в локальных и глобальных сетях, технологии работ с базами данных и т.п. внедрены в ряде образовательных учреждений города.
3. Наряду с использованием традиционных средств подготовки и переподготовки работников образования получили развитие новейшие информационные технологии и системы, в частности, мультимедиа, обучающие и тестирующие комплексы.
4. На основе утвержденной в 1995 г. "Программы информатизации системы образования г. Челябинска" районными управления образования были разработаны и последовательно реализуются программы информатизации образования в образовательных учреждениях районов.
Процесс информатизации системы образования г.Челябинска осуществлялся по следующим основным направлениям:
1. Создание в ряде образовательных учреждений города современных компьютерных классов и обеспечение их интеграции в единую территориальную информационно-телекоммуникационную сеть.
2. Разработка и внедрение в учебный процесс современных учебно-методических материалов, основанных на использовании новых информационных технологий.
3. Повышение квалификации работников образовательных учреждений и органов управления образованием, связанное с необходимостью работы в новых условиях компьютеризации образовательных учреждений.
В течение 1995-1998 годов в деятельности образовательных учреждений города активно внедрялась новейшая компьютерная техника, создан ряд самых современных компьютерных классов. Только в 1998 году новые компьютерные классы были установлены в образовательных учреждениях NN 5, 11, 13, 18, 26, 30, 37, 45, 80, 89, 91, 92, 105, 118, 121 и 142. Число образовательных учреждений, имеющих на сегодняшний день современную технику, составило 8,4% от их общего количества.
Современная компьютерная техника начинает использоваться и в дошкольных образовательных учреждениях, причем как в образовательном процессе детей, так и в организации управления финансово-хозяйственной деятельностью этих учреждений.
Каждое районное управление образования и 68 школ города имеют утвержденные программы информатизации.
При информатизации управленческой деятельности в районных управлениях образования и ряде школ обеспечено: оснащение компьютерами бухгалтерий, внедрение современных технических средств и программного обеспечения для ведения делопроизводства, использования компьютерных методов обработки статистической отчетности и оформления методических материалов.
Большую помощь в овладении современными информационными технологиями как в учебном процессе, так и управленческой деятельности оказала интеграция компьютерной техники в глобальные информационные сети Internet. Более 70 образовательных учреждений и районные управления образования города Челябинска имеют доступ к пользованию возможностями глобальных сетей.
Наряду с оснащением школ вычислительной техникой, заметно возросло число и других технических средств информационной направленности, внедряемых в образовательный процесс: копировальное оборудование, проекторы, различный иллюстративный материал в виде фолий (прозрачные носители информации для проекционных устройств) по целому комплексу образовательных дисциплин (физика, математика, информатика, химия, история и т.д.). Такие информационные технологии (т.е. без использования компьютеров) благодаря своей относительной дешевизне и многофункциональности также способны оказать существенную помощь преподавателям в проведении занятий.
Городским управлением по делам образования совместно с Южно-Уральский государственным университетом создан Учебно-методический центр "Новые информационные технологии в образовании", который не только координирует работу образовательных учреждений и районных управлений образования в процессе информатизации учебного процесса и административной деятельности, но также занимается разработкой и адаптацией к местным условиям уже имеющихся учебно-методических разработок, основанных на использовании новых информационных технологий.
Учебно-методический центр "Новые информационные технологии в образовании" обеспечивает телекоммуникационный доступ образовательных учреждений города к информационным, учебным и методическим ресурсам, расположенным на специально созданном для нужд системы образования сервере. С помощью созданных информационных ресурсов сотрудниками учебно-методического центра осуществляется работа по повышению квалификации управленческих и преподавательских кадров. Обучение ведется как в очном, так и дистанционном вариантах. Методическая поддержка процесса повышения квалификации проводится совместно со специалистами Российской академии образования.
Две школы (NN 31 и 93) создали собственные информационные серверы, интегрированные в глобальные компьютерные сети. Еще 35 школ имеют свои "странички" на сервере учебно-методического центра (http://Scholar.urc. ac.ru). Благодаря интеграции в Internet ряд школ (NN 11, 31, 76, 89, 109 и др.) уже использует сетевые технологии в учебном процессе: сетевые олимпиады, телекоммуникационные проекты и т.д.
В 1997 и 1998 году в рамках Программы проводились городские конкурсы "Новые информационные технологии в школе". Конкурсы проводились по нескольким номинациям, отражающим основные направления использования компьютерных технологий в школе. Опыт проведения таких конкурсов является уникальным для России.
В то же время в процессе информатизации системы образования г. Челябинска можно отметить ряд недостатков:
- внедрение новых информационных технологий в процесс школьного образования не приобрело массового характера в связи с ограниченностью финансовых ресурсов;
- вопросы информатизации образования пока еще недостаточно отражаются в управлении образовательным процессом;
- неэффективное использование компьютерной техники в ряде образовательных учреждений для проведения занятий не только по информатике, но и по другим предметам, что связано, в основном, с недостаточной квалификацией учителей-предметников в области использования новых информационных технологий в учебном процессе, а также нерешенностью организационных проблем по предоставлению компьютерных классов;
- медленно идет работа по созданию комплекса методических материалов по использованию средств информатизации в образовательном процессе;
- пока не в полной мере организована работа по повышению квалификации педагогических кадров области в части использования новых информационных технологий в образовательном процессе.
3. Цели и задачи информатизации системы образования города Челябинска
3.1. Целями информатизации системы образования г.Челябинска было и остается совершенствование образовательного процесса в учреждениях образования города на основе создания современных компьютерных классов, использования новейших интеллектуальных информационных технологий, а также возможности интеграции в территориальные и глобальные информационные сети; обеспечение получения и освоения обучающимися знаний и навыков в области информатики и компьютерной техники, необходимых для дальнейшей деятельности и образования; введение в общеобразовательный процесс высокого уровня информационной культуры.
3.2. Реализация целей информатизации системы образования города осуществляется посредством решения следующих основных задач:
- развитие позитивных тенденций в информатизации системы образования г.Челябинска, повышение уровня преподавания школьной информатики и рост парка вычислительной техники (компьютерных классов, локальных сетей и др.) в общеобразовательных школах;
- корректировка стратегии информатизации системы образования г. Челябинска в связи с постоянно возникающими новыми проблемами и ограничениями;
- разработка и формирование общегородского банка данных системы образования;
- оценка значимости, эффективности и интеллектуальных возможностей внедряемых информатизационных технологий, компьютерных систем и разрабатываемых на их основе методик;
- формирование системы педагогических, научно-методических и организационно-воспитательных мероприятий, необходимых для реализации программы информатизации системы образования города;
- разработка и внедрение информационных технологий и ресурсов, обеспечивающих поддержку принятия решений в органах управления образованием.
4. Направление и принципы информатизации системы образования
4.1. Создание информационной инфраструктуры системы образования г.Челябинска в ряду других (муниципального управления, хозяйства, строительства, экологии, медицины и здравоохранения, культуры и др.) должно осуществляться в разрезе следующих основных направлений:
1. техническом (использование современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций в образовании);
2. информационно-технологическом (применение новых информационных технологий, систем формирования, хранения, обработки и передачи данных);
3. программном (приобретение и разработка разнообразных программных продуктов, средств, систем и оболочек по всему комплексу проблем и задач информатизации образования);
4. методико-педагогическом (участие в формировании регионального компонента рациональных общеобразовательных и специализированных программ преподавания школьной информатики, совершенствование методики обучения работе с компьютерами и сетями, подготовка и переподготовка педагогического состава);
5. организационном (разработка системы оргмероприятий по повышению эффективности подготовки учащихся за счет использования информационных технологий в образовании и т.п.).
4.2. Основные принципы информатизации системы образования г. Челябинска состоят в следующем:
1) обеспечение иерархивности формируемой информационной инфраструктуры образования и ее интеграции в целостную информационную систему;
2) создание условий для распределенной обработки информации между учреждениями образования и управляющими органами;
3) формирование стандартизированного информационного ядра в общегородском банке данных от всех держателей локальных баз систем образования;
4) создание единого информационно-образовательного пространства города, доступ к общегородскому банку данных и обеспечение необходимой координации работ через Совет по информатизации системы образования г. Челябинска;
5) применение новых эффективных информационных технологий и систем и рациональное использование информационных ресурсов;
6) обеспечение защиты информации, санкционированного доступа к специализированным информационным системам образования, их способности к наращиванию информационных ресурсов, передающих каналов и саморазвитию;
7) использование мирового опыта создания информационных систем в образовании, их соответствия международным стандартам и технологиям;
8) обеспечение современного уровня преподавания информатики, кадровой политики и повышения квалификации работников образования.
4.3. Структурная схема информационных ресурсов системы образования города Челябинска представлена на рис.1.
Рис.1. Структурная схема информационных ресурсов системы образования города Челябинска
/---------------\ /--------------------\
| Региональный |<------------------------>|Банк данных |
| банк данных | /-------------\ |Главного управления |
| администрации |<---->|Общегородской|<--->|образования |
| Челябинской | |банк данных | |администрации |
| области | \-------------/ |Челябинской области |
\---------------/ ^ ^ \--------------------/
/---------------------/ \---------------------\
| /------------------\ |
| | Банк данных | |
| | Управления по | |
| | делам образования| |
| | города Челябинска| |
| \------------------/ |
| ^ ^ |
| | | |
| /--------/ \--------\ |
| | | |
v v v v
/--------\ /-----------\ /-----------\ /--------\
|Районный| |Базы данных| |Базы данных| |Районный|
|банк | |Управлений | |Управлений | |банк |
|данных | |образования| ... |образования| |данных |
\--------/ |районов | |районов | \--------/
|города | |города |
|Челябинска | |Челябинска |
\-----------/ \-----------/
^ ^ ^ ^
/-----------/ \-----\ /--/ \-----------------\
| | | |
v v v v
/--------------\ /--------------\ /--------------\ /--------------\
|Базы данных | |Базы данных | |Базы данных | |Базы данных |
|образователь- |...|образователь- | |образователь- |...|образователь- |
|ных учреждений| |ных учреждений| |ных учреждений| |ных учреждений|
\--------------/ \--------------/ \--------------/ \--------------/
^ ^ ^ ^
/-----------------------------------------------------------------------\
Первичная информация от образовательных учреждений (отчетность,
персофиницированные базы данных учащихся, программно-методические
материалы и т.д.
5. Развитие технической базы и инфраструктуры информатизации системы образования города
5.1. Аспекты развития технической базы и инфраструктуры информатизации системы образования г. Челябинска должны быть основаны на следующих положениях:
- центральный комплекс информационной системы в Управлении по делам образования города Челябинска должен быть построен на основе ЭВМ достаточной мощности с функционально полным набором устройств и технических средств, обеспечивающих системе функции хранения, обработки и обмен информацией между ней и локальными сетями в районных управлениях образования;
- установка в школах города современных компьютерных станций и средств связи с учебно-методическим центром "Новые информационные технологии" и серверами управлений по делам образования г.Челябинска и районов должна быть продолжена в рамках, определенных планом мероприятий по реализации программы информатизации системы образования г. Челябинска до 2005 года;
- оснащение учреждений образования многоцелевыми классами на базе IBM-совместимой вычислительной техники, фирменных сетевых адаптеров, технических средств и устройств должно обеспечивать возможности графического моделирования, модемной связи, сканирования и др.;
- при развитии системы следует предусмотреть расширение технических возможностей по обеспечению непрерывной работы информационной системы образования, работу в многопользовательских и многозадачных режимах, поддержку систем управления базами данных, разделение доступа пользователей к ресурсам на основе уровня привилегий и т.п.;
- необходимо обеспечить унификацию прикладного программного обеспечения для пользователей информационной инфраструктуры образования города на уровне всех трех звеньев управления (городского, районного, школьного) на базе единых программно-технических платформ, используемых в информационно-вычислительной сети города;
- вопрос о создании общегородской технико-эксплуатационной службы, обеспечивающей ремонт, модернизацию и установку средств компьютерно-телекоммуникационного оборудования в образовательных учреждениях должен решаться в соответствии с развитием потребностей и в рамках финансовых ограничений;
- оснащение современными наглядными пособиями по базовым дисциплинам: учебными таблицами, слайд-альбомами, прозрачными транспарантами (кодограммами) и современными информационными комплексами отображения информации коллективного пользования и индивидуального пользования должно расширяться с учетом развития соответствующих методических и технических возможностей ЮУрГУ.
5.2. Для удовлетворения информационных потребностей в сфере образования образовательных учреждений и органов управления образованием должен быть представлен современный широкий спектр услуг, в том числе:
- доступ в общегородской банк данных в соответствии с уровнем привилегий в режиме нерегламентированных запросов;
- использование электронной почты, позволяющей сократить бумажный документооборот, повысить оперативность доставки информации;
- работу с "Электронными досками объявлений", применение многофункциональных табло для отображения текстовой, цветной графической информации и др.;
- доступ к электронным банкам данным высших учебных заведений, Главного управления образования администрации Челябинской области, библиотек, музеев, архивов, хранилищ и т.д., а также других городов и стран посредством использования возможностей глобальной сети Internet;
- использование компьютеризированных систем обучения и тестирования.
5.3. В развитие инфраструктуры информатизации образования целесообразно в городском и районных управлениях образования создать условия для широкого использования оргтехнических и программных комплексов типа "Автоматизированный офис", которые позволят автоматизировать многие функции сотрудников органов управления образованием.
6. Механизм решения задач информатизации системы образования города Челябинска
6.1. Схема организационно-управленческих и информационно-технологических связей между органами управления, учреждениями и организациями, участвующими в процессе информатизации системы образования города Челябинска представлена на рис. 2.
6.2. Работы по формированию информационной инфраструктуры образования города осуществляются под руководством Управления по делам образования города Челябинска и под наблюдением Совета по информатизации системы образования города.
Основные решения по информатизации системы образования формируются в рамках программы информатизации организациями, определенными для реализации работ по конкретным этапам и направлениям деятельности на основе хозяйственных договоров. Предложения и результаты рассматриваются на Совете по информатизации системы образования.
6.3. В целях решения различных вопросов и задач информатизации системы образования Совет по информатизации системы образования г.Челябинска имеет право вносить на рассмотрение администрации города и Управления по делам образования г.Челябинска предложения по созданию рабочих групп для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информатизации образования.
6.4. Приобретение компьютерно-телекоммуникационных и программных средств для системы образования города должно осуществляться с учетом рекомендаций Совета по экспертизе поставок компьютерно-телекоммуникационных и программных средств при Управлении информационных систем и технологий администрации Челябинской области.
6.5. Руководители структур управления базовых организаций, принимающих участие в реализации программы информатизации системы образования г.Челябинска, должны оказывать необходимое содействие службам и отдельным сотрудникам в работах по информатизации системы образования.
6.6. Организационные, финансовые и иные вопросы по информатизации системы образования должны быть закреплены соответствующими решениями Совета по информатизации системы образования, постановлениями, распоряжениями и другими нормативными актами на соответствующих уровнях управления.
6.7. Финансирование работ осуществляется за счет бюджетных средств, инвестиций заинтересованных предприятий и организаций, внебюджетных источников.
6.8. По проблемам информатизации системы образования г.Челябинска необходимо проведение обсуждений, семинаров, лекций, выставок с демонстрацией технических и программных средств, технической литературы. Их проведение возможно осуществлять на базе Южно-Уральского государственного университета, Челябинского института повышения квалификации работников образования, администрации г.Челябинска с широким привлечением ученых и представителей Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, специалистов Управления информационных систем и технологий администрации Челябинской области.
Рис.2. Схема организационно-управленческих и информационно-технологических связей между органами управления и организациями, участвующими в процессе информатизации системы образования г.Челябинска
/---------------------\ /------------\
|Управление | | Глава |<----------------------------\
|информационных |<---->| города | /-------------------------\|
|систем и технологий | | Челябинска | | Главное управление ||
|администрации | \------------/ |образования администрации||
|Челябинской области | /-----------------\| Челябинской области ||
|---------------------| |Управление по |\-------------------------/|
|Совет по экспертизе |<->|делам образования| ^ /-------/
|поставок компьютерно-| |города Челябинска|<...: v
|телекоммуникационных | |-----------------|<-------->/--------------\
|и программных средств| |Совет по инфор- | |/--------------\
\---------------------/ |матизации системы| ||Администрации |
^ /---->|образования |<--------\||районов города|
| | \-----------------/ |\| Челябинска |
v v ^ | \--------------/
/-------------------------\ | v ^
|Южно-Уральский | | /---------------\ |
|государственный | v |Челябинский | |
|университет |/---------------------\ |государственный| |
|-------------------------||/---------------------\ |педагогический | |
|Учебно-методический центр||| Управления | |университет | |
|"Новые информационные ||| образованием | |---------------| |
|технологии в образовании |||администраций районов| |Челябинский | |
|-------------------------|\| города Челябинска | |институт | |
|Челябинский региональный | \---------------------/ |повышения | |
|центр высшей школы | ^ ^ |квалификации | |
\-------------------------/ | | |работников | |
| | |образования | |
| | \---------------/ |
v \-------------------------/
/---------------------------------------------\
|/---------------------------------------------\
\|/---------------------------------------------\
\| Учреждения образования города Челябинска |
\---------------------------------------------/
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.