Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 22 июня 1999 г. N 40/1
Городская Программа
"Сохранение, восстановление и развитие зеленого фонда города Челябинска на 1999-2005 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы - Городская программа "Сохранение,
восстановление и развитие зеленого
фонда города Челябинска на 1999-2005
годы"
Основание для разработки - Решение Челябинской городской Думы "О
Программы Концепции сохранения, восстановления
и развития зеленого фонда города
Челябинска" от 24 ноября 1998 года
N 30/7
Цель Программы - Формирование системы правовых,
организационных и финансовых механизмов,
обеспечивающих устойчивое существование
и развитие зеленого фонда города
Сроки и этапы реализации - I этап: 1999-2000 годы - срочные
Программы мероприятия Программы;
II этап: 2000-2001 годы - среднесрочные
мероприятия Программы;
III этап: 2002-2005 годы - перспективные
мероприятия Программы
Перечень основных мероприятий - Совершенствование нормативной правовой
Программы базы охраны и использования зеленого
фонда;
совершенствование системы управления
зеленым фондом;
инвентаризация и установление правового
статуса объектов зеленого фонда;
развитие зеленого фонда;
развитие зеленого хозяйства;
охрана и защита зеленого фонда;
экономическая оценка и финансовое
обеспечение Программы;
научное и информационное обеспечение
Программы;
формирование общественной поддержки
Ожидаемые конечные результаты - Обеспечение горожан экологически чистыми
реализации Программы зелеными зонами для жизни,
профессиональной деятельности и отдыха;
создание эффективной "вертикали"
городского управления зеленым фондом;
модернизация структуры зеленого
хозяйства;
увеличение площади зеленых массивов
общего пользования - лесопарков, парков,
садов, скверов;
создание системы ухода и содержания
зеленых насаждений;
озеленение дворов районов новостроек и
реконструкция зеленых насаждений в
старой застройке
Контроль за исполнением - Контроль за исполнением мероприятий
Программы Программы осуществляет Первый
заместитель Главы города
1. Введение
Городская программа "Сохранение, восстановление и развитие зеленого фонда города Челябинска на 1999-2005 годы" (далее Программа) включает в себя перечень приоритетных мероприятий по сохранению, восстановлению и развитию зеленого фонда города Челябинска, этапы и сроки их выполнения, обоснование необходимости их реализации.
Зеленые насаждения очищают городской воздух, снижают шум, создают комфортный микроклимат, формируют внешний облик города. Зеленые массивы обеспечивают экологическую защиту населения и являются излюбленным местом отдыха горожан.
В городе насчитывается 5 городских и районных парков, 3 сада, 128 скверов, 19 бульваров на общей площади 426 га. Зеленые насаждения вдоль улиц и набережных занимают площадь около 620 га, внутри микрорайонов около 730 га.
Особенностью города является наличие на его территории естественных лесных массивов (городских лесов), которые занимают площадь 3833 га. Шершневский и Каштакский боры активно используются горожанами для отдыха, занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий.
Зеленый фонд города также составляют зеленые насаждения ограниченного пользования, расположенные на территории образовательных, лечебно-профилактических, научно-исследовательских учреждений, спортивных сооружений, промышленных предприятий, и зеленые насаждения специального пользования в границах водоохранных и санитарно-защитных зон и т.п.
Сохранение зеленых насаждении и развитие зеленого хозяйства города Челябинска является одной из приоритетных задач органов городского управления.
Проблемы охраны зеленых насаждений приобрели широкий общественный резонанс. В феврале 1998 года были проведены депутатские слушания с участием представителей органов местного самоуправления, государственных служб, общественности. В соответствии с рекомендациями депутатских слушаний в ноябре 1998 года была разработана и утверждена Челябинской городской Думой Концепция сохранения, восстановления и развития зеленого фонда города, определившая основные направления деятельности органов городского управления в данной сфере.
2. Состояние проблемы
2.1. Состояние зеленых насаждений общего пользования
Зеленые насаждения общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары, набережные, аллеи, проспекты, площади) занимают площадь около 1060 га, что составляет около 9,5 м.кв. на 1 жителя города или 95 % от нормы.
Преобладающая часть парков, садов, скверов расположена в Центральном районе (116 га). Обеспеченность горожан зелеными насаждениями парков и скверов составляет: в Центральном районе 12,4 м.кв. на 1 жителя района, Калининском районе - 4,4 м.кв., Металлургическом районе - 3,6 м.кв., Тракторозаводском - 3,3 м.кв., Советском - 3,6 м.кв., Курчатовском - 2,8 м.кв. и Ленинском районе - 0,9 м.кв.
Общее состояние древесного яруса зеленых насаждений можно оценить как хорошее. В Металлургическом районе состояние зеленых насаждений оценивается как удовлетворительное из-за высокой техногенной нагрузки.
В связи с высокой антропогенной нагрузкой, из-за неудовлетворительного содержания ухудшается состояние парка "Никольская роща", парка им. Ю.А. Гагарина, сада Победы. Более благополучными в этом отношении являются зеленые массивы центральной части города, которые находятся на балансе МП "Горзеленстрой" (78 объектов на площади около 167 га), жилищно-эксплуатационных служб и где проводятся регулярные мероприятия по уходу за зелеными насаждениями. Незакрепленные за муниципальными службами, предприятиями и организациями объекты зеленых насаждений находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии.
Всего в городе выявлено около 132 видов (пород) древесной и кустарниковой растительности, в том числе 46 аборигенных (местных) видов и 86 интродуцированных (завезенных) видов. В структуре озеленения города преобладают 19 видов, среди которых доминирующими оказываются всего 5 видов: тополь бальзамический 21,6 %, липа мелколистная 12,6 %, клен ясенелистный 10,6 %, береза бородавчатая 9,3% и ива древовидная 8,1%. Эти 5 видов древесной растительности занимают 62,2 % площади.
Недостаточно представлены хвойные породы, и по разнообразию, и по количеству - всего 4 вида, составляющие 3,2 % от всех пород и занимающие 0,6 % площади. На отдельных территориях встречаются высоко декоративные, устойчивые виды деревьев, которые не получили широкого распространения и могут быть использованы для озеленения в перспективе, - это такие породы как пенсильванская вишня, черемуха Маака, клен остролистный, можжевельник колонновидный, туя западная и ряд других.
В черте города тополь бальзамический (женские экземпляры) представляет собой высокую опасность, так как во время цветения "тополиный пух" вызывает обострение аллергических заболеваний, засоряет улицы и жилые помещения, повышает пожароопасность, а из-за высокой парусности во время грозовых шквалов, падающие ветви тополя, представляют серьезную опасность для людей и движения транспорта на дорогах, повреждают линии электропередач.
Учитывая низкие декоративные и санитарные свойства, в городе назрела ситуация замены тополя бальзамического на быстро растущий, обладающий высокой степенью ветрозащиты тополь пирамидальный (Волгоградский) и другие ценные породы деревьев.
2.2. Состояние городских лесов
Значительную часть зеленого фонда города составляют городские леса - 3833 га или 34,5 м.кв. на 1 жителя города. Состояние Шершневского бора и других лесных массивов на территории города оценивается как неудовлетворительное. Основными причинами этого являются:
2.2.1. Экстремально высокий уровень антропогенной нагрузки (85 % территории Шершневского бора находится на III-IV стадии рекреационной дигрессии, 5 % - на V стадии рекреационной дигрессии);
2.2.2. Захламление территорий строительным и бытовым мусором;
2.2.3. Застройка территорий, прилегающих к лесным массивам;
2.2.4. Неопределенный правовой статус лесных массивов в пределах городской черты;
2.2.5. Недостаточное финансирование и материальное обеспечение служб лесного хозяйства.
2.3. Состояние зеленых насаждении микрорайонов
Состояние озеленения дворов тесно связано с возрастом застройки и близостью к центру города. Плотность внутриквартальных зеленых насаждений чрезвычайно низка (менее 10 %) в новостройках (Северо-Запад, Северо-Восток) и районах одноэтажной застройки.
Более благополучными по обеспеченности жителей зелеными насаждениями внутри микрорайонов с учетом озеленения школьных дворов, детских садов, учреждений соцкульбыта выглядят Центральный район - 10,2 м.кв. и Металлургический район - 8,6 м.кв. на 1 жителя. В Советском и Тракторозаводском районах на 1 жителя приходится около 7 м.кв. зеленых насаждений (при норме 7-11 м.кв.), в Ленинском и Калининском районах - от 5,5 до 6,0 м.кв. (85 % от нормы). Дворы интенсивно застраивающегося Курчатовского района озеленены менее всего - 4,6 м.кв. на 1 жителя или 65 % от нормы.
Актуальными проблемами по озеленению внутри дворов являются:
2.3.1. Бессистемная посадка зеленых насаждений жителями во дворах и на прилегающих территориях и отсутствие ухода за зелеными насаждениями, что в последствии приводит к неудовлетворительному санитарному состоянию дворов (больные и усыхающие деревья), изменению микроклимата (увеличение влажности), затенению помещений;
2.3.2. Несоблюдение застройщиками нормативов по озеленению территории новостроек.
2.4. Состояние нормативной правовой базы
В настоящее время на федеральном уровне не существует специализированных законодательных актов, регулирующих отношения в области охраны и использования зеленого фонда городов. В 1995 году Комитетом по экологии Государственной Думы Федерального Собрания разработан проект Закона "О зеленом фонде городов (населенных пунктов)", который впоследствии направлен в субъекты Российской Федерации для рассмотрения и принятия на региональном уровне.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" озеленение территории городов является вопросом местного значения.
Ряд правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны и использования зеленых насаждений, установлены в законодательных актах Российской Федерации и Челябинской области:
2.4.1. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (санитарно-защитные зоны, пригородные зеленые зоны городов, особо охраняемые природные территории);
2.4.2. Лесной кодекс (городские леса и древесно-кустарниковая растительность на территории городов);
2.4.3. Градостроительный кодекс;
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
2.4.4. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (организация и функционирование особо охраняемых природных территорий - памятников природы, ботанических садов и т.п.).
В 1996 году принят Закон Челябинской области "О Правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение". Статьей 9 данного закона установлен порядок охраны и содержания зеленых насаждений, статьей 10 - порядок сноса и восстановления зеленых насаждений. Положения, действующие в рамках данного нормативного правового акта, не могут охватить всего спектра отношений, возникающих в сфере охраны и использования зеленого фонда. При решении повседневных вопросов по сносу зеленых насаждений, озеленению, уходу, содержанию и охране зеленых насаждений, а также при решении вопросов собственности на озелененные территории, становится очевидным недостаток нормативного обеспечения в данной сфере с учетом специфики местных условий. Таким образом, актуальной остается проблема формирования нормативной правовой базы сохранения, восстановления и развития зеленого фонда города, как на уровне органов городского самоуправления, так и на уровне Челябинской области.
2.5. Состояние зеленого хозяйства
В настоящее время проблемами содержания и охраны зеленых насаждений занимаются муниципальные, государственные службы, иные собственники и пользователи озелененных территорий, в том числе:
2.5.1. Шершневский и Челябинский лесхозы - охрана и ведение лесного хозяйства на территории городских лесов и лесов пригородной зеленой зоны;
2.5.2. МП "Горзеленстрой" - содержание и уход за скверами, бульварами, улицами, всего около 78 объектов на площади около 167 га;
2.5.3. Собственники жилого фонда - содержание зеленых насаждений внутри жилой застройки;
2.5.4. Управление культуры и информации Администрации города - содержание городских парков культуры и отдыха;
2.5.5. Администрации районов в городе - содержание зеленых насаждений общего пользования районного значения;
2.5.6. Иные собственники и пользователи зеленых насаждений - промышленные предприятия, учреждения здравоохранения, науки, культуры и образования, ЮУЖД и др.
Значительная часть объектов зеленых насаждений в городе фактически остается бесхозной - внутридворовая древесно-кустарниковая растительность, скверы, парки, аллеи, ранее содержавшиеся предприятиями. В ситуации, когда система землепользования на территории города постоянно изменяется, важной задачей по защите зеленых насаждений является закрепление на договорной основе объектов озеленения за собственниками, пользователями и арендаторами земельных участков.
В соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми документами контроль за охраной и использованием зеленого фонда осуществляют: Администрация города, администрации районов в городе, муниципальные службы, органы государственной лесной охраны - Шершневский и Челябинский лесхозы, органы государственного экологического контроля - Госкомэкология, органы государственного земельного контроля, органы государственного санитарного эпидемиологического надзора, органы архитектуры и градостроительства.
Проведение единой городской политики и координация деятельности всех субъектов отношений в сфере охраны и использования зеленого фонда требует совершенствования существующей структуры управления зеленым фондом, расширения функций и полномочий специализированного предприятия "Горзеленстрой".
Перспективным планом озеленения города (1976 год) было предусмотрено создание Гидропарка по ул.Труда, сквера по ул.Молодогвардейцев, Сада-острова и многое другое. К сожалению, по многим причинам, в последние десятилетия новое зеленое строительство в городе не развивается. Территории многих из ранее проектируемых объектов застраиваются, а состояние зеленых насаждений на них ухудшается.
Актуальной проблемой остается строительство, реконструкция и благоустройство объектов зеленых насаждений общего пользования в периферийных районах города, создание лесопарков на территории городских лесов.
Основная работа по зеленому строительству проводится в настоящее время МП "Горзеленстрой". Статистика последнего десятилетия говорит о значительном сокращении объемов озеленения города.
Развитие системы зеленого хозяйства должно быть ориентировано на поддержку муниципальных служб озеленения, жилищно-эксплуатационных служб, питомников, содействие формированию системы частных предприятий по озеленению и уходу за зелеными насаждениями (службы садовников).
2.6. Снос и восстановление зеленых насаждений
Сложной проблемой для города остается сокращение площади зеленых массивов за счет нового жилищного строительства, а также строительства автостоянок, торговых павильонов и др. объектов на улицах, гаражей во дворах.
Приоритетной задачей по решению данной проблемы является создание системы контроля за охраной зеленых насаждений, в том числе с привлечением государственных природоохранных служб, органов внутренних дел, горожан, установление единого порядка сноса и восстановления зеленых насаждений.
2.7. Состояние финансирования зеленого хозяйства
Основные затраты по озеленению и содержанию зеленого фонда города несет бюджет города, в том числе через финансирование статей расходов: жилищно-коммунальное хозяйство и субвенции районам.
В 1998 году на эти цели из бюджета города израсходовано около 10,2 млн.руб. Очевидно, что новое зеленое строительство, материально-техническое оснащение служб, содержание городских лесов, других объектов в бюджете города с учетом сегодняшней экономической ситуации фактически предусмотреть невозможно.
Финансирование отдельных общегородских мероприятий по сохранению и развитию зеленого фонда может осуществляться из средств внебюджетных фондов - Горэкофонда, Градостроительного счета, Фонда финансовых ресурсов, в сметах которых необходимо предусмотреть статью "зеленое хозяйство".
Основная часть финансовых затрат по сохранению и развитию зеленого фонда города должна покрываться за счет привлечения средств граждан и юридических лиц, собственников, пользователей и арендаторов озелененных территорий, в том числе через закрепление за ними зеленых насаждений для содержания, и др.
3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является формирование системы правовых, организационных и экономических механизмов, обеспечивающих устойчивое существование и развитие зеленого фонда города, в условиях социально-экономических преобразований.
3.1. Основными задачами Программы являются:
3.1.1. Совершенствование нормативной правовой базы охраны и использования зеленого фонда;
3.1.2. Создание единой системы управления зеленым фондом;
3.1.3. Формирование системы содержания зеленых насаждении;
3.1.4. Развитие нового зеленого строительства;
3.1.5. Обеспечение охраны и защиты зеленых насаждений;
3.1.6. Развитие зеленого хозяйства;
3.1.7. Совершенствование системы финансирования охраны и развития зеленого фонда;
3.1.8. Формирование общественной поддержки, информационное обеспечение.
Основные направления Программы определены Концепцией сохранения, восстановления и развития зеленого фонда города Челябинска, являющейся неотъемлемой частью Программы.
В соответствии с основными направлениями, сроками реализации и приоритетом мероприятия Программы подразделяются на:
3.2. I этап - срочные мероприятия (1999-2000гг.):
3.2.1. Совершенствование нормативной правовой базы;
3.2.2. Инвентаризация объектов зеленых насаждений, придание им соответствующего статуса;
3.2.3. Формирование системы финансирования зеленого хозяйства;
3.2.4. Реализация первоочередных мероприятий по сохранению Каштакского и Шершневского боров.
3.3. II этап - среднесрочные мероприятия (2000-2002гг.):
3.3.1. Совершенствование структуры управления зеленым фондом, содействие развитию материально-технической базы служб зеленого хозяйства города;
3.3.2. Разработка перспективного Плана по озеленению города (в структуре Генплана);
3.3.3. Закрепление объектов зеленых насаждений за собственниками, пользователями и арендаторами земельных участков;
3.3.4. Реализация подпрограммы "Тополя".
3.4. III этап - перспективные мероприятия (2002-2005гг.).
Перечень приоритетных мероприятий, сроков их выполнения, по основным направлениям Программы приводится в Приложении 1.
4. Финансирование мероприятий Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется из следующих источников:
4.1. Средства бюджета города в пределах средств, предусмотренных на благоустройство;
4.2. Средства внебюджетных фондов: Горэкофонда, Градостроительного счета, Фонда финансовых ресурсов;
4.3. Средства застройщиков;
4.4. Собственные средства граждан и юридических лиц, содержащих зеленые насаждения.
Возможно также привлечение средств из других не запрещенных законом источников в установленном порядке.
Расходы на реализацию мероприятий Программы ежегодно в обязательном порядке учитываются при формировании бюджета города, внебюджетного экологического фонда города, градостроительного счета, фонда финансовых ресурсов Администрации города.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы приводятся в Приложении 2.
5. Механизм реализации Программы
Контроль за исполнением Программы и общую координацию осуществляет Первый заместитель Главы города.
Управление Программой осуществляется Управлением экологии и ЧС, а также в сфере своей компетенции Управлением транспорта, связи и благоустройства, Управлением экономики, Управлением градостроительства, Управлением жилищно-коммунального хозяйства, администрациями районов в городе.
Основными задачами органов управления Программой являются:
5.1. Контроль хода выполнения Программы в целом, отдельных запланированных работ и мероприятий, а также контроль за использованием выделенных на реализацию программы финансовых средств;
5.2. Подготовка предложений по корректировке Программы;
5.3. Подготовка в установленном порядке бюджетных заявок на предстоящий финансовый год;
5.4. Организация работ по правовому, научному и информационно-аналитическому обеспечению Программы и эффективному использованию результатов выполненных работ.
Мероприятия Программы ежегодно включаются в планы социально-экономического развития города, планы работы структурных подразделений Администрации города и администраций районов в городе.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить устойчивое функционирование и развитие зеленого фонда, в том числе:
6.1. Создать необходимые условия для улучшения среды обитания и здоровья горожан;
6.2. Обеспечить горожан экологически чистыми зелеными зонами для жизни, профессиональной деятельности и отдыха;
6.3. Создать эффективную "вертикаль" городского управления зеленым фондом;
6.4. Модернизировать структуру зеленого хозяйства;
6.5. Увеличить площадь зеленых массивов общего пользования - парков, садов, скверов;
6.6. Обеспечить сохранность и восстановление городских лесов;
6.7. Создать систему ухода и содержания зеленых насаждений;
6.8. Провести реконструкцию массивов озеленения селитебных территорий по видовому составу (замена тополей) и конструкции насаждений;
6.9. Озеленить дворы районов новостроек и провести реконструкцию насаждений в старой застройке.
Секретарь Челябинской
городской Думы |
В.А.Крюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.