Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Губернатора области
от 28 июля 1999 г. N 358
Концепция
организации и развития Единого компьютерного регистра граждан, проживающих в Челябинской области, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
Радиационные инциденты, имевшие место на территории Челябинской области, привели к радиоактивному загрязнению обширной части северных территорий области и облучению населения, проживающего в свое время на этих территориях.
Так, несовершенство технологии обращения с радиоактивными отходами, образующихся в результате производственной деятельности ПО "Маяк" - первенца атомной индустрии бывшего СССР, недостаточные знания о поведении радиоактивных веществ в природных средах, их влияние на здоровье человека привели к тому, что в период с 1949 по 1951гг. в реку Теча было сброшено 76 млн.м3 сточных вод общей активностью около 2.75 миллионов Кюри. В результате этого загрязнение реки и прибрежных территорий уже в 1951 году привело к переоблучению 124 тысяч человек, проживающих в прибрежных селах Челябинской и Курганской областей. 28 тысяч жителей деревень, расположенных на реке Тече, подверглись как внешнему, так и внутреннему облучению и получили значимые для здоровья дозы.
В результате аварии 1957г. произошел выброс высокоактивных отходов общей активностью 20 млн. Кюри и образовалось радиоактивное облако, содержащее около 2 млн. Кюри активности, которое под воздействием юго-западного ветра рассеялось и осело на территории Челябинской, Свердловской и Тюменской областей.
На площади следа оказалось 217 населенных пунктов, проживающие в которых 270 тысяч человек получили дозу облучения свыше допустимых годовых уровней.
Радиоактивное загрязнение 1967 года (разнос донных отложений с береговой полосы озера Карачай) пришлось только на территорию Челябинской области и по своим радиационным характеристикам было значительно меньше, чем радиоактивное загрязнение 1957 года. Воздействие на здоровье населения также было намного слабее.
Защиту прав и законных интересов граждан Уральского региона, подвергшихся воздействию радиации, обеспечивает принятый в мае 1993 года Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Закон предусматривает индивидуальные льготы и компенсации гражданам, пострадавших от этих радиационных ситуаций.
Проблема радиоактивного загрязнения и радиационной безопасности граждан Уральского региона признана в настоящее время федеральной. Создана необходимая нормативно-правовая и финансовая база для обеспечения социальных гарантий пострадавшему от радиации населению Уральского региона.
В связи с произошедшими радиационными ситуациями для медицинской реабилитации и социальной защиты определенных категорий граждан предусматривается организация и проведение соответствующих медицинских и социальных мероприятий.
Одним из направлений такой работы является диспансеризация населения. С целью проведения данного мероприятия в ГУЗО администрации области разработана регистрационная карта лица, пострадавшего от радиационного воздействия и подвергшегося радиационному облучению, послужившая прототипом Единого компьютерного регистра (ЕКР "Маяк"). Начата работа по созданию компьютерной системы регистрации и диспансеризации граждан.
Вместе с тем в Уральском научно-практическом центре радиационной медицины (УНПЦ РМ) создана и длительное время функционирует медико-дозиметрическая база "Человек", которая, в свое время, послужила основой для создания бумажного регистра облученных лиц с целью реализации соответствующего Федерального закона. Существующая база данных УНПЦ РФ должна быть дополнена информацией, необходимой для Регистра, о ликвидаторах аварии, об эвакуированных граждан и их потомках.
Таким образом, основной задачей создаваемого ЕКР "Маяк" является единая регистрация лиц, подвергшихся облучению в результате радиационных инцидентов, произошедших по ПО "Маяк", и получивших эффективную дозу техногенного облучения, превышающую 50 мЗв. Это позволит координировать работу по социальной и медицинской реабилитации граждан, проживающих в Челябинской области, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, обеспечить их радиационную защиту, наиболее эффективно использовать федеральные средства, выделяемые для этих целей.
Заказчиком создания ЕКР выступает Администрация Челябинской области в лице Главного управления по радиационной и экологической безопасности (ГУРЭБ). Головным исполнителем является региональный центр национального радиационно-эпидемиологического регистра при УНПЦ РФ, созданный согласно приказу Минздрава РФ N 236 от 11.08.95. Участниками создания ЕКР на первом этапе являются ГУРЭБ, ГУЗО администрации Челябинской области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области, реабилитационное отделение Областной клинической больницы N 1, центральные районные больницы Аргаяшского, Каслинского, Красноармейского, Кунашакского и Сосновского районов, городские больницы гг.Кыштыма и Озерска.
В ЕКР "Маяк" персонифицировано включаются граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча и проживающие на территории Челябинской области, а также ликвидаторы аварии, за исключением персонала ПО "Маяк".
ЕКР "Маяк" создается как развивающаяся система. На данном этапе предусматривается регистрация пострадавших с целью улучшения их диспансеризации. На следующих этапах в ЕКР "Маяк" будет включаться информация отделов социальной защиты населения, областного управления курортами и других заинтересованных организаций. Решение о расширении ЕКР "Маяк" и включении в него дополнительной информации принимают участники создания ЕКР "Маяк" по согласованию с Заказчиком.
На первом этапе в ЕКР "Маяк" вносятся лица, получившие официальные удостоверения в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивности в реку Теча". Создается регистр идентификации, расширяющийся за счет информации о дозе облучения, о результатах медицинских осмотров лиц, а также информации об установленной инвалидности и причине смерти.
ЕКР "Маяк", как база данных реляционного типа и изначально будет состоять из следующих файлов:
1. Файл "Идентификация"
- фамилия, имя, отчество, дата рождения, национальность, домашний адрес, номер удостоверения.
2. Файл "Медицинская информация"
- дата обследования, врачебный диагноз, условия постановки диагноза (стационар, амбулаторно, экспедиционно), группа диспансерного наблюдения.
3. Файл "Дозовые характеристики"
- эффективная доза облучения, вид облучения.
4. Файл "Нетрудоспособность"
- дата установления инвалидности, группа, срок (постоянная и или временная).
5. Файл "Жизненный статус"
- жив, умер. Если умер, то дата смерти и причина смерти, а также кем и на основании чего установлена причина смерти.
Связующим звеном перечисленных выше файлов будет выступать идентификационный номер - уникальное помехозащищенное число, присвоенное один раз.
Создается ЕКР "Маяк" двух уровней: полный и рабочий. Полные ЕКР устанавливаются в ГУРЭБ администрации области, ГУЗО и УНПЦ РМ. Рабочие ЕКР устанавливаются в поименнованных выше организациях районов и городов и содержат информацию о пострадавших жителях данного административного территориального образования.
Полные регистры, установленные в ГУРЭБ, ГУЗО и УНПЦ РМ, работают в режиме просмотра и создания различных выборок. Рабочие регистры служат для ввода медицинской информации, состоянии здоровья, статуса, а также для корректировки фамилии, имени, отчества, места жительства в случаях их изменения.
Дозовые характеристики вносятся один раз и не подлежат произвольной корректировке. Дозовые характеристики рассчитываются по модели, утвержденной службой Государственного санитарного эпидемиологического надзора в соответствии с установленным специальным регламентом. В случае разработки новой модели для расчета доз, она должна быть утверждена службой Государственного санитарного надзора. После ее утверждения расчет доз производится специалистами, разработавшими эту модель. Старая дозовая информация одновременно заменяется как в полных, так и в рабочих ЕКР.
Присвоение уникального идентификационного номера и внесение нового лица в ЕКР осуществляется в УНПЦ РМ.
На первом этапе функционирования ЕКР обмен информацией между полным и рабочим регистрами осуществляется 1 раз в квартал способом передачи информации через внешние магнитные носители. При смене места жительства пострадавшим лицом (выбытие в другой обозначенный выше район) ответственный за рабочий регистр сообщает в УНПЦ РМ идентификационный номер выбывшего. Специалисты УНПЦ РМ осуществляют пересылку информации о выбывшем лице в район его прибытия. Более подробные схемы перемещения информации будут отработаны при опытной эксплуатации ЕКР.
Вместе с тем ЕКР "Маяк", созданный в таком объеме, будет являться составной частью Регионального медико-дозиметрического регистра (РМДР), который, в соответствии с Положением "О Единой Государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан Российской Федерации", будет входить в состав Федерального медико-дозиметрического регистра (ФМДР).
В связи с этим, а также в соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" и на основании Концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучения, в РМДР будет вноситься информация на всех лиц, проживающих на загрязненных территориях ВУРСа и реке Теча независимо от величины полученной дозы. Это позволит органам здравоохранения, во-первых, охватить диспансеризацией большую часть населения и, во-вторых, учитывать уровень текущего радиационного воздействия от всех источников облучения. Впоследствии база данных РМДР будет пополняться информацией на все население области.
Информация в РМДР о текущих уровнях эффективных доз облучения техногенного и природного характера поступает из областного Центра госсанэпиднадзора, медицинского характера - из Главного управления здравоохранения области.
Таким образом, ЕКР создается как часть развивающейся Единой Государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан Российской Федерации (ЕСКИД), рис.1.
/--------------------------\
| Федеральный медико- |
/----------------->| дозиметрический регистр |
| | (ЕСКИД) |
| \--------------------------/
| ^
| |
| |
| |
V V
/--------------------\ /-----------------------\
| Национальный | |Региональный медико- |
| радиационно- | |дозиметрический регистр|
| эпидемиологический | |(Региональный центр |
| регистр | |учета и контроля доз |
| (г.Обнинск) | | субъекта РФ) |
\--------------------/ \-----------------------/
^ ^ ^ ^
| /----------------/ | \-------------------\
| | | |
V V V V
/-----------------\ /----------------------\ /----------------\
| ЕКР "Маяк" | |Регистр текущих доз | | Регистр доз |
| (УНПЦ РМ) |<---->|техногенного и |<---->| медицинского |
| | |природного облучения | |облучения (ГУЗО)|
| | |(Центр госсанэпид- | | |
| | |надзора в Челябинской | | |
| | | области) | | |
\-----------------/ \----------------------/ \----------------/
^ ^ ^ ^
| | | |
\--------------------)-----------\ | |
| | | |
V V V V
/--------------------\ /--------------------\
|Районные регистры | |Районные регистры |
|(районные Центры | | (ЦБР) |
|госсанэпиднадзора) | | |
\--------------------/ \--------------------/
Рис. 1. Схема развития Регионального медико-дозиметрического регистра в Челябинской области
Заместитель Губернатора
Челябинской области |
Г.Н.Подтесов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.