Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением главы
администрации области
от 29 августа 1995 г. N 407
Областная целевая программа "Одаренные дети"
Программу подготовили:
Антипов С.В. - председатель комитета молодежных организации
администрации области
Иоголевич А.З. - профессор ЧГПИ, кандидат педагогических наук
Любимова Н.А. - референт по вопросам развития образования
администрации области
Утверждена
на областном Координационном
межведомственном Совете
по внешкольному воспитанию
детей и подростков
Обоснование программы.
В Челябинской области накоплен определенный опыт по выявлению по поддержке одаренных детей. В области в 1994 году действовало 63 научных общества, в которых занималось 6347 человек; объединений технического творчества - 728 (11530 человек); юнатско-биологических объединений - 236 (3811 человек); художественного творчества - 2139 (937835 человек) и др. В сельской местности работало 407 объединений. Все это позволило довести охват детей внешкольными объединениями до 34% (на начало 1991 года было 25%). Четвертый год подряд 80 одаренных детей получают стипендию администрации области.
Успешно развиваются Челябинское научное общество учащихся и геологические экспедиции школьников, подростковые производственно-предпринимательские и трудовые объединения, музыкальные и спортивные школы, самодеятельные коллективы художественного творчества средств массовой информации при областной газете детей и подростков "Здравствуйте" и др.
23-24 ноября 1994 года в Челябинске проведена областная научно-практическая конференция на тему "Одаренные дети: проблемы и перспективы", посвященная пятилетию принятия Конвенции о правах ребенка. Она была подготовлена в сотрудничестве с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике, Министерством образования Российской Федерации и Российской Академии образования, Конвенция определила резервы развития целенаправленной деятельности, ведущие направления и основные действия по повышению эффективности Межведомственного сотрудничества.
Четыре года осуществляется "Программа обновления внешкольного воспитания детей и подростков". Для полной реализации этой программы и дальнейшего совершенствования требований Конвенции о правах ребенка необходимо:
1. Дальнейшая дифференциация образовательной системы, создание новых видов образовательно-воспитательных и досуговых учреждений.
2. Совершенствование выявления и развития одаренных детей.
3. Организация в области непосредственной системы поддержки одаренных детей в области.
4. Усиление внимания у подготовке и поддержке специалистов, работающих с одаренными детьми.
5. Научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми.
Продолжить работу по названным ведущим направлениям в 1995-1995 годах.
В целевую программу "Одаренные дети" включить следующие составляющие:
1. Содержание, формы и методы обновления внешкольного воспитания, развитие системы выявления, непрерывного наблюдения за творческим ростом и социально-экономической поддержки одаренных детей и подростков
130.560.000 рублей.
1.1. Издание сборника "Анализ и обобщение опыта работы по обновлению внешкольного воспитания детей и подростков".
500.000 рублей.
1.2. Формирование областного банка диагностических методик, рекомендаций, программ, пособий, научно-методических разработок по выявлению и развитию одаренности учащихся:
7.650.000 рублей.
- реорганизация на базе областных внешкольных учреждений, вузов и средних специальных учебных заведений, оснащенных современным оборудованием, профильных лабораторий, центров, экспериментальных площадок по выявлению и работе с одаренными детьми и подростками;
- экспериментальное изучение одаренности и разработка методике выявления (с учетом психофизиологических, возрастных особенностей детей и подростков);
- разработка и реализация авторских программ и проектов для общей, дифференцированной и индивидуальной работы с одаренными детьми и подростками;
- обеспечение развития интегрированных учебных курсов, дальнейшей дифференциации общеобразовательной и профессиональной сети на основе создания новых типов учебных заведений;
- проведение психолого-педагогического диагностирования детей и подростков по рекомендациям учителей школ, ПТУ всех типов, руководителей профильных объединений, внешкольных учреждений:
а) ранняя диагностика (до 10 лет);
б) корреляция деятельности детей и подростков (до 14 лет);
в) профессиональная диагностика (до 18 лет).
1.3. Создание банка данных "Одаренные дети и подростки".
8.000.000 рублей.
1.4. Стипендии за наиболее значительные достижения по различным направлениям творчества учащихся и единовременных поощрений их наставникам.
27.000.000 рублей.
1.5. Организация летних учебно-методических сборов одаренных детей и подростков.
59.000.000 рублей.
1.6. Развитие межрегиональных и межведомственных творческих контактов одаренных детей и подростков (творческие встречи, комплексные экспедиции, совместные олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.).
24.000.000 рублей.
2. Подготовка и повышение квалификации кадров для работы с одаренными детьми и подростками, научно-методическое обеспечение их деятельности:
113.350.000 рублей.
2.1. Разработка спецконкурсов и спецсеминаров "Одаренные дети и подростки", издание учебно-методических пособий.
8.000.000 рублей.
2.2. Организация конкурсов и семинаров для специалистов по работе с одаренными детьми.
12.000.000 рублей.
2.3. Развитие межрегиональных и международных контактов, стажировка наставников одаренных детей.
12.000.000 рублей.
2.4. Подготовка, проведение межрегиональных чтений на тему "Дети-Молодежь-Общество".
25.000.000 рублей.
2.5. Конкурс "Авторских программ и учебно-тематических планов по подготовке и повышению квалификации специалистов к работе с одаренными детьми".
3.150.000 рублей.
2.6 Разработка, апробация методик изучения одаренности детей и готовности педагогов к работе с ними.
6.000.000 рублей.
2.7. реализация программ дифференцированной и индивидуальной работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования. 32.000.000 рублей.
2.8. III конкурс авторских педагогических проектов и программ работы с одаренными детьми.
5.200.000 рублей.
2.9. Осуществление лучших авторских проектов и программ III областного конкурса по выявлению и развитию одаренных детей и подростков.
10.000.000 рублей.
3. Разработка перспективной модели и создание системы активизации творчества и других проявлений одаренности детей на основе:
развития рыночных отношений (в том числе обеспечение социально-экономической поддержки и участие в хозрасчетной деятельности одаренных детей);
- диагностики и заботы о здоровье, учете его индивидуальных особенностей, повышения роли физической культуры;
- законотворчества "Одаренные дети и право";
- социальной адаптации одаренных детей в процессе овладения эвристикой, непосредственного их творчеств и других проявлений одаренности как пути самоопределения.
150.000.000 рублей.
4. Областные мероприятия с одаренными детьми и подростками:
4.1. Выставка детского творчества 6.000.000 рублей.
4.2. Конкурс детских любительских театров 5.000.000 рублей.
4.3. Конкурс хореографических коллективов 9.000.000 рублей.
4.4. Фестиваль "Одиссея разума" 18.000.000 рублей.
4.5. Олимпиада по научно-техническому
и изобретательскому творчеству
"Шаг в будущее" 12.000.000 рублей.
4.6. Журналина 15.000.000 рублей.
4.7. Сборы воспитанников НОУ и стипендиатов
администрации области 35.000.000 рублей.
Итого: 500.000.000 рублей.
5. Главным управлениям образования, профтехобразования, социальной защиты населения, искусства и культуры. комитету физической культуры и спорта, комитету молодежных организаций администрации области (репин С.Л., Начаров А.А.. Дубровский В.Ф., Стрельцов В.Д., Чариков Г.Н., Антипов С.В.) совместно с областным межведомственным координационным советом по внешкольному воспитанию детей и подростков (Мизрахи Б.А.) всемерно способствовать везусловному осуществлению требований Конвенции оправах ребенка.
5.1. Администрациям городов и районов осуществить анализ выполнения требований Конвенции о правах ребенка и определить меры по достижению цели.
5.2. Создать до 1 января 1995 года при Челябинском государственном педагогическом институте региональный научный Центр "Семья, одаренный ребенок, социальный работник" (Аменд А.Ф., Иоголевич А.З.). Главным управлениям социальной защиты и образования (дубровский В.Ф., Репин С.А.) содействовать деятельности Центра.
6. Для более результативной работы по проблеме есть необходимость на федеральном уровне принять следующие меры:
6.1. В целях объединения усилий ведомств и организаций, ответственных за создание и осуществление федеральной программы "Одаренные дети" (по вертикали и горизонтали) создать при Правительстве РФ соответствующий координационный межведомственный совет, при Министерстве образования - научно-методический совет по развитию научных и других творческих объединений школьников.
6.2. Развивать целенаправленную взаимосвязь между регионами (обмен опытом, создание межведомственных стажерских площадок, организация межрегиональных научно-практических семинаров, конференций и т.п.).
6.3. Решить вопросы:
- о целенаправленной финансовой поддержке региональных программ "Одаренные дети" (на конкурсной основе);
- об отмене платы за обучение особо одаренных детей в детских музыкальных и художественных школах, школах искусств и других специализированных учреждениях дополнительного образования;
- об установлении повышенные персональных окладов педагогам и стипендий детям, достигшим высоких результатов на Российских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
6.4. Информационное обеспечение регионов по проблеме (введение специальных рубрик в педагогических журналах, издание пакета диагностических методик выявления общей и специальной одаренности детей, издание информационных сборников, презентация региональных программ, педагогических проектов, авторских программ и т.д.
6.5. Организация конкурсов, семинаров по проблеме на базе ЧИПКРО для различных категорий педагогических работников или на базе отдельных регионов.
7. За выполнение программы отвечает областной координационные межведомственный совет по воспитанию детей и подростков.
Заместитель главы
администрации области |
Б.А.Мизрахи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.