Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора области
от 11 августа 1999 г. N 373
Областная программа
государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000гг.
Раздел I. Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства.
Раздел II. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
1. Анализ состояния малого предпринимательства
По данным Областного комитета государственной статистики на 1 января 1999 года в Челябинской области учтено 17748 малых предприятий. Из них 17,5% в промышленности, 15,3% в строительстве, 36,8% в торговле и общественном питании, 2,6% на транспорте, 3,8% в общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка.
В ряде отраслей в 1998 году числа малых предприятий увеличилось: в культуре и искусстве на 85,3%, в материально-техническом снабжении на 32,3%, в здравоохранении на 80%, в науке и научном обслуживании на 22,7%. Но необходимо отметить, что по некоторым видам деятельности наблюдалось сокращение числа предприятий - в связи в 1,15 раза, на транспорте в 1,1 раза.
Динамика развития малого предпринимательства (без учета предпринимателей, работающих без образования юридического лица) следующая:
-------------------------------------------------------------------------
Год | Число | в т.ч | в т.ч. | в т.ч. | в т.ч.
| пред- | в пром-ти | в стр-ве | в с/х | в торговле
| приятий | | | |
--------+----------+------------+-------------+------------+-------------
1992 | 3603 | 531 | 954 | 67 | 775
--------+----------+------------+-------------+------------+-------------
1996 | 12879 | 2165 | 2137 | 81 | 5627
--------+----------+------------+-------------+------------+-------------
1997 | 14151 | 1898 | 2950 | 34 | 6495
--------+----------+------------+-------------+------------+-------------
1988 | 17748 | 3105 | 2723 | 42 | 6536
-------------------------------------------------------------------------
Необходимо также учесть, что по Федеральному Закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (июнь 1995г.) предельная численность работающих на малых предприятиях - 100 человек, в то время как до выхода закона она составляла 200 человек. Таким образом, фактическое увеличение малых предприятий по старым критериям составило более чем в 4 раза. Незначительное увеличение предприятий по сельскохозяйственной отрасли связано с тем, что крестьянские и фермерские хозяйства по статистическим данным относятся к другой категории предприятий. Однако, например, в Свердловской области число малых предприятий увеличилось с 1994 по 1997 год на 100%, в то время как в Челябинской области на 50%.
Численность постоянно работающих на малых предприятиях составила 107,9 тыс.человек, или 7,6% от общей численности занятых на предприятиях и в организациях области, в то время как в 1994г. доля работающих на малых предприятиях в общем количестве занятых составляла 4%. Характерной чертой малого предпринимательства является активное привлечение работников на условиях совместительства и договоров гражданско-правового характера. В 1997 году на условиях вторичной занятости предприятия малого бизнеса использовали труд 29,9 тыс. человек.
Из семи регионов Уральского района (Свердловская обл., Башкирия, Пермская обл., Курганская обл., Оренбургская обл., Удмуртия) Челябинская область уступает по количеству малых предприятий и числу работающих на них только Свердловской области, в то же время имеет самый высокий в 1997 году показатель прибыли, полученный на одного постоянного работника, - 7,4 млн. руб.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические гица, зарегистрированные в качестве частных предпринимателей.
На 1 января 1999 года в Челябинской области зарегистрировано более 130 тысяч частных предпринимателей, что составляет 8,5 % от общей численности занятых на предприятиях и в организациях области.
К 1998 году Челябинская область, имея около 3 % трудоспособного населения России, вышла на среднестатистический уровень по стране по численности малых предприятий около 15 тысяч. Однако по экспертным оценкам и стандартам развитых стран уровень насыщения рынка и конкурентные начала в экономике могут быть гарантированы при наличии одного малого предприятия на 30 человек населения, то есть для Челябинской области более 110 тысяч.
Таким образом, нынешние темпы роста малых предприятий не могут удовлетворять потребностей региона, тем болев если учесть, что прирост количества малых предприятий в 1992-1998гг. осуществлялся за счет торгового и общего коммерческого направления, массовость которых определялась высокими темпами инфляции.
Региональной особенностью проблемы развития малого предпринимательства является отраслевая специализация Челябинской области, то есть "утяжеленная" структура промышленности, что создает дополнительные сложности для функционирования малых предприятий.
2. Приоритеты и возможности развития малого предпринимательства
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в экономике страны и региона и каковы его отличительные особенности.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Для восстановления, структурной перестройки и развития крупных производств необходимы огромные капиталовложения, которых в настоящее время ожидать не приходится, и значительный временной отрезок.
В то же время малое предпринимательство представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и даже отчасти политический уровень развития страны, региона, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. На сегодня фактически только малые предприятия являются сдерживающим фактором развития безработицы и обеспечивают тысячи семей средствами к существованию.
Опыт западных стран свидетельствует, что основным или массовым направлением деятельности малых предприятий является производство товаров широкого потребления и малосерийных специализированных, а также сервисные услуги. Учитывая региональные особенности отраслевой специализации Челябинской области, к перспективным направлениям деятельности малых предприятий также необходимо отнести:
- организацию производства на базе основных фондов крупных промышленных предприятий, посредством разукрупнения последних или вследствие процедуры банкротства;
- оказание услуг крупным промышленным предприятиям (ремонт оборудования, консалтинг, сервисное обслуживание и т.д.) и производственная кооперация.
3. Программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства
Характерные особенности становления малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. По данным социологических опросов, основными проблемами, решение или помощь в решении которых возможно осуществить на областном уровне, являются:
- недостаток информации;
- недостаток опыта и знаний;
- недостаток финансовых средств;
- сбыт, поиск клиентов, потребителей;
- недостаток материальной базы и трудности с арендой;
- бюрократия, коррупция.
Таким образом, в целях нормального функционирования и устранения проблем, препятствующих развитию, необходима государственная поддержка малого предпринимательства.
Ход экономических реформ, процессы развития малого предпринимательства в России и мировой опыт подтверждают необходимость переноса центра тяжести государственной поддержки малого предпринимательства на региональный и муниципальный уровни, с отказом от чисто прикладного фискального подхода к определению целей и задач государственной политики в отношении малого предпринимательства.
Стратегической целью на предстоящий период является стимулирование количественного и качественного роста малых предприятий, через создание комплексной системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решение основных задач по следующим направлениям:
1. Формирование и дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства, то есть создание региональной системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности с целью устранения препятствий, сдерживающих количественный и качественный рост малых предприятий.
2. Создание системы мониторинга за развитием малого предпринимательства в Челябинской области. Задачей системы является обеспечение сбора, обработки, хранения и анализа объективной информации о субъектах малого предпринимательства, направлениях и результатах деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
3. Создание, развитие и поддержка инфраструктуры, ориентированной на малое предпринимательство. Она должна включать в себя систему специализированных институтов, помогающих разработке и реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства, которые создаются и действуют при государственном участии либо по инициативе самих предпринимательских кругов (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, лизинговые компании, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны, выставочные центры, учебные, консультационные, информационные, обслуживающие структуры и т.д.). Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей - субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам должна осуществляться обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.
4. Создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства и инфраструктуры ее поддержки в целях обеспечения оперативной информацией по различным аспектам предпринимательской деятельности, путем аккумулирования информационных потоков их обновления и распространения, развития системы дистанционного обучения и консультирования с использованием современных методов передачи информации, подключения к международным информационным сетям. Построение информационной системы должно происходить при непосредственном участии предпринимателей, с обеспечением их обучения и консультирования по вопросам работы с этой информацией.
5. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства, путем оказания финансовой помощи из средств областного бюджета по приоритетным для области отраслям и видам деятельности. Создание "Областного фонда поддержки предпринимательства".
В целях привлечения инвестиций из средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитных институтов, иностранных инвесторов и частного российского капитала создать областной государственный залоговый страховой фонд малого предпринимательства.
6. В целях международной интеграции, производственной кооперации и привлечения инвестиций разработать комплекс мер по маркетингу малого предпринимательства в Челябинской области.
Паспорт Областной Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000гг.
Государственный заказчик:
Администрация Челябинской области.
Основные разработчики:
Челябинское областное агентство поддержки предпринимательства и привлечения инвестиций,
Комитет экономики Администрации области.
Исполнители:
1. Управления и комитеты администрации Челябинской области.
2. Департамент федеральной службы занятости населения по Челябинской области.
3. Челябинское областное агентство поддержки предпринимательства и привлечения инвестиций.
4. Южно-Уральская торгово-промышленная палата.
5. Региональный информационно-аналитический центр.
6. Центр деловой информации "Мировая паутина".
7. Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.
8. Профсоюзы малого и среднего бизнеса.
9. Общественные объединения и некоммерческие организации малого бизнеса.
10. Учебные и научные учреждения.
11. Межрегиональный маркетинговый центр.
12. Предприятия малого бизнеса Челябинской области.
Цель программы:
Стимулирование количественного и качественного роста малых предприятий через создание комплексной системы государственной поддержки малого бизнеса.
Задачи программы:
1. Создание и совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства.
2. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства в целях обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также оказание предпринимателям широкого спектра деловых услуг.
Сроки реализации Программы:
1999-2000 годы.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Количественный и качественный рост малых предприятий.
2. Создание новых рабочих мест.
3. Увеличение числа работающих на условиях вторичной занятости.
4. Увеличение налоговых поступлений в бюджет.
5. Рост производства перспективных товаров и услуг, повышение уровня конкуренции.
Система контроля:
1. Комитет экономики администрации Челябинской области.
2. Главное финансовое управление администрации Челябинской области.
3. Попечительский совет "Областного Фонда поддержки малого предпринимательства".
Планируемые объемы и источники финансирования мероприятий программы (тыс. руб.)
-------------------------------------------------------------------------
| 1999г. | 2000г. | всего
----------------------------------+-------------+------------+-----------
Бюджет области | 3000 | 3415 | 6415
----------------------------------+-------------+------------+-----------
Бюджет г.Челябинска | 65 | 90 | 155
----------------------------------+-------------+------------+-----------
TACIS | 200 | 200 | 400
----------------------------------+-------------+------------+-----------
Бюджет муниципальных образований | 50 | 50 | 100
----------------------------------+-------------+------------+-----------
Другие источники | 2980 | 3000 | 5980
----------------------------------+-------------+------------+-----------
Итого: | 6295 | 6755 | 13050
-------------------------------------------------------------------------
Областная Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 1999-2000гг.
-------------------------------------------------------------------------
Содержание раздела | Исполнители: | Финансирование
| |---------------------
| | Источники |Объем
| | |сред-
| | |ств
| | |(тыс.
| | |руб.)
-------------------------------------------------------------------------
Раздел 1. Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития
малого предпринимательства
-------------------------------------------------------------------------
1.1. Законодательные и|Комитет экономики|Бюджет области | 5
правовые акты |администрации области | |
| | |
|Челябинское областное|Итого: | 5
|агентство поддержки| |
|предпринимательства и| |
|привлечения инвестиций | |
| | |
|Южно-Уральская | |
|торгово-промышленная | |
|палата | |
| | |
|Муниципальные фонды| |
|поддержки малого| |
|предпринимательства | |
| | |
|Профсоюзы малого и| |
|среднего бизнеса | |
| | |
|Общественные объединения| |
|и некоммерческие| |
|организации малого| |
|бизнеса | |
| | |
|Межрегиональный | |
|маркетинговый центр | |
| | |
|Субъекты малого| |
|предпринимательства | |
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
МЕРОПРИЯТИЯ | | |
----------- | | |
1.1.1. Разработка |Челябинское областное|Бюджет области | 5
положения о порядке|агентство поддержки| |
предоставления гарантий и|предпринимательства | |
поручительств | |Итого: | 5
администрации Челябинской| | |
области для| | |
финансирования программ и| | |
проектов развития малого| | |
предпринимательства | | |
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
1.1.2. Внесение изменений|Комитет экономики| |
и дополнений в областной|администрации области.| |
Закон "О едином налоге на|Главное финансовое| |
вмененный доход" |управление | |
-------------------------------------------------------------------------
Раздел 2. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства
-------------------------------------------------------------------------
2.1. Создание и развитие|Управления и комитеты|Бюджет области | 6410
системы информационно-|администрации Челябинской| |
консультационного |области |Бюджет |
обеспечения | |г.Челябинска | 155
|Департамент федеральной| |
2.2. Финансово-кредитная |службы занятости|TACIS | 400
и имущественная поддержка|населения по Челябинской| |
|области |Бюджеты |
2.3. Международное и| |муниципальных |
межрегиональное |Челябинское Областное|образований | 100
сотрудничество |агентство поддержки| |
|предпринимательства и|Другие |
2.4. Производственно- |привлечений инвестиций |источники | 5980
технологическая | | |
поддержка |Центр деловой информации|ИТОГО |13045
|"Мировая паутина" | |
2.5. Социальная | | |
защищенность работников и|Южно-Уральская | |
безопасность личности и|торгово-промышленная | |
собственности в сфере|палата | |
малого бизнеса | | |
|Региональный | |
|информационно- | |
|аналитический центр | |
| | |
|Муниципальные фонды| |
|поддержки малого| |
|предпринимательства | |
| | |
|Профсоюзы малого и| |
|среднего бизнеса | |
| | |
|Общественные объединения| |
|и некоммерческие| |
|организации малого| |
|бизнеса | |
| | |
|Учебные и научные| |
|учреждения | |
| | |
|Субъекты малого| |
|предпринимательства | |
-------------------------------------------------------------------------
МЕРОПРИЯТИЯ
-----------
2.1. Создание и развитие системы информационного обеспечения
-------------------------------------------------------------------------
2.1.1. Создание системы|Челябинское областное|Бюджет области | 200
информационного |агентство поддержки| |
обеспечения |предпринимательства, ЮУ|TACIS | 200
предпринимательства |ТПП, Региональный|Другие |
Челябинской области |информационный центр,|источники | 100
|центр "Мировая паутина" |Итого | 500
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.1.2. Подготовка и|Челябинское областное|Бюджет области | 100
издание ежеквартального|агентство поддержки|Другие |
информационного бюллетеня|предпринимательства |источники | 100
| |Итого | 200
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.1.3. Организация |Челябинское областное|Бюджет области | 50
целевых информационно-|агентство поддержки|Другие |
аналитических радио- и|предпринимательства |источники | 50
телепрограмм по вопросам|Теле- и радиокомпании |Итого | 100
развития малого бизнеса | | |
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.1.4. Разработка и|Муниципальный фонд|Бюджет области | 80
реализация пилотного|поддержки |Бюджет |
проекта по созданию|предпринимательства |г.Челябинска | 80
системы мониторинга|г.Челябинск |Итого |
малого | | | 160
предпринимательства в| | |
г.Челябинске | | |
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.1.5. Создание системы|Челябинское областное|Бюджет области | 50
дистанционного |агентство поддержки|Бюджет |
консалтинга для субъектов|предпринимательства |г.Челябинска | 25
малого | |Другие |
предпринимательства и| |источники | 50
начинающих | |Итого | 125
предпринимателей. | | |
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.1.6. Подготовка и|Департамент федеральной|Бюджет области | 100
переподготовка кадров для|службы занятости| |
малого |населения по Челябинской|другие |
предпринимательства |области |источники | 100
(семинары-консультации, в| | |
т.ч. обеспечение| |Итого | 200
методическим материалом) | | |
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.1.7. Создание |Центр деловой информации|Бюджет области | 100
информационно- |"Мировая паутина" | |
консультационных | |Бюджеты |
центров в городах и| |муниципальных |
районах области | |образований | 100
| |Другие |
| |источники | 100
| |Итого | 300
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.1.8. Подготовка и|Ассоциация |Бюджет области | 50
проведение областного|предпринимателей малого и|Другие |
съезда представителей|среднего бизнеса. Комитет|источники | 50
малого и среднего бизнеса|экономики администрации| |
|области |Итого | 100
-------------------------------------------------------------------------
2.2. Финансово-кредитная и имущественная поддержка
-------------------------------------------------------------------------
2.2.1. Создание |Ассоциация |Бюджет области | 5000
областного фонда|предпринимателей малого и| |
поддержки |среднего бизнеса. Комитет|Другие |
предпринимательства, |экономики администрации|источники | 5000
разработка положения о|области | |
порядке оказания| |Итого |10000
финансовой помощи малым| | |
предприятиям и условий| | |
выдачи гарантий | | |
-------------------------------------------------------------------------
2.3. Международное и межрегиональное сотрудничество
-------------------------------------------------------------------------
2.3.1. Создание системы|Администрация области |Бюджет области | 400
международных и|TACIS |TACIS | 200
межрегиональных деловых| | |
связей и производственной| |Другие |
кооперации малых| |источники | 200
предприятий Челябинской| | |
области | |Итого | 800
-------------------------------------------------------------------------
2.4. Производственно-техническая поддержка
-------------------------------------------------------------------------
2.4.1. Разработка и|Челябинское областное|Бюджет области | 50
реализация пилотных|агентство поддержки| |
проектов создания|предпринимательства |Другие |
специализированных | |источники | 50
производственных зон для| | |
новых малых предприятий| |Итого | 100
на базе основных фондов| | |
крупных промышленных| | |
предприятий | | |
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.4.2. Организация |ЮУТПП |Бюджет области | 100
постоянно действующей| | |
выставки продукции и| |Другие |
услуг для субъектов| |источники | 100
малого | | |
предпринимательства | |Итого | 200
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.4.3. Создание и|Челябинское областное|Бюджет области | 50
обеспечение |агентство поддержки| |
функционирования баз|предпринимательства. |Бюджет |
данных оборудования для|ЮУТПП |г.Челябинска | 50
малого бизнеса, его| | |
производителей, | |Итого | 100
поставщиков, | | |
лизингодателей | | |
-------------------------+-------------------------+---------------+-----
2.4.4. Создание |Ассоциация |Бюджет области | 30
лизинговой компании для|предпринимателей малого и| |
предприятий малого|среднего бизнеса.|Другие |
бизнеса |Челябинское областное|источники | 30
|агентство поддержки| |
|предпринимательства |Итого | 60
-------------------------------------------------------------------------
2.5. Социальная защищенность работников и безопасность личности
-------------------------------------------------------------------------
2.5.1. Подготовка и|Ассоциация малого и|Бюджет области | 50
издание методических|среднего бизнеса | |
рекомендаций для малых| |Другие |
предприятий в сфере| |источники | 50
безопасности личности,| | |
собственности, по| |Итого | 100
вопросам социально-| | |
трудовых отношений,| | |
техники безопасности и| | |
охраны труда | | |
-------------------------------------------------------------------------
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Челябинской области от 11 августа 1999 г. N 373 "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.