Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 27 декабря 2011 г. N 8182 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение к распоряжению
Администрации города Челябинска
от 15 января 2010 г. N 144
Городская целевая программа
"Развитие инновационной деятельности в городе Челябинске
в 2010-2012 годах"
11 февраля, 9 сентября, 27 декабря 2011 г.
Паспорт
городской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в городе Челябинске
в 2010-2012 годах"
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств бюджета)
Первый заместитель Главы Администрации города Котова Н.П. (Администрация города Челябинска (Управление экономики))
Наименование органа местного самоуправления, утвердившего программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта:
Распоряжение Администрации города Челябинска от "15" января 2010 г. N 144
Наименование программы
"Развитие инновационной деятельности в городе Челябинске в 2010-2012 годах" (далее именуется - Программа)
Номер и дата учета в Управлении экономики Администрации города Челябинска
N 1 от " 15 " января 2010 г.
Цели и задачи Программы
Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития инновационной деятельности в городе Челябинске.
Задачи программы:
1) предоставление финансовой, информационно- консультационной поддержки субъектам инновационной деятельности;
2) повышение конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональный, российский и международный рынки;
3) создание новых рабочих мест в инновационной сфере;
4) совершенствование нормативно-правового регулирования инновационной деятельности;
5) создание имиджа города, развивающего инновации, повышение статуса и общественного признания субъектов инновационной деятельности.
Целевые индикаторы и показатели
Количество субъектов инновационной деятельности, получивших финансовую поддержку: 201 субъектов,
в том числе: 2010 год - 67 субъектов;
2011 год - 67 субъектов;
2012 год - 67 субъектов.
Количество субъектов инновационной деятельности, получивших информационно-консультационную поддержку: 383 субъекта,
в том числе: 2010 год - 80 субъектов;
2011 год - 163 субъекта;
2012 год - 140 субъектов.
Создание новых рабочих мест: 30 новых рабочих мест,
в том числе: 2010 год - 10 новых рабочих мест;
2011 год - 10 новых рабочих мест;
2012 год - 10 новых рабочих мест.
Характеристика программных мероприятий
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования развития субъектов инновационной деятельности.
2. Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности.
3. Информационно-консультационная поддержка субъектов инновационной деятельности.
Сроки реализации программы
2010-2012 годы
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансовых средств из бюджета города на реализацию городской целевой программы составляет: 59902,365 тыс. рублей,
в том числе: 2010 год - 20 000 тыс. рублей;
2011 год - 19 902,365 тыс. рублей;
2012 год - 20 000 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
1) обеспечение устойчивого развития инновационной деятельности в городе Челябинске;
2) увеличение доли отгруженных инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженной продукции организациями города Челябинска к 2013 году до 0,35 процентов;
3) создание не менее 30 новых рабочих мест в организациях инновационной сферы.
Первый заместитель |
Н.П. Котова |
1. Основные понятия, используемые в Программе
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.
Субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность.
Инновационная инфраструктура - совокупность физических и юридических лиц, способствующих осуществлению инновационной деятельности.
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами (принятия Программы)
Город Челябинск - крупный промышленный центр России.
К конкурентным преимуществам города можно отнести благоприятную деловую среду, динамично развивающийся сектор малого и среднего бизнеса, развитую банковскую сферу, высокую концентрацию обрабатывающих производств, наибольший удельный вес среди которых занимают металлургия и машиностроение, и наличие у этих предприятий достаточно большого количества производственных площадей. В городе Челябинске высокий научно-образовательный (в том числе технический) и научно-исследовательский потенциал, высокий научный, образовательный и профессиональный уровень населения. В 17 государственных и 12 негосударственных высших учебных заведениях обучается более 150 тысяч студентов, среди преподавателей 575 докторов наук и 2766 кандидатов наук.
В 2008 году в городе выполняли научные исследования и разработки 28 организаций с численностью 1621 человек, среди них: 31 доктор наук, 106 кандидатов наук, 1086 человек с высшим профессиональным образованием. Наибольшее число исследователей трудятся в технических, медицинских и общественных областях науки. Затраты на научные исследования и разработки в 2008 году составили 903,5 млн. рублей, среди них большая часть - это затраты на оборудование и оплату труда.
Наряду с конкурентными преимуществами существует ряд отрицательных факторов, препятствующих развитию города. Выбросы промышленных предприятий и транспорта осложняют экологическую обстановку в городе. Низкая продолжительность жизни населения при неустойчивом улучшении демографической ситуации дает тенденцию к снижению численности трудоспособного населения в городе. Система ЖКХ является ресурсоемкой и экономически малоэффективной, в том числе низок удельный вес оснащения жилых домов и квартир приборами учета.
Высокий уровень износа основных фондов и использование многократно амортизированного оборудования и устаревших, низкопроизводительных и экологически "грязных" технологий на ряде предприятий города, низкий уровень конкурентоспособности продукции высокой степени передела, низкая производительность труда работников являются причинами, сдерживающими развитие экономики города и ведут, в некоторых случаях, к банкротству предприятий и к перепрофилированию производственных площадей, в том числе в торгово-офисные.
Необходимым условием для снижения негативных факторов и повышения конкурентоспособности экономики города является переход на инновационный путь развития, уход от образа города-завода к образу города-инноватора. Это позволит обеспечить комфортные условия для жизни населения города, решить проблемы энергоэффективности, теплосбережения, экологии, переработки бытовых отходов, транспорта, развития информационных и нано - технологий, медицины, образования.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области по состоянию на 1 января 2009 года из 243 обследованных организаций в городе занимаются инновационной деятельностью 37 организаций.
Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг обследованных организаций за 2008 год составил 8,6 млрд. рублей, по видам деятельности: 99,0 процентов инновационных товаров, работ и услуг производят предприятия сферы обрабатывающих производств, 0,9 процентов - предприятия электроэнергетики, 0,1 процент - предприятия отрасли "Связь".
На территории города Челябинска созданы и действуют такие элементы инфраструктуры поддержки инновационных предприятий как бизнес-инкубатор, Технопарк "ЮУрГУ-Полет", Венчурный фонд Челябинской области, ЦНТИ, Уралпатент, Южно-Уральская торгово-промышленная палата. Каждый из элементов этой инфраструктуры нацелен на формирование благоприятных условий для ускоренного развития инновационной деятельности на территории Челябинска и Челябинской области, в первую очередь на патентование, коммерциализацию инновационных проектов, продвижение инноваций, перспективных научных разработок в промышленное производство, а также обеспечение инвестиционной поддержки проектов, находящихся на ранней стадии реализации, в том числе создании бизнеса "с нуля" путем приобретения активов создаваемого предприятия.
Инновационный бизнес-инкубатор, расположенный на территории г.Челябинска, на конкурсной основе вместил 16 челябинских предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в сфере информационных технологий, машиностроения и приборостроения.
Технопарк "ЮУрГУ-Полет" с 2006 года разместил на своей площадке и содействовал 40 инновационным предприятиям, разработавшим проекты в сферах машиностроения, легкой промышленности, дорожной техники, производства строительных материалов, получить финансирование за счет средств федеральной программы "Старт". В настоящее время подготовлены еще 23 заявки на 2010 год для участия в этой программе.
Венчурный фонд Челябинской области начал формирование пакета проектов для инвестирования.
Таким образом, с одной стороны созданы основные элементы инновационной инфраструктуры, позволяющие получить помощь, начиная с ранней стадии НИОКР и заканчивая созданием бизнеса. С другой стороны, активность предприятий в инновационной сфере низка.
Занимаясь инновационной деятельностью, они сталкиваются с рядом проблем:
1) отсутствие достаточной нормативно-правовой базы в области инновационного предпринимательства;
2) недостаток финансовых средств на этапе расширения, развития и роста бизнеса;
3) недостаток собственных денежных средств и трудности с получением заемных (кредитных) средств;
4) недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
5) низкий уровень спроса на инновационные проекты, продукты и услуги со стороны предприятий и организаций Челябинска;
6) трудности с выходом на новые рынки сбыта;
7) высокая стоимость нововведений;
8) высокий экономический риск;
9) недостаток квалифицированного персонала;
10) вовлечение кадров, в том числе молодежи, в деятельность инновационных предприятий;
11) недостаток информации о новых технологиях;
12) несогласованность во взаимодействиях инновационной инфраструктуры.
Эти проблемы необходимо решать комплексно, реализуя мероприятия по различным направлениям с использованием программно-целевых методов.
Кроме того, наличие городской целевой программы может быть условием привлечения средств областного бюджета на содействие развитию инновационной деятельности на условиях софинансирования мероприятий.
В Программе предусмотрен комплекс логически связанных основных направлений развития инновационной деятельности и конкретные мероприятия, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов.
Настоящая Программа разработана в соответствии с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", "Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", законом Челябинской области "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области" и Областной целевой программой "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области" на 2009 - 2010 годы.
3. Основные цели и задачи программы
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития инновационной деятельности в городе Челябинске.
Основными задачами Программы являются:
1) предоставление финансовой, информационно - консультационной поддержки субъектам инновационной деятельности;
2) повышение конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональный, российский и международный рынки;
3) создание новых рабочих мест в инновационной сфере;
4) совершенствование нормативно-правового регулирования инновационной деятельности;
5) создание имиджа города, развивающего инновации, повышение статуса и общественного признания субъектов инновационной деятельности.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития инновационной деятельности на основе скоординированных действий муниципалитета и организаций инновационной инфраструктуры.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие показатели развития:
- доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями города Челябинска до 0,35 процентов к 2013 году;
- создано 30 новых рабочих места, в том числе:
в 2010 году - 10 новых рабочих мест;
в 2011 году - 10 новых рабочих мест;
в 2012 году - 10 новых рабочих мест.
Конкретными индикативными показателями результативности Программы являются:
- количество субъектов инновационной деятельности, получивших финансовую поддержку: 201 субъекта,
в том числе: 2010 год - 67 субъектов;
2011 год - 67 субъектов;
2012 год - 67 субъектов.
- количество субъектов инновационной деятельности, получивших информационно-консультационную поддержку: 383 субъекта,
в том числе: 2010 год - 80 субъектов;
2011 год - 163 субъекта;
2012 год - 140 субъектов.
5. Система программных мероприятий
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования развития субъектов инновационной деятельности.
2. Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности.
3. Информационно-консультационная поддержка субъектов инновационной деятельности.
Направление 1. Совершенствование нормативно-правового регулирования развития субъектов инновационной деятельности
В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
1) анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, Челябинской области и города Челябинска в сфере регулирования деятельности субъектов инновационной деятельности и разработка предложений по их совершенствованию.
Объем финансирования: не требуется;
2) проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов местного самоуправления, регулирующих развитие субъектов инновационной деятельности.
Объем финансирования: не требуется;
3) проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по вопросам развития субъектов инновационной деятельности в городе Челябинске.
Объем финансирования: не требуется;
4) проведение мониторинга инновационных проектов по приоритетным направлениям для социально-экономического развития города Челябинска.
Объем финансирования: не требуется.
Направление 2. Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности
Мероприятия данного направления являются мерами прямой финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности:
- организация и проведение конкурсов для субъектов инновационной деятельности по приоритетным направлениям для социально-экономического развития города Челябинска с присуждением премий, грантов, субсидий.
Объем финансирования: 58 722,233 тыс. рублей,
в том числе: 2010 год 19 807 тыс. рублей;
2011 год 19 445,233 тыс. рублей;
2012 год 19 470 тыс. рублей.
Направление 3. Информационно-консультационная поддержка субъектов инновационной деятельности
Направление включает в себя следующие мероприятия:
- организация и проведение семинаров, курсов, тренингов, "круглых столов" для субъектов инновационной деятельности.
Объем финансирования: 1 180,132 тыс. рублей,
в том числе: 2010 год 193 тыс. рублей;
2011 год 457,132 тыс. рублей;
2012 год 530 тыс. рублей.
6. Сроки реализации программы
Реализация Программы рассчитана на 2010 - 2012 годы.
7. Социальные и экономические последствия реализации
Программы, общая оценка ее вклада в достижение стратегической цели
В результате реализации Программы предполагается увеличить эффективность реализации конкурентных преимуществ города, увеличить долю отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями города Челябинска к 2013 году до 0,35 процентов, создать в инновационной сфере за 3 года 30 новых рабочих места, выполнить промежуточные задачи для достижения целей, обозначенных в Стратегии развития города Челябинска до 2020 года - ухода от образа города - завода и развитие мегаполиса в соответствии с современными трендами в экономике, технологиях, информационном обеспечении, создания многофункциональной модели развития города, которая позволит Челябинску занять лидирующие позиции в Уральском федеральном округе и успешно реализовать потенциал города в рамках мирового разделения труда.
8. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета города. Общий объем финансирования Программы на весь период реализации составляет 59 902,365 тысяч рублей (таблица).
Объемы финансирования Программы могут корректироваться с учетом возможностей бюджета города на соответствующий год.
На реализацию мероприятий Программы могут быть привлечены средства областного бюджета в порядке, определенном нормативными правовыми актами Челябинской области.
Таблица
Финансирование
мероприятий городской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в городе Челябинске
в 2010-2012 годах"
N п/п |
Наименование мероприятий |
Объем финансирования из бюджета города, тыс. рублей |
|||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего |
||
1. |
Совершенствование нормативно-правового регулирования развития субъектов инновационной деятельности |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
2. |
Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности |
19 807,000 |
19 445,233 |
19 470,000 |
58 722,233 |
3. |
Информационно-консультационная поддержка субъектов инновационной деятельности |
193,000 |
457,132 |
530,000 |
1 180,132 |
|
Итого |
20 000,000 |
19 902,365 |
20 000,000 |
59 902,365 |
9. Организация управления и механизм реализации Программы
Управление экономики Администрации города Челябинска:
1) осуществляет управление реализацией Программы;
2) с учетом соответствующего федерального и областного законодательства готовит нормативные правовые акты по реализации основных мероприятий программы;
3) вносит изменения в Программу в установленном постановлением Главы города порядке;
4) ежегодно подготавливает бюджетную заявку на финансирование Программы из бюджета города на очередной финансовый год;
5) осуществляет общий контроль за исполнением Программы;
6) организует размещение информации о ходе и результатах реализации Программы на официальном сайте Администрации города и в средствах массовой информации.
Заместитель Главы Администрации |
О.Г. Слиньков |
Заместитель Главы Администрации |
О.Г. Слиньков |
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Распоряжение Администрации г. Челябинска от 15 января 2010 г. N 144 "Об утверждении городской целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.