Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 18 апреля 2000 г. N 54/6
Программа
"Обеспечение прав несовершеннолетних в городской образовательной системе"
1. Паспорт программы
Наименование программы: "Обеспечение прав несовершеннолетних в
городской образовательной системе".
Основание к разработке план работы управления по делам образования
программы: г.Челябинска на 2000 год.
Заказчик: управление по делам образования
г.Челябинска.
Исполнитель: коллектив авторов: Горбачев В.Е.,
Иванова Л.А., Томилов А.Ю., Обоскалов А.Г,
Живодерова О.А., Павлова Е.В.,
Кушнирович Э.М.
Цель программы: разработка и реализация необходимых
научно-методических, организационных,
кадровых, информационных и других условий
для развития системы обеспечения прав
несовершеннолетних в городской
образовательной системе, упорядочение
деятельности участников образовательного
процесса по реализации прав
несовершеннолетних в городской
образовательной системе, формирование
правовой культуры, обеспечение
государственных минимальных стандартов
основных показателей качества жизни в сфере
образования.
Сроки реализации: 2000-2004 годы.
Этапы реализации: Первый этап - организационный (2000-2001гг.)
Второй этап - развивающий (2001-2003гг.).
Третий этап - аналитико-прогностический
(2004г.).
Исполнители основных управление по делам образования
мероприятий программы: г.Челябинска, районные управления
образования, образовательные учреждения
города.
Контроль за Челябинская городская Дума, администрация
реализацией программы: города, управление по делам образования
г.Челябинска, районные управления
образования.
Объем и источники бюджетные назначения управления по делам
финансирования: образования г.Челябинска и районных
управлений образования, внебюджетные
средства.
1. Цель программы - разработка и реализация необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития системы обеспечения прав несовершеннолетних в городской образовательной системе, упорядочение деятельности участников образовательного процесса по реализации прав несовершеннолетних в городской образовательной системе, формирование правовой культуры, обеспечение государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни в сфере образования.
Для целей настоящей программы используются следующие понятия:
обеспечение прав несовершеннолетних - целенаправленная деятельность органов образования по созданию условий, способствующих беспрепятственному осуществлению субъективных прав, принадлежавших несовершеннолетнему, а также устранению препятствий, мешающих их осуществлению;
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия);
ребенок - каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее;
социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка - система мероприятий по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;
опека - правовая форма охраны личных, имущественных и неимущественных прав и интересов. Устанавливается над детьми до 14 лет, лишившимися родительского попечения;
попечительство - правовая форма охраны личных, имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Это способ содействия несовершеннолетнему лицу, лишенному родительского попечения, при осуществлении им своих прав и законных интересов.
2. Основные тенденции и проблемы обеспечения прав несовершеннолетних в
городской образовательной системе
В современном мире уровень цивилизованности общества, авторитет нации ставится в прямую зависимость от положения, которое занимают в этом обществе дети, от меры и глубины того внимания и заботы, которые уделяются им как будущему. В настоящее время в России отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, чрезмерная занятость родителей, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, проявление жестокости, насилия по отношению к ним, рост социального сиротства, влекут за собой резкие формы асоциального поведения.
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи, получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция), учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности. Наблюдается тенденция роста детской преступности. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди школьников.
Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности детей возрастает роль образовательных учреждений в качестве защитников интересов развивающейся личности, создании условий, необходимых для ее самореализации.
Несмотря на то, что в городской образовательной системе идет процесс обновления содержания образования, повышения уровня его научно-методического обеспечения, внедрения новых программ и курсов, использование в практической деятельности программно-целевого принципа управления, наличие значительного количества городских целевых программ ("Концептуальные основы развития социального воспитания в городе", "Развитие дополнительного образования детей города Челябинска", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Валеологическое образование"), медленно происходит создание условий для правового обеспечения образовательного процесса во всем его объеме, по обеспечению прав несовершеннолетних в образовательной системе города.
Главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие стратегии в вопросах правовой помощи несовершеннолетним, что является сдерживающим фактором в развитии наметившихся позитивных тенденций, формировании правового обеспечения, разработке и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов данного направления деятельности.
Для реализации условий, обеспечивающих формирование и функционирование системы правовой защиты несовершеннолетних, возникла необходимость в разработке новой программы по обеспечению прав несовершеннолетних в городской образовательной системе.
3. Задачи программы
- Создание условий для реализации прав и законных интересов несовершеннолетних в городской образовательной системе.
- Разработка новых методов правового обеспечения процесса на основе использования российского и зарубежного опыта в области правового образования и обеспечения прав детей.
- Формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Обеспечение доступности информационных потоков по правовому образованию для участников образовательного процесса.
- Обеспечение повышения профессионального уровня кадров по осуществлению прав несовершеннолетних.
- Создание условий для осуществления принадлежащих родителям субъективных прав на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
4. Основные принципы обеспечения прав несовершеннолетних
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", законом РФ "Об образовании" обеспечение прав несовершеннолетних рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для выбора образовательных учреждений и форм получения образования; получения образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; участие обучающихся в управлении образовательными учреждениями; содержание и обучение детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (законных представителей) на основе полного государственного обеспечения.
Муниципальная система образования города является одним из важнейших субъектов обеспечения прав несовершеннолетних в области их образования и воспитания, создания условий для функционирования ученических органов самоуправления, обеспечения права на жилище, организации оздоровления и отдыха, обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию.
Городская политика в области обеспечения прав несовершеннолетних определяется законодательством, обеспечивает гибкость и мобильность технологий реализации данного процесса.
Дети и подростки (несовершеннолетние) являются равноправными участниками образовательного процесса, имеют право на все, что им гарантировано законодательством. Муниципальная городская образовательная система должна обеспечивать целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм обеспечения прав детей на различных этапах и видах образовательной деятельности, формирование и развитие системы обеспечения прав с учетом специфики образовательных учреждений, кадрового потенциала, социальных запросов.
Содержание и организационные формы системы обеспечения прав несовершеннолетних разрабатываются на основе принципов, ориентирующих муниципальную образовательную систему города на реализацию действующего законодательства, использование всех форм и методов взаимодействия субъектов образовательной сферы города и заинтересованных ведомств.
Принцип эффективности социального взаимодействии предполагает рациональное осуществление обеспечения прав несовершеннолетних комплексно, во взаимосвязи с другими ведомствами.
Принцип концентрации обеспечения прав несовершеннолетних предполагает комплексный подход к процессу управления и контроля за данным процессом, основанным на централизации процесса и вариативности достижении целей на различных его этапах.
Принцип гуманности предполагает использование в рамках закона всех правовых норм действующего законодательства в пользу несовершеннолетних.
Принцип структурирования предполагает разработку структуры системы обеспечения прав детей.
Принцип ранжирования предполагает выявление проблем по обеспечению прав несовершеннолетних и очередность решения их в соответствии со степенью значимости.
5. Основные направления деятельности муниципальных органов управления
образованием по обеспечению прав несовершеннолетних
На городском уровне (управлением по делам образования) обеспечивается:
- подготовка документов для Главы города, городской Думы в рамках своей компетенции;
- организация соответствующей работы по разъяснению и реализации социальной политики города в городском образовательном пространстве по вопросам защиты прав граждан;
- осуществление информационного обеспечения по реализации прав несовершеннолетних в городском образовательном пространстве;
- осуществление контроля за функционированием системы районных управлений образования и образовательных учреждений по вопросу правового воспитания и соблюдением нормативно-законодательных актов.
На районном уровне (районными управлениями образования) обеспечивается: осуществление контроля по реализации прав несовершеннолетних в образовательной системе, обеспечению надлежащих условий для жизни, воспитания и защиты имущественных и личных неимущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, а также несовершеннолетних, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства.
С этой целью районные управлении образования:
- контролируют соблюдение образовательными учреждениями, родителями несовершеннолетних (лицами, их заменяющими) законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;
- осуществляют меры по развитию института опеки и попечительства, приемной семьи, а также других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним;
- участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
- разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- создают психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-педагогической и медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних;
- организуют и осуществляют выявление, учет и устройство детей, нуждающихся в государственной защите, подборе граждан, способных к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;
- обеспечивают устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц.
6. Основные направления деятельности муниципальных образовательных
учреждений по обеспечению прав несовершеннолетних
Образовательные учреждения в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, обеспечивать правовое воспитание несовершеннолетних и правовое просвещение родителей, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также информировать и взаимодействовать с
- органами прокуратуры - в связи с фактами нарушения прав и свобод несовершеннолетних;
- комиссией по делам несовершеннолетних, защите их прав, комиссией по охране прав граждан, нуждающихся в государственной защите, - по выявлению случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, жилище и других прав, а также по недостаткам в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- органами опеки и попечительства - по выявлению несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- управлением социальной защиты населения - по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также выявлению семей, находящихся в социально опасном положении;
- районным отделом внутренних дел - по выявлению родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
- управлением здравоохранения - по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, а также профилактике ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем, по формированию навыков здорового образа жизни;
- управлением образования - по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с непосещением по неуважительным причинам занятий в МОУ и (или) невозможностью их продолжения в случаях возникновения конфликтных ситуаций по проблеме обеспечения прав несовершеннолетних;
- управлением по делам молодежи, управлением по физкультуре и спорту, управлением культуры и информации - в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости несовершеннолетних и занятий их физкультурой и спортом.
7. Мероприятия по реализации основных направлений программы
7.1. Развитие нормативно-правовой, базы
-------------------------------------------------------------------------
N | | Сроки | |Объем
п/п | Мероприятия |исполнения| Исполнитель |финанси-
| | | |рования
| | | |на
| | | |период
| | | |2000-
| | | |2004гг.
| | | |(тыс.
| | | |руб.)
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.1.1|Проведение мониторинга |В течение | Органы |
|реализации федеральных |всего | управления |
|и региональных правовых |периода | образованием |
|и нормативных актов и программ | | |
|по вопросам обеспечения прав | | |
|несовершеннолетних | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.1.2|Разработка рекомендаций |2000г. | Управление |
|об организационном |IV квартал| по делам |
|и методическом обеспечении | | образования |
|составления нормативно-правовых | | |
|актов функционирования ОУ | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.1.3|Подготовка сборников нормативных|2001г., | Управление |12.0
|документов по вопросам правовой |2003г. | по делам |
|помощи участникам | | образования |
|образовательного процесса | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.1.4|Проведение социологического |I квартал | Управление |50.0
|анализа и диагностирования |2001г. | по делам |
|образовательного потенциала ОУ |II квартал| образования, |
|города по проблемам обеспечения |2004г. | Центр |
|прав несовершеннолетних | | социологичес-|
| | | ких исследо- |
| | | ваний |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.1.5|Создание отделов обеспечения |2000- | РУО |
|прав несовершеннолетних во всех |2001 | |
|РУО города |гг. | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.1.6|Корректировка планирования сети |В течение | Управление |
|образовательных учреждений с |всего | по делам |
|учетом потребностей населения в |периода | образования |
|различных видах образовательных | | РУО |
|услуг | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.1.7|Разработка критериев оценки |IV квартал| Управление |10.0
|эффективности деятельности ОУ |2002г. | по делам |
|по проблемам обеспечения прав | | образования |
|несовершеннолетних | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.1.8|Подготовка и утверждение |2000- | Управление |
|организационно-правовых |2004 | по делам |
|нормативных документов, |гг. | образования, |
|регламентирующих | | РУО, ОУ |
|функционирование и развитие | | |
|системы обеспечения прав | | |
|несовершеннолетних | | |
-------------------------------------------------------------------------
7.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
-------------------------------------------------------------------------
7.2.1|Осуществление комплексного |III | Управление |
|анализа состояния подготовки |квартал | по делам |
|и переподготовки руководящих |2000г. | образования |
|и педагогических кадров по | | |
|проблеме обеспечения правовых | | |
|знаний у несовершеннолетних и | | |
|их прав | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.2.2|Проведение совещания по |Ежегодно | Управление |
|проблеме обеспечения прав | | по делам |
|несовершеннолетних в | | образования |
|образовательной системе | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.2.3|Обеспечение курсовой |В течение | ОУ и РУО |5т.р.*
|переподготовки руководителей |всего | 12гр.*25чел. |12гр.=
|и педагогических кадров |периода | =300 чел. |50.0
|по проблеме обеспечения прав | | |
|несовершеннолетних | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.2.4|Работа постоянно действующего |1 раз в | ОУ, РУО, |10.0
|семинара по вопросам |полугодие | Управление |
|обеспечения прав |в течение | по делам |
|несовершеннолетних для различных|всего | образования |
|категорий педагогических |периода | |
|работников | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.2.5|Создание банка данных |IV квартал| Управление |
|педагогических кадров, |2001г. | по делам |
|работающих | | образования |
|в системе обеспечения прав | | |
|несовершеннолетних | | |
-------------------------------------------------------------------------
7.3. Информационное обеспечение
-------------------------------------------------------------------------
7.3.1|Обеспечение реализации опыта |В течение | Управление |
|образовательных учреждений |всего | по делам |
|города и страны по обеспечению |периода | образования, |
|прав несовершеннолетних | | РУО |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.3.2|Работа со средствами массовой |В течение | Управление |
|информации по вопросам |всего | по делам |
|обеспечения прав |периода | образования, |
|несовершеннолетних | | РУО |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.3.3|Обеспечение деятельности |В течение | ОУ |150.0
|информационных стендов в ОУ |всего | |
|по правам несовершеннолетних |периода | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.3.4|Издание брошюр, буклетов по |Ежегодно | Управление |50.0
|проблемам правового образования | | по делам |
|несовершеннолетних и обеспечения| | образования, |
|их прав | | РУО |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.3.5|Издание сборника методических |III | Управление |20.0
|материалов по обеспечению |квартал | по делам |
|взаимодействия семьи и |2002г. | образования |
|образовательного учреждения | | |
|в интересах развития личности | | |
|обучающихся | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.3.6|Издание сборника "Система |II | Управление |30.0
|гражданско-правового |квартал | по делам |
|образования |2002г. | образования |
|и воспитания в школе" (из | | города |
|опыта | | |
|работы) | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.3.7|Проведение педагогических |II | Управление |20.0
|чтений |квартал | по делам |
|по проблеме обеспечения прав |2001, | образования |
|несовершеннолетних в |2004гг. | города, |
|образовательной системе | | РУО, ОУ |
| | | (совместно |
| | | с вузами) |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.3.8|Подготовка рекомендаций |IV | Управление |10.0
|для педагогов и родителей |квартал | по делам |
|по защите детей от информации |2001г. | образования |
|и материалов, наносящих вред их | | РУО |
|благополучию, по использованию | | |
|средств массовой информации | | |
|в обучении и воспитании | | |
-------------------------------------------------------------------------
7.4. Взаимодействие с ведомствами и общественными, организациями
-------------------------------------------------------------------------
7.4.1|Введение в ежегодный доклад |Ежегодно | Управление |
|управления по делам образования | | по делам |
|раздела "Соблюдение прав | | образования |
|несовершеннолетних в городской | | |
|образовательной системе" | | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.4.2|Реализация федеральных |2000- | Управление |100.0
|и региональных программ |2004гг. | по делам |
|по профилактике правонарушений, | | образования, |
|наркомании и ВИЧ-инфекции | | РУО, ОУ |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.4.3|Создание центров правовой |Ill | Управление |60.0
|помощи несовершеннолетним |квартал | по делам |
|на межведомственной основе |2000г. | образования, |
|с привлечением общественных | | заинтересо- |
|организаций, КТОСов | | ванные |
| | | ведомства, |
| | | общественные |
| | | организации |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.4.4|Проведение серии "круглых |IV квартал| Управление |
|столов" с представителями |2000г. | по делам |
|различных ведомств и |I квартал | образования, |
|общественных организаций по |2003г., | РУО |
|проблеме обеспечения прав |IV квартал| |
| |2004г. | |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.4.5|Организация общественной |Ill | Управление |
|приемной по правам ребенка |квартал | по делам |
|при органах управления |2000г. | образования, |
|образования | | РУО |
-----+--------------------------------+----------+--------------+--------
7.4.6|Проведение семинара по |II квартал| Управление |10.0
|проблемам реализации Конвенции |2001г., | по делам |
|ООН о правах детей в городской |II квартал| образования, |
|образовательной системе |2003г. | заинтересо- |
| | | ванные |
| | | ведомства, |
| | | общественные |
| | | организации |
----------------------------------------------------------------+--------
ИТОГО: |592.0
-------------------------------------------------------------------------
Расходы по годам:
2000г. - 134 тыс.руб.
2001г. - 130 тыс.руб.
2002г. - 134 тыс.руб.
2003г. - 85 тыс.руб.
2004г. - 109 тыс.руб.
8. Ожидаемые результаты программы
Реализация программы обеспечении прав несовершеннолетних в городской муниципальной образовательной системе на 2000-2004 годы предполагает:
- комплексную реализацию законодательно закрепленных прав детей и подростков;
- создание нормативно-организационных, управленческих условий для функционирования и развития системы охраны прав несовершеннолетних в образовательной системе города и взаимодействия ее с заинтересованными структурами и ведомствами;
- обеспечение соответствия предоставляемых городской образовательной системой услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни детей в образовательной сфере.
Председатель комиссии по
социальной политике городской Думы |
В.В.Кибизова |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 18 апреля 2000 г. N 54/6 "О принятии Программы "Обеспечение прав несовершеннолетних... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.