Принят постановлением Законодательного собрания от 24 февраля 2000 г. N 767
Статья 1. Предмет правового регулирования
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления; устанавливает принципы и общий порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, общий порядок передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств для осуществления предоставленных полномочий, порядок контроля за их реализацией, порядок прекращения исполнения предоставленных полномочий и возврата материальных и финансовых средств, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение предоставленных полномочий.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе понятия используются в следующих значениях:
отдельные государственные полномочия - полномочия органов государственной власти Челябинской области принимать решения и осуществлять действия для защиты и реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на территории области по отдельным вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, договорами и соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области о разграничении предметов ведения и полномочий;
наделение отдельными государственными полномочиями - предоставление или делегирование государственных полномочий, находящихся в ведении области, органам местного самоуправления с одновременной передачей материальных и финансовых средств в порядке, установленном настоящим Законом и другими законами области.
Статья 3. Принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основе следующих принципов:
1) законность;
2) социально-экономическая целесообразность;
3) эффективная реализация государственных полномочий без ущерба для решения вопросов местного значения;
4) сочетание областных и местных интересов;
5) обеспеченность материальными и финансовыми средствами;
6) содействие органов государственной власти области органам местного самоуправления в реализации переданных им отдельных государственных полномочий;
7) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством за реализацию переданных им государственных полномочий.
Статья 4. Ограничения при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Не допускается наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления по вопросам:
1) административно-территориального устройства;
2) по иным вопросам, если передача отдельных государственных полномочий ведет к нарушению территориальной целостности и самостоятельности области как субъекта Российской Федерации, препятствует обеспечению безопасности области либо ведет к нарушению законодательства Российской Федерации, законодательства области, ущемлению прав других органов местного самоуправления, нарушению прав и свобод человека и гражданина.
Статья 5. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
1. Наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется законами области в отношении:
1) органов местного самоуправления всех муниципальных образований;
2) органов местного самоуправления муниципальных образований соответствующего вида;
3) органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований.
В целях наиболее успешной реализации законов области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями между органами местного самоуправления и органами государственной власти области могут заключаться договоры, соглашения.
2. Проекты законов области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями разрабатываются и вносятся в законодательный (представительный) орган государственной власти области Губернатором области либо другими субъектами права законодательной инициативы при наличии заключения Губернатора области.
3. В законах области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями содержатся:
1) перечень отдельных государственных полномочий;
2) объемы материальных и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий, порядок и сроки передачи ресурсов;
3) обязанности органов местного самоуправления по осуществлению функций в связи с наделением их отдельными государственными полномочиями;
4) срок, на который предоставляются отдельные государственные полномочия;
5) ответственность органов местного самоуправления за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственных полномочий и ущерб, причиненный в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных полномочий;
6) условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
7) перечень подлежащих отмене или изменению нормативных правовых актов Челябинской области, на основании которых ранее осуществлялись данные государственные полномочия;
8) другие вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
4. Наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований осуществляется по согласованию с представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обязан дать свое согласие на принятие отдельных государственных полномочий либо выразить несогласие в месячный срок со дня направления ему проекта закона.
Проект закона, не прошедший согласование, не подлежит внесению в законодательный (представительный) орган государственной власти области.
Статья 6. Материальное и финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, предоставленных органам местного самоуправления
1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями сопровождается передачей необходимых для их реализации материальных и финансовых ресурсов.
2. Финансовые средства, перечисленные органами государственной власти области из областного бюджета органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, зачисляются в доходы соответствующих местных бюджетов. Финансовые средства, необходимые для осуществления предоставленных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном бюджете. Указанные средства зачисляются в доходную часть местных бюджетов и отражаются отдельными позициями по каждому из государственных полномочий.
Согласование объемов финансирования для осуществления предоставленных государственных полномочий с органами местного самоуправления проводят финансовые органы исполнительной власти Челябинской области один раз в год при составлении областного бюджета.
Органы местного самоуправления вправе в двухнедельный срок после получения данных об объемах финансирования внести свои предложения Губернатору области по их изменению и уточнению. Разногласия между Губернатором области и органами местного самоуправления рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области".
3. Материальные средства, в том числе здания, сооружения, технические средства и иные основные средства, предназначенные для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления на неограниченный срок, передаются в собственность соответствующих муниципальных образований.
Материальные средства, в том числе здания, сооружения, технические средства и иные основные средства, предназначенные для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления на ограниченный срок, передаются в оперативное управление муниципальным образованиям на соответствующий срок.
4. Средства, выделенные из областного бюджета на осуществление деятельности органов местного самоуправления по реализации ими отдельных государственных полномочий, расходуются по целевому назначению. Порядок их расходования подконтролен представительным органам местного самоуправления и органам государственной власти области.
5. При недостаточности материальных и финансовых ресурсов для выполнения предоставленных отдельных государственных полномочий представительный орган местного самоуправления приостанавливает их исполнение и вносит в соответствующий орган государственной власти области представление о невозможности исполнения этих полномочий полностью или частично. На основании данного представления орган государственной власти области в двухмесячный срок принимает согласованное с органом местного самоуправления решение о порядке исполнения отдельных государственных полномочий.
При принятии решения о выделении дополнительных финансовых средств из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий средства выделяются после внесения соответствующих изменений в закон области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
6. Законы области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вступают в силу с начала очередного финансового года, если иное не предусмотрено законами области.
Статья 7. Контроль за реализацией предоставленных отдельных государственных полномочий
1. Органы государственной власти области осуществляют контроль за реализацией предоставленных отдельных государственных полномочий в форме:
1) проведения комплексных проверок с привлечением органов местного самоуправления и принятия в ходе проверок необходимых мер по устранению выявленных нарушений либо их предупреждению;
2) ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для осуществления отдельных государственных полномочий финансовых и материальных средств;
3) заслушивания отчетов должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления о результатах выполнения отдельных государственных полномочий;
4) истребования устных и письменных объяснений по поводу нарушения либо неисполнения законов области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также другой информации для проведения проверок и ревизий.
2. Контроль за целевым использованием выделенных для осуществления отдельных государственных полномочий финансовых и материальных средств также осуществляет контрольно-счетная палата Челябинской области в соответствии с законом области.
Статья 8. Содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими отдельных государственных полномочий
Органы государственной власти области содействуют осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий путем:
1) координации деятельности органов местного самоуправления по вопросам отдельных государственных полномочий;
2) изучения, обобщения, распространения опыта работы органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий;
3) методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления и осуществления мер по подготовке кадров и повышению их квалификации;
4) внесения предложений и рекомендаций органам местного самоуправления по вопросам эффективного осуществления ими отдельных государственных полномочий;
5) оказания целевой организационной и правовой помощи органам местного самоуправления;
6) предоставления органам местного самоуправления по их запросам необходимых материалов и документов, связанных с осуществлением ими отдельных государственных полномочий.
Статья 9. Прекращение исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления
1. Прекращение исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления осуществляется в случаях истечения срока действия закона о наделении отдельными государственными полномочиями или отзыва отдельных государственных полномочий.
2. В случае невыполнения или невозможности выполнения органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, указанные полномочия могут быть отозваны. Основанием для их отзыва является взаимное соглашение представительного органа местного самоуправления муниципального образования и органа государственной власти, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления.
3. При прекращении исполнения отдельных государственных полномочий оставшиеся неиспользованными финансовые средства возвращаются в областной бюджет на основании закона о прекращении исполнения отдельных государственных полномочий в порядке, установленном для регулирования межбюджетных отношений. Материальные средства, в том числе здания, сооружения, технические средства и иные основные средства, переданные органам местного самоуправления в оперативное управление для исполнения отдельных государственных полномочий, также возвращаются соответствующим органам государственной власти.
4. Прекращение исполнения отдельных государственных полномочий в случае их отзыва осуществляется законами области.
В законе о прекращении исполнения отдельных государственных полномочий содержатся:
1) перечень отзываемых отдельных государственных полномочий;
2) причины отзыва отдельных государственных полномочий;
3) порядок и сроки возврата неиспользованных материальных и финансовых ресурсов, переданных органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий;
4) другие вопросы, связанные с прекращением исполнения отдельных государственных полномочий.
Статья 10. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, органов государственной власти области и их должностных лиц
1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение предоставленных отдельных государственных полномочий и за ущерб, причиненный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения этих полномочий.
2. Органы государственной власти области и их должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение законов области, договоров и соглашений о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 12. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Предложить Губернатору области, законодательному (представительному) органу государственной власти области, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты Челябинской области до приведения их в соответствие с действующим законодательством применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
N 113-ЗО от 24 февраля 2000 г. |
13 марта 2000 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 24 февраля 2000 г. N 113-ЗО "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 23 марта 2000 г. и в Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 3, март 2000 г., с. 16 - 20
Законом Челябинской области от 25 августа 2005 г. N 392-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 28 октября 2004 г. N 301-ЗО