Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 20 июня 2000 г. N 57/2
Положение
о доверительном управлении муниципальным имуществом
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Уставом города Челябинска, Положением о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет), утвержденным Постановлением Главы города Челябинска от 23.11.98 N 1657-п, Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 25.11.97 N 18/3, определяет цели, задачи, основания, условия и порядок передачи в доверительное управление и осуществления доверительного управления имуществом, находящимся в собственности города Челябинска, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории города юридическими и физическими лицами, а также органами и должностными лицами городского самоуправления.
1.2. Учредителем доверительного управления является муниципальное образование "Город Челябинск" (далее - город), от имени которого заключает и исполняет договор доверительного управления Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
1.3. Понятия и термины, используемые в настоящем Положении:
а) имущество, находящееся в муниципальной собственности города (далее - Имущество) - объекты доверительного управления, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу (здания, сооружения, строения, встроенно-пристроенные помещения, иные объекты жилищного и нежилого фонда), производственное оборудование, транспортные средства, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права, доли муниципальной собственности в уставном капитале предприятий смешанной формы собственности, иное имущество, находящееся в свободном обороте. Передаче подлежит имущество, имеющее индивидуальные - определенные характеристики, в соответствии с которыми имущество подлежит возврату учредителю при прекращении договора доверительного управления.
б) Доверительный Управляющий (далее - Управляющий) - определенное в договоре доверительного управления и соответствующее установленным в настоящем Положении требованиям лицо, принявшее на себя обязательства по осуществлению деятельности по доверительному управлению Имуществом;
в) деятельность по доверительному управлению имуществом - осуществление Управляющим от своего собственного имени в соответствии с договором любых правомерных юридических и фактических действий с Имуществом в интересах выгодоприобретателя в течение определенного договором срока;
г) выгодоприобретатель - муниципальное образование "Город Челябинск", в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Доверительный Управляющий не может быть выгодоприобретателем.
1.4. Доверительным управляющим могут быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, созданная в любой организационно-правовой форме, за исключением унитарного предприятия, получившие право доверительного управления Имуществом в установленном законодательством и настоящим Положением порядке.
При необходимости осуществления в ходе доверительного управления Имуществом отдельных видов деятельности, требующих наличия лицензии, Управляющий до передачи Имущества обязан получить необходимые лицензии своими силами и за счет собственных средств.
1.5. Самостоятельным объектом доверительного управления не могут быть деньги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.6. Особенности осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами и средствами инвестирования устанавливаются законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
1.7. Имущество, передаваемое в доверительное управление в соответствии с настоящим Положением, входит в состав муниципальной казны.
1.8. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в соответствующих органах, при этом расходы по государственной регистрации несет Управляющий.
2. Цели и задачи передачи имущества в доверительное управление
2.1. Главными целями и задачами передачи Имущества в доверительное управление являются:
а) совершенствование структуры управления отдельными отраслями городского хозяйства;
б) повышение эффективности управления городским хозяйством;
в) максимизация доходов городского бюджета от использования имущества в свободном гражданском обороте, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, в городское хозяйство;
г) развитие рынка товаров и услуг на территории города;
д) сохранение и создание новых рабочих мест.
2.2. Цели и задачи передачи в доверительное управление достигаются путем:
а) анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
б) изучения спроса и предложений на городском рынке товаров и услуг с целью наиболее эффективного управления объектами собственности города Челябинска;
в) выявления малоиспользуемых или неиспользуемых объектов муниципальной собственности города и их дальнейшего вовлечения в свободный гражданский оборот;
г) восстановления изношенного имущества, находящегося в собственности города Челябинска.
3. Основания и порядок заключения договора доверительного управления
имуществом
3.1. Деятельность по доверительному управлению Имуществом осуществляется на основании Договора, заключаемого между Комитетом и Управляющим.
3.2. Решение о передаче Имущества в доверительное управление и о последующем заключении Договора с Управляющим принимается Главой города. На основании Постановления Главы города Комитет издает приказ и заключает договор между Комитетом и Управляющим.
3.3. Предложение о возможной передаче Имущества в доверительное управление может исходить от Комитета либо от заинтересованных юридических и физических лиц.
3.4. Предложение о возможной передаче Имущества в доверительное управление от заинтересованного лица должно быть направлено в Комитет с приложением следующих документов:
а) технико-экономическое обоснование (бизнес-план) использования имущества (в произвольной форме);
б) свидетельство о регистрации юридического лица или гражданина-предпринимателя;
в) нотариально заверенные копии учредительных документов (для юридического лица);
г) бухгалтерский отчет за год, предшествующий году обращения, с приложениями, а также за кварталы текущего года, предшествующие кварталу обращения, с приложениями, с аудиторским заключением о достоверности отчета;
д) справки налогового органа по месту постановки на учет о задолженности по налогам;
е) иные материалы по усмотрению заявителя или Комитета.
3.5. При осуществлении инвестиций в Имущество, в качестве неотъемлемой части Договора составляется инвестиционная декларация Управляющего.
Положения инвестиционной декларации являются обязательными для их надлежащего исполнения Управляющим на одинаковых основаниях с прочими положениями Договора.
Инвестиционная декларация Управляющего должна содержать:
- определение цели доверительного управления (достижение наибольшей коммерческой эффективности использования Имущества);
- перечень объектов инвестирования денежными средствами Управляющего;
- сведения о структуре активов, поддерживать которую в течение всего срока действия Договора обязан Управляющий (соотношение между основными фондами и оборотными средствами различных видов; соотношение между имуществом и денежными средствами данного учредителя управления, находящимися в доверительном управлении);
- срок, в течение которого положения данной инвестиционной декларации являются действующими и обязательными для Управляющего;
- предложения об инвестициях и порядке финансирования.
3.6. С учетом мнения отраслевых управлений Администрации города Комитет выносит на рассмотрение Главы города предложение о возможной передаче Имущества в доверительное управление, рассматриваемое в течение месяца с даты представления заявителем надлежащим образом оформленных документов.
О принятом решении Комитет уведомляет заявителя в письменной форме.
3.7. С целью рассмотрения поступающих предложений Комитет вправе привлекать к работе научных экспертов, а также специализированные аудиторские, консалтинговые и иные организации.
3.8. Передача в доверительное управление Имущества, представляющего материальную ценность для города, может также осуществляться на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов, участия в них, порядок определения победителей, а также порядок внесения платы за право участия в конкурсе и расчетов за приобретенное на конкурсе право устанавливается отдельными Положениями, разрабатываемыми с учетом вида имущества и целей доверительного управления. Положение о каждом конкурсе утверждается постановлением Главы города.
Информационное сообщение о проведении конкурса на право заключения Договора должно быть опубликовано в средствах массовой информации не менее чем за тридцать дней до даты проведения конкурса.
3.9. Конкурс - способ определения Управляющего, при котором приобретателем права заключения Договора становится соискатель, предложение которого удовлетворяет установленным в Положении о конкурсе условиям.
К числу конкурсных условий могут быть отнесены:
а) использование Имущества для оказания социально-бытовых и иных услуг населению;
б) создание новых и сохранение рабочих мест;
в) привлечение инвестиций в переданное Имущество либо в инфраструктуру города;
г) определенный Договором размер доходов, поступающих в городской бюджет от доверительного управления Имуществом.
Иные конкурсные условия могут устанавливаться исходя из интересов социально-экономического развития города с учетом предложений отраслевых подразделений Администрации города (районов в городе).
3.10. Соискателями права заключения Договора на конкурсе могут быть лица, определенные в пункте 1.4. настоящего Положения, при этом своевременно подавшие заявку на участие в конкурсе и представившие другие необходимые для участия в конкурсе документы, а также внесшие в установленном порядке плату за право участия в конкурсе, если данное условие предусмотрено Положением о его проведении.
По итогам конкурса заключается Договор, содержащий конкурсные условия. Невыполнение конкурсных условий является основанием для одностороннего расторжения договора.
3.11. Плата за право участия в конкурсе, вносимая их участниками, остается в распоряжении организатора конкурса.
С учетом конкурса может взиматься сумма задатка. В случаях нарушения участниками конкурса настоящего Положения, действующего законодательства и нормативных правовых актов органов городского самоуправления сумма задатка остается в распоряжении организаторов конкурса.
3.12. Особенности участия в конкурсах на право заключения Договора иностранных юридических лиц и граждан определяются действующим законодательством.
3.13. С победителем конкурса заключается Договор доверительного управления имуществом. Заключение договора должно быть произведено в течение 30 рабочих дней с момента окончания конкурса. Данный срок не распространяется на урегулирование возникших в ходе заключения договора разногласий.
При отказе победителя от заключения Договора конкурс на право заключения Договора проводится повторно, сумма задатка отказавшемуся от заключения Договора победителю не возвращается.
3.14. Отказ победителя конкурса от права заключения Договора в пользу другого лица в любой форме (по договору уступки, совместной деятельности и пр.) не является основанием для предоставления последнему права заключения договора доверительного управления.
4. Форма и содержание договора доверительного управления имуществом
4.1. Договор должен быть заключен в форме единого письменного документа, подписанного сторонами, в соответствии с типовой формой, установленной в Приложении к настоящему Положению. При заключении Договора доверительного управления объектами недвижимости должны быть соблюдены условия, предусмотренные для формы данного Договора действующим законодательством. Типовая форма может быть изменена в зависимости от состава имущества.
4.2. Договор должен содержать следующие существенные условия:
а) полный состав Имущества, передаваемого в доверительное управление;
б) указание субъекта, в интересах которого осуществляется управление Имуществом;
в) срок действия Договора (не более пяти лет);
г) сроки и порядок предоставления Управляющим отчетов о своей деятельности;
д) сторону Договора, на которую возлагается обязанность страхования Имущества, а также сроки страхования и страховые случаи;
е) в случаях, если Договором предусмотрена выплата вознаграждения - условия, сроки, порядок, размер и форму его выплаты Управляющему;
ж) способ и порядок обеспечения Управляющим возмещения возможных убытков, причиненных Учредителю доверительного управления неисполнением либо ненадлежащим исполнением Договора;
з) при передаче в доверительное управление жилых помещений, нежилых зданий, собственниками которых, кроме муниципального образования "Город Челябинск", являются физические и юридические лица (а также в порядке общей долевой собственности - кондоминиум) в договоре доверительного управления отражаются особые условия управления указанным имуществом.
4.3. Договор считается заключенным с момента подписания, и вступает в силу с момента фактической передачи Имущества Управляющему, в отношении недвижимого имущества - с момента государственной регистрации.
Обязанность государственной регистрации и все расходы по ее производству возлагаются на Доверительного Управляющего и производятся им за свой счет.
До момента государственной регистрации может быть заключен предварительный договор.
Передача Имущества должна быть осуществлена в течение 30 банковских дней с момента подписания сторонами Договора.
4.4. Способами обеспечения Договора могут быть залог, банковская гарантия, задаток, поручительство, иные способы, предусмотренные гражданским законодательством. Конкретный способ обеспечения определяется Главой города.
В случае, если Договор содержит условие об обеспечении возмещения возможных убытков, передача Имущества может быть осуществлена только после предоставления Комитету надлежащего обеспечения.
При использовании в качестве обеспечения залога, его предметом могут быть денежные средства, объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, имеющие большую степень ликвидности, и подобные им объекты, принадлежащие Управляющему на праве собственности.
Стоимость предмета залога определяется на основании заключения специалиста - оценщика, которого назначает Комитет.
4.5. При прекращении Договора по любым основаниям Имущество должно быть возвращено Учредителю в течении десяти банковских дней с момента прекращения договора и подписания сторонами акта приема-передачи Имущества.
5. Условия и порядок передачи имущества в доверительное управление
5.1. Передача в доверительное управление Имущества не влечет перехода права собственности на Имущество к Управляющему.
Порядок и условия передачи доли муниципальной собственности в уставном капитале предприятий смешанной формы собственности в доверительное управление определяется постановлением Главы города.
5.2. Передача в доверительное управление Имущества, являющегося объектом управления, и составление акта приема-передачи производится Комиссией, назначаемой приказом Комитета.
В состав Комиссии должны входить представители Комитета, отраслевых управлений Администрации города либо представители администраций районов в городе, Управляющий (или его представитель, обладающий соответствующими полномочиями) и лицо, обладавшее вещным правом на имущество до момента передачи его в доверительное управление.
5.3. Передача имущества с составлением акта приема-передачи, представляемого на утверждение Председателю Комитета, осуществляется в течении семи банковских дней с момента подписания Договора.
5.4. В ходе передачи должен быть составлен исчерпывающий перечень Имущества, подлежащего передаче в доверительное управление. В частности, в акте должен быть указан год выпуска каждого объекта, относимого к основным фондам, год ввода его в эксплуатацию, его технические характеристики, остаточная стоимость, процент износа (последняя дата переоценки) и другие данные, позволяющие индивидуализировать Имущество, подлежащее передаче в доверительное управление. Если в год передачи Имущества в доверительное управление производилась инвентаризация, - данные инвентаризации могут быть использованы для включения в акт сведении об Имуществе.
5.5. Передача считается оконченной в момент подписания сторонами акта приема-передачи.
5.6. С момента подписания акта в доверительное управление к Управляющему поступает все Имущество, поименованное в акте.
5.7. С момента подписания акта приема-передачи Имущество обособляется от другого муниципального имущества, учитывается на отдельном балансе у Управляющего. Учет передаваемого в доверительное управление имущества регламентируется действующим порядком бухгалтерского учета и отчетности.
5.8. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, Управляющим должен быть открыт отдельный банковский счет.
Если к моменту передачи Имущества отдельный счет Управляющим не открыт, - передача может быть отложена на срок, необходимый для открытия счета. При этом Управляющим должны быть представлены Комитету доказательства осуществления всех возможных на данный момент действий по открытию счета. В случае отсутствия подобных доказательств передача Имущества не производится.
6. Порядок осуществления управления имуществом доверительным управляющим
6.1. Комитет передает Управляющему право владения, пользования и управления имуществом в пределах, установленных договором, настоящим Положением, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления и действующим законодательством.
Любые фактические и юридические действия по распоряжению Имуществом осуществляются Управляющим исключительно с письменного согласия Комитета.
Неотделимые улучшения Имущества производятся Управляющим также с письменного согласия Комитета, при этом их стоимость по окончании доверительного управления Управляющему не возвращаются.
При передаче в доверительное управление вновь приобретаемого амортизируемого имущества Управляющий самостоятельно устанавливает способ амортизации, при передаче имущества, ранее используемого, управляющий начисляет амортизацию способом, применяемым ранее. Амортизационные отчисления являются основным источником собственных средств учредителя на полное восстановление муниципального имущества, и доверительный управляющий обязан использовать данные средства на создание, приобретение основных средств в размерах и в сроки, установленные в распорядительном документе Комитета.
Приказом Комитета может быть назначена переоценка основных средств, переданных в доверительное управление, возлагаемая на Управляющего. Порядок и сроки ее проведения устанавливаются Комитетом.
6.2. Управляющий самостоятельно определяет политику осуществления доверительного управления и может осуществлять любые юридические и фактические действия в рамках настоящего Положения и Договора в интересах учредителя. При этом указания Комитета, как представителя учредителя, относительно совершения тех или иных юридических и фактических действий, данные Управляющему в письменной форме, обязательны для исполнения Управляющим.
6.3. Сделки с переданным в доверительное управление Имуществом Управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве доверительного управляющего (после имени или наименования Управляющего в письменных документах должна быть сделана пометка "Д.У.").
Если указание о том, что Управляющий действовал при совершении сделки в качестве доверительного управляющего, отсутствовало, управляющий несет ответственность по данной сделке лично и отвечает по ней принадлежащим ему имуществом.
6.4. Плоды, продукция, доходы, а также иные имущественные права, приобретенные Управляющим в результате действия по доверительному управлению, включаются в состав Имущества; обязанности, возникшие в результате таких действий, исполняются за счет этого Имущества. Риск утраты (и) или уменьшения Имущества в соответствии с условиями Договора несет Управляющий.
6.5. Информирование Учредителя о деятельности Управляющего по управлению переданным Имуществом осуществляется путем составления и предоставления в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города ежеквартальных, полугодовых и годовых отчетов в соответствии с Постановлением Главы города от 28.02.2000 N 200-п "О Положении о порядке отчетности руководителей муниципальных унитарных предприятий и представителей органов городского самоуправления в органах управления открытых акционерных обществ". Отчет составляется в письменной форме в двух экземплярах. В отчете должны быть описаны все юридические и финансово-экономические действия, произведенные в отношении Имущества Управляющим за отчетный период, в том числе сведения о сделках с Имуществом, о составе и состоянии имущества, о произведенном ремонте Имущества, о расходах по оплате налогов с деятельности, коммунальных и иных платежах, связанных с доверительным управлением Имуществом, а также о доходах по доверительному управлению. Указанные расходы в соответствии с условиями Договора несет Управляющий.
Управляющий может привлекать для составления отчета специализированные организации. В этом случае Управляющий несет расходы, связанные с оплатой услуг указанных организаций, за счет собственных средств.
К отчету должны быть приложены бухгалтерские отчетные документы, отражающие по плану счетов бухгалтерского учета все произведенные с Имуществом операции.
Конкретные сроки, порядок и формы предоставления отчетов устанавливаются Договором и решениями Комитета.
6.6. По результатам представленного отчета Комитет оценивает эффективность деятельности Управляющего и соблюдение им условий Договора.
Комитет вправе в любое время производить проверку документации Управляющего, связанной с осуществлением доверительного управления. В случае установления неэффективности деятельности Управляющего либо нарушения иных условий Договора, а также в случае обнаружения расхождения между данными проверки и данными отчетности Комитет вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке с уведомлением Управляющего за три месяца и потребовать немедленного возврата Имущества.
6.7. Меры ответственности за ненадлежащее осуществление доверительного управления Имуществом устанавливаются Договором.
Споры, возникающие в процессе осуществления доверительного управления, при недостижении сторонами согласия разрешаются путем обращения в суд.
7. Ответственность сторон
7.1. По обязательствам, возникшим у Доверительного управляющего в связи с исполнением Договора, Доверительный управляющий несет при недостаточности имущества, переданного в доверительное управление, неограниченную ответственность своим имуществом и имущественными правами.
7.2. Доверительный управляющий несет ответственность за любой вред или ущерб, причиненный его действиями и (или) бездействием интересам Учредителя при управлении имуществом, за исключением вреда или ущерба, причиненного действием непреодолимой силы либо действиями Учредителя управления.
7.3. Долги по обязательствам, в связи с управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества и полученных по нему доходов.
7.4. В случае гибели, порчи, утери, иной утраты имущества, переданного в доверительное управление, Доверительный управляющий обязан в месячной срок с момента обнаружения утраты возместить Учредителю управления причиненные убытки.
7.5. За просрочку перечисления причитающейся Учредителю управления доли поступивших от доверительного управления Имуществом денежных средств Доверительный Управляющий выплачивает Учредителю управления пеню в размере 0,5% от суммы, подлежащей перечислению, за каждый день просрочки.
7.6. За ненадлежащее исполнение обязательств Доверительный управляющий уплачивает учредителю неустойку, предусмотренную действующим законодательством и Договором.
8. Порядок распределения средств, полученных от использования имущества
8.1. Расходование полученных от доверительного управления Имуществом денежных средств имеет исключительно целевой характер. Все денежные средства, полученные от использования Имущества, переданного в доверительное управление, являются доходами бюджета г.Челябинска. Такие денежные средства, за вычетом обоснованных расходов, связанных с доверительным управлением, перечисляются Управляющим на расчетный счет Комитета, и в дальнейшем распределяется Комитетом в следующих пропорциях:
- в бюджет города - 90% от общей суммы поступивших средств,
- в распоряжение Комитета - 10% от общей суммы поступивших средств, которые направляются в счет бюджетного финансирования Комитета на обеспечение деятельности по организации и ведению дел в процессе доверительного управления имуществом.
8.2. Полученные Комитетом денежные средства в доле, причитающейся городскому бюджету, перечисляются в бюджет не поздней 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
8.3. Из средств, поступивших в распоряжение Комитета, выплачивается вознаграждение Управляющему. Порядок, форма, сроки выплаты вознаграждения Управляющему устанавливаются Договором.
9. Заключительные положения
Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение производится в том порядке, что и его принятие.
Председатель комиссии по
городскому хозяйству городской Думы |
А.Г.Шафигулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.