Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 20 июня 2000 г. N 57/3
Положение
о городской системе экологического мониторинга
1. Общие положения
1.1. Правовое регулирование отношений в сфере экологического мониторинга осуществляется настоящим Положением в целях информационного обеспечения охраны окружающей природной среды, природопользования, экологически безопасного социально-экономического развития города посредством создания муниципального фонда сведений о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов и комплексов, источниках, процессах и объемах хозяйственной и иной антропогенной деятельности, влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
1.2. Положение о городской системе экологического мониторинга (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Челябинской области от 02.02.2000 N 105-ЗО "Об экологическом мониторинге", а также с законодательством о местном самоуправлении, гражданским, земельным, природоохранным, лесным, градостроительным законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.
1.3. Положение действует на всей территории города Челябинска и является обязательным для исполнения юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
2. Термины и определения
Антропогенное воздействие - сумма прямых и опосредованных влияний человеческой деятельности на окружающую среду;
Локальный мониторинг - элемент системы экологического мониторинга, проводимый организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории области;
Мониторинг водных объектов - система наблюдений, оценки и прогнозирования состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод;
Мониторинг земель - система наблюдений, оценки состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов;
Мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их влияния - система наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, производимых промышленными, транспортными, военными и другими объектами, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, поверхностных смывов загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды, отходов производства и потребления, состояния мест захоронения и складирования отходов производства и потребления;
Мониторинг животного и растительного мира (биомониторинг) - система наблюдений, оценки и прогнозирования состояния биологических объектов (животных и растений, в том числе водных).
Мониторинг городских лесов - система наблюдений, оценки и прогнозирования состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, повышения их природоохранных функций.
Мониторинг окружающей природной среды - система наблюдений, оценки, прогнозирования состояния окружающей природной среды, ее загрязнения и происходящих в ней природных явлений.
Мониторинг природных ресурсов - системы наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов, состояния недр (геологической среды), подземных вод и водной среды, водохозяйственных систем и сооружений, расположенных в районах деятельности горнодобывающих предприятий, в местах водозабора и сброса сточных вод.
Мониторинг промышленной безопасности - система наблюдений состояния опасных производственных объектов и контроля за их промышленной безопасностью.
Объект экологического мониторинга - территориально обособленный элемент или совокупность элементов экосистем, источник или совокупность источников антропогенного воздействия на них, за которыми осуществляются наблюдения и контроль их состояния.
Подсистема экологического мониторинга - составная часть системы экологического мониторинга, осуществляющая мониторинг в отношении отдельных ее объектов и располагающая собственными органами управления.
Система экологического мониторинга - многоцелевая и многокомпонентная информационная структура, формирующаяся посредством объединения отдельных подсистем, информационно-измерительных и информационно вычислительных комплексов, взаимосвязанных друг с другом общностью целей, общими требованиями к организации и проведению наблюдений, к обобщению и интеграции получаемых данных.
Социально-гигиенический мониторинг - система наблюдений состояния здоровья населения, анализа, оценки и прогнозирования причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной или искусственной) среды, определяющих условия жизнедеятельности человека.
Субъекты экологического мониторинга - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, действующие в сфере экологического мониторинга.
Городская система экологического мониторинга - подсистема территориальной системы в составе Единой государственной системы экологического мониторинга.
Топографо-геодезическое и картографическое обеспечение - осуществление топографо-геодезического и картографического обслуживания системы экологического мониторинга, включая создание цифровых электронных карт и геоинформационных систем.
Факторы среды обитания - биологические, химические, физические, социальные и иные факторы, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Экологический мониторинг - система наблюдений, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и источников антропогенных воздействий.
3. Цели и задачи системы экологического мониторинга
3.1. Целью системы экологического мониторинга является:
3.1.1. Получение статистически достоверной информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и здоровья населения;
3.1.2. Своевременное и регулярное обеспечение органов городского самоуправления, организаций и граждан экологической информацией;
3.1.3. Принятие обоснованных решений для разработки и реализации мер по соблюдению экологической безопасности и оздоровлению окружающей среды.
3.2. Основными задачами системы экологического мониторинга являются:
3.2.1. Ведение регулярных наблюдений состояния объектов экологического мониторинга;
3.2.2. Создание интегрального информационного банка данных о состоянии природной среды;
3.2.3. Выявление причин изменений состояния объектов экологического мониторинга и оценка последствия таких изменений;
3.2.4. Прогнозирование изменений состояния окружающей среды на территории города;
3.2.5. Разработка программ, предложений и мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятных воздействий на окружающую среду.
4. Структура городской системы экологического мониторинга
4.1. Управление городской системой экологического мониторинга осуществляется Управлением экологии и природопользования Администрации города Челябинска во взаимодействии с:
4.1.1. Администрацией Челябинской области;
4.1.2. Государственным комитетом по охране окружающей среды Челябинской области;
4.1.3. Челябинским городским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
4.1.4. Челябинским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
4.1.5. Челябинским управлением лесами;
4.1.6. Комитетом природных ресурсов по Челябинской области.
4.2. Экологический мониторинг на территории города ведется муниципальным предприятием "Городской экологический центр" совместно с производственными, научно-исследовательскими и проектными организациями, а также, общественными организациями, специализирующимися, лицензированными и аккредитованными в области экологических измерений и мониторинга.
4.3. Городская система экологического мониторинга включает в себя:
4.3.1. Мониторинг атмосферного воздуха;
4.3.2. Мониторинг водных ресурсов;
4.3.3. Мониторинг загрязнения почв и снежного покрова;
4.3.4. Мониторинг отходов производства и потребления;
4.3.5. Мониторинг зеленого фонда;
4.3.6. Социально-гигиенический мониторинг.
4.4. Мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систематизацию результатов прямых замеров основных и специфических загрязняющих веществ:
4.4.1. В селитебных зонах, в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий;
4.4.2. На автомагистралях города;
4.4.3. По заявкам жителей города, застройщиков, общественных организаций и др.
4.5. Мониторинг водных ресурсов представляет собой систематизацию гидрохимических показателей подземных и поверхностных вод.
4.6. Мониторинг загрязнения почв и снежного покрова представляет собой систематизацию данных по наличию токсикантов промышленного и иного происхождения в почвах и снежном покрове.
4.7. Мониторинг отходов производства и потребления представляет собой систематизацию данных по количеству, составу и размещению промышленных и бытовых отходов.
4.8. Мониторинг зеленых насаждений представляет собой систематизацию данных о состоянии растительности на территории города.
4.9. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой систематизацию данных о состоянии здоровья жителей города в зависимости от экологических факторов.
5. Информационные ресурсы
5.1. К информационным ресурсам городской системы экологического мониторинга относится:
5.1.1. Метеорологическая информация (температура и влажность воздуха, направление и скорость ветра и др.);
5.1.2. Экологическая информация (состояние атмосферного воздуха и водных ресурсов, банк данных по промышленным и бытовым отходам, оценка степени загрязнения земель, почв и растительности, состояние радиационного фона, оценка состояния здоровья жителей города).
5.2. Информационные ресурсы городской системы экологического мониторинга используются органами городского самоуправления в следующих случаях:
5.2.1. При подготовке прогнозов к разработке программ социально-экономического развития, включая инвестиционные, экологические и иные программы.
5.2.2. При ведении градостроительного, земельного кадастра и иных кадастров природных ресурсов.
5.2.3. При подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
5.2.4. При принятии решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности.
5.2.5. При обращении с отходами потребления (на всех стадиях обращения - накопления, транспортировки, обезвреживании, утилизации, захоронения).
5.2.6. При разработке градостроительной и землеустроительной документации, в том числе Генерального плана города и схем землеустройства.
5.2.7. При обосновании выбора мест размещения объектов жилищного, социального, культурно-бытового назначения, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов.
5.2.8. При передаче в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков или права их аренды.
5.2.9. При определении дифференцированных размеров платы за землю и другие природные ресурсы.
5.2.10. При подготовке докладов о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населения.
5.3. Органы городского самоуправления пользуются информационными ресурсами, полученными в рамках реализации утвержденных муниципальных программ, безвозмездно. Другим пользователям информация предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку.
5.4. Информационные ресурсы городской системы экологического мониторинга не подлежат засекречиванию. Ограничение доступа к информации, связанное с необходимостью обеспечения государственной тайны, устанавливается на основании действующего законодательства.
6. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности в
сфере экологического мониторинга
Финансирование работ по ведению экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения соответствующих муниципальных целевых программ за счет средств Внебюджетного экологического фонда города Челябинска и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
Председатель комиссии по
городскому хозяйству городской Думы |
А.Г.Шафигулин |
<< Назад |
||
Содержание Решение Челябинской городской Думы от 20 июня 2000 г. N 57/3 "Об утверждении Положения о городской системе экологического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.