Постановление Законодательного собрания Челябинской области
от 31 августа 2000 г. N 925
"О проекте программы реализации жилищной реформы Челябинской области на
2000-2008 годы"
30 октября 2003 г., 16 декабря 2004 г.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 24 ноября 2005 г. N 1942 настоящее постановление признано утратившим силу
Законодательное собрание области постановляет:
1. Утвердить Программу реализации жилищной реформы Челябинской области на 2000-2008 годы.
2. Отменить постановление Законодательного собрания Челябинской области от 18 сентября 1997 года N 163 "О Программе реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997-2003 годы".
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на комитет Законодательного собрания по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству.
Председатель Законодательного собрания |
В.Ф.Давыдов |
Программа
реализации жилищной реформы Челябинской области на 2000-2008 годы
(утв. постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 31 августа 2000 г. N 925)
30 октября 2003 г., 16 декабря 2004 г.
г.Челябинск, 2000г.
Введение
Принятие Федерального закона от 17.06.99г. N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" вызвало необходимость пересмотра действующей Программы реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997-2003 годы.
В новой редакции Программы учтены продление срока поэтапного перехода на полную оплату жилья и коммунальных услуг населению до 2008 года и сохранение порядка предоставления дотаций муниципальным образованиям на жилищно-коммунальные услуги для населения. Внесены коррективы в механизм оплаты жилищно-коммунальных услуг, предоставления субсидий населению, а также в порядок финансового обеспечения льгот и субсидий, установленных действующим законодательством.
I. О ходе реализации Программы жилищной реформы по состоянию на 01.01.2000г.
В 1996 году разработана Программа реализации жилищной реформы в Челябинской области. С принятием Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в 1997 году Программа была переработана. Срок реализации реформы определялся 2003 годом.
Для реализации жилищной реформы в области:
- при администрации области создана Комиссия для координации деятельности по отработке механизмов реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- при Законодательным собрании Челябинской области создана рабочая группа для подготовки и рассмотрения вопроса реализации жилищной реформы на заседаниях Комитета Законодательного собрания по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству;
- в муниципальных образованиях области разрабатываются и принимаются Программы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (г.г.Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Верхний Уфалей, Сатка, Карабаш, р.ц.Агапово, Варна, Чесма, Миасское и др.);
- создана Государственная жилищная инспекция Челябинской области;
- утверждены Перечень видов правонарушений нормативно-технических требований по эксплуатации жилищного фонда и размеров штрафов, предъявляемых Государственной жилищной инспекцией и Порядок и условия применения финансовых санкций за несоблюдение нормативно-технических требований по эксплуатации жилищного фонда на территории области;
- утвержден и действует порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг;
- введена плата за найм жилых помещений, капитальный ремонт жилищного фонда, дифференцированная плата за жилье и коммунальные услуги;
- разработан ряд документов и рекомендаций по переводу отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг на договорную основу (договор найма, аренды, на техническое обслуживание приватизированной квартиры, на содержание и ремонт жилищного фонда, примерные договора на оказание коммунальных услуг);
- принята социальная норма площади жилья на 1 проживающего;
- осуществляется частичная продажа государственного и муниципального жилья в частную собственность граждан и юридических лиц;
- определен порядок снижения платежей граждан за некачественные услуги;
- на территории области введен порядок оплаты за жилье и коммунальные услуги предоставляемые гражданам, проживающим в общежитиях, а также порядок предоставления им компенсаций (субсидий) по оплате за жилье и коммунальные услуги;
- создана нормативная база для перехода на конкурсный принцип отбора жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов.
Областные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг составили:
1. Социальные нормы площади жилья на территории Челябинской области:
- 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек и проживающей в отдельной квартире, доме;
- 42 кв. метра общей площади для семьи из двух человек, проживающей в отдельной квартире, доме;
- 33 кв. метра общей площади на одиноко проживающего человека в отдельной квартире, доме;
- 11 кв. метров жилой площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек и проживающей в комнатах коммунальной квартиры;
- 25 кв. метров жилой площади для семьи из двух человек, проживающей в комнатах коммунальной квартиры;
- 20 кв. метров жилой площади для одиноко проживающего человека в коммунальной квартире.
-------------------------------------------------------------------------
| Федеральный | Областной стандарт
|стандарт (1999г.)| (1999г.)
| |-------------------------
| |Установленный|Фактический
-----------------------------+-----------------+-------------+-----------
2. Уровень платежей граждан| 60 |I пол. - 55, |
за предоставляемые услуги в| |II пол. - 60 | 50,7
целом по всем видам этих| | |
услуг в % от их стоимости. | | |
-----------------------------+-----------------+-------------+-----------
3. Максимально допустимая| 19 | 16 | 16
доля собственных расходов| | |
граждан на оплату жилья и| | |
коммунальных услуг в| | |
совокупном доходе семьи в| | |
пределах установленных| | |
социальных норм площади жилья| | |
и нормативов потребления| | |
коммунальных услуг, %. | | |
-----------------------------+-----------------+-------------+-----------
4. Предельная стоимость| 9,2 | 7,4 | 7,5
предоставляемых | | |
жилищно-коммунальных услуг| | |
на 1 кв. м. общей площади| | |
жилья в месяц, руб. | | |
-------------------------------------------------------------------------
Система управления и хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере.
В основе системы управления жилищно-коммунальным хозяйством области заложено разделение функций и организация взаимодействий между собственником-домовладельцем, службой "Заказчика" и подрядными организациями различных форм собственности.
Управление жилищно-коммунальным хозяйством области осуществляется органами исполнительной власти области органами местного самоуправления, создаваемыми этими органами для выполнения функций управления.
Органы местного самоуправления являются поставщиком жилищно-коммунальных услуг, то есть организуют, финансируют и обеспечивают обслуживание потребителей, развитие и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Службы "Заказчика" и организации, выполняющие функции служб "Заказчика", созданы органами местного самоуправления для регулирования и контроля деятельности жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности. В 39 муниципальных образованиях работают 42 службы "Заказчика" и организации, выполняющие функции служб "Заказчика", в их управлении находятся 67,2% жилищного фонда. В ряде территорий области функции служб Заказчика и Подрядчика совмещены.
В области создано 31 товарищество собственников жилья, площадь обслуживаемая ими составляет 423,8 тыс.кв.м.
Проведено 36 конкурсов на ремонт и обслуживание жилищного фонда, заключено 33 договора-подряда по содержанию муниципального жилищного фонда на конкурсной основе. Заключены договоры найма жилых помещений с 25% нанимателей жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, договоры на техническое обслуживание жилья с 34% собственников жилья в домах муниципального жилищного фонда (с учетом приватизированного жилья).
Количество альтернативных производителей коммунальных услуг (предприятий различных форм собственности, предоставляющих коммунальные услуги на ряду с муниципальными предприятиями) в муниципальных образованиях составляет 85.
В муниципальных образованиях области (39) действуют центры и отделы по предоставлению субсидий малоимущим семьям. На сегодня доля семей, получающих субсидии составила 2,4%.
Капитальный ремонт жилищного фонда.
По состоянию на 01.01.2000г. муниципальный жилищный фонд составляет 41018 тыс. кв. м., балансовой стоимостью 71782 млн. руб.
Нормативная потребность в бюджетных средствах на капитальный ремонт жилищного фонда по Программе реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997-2003 годы составила:
1997 год 1998 год 1999 год
-------------------------------------------------------------------------
352 млн. руб. 387 млн. руб. 420 млн. руб.
Предусмотрено в бюджете области:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1997 год 1998 год 1999 год
-------------------------------------------------------------------------
93 млн. руб. (26%) 96 млн. руб. (25%) Разбивки бюджетных
средств по видам
услуг не предусмотрено.
Выделено средств на капитальный ремонт жилищного фонда
(статистические данные):
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1997 год 1998 год 1999 год
-------------------------------------------------------------------------
85,5 млн. руб. 84,5 млн. руб. 144,6 млн. руб.
Недостаточное выделение средств сказывается на качестве и объемах капитального ремонта и постепенно приводит к разрушению жилищного фонда. На сегодня в Челябинской области в пределах 1% (не менее 340 тыс.м.кв.) муниципального жилищного фонда, с учетом приватизированного, имеет износ свыше 65% и относится, к ветхому жилью.
Недовыделение средств не позволяет обеспечить выполнение установленных межремонтных сроков или введет к значительному недоремонту жилищного фонда.
По утвержденным нормативам предельных затрат (постановление Госстроя Российской Федерации от 17.12.87г.) стоимость капитального ремонта 1 кв. м. общей площади должна составлять не менее 750 руб., в бюджете средства предусматриваются из расчета 225 руб. на 1 кв. м.
За три года проведения реформы:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
- удалось избежать социального напряжения, связанного с повышением оплаты за жилье и коммунальные услуги;
- подготовлена нормативно-правовая, база реформирования жилищно-коммунального хозяйства, осуществлена перестройка системы управления жилищно-коммунального хозяйства;
- в области завершен первый этап реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- фактический уровень финансирования жилищно-коммунального хозяйства не соответствует федеральным стандартам за все годы реформы;
-------------------------------------------------------------------------
Годы |Федеральный стандарт |Областной стандарт | Отклонения от
| (на 1 кв.м. общей |(на 1 кв.м. общей |федерального стандарта
| площади жилья в | площади жилья в | (руб)
| месяц, руб.) | месяц, руб.) |
-------+---------------------+-------------------+-----------------------
1997 | 7,1 | - |
-------+---------------------+-------------------+-----------------------
1998 | 7,4 | 7,1 | - 0,3
-------+---------------------+-------------------+-----------------------
1999 | 9,2 | 7,4 | - 1,8
-------------------------------------------------------------------------
Недофинансирование за счет разницы между федеральными и областными стандартами стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья за 1998-1999 годы составило 473,7 млн. руб.(без затрат на благоустройство и подготовку к зиме).
- до настоящего времени в бюджетах муниципальных образований не предусматривается устойчивый источник финансирования Программы энергосбережения муниципальных образований;
- не развивается сектор услуг энергосервиса;
- имеет место сдача в эксплуатацию вновь построенных и капитально отремонтированных домов без приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов;
- отсутствует заинтересованность у энергосберегающих организаций в выполнении Программы энергосбережения, так как имеется возможность списания непроизводительных затрат на потребителей;
- нормативно-правовая база по энергосбережению не нашла широкого применения;
- существует противоречие между повышением платы населением за услуги жилищно-коммунальной сферы и снижением качества выполнения или неполного их предоставления;
- состояние инфраструктуры характеризуется следующими показателями:
Износ жилищного фонда: до 30% - 79% жилищного фонда;
до 65% - 20% жилищного фонда;
более 65% - 1% жилищного фонда.
Износ инженерных систем с 1997 по 1999 годы увеличился по:
водопроводным сетям - с 65% до 75%,
канализационным сетям - с 45% до 50%,
тепловым сетям с 30% до 40%.
Общая потребность в приборах учета тепла и воды для оснащения жилищного фонда области составляет 59205 шт., установлено 1,6% теплосчетчиков и 21% приборов для учета горячей и холодной воды.
II. Программа реализации жилищной реформы на 2000-2008 годы
2.1. Областные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных, услуг.
Цель перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг
- переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями. Особенностью нового этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение тактики ценообразования для населения, переход от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, подчинению темпов их роста темпам роста реальной заработной платы, реальных денежных доходов населения, исключающих снижение его жизненного уровня.
Продление срока реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства до 2008 года влечет за собой и изменение темпов реализации перехода на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг.
Устанавливаются следующие стандарты:
2.1.1. Социальные нормы площади жилья на территории Челябинской области:
- 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в отдельной квартире, доме;
- 11 кв. метров жилой площади на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в комнатах коммунальных квартир;
- 45 кв. метра общей площади на семью из двух человек, проживающую в отдельной квартире, доме;
- 25 кв. метров жилой площади на семью из двух человек, проживающую в комнатах коммунальных квартир;
- 33 кв. метра общей площади на одиноко проживающего человека в отдельной квартире, доме;
- 20 кв. метров жилой площади для одиноко проживающего человека в коммунальной квартире;
- дополнительно 9 кв. метров общей площади на семью из двух и более человек, проживающую в отдельной квартире (доме) или 5 кв. метров жилой площади на семью из двух и более человек, проживающую в комнатах коммунальной квартиры (площади балконов и лоджии не учитываются в социальной норме площади жилья).
Органы местного самоуправления муниципальных образований городов и районов Челябинской области вправе устанавливать территориальные стандарты социальной нормы площади жилья. Однако, при формировании расходов местных и областного бюджетов на соответствующий год Главное финансовое управление будет руководствоваться областным стандартом.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 16 декабря 2004 г. N 1561 в пункт 2.1.2. раздела II настоящей Программы внесены изменения
2.1.2. Уровень платежей граждан в покрытии затрат на содержание и текущий ремонт жилья, капитальный ремонт жилья, коммунальные услуги.
Начиная с 2000 года будет применяться порядок предоставления бюджетам городов и районов дотаций на содержание и ремонт жилья, на предоставление коммунальных услуг, исходя из следующих показателей уровней платежей населения по отношению к затратам на производство жилищно-коммунальных услуг для населения (в процентах).
-------------------------------------------------------------------------
Год |Уровень платежей населения в покрытии затрат на содержание и
|текущий ремонт жилья, капитальный ремонт жилья, коммунальные
| услуги (%)
------------+------------------------------------------------------------
2000 | 65
------------+------------------------------------------------------------
2001 | 65
------------+------------------------------------------------------------
2002 | 70
------------+------------------------------------------------------------
2003 | 90
------------+------------------------------------------------------------
2004 | 90
------------+------------------------------------------------------------
2005 | 100
------------+------------------------------------------------------------
2006 | 100
------------+------------------------------------------------------------
2007 | 100
------------+------------------------------------------------------------
2008 | 100
-------------------------------------------------------------------------
Намеченные показатели не отменяют права органов местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако, установление предельного уровня ниже величины областного стандарта не может служить основанием для перераспределения бюджетных средств.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 30 октября 2003 г. N 1023 в пункт 2.1.3. раздела II настоящей Программы внесены изменения
2.1.3. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах установленных социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах):
2000г. - 16
2001г. - 16
2002г. - 18
2003г. - 22
2004г. - 22
2005г. - 22
2006г. - 22
2007г. - 24
2008г. - 25
В случае превышения предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе семья подлежит субсидированию через центры жилищных субсидий в соответствии с Порядком предоставления компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в Челябинской области, утверждаемым Губернатором области.
2.1.4. В 2001 году предусматривается сохранить установленные в области на 2000 год уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в размере 65% и максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 16%.
Уровень платежей населения на покрытие затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья и коммунальные услуги, а также максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе устанавливаются концептуально по годам до 2008 года и утверждаются ежегодно перед формированием бюджетов с учетом социально-экономической ситуации и реальной платежеспособности населения.
2.1.5. Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья по регионам. Областной стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья рассчитывается исходя из конкретного набора жилищно-коммунальных услуг и включает в себя три составные части: стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда, стоимость капитального ремонта жилищного фонда, стоимость коммунальных услуг: теплоснабжения, водоснабжения, канализации, вывоз ТБО, газоснабжения, электроснабжения с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся по городам и районам области предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг.
2.2. Плата за капитальный ремонт жилья
Начиная с 1999 года в города и районах области введена плата за капитальный ремонт жилья.
Отчисления на капитальный ремонт для населения определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, утвержденных Приказом Госстроя России от 02.12.96г. N 17-152.
Необходимо особо отметить, что капитальный ремонт жилищного фонда из-за недостатка финансовых ресурсов в последние годы осуществляется не в полной мере. По этой причине необходимы меры по финансовому обеспечению капитального ремонта муниципального и государственного жилищных фондов в целях решения вопросов восстановления жилищного фонда, испытывающего большой накопленный недоремонт. С этой целью в бюджетах области необходимо предусматривать реальную потребность в средствах на капитальный ремонт жилья в размере 1,2% от его балансовой стоимости и установленного уровня платежей населения в покрытии затрат на капитальный ремонт, и только к 2008 году перевести капитальный ремонт на самоокупаемость.
Плата за капитальный ремонт жилья устанавливается органами местного самоуправления, учитывается при расчете компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг и вносится населением на специализированный счет собственников жилищного фонда для дальнейшего использования на капитальный ремонт.
2.3. Плата за найм
Экономическое содержание платы за найм состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.
На первом этапе ежегодная плата за найм жилья определяется в размере 0,1% от восстановительной стоимости жилья дифференцирование в зависимости от благоустройства домов и квартир.
Средства, собранные в виде платы за найм жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника. В переходный период реформирования системы финансирования жилищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
Плата за найм вводится поэтапно с учетом платежеспособности населения и развития системы социальной поддержки семей с низкими доходами. Величина платы за найм учитывается при расчете жилищных субсидий.
2.4. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате за жилье, и коммунальные услуги.
Предоставление льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законодательными актами Российской Федерации и области относится к основным мерам социальной защиты отдельных категорий граждан.
В бюджетах муниципальных образований необходимо ежегодно предусматривать средства на предоставление льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Финансирование расходов на эти цели следует передать органам социальной защиты населения, которые должны располагать соответствующей базой данных о гражданах, имеющих право на льготы и субсидии.
2.5. Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг
Для обеспечения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг необходимо:
- дальнейшее развитие договорных отношений между предприятием подрядчиком и собственником объектов жилищно-коммунального хозяйства в лице службы "Заказчика";
Предприятие-подрядчик обеспечивает уровень качества оказываемых услуг, соответствующий объективным возможностям (составу и состоянию основных фондов), а служба "Заказчика" гарантирует оплату услуг в соответствии с реально достигнутым качеством обслуживания и определяет размер экономических санкций при нарушении показателей качества.
Для усиления заинтересованности предприятий в производстве качественных услуг жилищно-коммунального хозяйства в договорах должна предусматриваться их оплата за весь технологический цикл от производства услуг и до ее реализации непосредственно потребителю.
- обеспечение потребителей информацией о нормативных показателях качества жилищно-коммунальных услуг, сроках их предоставления и размерах финансовых санкций за нарушение нормативного уровня качества предоставляемых услуг;
- внедрение корректировки размера оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в случае отклонения их качества от нормативного уровня.
правила предоставления и требования к качеству жилищно-коммунальных услуг регламентированы федеральными, региональными и отраслевыми нормативными актами.
2.6. Механизм оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"
Главным критерием определения платежа населения является доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (граждане оплачивают жилищно-коммунальные услуги по 100% тарифу, но не выше установленного процента максимально допустимой доли собственных расходов и обеспечены при этом адресной социальной помощью).
Увязывается изменение платы за жилье и коммунальные услуги с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению издержке жилищно-коммунальных услуг.
Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.
2.7. Система подготовки и переподготовки кадров
Совершенствование отраслевой системы повышения квалификации и переподготовки кадров, обучение через Учебно-курсовой комбинат государственного предприятия "Челябоблжилкомхоз" и Госстрой России.
Проведение информационно-консультационных семинаров для специалистов жилищно-коммунального хозяйства области.
2.8. Основные направления и принципы решении вопросов энергосбережения в жилищной сфере
Важным звеном реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства является снижение издержек на производство услуг.
Экономической основой осуществления этого процесса является энергосбережение.
Основными направлениями достижения указанных целей являются:
- переход к эффективным энергосберегающим, архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию в жилищно-коммунальном строительстве;
- внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, организация взаиморасчетов за потребление по показаниям приборов;
- совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергосбережение;
- создание экономических, технических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, стимулирования проведения энергосберегающей политики производителям и потребителям энергии на основе экономической заинтересованности;
- выработка эффективного механизма включающего в себя устойчивые источники финансирования и четкие меры стимулирования энергосберегающих мероприятий;
- широкое внедрение энергетического аудита с целью оценки эффективности использования энергетических ресурсов;
- необходимо информационное и кадровое обеспечение.
Главная задача всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления состоит в комплексном использовании технических, экономических, информационных и других рычагов.
2.9. Демонополизация и развитие конкурентной среды
Важнейшим элементом реформы, является создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы.
С этой целью необходимо осуществить:
- внедрение договорных отношений на поставку услуг естественных локальных монополий, ориентированных на интересы потребителя, а не поставщика;
В этот период необходимо повсеместно внедрить договоры на управление жилищным фондом между собственником жилищного фонда и службой "Заказчика" (управляющей компанией), между службой "Заказчика" и жилищно-эксплуатационным предприятием, между службой "Заказчика" и собственниками приватизированных, квартир, нанимателями квартир на техническое обслуживание жилых помещений (квартир).
- перевод служб "Заказчика" (управляющих компаний) во всех муниципальных образованиях из бюджетных учреждений в муниципальные унитарные предприятия с контрактной системой, найма работников;
- формирование многообразия собственников жилья путем создания товариществ собственников жилья.
Создание товариществ собственников жилья на этом этапе осуществлять на базе жилищного фонда жилищно-строительных кооперативов и вновь строящемся жилищном фонде.
С целью стимулирования создания товариществ собственников жилья необходимо:
- приравнять по оплате жилья и коммунальных услуг и предоставлению льгот и субсидий жильцов жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья к населению, проживающему в муниципальном и приватизированном жилищном фонде, предусматривая при этом ежегодно дотацию в бюджетах области;
- компенсировать полностью финансовые расходы, связанные с регистрацией кондоминиумов и товариществ собственников жилья за счет бюджетов муниципальных образований;
- органам местного самоуправления взять под контроль вопросы организации, регистрации и координации деятельности товариществ собственников жилья;
- проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилищного фонда, проведения капитального ремонта, для выполнения отдельных видов работ (обслуживание лифтового и антенного хозяйства, вывоз мусора и др.), а также работ по содержанию мест общего пользования в жилых домах и придомовых территорий;
- привлечение в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе малых предприятий путем предоставления органами местного самоуправления части муниципального заказа субъектам малого предпринимательства;
- привлечение частных строительных компаний на дальнейшую эксплуатацию ими же построенного жилья. Такое положение целесообразно вводить в условия принятия решения о начале строительства.
Разделение функций управления жилищным фондом и его обслуживания, развитие конкуренции по техническому обслуживанию жилищного фонда путем конкурсного отбора организаций подрядчиков может оказаться экономически не оправданным из-за малого объема работ (для городов и других населенных пунктов с населением менее 10 тыс.чел.). В этом случае функции управления и обслуживания жилищного фонда могут выполняться в рамках одного предприятия, с которым администрация муниципального образования заключает соответствующий договор. Этим предприятием может быть и частная компания.
Для малых муниципальных образований, как правило, нецелесообразно и расчленение единого коммунального ресурсоснабжающего предприятия на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электричества, газа и т.д.
2.10. Обеспечение государственного регулирования и контроля
В условиях появления разнообразных форм собственности на жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов и иных населенных пунктов и предприятий различных форм собственности в сфере производства жилищно-коммунальных услуг резко возрастает роль государственного регулирования и контроля в обеспечении населения необходимым уровнем качества услуг жилищно-коммунального хозяйства, соблюдения жильцами обязанностей, связанных с обеспечением сохранности жилищного фонда.
Государственные контроль и регулирование сводится к:
- контролю обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, отвечающими необходимому уровню качества;
- контролю за соблюдением потребителями услуг обязанностей по обеспечению сохранности жилфонда (соблюдение установленного порядка перепланировки и переоборудования квартир, перевода жилых помещении в нежилые и т.п.);
- надзору за состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности;
- контролю за наличием договоров между службами "Заказчика" и производителями услуг, службами "Заказчика" и потребителями услуг, в том числе договоров с нанимателями и собственниками приватизированных квартир на техническое обслуживание жилых помещений;
- контролю тарифов и нормативов на жилищно-коммунальные услуги.
Контроль за обеспечением населения качественными жилищно-коммунальными услугами, состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов, развитием договорных отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг и соблюдением потребителями жилищно-коммунальных услуг своих обязанностей по обеспечению сохранности жилищного фонда осуществляет Государственная жилищная инспекция Челябинской области.
Для повышения эффективности контроля инспекция наделяется правом наложения финансовых санкций на предприятия-подрядчики, допускающие нарушения в оказании жилищно-коммунальных услуг.
Виды нарушений, за которые инспекция может применять финансовые санкции, и размеры штрафов по ним утверждаются Законодательным собранием области, а порядок применения Государственной жилищной инспекцией финансовых санкций Губернатором области.
Осуществляя контрольные функции, Государственная жилищная инспекция взаимодействует на основе соглашений с Челябинским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области, Управлением государственной противопожарной службы УВД Челябинской области.
Важным элементом контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг и защиты интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг является лицензирование деятельности в жилищно-коммунальной сфере.
Лицензирование обеспечивает качество жилищно-коммунальных услуг путем проверки наличия у предприятий-подрядчиков необходимой производственной базы, профессиональной пригодности персонала, выработки условий осуществления того или иного вида деятельности и контроля за их выполнением.
Контроль за тарифами и нормативами на жилищно-коммунальные услуги позволяет исключать из себестоимости необоснованные расходы на их производство и снижать тарифы и нормативы.
Контроль за тарифами и нормативами на тепловую энергию, поставляемую "Челябэнерго" и предприятиями-перепродавцами, а также электроэнергию осуществляет областная энергетическая комиссия.
Контроль за тарифами, утвержденными главами муниципальных образований, осуществляют комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях.
2.11. Информационное обеспечение программы. Эффективное выполнение программы невозможно без системы информационного обеспечения
Для этого необходимо:
- освещать в средствах массовой информации на региональном и муниципальном уровнях ход жилищно-коммунальной реформы, ее социально-экономическое значение, изменение тарифов и нормативов на услуги, негативные и позитивные стороны реформы;
- организовать на Челябинской государственной телевизионной и радиовещательной компании цикл передач под рубрикой "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в действии", с выступлениями депутатов Законодательного собрания, работников администрации области, Государственной жилищной инспекции Челябинской области, предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 31 августа 2000 г. N 925 "О проекте программы реализации жилищной реформы Челябинской области на 2000-2008 годы"
Текст постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Челябинской области, выпуск N 7, июль - август 2000 г., с. 63 - 73
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 24 ноября 2005 г. N 1942 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 16 декабря 2004 г. N 1561
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30 октября 2003 г. N 1023