Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областная целевая программа "Информатизация системы образования Челябинской области на 2000-2005 годы"
(утв. постановлением Законодательного собрания
Челябинской области от 31 августа 2000 г. N 926)
Челябинск
2000г.
Паспорт Программы
Наименование Программы: Программа информатизации системы
образования Челябинской области
Государственный заказчик: Администрация Челябинской области
Основные разработчики Администрация Челябинской области, Главное
Программы: управление профессионального образования и
науки, Главное управление образования,
Управление информационных систем и
технологий, Информационно-аналитическое
управление
Цель и задачи Программы: Целью Программы является создание единого
информационного образовательного
пространства Челябинской области на основе
современных информационных технологий.
Задачи программы: формирование и развитие информационной
культуры учащихся и педагогов; создание и
реализация механизма оснащения учебных
заведений общего и начального
профессионального образования Челябинской
области средствами новых информационных
технологий; разработка и внедрение в
педагогическую практику образовательных
технологий на основе использования
компьютера и современных средств
телекоммуникаций; обеспечение доступности
непрерывного образования на уровне мировых
стандартов; совершенствование содержания
системы повышения квалификации педагогов и
руководителей образовательных учреждений;
информационная интеграция системы
образования Челябинской области в научную,
производственную, социально-общественную и
культурную информационную инфраструктуру
России; мировое информационное
пространство.
Исполнители основных Главное управление образования, главное
мероприятий: управление профессионального образования и
науки, участники Программы, подрядные
организации.
Источники финансирования: Бюджет Челябинской области, бюджеты
муниципальных образований, внебюджетные
средства.
Сроки реализации Программы; 2000 - 2005 годы.
Перечень основных Создание территориальных учебных центров
мероприятий; информационных технологий на базе
учреждений общего и начального
профессионального образования;
совершенствование материально-технической
базы информатизации учреждений общего и
начального профессионального образования,
необозначенных в качестве УЦИТ; создание
сетевой структуры (транспортной сети) с
наличием как вертикальных так и
горизонтальных связей; приобретение,
разработка и внедрение
программно-методического обеспечения
информатизации; организация и проведение
повышения квалификации, переподготовки в
области НИТ руководящих и инженерно-
педагогических кадров образовательных
учреждений.
Система контроля за Руководитель программы и координационный
выполнением Программы: совет информационных технологий образования
и науки осуществляет контроль за Программой
в целом, ГУО, ГУПОиН и другие организации
по целевым проектам Программы.
Документы, использованные - Федеральный Закон "Об образовании" от
при подготовке Программы 16.11.1997 N 144-ФЗ
- Федеральный Закон "Об утверждении
Федеральной программы развития образования"
от 10.04.2000 N 51-ФЗ
- Федеральный Закон "Об информации,
информатизации и защите информации"
от 20.02.1995 N 24-ФЗ
- Закон РФ "Об авторских и смежных правах"
от 09.07.1993 N 5351-1
- Закон РФ "О правовой охране программ для
электронных вычислительных машин и баз
данных" от 23.09.1992 N 3523-1
- Концепция формирования и развития единого
информационного пространства России
(одобрена Президентом РФ 23.11.95 Пр-1694)
- Концепция информатизации сферы
образования России. - М., ГОСНИИ системной
интеграции, 1998. Утверждена
Минобразованием РФ, июнь 1998.
- СанПиН 2.2.2.542-96. Санитарные правила и
нормы. Гигиенические требования к
видео-дисплейным терминалам, персональным
электронно-вычислительным машинам
организации работ. Госкомсанэпиднадзор
России. М.,1996.
- Педагогико-эргономические условия
безопасного и эффективного использования
средств вычислительной техники,
информатизации и коммуникации в сфере
общего среднего образования. ИНИФО РАО,
рекомендовано Минобразованием РФ, 2000.
I. Введение
В наступающем XXI веке от уровня технологического развития каждой страны зависит не только ее экономическое могущество и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами, а также решение проблем национальной безопасности. В тоже время уровень развития и использования современных технологий определяется не только развитием материальной базы, но главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания. Мы вступаем в эру информатизации, характеризующуюся усилением роли средств информатики, достоверного, исчерпывающего и опережающего знания во всех областях человеческой деятельности.
Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Потенциал новых информационных технологий (НИТ) в образовании проявляется многопланово, открывая следующие основные возможности:
- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, развитие учебного предмета "Информатика", а также внесение изменений в обучение другим дисциплинам;
- повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
- совершенствование управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, механизмов управления системой образования.
В связи с этим в Национальной доктрине образования Российской Федерации в числе основных целей системы образования обозначены:
- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
- подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий, а одной из обязательных задач государства в сфере образования определен "доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных".
Развитие образовательной системы Челябинской области в качестве важнейшего компонента включает в себя внедрение и эффективное использование средств новых информационных технологий, создание единого информационного образовательного пространства что является комплексной задачей, требующей значительных материальных и интеллектуальных вложений. В связи с этим была разработана Программа информатизации системы образования Челябинской области, изложенная в настоящем документе.
Настоящая Программа определяет цели, задачи, основные направления и стратегию реализации информатизации системы образования Челябинской области.
Выполнение Программы направлено на качественное улучшение подготовки учащихся в области современных информационных производственных технологий, что позволит Челябинской области в третьем тысячелетии успешно интегрироваться в мировую экономику и конкурировать на Российском и мировом рынках труда.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2000-2005г.г.
Генеральным заказчиком Программы является Администрация Челябинской области.
II. Анализ состояния и основных тенденций информатизации системы образования Челябинской области
2.1. Программно-техническое обеспечение информатизации образовательных учреждений
В ходе реализации Программы информатизации образования в Российской Федерации решением коллегии Минобразования России от 22.05.1995г. N 4/1 были утверждены "Требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики" и "Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в общеобразовательных учреждениях".
В данных документах обозначены, в частности, следующие требования:
- Состав, структура и параметры вычислительной техники должны обеспечивать полноценную реализацию педагогических целей ее применения, способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся.
- Вычислительная техника в образовании рассчитана на эксплуатацию в течение не менее 5 лет с момента приобретения, поэтому приобретение морально устаревшего оборудования недопустимо.
- Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организована работа одного-двух учащихся. Независимо от количества создаваемых в кабинете ученических мест в состав комплекта вычислительной техники включается одна машина для учителя с соответствующим периферийным оборудованием.
- Вычислительная техника представлена комплектами технических средств и оборудования на базе платформы IBM с микропроцессором не ниже 486. Рабочее место учителя должно быть оснащено устройством чтения компакт-дисков (CD-ROM), факс-модемом, акустической системой, принтером.
- Состав базового программного обеспечения: системное программное обеспечение; программное обеспечение базовых информационных технологий (текстовый процессор, табличный процессор, системы управления базами данных, системы компьютерной графики, системы работы с телекоммуникациями); инструментальные средства общего назначения; прикладное программное обеспечение (для изучения курса информатики, общеобразовательных и специальных дисциплин); программное обеспечение для решения задач по информационно-методическому обеспечению и организационному управлению учебным заведением; программное обеспечение поддержки издательской деятельности для нужд образовательного учреждения.
- Общие требования для программного обеспечения:
а) лицензионная чистота (применение программного обеспечения допустимо только в рамках лицензионного соглашения);
б) возможность консультации и других форм сопровождения;
в) надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы;
г) наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка;
д) наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке;
е) наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения;
ж) при поставке системного программного обеспечения на жестком диске поставляемых компьютеров (преинсталяция) должен быть предусмотрен также комплект установочных дискет (лазерных дисков) и документации (дистрибутив) или средства для его создания.
Современное состояние рынка средств новых информационных технологий вносит коррективы в отдельные позиции обозначенных Требований. Так, в настоящее время компьютеры типа IBM-286, 386, 486 сняты с производства. Поэтому тип процессора для вновь приобретаемых компьютеров должен выбираться из модельного ряда Pentium.
2.1.1. Уровень компьютеризации учреждений общего образования
На сегодняшний день около 20% образовательных учреждений области имеют средства вычислительной техники порядка 20-ти различных типов (Приложение N 1), которые не совместимы друг с другом как программно, так и аппаратно. Сорок два процента учреждений общего типа оснащены IBM-совместимыми компьютерами, большая часть которых морально устарела. Кроме того, почти 10% установленной техники является неисправной и не подлежит восстановлению по тем или иным причинам. По области на 6 образовательных учреждений приходится в среднем один компьютерный класс, при этом на 90 учащихся приходится один компьютер (Приложение N 2).
"Состав вычислительной техники по типам компьютеров в образовательных учреждениях общего типа"
"Распределение компьютерных классов по образовательным учреждениям различного типа"
Органы управления образованием находятся несколько в лучшем положении. На начало 1999 года около 50% из них имели на вооружении компьютеры.
Таким образом, на сегодняшний день в структуре средств вычислительной техники преобладают так называемые IBM-несовместимые компьютеры.
2.1.2. Уровень компьютеризации учреждений системы начального профессионального образования (УНПО).
По состоянию на первое декабря 1999 года компьютерными классами располагают 60% учреждений начального профессионального образования (Приложение N 1). Однако типология средств учебной вычислительной техники разнообразна (Диаграмма 1) и представлена в основном компьютерами морально устаревшими, не совместимыми друг с другом как программно, так и аппаратно. Учебный класс Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), на базе которого осуществляется информационная подготовка всех категорий работников УНПО Челябинской области, оснащен компьютерами IBM 486 в количестве 7 штук.
"Качественный состав компьютерных учебных классов"
Диаграмма 1. Качественный состав компьютерных учебных классов
Соотнесение общего контингента (Приложение N 2) и количества компьютеров (различного типа) в образовательных учреждениях системы НПО Челябинской области показывает, что в настоящее время на один компьютер приходится 43, 36 учащихся.
Таким образом:
- из всех учебных компьютерных классов области лишь 19% (в большей или меньшей степени) соответствуют современным требованиям; практически отсутствуют такие средства информатизации, как сканер, копировально-множительные аппараты; принтеры в основном представлены - матричные;
- для подготовки по профессии "Оператор ЭВМ" обеспечены современными учебными компьютерными классами на достаточном уровне 4 из 17 УНПО, осуществляющих обозначенную подготовку;
- фактическая обеспеченность УНПО компьютерной техникой не соответствует утвержденным Министерством образования Российской Федерации требованиям к количеству рабочих мест в учебных компьютерных классах (1-2 компьютера на одного учащегося) при соотнесении количества компьютеров и контингента обучающихся в УНПО;
- необходимость работы Челябинского ИРПО в режиме опережающего развития по сравнению с учебными заведениями диктует потребность совершенствования материально-технической базы института как по качеству, так и по количеству.
2.1.3. Учебное программное обеспечение учреждений общего образования
При анализе программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений выявлено, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного назначения имеется в классах, оснащенных устаревшими средствами ВТ. Это, как правило, системное ПО, пакеты программ по поддержке курса информатики, текстовый редактор.
Компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами. В качестве учебных программ представлены пакеты по информатике "КУМИР", "РОБОТЛАНДИЯ", пакет ПО к учебнику информатики А.Г. Гейна. Программное обеспечение по другим предметам представлено слабо.
В 1999-2000 учебном году по рекомендации лаборатории информатизации образования ИДПОПР установлены программные пакеты "Репетитор" по физике, биологии, химии, русскому языку.
2.1.4. Учебное программное обеспечение учреждений начального профессионального образования
В процессе лицензирования и аттестации УНПО выявлено, что программное обеспечение компьютерных классов представлено следующим образом:
- морально и физически устаревшие классы типа "Корвет", "УКНЦ", "БК", "Ямаха", "Правец 8д" оснащены лицензионными операционными системами, инструментальными программными средствами, отдельными программами по курсу информатики;
- компьютерные классы на базе машин типа IBM-286, 386 оснащены программными пакетами "КУДИЦ";
- отдельные компьютерные классы на базе машин типа IBM-Pentium дополнительно оснащены программными пакетами "Репетитор" по предметам физика, биология, химия, русский язык;
- для компьютерной техники типа IBM практически отсутствуют лицензионные программные продукты (системные, инструментальные, прикладные).
В настоящее время практически прекратилось пополнение архива, программных средств учебных заведений, что привело к ограничению возможности применения новейших разработок в области программного обеспечения в образовательном процессе и в системе повышения квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников УНПО. Основные источники появления педагогических программных средств - совместная творческая работа педагогов и учащихся учебных заведений в рамках деятельности областного научного общества учащихся системы НПО, в результате которой учебные заведения пополняются контролирующими, обучающими, демонстрационными программами по предметам и профессиям. Особенно активно в данном направлении работают, осуществляющие подготовку не профессии "Оператор ЭВМ", профессиональные лицеи N 89, 111, училища N 25, 92. К сожалению, учитывая пользовательский уровень подготовленности учащихся в области программирования, фактическую компьютерную базу учебных заведений, создаваемые на базе УНПО программные средства, в большинстве своем не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к компьютерным учебным программам, в недостаточной степени используют возможности современной компьютерной техники.
Таким образом, налицо противоречие между требованиями Министерства образования Российской Федерации, предъявляемыми к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики и фактическим количественным и качественным состоянием материально-технической и программной базы компьютерных классов учреждений общего и начального профессионального образования Челябинской области.
2.2. Информационная инфраструктура системы образования
2.2.1. Система общего образования
На начало 1999 года в образовательных учреждениях и территориальных органах управления имелось менее 1000 рабочих станций, объединенных в локальные сети. Оценивая эту цифру, следует иметь и виду, что лишь 25% из них построены на основе использования современных сетевых операционных систем. Таким образом, менее 2% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и лишь менее 1% имеют сети в той или иной мере отвечающие современному уровню развития информационных технологий.
Аналогичная картина наблюдается и в области управления образованием. На начало года лишь около 6% территориальных органов управления применяют средства сетевого обмена.
Лишь 1,5% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении модемы и работают с теми или иными глобальными сетями. Наибольшее количество абонентов подключено к образовательной сети FreeNet. Имеются абоненты сети SurNet АО "Связьинформ".
2.2.2. Система начального профессионального образования
На первое декабря 1999 года менее 10% образовательных учреждений имели в своем распоряжении средства локального сетевого взаимодействия, из которых лишь 30% построены на основе использования современных сетевых операционных систем.
Доступ к возможностям глобальных компьютерных сетей представлен, в основном, разовыми сеансами отдельных учебных заведений (1,7%).
Таким образом:
- оснащение образовательных учреждений и территориальных органов управления современными средствами телекоммуникационной связи не соответствует требованиям;
- локальные сетевые технологии в учреждениях общего и начального профессионального образования находятся в зачаточном состоянии;
- в системе образования совершенно не развита информационная инфраструктура межсетевого взаимодействия.
2.3. Кадровое обеспечение информатизации
2.3.1. Кадровое обеспечение информатизации учреждений общего образования
На сегодняшний день менее 20% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.
В области управления образованием положение несколько лучше. Около 25% территориальных органов управления имеют подготовленных в той или иной степени специалистов.
Обеспеченность кадрами значительно отличается для городских и сельских районов области и находится примерно в соотношении 4:1.
Положение в области кадрового обеспечения значительно осложняется еще и тем, что в большинстве случаев в качестве подготовленного специалиста выступает преподаватель информатики, который перешел с преподавания другого предмета. О качестве подготовки специалистов говорит тот факт, что около 85% из них имеют высшее образование и только 27% - высшее техническое.
ГлавУО силами Института дополнительного профессионального образования педагогических работников проводит целенаправленную подготовку кадров в области информатизации для системы общего образования. Для различных категорий педагогических работников разработаны курсы "Методика преподавания информатики и организация работы компьютерного класса", "Администрирование школьной образовательной сети", "Информатизация образования в школе". За период с 1996 по 2000 год по проблемам информатизации в лаборатории информатизации образования ИДПОПР прошли повышение квалификации более 1500 человек. Потребность в кадрах в области информатизации за эти годы возросла до 600 человек ежегодно. В этой сфере значительна текучесть кадров высокой квалификации - в среднем учитель информатики работает в школе 4-6 лет. Социальная защищенность кадров высокой квалификации в области информатизации в системе образования низкая, так заработная плата учителя информатики, инженера в школе составляет по 12 разряду 600-900 рублей, тогда как в промышленной сфере заработная плата кадров аналогичной квалификации составляет 1800-3000 рублей.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что в сфере среднего общего образования Челябинской области требуются реальные действия по подготовке и закреплению квалифицированных кадров, способных решать сложнейшие задачи информатизации отрасли.
2.3.2. Кадровое обеспечение процесса информатизации учреждений начального профессионального образования
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений. Проводниками идеи информатизации непосредственно в учебных заведениях, как правило, являются преподаватели информатики, преподаватели специальных дисциплин по профессии "Оператор ЭВМ". Однако прогресс в данном направлении в значительной степени определяется и уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин (преподавателей-предметников), мастеров производственного обучения, руководителей училищ и лицеев: эту точку зрения разделяют 80% преподавателей-предметников и 92 % преподавателей информатики.
Нулевой срез знаний по основным понятиям информатики и вычислительной техники преподавателей-предметников УНПО перед началом обучения по комплексной программе повышения квалификации (обязательной один раз в 5 лет) показывает, что фактически лишь 25% слушателей имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовленности в области информатики. Проведенное Челябинским ИРПО исследование показало, что помимо причин общего характера (в частности, текучести и старения кадров, хронического совершенствования средств информационных технологий), на степень успешности освоения НИТ существенно влияют мотивационно-ценностные отношения, фактическое состояние информатизации в конкретных учебных заведениях. По мнению респондентов (работников УНПО) таковыми являются, например:
- наличие морально устаревшей компьютерной техники, либо полное ее отсутствие (60,7% опрошенных);
- ограниченный доступ в компьютерные классы на базе IBM совместимой техники в силу их физической загруженности, малокомплектности (21,6 % опрошенных);
- недостаточная обеспеченность профессиональных училищ программными средствами (16,2 % опрощенных), низкое качество компьютерных учебных программ (17,6 % опрошенных);
- отсутствие материального стимулирования практического использования педагогами компьютерных технологий обучения (19,5 % опрошенных).
Стоит отметить и тот факт, что те, кто начинал работать с вычислительной техникой в начале 60-х годов, сегодня уже в четвертый раз осваивают качественно новое поколение технических и программных средств.
Мнение преподавателей-предметников о направленности их дальнейшей информационной подготовки представлено на диаграмме 2.
"Мнение преподавателей о содержательной направленности их дальнейшей подготовки в области НИТ (% к числу опрошенных) "
Диаграмма 2. Мнение преподавателей о содержательной направленности их дальнейшей подготовки в области НИТ (% к числу опрошенных)
Для преподавателей информатики, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по профессии "Оператор ЭВМ" актуальным является совершенствование знаний, навыков в области методического обеспечения новых информационных технологий, стажировка в учебных классах, оснащенных современной компьютерной техникой, средствами телекоммуникаций.
Анализ уровня квалификации учителей, инженерно-педагогических работников образовательных учреждений показал, что новые информационные технологии намного опережают в своем развитии возможности современных педагогов к использованию этих технологий в реальной педагогической практике.
2.4. Основные направления информатизации образовательного процесса учебных заведений
2.4.1. Направления использования НИТ в учреждениях общего образования
Основными направлениями использования НИТ в учреждениях общего образования являются учебный процесс, делопроизводство, бухгалтерский учет.
"Опыт использования вычислительной техники (в базовых ОУ)"
В учебном процессе информатизация образования разворачивается через освоение учащимися фундаментальных знаний и навыков курса информатики. Дальнейшее освоение новых информационных технологий происходит через их использование на других предметах и изучение на углубленных, факультативных и внеурочных курсах. Курс информатики является для процесса информатизации образования в школе системно-образующим и гарантирующим дальнейшее развитие этого процесса для системы образования в целом.
В целях программно-методического обеспечения процесса информатизации образования лабораторией информатизации образования ИДПОПР разработана Концепция преподавания информатики и информационных технологий в школе, которая одобрена методическим советом учителей информатики Челябинской области. Исходя из минимально возможных для усвоения Государственного образовательного стандарта "Обязательного минимума содержания образования основной школы" базовый курс информатики реализуется в 7 - 9 классах основной школы по 2 часа в неделю.
Совместно с ЮУрГУ лабораторией информатизации образования разработана программа вступительных экзаменов по информатике для абитуриентов.
2.4.2. Целевая ориентация использования НИТ в образовательном процессе учреждений начального профессионального образования
В настоящее время в учреждениях начального профессионального образования наиболее активно развивается подготовка по профессии "Оператор ЭВМ" (15% УНПО). В училищах, располагающих IBM-совместимой вычислительной техникой, практикуется курсовая подготовка пользователей персонального компьютера.
/-----------------------------------\
|Основные направления информатизации|
| образовательного процесса УНПО |
\-----------------------------------/
|
/-------------------------------------------\
| |
/-------------------\ /--------------------------\
| Информатика как | | Новые информационные |
| объект изучения | | технологии как средство: |
\-------------------/ \--------------------------/
| |
| /--------------+-----------\
| | | |
| /--------------------------\ /----------\ /----------\ /----------\
| |Предмет "Информатика | | обучения | |воспитания| |управления|
|-|и автоматизация | \----------/ \----------/ \----------/
| |производства на базе ЭВТ" |
| \--------------------------/
| /--------------------------\
| |Подготовка по профессии |
|-|"Оператор ЭВМ" |
| \--------------------------/
| /--------------------------\
| |Подготовка по профессиям, |
| |использующим НИТ |
\-|(секретарь-референт, |
|бухгалтер,...) |
\--------------------------/
Схема 1. Информатизация образовательного процесса УНПО: основные направления
К сожалению, в некоторых училищах снижается интерес к курсу "Информатика автоматизация производства на основе электронно-вычислительной техники" в силу использования в учебном процессе морально устаревших компьютеров или полного их отсутствия, а в училищах, осуществляющих подготовку по профессии "Оператор ЭВМ", по этой же причине, страдает качество обучения. Крайне недостаточно использование потенциала новых информационных технологий на занятиях по общеобразовательным и специальным предметам, в управленческой деятельности (Диаграмма 3), что объясняется факторами обозначенными в параграфах 2.1, 2.3 настоящего документа.
"Практическое использование компьютерной техники в образовательном процессе УНПО"
Диаграмма 3. Практическое использование компьютерной техники в образовательном процессе УНПО
С целью научно-методического и организационного обеспечения обозначенных направлений информатизации в УНПО лабораторией информационных технологий Челябинского ИРПО:
- разработан и проходит опытную эксплуатацию на базе учебных заведений Региональный образовательный стандарт для подготовки квалифицированных служащих по профессии "Оператор ЭВМ";
- разработаны "Методические рекомендации по информационной подготовке учащихся"; осуществляется разработка методики обучения по информационным дисциплинам, обобщение и распространение опыта квалифицированных преподавателей-практиков; обеспечивается консультирование; научно-методическая помощь УНПО.
На базе Челябинского ИРПО действует секция "Информационные технологии" областного научного общества учащихся УНПО.
2.5. Координация работ по информатизации
2.5.1. Система общего образования
Координация работ по информатизации образования проводится в рамках деятельности Главного управления образованием и Института дополнительного профессионального образования педагогических работников. На базе лаборатории информатизации образования в 1999 был создан Центр информатизации образования, который осуществляет весь спектр работ в пределах выделяемых бюджетом средств. Основными направлениями Центра являются:
- формирование, обеспечение функционирования и развития инфраструктуры информатизации общего образования на территории Челябинской области;
- проведение совместных с учреждениями образования региона исследовательских и проектных работ по информатизации общего образования;
- координация деятельности на региональном уровне по федеральной программе в области информатизации России, ее адаптация к интересам образования региона;
- участие в разработке, реализации и сопровождении корпоративных проектов, формирующих единое информационное пространство системы общего образования;
- дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации педагогических работников системы образования Челябинской области в области новых информационных технологий обучения, научной и организационной деятельности в установленном порядке.
Совместно с территориальными органами образования осуществляется координация действий по информатизации образования. Наиболее "продвинутые" регионы области: Челябинск, Магнитогорск, Копейск, Миасс, Кыштым, Златоуст имеют программы или планы информатизации образования и разворачивают свою деятельность совместно с ГлавУО и ИДПОПР.
2.5.2. Система начального профессионального образования
Информатизация системы НПО Челябинской области осуществляется в соответствии с областной Программой информатизации системы НПО (приказ УПО ПТО N 349 от 7.05.1993г.), на основании которой в структуре Челябинского ИРПО была создана лаборатория информационных технологий. Основными направлениями деятельности лаборатории являются:
- научно-методическое сопровождение информатизации образовательного процесса УНПО и Челябинского ИРПО;
- участие в подготовке и повышении квалификации в области информатики и вычислительной техники различных категорий слушателей (работников УНПО, Челябинского ИРПО, сторонних слушателей);
- программно-техническое сопровождение информатизации (изучение и анализ рынка технических и программных средств; консультирование по вопросам приобретения; наличия на рынке, эффективности использования и потребности в компьютерной технике учреждений НПО и Челябинского ИРПО; техническое обслуживание компьютерной техники и т.п.).
Анализ текущего состояния информатизации системы образования Челябинской области позволил сделать следующие выводы:
1. Сравнительная характеристика различных аспектов информатизации образовательных учреждений области показала, что наиболее не обеспеченными в части новых информационные технологий на сегодняшний день являются учреждения общего и начального профессионального образования.
В образовательных учреждениях области, и прежде всего, общего и начального профессионального образования, в эксплуатации находятся разнородные средства вычислительной техники, несовместимые друг с другом ни аппаратно, ни программно, характеризующиеся низкой степенью надежности. Абсолютное большинство компьютеров не удовлетворяют современным требованиям, что не позволяет использовать в учебном процессе и управленческой деятельности современные программные продукты.
Программное обеспечение компьютерной техники учреждений общего и начального профессионального образования в значительной степени не соответствует содержанию образовательных стандартов по предметам и профессиям. Практически отсутствуют лицензионные программные продукты (системные, инструментальные, прикладные).
Успешному внедрению идей информатизации в образовательный процесс, наряду с недостаточным материально-техническим оснащением, препятствует крайне низкая информационная подготовленность инженерно-педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
Развитие сетевых технологий в учреждениях общего и начального профессионального образования находится в зачаточном состоянии, что практически исключает возможность создания единого информационного пространства системы образования Челябинской области.
2. Создание информационной структуры системы образования Челябинской области в ряду других (муниципального самоуправления, здравоохранения и социальной защиты, культуры и др.) должно осуществляться в следующих направлениях;
- Техническом (рациональное использование современных средств вычислительной техники и связи, усовершенствование, развитие);
- Информационно-технологическом (применение новых информационных технологий, систем хранения, обработки и передачи данных);
- Программно-методическом (приобретение или разработка программных средств, систем по методологии информатизации образования):
- Методико-педагогическом (формирование рациональных общеобразовательных обучающих программ и программ по специальностям, совершенствование методики обучения работе с компьютерами и сетями, подготовка и переподготовка педагогических кадров);
- Организационном (разработка системы организационных мероприятий по повышению эффективности применения новых информационных технологий в образовании).
III. Цели и задачи информатизации системы образования Челябинской области
Целью настоящей Программы является создание единого информационного образовательного пространства Челябинской области на основе современных информационных технологий.
Основные задачи Программы:
- формирование и развитие информационной культуры учащихся и педагогов, подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;
- создание и реализация механизма оснащения учебных заведений Челябинской области средствами новых информационных технологий;
- разработка и внедрение в реальную педагогическую практику образовательных технологий на основе использования компьютера и современных средств телекоммуникаций с целью повышения эффективности образовательного процесса, работы педагогов и существенного улучшения на этой базе качества обучения и воспитания;
- обеспечение доступности непрерывного образования на уровне мировых стандартов на основе современных информационных технологий, технических средств, сетей, систем коммуникаций;
- совершенствование содержания системы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений в части применения информационных технологий в образовательном процессе;
- информационная интеграция системы образования Челябинской области в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру Российской Федерации, мировое информационное пространство.
IV. Основные принципы и направления информатизации системы образования
Челябинской области
Основой информатизации системы образования Челябинской области определены следующие концептуальные принципы:
Принцип приоритетности личности ученика и образовательного процесса.
Принцип доступности обучающихся, педагогов и руководителей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям, базам данных.
Принцип единства информационного образовательного пространства на основе создания информационной сети образовательных учреждений Челябинской области и последующей интеграции его в единое информационное образовательное пространство Российской Федерации, мировое информационное пространство.
Принцип системности использования в управлении образованием имеющейся вычислительной техники и программного обеспечения для информатизации всех аспектов деятельности.
Принцип деконцентрации - усиление самостоятельности и ответственности субъектов системы образования (на уровне подразделений, педагогов).
Принцип стандартизации и унификации информационных потоков (документооборота) в рамках системы образования.
Принцип многоканальности финансировании процесса информатизации образования.
Для обеспечения максимальной реализации потенциальных возможностей информатизации предлагается осуществлять корректировку и развитие процесса информатизации системы образования через разработку и внедрение ряда взаимосвязанных проектов. Осуществляя декомпозицию цели, можно выделить три основных проекта (рис.1)
"Декомпозиция цели информатизации системы образования Челябинской области"
Рис.1 Декомпозиция цели информатизации системы образования Челябинской области
Проект N 1. Создание информационной сети системы образования Челябинской области.
Различия в обеспечении доступа к НИТ в образовании увеличивают неравенство между обучаемыми в возможности получения качественного общего и профессионального образования, а также к отчуждению как между обществами, так и внутри общества. Эти различия определяются следующими условиями:
- распределение образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
- различным уровнем доходов семей обучаемых, разрыв между которыми в современной России очень велик;
- значительным разрывом в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных территориях области.
При формировании государственной, региональной политики в области информатизации необходимо приложить максимум усилий по сглаживанию этих противоречий.
Анализ состояния информатизации образовательных учреждений Челябинской области однозначно свидетельствует о том, что приоритетным на сегодняшний день является проект создания информационной системы образования, который предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- компьютеризация образовательных учреждений;
- построение информационной инфраструктуры системы образования Челябинской области на основе новых информационных технологий.
При компьютеризации основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы информатизации, следовательно, задача компьютеризации образовательных учреждений может быть решена при наличии соответствующих финансовых ресурсов. Поэтому чрезвычайно важно:
- разработать стратегию оснащения образовательных учреждений области современными средствами информационных технологий;
- избегать лишних затрат, приобретая морально устаревшую технику или технику разных типов, а также программные средства, не соответствующие потребностям образования.
Данную задачу предлагается решать поэтапно.
Первый этап - создание территориальных учебных центров информационных технологий (УЦИТ) на базе учреждений общего и начального профессионального образования. Основная задача УЦИТ - обеспечение открытого, широкого доступа к возможностям современных информационных технологий (в т.ч. и на дистанционной основе) как можно большего количества учащихся из различных образовательных учреждений, населения различных территорий Челябинской области.
Назначение УЦИТ многофункционально и предусматривает деятельность в следующих направлениях:
- информационная подготовка учащихся учреждений общего и начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- организация и проведение учебных занятий по различным предметам, конкурсов, олимпиад и т.д. с использование НИТ;
- разработка, апробация и популяризация информационных технологий обучения, включая разработку и подготовку к изданию их методического и дидактического обеспечения;
- повышение квалификации в области НИТ работников бюджетных организаций (учреждений дошкольного, среднего общего, начального профессионального образования и др.).
- обучение, переподготовка, повышение квалификации в области НИТ сторонних слушателей;
- оказание консультационных услуг по программно-техническим средствам, методическому обеспечению НИТ.
Выбор месторасположения УЦИТ осуществляется на многофакторной основе, с учетом:
- наличия в образовательном учреждении необходимого для полноценного функционирования УЦИТ материального, кадрового, методического обеспечения;
- положительных рекомендаций главы муниципального образования, на территории которого располагается образовательное учреждение, Главного управления образования или Главного управления профессионального образования и науки;
- гарантий главы муниципального образования, руководителей образовательных учреждений о долгосрочном материальном обеспечении и целевом использовании УЦИТ.
Минимальное количество УЦИТ на территории муниципального образования, создаваемых за счет областного бюджета, кроме описанных выше условий, базируется на основе социальной справедливости и определяется исходя из площади территорий, компактности расположения населенных пунктов, количества населения, учебных заведений, учащихся, финансово-экономической целесообразности, степени самообеспеченности финансовыми ресурсами.
Положение об УЦИТ дано в Приложении N 3.
Конфигурация компьютерного класса дана в Приложении N 4.
Второй этап - совершенствование материально-технической базы информатизации в учебных заведениях, не обозначенных в качестве УЦИТ (по мере изыскания дополнительных источников финансирования).
Помимо установки компьютерных классов обозначенной в приложении N 4 конфигурации в образовательных учреждениях могут создаваться и такие учебные классы, как:
- мультимедиа-аудитория (Приложение N 5);
- аудитория на базе использования кодоскопа (Приложение N 6).
Это работу целесообразно осуществлять в направлениях рационального использования, усовершенствования и развития.
Построение информационной инфраструктуры системы образования Челябинской области на основе новых информационных технологий - вторая задача, которая должна решаться параллельно с процессом компьютеризации образовательных учреждений.
Суть информатизации заключается не в простом оснащении учреждений аппаратным и программным обеспечением. Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. При информатизации основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, говоря об информатизации системы образования Челябинской области, мы должны иметь в виду задачу создания инфраструктуры, обеспечивающей свободное, многостороннее движение информационных потоков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности образовательных учреждений области.
Система образования Челябинской области представляет собой сетевую структуру с наличием как вертикальных, так и горизонтальных связей. В связи с этим информационная сеть системы образования должна обеспечивать:
- объединение образовательных учреждений - юридических лиц между собой;
- объединение образовательных учреждений и управленческих структур;
- взаимодействие образовательных учреждений и управленческих структур с внешним миром посредством выхода в глобальную компьютерную сеть.
Объединение образовательных учреждений между собой позволит реализовать:
- открытое общение учащихся различных образовательных учреждений, территорий;
- проведение сетевых предметных олимпиад;
- обмен опытом между педагогами, руководителями образовательных учреждений;
- систему сбора, хранения, обработки и распространения передового педагогического опыта;
- совместные образовательные, творческие, коммерческие проекты (в т.ч. и на дистанционной основе).
Задача предстоящего периода - дальнейшее изучение информационных потребностей всех уровней управления образованием, определение структуры данных для каждого уровня, создание служб мониторинга (с использованием возможностей новых информационных технологий) по уровням управления и формирование на их основе глобальной управленческой структуры. Далее будет происходить наращивание функциональных возможностей информационной системы, а также ее информационное наполнение.
Проект N 2. Разработка и внедрение программно-методического обеспечения информатизации
Разработка и внедрение программно-методического обеспечения информатизации включает в себя следующие аспекты;
1. Разработка программно-методического обеспечения для сбора и обработки информации в условиях функционирования областной образовательной информационной сети; создание компьютерных информационных фондов различной тематический и функциональной направленности;
2. Разработка (приобретение) программно-методического обеспечения по учебным предметам (профессиям) (в.ч. и по дистанционной форме обучения);
Разработка вариативных учебно-методических материалов (в форме компьютерных программ, печатной, аудио- и видео-продукции), позволяющие обеспечить изучение ПИТ, а также применение ПИТ в качестве средства обучения во всех дисциплинах для учебных заведений всех типов и уровней.
3. Разработка (приобретение) программно-методического обеспечения для административных служб учебных заведений;
4. Разработка и внедрение лабораторных работ по различным учебным дисциплинам с использованием компьютерного и физического моделирования;
5. Разработка (приобретение) программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов и руководителей учебных заведений (в.ч. и по дистанционной форме обучения).
6. Научное обеспечение образовательного процесса на базе новых информационных технологий. Системный анализ развития и внедрения ИТ, разработку новых принципов организации вычислительного процесса, создание описания предметных областей и математических модулей, возникающих при этом формализуемых и трудно формализуемых задач, разработку базовых информационных процессов, проектирование и внедрение средств новых информационных технологий в виде интерактивных, аудио, видео, компьютерных, телекоммуникационных средств.
Решение обозначенных задач планируется реализовать через непосредственное участие специалистов; главного управления образования, главного управления профессионального образования и науки, комитета информационного и программного обеспечения администрации области, Челябинского ИРПО и ИДПОПР, академических высших учебных заведений Челябинской области и других организаций.
При создании учебных центров информационных технологий в комплекте с техническим их оснащением должны поставляться базовые пакеты программного обеспечения (Приложение N 7).
Проект N 3. Повышение квалификации, переподготовка в области новых информационных технологий руководящих и инженерно-педагогических кадров образовательных учреждений (среднего общего и начального профессионального).
Известно, что при переходе к новым средствам обучения, решение задач подготовки кадров занимает одно из ключевых мест и требует не меньше ресурсов, чем выделяется на приобретение соответствующих технических средств. Новые, нетрадиционные формы информационной технологии обучения, проникая на урок, не только влияют на устоявшиеся представления преподавателя и мастера, но и изменяют их психологию, сознание и фактически способствуют созданию педагогической технологии. Педагогам приходится осваивать новые информационные технологии и одновременно изменять: систему учебной работы учащихся, отношения в педагогическом и ученическом коллективах, цели и содержание учебной работы, способы оценки результатов. В условиях всеобщей информатизации базисом и составляющей профессиональной культуры, профессионального мастерства инженерно-педагогических и руководящих работников образовательных учреждений является их информационная культура, которая должна обеспечивать им реальную возможность использовать новые информационные технологии и обучении различным предметам и в управлении образованием.
Анализ существующих подходов к содержанию подготовки и повышения квалификации педагогов в области НИТ позволил нам выделить следующие этапы приобщения их к миру информатики и вычислительной техники:
- компьютерная осведомленность (ознакомительный, базовый уровень);
- компьютерная грамотность (пользовательский, специализированный уровень);
- информационная культура (дополнительный уровень). Для достижения указанных уровней подготовленности необходимо наличие вариативной, многоуровневой модели повышения квалификации (переподготовки) в области новых информационных технологий (НИТ) преподавателей-предметников, мастеров производственного обучения и руководящих работников образовательных учреждений.
Учебные программы должны носить профильный характер с ориентацией на квалификационные требования различных категорий слушателей.
Цели обучения новым информационным технологиям в системе повышения квалификации:
/--------------------------------------------------------\
| Обучение новым информационным технологиям |
\--------------------------------------------------------/
|
/--------------------------------------------------------\
| Информационная культура - как совокупность устойчивых |
| навыков постоянного эффективного применения |
| достижений информационной цивилизации |
\--------------------------------------------------------/
| |
/---------------------------------\ /------------------------------\
| Выработка навыков применения | | Формирование сознания |
| новых информационных технологий | | необходимости информатизации |
\---------------------------------/ \------------------------------/
Получение необходимых знаний, формирование педагогических умений и положительного отношения к деятельности с применением НИТ может осуществляться, например, через повышение квалификации (переподготовку) на базе Челябинского ИРПО, ИДПОПР с отрывом от учебного процесса или без отрыва от основной работы на базе отдельных учебных заведений (по мере оснащения их современной компьютерной техникой).
В качестве организационных форм могут выступать:
- тематические курсы ("Пользователь персонального компьютера" (включая раздел "Технология работы в компьютерных сетях"), "Методика организации внеклассной работы с помощью НИТ", "Администрирование сети образовательного учреждения", и т.д.);
- периодические семинары-практикумы, секции, конференции;
- школы на постоянно действующей основе и др.
Развитие единого информационного образовательного пространства - непростая задача, решение которой предусматривает возможность дойти практически до каждого учителя. В мире информационных и коммуникационных технологий это действительно может стать реальностью. Телеконференции по отдельным предметам и образовательным областям предоставляют возможности для свободного обмена мнениями между учителями по методике преподавания данного предмета, Система методической поддержки и повышения квалификации педагогов будет постепенно становиться распределенной и дистанционной, наряду с формированием сообщества на базе личного общения.
В первую очередь (в течение 2000-2001 учебного года) повышение квалификации (переподготовку) должны пройти преподаватели-методисты учебных центров информационных технологий, преподаватели информатики с тем, чтобы впоследствии именно они выступали в качестве мультипликаторов идей информатизации.
Постоянное совершенствование средств НИТ обеспечивает хроническую актуальность проблемы повышения их квалификации в области информатики и вычислительной техники. Поэтому параллельно с компьютеризацией учебных заведений должна решаться проблема кадрового обеспечения процесса информатизации системы образования Челябинской области.
V. Организационное, финансовое обеспечение программы, механизм реализации
и контроль за ходом ее выполнения
Управление стратегией и тактикой развертывания информатизации образования Челябинской области будет реализовано по административной, координационной и научно-методической линиям (см. рис.3).
"Структура взаимодействия субъектов при реализации Программы информатизации образования"
Рис.3. Структура взаимодействия субъектов при реализации Программы информатизации образования
Управление и финансовое обеспечение - ключевые вопросы эффективности и выполнимости настоящей Программы. В связи с эти необходимо создание адекватной организационной структуры, призванной объединить как известных ученых, методистов, практиков, так и представителей управленческого аппарата. Примерный функционал отдельных субъектов организационной структуры обозначен в разделе IV настоящего документа.
Руководитель программы и координационный совет информационных технологий образования и науки осуществляет контроль за Программой в целом. ГУО, ГУПОиН и другие организации по целевым проектам Программы. Руководитель Программы - первый заместитель Губернатора Челябинской области.
Одним из основополагающих принципов настоящей Программы является принцип многоканальности финансирования процесса информатизации образования, подразумевающий использование в качестве источников финансирования областной и местные бюджеты, внебюджетные поступления.
Финансирование мероприятий по реализации Программы информатизации системы образования Челябинской области
-------------------------------------------------------------------------
Источники |2000г.|2001г.|2002г.|2003г.|2004г.|2005г.| Всего
финансирования |(млн. |(млн. |(млн. |(млн. |(млн. |(млн. | 2000-2005
| руб.)| руб.)| руб.)| руб.)| руб.)| руб.)|(млн.руб.)
-------------------+------+------+------+------+------+------+-----------
Областной бюджет | 20 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 95
-------------------------------------------------------------------------
Компьютерная техника, программное обеспечение, поставляемые в учебные заведения области в ходе реализации Программы, передаются на договорных началах муниципальным образованиям, в соответствии с действующим законодательством при условии использования их в соответствии с примерным положением об учебном центре информационных технологий (приложение N 3).
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для областных государственных нужд. Конкретизация плана мероприятий Программы информатизации дана в приложении N 8.
VI. Заключение
В российской сфере образования ключом к решению многих проблем, сегодня является информатизация, которая облегчает решение многих проблем, накопившихся в образовательных учреждениях и в органах управления ими. Информационные технологии - инфраструктура, несущая конструкция, точка опоры, на которой можно строить самые разнообразные образовательные, научные, социальные проекты.
Настоящая Программа, намечающая стратегические цели и пути их достижения, может стать составляющей частью любого проекта реформ образования, опирающегося на объективные закономерности.
Главным результатом выполнения программы в полном объеме станет создание единого регионального информационного образовательного пространства, в котором все субъекты образовательной деятельности - учащиеся и студенты, преподаватели и мастера производственного обучения, научные работники ВУЗов, администраторы системы образования и т.д. - получат доступ к необходимой информации, как специальной, так и общего характера, что будет способствовать гуманизации образования, его выходу на качественно более высокий уровень. Благодаря сотрудничеству систем общего и начального, среднего, высшего профессионального образования в максимальной степени будут реализованы потребности в получении всех видов образования, переподготовки и повышения квалификации в области информатики и информационных технологий. Научно-педагогические и научно-методические исследования, выполняемые силами ведущих специалистов системы образования Челябинской области по проблемам информатизации, помогут решить часть проблем социо-культурного развития региона.
Приложения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.