Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 21 ноября 2000 г. N 64/7
Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в городе Челябинске
1. Введение
К твердым бытовым отходам (далее - ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.
ТБО образуются из двух источников:
1. Жилых зданий;
2. Административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.)
Основной проблемой реформирования жилищно-коммунального хозяйства является перевод его на полную самоокупаемость. Основными направлениями работ по решению данной проблемы являются:
1. Внедрение комплексной механизации санитарной очистки городов, повышение технического уровня, надежности, снижения металлоемкости по веем группам машин и оборудования;
2. Двухэтапная система транспортировки отходов;
3. Максимально возможная утилизация, вторичное использование отходов;
4. Экологически безопасная переработка и складирование оставшейся части отходов;
5. Развитие рынка вторичного сырья;
6. Поощрительная налоговая, кредитная и амортизационная политика в области обращения с твердыми бытовыми отходами;
7. Внедрение системы муниципального учета и контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО;
8. Оптимизация тарифов за сбор, транспортировку и утилизацию ТБО;
9. Снижение стоимости услуг для населения и повышение эффективности системы управления ТБО.
Главная задача реализации этих целей состоит в комплексном использовании всех рычагов управления и ресурсосбережения: экологических, технических, экономических, нормативных, правовых и информационных.
2. Анализ существующего положения в области управления твердыми бытовыми
отходами
В настоящее время деятельность муниципалитета в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования. Сбор производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на территории домовладения. Тип и емкость применяемых контейнеров зависит от количества накапливаемых отходов, типа и этажности застройки, а также от способа погрузки и вывоза ТБО. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также требуют больших затрат на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2-х лет, что в 2-2,5 раза ниже нормы.
В связи с ростом городского населения все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальние расстояния.
Среднее по городу Челябинску расстояние вывоза ТБО составляет 21,8 км. Как показывают статистические данные, дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает, соответственно растет себестоимость их транспортировки.
Накопление ТБО в городе Челябинске составляет в среднем около 500 тысяч тонн в год.
Основная масса ТБО вывозится на городскую свалку, занимающую свыше 50 га земли. Кроме того в каждом районе города расположено большое количество несанкционированных свалок. В настоящее время в городе нет ни одного объекта захоронения ТБО, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарно-гигиеническим и экологическим нормам и правилам. Свалки представляют значительную эпидемиологическую опасность, нарушают природный ландшафт и являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
При обращении с ТБО необходимо учитывать, что они содержат ценные утильные компоненты. В таблице 1 представлен ориентировочный морфологический и физико-химический состав ТБО города Челябинска.
Таблица 1
Морфологический и физико-химический состав ТБО для города Челябинска
(по данным ГУП "Уральский научно-исследовательский институт Академии
коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова")
-------------------------------------------------------------------------
Компонент | Количество в %
-------------------------------------------------------+-----------------
Пищевые отходы |34,6
-------------------------------------------------------+-----------------
Бумага, картон |21,9
-------------------------------------------------------+-----------------
Древесина |1,9
-------------------------------------------------------+-----------------
Черный металлолом |0,8
-------------------------------------------------------+-----------------
Цветной металлолом |0,7
-------------------------------------------------------+-----------------
Консервные банки |3,0
-------------------------------------------------------+-----------------
Текстиль |3,9
-------------------------------------------------------+-----------------
Кости |2,3
-------------------------------------------------------+-----------------
Стекло |11,9
-------------------------------------------------------+-----------------
Кожа, резина |1,5
-------------------------------------------------------+-----------------
Полимерные материалы |9,8
-------------------------------------------------------+-----------------
Шлаки |0,1
-------------------------------------------------------+-----------------
Прочее |1,2
-------------------------------------------------------+-----------------
Отсев менее 15 мм |6,4
-------------------------------------------------------------------------
Физико-химический состав ТБО
-------------------------------------------------------------------------
Зольность на рабочую массу, % |10...21
-------------------------------------------------------+-----------------
Зольность на сухую массу, % |20...32
-------------------------------------------------------+-----------------
Органическое вещество на сухую массу, % |68...80
-------------------------------------------------------+-----------------
Влажность, % |35...60
-------------------------------------------------------+-----------------
Плотность, кг/м3 |190...200
-------------------------------------------------------+-----------------
Теплота сгорания низшая на рабочую массу, кДж/кг |5000...8000
-------------------------------------------------------------------------
Агрохимические показатели, % на сухую массу
-------------------------------------------------------------------------
Азот общий, N |0,8...1
-------------------------------------------------------+-----------------
Фосфор РО |0,7...1,1
-------------------------------------------------------+-----------------
Калий КО |0,5...0,7
-------------------------------------------------------+-----------------
Кальций СаО |2,3...3,6
-------------------------------------------------------------------------
Как видно из приведенных данных, ТБО содержат такие ценные компоненты, как бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы.
При захоронении ТБО на полигонах эти утильные фракции безвозвратно теряются. В частности теряется 109,5 тысяч тонн макулатуры, 22,5 тысяч тонн металлолома, 49 тысяч тонн полимерных материалов, 59,5 тысяч тонн стекла.
В настоящее время в мире используется много технологий по обезвреживанию ТБО. Одним из методов обезвреживания ТБО является биотермический метод (биологическая переработка ТБО с получением компоста и биотоплива). Однако компосты из ТБО, как отмечают специалисты, содержат тяжелые металлы и редкие элементы. Содержание этих веществ в компостах из ТБО вызывает у ряда исследователей сомнение в правомочности систематического внесения таких компостов в почву. В компостах из ТБО, изготовленных в аэробных условиях, происходит резкое снижение растворимости микроэлементов. Подсчитано, что при ежегодном внесении 10 тонн компоста на 1 га содержание редких элементов (медь, цинк, хром, марганец, бор и др.) увеличивается на 1% за год. Исходя из этих соображений, специалисты считают, что использование компостов может быть разрешено только при строгом соблюдении действующих санитарных правил и контроля за их выполнением.
В мировой практике в области термического обезвреживания ТБО применяется больше десятка технологий сжигания бытовых отходов. Цель сжигания - уменьшение объема ТБО, уничтожение под действием высоких температур патогенной микрофлоры. В области термического обезвреживания ТБО добились успеха такие страны, как Япония, где в 1990 году сжигалось 74% отходов, Швейцария - 77%, Дания - 78%. В 1997 году в Германии работало 57 мусоросжигательных заводов, в Великобритании работают 23 завода, планируется ввод еще 22 заводов. За последние 10 лет США интенсивно строят заводы по термической обработке ТБО (далее - ЗТО), что позволило им сжигать до 30% ТБО. В Москве термическая обработка ТБО на современном уровне ведется с 1972 года.
На всех ЗТО обеспечивается утилизация тепла и извлечение черного металлолома.
В процессе сгорания ТБО на мусоросжигательном заводе наряду с дымовыми газами образуются еще два вида отходов: шлак и зола. Важной задачей при эксплуатации ЗТО является утилизация или захоронение золы и шлака, масса которых составляет до 30% от сухой массы ТБО. Проблема утилизации золы и шлака в настоящее время решена и находится в стадии внедрения.
Выбранная технология обезвреживания ТБО должна основываться на следующих критериях:
1. Экологическая приемлемость с точки зрения сокращения загрязнения атмосферы, водных источников, почвы.
2. Санитарная и эпидемиологическая безопасность всей системы сбора, транспортировки, обезвреживания и утилизации отходов.
3. Выполнение законодательных норм по выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду из комплексов по обезвреживанию отходов (экологическая безопасность), включая системы газоочистки, удаления золы, шлака и очистки сточных вод.
4. Эффективность технологических и конструктивных решений, включающих производительность технологии, уровень ее автоматизации, степень защищенности от аварийных ситуаций и залповых выбросов, коэффициент использования энергоносителей, применяемых в технологии.
5. Капитальные вложения и сроки реализации капитальных вложений, приведенные стоимостные удельные затраты на обезвреживание единицы массы ТБО.
В последнее время стратегия в области управления отходами подвергается существенным изменениям. Главными причинами таких изменений явились увеличение загрязнения природной среды и их негативное влияние на здоровье населения, а также происшедшие изменения в экологической политике и законодательстве.
В 1998 году в России принят Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", определяющий правовые основы обращения с бытовыми и промышленными отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Законодательным собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области "Об отходах производства и потребления", регулирующий отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами и другими юридическими и физическими лицами и охватывающий все виды деятельности в сфере обращения с отходами. Решением Челябинской городской Думы утвержден "Порядок обращения с отходами потребления в городе Челябинске", регулирующий отношения в области обращения с отходами потребления.
Основными задачами управления отходами являются:
1. Максимальное использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;
2. Оптимальная эксплуатация существующих полигонов ТБО с учетом последующей рекультивации территорий;
3. Строительство мусоросортировочных комплексов от производственной и социальной сфер образования ТБО;
4. Строительство пунктов сбора вторичного сырья от населения;
5. Строительство предприятий по переработке вторичного сырья.
Таким образом, политика в сфере управления отходами ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.
При такой постановке задачи одним из важнейших элементов является селективный сбор и сортировка отходов перед их удалением с целью извлечения полезных компонентов и опасных для сжигания компонентов.
Однако в настоящее время в городе муниципальная система учета, сбора и использования вторичных ресурсов отсутствует. При переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы использование вторичных ресурсов. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой вторичных материалов, при акционировании частично перешли на другие виды деятельности. Разрушение централизованной системы сбора и переработки отходов и общее падение промышленного производства резко снизили объемы сбора и использования вторичного сырья. Поэтому перед Администрацией города стоит большая задача по созданию системы сбора и использования вторичных ресурсов в новых социально-экономических условиях.
Несмотря на то, что отходы из жилого фонда являются существенным источником вторичного сырья, практическая реализация селективного сбора ценных компонентов представляет собой сложную проблему, связанную с организацией сбора и переработки загрязненного материала, а также с уровнем цен на сырье соответствующего качества. С этой точки зрения на первом этапе развития системы обращения с ТБО наибольший интерес представляет сбор вторичного сырья из отходов общественных и коммерческих организаций, количество и качество которого выше качества вторичного сырья, содержащегося в ТБО жилого фонда.
Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов в целом по городу, а также исключить несанкционированное их размещение. Это привело к образованию многочисленных стихийных, несанкционированных свалок.
Принимаемые организационные и практические меры в городе по стабилизации и оздоровлению среды от отходов потребления не приводят к значительному эффекту, главным образом, по следующим причинам:
1. Отсутствие единой идеологии в системе сбора и обезвреживания отходов потребления в городе;
2. Неудовлетворительная координация работ;
3. Недостаточный объем финансирования;
4. Отсутствие эффективного экономического механизма с целью стимулирования создания производств по переработке отходов;
5. Недостаточно эффективного ресурсосбережения;
6. Медленного внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов.
3. Основные направления сбора, транспортировки и обезвреживания твердых
бытовых отходов
Организация санитарной очистки городов от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом определяются конкретными условиями, из которых основными являются:
1. Численность и плотность городского населения;
2. Уровень благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления и теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);
3. Климатические и другие природные условия;
4. Архитектурно-планировочная композиция города;
5. Состояние и перспектива развития жилой застройки;
6. Экономические возможности.
3.1. Сбор и транспортировка твердых бытовых отходов
Численность городского населения является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта их обезвреживания. В настоящее время происходит рост городского населения в основном за счет притока из сельской местности, что приводит к чрезмерной плотности в центрах агломерации и недостаточной плотности населения в периферийных районах. Поэтому в крупных городах необходимо создавать систему, обеспечивающую централизованный сбор, транспортировку и функционирование предприятий по обезвреживанию и переработке отходов.
Климатические условия также являются одним из определяющих факторов при организации сбора и удаления отходов и выборе технологии обезвреживания ТБО.
Этими условиями определяются специфика застройки, особые требования к эксплуатации технических средств (контейнеров и спецтранспорта), сроки удаления ТБО и др.
Контроль за движением отходов в настоящее время должен осуществляться с помощью нормативно-правовых документов. Однако в отношении отходов потребления действие документов очень ограничено, что не позволяет в полной мере осуществлять контроль за их образованием и движением.
Причины такого положения следующие:
1. Отсутствие реальных удельных норм накопления, как из жилищного фонда, так и из учреждений и предприятий общественного назначения;
2. Отсутствие постоянно действующего анализа реального состояния в области образования и движения отходов потребления.
3.2. Стратегия обезвреживания и переработки отходов в новых условиях
Одним из основных условий выхода из создавшегося положения в области обезвреживания ТБО является снижение потоков отходов за счет селективного сбора и организации предварительной сортировки. Необходимо начать освоение сортировки вторичного сырья от производственной и социальной сферы на специализированных станциях, продолжить дальнейшее развитие сети приемных пунктов. Из практики европейских стран известно, что оптимальным считается расположение одного пункта комплексного приема вторичного сырья (макулатура, полимеры, стекло, металлические банки) на 10-15 тысяч жителей, площадь одного приемного пункта составляет 100 м2.
Практический опыт переработки ТБО показывает, что не существует какого-либо одного универсального метода, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Конкретно для каждого региона метод переработки ТБО выбирается, исходя из местных условий:
1. Состава и свойств ТБО. изменения по сезонам года;
2. Годовой нормы накопления ТБО;
3. Климатических условий;
4. Потребности в органических удобрениях, энергетических ресурсах и вторичном сырье;
5. Экономических факторов.
Учеными Южно-Уральского государственного университета и Челябинского филиала института экономики Российской академии наук была предложена схема минимизации количества отходов, направляемых на переработку и захоронение в городе Челябинске, и рассмотрены три возможных варианта развития санитарной очистки города путем сравнительных экономических расчетов (приложения 1, 2):
Первый вариант предполагает вывоз всего объема ТБО на специальный полигон. Расчеты показывают, что годовые затраты на транспортировку ТБО, строительство и эксплуатацию полигона составляют 116,7 млн. рублей (в ценах 2000 года). При этом основная часть затрат приходится на транспортные расходы.
Второй вариант, в отличие от первого, предполагает перегрузку и прессовку ТБО при уменьшении объема перевозок от пункта прессовки до полигона в пять раз. Расчеты показали, что общие годовые затраты по этому варианту составляют 67 млн. рублей.
Третий вариант отражает основные положения предлагаемой концепции утилизации отходов, в том числе строительство и эксплуатацию трех заводов по термической переработке общей производительностью 300 тысяч тонн в год. При этом годовые затраты с учетом строительства и эксплуатации заводов определены в сумме 92,9 млн. рублей, а от продажи тепла городу будет получено прибыли в размере 68 млн. рублей в год. Таким образом, затраты, не покрываемые прибылью, составляют всего 24,9 млн. руб.
Для мегаполисов, таких как Челябинск, в наибольшей степени отвечает требованиям строительство комплексных заводов по переработке и утилизации ТБО, обеспечивающих использование отходов как источника энергии и как вторичного сырья.
В городе Челябинске начато строительство завода по термической обработке ТБО "Термоэкология" по сжиганию 150 тысяч тонн отходов в год. Завод строится в санитарно-защитной зоне ТЭЦ-2, на территории бывшей несанкционированной свалки. Площадка под строительство позволяет использовать существующую инфраструктуру ТЭЦ-2, паропроводы, водоводы, газопроводы, развитую систему автомобильных дорог. Наибольшее внимание при проектировании завода уделено, прежде всего, вопросам экологической безопасности. Завод хорошо ориентирован по розе ветров. Вся жилая зона находится на значительном расстоянии от завода в северном и западном направлениях, что гарантирует экологическую безопасность населения. ТБО будут сжигаться в топках специальных котлов, оснащенных высокоэффективной многоступенчатой системой газоочистки, работающей по сухому методу очистки дымовых газов. Это позволяет обеспечить высокую экологическую безопасность производства. Концентрация вредных веществ в уходящих после газоочистки дымах не превышает нормативов, действующих в России и странах Европы. Все выбросы в атмосферу вредных веществ получаются ниже предельно допустимых концентраций.
Образующиеся от сжигания зола и шлак после соответствующей обработки будут использованы в производстве стройматериалов и дорожном строительстве.
Завод комплектуется отечественным оборудованием, что позволяет снизить его капитальные затраты по сравнению с зарубежными образцами подобной мощности в 10-15 раз. Одновременно с пуском завода предусмотрено создание специализированного мусоросортировочного комплекса, который позволит отсортировать ряд компонентов и использовать их в качестве вторичного сырья, а с другой стороны - отсеять несжигаемую часть отходов и, таким образом, снизить образование шлака и золы.
4. Экологические проблемы твердых бытовых отходов
Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит перед городом. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора, транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
До настоящего времени нет единой системы регламентирующих документов для твердых бытовых и приравненных к ним отходов. Одни документы определяют условия обращения с ТБО, другие - с промышленными, медицинскими, биологическими отходами, третьи - с отходами производства и потребления. До сих пор не определены степень и класс опасности ТБО в зависимости от содержания в их составе токсичных веществ, в частности, тяжелых металлов (свинец, кадмий, никель, хром и др.), канцерогенов и мутагенов, патогенных микроорганизмов и жизнеспособных яиц гельминтов.
При транспортировке отходов не всегда учитывается необходимость минимизации прогона автотранспорта, который сам является интенсивным источником загрязнения атмосферы. Поэтому выбор технологии утилизации отходов имеет значение не только с точки зрения экономии горючего, но и с экологической точки зрения.
Сложившаяся в городе система обезвреживания ТБО основана на захоронении подавляющего большинства отходов на полигонах и неорганизованных свалках. Положение усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТБО в общий контейнер, а нередко рядом с ним, вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с просроченным сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.д. Все это под видом малоопасных ТБО вывозится на свалки, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов, что недопустимо с эколого-гигиенических позиций. Нередко их называют полигонами, однако они не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам.
В результате сточные воды (фильтрат), которые вытекают из тела полигона в результате воздействия природных осадков и процессов в ТБО, содержат в большом объеме крайне токсичные органические и неорганические загрязнения. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. При отсутствии необходимой гидроизоляции фильтрат попадает в почву, проникает в подземные воды и по водостокам - в открытые водоемы, отравляя источники водоснабжения. Токсичность фильтрата приводит к уничтожению окружающей свалку растительности.
Приведенные данные свидетельствуют о крайней экологической опасности неорганизованных свалок даже для тех, кто не входит в непосредственный контакт с отходами. В результате распространения загрязнения по воде и воздуху у жителей, проживающих вблизи со свалками, отмечается повышенная заболеваемость и смертность, рождение детей с уродствами. Свалки - это мины не только замедленного действия, они уже воздействуют на ныне живущих, и в еще большей степени будут воздействовать на будущие поколения.
Из-за нехватки территорий организованные свалки все дальше удаляются от городов. Чтобы далеко не везти, отходы выбрасываются в непредназначенные для этих целей места. Огромное число несанкционированных свалок раскинулись вдоль автомобильных и железных дорог, в местах отдыха и купания, вокруг дачных и садовых товариществ. Контроль за ними практически отсутствует, не разработаны принципы и условия, препятствующие их образованию.
5. Основные особенности переработки вторичного сырья и рынок продукции на
его основе
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с ТБО, является степень их утилизации. Разработанные процессы первичной сортировки ТБО на предприятиях по их переработке позволяют выделить такие ценные компоненты отходов, как черный и цветной металл, пластмасса, стекло.
Проблема подготовки утильных фракций и превращения их во вторичное сырье не всегда решается просто и эффективно. Отходы черного и цветного металлов после отделения от основной массы ТБО прессуются и пакетируются, что обеспечивает их готовность к отправке на соответствующие литейные производства.
Отходы стекла могут быть использованы для переработки в изделия из технического стекла, например, для строительства, где чистота стекла не имеет определяющего значения.
Основные трудности вторичного использования полимерных материалов обусловлены двумя факторами: загрязнением и несоответствием свойств вторичного полимера свойствам исходного сырья (гранул для переработки из расплава). Оценка стоимости переработки вторичной полимерной тары в те же изделия показывает, что этот процесс невыгоден, - предматериал требуемой чистоты получается дороже исходного и потому неконкурентоспособен.
Особое место среди полимерных отходов занимают бутылки для напитков из полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Объем их производства очень высок. Для производства таких бутылок используют специальный полиэфир, не содержащий, в частности, альдегидов. Проблема вторичного использования бутылок стоит крайне остро. Регенерированный ПЭТФ может быть использован для изготовления полиэфирного штапельного волокна-наполнителя утепленных изделий (курток, пальто и т.п.), для ковровых изделий, контейнеров, лотков и поддонов для непищевых продуктов, бамперов, решеток и дверных панелей автомобилей и т.п. В настоящее время основная трудность использования бутылок связана с их отбором и транспортировкой к месту переработки. Радикальным решением этого вопроса может быть создание заводов по механизированной переработке ТБО с отбором бутылок, как одной из утильных фракций.
Данные исследований за последние десять лет подтверждают, что в отходах увеличивается количество макулатуры. Рост доли макулатуры в ТБО не только ни привел к увеличению использования ее в промышленном секторе экономики, но и за последние пять лет значительно снизился.
Реализация утильного сырья из ТБО позволит не только сократить количество отходов на свалках, но и получить доход.
Для значительного увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья совершенно необходимым является проведение комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов вторичного сырья и изделий из вторичного сырья.
Комплекс организационных мер для увеличения доли использования утильных фракций ТБО сводится к следующему:
1. Организация центров сбора и первичной обработки отходов;
2. Создание нормативно-правовой базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов на центры сбора и первичной обработки. При этом данная нормативная база должна обеспечивать экономическую эффективность деятельности этих центров.
3. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.
Для того, чтобы направить отходы на пункты сбора и сортировки необходимо экономически стимулировать всю систему сбора, переработки и утилизации вторичного сырья. Необходимо разработать расценки на вывоз отходов на пункты сбора в зависимости от количества отходов, их типа, степени загрязненности механическими примесями и остатками упаковочных веществ.
6. Совершенствование организационного и экономического механизма в
системе управления твердыми бытовыми отходами
Сложность положения в области управления отходами требует, чтобы параллельно с совершенствованием существующих финансово-экономических механизмов создавались новые экономические механизмы и проводились организационные мероприятия.
6.1. Организация работ
Организация работ по усовершенствованию экономических механизмов в системе управления отходами должна проводиться в следующих направлениях;
1. Усиление финансового и технического контроля за сбором, вывозом и захоронением ТБО;
2. Совершенствование и корректировка существующих и разработка новых нормативных документов, отвечающих реальной ситуации.
Для координации усилий по данным направлениям - создать центр по обращению с отходами на базе муниципального предприятия "Городской экологический центр".
Повышение эффективности управления отходами может быть достигнуто как за счет средств получаемых от потенциальных инвесторов, так и за счет привлечения иных источников финансирования, более жесткого контроля за субъектами неконтролируемого опосредованного загрязнения.
Для потенциальных инвесторов совершенствование системы регулирования коммунальных тарифов - один из важнейших и привлекательных факторов гарантирования их вложений. Однако изменение тарифов в сторону увеличения не может не вызвать увеличения социального напряжения в обществе. В связи с чем становится актуальным внедрение при расчетах за сбор и захоронение ТБО общепринятого в мировой практике принципа - Загрязнитель платит.
Субъектом неконтролируемого опосредованного загрязнения городских территорий являются предприятия и организации, арендующие участки этих территорий для торговых и складских нужд. Извлечение ими коммерческого дохода сопровождается формированием объемов и конкретной номенклатуры ТБО. Из этого следует, что возмещение издержек, связанных с санитарной очисткой, должно осуществляться за счет предприятий-арендаторов. Подобный подход представляется тем более обоснованным, что санитарная очистка является одной из форм простого воспроизводства городских территорий, а финансирование соответствующих расходов всегда рассматривается в качестве обязанностей арендатора (как часть арендной платы). Средства, полученные таким путем, должны аккумулироваться в экологических фондах под контролем администрации и тратиться целевым образом.
Экономический механизм управления отходами должен быть основан на следующих организационно-экономических принципах:
1. Установление платы за образование нормированного объема отходов и за превышение выделенного лимита, а также дифференциация платежей в зависимости от таких факторов, как:
- пригодность (подготовленность) отходов для последующей переработки;
- уровень техногенно-экологической безопасности (класс опасности отходов);
- особенность территории;
- потребность в данном виде вторичных ресурсов;
- объем размещения;
- подготовленность отходов к размещению.
2. Предоставление (в зависимости от состояния рынка и региональной политики) налоговых, кредитных и иных льгот субъектам предпринимательской деятельности в случае:
- утилизации ими отходов;
- использования малоотходных технологий;
- участия в сборе, заготовке и поставке вторичного сырья.
3. Разработка и периодический пересмотр перечня отходов, в отношении которых может устанавливаться специальный режим стимулирования их сбора, переработки в сырье и использования.
4. Введение (на конкурсной основе) системы дотаций на экспериментальные и исследовательские работы в сфере обращения с отходами, в том числе направленные на разработку и оптимизацию процессов их утилизации и обезвреживания. В общем случае экономический механизм управления ТБО должен включать:
1. Создание специальной муниципальной организации, ответственной за контроль и управление всей системой сбора, транспортировки и утилизации ТБО;
2. Проведение оптимальной тарифной политики;
3. Поиск дополнительных источников финансирования в субъектах, создающих и реализующих продукцию, включающую потенциальные отходы.
6.2. Плата за образование отходов
С субъектов, образующих в ходе своей деятельности отходы, взимается плата за их образование.
Плата за образование отходов устанавливается на основе нормативной цены за единицу объема отходов с учетом класса их экологической опасности. Плата может дифференцироваться в зависимости от состояния окружающей среды территорий, их рекреационной ценности, стоимости земельных участков. За сверхлимитное образование отходов плата взимается в кратном размере. Взимание платежей за образование отходов не освобождает производителей отходов от ответственности за их безопасное хранение, обезвреживание и удаление.
Плата за образование отходов не взимается за те объемы отходов, которые используются на самом предприятии в качестве сырья, были проданы или переданы другим предприятиям и специализированным заготовительным организациям.
6.3. Льготы (стимулы) при обращении с отходами
Льготы при обращении с отходами устанавливаются в соответствии с действующим законодательством для субъектов, которые:
1. Внедряют новые технологии, направленные на минимизацию отходов;
2. Утилизируют отходы при производстве продукции (выполнении работ);
3. Осуществляют заготовку отходов;
4. Выполняют строительство предприятий и цехов, а также организовывают производство оборудования и устройства для переработки отходов;
5. Принимают участие в долевом финансировании мероприятий по уменьшению образования и безопасного удаления отходов.
Органы городского самоуправления могут устанавливать, в рамках своих полномочий, дополнительные меры экономического стимулирования использования отдельных категорий отходов и внедрения малоотходных технологий (снижение цен на оборудование и устройства по обезвреживанию и уничтожению отходов, освобождение от земельного налога и др.).
6.4. Льготы при заготовке вторичного сырья
Юридические и физические лица - предприниматели, осуществляющие в установленном порядке сбор и сдачу вторичного сырья заготовительным организациям или непосредственно перерабатывающим предприятиям, имеют право на снижение норматива налогообложения или на освобождение от налогообложения, полученного за этот счет дохода (прибыли).
Субъекты предпринимательской деятельности, специализирующиеся на заготовке вторичного сырья, имеют право на освобождение от оплаты налога на прирост средств в фонд потребления.
6.5. Финансирование мероприятий по обращению с отходами
Средства, поступающие от взимания платы за образование и размещение отходов, направляются в экологические фонды.
Финансирование мероприятий по обращению с отходами осуществляется за счет средств производителей и владельцев отходов, за счет местных бюджетов, экологических фондов, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений.
7. Выводы и предложения
Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит перед городом. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов в городе, а также исключить несанкционированное их размещение.
Политика в сфере управления отходами, главным образом, ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.
Дальнейшая работа с целью снижения экологической опасности обращения с ТБО должна проводиться в следующих направлениях:
1. Провести на территории города инвентаризацию, паспортизацию, учет образования и движения отходов потребления на всех объектах, связанных с обращением с отходами потребления.
2. Провести скрининговую инвентаризацию мест захоронений отходов с целью выявления дополнительных для города сырьевых ресурсов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека. Разработать пути рекультивации существующих мест складирования ТБО.
3. Разработать нормативные правовые акты по основным положениям Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
4. Создать при Администрации города Челябинска на базе муниципального предприятия "Городской экологический центр" центр по обращению с твердыми бытовыми отходами с единым расчетным счетом по сбору платежей за ТБО.
5. Организовать работу пунктов сбора вторичного сырья от населения.
6. Организовать в городе сеть станций по сортировке ТБО от производственной и социальной сферы.
7. Организовать систему раздельного (селективного) сбора отходов потребления, в том числе сбора вторичных материальных ресурсов; систематически проводить разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов потребления.
8. Построить теплоэнергетические комплексы на вторичном сырье с предварительной сортировкой ТБО.
9. Построить полигон за городом для неутилизируемой части отходов.
10. Организовать систему экологического образования руководителей предприятий, организаций по обращению с отходами производства и потребления.
11. Разработать систему жесткого контроля за несанкционированными свалками и создать условия, исключающие возможность их появления. С этой целью организовать инспекторское подразделение на базе муниципального предприятия "Городской экологический центр".
12. Организовать работу экологической милиции на базе милиции общественной безопасности УВД города Челябинска.
13. Усовершенствовать тарифы за переработку ТБО, обеспечивающие экономически оправданное функционирование предприятий.
14. Увеличить привлечение внебюджетных источников финансирования.
Председатель комиссии по
городскому хозяйству городской Думы |
А.Г.Шафигулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.