29 марта 2001 г.
Настоящий Закон определяет принципы, методы и направления государственного регулирования сельскохозяйственного производства области, создания условий для обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией собственного производства, социального преобразования села и повышения жизненного уровня сельского населения.
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
сельскохозяйственное производство - деятельность товаропроизводителей, направленная на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции;
государственное регулирование сельскохозяйственного производства - воздействие органов государственной власти на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции;
государственные закупки - приобретение органами государственной власти сельскохозяйственной продукции у товаропроизводителей на договорных условиях;
областной государственный заказ - предложение органов государственной власти по объему закупок сельскохозяйственной продукции для областных государственных нужд по гарантированным ценам;
областные залоговые операции - принятие в залог сельскохозяйственной продукции от товаропроизводителей в соответствии с законодательством о залоге;
закупочные интервенции - форма организации и проведения залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией;
товарные интервенции - форма организации распродажи сельскохозяйственной продукции из областного продовольственного фонда;
рыночная цена - цена, складывающаяся на рынке сельскохозяйственной продукции под влиянием спроса и предложения;
ориентировочная цена - рекомендуемая расчетная цена для товаропроизводителей и покупателей с учетом прогноза конъюнктуры рынка. Она определяется для тех видов продукции, по которым не установлены гарантированные цены;
целевая цена - расчетная величина, обеспечивающая получение прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства;
гарантированная цена - установленная органами государственной власти цена, обеспечивающая получение прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.
Статья 2. Задачи государственного регулирования сельскохозяйственного производства
Задачами государственного регулирования сельскохозяйственного производства являются:
сохранение и развитие областного сельскохозяйственного производства;
обеспечение продовольственной безопасности области;
улучшение продовольственного обеспечения населения области за счет собственного производства;
поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями;
защита товаропроизводителей области в сфере сельскохозяйственного производства;
содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективных садов и огородов, личных подсобных хозяйств граждан;
восстановление потребительской сельскохозяйственной кооперации для улучшения доступа товаропроизводителей на продовольственный рынок;
повышение уровня доходов работников сельского хозяйства;
социальное развитие и инженерное обеспечение сельских населенных пунктов.
Статья 3. Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства
Государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется на основе следующих принципов:
сочетания интересов Российской Федерации, области и муниципальных образований;
равной защиты всех форм собственности и хозяйствования;
преимущественного использования экономических методов государственного регулирования;
применения прямого планирования объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе областного государственного заказа.
Статья 4. Методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства
Государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется с помощью экономических и административных методов.
Экономические методы регулирования распространяются на всех товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции.
Административные методы регулирования применяются в отношении государственных сельскохозяйственных организаций.
Административные методы регулирования в виде земельного, технического, ветеринарного, фитосанитарного, семенного, карантинного и другого контроля действуют на всех товаропроизводителей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья 5. Направления государственного регулирования сельскохозяйственного производства
Государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется в следующих направлениях:
прогнозирование, финансирование, кредитование, налогообложение, страхование;
разработка и реализация областных целевых программ поддержки и развития сельскохозяйственного производства, отдельных отраслей и районов;
формирование областного государственного заказа на поставку (закупку) сельскохозяйственной продукции для областных государственных нужд;
проведение государственных интервенционных операций в пределах установленного областного государственного заказа;
формирование рынка сельскохозяйственной продукции;
разработка и доведение до всех заинтересованных субъектов рынка ориентировочных цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции;
наблюдение за состоянием межотраслевого обмена и соотношением цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
регулирование взаимоотношений между товаропроизводителями и заготовительными, перерабатывающими, торговыми предприятиями, гарантирующее получение ими доходов в соответствии с реальным вкладом в процесс создания конечной продукции;
научное обеспечение сельскохозяйственного производства.
Статья 6. Государственные заказчики, осуществляющие регулирование сельскохозяйственного производства
1. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства возлагается на государственных заказчиков, определяемых администрацией области.
2. Порядок деятельности государственных заказчиков, осуществляющих государственное регулирование сельскохозяйственного производства, определяется администрацией области.
Статья 7. Прогнозирование развития сельскохозяйственного производства
1. Органы государственной власти области осуществляют долгосрочное, среднесрочное и текущее прогнозирование развития сельского хозяйства, отражаемое в федеральных целевых программах, специальном разделе программы комплексного социально-экономического развития области, областной целевой программе развития села либо отдельных программах развития сельскохозяйственного производства и социальной сферы села.
2. Целевые программы развития сельскохозяйственного производства разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством области.
Статья 8. Финансирование сельскохозяйственного производства
Законом Челябинской области от 29 марта 2001 г. N 2-ЗО в пункт 1 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения
1. Органы государственной власти области осуществляют финансирование сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета.
2. Средства областного бюджета, направляемые на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства, предусматриваются в областном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.
Законом Челябинской области от 29 марта 2001 г. N 2-ЗО в пункт 3 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения
3. Средства областного бюджета, направляемые на развитие сельскохозяйственного производства, используются на:
закупку сельскохозяйственной продукции для областных государственных нужд по гарантированным ценам;
дотацию сельскохозяйственной продукции в пределах областного государственного заказа;
финансирование областных целевых программ развития сельскохозяйственного производства;
страхование;
поддержку инвестиционной деятельности по технологическому обновлению, включая приобретение новой техники и оборудования, племенных животных в соответствии с областными целевыми программами и инвестиционными проектами;
улучшение и воспроизводство плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, поддержку магистральных водопроводов мелиоративных систем и осуществление работ по защите растений;
содержание государственной ветеринарной сети, государственной семенной инспекции;
проведение ветеринарных противоэпизоотических мероприятий;
поддержку элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства;
поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств;
организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров;
иные виды дотаций и компенсаций. Конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются администрацией области.
4. Губернатор области при формировании областного бюджета на предстоящий год направляет Законодательному собранию области информацию о положении дел в сельскохозяйственном производстве, подготовленную комитетом экономики, Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия, управлением по торговле и услугам администрации области, областным комитетом государственной статистики, другими организациями, а также администрациями городов и районов, которая содержит:
показатели производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития сельскохозяйственного производства на следующий год;
показатели душевого потребления населением основных видов продовольствия за счет областного производства, а также завозимой продукции;
балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
анализ динамики цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;
данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;
отчет о выполнении федеральных и областных целевых программ за истекший год;
предложения по федеральным и областным целевым программам на следующий год;
сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;
сведения об использовании земель сельскохозяйственного назначения;
сведения о государственном регулировании областного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год;
сведения о состоянии социального развития села;
сведения об осуществлении научной деятельности в сельскохозяйственном производстве.
Статья 9. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства
1. Государственная поддержка направляется на сезонные затраты, создание запасов сельскохозяйственного производства, закупки сельскохозяйственной продукции для областных государственных нужд, лизинговые операции по приобретению оборудования, племенного скота. Конкретные цели государственной поддержки определяются администрацией области.
2. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется в виде выделения средств из областного бюджета или предоставления гарантий для получения сельхозтоваропроизводителями кредитов в коммерческих банках.
Статья 10. Налогообложение товаропроизводителей
При формировании областного бюджета на текущий год могут устанавливаться налоговые льготы для областных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции.
Законом Челябинской области от 29 марта 2001 г. N 2-ЗО в абзац 2 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения
Налоги и платежи в областной бюджет могут приниматься от товаропроизводителей в натуральной форме.
Статья 11. Государственное регулирование страхования сельскохозяйственного производства
1. Государственное регулирование страхования сельскохозяйственного производства осуществляется органом, уполномоченным администрацией области.
2. При страховании товаропроизводителями посевов сельскохозяйственных культур часть страховых взносов может уплачиваться страховщикам за счет средств областного бюджета.
3. Порядок и условия организации и проведения страхования сельскохозяйственного производства, включая перечень страховых рисков, порядок определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, сроки действия договора страхования, условия формирования дополнительных страховых резервов, устанавливаются администрацией области и страховщиками.
Статья 12. Государственное регулирование инвестиций в сельскохозяйственное производство
1. Государственное регулирование инвестиций в сельскохозяйственное производство осуществляется на основе:
федеральных и областных целевых программ;
областного лизингового фонда;
инвестиционных проектов и бизнес-планов.
2. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга, а также ставки арендной платы определяются администрацией области.
3. Порядок отбора инвестиционных проектов и бизнес-планов определяется администрацией области.
Статья 13. Государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию
1. Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции являются рыночные цены.
2. Администрация области дополнительно определяет ориентировочные и целевые цены на сельскохозяйственную продукцию, которые используются в качестве базы для установления гарантированных цен, а также для расчета дотаций и компенсаций товаропроизводителям.
3. Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для областных государственных нужд, применяются в случае, если средние рыночные цены ниже целевых или при осуществлении доплат товаропроизводителям в случаях, предусмотренных администрацией области.
4. Администрация области в целях защиты потребителя (покупателя) устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую для областных государственных нужд, с учетом ее безубыточной реализации.
Статья 14. Государственное регулирование закупок и поставок сельскохозяйственной продукции
1. Товаропроизводителям гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции.
2. При осуществлении государственных закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для областных государственных нужд устанавливается приоритет сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории области.
3. Администрация области гарантирует закупку продовольственного и фуражного зерна, картофеля и овощей, скота и птицы, молока, яиц, шерсти, произведенных товаропроизводителями области, в объемах ежегодно установленного областного государственного заказа.
4. Для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции администрация области осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции.
В случае нарушения утвержденного баланса производства и потребления, а также невозможности реализации товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции на рынке администрация области выступает гарантом ее сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Закупки и ввоз сельскохозяйственной продукции для областных государственных нужд, потребность в которых удовлетворяется товаропроизводителями области, не могут производиться за счет средств областного бюджета.
6. Администрация области до формирования бюджета принимает постановление об областном государственном заказе на сельскохозяйственную продукцию для областных государственных нужд на предстоящий год, в котором определяются:
перечень сельскохозяйственной продукции, объемы ее закупок на предстоящий год (контрольные цифры, квоты), при этом общий объем областных государственных закупок не может уменьшаться более чем на 10 процентов от контрольных цифр, принятых в предшествующем году;
исполнители областного государственного заказа для закупки сельскохозяйственной продукции;
сроки заключения договоров контрактации;
закупочные квоты на продукцию для товаропроизводителей (поставщиков) области с разбивкой по видам сельскохозяйственной продукции;
гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию и порядок их индексации.
Статья 15. Государственное регулирование залога сельскохозяйственной продукции
1. Государственное регулирование залога сельскохозяйственной продукции осуществляют юридические лица (залогодержатели), уполномоченные администрацией области.
2. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.
3. Перечень сельскохозяйственной продукции, сдаваемой в залог, порядок использования или реализации приобретенной в установленном порядке в собственность области сельскохозяйственной продукции и другие условия залога определяются администрацией области.
4. Залог сельскохозяйственной продукции может быть прекращен по инициативе залогодателя с исполнением обеспеченного залогом обязательства или приобретением в установленном порядке в собственность области заложенной сельскохозяйственной продукции.
Статья 16. Государственная поддержка научного обеспечения сельскохозяйственного производства
Государственная поддержка научного обеспечения сельскохозяйственного производства осуществляется в рамках утвержденных федеральных целевых программ, программы комплексного социально-экономического развития области, областной целевой программы развития села, отдельных программ развития сельскохозяйственного производства и социальной сферы села путем:
финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и их внедрения в производство;
укрепления материально-технической базы научно-исследовательских и учебных учреждений, племенных и семеноводческих хозяйств, опытно-экспериментальных производств;
стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства через систему экономических и других льгот;
создание служб консультации и информации на базе новейших информационных технологий.
Статья 17. Государственная поддержка развития и содержания социальной сферы села
Законом Челябинской области от 29 марта 2001 г. N 2-ЗО в абзац 1 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения
Администрация области в пределах утвержденных на очередной год бюджетных средств:
компенсирует часть стоимости содержания объектов инфраструктуры села, включая отопление жилых домов, находящихся на балансе товаропроизводителей;
содействует формированию фондов долгосрочного кредитования жилищного строительства на селе, принятию льготного порядка его финансирования, выдачи кредитных ресурсов на строительство жилья для лиц, переселяющихся в сельскую местность из городов и поселков (городского типа);
принимает долевое участие в финансировании строительства объектов образования и здравоохранения, культуры и спорта, учреждений социальной сферы;
выделяет часть финансовых и материальных средств на строительство дорог, систем энергообеспечения и водоснабжения, газификацию и телефонизацию села.
Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 18 декабря 1997 г. N 34-ЗО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства" (с изменениями и дополнениями)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 15 января 1998 г. и в "Сборнике законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области", N 12, декабрь 1997г., с.12-23
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 28 февраля 2023 г. N 788-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г.
Закон Челябинской области от 30 октября 2018 г. N 810-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Закон Челябинской области от 26 сентября 2013 г. N 550-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Закон Челябинской области от 26 мая 2011 г. N 139-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Закон Челябинской области от 28 января 2010 г. N 537-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Челябинской области от 29 октября 2009 г. N 493-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Челябинской области от 28 августа 2008 г. N 295-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Челябинской Области от 26 июня 2008 г. N 280-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 27 марта 2007 г. N 249-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Закон Челябинской области от 27 апреля 2006 г. N 10-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 27 апреля 2006 г. N 15-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона распространяются на отношения, возникшие с 1 апреля 2006 г.
Закон Челябинской области от 24 ноября 2005 г. N 432-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Закон Челябинской области от 16 декабря 2004 г. N 344-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 338-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 30 января 2003 г. N 138-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 29 марта 2001 г. N 2-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона