Глава I. Общие положения (ст. 1 - 6)
Глава II. Территориальные основы местного самоуправления (ст. 7 - 9)
Глава III. Органы местного самоуправления и должностные (ст.10 - 17)
лица местного самоуправления
Глава IV. Формы прямого волеизъявления граждан и другие (ст.18 - 23)
формы осуществления местного самоуправления
Глава V. Финансово-экономическая основа местного (ст.24 - 36)
самоуправления
Глава VI. Гарантии местного самоуправления (ст.37 - 39)
Глава VII. Ответственность органов местного самоуправления (ст.40 - 42)
и должностных лиц местного самоуправления,
контроль за их деятельностью
Глава VIII. Заключительные и переходные положения (ст.43 - 45)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Местное самоуправление
Местное самоуправление в Челябинской области - форма народовластия, закрепленная в Конституции Российской Федерации, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
Местное самоуправление осуществляется населением в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях непосредственно или через органы местного самоуправления, исходя из его интересов, исторических и иных местных традиций в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом области, настоящим законом и др. нормативными правовыми актами области. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области.
Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Органы государственной власти области не могут ограничивать гарантированные гражданам Конституцией Российской Федерации права местного самоуправления.
Статья 2. Право граждан на участие в местном самоуправлении
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют равное право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, других формах прямого волеизъявления, а также имеют равный доступ к службе в органах местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому право на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Граждане осуществляют свое право на осуществление местного самоуправления по месту их жительства.
Гражданам Российской Федерации гарантируется судебная защита права на осуществление местного самоуправления.
Статья 3. Вопросы местного значения
Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные законодательством к предметам ведения местного самоуправления, а также иные вопросы, не отнесенные законодательством к компетенции органов государственной власти.
К вопросам местного значения относятся:
принятие и изменение уставов муниципальных образований , контроль за их соблюдением;
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
организация утилизации и переработки бытовых отходов;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
организация и содержание муниципальных архивов;
организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
организация и содержание муниципальной информационной службы;
создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
создание условий для организации зрелищных мероприятий;
участие в проведении государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования;
создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
В случаях, когда в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования (районы, города с территориальным районом и др.), предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законами области, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города .
К ведению органов местного самоуправления могут быть также отнесены:
отдельные государственные полномочия, переданные органами государственной власти на договорной основе;
полномочия, переданные другими органами местного самоуправления на договорной основе.
Статья 4. Устав муниципального образования
Муниципальное образование имеет свой Устав, который разрабатывается им самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, определенном законом области .
Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
В Уставе муниципального образования закрепляются:
границы и состав территории муниципального образования;
вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
условия и порядок организации муниципальной службы;
экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;
другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
Статья 5. Ассоциации и союзы муниципальных образований
В целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов муниципальные образования могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Статья 6. Символика муниципальных образований
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Глава II. Территориальные основы местного самоуправления
Статья 7. Муниципальное образование
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией (в городах может быть часть поселения), в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Статья 8. Территории местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на всей территории области в муниципальных образованиях: городах, поселках городского типа (рабочих, курортных поселках), районах, сельсоветах.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Статья 9. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований, установление и изменение их границ
Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований определяется законом области.
Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с Уставом муниципального образования (города).
Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, их наименование осуществляется законодательным (представительным) органом области с учетом исторических и местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти области.
Изменение границ муниципальных образований не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Установление и изменение границ закрытых административно-территориальных образований осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Глава III. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
Статья 10. Органы местного самоуправления
К органам местного самоуправления относятся:
выборные органы, выборное должностное лицо и иные должностные выборные лица и органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом и законом области, уставами муниципальных образований.
К выборным органам местного самоуправления относятся:
представительные органы местного самоуправления, избираемые в каждом муниципальном образовании - районе, городе, поселке городского типа (рабочем, курортном поселке), сельсовете;
К выборным должностным лицам относятся:
глава муниципального образования - выборное должностное лицо;
иные выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные в Уставе муниципального образования;
иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
К иным органам могут относиться:
исполнительно-распорядительные органы (аппарат) муниципального образования со своими структурными подразделениями и др.
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Статья 11. Представительный орган местного самоуправления
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами области сроком на 4 года.
Представительный орган местного самоуправления муниципального образования именуется: городской, районный Совет депутатов, городское, районное собрание депутатов; поселковый, сельский Совет депутатов в поселке городского типа, сельсовете.
Наименование представительного органа местного самоуправления закрепляется в Уставе муниципального образования.
Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. До принятия Устава муниципального образования, численность представительного органа местного самоуправления устанавливается законодательным (представительным) органом области.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
досрочное прекращение полномочий депутатов;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
Работу представительного органа местного самоуправления организует глава муниципального образования или иное лицо, избранное из числа депутатов представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
В отдельных сельсоветах и других муниципальных образованиях с численностью 500 и менее человек в соответствии с уставом муниципального образования полномочия представительного органа местного самоуправления могут осуществляться непосредственно населением на собраниях (сходах) граждан.
Статья 12. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования (главы города, района, поселка, сельсовета) - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами, законом и иными нормативными правовыми актами области сроком на 4 года.
Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами области.
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
Статья 13. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 11 и 12 настоящего закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством области.
Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.
Статья 14. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления являются представителями избравшего их населения и выражают их волю в органах местного самоуправления.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита его прав, чести и достоинства.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования вправе осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Уставами муниципальных образований в соответствии с законом области может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами области.
Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.
Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законом области.
Статья 15. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты (постановления, распоряжения, приказы и др.). Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом области.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Статья 16. Органы местного самоуправления - юридические лица
Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 17. Муниципальная служба
Лица, находящиеся на службе в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и учреждениях, являются муниципальными служащими.
Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законом области.
Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, закрепленных в Уставе муниципального образования в соответствии с законодательством о государственной службе.
Глава IV. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления
Статья 18. Местный референдум
Местным референдумом является голосование жителей, обладающих активным избирательным правом, которое проводится для принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения, либо для выявления общественного мнения.
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на подведомственной территории, а также гражданами. Решения, принятые референдумом могут быть отменены или изменены посредством местного референдума либо в судебном порядке. Если для реализации решений, принятых референдумом, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом области.
Статья 19. Муниципальные выборы
Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обеспечении установленных законодательством Российской Федерации прав граждан. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законодательством области.
Статья 20. Собрание (сход) граждан
1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом области .
Если собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, предусмотренные в статье 11 настоящего закона, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В этих случаях к исключительной компетенции собрания (схода) граждан относится:
принятие устава муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством;
утверждение местных планов и программ комплексного социально-экономического развития и заслушивание отчетов об их исполнении;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц в пределах своей компетенции.
Решения, принятые собранием (сходом) в пределах его полномочий, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на соответствующей территории.
Эти решения могут быть изменены или отменены только собранием (сходом), или в судебном порядке.
Статья 21. Народная правотворческая инициатива
Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 22. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
Федеральным законом, законом области устанавливается административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Статья 23. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Система территориального общественного самоуправления включает в себя: собрания (сходы), конференции жителей, опросы населения, иные формы непосредственной демократии; органы общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, улиц, кварталов, домов, поселков, сельских населенных пунктов).
Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. В соответствии с Уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей главой муниципального образования и утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Наряду с выборами в органы местного самоуправления и предусмотренными в главе IV настоящего закона формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам области.
Глава V. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Статья 24. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 25. Муниципальная собственность
В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами области и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и в собственности области в муниципальную собственность определяется законодательством Российской Федерации и законодательством области.
Порядок и условия передачи муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц (приватизация) и передачи муниципальной собственности в государственную собственность определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами области.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Статья 26. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать новые предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 27. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
Органы местного самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности на соответствующей территории.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами области.
По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся исключительно на основе договоров.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством области вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Статья 28. Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Статья 29. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном федеральным законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 30. Местные бюджеты
К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 31. Доходы и расходы местных бюджетов
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации и области и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования и расходования бюджетных средств, используют, в пределах предоставленных им полномочий, доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий области.
Контроль за правильным целевым использованием денежных средств, переданных органами государственной власти, осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и области.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета области, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области отчислений от федеральных налогов и налогов области.
Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.
Статья 32. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления
1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджете области.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 33. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Статья 34. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
Статья 35. Муниципальные внебюджетные фонды
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Глава VI. Гарантии местного самоуправления
Статья 37. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий не могут быть отменены органами государственной власти, а также другими органами местного самоуправления. Они могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления должностные лица и граждане несут административную ответственность в виде штрафа от 5-кратной до 20-кратной минимальной заработной платы, налагаемого в судебном порядке.
Статья 38. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. О результатах рассмотрения должен быть дан мотивированный ответ в срок, установленный законодательством.
2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе области.
Статья 39. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут перед органами местного самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием в порядке, установленном законодательством.
Глава VII. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью
Статья 40. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в случае утраты доверия со стороны населения и реализуется через выражение недоверия, право отзыва депутатов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законодательством области.
Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением определяются Уставом муниципального образования.
Статья 41. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, устава области, федеральных законов, законов области, устава муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
3. В случае нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, устава области, федеральных законов, законов области, устава муниципального образования законодательный (представительный) орган государственной власти области может обратиться в областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, уставу области, федеральным законам, законам области, уставу муниципального образования.
Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, уставу области, федеральным законам, законам области, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти области вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом области.
Статья 42. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, Устава области и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Глава VIII. Заключительные и переходные положения
Статья 43. О вступлении в силу настоящего закона области
Настоящий закон области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 44. Проведение выборов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления
До принятия уставов муниципальных образований наименование представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц - глав муниципальных образований, а также численность представительных органов устанавливается законодательным (представительным) органом области с учетом предложений глав местного самоуправления (местных администраций) районов и городов.
Статья 45. О полномочиях глав муниципальных образований, избранных до вступления в силу Уставов муниципальных образований
Главы муниципальных образований, избранные 17 декабря 1995г. возглавляют и организуют работу соответствующих представительных органов местного самоуправления до вступления в силу Уставов муниципальных образований.
Глава администрации
Челябинской области |
В.П.Соловьев |
16.10.1995
N 08-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 16 октября 1995 г. N 08-ОЗ "О местном самоуправлении в Челябинской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Хроника" от 22 октября 1995 г. N 44 и в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Челябинской области" N 11, октябрь 1995г., с.06-31
Законом Челябинской области от 25 августа 2005 г. N 392-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 26 сентября 2002 г. N 104-ЗО
Закон Челябинской области от 29 марта 2001 г. N 5-ЗО