28 октября 1999 г., 27 декабря 2001 г.
Принят постановлением Законодательного собрания N 293 от 28 мая 1998 г.
Глава I. Общие положения (ст.1-11)
Глава II. Правовое положение муниципального служащего (ст.12-19)
Глава III. Прохождение муниципальной службы (ст.20-31)
Глава IV. Управление муниципальной службой (ст.32-34)
Глава V. Заключительные положения (ст.35-36)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон устанавливает порядок организации и прохождения муниципальной службы на территории Челябинской области и правовое положение муниципальных служащих.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления. Их правовой статус, порядок избрания, отзыва определяются иными законами Челябинской области.
Статья 2. Муниципальная должность
1. Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
2. Муниципальные должности подразделяются на:
1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые депутатами (членами) представительного или иного выборного органа местного самоуправления в результате избрания их представительным или иным выборным органом местного самоуправления из своего состава;
2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Статья 3. Муниципальная служба
Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Статья 4. Правовая основа муниципальной службы
1. Правовое регулирование муниципальной службы на территории Челябинской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом, уставами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами.
2. Нормативные правовые акты, принятые в сфере муниципальной службы, не должны противоречить федеральным законам, законам Челябинской области, а нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления - также уставам муниципальных образований.
3. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами, а также настоящим Законом.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Челябинской области в сфере муниципальной службы
К полномочиям органов государственной власти Челябинской области в сфере муниципальной службы относятся:
1) принятие и изменение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области в сфере муниципальной службы;
2) обеспечение соответствия уставов муниципальных образований по вопросам муниципальной службы законодательству Российской Федерации и Челябинской области;
3) разработка с участием органов местного самоуправления и принятие региональных программ развития и совершенствования муниципальной службы;
4) учет минимально необходимых расходов муниципальных образований на муниципальную службу при определении минимальных местных бюджетов;
5) принятие и изменение законов Челябинской области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением муниципальной службы;
6) установление правовых и социальных гарантий для муниципальных служащих на территории Челябинской области, их обеспечение в пределах, предусмотренных законодательством;
7) установление соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы;
8) разработка рекомендаций по установлению количества должностей муниципальной службы в зависимости от численности населения и других особенностей муниципальных образований;
9) формирование резерва государственных служащих из числа муниципальных служащих, обучение и аттестация резерва;
10) учреждение почетных званий и наград Челябинской области, присваиваемых муниципальным служащим в виде поощрения;
11) иные полномочия, переданные в ведение Челябинской области органами государственной власти Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере муниципальной службы
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере муниципальной службы относятся:
1) правовое регулирование вопросов муниципальной службы на территории муниципального образования в соответствии о законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
2) создание условий для прохождения муниципальной службы;
3) разработка и принятие местных программ развития и совершенствования муниципальной службы;
4) реализация установленных законодательством правовых и социальных гарантий для муниципальных служащих на территории муниципального образования;
5) иные вопросы муниципальной службы, не отнесенные законодательством к ведению органов государственной власти, а также вопросы, переданные в ведение муниципальным образованиям органами государственной власти в соответствии о федеральными законами и законами Челябинской области.
Статья 7. Принципы муниципальной службы
Муниципальная служба на территории Челябинской области основана и действует на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Челябинской области над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности муниципальных служащих в своей деятельности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) гласности в работе муниципальной службы; гарантированности гражданам Российской Федерации права на обращение к муниципальным служащим, а также на получение гражданами полной и достоверной информации о деятельности муниципальной службы в пределах, установленных законом;
4) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий;
5) защиты прав и интересов муниципального образования муниципальными служащими при осуществлении ими своих функций;
6) принятия муниципальными служащими самостоятельных решений в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления, установленной законодательством Российской Федерации, Челябинской области, уставами муниципальных образований;
7) преемственности в работе органов местного самоуправления;
8) подотчетности и подконтрольности вышестоящим должностным лицам в соответствующем органе местного самоуправления;
9) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе, а также учета исторических и иных местных традиций;
10) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
11) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
12) ответственности муниципальных служащих за принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
13) внепартийности муниципальной службы;
14) стабильности кадров муниципальных служащих в органах местного самоуправления;
15) гарантированности правовой и социальной защищенности муниципальных служащих.
Статья 8. Реестр муниципальных должностей муниципальной службы
1. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Челябинской области.
2. В Реестр муниципальных должностей муниципальной службы включаются муниципальные должности муниципальной службы, классифицированные по группам.
Статья 9. Классификация муниципальных должностей муниципальной службы
1. Муниципальные должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие муниципальные должности муниципальной службы - пятая группа;
2) главные муниципальные должности муниципальной службы - четвертая группа;
3) ведущие муниципальные должности муниципальной службы - третья группа;
4) старшие муниципальные должности муниципальной службы - вторая группа;
5) младшие муниципальные должности муниципальной службы - первая группа.
2. С учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы в Челябинской области, устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы:
высшие муниципальные должности муниципальной службы соответствуют главным государственным должностям государственной службы;
главные муниципальные должности муниципальной службы соответствуют ведущим государственным должностям государственной службы;
ведущие муниципальные должности муниципальной службы соответствуют старшим государственным должностям государственной службы;
старшие и младшие муниципальные должности муниципальной службы соответствуют младшим государственным должностям государственной службы.
Статья 10. Квалификационные требования к муниципальным должностям муниципальной службы
1. Муниципальные должности муниципальной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим необходимость наличия у муниципального служащего для исполнения должностных обязанностей одной специализации соответствующего профессионального образования.
2. Специализация муниципальных должностей муниципальной службы устанавливается в зависимости от их функциональных особенностей и предметов ведения органа местного самоуправления.
3. В квалификационные требования к муниципальным должностям муниципальной службы включаются требования к:
1) уровню профессионального образования с учетом специализации и группы муниципальных должностей муниципальной службы;
2) стажу и опыту работы по специальности;
3) уровню знаний законодательства Российской Федерации и Челябинской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
4. Гражданам Российской Федерации для замещения вакантной муниципальной должности муниципальной службы необходимо иметь:
1) для высших и главных муниципальных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование по специализации муниципальной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации занимаемой муниципальной должности муниципальной службы, а также стаж работы по специальности не менее двух лет;
2) для ведущих и старших муниципальных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование по специализации муниципальных должностей муниципальной службы или среднее профессиональное образование по специализации муниципальных должностей муниципальной службы и стаж работы по специальности не менее 5 лет;
3) для младших муниципальных должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование по специализации муниципальных должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным.
5. Перечень специализаций и квалификационных требований к муниципальным должностям муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Челябинской области.
Статья 11. Муниципальный служащий
1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
2. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Глава II. Правовое положение муниципального служащего
Статья 12. Права муниципального служащего
1. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, а также письменное оформление содержания и объема должностных полномочий;
2) бесплатное получение в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности информации в пределах должностных полномочий;
3) принятие решений в соответствии с должностными полномочиями;
4) посещение в установленном порядке в целях выполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
5) внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы в соответствующие органы местного самоуправления муниципального образования;
6) продвижение по службе, включая переход на государственную службу, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы, квалификационного разряда, служебных заслуг;
7) повышение квалификации, переподготовку за счет средств местного бюджета;
8) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной или государственной службы;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами, характеристиками о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело; приобщение к личному делу своих объяснений;
10) проведение служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, а также обращение в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой;
11) объединение в профессиональные союзы;
12) предоставление установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Челябинской области, уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правовых, социальных гарантий, в том числе на пенсионное обеспечение с учетом стажа службы на государственных и муниципальных должностях.
2. Уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть установлены иные права муниципального служащего, не противоречащие федеральным законам, законам Челябинской области.
Статья 13. Обязанности муниципального служащего
1. Муниципальный служащий обязан:
1) выполнять должностные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах предоставленных ему прав;
2) в своей профессиональной деятельности обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) своевременно рассматривать обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, органов государственной власти и местного самоуправления, запросы депутатов и принимать по ним решения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
4) исполнять распоряжения, приказы и указания руководителей;
5) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие известными муниципальному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе после прекращения муниципальной службы;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
7) соблюдать установленный органом местного самоуправления внутренний трудовой распорядок, нормы служебной этики, порядок работы со служебной информацией, не совершать действий, не допускать бездействия, затрудняющих работу органов местного самоуправления, а также приводящих к подрыву авторитета муниципальной службы.
2. Граждане при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальные служащие обязаны ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных доходах и имуществе, принадлежащих им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, поступающие в органы государственной налоговой службы, органы местного самоуправления, относятся к конфиденциальной информации, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
4. Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
5. Уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть установлены иные обязанности муниципального служащего, не противоречащие федеральным законам и настоящему Закону.
Статья 14. Ограничения, связанные с муниципальной службой
1. Муниципальный служащий не вправе:
1) занимать другую должность в государственных органах и органах местного самоуправления;
2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
3) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательного (представительного) органа Челябинской области, представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
5) состоять членом органа управления коммерческой организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении коммерческой организацией входит в его должностные обязанности в соответствии с федеральными законами и законами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
6) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе, либо в органе, непосредственно подчиненном или подконтрольном ему;
7) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное и муниципальное имущество, а также служебную информацию;
8) получать в связи с осуществлением должностных полномочий подарки, денежные вознаграждения, различного рода услуги от физических и юридических лиц;
9) получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве муниципального служащего;
10) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, других общественных объединений и движений, религиозных организаций, для их пропаганды. Муниципальный служащий не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций, за исключением профессиональных союзов;
13) использовать свое служебное положение в период избирательных кампаний для поддержки каких-либо кандидатов в депутаты, политических партий, общественных объединений и движений.
2. В случае неисполнения норм, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 1 настоящей статьи, муниципальный служащий в течение 14 дней после получения предписания кадровой службы органа местного самоуправления обязан сделать выбор между муниципальной службой и иной деятельностью в порядке, предусмотренном законодательством Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Законом Челябинской области от 27 декабря 2001 г. N 68-ЗО статья 15 вводится в действие с 1 января 2002 года
Статья 15. Гарантии для муниципального служащего
1. Муниципальному служащему гарантируются:
1) обеспечение организационно-технических условий для осуществления должностных полномочий;
2) денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
3) предоставление ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию, в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
6) переподготовка и повышение квалификации с сохранением на период обучения денежного содержания по занимаемой должности в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
7) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном законодательством:
8) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в результате выполнения им должностных обязанностей, в порядке, установленном законодательством;
9) возмещение расходов, связанных с приемом на муниципальную службу, переводом на муниципальную должность муниципальной службы в другой орган местного самоуправления, направлением на муниципальную службу в другую местность, а также возмещение связанных с этим транспортных расходов и расходов на оплату жилья.
Возмещение расходов производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
10) обеспечение защиты муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с осуществлением им должностных полномочий в порядке, установленном законом.
2. Уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть установлены иные правовые и социальные гарантии для муниципальных служащих.
3. Предоставление гарантий муниципальным служащим производится за счет средств местного бюджета.
Статья 16. Денежное содержание муниципального служащего
1. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок за выслугу лет, за особые условия муниципальной службы, за квалификационный разряд, премий по результатам работы и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Должностные оклады муниципальных служащих определяются в соответствии с распределением органами государственной власти Российской Федерации и Челябинской области муниципальных образований на группы по оплате труда муниципальных служащих в зависимости от численности населения в муниципальном образовании и особенностей функционирования органов местного самоуправления.
3. Размеры должностных окладов, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностным окладам муниципальных служащих определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
4. Стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет к должностному окладу муниципального служащего, определяется в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.
5. Денежное содержание муниципальных служащих производится за счет средств местного бюджета и подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
6. Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для отмены либо снижения гарантий, предусмотренных настоящей статьей.
Статья 17. Отпуск муниципального служащего
1. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
2. За выслугу лет муниципальному служащему предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск следующей продолжительности:
от 3 до 10 лет - 5 календарных дней;
от 10 до 15 лет - 10 календарных дней;
свыше 15 лет службы - 15 календарных дней.
3. Стаж, дающий право на предоставление дополнительного отпуска за выслугу лет, определяется в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.
4. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней
5. Муниципальному служащему по его личному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года.
Законом Челябинской области от 27 декабря 2001 г. N 68-ЗО статья 18 вводится в действие с 1 января 2002 года
Статья 18. Пенсионное обеспечение муниципального служащего
Законом Челябинской области от 27 декабря 2001 г. N 68-ЗО абзац 1 статьи 18 настоящего Закона изложен в новой редакции
1. Муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом сумма пенсии и доплаты не может превышать 75 процентов денежного содержания муниципального служащего.
Условия, размер и порядок выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.
3. Определение размера пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы, предусмотренным статьей 9 настоящего Закона. Максимальный размер пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии государственного служащего Челябинской области по соответствующей государственной должности.
4. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законом.
Статья 19. Стаж муниципальной службы
1. В стаж муниципальной службы включается время работы в органах местного самоуправления, в органах государственной власти, органах прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органах юстиции Российской Федерации, Союза ССР, судах всех уровней, органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Время работы на должностях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий для муниципальных служащих, установленных настоящим Законом.
3. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего.
Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области о государственной службе.
Глава III. Прохождение муниципальной службы
Статья 20. Поступление на муниципальную службу
Законом Челябинской области от 28 октября 1999 г. N 92-ЗО в пункт 1 статьи 20 настоящего закона внесены изменения
1. Правом поступления на муниципальную службу обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеющие уровень квалификации, соответствующий муниципальной должности муниципальной службы.
2. При приеме на муниципальную службу не допускается установление каких-либо ограничений в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Статья 21. Прием на муниципальную службу
1. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) документы, подтверждающие профессиональное образование;
4) трудовую книжку;
5) иные документы в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Прием на муниципальную службу осуществляется в порядке назначения на должность и оформляется распоряжением (приказом) руководителя органа местного самоуправления.
3. Назначение на муниципальную должность муниципальной службы производится с одновременным заключением трудового договора (контракта) на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет.
4. Муниципальный служащий при назначении на муниципальную должность, а также при переводе на другую муниципальную должность представляет документы, подтверждающие его квалификацию, либо сдает квалификационный экзамен на право занятия муниципальной должности муниципальной службы.
5. Квалификационный экзамен принимает квалификационная комиссия.
6. Квалификационная комиссия оценивает уровень знаний лица, претендующего на занятие муниципальной должности муниципальной службы, законодательства Российской Федерации и Челябинской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также его профессиональную подготовку.
7. Порядок создания квалификационной комиссии, оценки профессионального уровня и принятия решения по результатам квалификационного экзамена определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 22. Основания для отказа в приеме на муниципальную службу
1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, если:
1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившего в законную силу;
2) лишен права занимать муниципальные и государственные должности в течение определенного срока на основании приговора суда, вступившего в законную силу;
3) отказался от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по муниципальной должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
4) состоит в супружеских отношениях, отношениях близкого родства или свойства (родители, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому.
2. В случае отказа в приеме на муниципальную службу гражданину в трехдневный срок сообщаются причины отказа.
Статья 23. Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы
1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также по решению руководителя органа местного самоуправления замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы может проводиться на конкурсной основе.
2. Конкурс на замещение муниципальной должности муниципальной службы проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе граждан Российской Федерации.
В конкурсе могут участвовать муниципальные, государственные служащие независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.
3. При проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы лицам, изъявившим желание участвовать в нем, гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом.
4. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания.
5. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении государственной, муниципальной службы, об иной трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, характеристик, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению конкурсной комиссии.
6. Конкурс-испытание включает в себя прохождение испытания (экзамена) по соответствующей муниципальной должности муниципальной службы.
7. Порядок проведения конкурса, создания конкурсной комиссии, порядок принятия решения по результатам конкурса определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
8. Информация о дате, месте и условиях проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации муниципального образования не позднее чем за 7 дней до дня проведения конкурса.
9. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
10. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения лица на соответствующую муниципальную должность муниципальной службы либо отказа в таком назначении.
Статья 24. Испытание по должности муниципальной службы
1. Для гражданина, назначаемого на муниципальную должность муниципальной службы, может устанавливаться испытание по должности продолжительностью до шести месяцев в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда муниципальный служащий отсутствовал на работе по уважительным причинам.
2. В период испытания по должности на муниципального служащего распространяется действие настоящего Закона.
3. При неудовлетворительном результате испытания муниципальный служащий увольняется с муниципальной службы как не выдержавший испытания.
4. Если до истечения срока испытания руководителем органа местного самоуправления не принимается отрицательного решения о пригодности муниципального служащего к занимаемой должности, он считается выдержавшим испытание.
5. Испытательный срок засчитывается в стаж муниципальной службы.
Статья 25. Аттестация муниципальных служащих
1. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципальных служащих занимаемым должностям проводится их аттестация.
2. Муниципальные служащие подлежат периодической аттестации.
Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
3. Аттестации не подлежат муниципальные служащие:
1) замещающие муниципальную должность соответствующей группы менее года;
2) беременные женщины;
3) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных муниципальных служащих проводится не раньше чем через год после выхода из отпуска;
4) если с момента присвоения им квалификационного разряда, окончания повышения квалификации или переподготовки прошло менее года.
Законом Челябинской области от 28 октября 1999 г. N 92-ЗО пункт 3 статьи 25 настоящего Закона дополнен подпунктом 5) следующего содержания:
5) достигшие предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы.
4. Аттестация муниципальных служащих проводится аттестационной комиссией, формируемой руководителем соответствующего органа местного самоуправления.
5. Порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих, а также формирования аттестационной комиссии устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
6. В случае признания аттестационной комиссией муниципального служащего не соответствующим занимаемой должности он может быть направлен органом местного самоуправления на профессиональную подготовку либо с его согласия переведен на другую муниципальную должность, соответствующую уровню его квалификации, а при отказе - уволен.
Статья 26. Квалификационные разряды муниципальных служащих
1. Муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации присваиваются квалификационные разряды.
2. Квалификационные разряды муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы соответствующих групп.
3. Муниципальным служащим присваиваются следующие квалификационные разряды:
действительный муниципальный советник 1, 2 и 3 класса - муниципальным служащим, замещающим высшие муниципальные должности муниципальной службы;
муниципальный советник 1, 2 и 3 класса - муниципальным служащим, замещающим главные муниципальные должности муниципальной службы;
советник муниципального образования 1, 2 класса - муниципальным служащим, замещающим ведущие муниципальные должности муниципальной службы;
советник муниципальной службы 1, 2 класса - муниципальным служащим, замещающим старшие муниципальные должности муниципальной службы;
референт муниципальной службы - муниципальным служащим, замещающим младшие муниципальные должности муниципальной службы.
4. Квалификационный экзамен принимает квалификационная комиссия. Порядок создания квалификационной комиссии, проведения квалификационного экзамена, присвоения квалификационных разрядов определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
5. Присвоение квалификационного разряда по замещаемой муниципальной должности лицу, поступившему на муниципальную службу и не имеющего его, производится в шестимесячный срок с момента поступления на службу.
6. Квалификационные разряды муниципальным служащим присваиваются руководителем органа местного самоуправления по представлению соответствующей квалификационной комиссии.
7. При переводе муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы присвоенные квалификационные разряды сохраняются.
8. При переводе муниципальных служащих на государственные должности государственной службы квалификационные разряды государственных служащих присваиваются по решению квалификационной комиссии соответствующего органа государственной власти с учетом квалификационных разрядов муниципальных служащих.
9. При прекращении муниципальной службы в связи с выходом на пенсию муниципальный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней муниципальной должности муниципальной службы с указанием "в отставке".
Статья 27. Поощрение муниципальных служащих
За успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности устанавливаются следующие виды поощрений:
1) объявление благодарности;
2) денежное поощрение;
3) награждение ценным подарком;
4) вручение почетной грамоты;
5) представление к почетным званиям Челябинской области;
6) представление к государственным наградам и почетным званиям Российской Федерации.
Статья 28. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
1. За нарушение установленного порядка прохождения муниципальной службы на муниципального служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) увольнение со службы.
2. Дисциплинарное взыскание налагается руководителем соответствующего органа местного самоуправления.
3. Порядок наложения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством Российской Федерации о труде.
4. Муниципальный служащий несет ответственность за неправомерные действия, а также за бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
В случае сомнения в правомерности полученного для исполнения распоряжения (приказа) муниципальный служащий обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение (приказ), а также вышестоящему руководителю.
В случае, если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение (приказ), в письменной форме подтверждает данное распоряжение (приказ), муниципальный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым.
Ответственность за исполнение муниципальным служащим неправомерного распоряжения (приказа) несет подтвердивший это распоряжение (приказ) руководитель.
Законом Челябинской области от 28 октября 1999 г. N 92-ЗО в статью 29 настоящего Закона внесены изменения
Статья 29. Прекращение муниципальной службы
1. Прекращение муниципальной службы осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.
2. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в следующих случаях:
1) достижение предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;
2) прекращение гражданства Российской Федерации;
3) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Законом;
4) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3. Выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
Статья 30. Правовое положение муниципального служащего при ликвидации органа местного самоуправления или сокращении его штата или численности
1. В случае сокращения штата или численности работников органа местного самоуправления муниципальному служащему должна быть предложена другая работа в том же органе местного самоуправления. В случае невозможности предоставления работы в том же органе местного самоуправления муниципальному служащему может быть предложена иная муниципальная должность в другом органе местного самоуправления с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
2. При увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или сокращения его штата или численности и невозможности трудоустройства муниципальному служащему гарантируется переподготовка (переквалификация), а также денежное содержание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. При увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением его штата или численности муниципальному служащему с его согласия может быть назначена досрочная пенсия, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста.
4. Реализация гарантий муниципальному служащему при ликвидации органа местного самоуправления либо сокращения его штата или численности производится за счет средств местного бюджета.
Статья 31. Рассмотрение споров, связанных с муниципальной службой
По спорам, связанным с муниципальной службой, муниципальный служащий вправе обратиться в суд.
Глава IV. Управление муниципальной службой
Статья 32. Участие органов государственной власти в координации деятельности органов местного самоуправления в сфере муниципальной службы
В органах государственной власти Челябинской области могут создаваться структурные подразделения по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере муниципальной службы.
На них возлагается:
1) разработка и осуществление региональных программ развития и совершенствования муниципальной службы;
2) обеспечение условий для профессиональной подготовки, переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации муниципальных служащих;
3) разработка рекомендаций по формированию конкурсных комиссий, проведению аттестаций и квалификационных экзаменов муниципальных служащих;
4) формирование резерва государственной службы из муниципальных служащих;
5) координация методической работы кадровых служб органов местного самоуправления муниципальных образований.
Статья 33. Кадровая служба органа местного самоуправления
Кадровая служба органа местного самоуправления:
1) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы, аттестаций, сдачи квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов, а также прохождение муниципальным служащим испытания при замещении муниципальной должности;
2) оформляет решения органов местного самоуправления, связанные с прохождением муниципальными служащими муниципальной службы;
3) ведет личные дела муниципальных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки, формирует резерв муниципальной службы;
4) консультирует муниципальных служащих по вопросам их правового положения, порядка защиты прав, оказывает содействие при проведении служебных расследований;
5) анализирует уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих на основе отзывов о работе муниципальных служащих, предоставляет руководителю органа местного самоуправления необходимые сведения для решения вопроса о возможности перевода муниципального служащего на более высокую муниципальную должность, а также о поощрении за особые успехи в осуществлении муниципальной службы;
6) организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации муниципальных служащих.
Статья 34. Личное дело муниципального служащего
1. Прохождение муниципальной службы отражается в личном деле муниципального служащего,
Личное дело муниципального служащего ведется кадровой службой органа местного самоуправления.
2. Порядок ведения личного дела муниципального служащего осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
3. Сбор и внесение в личное дело муниципального служащего сведений о его принадлежности к общественным объединениям и религиозным организациям, о частной жизни запрещается.
Глава V. Заключительные положения
Статья 35. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере муниципальной службы
Уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут ухудшать правовое положение муниципальных служащих по сравнению с установленным в настоящем Законе.
Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 15 и статьи 18.
Статья 15 и статья 18 настоящего Закона вводятся в действие законом области.
Губернатор Челябинской области |
П.И.Сумин |
N 43-ЗО от 28 мая 1998 г. |
11 июня 1998 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 28 мая 1998 г. N 43-ЗО "О муниципальной службе в Челябинской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 15 и статьи 18.
Статья 15 и статья 18 настоящего Закона вводятся в действие законом области
Текст Закона опубликован в газете "Южноуральская панорама" от 25 июня 1998 г. и в "Сборнике законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области", N 5, май 1998г., с.10-36
Законом Челябинской области от 30 мая 2007 г. N 144-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 июня 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 26 октября 2006 г. N 67-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 25 августа 2005 г. N 390-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 29 мая 2003 г. N 161-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 27 декабря 2001 г. N 68-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.
Закон Челябинской области от 28 октября 1999 г. N 92-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона