29 декабря 1997 г., 28 мая 1998 г.
Принят постановлением областной Думы от 23 мая 1996 г. N 456
Глава I. Общие положения (ст. 1 - 2)
Глава II. Основы организации государственной службы (ст. 3 - 8)
Глава III. Правовое положение государственных служащих (ст. 9 - 18)
Челябинской области
Глава IV. Прохождение государственной службы (ст.19 - 27)
Глава V. Обеспечение эффективности государственной службы (ст.28 - 29)
Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.30 - 31)
Настоящий закон устанавливает порядок организации и прохождение государственной службы в Челябинской области и правовое положение государственных служащих государственной службы Челябинской области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственная служба Челябинской области
Под государственной службой Челябинской области (далее - государственная служба) понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих штатные государственные должности (далее - государственная должность) в законодательном (представительном) и исполнительном органах Челябинской области, избирательной комиссии Челябинской области (в дальнейшем - в органах государственной власти области и избирательной комиссии области) и обеспечивающих реализацию государственных полномочий, осуществляемых данными органами.
Статья 2. Государственная должность
1. Государственная должность - должность в органах государственной власти Челябинской области и избирательной комиссии Челябинской области с определенным кругом обязанностей по осуществлению полномочий данного государственного органа, ответственностью за выполнение этих обязанностей и установленным денежным содержанием.
2. Государственная должность - должность в органах государственной власти области и избирательной комиссии области - учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом области, законами области для осуществления установленных законодательством полномочий органов государственной власти области и избирательной комиссии области и включается в Реестр государственных должностей государственной службы Челябинской области, на основе которого формируется структура и штаты органов государственной власти и избирательной комиссии Челябинской области.
Глава II. Основы организации государственной службы
Статья 3. Принципы государственной службы
Государственная служба основана и действует на принципах:
а) верховенства Конституции и законов над иными нормативными правовыми актами;
б) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и областью;
в) гласности в осуществлении государственной службы;
г) приоритета прав человека и гражданина их непосредственного действия;
д) профессионализма и компетенции государственных служащих;
е) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с действующим законодательством;
ж) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
з) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
и) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
к) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
л) правовой и социальной защищенности государственных служащих;
м) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах;
н) внепартийности государственной службы.
Статья 4. Правовое регулирование государственной службы
1. Правовое регулирование государственной службы Челябинской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации "Об основах государственной службы в Российской Федерации", иными законами Российской Федерации, Уставом Челябинской области, настоящим законом, а также принятыми на их основе областными законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Челябинской области.
2. На государственных служащих Челябинской области распространяется действие законодательства о труде с особенностями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области для государственных служащих государственной службы Российской Федерации и области.
Статья 5. Классификация государственных должностей
1. Государственные должности в соответствии с законом Российской Федерации подразделяются на следующие категории:
а) должности, устанавливаемые Уставом Челябинской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, - государственные должности категории "А";
б) должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";
в) должности, учреждаемые государственными органами для обеспечения исполнения их полномочий, - должности категории "В".
2. Государственные должности, относящиеся к категории "Б" и "В", подразделяются на следующие группы и включаются в Реестр государственной службы:
а) высшие государственные должности - пятая группа;
б) главные государственные должности - четвертая группа;
в) ведущие государственные должности - третья группа;
г) старшие государственные должности - вторая группа;
д) младшие государственный должности - первая группа.
3. Должности, включаемые в штатные расписания государственных органов для технического обеспечения их деятельности, не относящиеся к государственным должностям.
Статья 6. Квалификационные требования по государственным должностям
1. Квалификационные требования по государственным должностям устанавливаются законами Российской Федерации и настоящим законом, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти Челябинской области в отношении государственных служащих этих органов.
2. Государственные должности подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности одной специализации соответствующего профессионального образования.
Перечень специализаций и требований по профессиональному образованию по государственным должностям устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
3. В квалификационные требования к государственным должностям включаются требования к:
а) уровню профессионального образования с учетом специализации государственной должности;
б) стажу и опыту работы по специальности;
в) уровню знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных полномочий.
4. Квалификационные требования к уровню профессионального образования:
а) для высших и главных государственных должностей - высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;
б) для ведущих и старших государственных должностей - высшее профессиональное образование по специализации "государственное управление", либо по специализации государственных должностей, или образование, считающееся равноценным;
в) для младших государственных должностей - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.
Другие требования к государственным должностям государственной службы области могут устанавливаться законами и иными нормативными актами Российской Федерации и области.
5. Квалификационные требования к стажу и опыту работы:
а) высшие государственные должности - стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
б) главные государственные должности - стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
в) ведущие государственные должности - стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
г) старшие государственные должности - стаж работы по специальности не менее трех лет;
д) младшие государственные должности - без предъявления требований к стажу.
Статья 7. Государственный служащий Челябинской области
Государственным служащим Челябинской области является гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном настоящим законом, определенную государственную должность Челябинской области, на профессиональной основе осуществляющий деятельность по реализации полномочий государственного органа, в котором учреждена данная должность, за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета.
Статья 8. Личное дело государственного служащего, Реестр государственных служащих
1. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и передается на новое место государственной службы при переводе государственного служащего. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего не допускается.
2. Сведения о государственных служащих, в том числе сведения о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности, вносятся в Реестр государственных служащих Челябинской области, являющихся частью Федерального реестра государственных служащих.
3. Порядок ведения личных дел и Реестра государственных служащих Челябинской области осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Челябинской области.
4. Сбор и внесение в личные дела и Реестр государственных служащих Челябинской области сведений об их политической и религиозной принадлежности, частной жизни запрещается.
Глава III. Правовое положение государственных служащих Челябинской области
Статья 9. Право государственного служащего
Государственный служащий имеет право:
а) на ознакомление с документами, необходимыми для исполнения его обязанностей по занимаемой должности, а именно: законодательными и иными нормативными правовыми актами, аналитическими и информационными материалами, специальной литературой и другими документами, имеющими отношение к его обязанностям и правам по занимаемой должности и на создание организационно-технических условий для исполнения должностных полномочий;
б) запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от государственных органов, а также от предприятий, учреждений, граждан необходимые для исполнения должностных полномочий информацию и материалы;
в) принимать решения или участвовать в соответствии с должностными обязанностями в их подготовке;
г) вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;
д) посещать в установленном порядке в целях исполнения должностных полномочий предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности;
е) знакомиться со всеми материалами своего личного дела, отзывами о его деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, требовать приобщения к личному делу своих объяснений, а также проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
ж) в соответствии с установленным порядком обращаться к вышестоящим руководителям государственных органов или в суд для разрешения споров и конфликтных ситуаций по вопросам, связанным с государственной службой;
з) на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;
и) на бесплатное повышение квалификации и переподготовку в соответствии с функциями и полномочиями по занимаемой государственной должности;
к) на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
л) на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;
м) на выход в отставку;
н) на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
о) на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы.
Статья 10. Обязанности государственного служащего
1. Государственный служащий обязан:
а) обеспечивать поддержку конституционного строя, соблюдение Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области;
б) осуществлять полномочия в соответствии с должностными обязанностями в пределах предоставленных ему прав;
в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
г) своевременно рассматривать обращения граждан, предприятий, учреждений, организаций, депутатов, органов государственной власти и принимать по ним решения;
д) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих, в порядке подчиненности, руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий за исключением незаконных;
е) соблюдать нормы служебной этики и установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; не совершать действий, затрудняющих работу государственных органов, а также приводящих к подрыву авторитета государственной службы;
ж) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;
з) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
2. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий обязаны ежегодно представлять в органы налоговой службы сведения о доходах и имуществе, принадлежащим ему на праве собственности, являющимся объектом налогообложения, в порядке, установленном законом Российской Федерации.
Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой
1. Государственный служащий не вправе:
а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательного (представительного) органа Челябинской области, органов местного самоуправления;
в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
г) состоять членом органов управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации, или, если в порядке, установленном законами Российской Федерации и области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией:
д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
ж) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
з) принимать без соблюдения установленного законами Российской Федерации порядка награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
и) выезжать за границу за счет физических и юридических лиц, в том числе иностранных, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации, Челябинской области и соответствующими органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
к) принимать участие в забастовках, а также иных действиях, нарушающих нормальное функционирование государственных органов;
л) получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве государственного служащего;
м) использовать должностные полномочия государственного служащего в интересах политических партий и общественных объединений, в том числе религиозных объединений для пропаганды отношения к ним; в государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных и иных общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале хозяйствующих субъектов в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 12. Поощрения государственных служащих
1. За образцовое выполнение государственным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются следующие меры поощрения:
а) объявление благодарности;
б) единовременное денежное вознаграждение;
в) объявление благодарности с единовременным денежным вознаграждением;
г) награждение ценным подарком;
д) награждение почетной грамотой законодательного (представительного), либо исполнительного органов области;
е) присвоение почетных званий области;
ж) представление к награждению орденами и медалями.
2. Порядок применения мер поощрения устанавливается законами Российской Федерации и области.
Статья 13. Ответственность государственных служащих
В случаях, прямо установленных законами Российской Федерации, государственные служащие могут привлекаться к административной, материальной и уголовной ответственности.
Статья 14. Дисциплинарная ответственность государственных служащих
1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
2. Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность. На виновных налагаются следующие взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) предупреждение о неполном служебном соответствии;
д) увольнение со службы.
3. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения вопроса об ответственности в установленном порядке, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей производится не более чем на один месяц распоряжением руководителя или органом, имеющим право назначать государственного служащего на должность.
4. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законом Российской Федерации.
5. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю; руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие - руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
Законом Челябинской области от 28 мая 1998 г. N 42-зо в статью 15 настоящего закона внесены изменения
Статья 15. Гарантии для государственного служащего
1. Государственному служащему гарантируется:
а) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
б) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами Российской Федерацией и области;
в) предоставление в установленном порядке ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков;
г) бесплатное медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи;
д) переподготовка и повышение квалификации с сохранением на период обучения денежного содержания, занимаемой должности;
е) запрещение перевода государственного служащего без его согласия на другую государственную должность, кроме случаев, предусмотренных законом Российской Федерации;
ж) ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти области, определенные законом области;
з) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
Законом Челябинской области от 29 декабря 1997 г. N 35-ЗО действие подпункта "к" пункта 1 статьи 15 на 1998 год приостановлено
и) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
к) защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;
л) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
м) в порядке и в случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области государственному служащему предоставляется отдельная квартира, либо , беспроцентная ссуда на индивидуальное кооперативное жилищное строительства или покупку жилья;
н) государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, пользуются правом на дополнительную жилую площадь в размере 20 квадратных метров; государственные служащие, занимающие главные государственные должности - правом на дополнительную жилую площадь в размере 10 квадратных метров;
о) в случае смерти государственного служащего, вышедшего на пенсию, его семья имеет право на возмещение расходов на погребение за счет государственного органа по последнему месту государственной службы.
2. За государственными служащими, вышедшими на пенсию, сохраняются гарантии, предусмотренные подпунктами "г ", "ж", "л", , "н",.
3. При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращении штата государственному служащему выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка и средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в Реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
4. Уставом области и законами области могут быть предусмотрены иные гарантии на случай ликвидации и прекращения деятельности органа государственной власти, сокращения штата численности, а также перечень государственных должностей, имеющих право на получение этих гарантий.
5. Государственному служащему, направленному в служебную командировку, обеспечиваются:
а) выплата суточных в порядке и размерах, установленных законами и иными нормативными актами Российской Федерации;
б) приобретение проездного документа на все виды транспорта при следовании к месту командировки и обратно;
в) бронирование и наем номера в гостинице;
г) предоставление рабочего места, пользование необходимыми материалами и оборудованием, а также всеми видами средств связи.
Нормы расходов для государственных служащих на служебные командировки в пределах Российской Федерации устанавливаются главой исполнительной власти Челябинской области.
6. Расходы, связанные с предоставлением гарантий государственным служащим и их семьям, предусмотренные статьей 15 настоящего закона, производятся за счет средств бюджета Челябинской области.
Статья 16. Денежное содержание государственных служащих
1. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, почетное звание Российской Федерации по специальности, премий по итогам работы и иных выплат, предусмотренных законами Российской Федерации и области.
2. Схема должностных окладов, порядок назначения и размеры должностных окладов, надбавок к ним; порядок, условия и размеры премирования и оказывания материальной помощи устанавливаются совместным постановлением главы исполнительной власти и законодательного (представительного) органа Челябинской области.
Размеры должностных окладов подлежат изменению (индексации) без издания дополнительных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации с момента изменения минимальной оплаты труда согласно законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации на индекс увеличения минимальной оплаты труда.
3. В стаж, дающий право на получение надбавки к должностному окладу государственному служащему за выслугу лет, включается время работы, в том числе на выборных должностях, в органах государственной власти Российской Федерации, бывшего Союза ССР, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органах прокуратуры Российской Федерации, МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, судах, органах юстиции.
Органам государственной власти области представляется право принимать решения о зачете времени работы на других предприятиях, организациях, учреждениях персонально отдельным работникам в стаж работы, дающий право на получение надбавки.
Статья 17. Отпуск государственного служащего
1. Государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
За выслугу лет государственному служащему предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск следующей продолжительности:
а) от 3 до 10 лет службы - 5 календарных дней;
б) от 10 до 15 лет службы - 10 календарных дней;
в) свыше 15 лет службы - 15 календарных дней.
2. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию государственного служащего может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
3. В стаж, дающий право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, включается время, определяемое как и для стажа, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
4. Государственному служащему может быть представлен отпуск без сохранения денежного содержания на срок до одного года, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации.
Статья 18. Пенсионное обеспечение государственного служащего
1. Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с законом Российской Федерации. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормилица. Условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются законом Российской Федерации.
2. Государственные служащие, имеющие выслугу лет на государственной службе: мужчины - не менее 12,5 лет, женщины - не менее 10 лет, имеют право:
а) выхода на пенсию досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законом Российской Федерации срока выхода на пенсию по старости;
Законом Челябинской области от 29 декабря 1997 г. N 35-ЗО действие подпункта "б" пункта 2 статьи 18 на 1998 год приостановлено
б) на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", при этом сумма пенсии и размер доплаты на может превышать 80 процентов денежного содержания государственного служащего; условия, порядок и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии устанавливаются исполнительным органом государственной власти Челябинской области.
Глава IV. Прохождение государственной службы
Статья 19. Право поступления на государственную службу
1. Право поступления на государственную службу Челябинской области имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законами Российской Федерации и области для государственных служащих.
2. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:
а) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившего в законную силу;
б) лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока по решению суда, вступившего в законную силу;
в) наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;
г) отказ от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
д) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью одного из них другому;
е) наличия гражданства иностранного государства, когда доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
ж) отказ от предоставлений сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 10 настоящего закона.
Статья 20. Прием на государственную службу
1. Прием на государственную службу осуществляется в порядке назначения на государственную должность.
2. При поступлении на государственную службу гражданин представляет:
а) личное заявление;
б) паспорт или документ его заменяющий;
в) трудовую книжку;
г) документы, подтверждающие профессиональное образование;
д) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;
е) медицинское заключение о состоянии здоровья;
ж) другие документы, если это предусмотрено законом Российской Федерации.
3. Государственный служащий при назначении на государственную должность, а также при переводе на государственную должность другой группы либо иного профиля государственной должности предоставляет документы, подтверждающие его квалификацию, а при их отсутствии сдает квалификационный экзамен по государственной должности.
4. Сведения, представленные согласно закону Российской Федерации и настоящему закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность, подлежат проверке в порядке, установленном законом Российской Федерации.
В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность.
5. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок, или срочного договора на срок не более 5 лет.
Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, занимающие государственные должности категории "А".
В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Устава Челябинской области и законов области.
6. Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом (постановлением, распоряжением) по государственному органу о назначении его на государственную должность.
7. Назначение впервые или вновь поступающих на государственные должности категории "Б" и государственные должности 1 группы категории "В" определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и области, а на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5 группы категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.
Статья 21. Конкурс на замещение вакантной государственной должности
1. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Челябинской области, замещение вакантных государственных должностей производится на конкурсной основе.
2. Информация о дате и месте проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности подлежит опубликованию в средствах массовой информации, официальных изданиях государственных органов Челябинской области.
3. Конкурс на замещение вакантной государственной должности проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе государственных служащих и иных граждан.
4. Конкурс на замещение вакантной государственной должности проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном соответствующим органом государственной власти Челябинской области.
В соответствии с законом Российской Федерации конкурс на замещение вакантных государственных должностей 2 группы проводится в форме конкурса документов, а конкурс на замещение вакантных государственных должностей 3, 4 и 5 группы в форме конкурса-испытания.
5. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на замещение вакантной государственной должности на основании документов об образовании, документов о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций и результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.
6. Конкурс-испытание включает в себя прохождение испытания на соответствующей вакантной государственной должности и завершается квалификационным экзаменом.
7. Каждому участнику конкурса на замещение вакантной государственной должности сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
8. Решение конкурсной комиссии является основанием для издания приказа о назначении лица на соответствующую вакантную государственную должность.
Статья 22. Испытание по государственной должности
1. Для гражданина, впервые принимаемого на государственную должность (в том числе по конкурсу документов), а также государственного служащего при переводе на государственную должность другой группы или иного профиля устанавливается испытание (со стажировкой) по государственной должности продолжительностью от трех до шести месяцев. В срок испытания на засчитывается период, когда государственный служащий отсутствовал на службе в связи с временной нетрудоспособностью и по другим уважительным причинам. В период испытания на государственного служащего распространяются нормы закона Российской Федерации и настоящего закона.
2. В период испытания квалификационный разряд по государственной должности государственному служащему не присваивается.
3. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода - уволен с государственной службы.
4. Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает службу, он считается выдержавшим испытание.
Статья 23. Некоторые вопросы правового регулирования осуществления государственной службы
1. Содержание должностных обязанностей государственных служащих устанавливается в законах и иных нормативных правовых актах органов государственной власти Челябинской области, и утверждаемых в соответствии с ними должностных инструкциях.
2. Распределение обязанностей между государственными служащими в аппаратах органов государственной власти Челябинской области осуществляется на основании положений о соответствующем аппарате, утвержденных этими органами.
3. На государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим.
4. В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей на государственной должности по его специальности на срок до двух лет.
Статьей 31 настоящего закона определено, что статья 24 вступает в силу одновременно с законом Российской Федерации, определяющим процедуру присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности.
Статья 24. Квалификационные разряды государственных служащих
1. Государственным служащим, занимающим государственные должности, могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
а) государственным служащим, занимающим высшие государственные должности, - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса;
б) государственным служащим главных государственных должностей - государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса;
в) государственным служащим ведущих государственных должностей - советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса;
г) государственным служащим старших государственных должностей - советник государственной службы 1, 2, 3 класса;
д) государственным служащим младших государственных должностей - референт государственной службы 1, 2, 3 класса.
2. Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям соответствующих групп, и присваиваются по результатам квалификационного экзамена или аттестации.
Присвоение первичного классного чина лицу, поступившему на государственную службу и не имеющего его, производится в двухмесячный срок после окончания испытательного срока.
3. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, проведения аттестации государственных служащих устанавливается законами Российской Федерации и области.
Квалификационные разряды присваиваются руководителями органов государственной власти Челябинской области по предъявлению соответствующей квалификационной комиссии.
В соответствии с законом Российской Федерации присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации.
4. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности с указанием "в отставке".
Статья 25. Государственный квалификационный экзамен
1. Гражданин, поступающий на государственную должность, а также при переводе на государственную должность другой группы либо иного профиля государственных должностей, сдает государственный квалификационный экзамен по государственной должности (государственный квалификационный экзамен).
Государственный квалификационный экзамен может быть проведен по инициативе государственного служащего для присвоения ему по результатам экзамена очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность.
2. Государственный квалификационный экзамен принимает государственная комиссия, создаваемая в порядке, установленном нормативными правовыми актами области.
3. Государственная квалификационная комиссия оценивает уровень знаний лица, претендующего на государственную должность или занимающего государственную должность, Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Устава и законов Челябинской области и его профессиональную подготовку.
4. По результатам государственного квалификационного экзамена выдается свидетельство о сдаче государственного квалификационного экзамена по соответствующей группе или профилю государственных должностей.
Статья 26. Аттестация государственных служащих
1. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.
2. Государственные служащие подлежат периодической аттестации. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
3. От аттестации освобождаются государственные служащие в возрасте: женщины - свыше 55 лет, мужчины - свыше 60 лет.
4. Порядок и условия проведения аттестации определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
Статья 27. Основания прекращения государственной службы
1. Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.
2. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:
а) достижения предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
б) прекращения гражданства Российской Федерации;
в) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим законом;
г) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законами Российской Федерации и области тайну;
д) возникновения других обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 19 настоящего закона.
3. Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном законом Российской Федерации. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения государственного служащего на государственной службе не более чем на год.
Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжить работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.
Глава V. Обеспечение эффективности государственной службы
Статья 28. Орган управления государственной службы Челябинской области
1. Координация деятельности по повышению эффективности государственной службы и реализации задач настоящего закона осуществляется Советом по вопросам государственной службы при главе исполнительной власти Челябинской области. Совет создается на паритетной основе, т.е. состоит из равного числа представителей главы исполнительной власти области, законодательного (представительного) органа области.
2. Совет по вопросам государственной службы:
а) анализирует состояние и эффективность государственной службы, координирует разработку нормативных актов по вопросам организации государственной службы;
б) организует работу по формированию конкурсных комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных экзаменов, информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей;
в) координирует работу кадровой службы государственных органов;
г) разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей государственных служащих Челябинской области и внесению в него изменений, ведет Реестр государственных служащих Челябинской области;
д) осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации государственных служащих, а также формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности.
3. Совет по вопросам государственной службы осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым совместным постановлением законодательного (представительного) и исполнительного органов Челябинской области.
Статья 29. Кадровая служба государственного органа
Кадровая служба государственного органа:
а) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей, аттестации, прохождение государственными служащими испытания при замещении государственных должностей;
б) оформляет решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, ведет личные дела государственных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки государственных служащих;
в) консультирует государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанные с государственной службой, оказывает содействие при проведении дисциплинарных расследований;
г) анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих.
Глава VI. Заключительные и переходные положения
Статья 30. Установление особенностей государственной службы
1. Особенности государственной службы в отдельных органах государственной власти и на определенных должностях Челябинской области могут устанавливаться специальными законами Российской Федерации и законами области.
2. Областные законы не могут ухудшать правовое положение государственных служащих по сравнению с установленным в законе Российской Федерации и настоящим законом.
Статья 31. Порядок вступления в силу настоящего закона
1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Замещение вакантных должностей по конкурсу начинается с 01.01. 1997 года.
3. Статья 24 настоящего закона вступает в силу одновременно с законом Российской Федерации, определяющим процедуру присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности.
4. До окончания перехода на новую систему квалификационных разрядов государственные служащие Челябинской области, которым не присвоен новый чин, сохраняют прежние должности, присвоенные им в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
Глава администрации области |
В.П.Соловьев |
31.05.96
N 22-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 31 мая 1996 г. N 22-ОЗ "О государственной службе Челябинской области"
Текст Закона опубликован в газете "Хроника" от 22 июня 1996 г. и в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Челябинской области", N 5, май 1996г., с.7-34
Законом Челябинской области от 29 марта 2007 г. N 104-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 февраля 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 25 мая 2006 г. N 20-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 440-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяется на отношения, возникшие с 1 февраля 2005 г.
Закон Челябинской области от 31 марта 2005 г. N 365-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяется на отношения, возникшие с 1 февраля 2005 г.
Закон Челябинской области от 27 декабря 2001 г. N 67-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 21-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Челябинской области от 27 января 2000 г. N 107-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Челябинской области от 8 апреля 1999 г. N 74-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Челябинской области от 28 мая 1998 г. N 42-ЗО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Челябинской области от 29 декабря 1997 г. N 35-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 1998 г.