Принят постановлением областной Думы N 526 от 19 сентября 1996 г.
Настоящий Закон области регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Челябинской области и основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации о природных ресурсах.
Статья 1. Курортный фонд области
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты составляют курортный фонд области, входящий в состав курортного фонда Российской Федерации.
В состав курортного фонда области включаются все выявленные и учтенные природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, находящиеся на территории области.
Статья 2. Природные лечебные ресурсы области
Минеральные воды, лечебные грязи, сапропели и рапа соленых озер, лечебный климат, акватории озер, другие природные условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха, являются природными лечебными ресурсами.
Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3. Право собственности на природные лечебные ресурсы
Природные лечебные ресурсы, находящиеся в ведении области, являются государственной собственностью.
Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности Челябинской области как субъекту Российской Федерации.
Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами области от имени Российской Федерации и области осуществляют органы государственной власти области в пределах их полномочий, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, настоящим Законом.
Статья 4. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти области
Законодательный (представительный) орган области:
а) определяет основные направления государственной политики области в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
б) устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами путем принятия законов и иных нормативных правовых актов;
в) устанавливает порядок ведения государственного учета курортного фонда области и государственного реестра лечебно- оздоровительных местностей и курортов области и местного значения;
г) устанавливает налоговые, визовые,таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;
д) устанавливает порядок осуществления международного сотрудничества в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
е) утверждает областную программу сохранения и развития курортов области и местного значения;
ж) утверждает положения о целевом фонде сохранения и развития санаторно-курортного дела;
з) обеспечивает контроль за владением, пользованием и распоряжением природными лечебными ресурсами администрацией области;
и) осуществляет контроль за исполнением законодательства области о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Статья 5. Полномочия исполнительного органа государственной власти области
Глава администрации области:
а) признает территорию лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного и местного значения и осуществляет контроль за ее использованием и охраной;
б) устанавливает границы и режим округов санитарной (горно- санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения;
в) определяет формы и размеры платы за пользование территориями курортов областного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством области;
г) осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в соответствии с порядком, установленным законодательным (представительным) органом области;
д) разрабатывает областные программы изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, сохранения и развития курортов и представляет на утверждение законодательному (представительному) органу области;
е) определяет перечень органов исполнительной власти области и компетентных организаций, привлекаемых к изучению и использованию природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также порядок заключения с ними соответствующих договоров;
ж) формирует целевой фонд сохранения и развития санаторно- курортного дела;
з) вносит предложения в федеральные органы государственной власти по развитию курортов федерального значения, расположенных на территории области;
и) создает единый орган в системе исполнительной власти области по проведению государственной политики в совершенствовании и развитии санаторно-курортного дела и координации деятельности санаторно-курортных учреждений области для осуществления иных полномочий, отнесенных к компетенции администрации области законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области;
к) участвует во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса индустрии отдыха и использования зарубежного опыта в развитии курортов, привлекает иностранные инвестиции;
л) осуществляет выдачу лицензий санаторно-курортным организациям, проводит аттестацию и аккредитацию санаторно-курортных организаций;
м) осуществляет другие полномочия, отнесенные к его компетенции законодательством области.
Статья 6. Полномочия специально уполномоченного главой администрации области органа исполнительной власти области по координации деятельности лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Политику области и координацию деятельности по организации и профилактике заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов осуществляет орган исполнительной власти области, уполномоченный на проведение государственной политики в совершенствовании и развитии санаторно-курортного дела и координации деятельности санаторно-курортных учреждений области, который:
а) ведет государственный учет курортного фонда области и государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей, курортов области и местного значения;
б) разрабатывает областную программу сохранения и развития курортов области и местного значения, готовит предложения в Правительство Российской Федерации в федеральную программу развития курортов Российской Федерации;
в) организует научные исследования в целях расширения курортного фонда области и Российской Федерации и повышения эффективности его использования;
г) организует подготовку кадров в сфере курортного лечения;
д) готовит и вносит предложения по установлению налоговых, визовых, таможенных и инвестиционных льгот, стимулирующих сохранение и развитие курортов области;
е) обеспечивает надзор за соблюдением технико-экономического обоснования (проекта) освоения и использования курортов;
ж) обеспечивает контроль за исполнением законодательства области об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
а) внесение в администрацию области предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
б) участие в реализации областных программ изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, сохранения и развития курортов местного значения;
в) контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах компетенции;
г) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов местного значения.
Статья 8. Лечебно-оздоровительные местности
Территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
Статья 9. Понятие курорта
Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
Порядок и особенности функционирования каждого отдельного курорта области, курорта местного значения определяются положением о данном курорте, которое утверждается главой администрации области.
В положении о курорте области, курорте местного значения должны быть предусмотрены:
а) местонахождение курорта;
б) статус курорта;
в) границы и режим округов, зон санитарной (горно-санитарной) охраны;
г) лечебно-оздоровительная специализация;
д) вопросы развития и застройки курорта;
е) санитарная охрана курорта;
ж) обязанность органов местного самоуправления на территории которых находится курорт области, местного значения обеспечить соблюдение правил охраны санитарной зоны курорта, оповещение населения, предприятий, организаций об установленных границах округа и зон санитарной охраны курорта, а также о режиме, действующем в каждой из этих зон;
з) обязанность Челябинской областной и соответствующей районной, городской санитарно-эпидемиологической станции обеспечить контроль за проведением на курорте санитарно-противоэпидемических мероприятий;
и) эксплуатация природных лечебных ресурсов и благоустройство курорта (с указанием государственных органов, которые обеспечивают контроль за правильностью эксплуатации гидроминеральных ресурсов курорта и за охраной их от загрязнения и преждевременного истощения);
к) организация лечения и обслуживания на курорте.
Статья 10. Статус лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, областное и местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с главой администрации области.
Статья 11. Статус курортов Кисегач и Увильды
На территории области находятся два курорта федерального значения Кисегач и Увильды. Правовое положение данных курортов определено соответствующими положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Условия, при которых осуществляется отнесение территории к лечебно-оздоровительным местностям и курортам области
Отнесение территории к лечебно-оздоровительным местностям и курортам области либо местного значения осуществляется главой администрации области на основании документов, содержащих заключение курортологических, гидрогеологических, санитарно-эпидемиологических и других исследований, обязательное проведение которых предусмотрено действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для курортов местного значения необходимо дополнительно к указанным документам представление органов местного самоуправления.
Статья 13. Порядок предоставления природных лечебных ресурсов
В случае признания территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом области глава администрации области или уполномоченный главой администрации орган, а в случае признания курортом местного значения - органы местного самоуправления, предоставляют указанную территорию юридическим лицам для организации лечения и профилактики заболеваний, а также организации отдыха на основании лицензии, выданной им в порядке, установленном для осуществления указанной деятельности.
Предоставление природных лечебных ресурсов для иных целей не допускается.
В порядке исключения для использования в иных целях глава администрации области может предоставить природные лечебные ресурсы при условии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Статья 14. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов
Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов осуществляется в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 15. Лицензирование использования лечебных природных ресурсов
Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
Объем добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируется утвержденными по промышленным категориями запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна обеспечивать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
Минеральные воды и лечебные грязи могут использоваться соответственно для промышленного розлива и фасовки.
Статья 16. Карта области о наличии природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Наличие природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, находящихся на территории области, обозначаются на специальной карте, составленной администрацией области с участием компетентных органов и организаций.
Статья 17. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области
Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области по вопросам использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", договором о разграничении полномочий и вопросов ведения, заключенным между Российской Федерацией и областью.
Статья 18. Финансовое обеспечение курортов
Финансирование курортов федерального значения, расположенных на территории области, обеспечивается за счет федерального бюджета и бюджета области в соответствии с федеральными программами развития курортов в Российской Федерации, а также иных источников финансирования, предусмотренных законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Финансирование курортов области, включая развитие транспорта, систем канализации, водоснабжения, теле-, радиовещания и связи, энергообеспечения, природоохранных мероприятий, осуществляется в соответствии с областными программами за счет средств областного бюджета, а также за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.
Финансирование курортов местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с областной программой сохранения и развития курортов области и местного значения.
Статья 19. Правовое положение санаторно-курортных организаций
Санаторно-курортные организации являются юридическими лицами.
Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, выданной в установленном порядке.
Порядок создания деятельности, реорганизации и ликвидации санаторно-курортных организаций устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.
Изменение лечебно-оздоровительной специализации при реорганизации санаторно-курортных учреждений не допускается.
Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно- профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в пользование в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки, акватории озер и иные природные ресурсы.
Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
Статья 20. Имущество санаторно-курортных организаций
Имущество санаторно-курортных организаций может находиться в государственной (федеральной и областной), муниципальной собственности, собственности общественных организаций.
Имущество санаторно-курортных организаций, находящееся в собственности области и муниципальной собственности, не подлежит приватизации.
Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из настоящего Закона.
Статья 21. Учредительные документы санаторно-курортных организаций
Порядок и особенности деятельности санаторно-курортных организаций определяются их уставами, утверждаемыми учредителями (учредителем) в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Регистрация санаторно-курортных организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Налоговые и иные льготы для санаторно-курортных организаций
Органы местного самоуправления вправе устанавливать санаторно-курортным организациям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, льготы, вплоть до полного освобождения от местных налогов.
Лица, направляющие имущественные, финансовые и иные ценности в форме инвестиций в санаторно-курортные организации, пользуются льготами в виде освобождения налога на прибыль.
Санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской Федерации и областью по санаторно-курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг, приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям.
Координация деятельности санаторно-курортных и оздоровительных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности в части использования лечебных средств и курортных факторов и организации санаторно-курортного режима осуществляется главой администрации области в лице уполномоченного им на то органа.
Статья 23. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного значения, утверждаются главой администрации области.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Финансирование организации санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется за счет федерального, областного и местного бюджетов.
Статья 24. Областная программа сохранения и развития курортов области и местного значения
Областная программа сохранения и развития курортов области и местного значения разрабатывается на текущий период и перспективу на предстоящие пять лет.
Программа разрабатывается главой администрации области и представляется на утверждение в законодательный (представительный) орган области.
Программа включает в себя:
паспорт целевой программы "Сохранение и развитие курортов области и местного значения";
анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения;
основные задачи, сроки и этапы реализации программы;
мероприятия, направленные на нормативно-правовое обеспечение, совершенствование управления, сохранение лечебных ресурсов, развитие гидроминеральной базы, кадровое и научное обеспечение;
а также отражает вопросы:
ресурсного обеспечения программы;
финансирования программы;
организации управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Статья 25. Ответственность за нарушение режима лечебно- оздоровительных местностей и курортов
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 36 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Законодательством Российской Федерации за нарушение режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливается уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная ответственность.
Вред, причиненный природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, подлежит возмещению по фактическим затратам на их восстановление.
Статья 26. Разрешение споров
Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Экономические вопросы и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.
По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом.
Статья 27. Разрешение международных споров
Международные споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключениями, установленными международными договорами Российской Федерации.
В случае, если международным договором в сфере использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Глава администрации |
В.П.Соловьев |
Челябинской области
N 38-ОЗ от 19 сентября 1996 г. 25 ноября 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Челябинской области от 19 сентября 1996 г. N 38-ОЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Челябинской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Челябинской области", N 10, октябрь 1996г., с.7-19
Законом Челябинской области от 27 октября 2005 г. N 420-ЗО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Челябинской области от 30 августа 2001 г. N 33-ЗО
Закон Челябинской области от 24 июня 1999 г. N 79-ЗО