25 января, 29 марта, 26 апреля 2001 г.
Законодательное собрание Челябинской области постановляет:
1. Регламент Законодательного собрания Челябинской области утвердить.
2. Продолжить работу над Регламентом Законодательного собрания Челябинской области в качестве законопроекта.
Первый заместитель председателя
Законодательного собрания |
А.С.Саломаткин |
Утвержден
постановлением Законодательного
собрания Челябинской области
от 30 января 1997 г. N 34
Регламент Законодательного собрания Челябинской области
Глава 1. Общие положения (ст.1-4)
Глава 2. Председатель Законодательного собрания. Первый (ст.5-15)
заместитель председателя Законодательного собрания.
Заместители председателя Законодательного собрания
Глава 3. Президиум Законодательного собрания (ст.16-22)
Глава 4. Комитеты и постоянная комиссия Законодательного (ст.23-26)
собрания
Глава 5. Временные комиссии и иные рабочие органы (ст.27-28)
Законодательного собрания
Глава 6. Депутат Законодательного собрания (ст.29)
Глава 7. Депутатские объединения (Депутатские группы, (ст.30)
фракции)
Глава 8. Проведение депутатских слушаний (ст.31)
Глава 9. Порядок проведения заседаний Законодательного (ст.32-48)
собрания
Глава 10. Порядок внесения законопроектов и законодательных (ст.49-60)
предложений в Законодательное собрание в порядке
законодательной инициативы
Глава 11. Рассмотрение законопроектов и принятие законов (ст.61-75)
области
Глава 12. Принятие постановлений и иных нормативных правовых (ст.76)
актов
Глава 12-1. Порядок избрания члена Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации - представителя от
Законодательного собрания Челябинской области
Глава 13. Порядок рассмотрения проектов федеральных законов (ст.77-78)
Глава 14. Порядок рассмотрения законодательных инициатив (ст.79)
субъектов Российской Федерации
Глава 15. Обращение Законодательного собрания в судебные (ст.80)
органы
Глава 16. Обращение Законодательного собрания в (ст.81-83)
Конституционный Суд Российской Федерации
Глава 17. Заключение международных договоров и утверждение (ст.84)
договоров о хозяйственном и ином сотрудничестве с
субъектами Российской Федерации
Глава 18. Осуществление Законодательным собрание области (ст.85-89)
контрольных полномочий
Глава 19. Аппарат Законодательного собрания (ст.90)
Глава 20. Ответственность за нарушение Регламента (ст.91)
Глава 21. Заключительные положения (ст.92)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Законодательное собрание - законодательный (представительный) орган государственной власти Челябинской области. Законодательное собрание правомочно решать все вопросы, отнесенные к его ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, Законом области "О законодательном (представительном) органе государственной власти Челябинской области".
Статья 2. Законодательное собрание состоит из 41 депутата. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается Законодательным собранием.
Статья 3. Деятельность Законодательного собрания основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Законодательного собрания проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, Законодательное собрание вправе проводить закрытые заседания.
Порядок деятельности Законодательного собрания определяется федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Регламентом.
Статья 4. Законодательное собрание осуществляет свои полномочия на основе активного участия в его работе каждого депутата. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Законодательного собрания устанавливаются Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами, иными нормативными правовыми актами области и настоящим Регламентом.
Глава 2. Председатель Законодательного собрания. Первый заместитель председателя Законодательного собрания. Заместители председателя Законодательного собрания
Статья 5. Председатель Законодательного собрания, первый заместитель председателя и заместители председателя Законодательного собрания избираются из числа депутатов Законодательного собрания тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Статья 6. Кандидаты для избрания на должность председателя Законодательного собрания выдвигаются на его заседании. Правом выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность председателя обладает каждый депутат. Выдвижение может проходить также от групп депутатов. Заявления о самоотводах принимаются без обсуждения и голосования. После заявленных самоотводов Законодательное собрание утверждает список кандидатур для тайного голосования.
Каждому кандидату предоставляется право выступить с программой деятельности на должности председателя Законодательного собрания. Порядок выдвижения и обсуждения кандидатов устанавливается Законодательным собранием.
Статья 7. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Законодательное собрание избирает большинством голосов от числа избранных депутатов открытым голосованием счетную комиссию.
В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты на избираемые должности. Счетная комиссия из своего состава избирает председателя и секретаря комиссии.
Кандидаты на должность председателя Законодательного собрания, включенные в бюллетень для тайного голосования, вправе направить своих представителей из числа депутатов в качестве наблюдателей при процедуре вскрытия ящика для голосования и подсчете голосов.
Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.
Статья 8. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по утвержденной ею форме и в количестве, соответствующем числу депутатов Законодательного собрания. Фамилии кандидатов вносятся в бюллетень для тайного голосования в алфавитном порядке.
Статья 9. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются ее председателем перед началом голосования.
Каждый депутат Законодательного собрания получает один бюллетень по выборам председателя Законодательного собрания.
Выдача бюллетеней для тайного голосования производится членами счетной комиссии на основании списка депутатов по предъявлению ими депутатских удостоверений. При получении бюллетеня депутат расписывается напротив своей фамилии. Перед выдачей бюллетеней депутатам каждый экземпляр бюллетеня заверяется на обороте подписью одного из членов счетной комиссии.
Заполнение бюллетеня производится депутатом в кабине для тайного голосования или отдельной комнате путем зачеркивания в бюллетене фамилий кандидатов, против которых он голосует. После заполнения бюллетень для тайного голосования опускается в опечатанный ящик для голосования.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы и незаверенные подписью членов счетной комиссии, а также те из них, в которых оставлено более одной кандидатуры.
Дополнительные кандидатуры, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.
Статья 10. Избранным на должность председателя Законодательного собрания считается кандидат, который получил большинство голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.
В случае, если должность председателя Законодательного собрания были выдвинуты более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
Если в этом случае кандидат не набрал требуемого числа голосов, то проводятся повторные выборы, начиная с выдвижения кандидатов.
Результаты голосования оформляются постановлением Законодательного собрания об избрании председателя Законодательного собрания Челябинской области.
Статья 11. Законодательное собрание принимает решение о том, какое число заместителей председателя Законодательного собрания необходимо избрать.
Законодательное собрание тайным голосованием избирает первого заместителя председателя и заместителей председателя Законодательного собрания.
Кандидаты на должности первого заместителя председателя и заместителей председателя Законодательного собрания предлагаются председателем Законодательного собрания и депутатами.
Избранными на должности первого заместителя председателя и заместителей председателя Законодательного собрания считаются кандидаты, получившие большинство голосов от числа избранных депутатов Законодательно собрания.
Результаты голосования оформляются постановлением Законодательного собрания об избрания первого заместителя председателя и заместителей председателя Законодательного собрания.
Статья 12. Председатель Законодательного собрания:
а) организует работу Законодательного собрания;
б) созывает заседания Законодательного собрания, президиума Законодательного собрания;
в) вносит предложение об утверждении повестки дня на заседание Законодательного собрания;
г) доводит до сведения депутатов Законодательного собрания, населения области о времени и месте проведения и вопросах, выносимых на заседание Законодательного собрания;
д) созывает внеочередные заседания Законодательного собрания по собственной инициативе либо по требованию депутатов в количестве не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательного собрания, либо по требованию Главы администрации области;
е) председательствует на заседаниях Законодательного собрания и его президиума;
ж) ведает внутренним распорядком в соответствии с настоящим Регламентом;
з) подписывает протоколы заседаний Законодательного собрания, а также его президиума;
и) в случае отмены или переноса заседания Законодательного собрания оповещает депутатов Законодательного собрания с обязательным обоснованием причин отмены или переноса заседания;
к) направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты и постоянную комиссию Законодательного собрания законопроекты, которые предлагается внести на рассмотрение Законодательного собрания;
л) подписывает нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием и его президиумом;
м) решает вопросы распределения обязанностей между председателем Законодательного собрания, первым заместителем председателя и заместителями председателя Законодательного собрания;
н) обеспечивает в соответствии с постановлениями Законодательного собрания организацию областных референдумов, обсуждение населением области проектов важнейших законов области, а также вопросов областного и федерального значения;
о) представляет Законодательное собрание во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти области и общественными объединениями, иностранными государствами, международными организациями;
п) руководит работой аппарата Законодательного собрания, осуществляет наем и увольнение работников аппарата;
р) налагает в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и Законом области "О государственной службе в Челябинской области" дисциплинарные взыскания на работников аппарата;
с) от имени Законодательного собрания подписывает исковые заявления в судебные органы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
т) открывает и закрывает расчетные (текущие) счета Законодательного собрания и является распорядителем по этим счетам;
у) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение заседания Законодательного собрания, работу комитетов и постоянной комиссии, депутатов Законодательного собрания, содержание аппарата Законодательного собрания и по другим расходам, связанным с деятельностью Законодательного собрания;
ф) разрешает иные вопросы организации деятельности Законодательного собрания в соответствии с действующим законодательством и настоящим Регламентом.
Председатель Законодательного собрания ежеквартально на заседании Законодательного собрания докладывает о деятельности Законодательного собрания за истекший период и представляет для утверждения программу законопроектных работ на следующий квартал и информацию о состоянии контроля за исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным собранием.
Председатель Законодательного собрания по вопросам своей компетенции издает распоряжения.
Председатель Законодательного собрания осуществляет полномочия в течение срока полномочий Законодательного собрания.
Статья 13. Председатель Законодательного собрания подотчетен Законодательному собранию и может быть отозван путем тайного голосования, если за данное решение проголосовало большинство от числа депутатов, избранных в Законодательное собрание.
Вопрос об отзыве председателя Законодательного собрания включается в повестку дня заседания Законодательного собрания, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании депутатов Законодательного собрания.
Добровольное сложение председателем Законодательного собрания своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления. В случае непринятия Законодательным собранием отставки, председатель Законодательного собрания вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
Статья 14. Освобождение от обязанностей первого заместителя председателя, заместителей председателя Законодательного собрания осуществляется в порядке, установленном для освобождения председателя Законодательного собрания.
Статья 15. Первый заместитель председателя и заместители председателя Законодательного собрания:
а) выполняют функциональные обязанности в соответствии с распоряжением председателя о распределении обязанностей между первым заместителем и заместителями председателя Законодательного собрания;
б) первый заместитель председателя в случае отсутствия председателя Законодательного собрания или невозможности исполнения им своих обязанностей выполняет функции председателя Законодательного собрания.
Глава 3. Президиум Законодательного собрания
Статья 16. Президиум Законодательного собрания является коллегиальным, постоянно действующим совещательным органом Законодательного собрания, подотчетным ему во всей своей деятельности, обеспечивающим работу Законодательного собрания между заседаниями в порядке, установленном настоящим Регламентом.
В состав президиума Законодательного собрания входят председатель Законодательного собрания, его заместители, а также председатели комитетов и постоянной комиссии.
Статья 17. Заседания президиума Законодательного собрания созывает и ведет председатель Законодательного собрания, а в его отсутствие по его поручению - первый заместитель (заместитель) председателя Законодательного собрания.
Президиум правомочен принимать решения при наличии не менее двух третей от общего состава президиума.
Статья 18. Решения президиума Законодательного собрания принимаются на его заседаниях большинством от общего состава президиума.
Статья 19. В заседаниях президиума Законодательного собрания вправе участвовать Глава администрации области, председатели областного суда, арбитражного суда области, Уставного суда области, прокурор области, депутаты.
Статья 20. Членам президиума, а также другим лицам, участвующим в его заседаниях, заблаговременно сообщаются вопросы, которые планируется рассмотреть на заседании, и предоставляются необходимые материалы.
Статья 21. На заседаниях президиума Законодательного собрания ведутся протокол и стенограмма. С протоколом и стенограммой заседания вправе ознакомиться депутаты Законодательного собрания.
Вопросы, рассмотренные президиумом Законодательного собрания, и принимаемые им постановления, освещаются в средствах массовой информации.
Статья 22. Основные полномочия президиума Законодательного собрания:
а) организация подготовки заседания Законодательного собрания, предварительное обсуждение предложений по вопросам повестки дня заседания Законодательного собрания;
б) рассмотрение проекта плана по разработке законопроектов области по инициативе субъектов права законодательной инициативы;
в) внесение предложений о созыве внеочередные заседаний;
г) рассмотрение проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С учетом мнения комитетов и постоянной комиссии эти вопросы могут быть внесены на заседание Законодательного собрания;
д) рассмотрение вопросов награждения Почетными грамотами Законодательного собрания;
е) рассмотрение вопросов взаимодействия и координации деятельности комитетов и постоянной комиссии Законодательного собрания;
ж) формирование временных комиссий и групп по подготовке проектов законов области и иных нормативных правовых актов с учетом мнения комитетов и постоянной комиссии;
з) направление для рассмотрения в соответствующие комитеты, постоянную комиссию законопроектов, которые предполагается внести на рассмотрение заседания Законодательного собрания;
и) возвращение субъектам законодательной инициативы внесенных ими законопроектов, если не были выполнены определенные требования действующего Регламетна;
к) организация проведения консультаций при формировании и изменении состава органов Законодательного собрания, а также при возникновении разногласий между депутатами, депутатскими группами и фракциями;
л) организация проведения депутатских слушаний, совещаний, пресс-конференций.
Решения президиума Законодательного собрания оформляются решениями или в виде протокольных записей, которые подписываются председателем Законодательного собрания.
О вопросах, рассмотренных на заседании президиума, и принятых по ним решениях председатель Законодательного собрания в обязательном порядке информирует депутатов Законодательного собрания.
Законодательное собрание вправе отменить решения, принятые президиумом Законодательного собрания.
Глава 4. Комитеты и постоянная комиссия Законодательного собрания
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 25 января 2001 г. N 7 в статью 23 настоящего Регламента внесены изменения:
Статья 23. В соответствии с Уставом (Основным Законом) Челябинской области Законодательное собрание области образует из числа депутатов Законодательного собрания области следующие комитеты и постоянную комиссию:
комитет Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению;
1. Комитет Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству, региональной политике и местному самоуправлению.
2. Комитет Законодательного собрания по финансово-бюджетной политике.
3. Комитет Законодательного собрания по информационной политике, мандатам, регламенту, этике.
4. Комитет Законодательного собрания по экономической политике (налогам, собственности, предпринимательству).
5. Комитет Законодательного собрания по социальной политике (здравоохранению, науке, образованию, культуре, спорту, межнациональный отношениям).
6. Комитет Законодательного собрания по аграрной политике, потребительскому рынку, земельным отношениям, экологии и природопользованию.
7. Комитет Законодательного собрания по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, связи, транспорту и дорожному хозяйству.
8. Комитет Законодательного собрания по жизнеобеспечению, строительству и чрезвычайным ситуациям.
В течение срока полномочий Законодательного собрания вправе образовывать новые и упразднять существующие комитеты и постоянные комиссии.
Решение об образовании комитетов и постоянных комиссий принимается большинством голосов от числа избранных депутатов и оформляется постановлением Законодательного собрания.
Численный состав комитетов, постоянных комиссий не может быть менее пяти депутатов.
Все депутаты Законодательного собрания, кроме председателя Законодательного собрания и его первого заместителя, входят в состав комитетов и постоянной комиссии. При этом депутат может состоять лишь в одном комитете.
Комитеты и постоянная комиссия работают в соответствии с Положением о комитетах и постоянной комиссии, утвержденным Законодательным собранием.
Избранние депутатов в состав комитетов и постоянной комиссии Законодательного собрания оформляется постановлением Законодательного собрания.
Председатели комитетов и постоянной комиссии избираются Законодательным собранием с учетом предложений членов соответствующих комитетов и постоянной комиссии.
Члены комитетов и постоянной комиссии и их председатели избираются на заседании Законодательного собрания открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.
Статья 24. Заседания комитетов и постоянной комиссии проводятся по мере необходимости в соответствии с планом, утверждаемым на их заседании.
Председатель комитета и постоянной комиссии созывает и отменяет заседания как по своей инициативе, так и по предложению членов комитетов и постоянной комиссии (простым большинством голосов от числа присутствующих) и председателя Законодательного собрания.
Заседание комитета, постоянной комиссии ведет их председатель. В случае его отсутствия или по его поручению данные функции выполняет заместитель председателя комитета, постоянной комиссии.
Депутат Законодательного собрания области обязан присутствовать на заседаниях комитетов и постоянной комиссии, членом которых он является. О невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя комитета или постоянной комиссии.
Статья 25. Заседание комитета, постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует большинство членов комитета или постоянной комиссии.
Решение комитета, постоянной комиссии принимается большинством голосов от числа членов комитета, постоянной комиссии, присутствующих на заседании.
Протокол заседания комитета, постоянной комиссии подписывает председательствующий на заседании. Протоколы регистрируются, подшиваются и хранятся в соответствующем комитете, постоянной комиссии.
Статья 26. В заседаниях комитетов, постоянной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голосования депутаты Законодательного собрания, не входящие в состав данного комитета или постоянной комиссии, представители администрации области.
Комитет, постоянная комиссия вправе приглашать на свои заседания должностных лиц и специалистов органов государственной власти области и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, представителей общественных объединений, а также запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности.
Комитет, постоянная комиссия осуществляет свою деятельность на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседания комитета, постоянной комиссии могут приглашаться представители средств массовой информации.
Комитет, постоянная комиссия вправе проводить закрытые заседания.
Глава 5. Временные комиссии и иные рабочие органы Законодательного собрания
Статья 27. Законодательное собрание области по любым вопросам своей деятельности может образовывать временные комиссии.
Законодательным собранием при образовании временных комиссий определяются задачи, объем и срок их полномочий.
Временные комиссии прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или по решению Законодательного собрания.
Статья 28. Законодательное собрание может помимо постоянных и временных комиссий образовывать иные рабочие органы, определив при образовании цель создания рабочих органов, задачи, состав и срок их полномочий.
Глава 6. Депутат Законодательного собрания
Статья 29. Депутат Законодательного собрания приобретает свои полномочия с момента избрания депутатом Законодательного собрания. Полномочия депутатов Законодательного собрания прекращаются с момента начала работы законодательного (представительного) органа власти нового созыва.
Права и обязанности депутата Законодательного собрания определяются Законом области "О статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти в Челябинской области".
Депутат Законодательного собрания может быть лишен депутатской неприкосновенности по представлению прокурора Челябинской области на основании заключения постоянной комиссии по мандатам, Регламенту, депутатской этике и связям с общественностью, если за это решение проголосовало большинство от общего числа депутатов Законодательного собрания.
Глава 7. Депутатские объединения (депутатские группы, фракции)
Статья 30. Депутаты Законодательного собрания вправе образовывать депутатские объединения (депутатские группы, фракции).
Количество депутатов в депутатском объединении должно быть не менее пяти человек.
Об образовании депутатского объединения (депутатской группы, фракции) в письменном виде уведомляется секретариат аппарата Законодательного собрания, при этом сообщается о целях образования, составе депутатского объединения, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени депутатского объединения.
Председательствующий на заседании Законодательного собрания информирует депутатов об образовании депутатского объединения.
Регистрация депутатского объединения осуществляется постоянной комиссией Законодательного собрания по мандатам, Регламенту, депутатской этике и связям с общественностью.
Глава 8. Проведение депутатских слушаний
Статья 31. Законодательное собрание по наиболее важным вопросам жизнедеятельности области, а также по законопроектам организует и проводит депутатские слушания.
Законодательное собрание может проводить как открытые, так и закрытые депутатские слушания.
Депутатские слушания проводятся Законодательным собрание по инициативе президиума Законодательного собрания, комитетов, постоянной комиссии Законодательного собрания, депутатских объединений.
Информация о теме депутатских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала депутатских слушаний.
Состав лиц, приглашаемых на депутатские слушания, определяется комитетами и постоянной комиссией Законодательного собрания, депутатскими объединениями, организующими эти слушания.
Лицам, включенным в список приглашенных на депутатские слушания, заблаговременно рассылаются официальные уведомления, в соответствии с которыми они имеют право принять участие в депутатских слушаниях.
Депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые депутатские слушания не допускаются.
На закрытых депутатских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной и иной охраняемой законом тайной.
Глава администрации области, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные от Челябинской области, депутаты Законодательного собрания области, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Челябинской области, прокурор области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда области, председатель Уставного суда области, депутаты представительных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, находящихся на территории Челябинской области, вправе участвовать во всех депутатских слушаниях.
Депутатские слушания ведут председатель Законодательного собрания, первый заместитель председателя, заместителя председателя Законодательного собрания либо председатель соответствующего комитета, постоянной комиссии Законодательного собрания.
Председательствующий предоставляет слово для выступления депутатам Законодательного собрания и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.
Комитеты, постоянная комиссия Законодательного собрания, депутатские объединения, ответственные за проведение депутатских слушаний, составляют план мероприятий по подготовке и проведению депутатских слушаний.
Утвержденный президиумом, председателем Законодательного собрания или первым заместителем председателя Законодательного собрания план мероприятий по подготовке и проведению депутатских слушаний не позднее чем за 7 дней до начала депутатских слушаний рассылается соответствующим структурным подразделениям аппарата Законодательного собрания, а в случае необходимости и организациям, принимающим участие в подготовке и проведении депутатских слушаний.
Информационные материалы к депутатским слушаниям, проекты рекомендаций, которые предполагается принять по результатам депутатских слушаний включая законопроекты и проекты постановлений Законодательного собрания, готовятся комитетами, постоянной комиссией, депутатским объединением, ответственным за подготовку и проведение депутатских слушаний.
Для подготовки указанных документов распоряжением председателя Законодательного собрания или первого заместителя председателя Законодательного собрания могут быть образованы рабочие группы.
Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово, продолжительностью 20 минут, представителю соответствующего комитета, постоянной комиссии Законодательного собрания, депутатского объединения для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в слушаниях депутаты Законодательного собрания и приглашенные лица.
Продолжительность депутатских слушаний определяется исходя из характера обсуждаемых вопросов. Комитет, постоянная комиссия Законодательного собрания, депутатское объединение, организующие данные слушания, могут принять решение о перерыве в ходе депутатских слушаний и о проведении их в другое удобное время. Проведение депутатских слушаний во время заседаний Законодательного собрания не допускается.
Все приглашенные лица выступают на депутатских слушаниях только с разрешения председательствующего.
После выступлений на депутатских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов Законодательного собрания и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной форме, так и в письменной форме.
Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход депутатских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий может удалить нарушителей из зала заседаний.
Депутатские слушания заканчиваются принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации депутатских слушаний принимаются путем одобрения их большинством принявших участие в слушаниях.
На депутатских слушаниях ведется протокол и стенограмма. Протокол депутатских слушаний подписывается председательствующим.
Открытые депутатские слушания освещаются в средствах массовой информации.
Рекомендации по результатам депутатских слушаний могут публиковаться в печати.
В целях реализации рекомендаций, принятых на депутатских слушаниях, и разработки мероприятий по их реализации в повестку дня очередного заседания Законодательного собрания вносится проект постановления с материалами депутатских слушаний, касающихся поставленного вопроса.
Глава 9. Порядок проведения заседаний Законодательного собрания
Статья 32. Основной формой работы Законодательного собрания является заседание.
Очередное заседание созывается председателем Законодательного собрания и проводится в срок, установленный настоящим Регламентом. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов. Председатель вправе перенести заседание Законодательного собрания на другое время при отсутствии более одной трети от числа избранных депутатов. О переносе даты заседания председатель Законодательного собрания издает распоряжение. Отсутствующим депутатам в письменном виде либо телеграммой, телефонограммой или факсом сообщается о месте и времени проведения заседания, которые определяются председателем Законодательного собрания с учетом времени доставки сообщения, а также времени нахождения депутата в пути.
Внеочередное заседание может созываться по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, установленного для Законодательного собрания, а также по инициативе председателя Законодательного собрания, президиума Законодательного собрания или Главы администрации области.
На внеочередное заседание выносятся законопроекты и иные вопросы, рассмотрение которых не терпит отлагательства.
Информация о времени и месте проведения заседания, вопросах, выносимых на рассмотрение, доводится председателем Законодательного собрания до сведения населения области через средства массовой информации не позднее чем за пять дней до начала заседания.
Статья 33. Первое заседание Законодательного собрания очередного созыва созывается председателем Законодательного собрания предыдущего созыва в течение пятнадцати дней после опубликования областной избирательной комиссией общих итогов выборов.
Первое заседание Законодательного собрания очередного созыва открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания председателя Законодательного собрания депутаты вправе поручить ведение заседания Законодательного собрания одному из депутатов.
Председатель областной избирательной комиссии информирует депутатов о результатах выборов депутатов Законодательного собрания и сообщает список избранных депутатов.
На первом заседании по решению Законодательного собрания избираются председатель Законодательного собрания, первый заместитель председателя, заместители председателя Законодательного собрания, члены комитетов и постоянной комиссии Законодательного собрания и их председатели в соответствии с порядком, установленным Законодательным собранием.
Статья 34. Заседания Законодательного собрания проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
На открытых заседаниях Законодательного собрания вправе присутствовать Глава администрации области и уполномоченные им представители органов исполнительной власти области, полномочный представитель Президента Российской Федерации, прокурор области, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатели областного суда, арбитражного суда области, Уставного суда области, представители органов местного самоуправления, аккредитованные в установленном порядке представители средств массовой информации.
На заседании могут присутствовать представители трудовых коллективов, общественных объединений, граждан. О желании принять участие в заседании указанные лица направляют заявление на имя председателя Законодательного собрания не позднее чем за три дня до начала заседания.
Секретариат аппарата Законодательного собрания составляет список приглашенных и после его утверждения председателем Законодательного собрания извещает приглашенных о месте и времени проведения заседания путем направления или выдачи им приглашения.
В список приглашенных включаются лица по предложениям комитетов и постоянной комиссии, участие которых необходимо при рассмотрении вопросов повестки дня заседания Законодательного собрания.
Статья 35. Законодательное собрание может принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от числа депутатов Законодательного собрания, принявших участие в голосовании. Глава администрации области либо его представитель, прокурор области вправе присутствовать на закрытом заседании. Сведения о содержании закрытых заседаний Законодательного собрания не подлежат разглашению и могут быть использованы только для деятельности депутатов в Законодательном собрании.
На закрытом заседании не могут рассматриваться и приниматься нормативные правовые акты кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Статья 36. Председательствует на заседании Законодательного собрания председатель Законодательного собрания либо первый заместитель, заместители председателя Законодательного собрания.
Председательствующий:
а) объявляет об открытии и закрытии заседания, ведет заседание;
б) предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, депутатам, слово для выступления депутатам предоставляется в порядке поступления их заявок. Порядок предоставления слова приглашенным определяется решением Законодательного собрания по предложению председательствующего;
в) оглашает личные заявления и справки депутатов;
г) ставит на голосование проекты законов, постановлений, обращений и других актов, внесенных на рассмотрение Законодательного собрания в соответствии с настоящим Регламентом, проводит голосование и сообщает результаты;
д) зачитывает предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность их постановки на голосование;
е) контролирует ведение протокола и стенограммы заседания, удостоверяет протокол своей подписью;
ж) при необходимости проводит консультации с отдельными депутатами, организует работу согласительных комиссий в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе заседания;
з) обеспечивает соблюдение Регламента и принятого депутатами порядка работы;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Регламентом;
к) обращает внимание на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов области, положений настоящего Регламента.
Статья 37. Регистрация депутатов и приглашенных начинается за один час до открытия заседания. Регистрацию депутатов и приглашенных осуществляет секретариат аппарата Законодательного собрания.
Статья 38. В зале заседаний Законодательного собрания размещаются государственный флаг Российской Федерации и государственный герб Российской Федерации.
Открытие заседания Законодательного собрания начинается с процедуры приветствия государственного флага Российской Федерации вставанием, прослушивания гимна Челябинской области.
Статья 39. Участие депутатов в заседании Законодательного собрания является обязательным. О невозможности присутствовать на заседании Законодательного собрания по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя Законодательного собрания.
Статья 40. Заседания Законодательного собрания проводятся, как правило, в третий четверг каждого месяца с 11 до 18 часов с обязательным перерывом на обед (продолжительностью не менее часа) и короткими перерывами для отдыха (продолжительностью 15-20 минут) через каждые полтора часа работы. Законодательное собрание может принять решение об ином времени проведения заседаний.
Продолжительность доклада устанавливается до 15 минут, содоклада - до 7 минут.
Для обсуждения повестки дня - до 5 минут.
Для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут.
Для постатейного обсуждения проектов документов - до 5 минут.
По порядку ведения заседания - до 1 минуты.
По кандидатурам - до 5 минут.
Для внесения депутатского запроса, для сообщений,
заявлений, предложений, вопросов, справок - до 3 минут.
Для ответа - до 3 минут.
Для повторных выступлений - до 3 минут.
С согласия большинства от присутствующих депутатов председательствующий вправе продлить время для выступлений.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего и затем вправе прервать его выступление.
Никто не может выступать на заседании Законодательного собрания без разрешения председательствующего.
Глава администрации области и прокурор области либо уполномоченные ими представители, а также председатель Законодательного собрания имеют право выступать каждый раз, когда посчитают это необходимым.
Для выступлений предоставляется трибуна. Микрофоны в зале используются исключительно для реплик, замечаний по порядку ведения заседания и мотивам голосования, вопросов и кратких справок.
Выступление по одному и тому же вопросу возможно не более двух раз. Передача права на выступление другому лицу не допускается.
Слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения предоставляется депутатам вне очереди. Слово по порядку ведения заседания предоставляется в следующих случаях:
а) для выражения претензии председательствующему;
б) для уточнения формулировки постановления, поставленного на голосование.
Статья 41. Депутат, выступающий в Законодательном собрании, не вправе нарушать правила депутатской этики: употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству других депутатов Законодательного собрания и приглашенных, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий делает депутату официальное замечание, называя фамилию, а в случае повторного нарушения предлагает Законодательному собранию лишить его права на выступления в течение всего заседания.
Статья 42. Использование депутатами сотовых и радиотелефонов, пейджеров не должно мешать работе Законодательного собрания.
Приглашенные занимают в зале заседания отведенные им места, при этом они должны соблюдать тишину и регламент работы заседания.
Статья 43. Прекращение прений производится по решению Законодательного собрания, принимаемому открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на заседании.
При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
После прекращения прений докладчик и содокладчики имеют право выступить с заключительным словом.
Депутаты, не получившие возможности выступить в связи с прекращением прений, вправе передать тексты выступлений в секретариат аппарата Законодательного собрания и потребовать включения их в протокол заседания.
Законодательное собрание большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов принимает постановление о дне продолжения заседания или переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание в случае, когда вопросы повестки дня заседания полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по регламенту времени. При этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки дня следующего заседания по времени их рассмотрения.
Статья 44. Проект повестки дня заседания Законодательного собрания, разработанный с учетом готовности проектов законов и постановлений Законодательного собрания, рассматривается на заседании президиума Законодательного собрания и публикуется в печати не позднее чем за пять дней до начала заседания.
Дополнительные предложения и замечания к проекту повестки дня вносятся депутатами, комитетами, постоянной комиссией Законодательного собрания, Главой администрации области, областным судом, арбитражным судом области, Уставным судом области, прокурором области, органами местного самоуправления в письменном виде либо излагаются в выступлениях на заседании. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим на заседании в порядке их поступления.
При обсуждении целесообразности включения дополнительных пунктом в повестку дня прения ограничиваются выступлениями двух депутатов "за включение" и двух - "против включения".
По дополнительным вопросам, включенным в повестку дня, на заседании Законодательного собрания должны быть даны необходимые обоснования, представлены проекты постановлений, согласованные с комитетами, постоянной комиссией Законодательного собрания, заинтересованными организациями, учреждениями, должностными лицами, с заключением правового управления Законодательного собрания области.
Голосование проводится отдельно по каждому предложению о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания. Решения о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания принимаются большинством голосов от числа присутствующих депутатов путем проведения открытого голосования.
Решение о принятии повестки дня заседания в целом принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов путем проведения открытого голосования.
Статья 45. На каждом заседании Законодательного собрания ведется протокол и стенограмма, в которых фиксируется работа Законодательного собрания. В протоколе заседания указывается:
а) порядковый номер заседания Законодательного собрания, дата и место проведения заседания;
б) число депутатов, избранных в Законодательное собрание, число присутствующих и отсутствующих депутатов, а также приглашенных;
в) фамилии, инициалы, должность председательствующего;
г) повестка дня заседания, фамилии докладчика и содокладчика по каждому вопросу, кем вносится вопрос на рассмотрение заседания;
д) фамилии депутатов, выступивших в прениях, а также депутатов, задавших (письменно или устно) вопросы докладчикам;
е) перечень всех принятых законов и постановлений с указанием результатов голосования.
К протоколу прилагаются тексты принятых Законодательным собранием законов и постановлений, список присутствующих на заседании депутатов, список отсутствующих на заседании депутатов с указанием причин отсутствия, переданные в секретариат аппарата Законодательного собрания письменные выступления, предложения и замечания депутатов, которые записались для выступления на заседании, но не получили слова ввиду прекращения прений, а также вопросы, поступившие от депутатов и присутствующих на заседании, а также стенограмма заседания.
Постановления Законодательного собрания по процедурным вопросам (утверждение повестки дня, прекращение прений, принятие к сведению справок, информаций, сообщений и т.п.) отражаются в протоколе.
Протокол заседания оформляется в месячный срок. За правильность записи в протоколе отвечает председательствующий на заседании, ответственность за своевременное оформление протокола и других материалов заседания несет секретариат аппарата Законодательного собрания.
Протоколы заседаний в течение двух лет хранятся в аппарате Законодательного собрания, а затем сдаются в установленном порядке в областной архив на постоянное хранение. Копии протоколов заседаний представляются для ознакомления депутатам Законодательного собрания по их требованию.
Ведение стенограммы на заседании обеспечивает секретариат аппарата Законодательного собрания.
Статья 46. Постановления Законодательного собрания принимаются на его заседании открытым или тайным голосованием. Для подсчета голосов при проведении открытого голосования Законодательное собрание избирает из числа депутатов, избранных в Законодательное собрания, счетную комиссию.
Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, их формулировку, напоминает каким количеством голосов может быть принято данное решение.
После окончания голосования председательствующий объявляет его результаты: сколько проголосовало "за" , "против", "воздержалось", принято предложение или отклонено.
При отсутствии кворума, необходимого для голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание Законодательного собрания.
По решению Законодательного собрания может быть проведено повторное голосование, если при определении результатов голосования выявлены процедурные ошибки.
Статья 47. Поименное голосование проводится по требованию не менее чем одной пятой части депутатов, избранных в Законодательное собрание.
Поименное голосование по решению Законодательного собрания осуществляется путем опроса депутатов председательствующим либо в ином порядке и оформляется протоколом.
Результаты поименного голосования оглашаются на заседании, предоставляются в секретариат аппарата для включения в протокол заседания, передаются для опубликования в средствах массовой информации.
Статья 48. Решение о проведении тайного голосования принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
Порядок проведения тайного голосования устанавливается в соответствии со статьями 7, 8, 9, 10 настоящего Регламента.
Результаты тайного голосования утверждаются Законодательным собранием.
Глава 10. Порядок внесения законопроектов и законодательных предложений в Законодательное собрание в порядке законодательной инициативы
Статья 49. Правом законодательной инициативы обладают депутаты Законодательного собрания области, Главы администрации области, а также областной суд, арбитражный суд области, Уставный суд области, прокурор области, органы местного самоуправления.
Законопроекты или законодательные предложения, исходящие от государственных органов, общественных объединений, политических партий, зарегистрированных в установленном порядке и граждан, обладающих избирательным правом, могут быть внесены через вышеназванных субъектов законодательной инициативы.
Статья 50. Право законодательной инициативы осуществляется в виде внесения в Законодательное собрание области:
а) законопроектов области и поправок к ним;
б) законодательных предложений о разработке и принятии новых законов области;
в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы области.
Статья 51. 1. Необходимым условием для внесения законопроекта области в Законодательное собрание в порядке законодательной инициативы является представление в него:
а) текста законопроекта;
б) обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства области, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;
в) справки о состоянии законодательства области и законодательства Российской Федерации в данной сфере правового регулирования;
г) предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
д) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).
2. Законопроекты области о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также иные нормативные правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета области, могут быть внесены только при наличии заключения Главы администрации области или Правительства области.
3. В тексте законопроекта, внесенного в Законодательное собрание, должны быть включены следующие положения:
а) о сроках и порядке вступления законодательного акта области в силу;
б) об отмене, изменениях, и дополнениях ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов области в связи с принятием данного закона области;
в) предложение органам государственной власти и местного самоуправления области о приведении в соответствие с вновь принятым законом области их правовых актов.
Статья 52. Необходимым и достаточным условием внесения законодательного предложения в Законодательное собрание в порядке законодательной инициативы является изложение его основного содержания с кратким обоснованием и указанием названия закона, который предлагается принять или изменить.
Статья 53. В представленных материалах к законопроекту, законодательному предложению указываются инициаторы законопроекта, законодательного предложения и лица, принимавшие участие в их разработке и подготовке.
При оформлении законопроектов, законодательных предложений учитываются также требования, установленные другими нормативными правовыми актами области.
Статья 54. Законопроекты, законодательные предложения, внесенные в Законодательное собрание в порядке законодательной инициативы, подлежат регистрации в секретариате аппарата Законодательного собрания области. Контроль за регистрацией осуществляет комитет Законодательного собрания по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению.
Дата регистрации законопроекта, законодательного предложения считается датой его официального внесения.
Статья 55. В случае представления законопроекта, законодательного предложения, не отвечающих требованиям о порядке подготовки проектов законов области, либо отсутствия обоснования и необходимых материалов законопроект, законодательное предложение по инициативе секретариата аппарата возвращается председателем Законодательного собрания, первым заместителем председателя Законодательного собрания либо президиумом Законодательного собрания инициатору с указанием сроков устранения недостатков в соответствии с установленными требованиями.
Статья 56. Законопроект, законодательное предложение, отвечающие вышеуказанным требованиям, по поручению председателя Законодательного собрания, а в его отсутствие первым заместителем председателя Законодательного собрания направляются через секретариат аппарата в правовое управление Законодательного собрания для правовой экспертизы и проверки представленных к нему материалов, а затем в секретариате аппарата Законодательного собрания осуществляется лингвистическая экспертиза текста проекта документа.
При наличии заключения правового управления Законодательного собрания законопроект, законодательное предложение через секретариат аппарата направляются для предварительного рассмотрения в соответствующие комитет, постоянную комиссию, назначенные ответственными по законопроекту распоряжением председателя Законодательного собрания, а в его отсутствие - первого заместителя председателя Законодательного собрания с указанием срока исполнения.
В случае направления законопроекта, законодательного предложения в несколько комитетов и постоянную комиссию председатель Законодательного собрания, а в его отсутствие первый заместитель председателя Законодательного собрания из числа данных комитетов и постоянной комиссии определяет ответственный комитет или постоянную комиссию по законопроекту, законодательному предложению. При наличии более одного законопроекта, законодательного предложения по одному и тому же вопросу они рассматриваются соответствующим комитетом или постоянной комиссией.
По результатам рассмотрения законопроекта, законодательного предложения и материалов к ним, а также заключения правового управления Законодательного собрания, ответственный комитет или постоянная комиссия могут принять решение:
а) об отклонении вследствие нецелесообразности или невозможности принятия представленного законопроекта, законодательного предложения;
б) об одобрении представленного законопроекта, законодательного предложения и дальнейшей работе над ними.
Статья 57. Принятие решения соответствующим комитетом или постоянной комиссией об одобрении законодательного предложения является основанием для дальнейшей работы над законопроектом.
Статья 58. Для работы над законопроектом решением президиума Законодательного собрания могут создаваться рабочие группы.
В состав рабочих групп помимо инициатора и разработчиков могут включаться депутаты Законодательного собрания, представители органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, специалисты, представители научных учреждений, эксперты.
Статья 59. Одобренный комитетом или постоянной комиссией Законодательного собрания законопроект рассылается секретариатом аппарата депутатам Законодательного собрания, инициатору и разработчикам законопроекта с указанием срока представления замечаний и предложений.
Поступившие замечания и предложения рассматриваются на заседании соответствующего комитета, постоянной комиссии Законодательного собрания в присутствии инициатора и разработчиков законопроекта.
Комитеты, постоянная комиссия, участвующие в работе над законопроектом, в случае возникновения разногласий между ними по поводу содержания законопроекта или целесообразности работы над ним принимают меры к достижению согласия. Вопросы, по которым не достигнуто согласие, вносятся на рассмотрение Законодательного собрания.
Обсуждение законопроектов в комитета, постоянной комиссии происходит открыто и может освещаться средствами массовой информации.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению Законодательным собранием в первом чтении, оформляется решением ответственного комитета или постоянной комиссии, и через секретариат аппарата законопроект и материалы к нему направляются председателю Законодательного собрания, а в его отсутствие первому заместителю председателя Законодательного собрания для включения в проект повестки дня заседания Законодательного собрания. Заключение правового управления на законопроект является обязательным.
Данный комитет, постоянная комиссия представляют также предложения о приглашении лиц на рассмотрение законопроекта на заседании Законодательного собрания.
Статья 60. Законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Законодательном собрании, могут быть отозваны субъектом законодательной инициативы по его письменному требованию с изложением мотивов отзыва до обсуждения законопроекта в первом чтении.
В случае отзыва законопроекта субъектом законодательной инициативы, данный законопроект может быть внесен другим субъектом законодательной инициативы.
Глава 11. Рассмотрение законопроектов и принятие законов области
Статья 61. Рассмотрение законопроектов, внесенных в Законодательное собрание, осуществляется в трех чтениях, если применительно к конкретному законопроекту не будет принято иное решение.
Статья 62. Законопроект и подготовленные к нему материалы (заключение правового управления, финансовое обоснование и др.) после включения в проект повестки дня заседания Законодательного собрания направляются через секретариат аппарата Законодательного собрания председателям и членам комитетов, постоянной комиссии не позднее чем за 10 дней и всем депутатам не позднее чем за 5 дней до рассмотрения законопроекта в первом чтении на заседании Законодательного собрания.
Статья 63. При рассмотрении законопроекта Законодательным собранием в первом чтении обсуждаются его основные положения, обоснование необходимости принятия законопроекта и дается общая оценка концепции законопроекта.
Обсуждение законопроекта начинается с доклада автора или его представителя и содоклада представителей соответствующих комитетов и постоянной комиссии.
Рассмотрение законопроекта, внесенного Главой администрации области, начинается с обоснования им либо его уполномоченным представителем необходимости разработки и принятия законопроекта и заканчивается заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.
При рассмотрении законопроекта, влекущего расходы, покрываемые за счет областного бюджета, необходимо предоставление финансового обоснования.
При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатов Законодательного собрания и лиц, приглашенных для участия в обсуждении законопроекта.
Статья 64. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Законодательное собрание принимает решение:
принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
отклонить законопроект;
принять закон в трех чтениях.
В случае отклонения законопроекта, он считается исключенным из повестки дня заседания и может быть повторно вынесен на рассмотрение Законодательного собрания только после его повторного включения в повестку дня.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное собрание устанавливает сроки подачи поправок к нему и внесения его на второе чтение.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного собрания.
Решение оформляется постановлением Законодательного собрания. Одновременно Законодательное собрание может принять решение о вынесении законопректа, принятого в первом чтении, на обсуждение населением области.
Статья 65. Закон может быть принят Законодательным собранием в трех чтениях только в том случае, если при его обсуждении со стороны депутатов не поступило замечаний и поправок.
Статья 66. Поправки к законопроекту вносятся в письменном виде на имя председателя Законодательного собрания, который передает их в соответствующие комитеты или постоянную комиссию и авторам законопроекта не позднее чем за 14 дней до начала второго чтения по законопроекту.
Поправки должны содержать полные тексты статей или частей законопроекта, содержание которых подлежит изменению, обоснование поправки и новую редакцию статьи, части законопроекта.
Статья 67. Законопроект, одобренный в первом чтении, после доработки ответственным комитетом или постоянной комиссией, рабочей группой, правовым управлением вносится на второе чтение.
Статья 68. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетом или постоянной комиссией представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом, постоянной комиссией к отклонению, и таблица одобренных комитетом, постоянной комиссией поправок.
В начале второго чтения законопроекта на заседании Законодательного собрания с докладом выступает председатель ответственного комитета, комиссии Законодательного собрания.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, постоянной комиссии, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем председательствующий выясняет имеются ли возражения у депутатов против поправок, включенных в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого обоснования, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.
После того как исчерпаны все возражения по поправкам, проводится голосование о принятии проекта закона за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного собрания.
В случае принятия законопроекта за основу на голосование ставится вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.
В случае, если законопроект за основу не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или отклонении законопроекта.
В случае, если принято решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Законодательное собрание переходит к рассмотрению поправок, отклоненных комитетом, постоянной комиссией.
Обсуждение и принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и одобренных поправок. После принятия решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.
Статья 69. Закон может быть принят Законодательным собранием в третьем чтении, если при его обсуждении не поступило дополнительных поправок и замечаний, при наличии заключения правового управления Законодательного собрания.
Статья 70. В случае внесения законопроекта для голосования в третьем чтении, принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет, постоянную комиссию Законодательного собрания для устранения, с участием правового управления и секретариата аппарата Законодательного собрания, возможных внутренних противоречий, для установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки изменения текста законопроекта при втором чтении.
Статья 71. При голосовании законопроекта в третьем чтении не допускается внесение поправок и возвращение к обсуждению как законопроекта в целом, так и отдельных его статей, глав, разделов.
Статья 72. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного собрания.
Закон о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Челябинской области принимается, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного собрания.
Текст принятого закона с постановлением Законодательного собрания о порядке его введения в действие, подписанный председателем Законодательного собрания, в течение трех дней направляется для подписания Главе администрации области.
Перед направлением на подписание текст закона готовится секретариатом аппарата Законодательного собрания, руководители которого несут ответственность за соответствие закона, направляемого для подписания, тексту закона, принятому Законодательным собранием.
Глава администрации области, а в его отсутствие первый заместитель Главы в течение десяти дней с момента получения закона от Законодательного собрания подписывает закон и после регистрации его в секретариате аппарата Законодательного собрания вместе с постановлением Законодательного собрания обнародует его.
Статья 73. В случае возврата Главой администрации области не подписанного закона, председатель Законодательного собрания сообщает депутатам мотивы возврата закона и направляет замечания Главы администрации в соответствующий комитет, постоянную комиссию и секретариат аппарата Законодательного собрания.
Обсуждение в соответствующем комитете, постоянной комиссии и в Законодательном собрании должно проходить по тем поправкам, которые послужили основанием для возврата закона в порядке, установленном настоящим Регламентом.
По результатам обсуждения замечаний и поправок к закону, внесенных Главой администрации области, Законодательное собрание вправе согласиться с ними. В этом случае закон принимается уже в новой редакции, с внесенными изменениями и вновь представляется на подпись Главе администрации области.
В случае несогласия с замечаниями и поправками Главы администрации области депутаты большинством не менее чем в две трети голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания вправе отклонить возражения Главы администрации области. Закон в этом случае считается принятым в ранее принятой редакции.
Глава администрации области подписывает закон в течение трех дней и обеспечивает опубликование закона с соблюдением порядка, предусмотренного Уставом (Основным Законом) Челябинской области и Законом области "О порядке опубликования и вступления в законную силу законодательных актов Челябинской области".
Статья 74. Подписанный Главой администрации области закон или принятые Законодательным собранием постановления подлежат опубликованию в официальном издании - областной газете, учрежденной Законодательным собранием, Сборнике законов и нормативных правовых актов Челябинской области, а также по решению Законодательного собрания в газете "Челябинский рабочий".
Принятый закон вступает в силу с момента официального опубликования, если иной срок не установлен в постановлении Законодательного собрания или самим законом.
Статья 75. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия Закона области "О бюджете области" регулируется Законом области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области".
Глава 12. Принятие постановлений и иных нормативных правовых актов
Статья 76. Деятельность, связанная с реализацией Законодательным собранием полномочий, предусмотренных действующим законодательством, оформляется в виде принятия постановлений.
Инициаторами для внесения проекта постановления на заседание Законодательного собрания являются депутаты Законодательного собрания, Глава администрации области, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и другие субъекты законодательной инициативы.
Проект постановления со всеми материалами, касающимися поставленного вопроса, передается председателю Законодательного собрания, который направляет его через секретариат аппарата на рассмотрение в соответствующий комитет, постоянную комиссию. Данный комитет, постоянная комиссия принимает решение о внесении проекта постановления на рассмотрение Законодательного собрания или возвращении его на доработку, как содержащего противоречие с действующим законодательством.
Одновременно проект постановления направляется в правовое управление Законодательного собрания, которое готовит заключение по поставленному вопросу в части его принадлежности к полномочиям Законодательного собрания, а также соответствия его содержания правовым нормам. Проверяется наличие приложений, необходимых для рассмотрения и принятия предложенного проекта.
Правовое управление Законодательного собрания представляет заключение в соответствующий комитет, постоянную комиссию до их заседаний. Заключение подается в письменной форме.
Проект постановления, содержащий вопрос, соответствующий действующему законодательству и полномочиям Законодательного собрания, простым большинством голосов депутатов соответствующего комитета, постоянной комиссии Законодательного собрания принимается и передается для рассмотрения на заседание Законодательного собрания.
Решение по проекту постановления может быть принято большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.
Принятое постановление в трехдневный срок оформляется инициаторами внесения проекта, затем передается в секретариат аппарата. Постановление подписывается председателем Законодательного собрания и отправляется исполнителям.
Постановление Законодательного собрания вступает в силу со дня подписания или иной срок, указанный в постановлении, и может быть опубликовано в средствах массовой информации.
В исключительных случаях, не терпящих отлагательств, президиум Законодательного собрания может принять решение о принятии постановления Законодательного собрания путем опроса депутатов Законодательного собрания с закреплением их мнения в подписном листе. При этом опрашиваются все депутаты из исключением тех, которые по уважительным причинам не могут быть опрошены. Количество опрошенных депутатов не может быть менее двух третей от установленного числа депутатов. В подписном листе указываются причины, не позволяющие отдельным депутатам принять участие в опросе.
Опросом не могут приниматься постановления, связанные с реализацией законодательных полномочий, а также полномочий по принятию и контролю за исполнением бюджета.
О принятых путем опроса постановлениях докладывается на очередном заседании Законодательного собрания с включением их в повестку дня и протокол данного заседания Законодательного собрания.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 29 марта 2001 г. N 54 настоящий Регламент дополнен главой 12-1 следующего содержания:
Глава 12-1. Порядок избрания члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Законодательного собрания Челябинской области
Статья 76-1. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представитель от Законодательного собрания Челябинской области (далее - член Совета Федерации) избирается Законодательным собранием.
Статья 76-2. Кандидатура члена Совета Федерации вносится на рассмотрение Законодательного собрания его председателем.
Группа депутатов Законодательного собрания численностью не менее одной трети от общего числа избранных депутатов может внести альтернативные кандидатуры для избрания члена Совета Федерации.
Статья 76-3. Кандидат для избрания обязан представить в Законодательное собрание не позднее 5 дней до рассмотрения вопроса об избрании на заседании Законодательного собрания:
а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания;
б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
Статья 76-4. Решение Законодательного собрания об избрании члена Совета Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением.
Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от установленного числа депутатов.
Если ни один кандидат не набрал нужное число голосов, то избрание считается несостоявшимся, а процедура рассмотрения вопроса об избрании члена Совета Федерации переносится на следующее заседание.
Кандидаты, не набравшие необходимое число голосов, при повторном голосовании не обсуждаются.
Глава 13. Порядок рассмотрения проектов федеральных законов
Статья 77. Полученные проекты федеральных законов с сопроводительным письмом за подписью председателя Законодательного собрания, первого заместителя председателя Законодательного собрания направляются для рассмотрения в соответствующие заинтересованные главные управления, управления, комитеты исполнительной власти области, учреждения и организации, комитеты и постоянную комиссию Законодательного собрания с указанием срока представления замечаний и предложений к указанным законопроектам.
Поступившие замечания и предложения через секретариат аппарата Законодательного собрания направляются в соответствующие комитеты, постоянную комиссию Законодательного собрания для обобщения замечаний и предложений к законопроекту. Обобщенные замечания и предложения направляются соответствующим комитетом, постоянной комиссией на рассмотрение президиума Законодательного собрания. Одобренные президиумом Законодательного собрания предложения и замечания к законопроекту в трехдневный срок направляются в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 78. Правовое управление Законодательного собрания анализирует и обобщает практику рассмотрения проектов федеральных законов Законодательным собранием и принятия замечаний Законодательного собрания Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и информирует председателя Законодательного собрания и первого заместителя председателя Законодательного собрания о результатах.
Глава 14. Порядок рассмотрения законодательных инициатив субъектов Российской Федерации
Статья 79. Поступившие в Законодательное собрание законодательные инициативы субъектов Российской Федерации по поручению председателя Законодательного собрания либо первого заместителя председателя Законодательного собрания в установленный срок рассматриваются соответствующими комитетами, постоянной комиссией, которые вносят предложение по данному вопросу на рассмотрение президиума Законодательного собрания.
Президиум Законодательного собрания принимает решение о целесообразности включения законодательной инициативы субъекта Российской Федерации в повестку дня заседания Законодательного собрания.
Принятое Законодательным собранием постановление по указанным вопросам через секретариат аппарата Законодательного собрания направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и соответствующему субъекту Российской Федерации.
Глава 15. Обращение Законодательного собрания в судебные органы
Глава 16. Обращение Законодательного собрания в Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 81. Законодательное собрание может обращаться в форме запроса, ходатайства или жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и по другим вопросам, относящимся к ведению Законодательного собрания, предусмотренным статьей 125 Конституции Российской Федерации.
Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации не может направляться в связи с делами, находящимися в производстве Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 82. Предложение об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации вносится комитетом, постоянной комиссией Законодательного собрания, депутатским объединением.
Предложения об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации оформляются в соответствии с требованиями, установленными Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации, а также с учетом требований настоящего Регламента.
Внесение, рассмотрение и принятие Законодательным собранием предложений об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для принятия постановлений, отнесенных к ведению Законодательного собрания.
Решение об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания.
Глава 17. Заключение международных договоров и утверждение договоров о хозяйственном и ином сотрудничестве с субъектами Российской Федерации
Статья 84. Глава администрации области все заключаемые договоры о хозяйственном и ином сотрудничестве с субъектами Российской Федерации представляет на утверждение в Законодательное собрание в трехдневный срок со дня подписания.
Проекты договоров с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет средств областных валютных фондов и иной основе представляются для рассмотрения в Законодательное собрание.
Решение о заключении договоров с зарубежными партнерами и утверждение договоров о хозяйственном и ином сотрудничестве с субъектами Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральными законами и Уставом (Основным Законом) Челябинской области большинством голосов от числа депутатов, избранных в Законодательное собрание области.
Названные договоры не могут считаться заключенными, если они не представлены на рассмотрение Законодательного собрания области, либо по ним не принято его решение.
Глава 18. Осуществление Законодательным собранием области контрольных полномочий
Статья 85. 1. Законодательное собрание области самостоятельно и через создаваемые им контрольные органы осуществляет контроль за:
а) исполнением Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов области, постановлений Законодательного собрания области, а также Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
б) исполнением бюджета области, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, средств внебюджетных и валютных фондов области;
в) выполнением целевых программ и программы социально-экономического развития области;
г) соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью области, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти области;
д) своевременным приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации законодательства области.
2. Законодательное собрание области осуществляет иные контрольные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области и законами области.
3. Законодательное собрание области вправе заслушивать Главу администрации области по вопросам, изложенным в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 86. Комитеты, постоянная комиссия Законодательного собрания области, участвуя в осуществлении контроля за исполнением законов области и постановлений Законодательного собрания области, разрабатывают предложения и принимают рекомендации, подлежащие обязательному рассмотрению соответствующими органами.
Порядок работы и полномочия комитетов, постоянной комиссии в осуществлении контроля определяются Положением о комитетах, постоянной комиссии Законодательного собрания области.
Статья 87. Глава администрации области, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, общественные организации по требованию Законодательного собрания области, комитетов, постоянной комиссии Законодательного собрания, группы депутатов обязаны представлять в установленные сроки информацию об исполнении законов области и постановлений Законодательного собрания области по вопросам, изложенным в пунктах "б", "в", "г", "д" пункта 1 статьи 85 настоящего Регламента.
Полученная информация передается на рассмотрение в соответствующий комитет, постоянную комиссию Законодательного собрания.
По результатам обсуждения информации комитет, постоянная комиссия принимает решение и передает его на рассмотрение президиума Законодательного собрания, который принимает соответствующее решение с последующим информированием Законодательного собрания.
При выполнении постановления принимается решение о снятии его с контроля.
Аппарат Законодательного собрания области осуществляет автоматизированный учет и контроль за исполнением законов области, постановлений Законодательного собрания области.
Информация о ходе исполнения законов области и постановлений Законодательного собрания области регулярно (не реже одного раза в квартал) рассматривается на заседаниях президиума, комитетов и постоянной комиссии Законодательного собрания.
Статья 88. По требованию депутатов Законодательного собрания области в количестве не менее одной трети от числа избранных в Законодательное собрание, а также по решению комитета, постоянной комиссии Законодательное собрание назначает депутатское расследование.
Основаниями для назначения депутатского расследования являются сообщения:
а) о нарушениях должностными лицами, депутатами Законодательного собрания области, органами, создаваемыми Законодательным собранием области, Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов области;
б) о нарушениях при исполнении бюджета области;
в) о нарушениях по управлению и распоряжению объектами собственности области;
г) об обстоятельствах, которые ведут к ухудшению социально-экономического положения в области, осложняют политическую ситуацию;
д) о других обстоятельствах, угрожающих интересам населения области.
Для проведения депутатского расследования назначается специальная комиссия из числа депутатов Законодательного собрания области.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие работе комиссии, беспрепятственно представлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы.
Результаты расследования докладываются Законодательному собранию области на заседании с принятием им соответствующего постановления.
Статья 89. В порядке контроля за соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов области и постановлений Законодательного собрания области депутат Законодательного собрания области может внести депутатский запрос.
Запрос депутата или группы депутатов Законодательного собрания области может быть внесен к председателю Законодательного собрания области, Главе администрации области, к органам и должностным лицам Законодательного собрания и администрации области, к руководителям органов местного самоуправления, к руководителям расположенных на территории области государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Запрос вносится в письменной форме, оглашается на заседании Законодательного собрания и по нему принимается соответствующее решение.
Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в устной, на заседании, или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Законодательным собранием срок.
Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании или доводятся до сведения депутатов иным путем.
Глава 19. Аппарат Законодательного собрания
Статья 90. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Законодательного собрания области, оказания помощи его комитетам, постоянной комиссии и иным органам, депутатам Законодательное собрание образует аппарат. Положение об аппарате утверждается Законодательным собранием области.
Структура, фонд оплаты труда, социальные гарантии и компенсации для работников аппарата Законодательного собрания определяются Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами и иными нормативными правовыми актами области.
Руководство аппаратом Законодательного собрания осуществляет председатель Законодательного собрания, а в его отсутствие - первый заместитель председателя Законодательного собрания.
Глава 20. Ответственность за нарушение Регламента
Статья 91. В случае нарушения Регламента Законодательного собрания каждый депутат вправе высказать свое замечание и потребовать от председательствующего на заседании принять меры, обеспечивающие соблюдение Регламента.
За систематическое неучастие без уважительных причин в работе Законодательного собрания и его органов более пяти раз депутату по решению Законодательного собрания может быть вынесено порицание. Законодательное собрание может принять решение об опубликовании этих фактов для сведения избирателей в средствах массовой информации.
За нарушение Регламента и правил депутатской этики на заседании Законодательного собрания депутат несет ответственность в соответствии со статьей 41 настоящего Регламента.
Постоянная комиссия по мандатам, Регламенту, депутатской этике и связям с общественностью рассматривает факты нарушения Регламента Законодательного собрания и вносит соответствующее предложение Законодательному собранию.
Глава 21. Заключительные положения
Статья 92. Регламент Законодательного собрания, изменения к нему принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания и оформляются постановлением Законодательного собрания.
Разъяснение положений Регламента и контроль за его соблюдением осуществляются постоянной комиссией по мандатам, Регламенту, депутатской этике и связям с общественностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30 января 1997 г. N 34 "О проекте регламента Законодательного собрания Челябинской области"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26 апреля 2001 г. N 101
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 29 марта 2001 г. N 54
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25 января 2001 г. N 7