Устав города Челябинска
26 августа, 7 октября 1997 г.
Решением Челябинской городской Думы от 26 августа 1997 г. N 12/2 в настоящий Устав внесены изменения
Принят населением на городском референдуме 17 декабря 1995 года.
Общие положения
Глава I. Город и его территория (ст. 1 - 7)
Глава II. Система самоуправления города (ст. 8 - 12)
Глава III. Структура и организационные основы (ст.13 - 20)
деятельности городской Думы
Глава IV. Глава городского самоуправления (ст.21 - 22)
Глава V. Администрация города (ст.23 - 27)
Глава VI. Формы непосредственного участия населения (ст.28 - 35)
города в управлении
Глава VII. Финансово-экономическая основа городского (ст.36 - 54)
самоуправления
Бюджет и финансы (ст.44 - 54)
Глава VIII. Гарантии городского самоуправления (ст.55)
Глава IX. Ответственность органов городского (ст.56 - 59)
самоуправления
Глава X. Заключительные положения (ст.60 - 61)
Общие положения
Устав города Челябинска (далее - Устав) является основным нормативным правовым актом города как единого муниципального образования, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством в качестве правовой основы местного самоуправления на территории города Челябинска (далее - городского самоуправления), имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам городского самоуправления и его должностным лицам.
Устав определяет предметы ведения города Челябинска, территориальное устройство города, статус органов городского самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основу их деятельности; формы прямого волеизъявления жителей Челябинска и их участия в деятельности органов городского самоуправления.
Городское самоуправление - система прав и обязанностей, гарантий и реальных возможностей населения города на самостоятельное и под свою ответственность решение непосредственно или через органы городского самоуправления вопросов местного значения в интересах граждан, проживающих на территории города Челябинска.
Действие настоящего Устава распространяется на деятельность всех находящихся на территории города органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Глава I. Город и его территория
Статья 1. Основание города и его статус
Город Челябинск является административным центром Челябинской области и был основан как крепость 2 сентября 1736 года.
Статья 2. Официальные символы города
1. Официальным символом города является исторический герб. Описание герба и порядок его официального использования изложены в постановлении главы городского самоуправления от 13 сентября 1994 года N 1005п.
2. Другие символы городского самоуправления утверждает своими решениями городская Дума.
Статья 3. Административная граница города
1. Административная граница города - городская черта - определяет территорию, в пределах которой осуществляется городское самоуправление.
2. Граница города утверждается органами государственной власти области.
3. Изменение городской черты производится только с учетом мнения населения города.
Статья 4. Территория города
1. Территорию города составляют все земли в пределах городской черты, которые, независимо от форм собственности и целевого назначения, являются основой его жизни и деятельности, находятся в ведении органов городского самоуправления при соблюдении прав собственников на землю и иных законных пользователей земельных участков.
2. Отнесение земель города к категориям земель: городской застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, промышленного и иного индустриально-технического, а также оборонного назначения и под городскими лесами, парками осуществляется органами городского самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
3. Порядок и правила использования земель, находящихся в черте города, устанавливаются городской Думой в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранным законодательством.
4. Городская дума в интересах населения города может устанавливать дополнительные условия использования земель, находящихся в пределах городской черты, независимо от формы их собственности и целевого назначения.
Статья 5. Внутригородское территориальное устройство
1. Общая схема самоуправления города учитывает функционирование города как единого целого образования. В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью, отраслями городского хозяйства, социальной сферы предусматривается деление территории города на внутригородские районы (районы в городе).
2. Город состоит из семи районов в городе: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводской, Центральный, а также двух рабочих поселков - Новосинеглазовский, Федоровка (Советский район), трех сельсоветов - Смолинский (Советский район), Сосновка, Шершни (Центральный район).
3. Территория районов в городе, исходя из предложений граждан, делится на территории микрорайонов, в которых осуществляется территориальное общественное самоуправление.
4. В состав территории города могут входить территориальные единицы с особым статусом: историко-культурные, лесопарковые зоны, территории, используемые для обеспечения городского хозяйства, территории ярмарок, выставок и другие. Их статус и порядок образования устанавливаются городской думой.
Статья 6. Население города
1. Население города - физические лица, проживающие в городе Челябинске.
2. Членами городского муниципального образования являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории города Челябинска (далее по тексту - граждане).
Статья 7. Пригородная зона города
1. Прилегающая к городской черте территория является пригородной зоной города - зоной совместных интересов жителей Челябинска и жителей иных муниципальных образований Челябинской области.
2. Границы и правовой статус пригородной зоны устанавливаются органами государственной власти, которые в законодательном порядке разграничивают отдельные полномочия органов городского самоуправления города и населенных пунктов, находящихся на территории пригородной зоны.
Глава II. Система самоуправления города
Статья 8. Право граждан на осуществление городского самоуправления
1. Граждане осуществляют свое право на городское самоуправление в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем городского референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы городского самоуправления.
2. Участвовать в выборах и референдумах имеют право и иные граждане Российской Федерации в соответствии с законодательством о выборах и референдуме.
Статья 9. Вопросы местного значения
1. Основными вопросами местного значения (предметами ведения городского муниципального образования), являются:
- принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;
- комплексное социально-экономическое развитие города и рациональное использование городских земель;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- местные финансы, установление муниципальных налогов и сборов;
- жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, муниципальное дорожное строительство и содержание муниципальных дорог;
- энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение и канализация;
- организация, содержание муниципального дошкольного, основного общего и профессионального образования;
- муниципальное здравоохранение, обеспечение санитарного благополучия населения;
- обеспечение населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
- создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
- градостроительство;
- охрана общественного порядка;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- обеспечение социальной поддержки содействие занятости населения;
- организация ритуальных услуг, содержание мест захоронения;
- транспортное обслуживание населения и муниципальных предприятий, обеспечение населения услугами связи;
- сохранение памятников культуры, создание условий для деятельности учреждений культуры, организация зрелищных мероприятий;
- развитие физической культуры и спорта;
- охрана окружающей среды на территории города;
- организация муниципальной информационной службы, создание условий для деятельности средств массовой информации;
- обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы;
- а также иные вопросы не отнесенные законодательством к ведению органов государственной власти.
2. Исключен
См. текст пункта 2 статьи 9
Статья 10. Функции городского самоуправления в реализации прав граждан
1. В деятельности органов городского самоуправления приоритетное значение придается созданию в городе благоприятных условий проживания граждан, свободного доступа к образованию, информации и культуре, охране здоровья, социальной защите и личной безопасности каждого гражданина.
2. Обеспечение в городе прав и свобод граждан, установленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных функций органов и должностных лиц городского самоуправления.
Органы городского самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений, нарушающих права и свободы граждан, проживающих на территории города.
3. В каждом органе городского самоуправления организуется прием населения по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.
Статья 11. Органы и должностные лица городского самоуправления
1. Для реализации представительных, исполнительно-распорядительных, контрольных и иных функций городского самоуправления образуются выборные и другие органы городского самоуправления.
2. Выборным органам городского самоуправления, наделенным представительными и контрольными полномочиями, является городская Дума.
3. Главой городского самоуправления - выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления в городе Челябинске, является глава города.
4. Формируемым органом, наделенным исполнительно-распорядительными, контрольными полномочиями, является администрация города.
5. Должностными лицами городского муниципального образования являются выборные либо работающие по контракту, трудовому договору лица, выполняющие организационно - распорядительные функции и не относящиеся к категории государственных служащих.
6. Для всестороннего обеспечения деятельности главы города, городской Думы и администрации города (организационного, документационного, юридического, материально-технического, финансового и др.) создается единый аппарат органов городского самоуправления.
7. Городская Дума и Администрация города, возглавляемые Главой города, являются юридическими лицами. Иные органы городского самоуправления и структурные подразделения могут наделятся правом юридического лица в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Городское самоуправление и органы государственной власти
1. Взаимоотношения органов городского самоуправления с органами государственной власти осуществляются посредством:
- принятия нормативно-правовых актов по вопросам местного значения органами государственной власти;
- заключения договоров и соглашений;
- создания координационных, консультативных, совещательных, согласительных и иных рабочих органов или комиссий.
2. Городская Дума обладает правом законодательной инициативы.
3. Обращения органов городского самоуправления и их должностных лиц подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти.
Глава III. Структура и организационные основы деятельности городской Думы
Статья 13. Статус городской Думы
1. Городская Дума является представительным органом городского самоуправления.
2. Организация и деятельность Думы регулируется действующим законодательством, настоящим Уставом и регламентом городской Думы.
3. Городская Дума состоит из двадцати трех депутатов и главы городского самоуправления, избираемых гражданами города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
4. Депутаты осуществляют свою деятельность на неосвобожденной основе, совмещая ее с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы, кроме случаев, предусмотренных в настоящем Уставе.
5. Организует и руководит деятельностью городской Думы глава городского самоуправления - глава города.
6. Городская Дума из числа депутатов избирает секретаря городской Думы, председателей постоянных комиссий, которые могут работать на постоянной (штатной) основе.
7. Городская Дума принимает решения в коллигиальном порядке.
8. Полномочия городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
- отзыва избирателями более одной трети депутатов;
- решения местного референдума;
- решения представительного органа области на основании заключения суда о признании несоответствия деятельности городской Думы Конституции РФ, федеральному законодательству, законам области, Уставу города Челябинска;
- добровольного сложения полномочий более одной трети избранных депутатов;
- принятия городской Думой решения о самороспуске.
- Решение о самороспуске принимается большинством в две трети голосов от общего установленного состава Думы.
Статья 14. Заседания городской Думы
1. Основными организационно-правовыми формами работы Думы являются заседания Думы, работа и заседания постоянных комиссий.
2. Первое заседание городской Думы созывается через две недели после опубликования общих итогов выборов, если избрано не менее пятидесяти процентов от общего установленного состава Думы.
3. Очередные заседания Думы проводятся не реже шести раз в год. Внеочередные заседания городской Думы созываются по инициативе не менее одной трети от общего установленного состава Думы, главы города, либо по требованию одного процента населения города, обладающего избирательным правом.
4. Заседания городской Думы правомочны, если на них присутствуют не менее пятидесяти процентов от общего установленного состава Думы.
Статья 15. Депутат - член городской Думы
1. Депутатом - членом городской Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах органов местного самоуправления. Одно и тоже лицо не может одновременно являться депутатом городской Думы и депутатом иных выборных органов власти.
2. Депутат представляет интересы своих избирателей и всего населения города, городской Думы и отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже двух раз в год.
3. Правовой статус депутата городской Думы и ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами области и настоящим Уставом.
Статья 16. Секретарь городской Думы
1. Секретарь городской Думы избирается на первом заседании Думы по представлению главы города из числа депутатов на срок полномочий Думы. Секретарь Думы выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных регламентом Думы, поручения главы города, а в случае отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей, осуществляет его функции по руководству Думой.
2. Секретарь городской Думы подотчетен Думе и может быть отозван (освобожден от должности) путем голосования на заседании Думы, если за отзыв проголосовало большинство установленного числа депутатов.
Статья 17. Комиссии городской Думы
1. Городская Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для рассмотрения и подготовки основных вопросов, находящихся в компетенции Думы.
2. Городская Дума может образовывать временные комиссии и рабочие группы. Задачи, объем и срок полномочий определяются при их образовании.
3. Для решения и подготовки вопросов комиссии могут привлекать на возмездной и безвозмездной основе специалистов.
4. Руководители и иные должностные лица государственных, муниципальных органов, предприятий, учреждений, организаций, независимо от подчиненности и форм собственности, обязаны по требованию комиссии, в пределах компетенции Думы, безотлагательно представлять ей необходимые документы, заключения и иные материалы, а также являться на ее заседания.
Статья 18. Компетенция городской Думы
В компетенцию городской Думы входят:
1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения городского самоуправления, планов и программ социально-экономического развития города и утверждение отчетов об их выполнении.
2. Согласование с органами государственной власти нормативов отчислений от федеральных и областных налогов в бюджет города.
3. Утверждение бюджета города и отчета о его исполнении.
4. Принятие нормативных актов, регулирующих вопросы городского значения.
5. Установление местных налогов, сборов и платежей.
6. Определение порядка выпуска муниципальных займов, лотерей, предоставление ссуд и налоговых льгот.
7. Установление порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
8. Принятие проекта генерального плана развития города и схемы застройки территорий.
9. Утверждение официальных символов городского самоуправления.
10. Учреждение городских наград и почетных званий.
11. Утверждение (ратификация) соглашений и договоров по вопросам побратимства и сотрудничества города Челябинска с другими городами.
12. Рассмотрение ходатайств и внесение в соответствующие органы представлений о награждении орденами России за особо выдающиеся заслуги перед городом.
13. Принятие решений об административно-территориальном устройстве города и правовом режиме пригородной зоны в пределах компетенции, установленной законодательством.
14. Организация проведения выборов в органы городского самоуправления и городского референдума в соответствии с законодательством.
15. Установление административной ответственности (санкций) за нарушение нормативных правовых актов по вопросам ведения органов городского самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством.
16. Утверждение Положения о проведении массовых акций граждан на территории города.
17. Защита прав депутатов, выбранных должностных лиц, лишение депутатской неприкосновенности, досрочное прекращение полномочий депутатов.
18. Избрание и освобождение от должности секретаря городской Думы, председателей постоянных и других комиссий.
19. Рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений.
20. Принятие поправок в Устав города.
21. Принятие Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе.
22. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц городского самоуправления, наделенных распорядительными и исполнительными полномочиями.
23. Контроль выполнения решений Думы предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности, заслушивание по этим вопросам соответствующих руководителей.
24. Дача согласия главе города о назначении руководителей следующих органов городской администрации: управлений муниципальным имуществом, финансов, здравоохранения, образования, социальной защиты, городского отдела внутренних дел.
25. Принятие решение о досрочном прекращении полномочий главы города в соответствии со статьей 21 п.6 настоящего Устава и назначении временно исполняющего обязанности главы города.
26. Назначение даты выборов в органы городского самоуправления и проведение местного референдума.
27. Иные вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы настоящим уставом и законодательством.
Статья 19. Регламент городской Думы
Порядок и осуществление Думой своих полномочий, правила и процедуры работы устанавливаются регламентом городской Думы.
Статья 20. Правовые акты городской Думы
1. Городская Дума по вопросам своих полномочий принимает правовые акты-решения городской Думы.
2. Решения принимаются большинством голосов от общего установленного состава Думы и в пятидневный срок подписываются главой города. Порядок принятия решений устанавливается регламентом Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Уставом.
3. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности населения города, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации.
4. Решения городской Думы имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города, независимо от подчиненности и форм собственности.
Глава IV. Глава городского самоуправления.
Статья 21. Статус главы города
1. Глава города является выборным должностным лицом возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории муниципального образования - город Челябинск.
2. Глава города избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
3. Глава города входит в состав городской Думы, наделяется собственным статусом в соответствии с законодательством Челябинской области, является председателем Думы, руководит деятельностью администрации города, отвечает за надлежащее исполнение ими своих полномочий.
4. Главой города Челябинска избирается гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеющий право избирать в органы городского самоуправления.
5. Глава города в своей деятельности подотчетен населению и городской Думе, обеспечивает безусловное выполнение на территории города требований Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных актов органов государственной власти и органов городского самоуправления, настоящего Устава, соблюдение прав и свобод граждан, а также согласованное функционирование и взаимодействие органов городского самоуправления.
6. Полномочия Главы города прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законодательством.
Статья 22. Полномочия главы города
1. Обеспечивает на территории города исполнение федеральных законов, актов, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации, законов и иных актов органов государственной власти, решений органов самоуправления.
2. Представляет город Челябинск и органы городского самоуправления внутри Российской Федерации и в международных отношениях, подписывает соответствующие договоры и соглашения.
3. Созывает и ведет заседания городской Думы, подписывает протоколы заседаний, решения и другие документы городской Думы.
4. Докладывает городской Думе о положении дел на территории города.
5. Координирует деятельность депутатов и комиссий городской Думы, оказывает им содействие в осуществлении своих полномочий, по отношению к администрации города свои полномочия осуществляет на принципах единоначалия.
6. Принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе органов городского самоуправления.
7. Обеспечивает в установленном порядке организацию и проведение референдумов и выборов, обсуждение гражданами важнейших решений органов городского самоуправления.
8. Утверждает схемы управления отраслями городского хозяйства, социальной сферой, организацией охраны общественного порядка и прав граждан.
9. Разрабатывает и вносит на утверждение городской Думе проекты целевых и комплексных программ развития территории города.
10. Организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает исполнение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с принятыми решениями городской Думы.
11. Осуществляет функции первого распорядителя финансовых ресурсов и кредитов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы.
12. Учреждает фонды для кредитования целевых программ и мероприятий в целях решения общегородских задач, в том числе фонды развития и стабилизации, социальной защиты и дотационные, утверждает отчеты об их исполнении.
13. По вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает постановления и распоряжения. Имеет право отмены любых правовых актов органов и структурных подразделений администрации города.
14. Разрабатывает и утверждает структуру и штаты городской и районных в городе администраций. Утверждает положения об органах и структурных подразделений администрации города. Назначает на должность и освобождает от нее, в установленном порядке, должностных лиц городской администрации, глав районных и поселковых администраций по согласованию с городской Думой, а также руководителей муниципальных предприятий и организаций. Организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия оплаты труда, премирования и надбавок. Применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц органов городского самоуправления, руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
15. Организует прием граждан, рассмотрение писем и заявлений граждан, принимает по ним решения.
16. Осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает на безвозмездной основе, в случае чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, пожаров, сотрудников и имущество предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, к устранению (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни людей.
17. Представляет населению города и городской Думе ежегодный отчет о деятельности органов городского самоуправления.
18. Представляет и защищает интересы населения города, органов городского самоуправления в суде, арбитражном суде, в органах государственной власти и управления.
19. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Уставом, а также делегированные ему городской Думой.
Глава V. Администрация города
Статья 23. Статус администрации города
1. Исполнительным и распорядительным органом городского самоуправления является администрация города.
2. Администрация города осуществляет свою деятельность под руководством главы города в соответствии с законодательными и нормативными актами органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, постановлениями главы города, решениями городской Думы, а также настоящим Уставом и регламентом администрации.
Статья 24. Структура администрации города
1. Администрация города состоит из: городской администрации, администраций районов в городе и поселков в соответствии с внутригородским территориальным устройством города.
2. Структура и штаты органов администрации города, а также ее регламент утверждаются главой города.
3. Органы управления и структурные подразделения создаются в сферах:
- жилищно-коммунального обслуживания;
- транспорта, связи и благоустройства;
- поддержки предпринимательской деятельности и развития малого бизнеса;
- торговли, бытового обслуживания;
- здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- градостроительства и архитектуры;
- социальной защиты населения;
- охраны общественного порядка;
- управления муниципальной собственностью;
- экономики и планирования;
- бюджетно-финансовой деятельности;
- использования земли и охраны природы;
- охраны труда и занятости населения;
- молодежной политики;
- гражданской обороны, мобилизационной и оборонной работы.
Для обеспечения деятельности администрации города глава города вправе создать иные структурные подразделения для выполнения возложенных на него функций.
4. Органы управления и структурные подразделения администрации города по решению главы города могут обладать правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках. Имущество закрепляется за ними на правах оперативного управления.
5. В качестве совещательных органов при руководителях управлений и отделов могут создаваться консультативно-общественные, научно-методические, экспертные и иные советы.
6. Функции и полномочия структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями об этих органах, утвержденными главой города по согласованию с соответствующими комиссиями городской Думы. Должностные инструкции для сотрудников администрации города утверждаются руководителем соответствующего управления, комитета, отдела.
Статья 25. Администрация района в городе
1. Район в городе является внутригородской территорией административного управления и образуется в целях обеспечения эффективного управления городским хозяйством и социальной сферой соответствующих территорий. Территория района в городе может включать территории поселков и территории внутрирайонного деления, управляемые администрацией района в городе, а также территории прямого городского управления.
2. Образование, упразднение, преобразование, установление и изменение границ районов в городе осуществляется городской Думой по представлению главы города с учетом сложившегося расселения жителей, перспектив социально-экономического, демографического, экологического развития территории и конкретных планировочных градостроительных решений.
3. Органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные и контрольные функции в городе, является администрация района - районное отделение администрации города, - возглавляемое на основе единоначалия главой администрации района в городе.
4. Глава администрации района в городе назначается и освобождается главой города по согласованию с городской Думой.
5. Администрация района в городе обладает правом юридического лица.
6. При главе администрации района в городе на правах совещательного органа создается муниципальный совет, работающий на непостоянной основе. В состав муниципального совета входят: депутаты городской Думы, избранные от данного района, председатели комитетов территориального общественного самоуправления, представители общественных органов, предприятий, учреждений и организаций в соответствии с положением о муниципальном совете, утверждаемым городской Думой.
7. Разграничение полномочий между администрацией города и администрациями районов в городе производится главой города.
Статья 26. Администрация поселка
1. Администрация поселка является отделением администрации района в городе и осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории поселка в пределах своих полномочий.
2. Глава администрации поселка руководит деятельность на основе единоначалия.
3. Разграничение полномочий между администрациями района в городе и поселка производится главой администрации района, для поселков городского подчинения - главой города.
Статья 27. Муниципальная Служба
1. Муниципальными служащими являются лица, осуществляющие профессиональную службу на должностях в органах городского самоуправления, в муниципальных учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета города и наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Муниципальный служащий обязан:
- осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав в соответствии с должностными обязанностями;
- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих, в порядке подчиненности, руководителей, изданных в пределах их полномочий, за исключением явно незаконных;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
- сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставшими ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;
- соблюдать нормы служебной этики и установленный служебный распорядок;
- не совершать действий, затрудняющих работу органов городского самоуправления, а также приводящих к подрыву авторитета муниципальной службы;
- в пределах своих должностных полномочий своевременно рассматривать обращения граждан, разрешать их в порядке, установленном законодательством и регламентом;
- беречь муниципальную собственность.
3. Муниципальный служащий имеет право:
- требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей деятельности и создания организационно-технических условий для их исполнения;
- принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
- запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории города, независимо от формы собственности, граждан и общественных объединений необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;
- на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации;
- на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с функциями и полномочиями по занимаемой должности;
- на пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы;
- обращаться в вышестоящие органы, суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой.
4. Основные положения, определяющие порядок управления муниципальной службой, прохождение, ответственность и гарантии для муниципального служащего устанавливаются до принятия закона "Об основах муниципальной службы", применительно к законам Российской Федерации и Челябинской области "Об основах государственной службы" (N 119-ФЗ от 31.07.95).
Глава VI. Формы непосредственного участия населения города в управлении городскими делами
Статья 28. Городской референдум
1. Городской референдум проводится по основным вопросам статьи 9 настоящего Устава.
2. Решение о проведении городского референдума принимается городской Думой, если за него проголосовало не менее двух третей от общего установленного состава городской Думы по требованию граждан в количестве не менее пяти процентов от числа избирателей.
3. Проведение городского референдума возлагается на городскую избирательную комиссию, образуемую в соответствии с Положением о городском референдуме.
4. Городская Дума и Глава города вправе проводить учет мнения населения соответствующих территорий путем проведения референдумов, социологических опросов, сбора подписей, собраний (сходов), конференций граждан.
Статья 29. Муниципальные выборы
1. Выборы главы города и депутатов городской Думы населением города осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством по одномандатным округам. Гражданам гарантируются равные возможности волеизъявления.
2. Порядок проведения выборов определяется законами области.
Решением Челябинской городской Думы от 7 октября 1997 г. N 15/2 пункт 3 статьи 29 настоящего Устава изложен в новой редакции
3. Подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления и городского референдума осуществляет территориальная избирательная комиссия города Челябинска, действующая на постоянной основе.
Территориальная избирательная комиссия города Челябинска руководит деятельностью территориальных (районных в городе) и участковых избирательных комиссий, действует до назначения новых выборов в органы городского самоуправления.
4. Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы и жительства.
5. Городская избирательная комиссия вправе издавать инструкции и иные акты по вопросам организации выборов и городских референдумов в пределах своих полномочий.
6. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов городского самоуправления.
Статья 30. Народная правотворческая инициатива
1. Граждане города Челябинска, обладающие избирательным правом, осуществляют народную правотворческую инициативу путем внесения в городскую Думу петиций с проектами правовых актов по вопросам местного значения за подписью не менее одной тысячи граждан.
2. Инициативная группа по внесению петиции в составе не менее десяти человек регистрирует ее в городской Думе и получает образец подписного листа.
3. Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседания Думы без голосования и рассматриваются в месячный срок со дня официального внесения в петиции.
4. Результаты рассмотрения петиции подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 31. Территориальное общественное самоуправление населения
1. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района в городе (микрорайон, дом) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через создаваемые комитеты территориального общественного самоуправления (в микрорайонах) и домовые комитеты (в домах).
2. Комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС) действуют на территории микрорайонов. Образование, название и определение границ микрорайонов, а также руководство их деятельностью возлагается на администрации районов в городе.
3. Председатель комитета территориального общественного самоуправления избирается населением, входит в состав администрации района и работает на постоянной (штатной) основе.
4. В состав комитета территориального общественного самоуправления могут входить председатели домовых комитетов, которых избирают жители дома, представители общественных организаций (женсовета, совета ветеранов и т.д.), представители жилищно-эксплутационных органов данной территории, участковые инспектора, а также другие граждане, достигшие 16 лет, избранные на общем собрании (конференции) микрорайона.
5. Для принятия решений по местным делам, делам своего дома, жилищного комплекса, кварталов, улиц, дворов и других территорий могут созываться собрания граждан в соответствии с действующим законодательством Челябинской области.
6. Порядок деятельности, основные функции и полномочия комитета территориального общественного самоуправления и домового комитета устанавливаются в соответствии с типовым положением, принимаемым городской Думой.
Статья 32. Конференция граждан
1. В городе Челябинске для решения вопросов городского значения могут созываться конференции граждан города.
2. Конференция граждан города созывается по инициативе городской Думы или Главы города, а также по инициативе населения в количестве не менее одной тысячи граждан.
3. Конференция формируется путем представительства по норме один делегат от тысячи граждан.
4. Право участия в конференции имеют граждане, проживающие на территории города Челябинска, достигшие 16 лет.
5. Конференция правомочна, если в ней принимают участие не менее пятидесяти процентов участников (представителей).
6. Решения, принятые городской конференцией являются обязательными для всех муниципальных органов, должностных лиц и граждан.
7. Порядок созыва конференции граждан, принятия и изменения ее решений, пределы компетенций определяются Положением о конференции граждан, принимаемым городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
Статья 33. Право граждан присутствовать на заседаниях органов городского самоуправления
1. Доступ жителей на заседания городской Думы свободен, кроме случаев, когда проводится закрытое заседание. Если помещение, в котором проводится заседание, не может вместить всех желающих присутствовать, организуется прямая трансляция заседания. Порядок посещения заседаний гражданами города регулируется регламентом городской Думы.
2. Каждый житель города вправе присутствовать и выступать на публичных слушаниях, проводимых главой города, городской Думой и ее комиссиями в связи с разработкой планов, бюджета, городских программ, подготовкой вопросов и различных проектов решений, представляющих общественный интерес.
Статья 34. Обращения граждан
1. Каждый гражданин или группа граждан вправе обращаться в органы городского самоуправления и к их должностным лицам.
2. Обращения рассматриваются в порядке, установленном законодательством, правовыми актами городской Думы в срок не более одного месяца. На обращения граждан дается ясный ответ по существу вопроса.
Статья 35. Мирные массовые акции населения
1. Граждане города для выражения своего мнения по вопросам, имеющим общественное значение, вправе собираться мирно, без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия, пикетирования в порядке, определенном положением о мирных массовых акциях населения в городе Челябинске, утвержденным городской Думой.
Глава VII. Финансово-экономическая основа городского самоуправления
Статья 36. Экономическая база городского самоуправления
1. Экономическую базу городского самоуправления составляют муниципальная городская собственность, городские финансы, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей муниципального образования.
2. Владение, пользование, распоряжение природными ресурсами, находящимися на территории города и в пригородной зоне, не могут осуществляться в ущерб интересам нынешних и будущих поколений жителей Челябинска.
Статья 37. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят:
- городские земли и другие природные объекты, не переданные в другие формы собственности;
- имущество органов городского самоуправления;
- средства бюджета города, внебюджетных и валютных фондов, ценные бумаги и другие финансовые активы;
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
- муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения, в том числе в зданиях иного жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие обслуживание населения;
- муниципальные мероприятия и организации;
- муниципальные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, коммунально-бытового и социально-культурного назначения;
- имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями, организациями и учреждениями, входящими в состав муниципальной собственности;
- имущество, переданное городу безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;
- другое движимое и недвижимое имущество.
2. Имущество, признанное безхозяйным на территории города, включается в установленном порядке в состав муниципальной собственности.
3. Администрация города ведет реестр муниципальной собственности, который публикуется в средствах массовой информации.
Статья 38. Формирование муниципальной собственности
1. Разграничение собственности на федеральную, областную и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2. Муниципальная собственность формируется за счет:
- имеющейся муниципальной собственности на момент вступления в силу настоящего Устава;
- передачи городу объектов государственной собственности в соответствии с законодательством;
- создания и приобретения объектов (в том числе ценных бумаг, долей, финансовых активов и др.) за счет муниципальных средств;
- иных способов приобретения собственности, не запрещенных законодательством.
Статья 39. Имущественные права органов городского самоуправления
1. Население города Челябинска владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью через органы городского самоуправления или непосредственно.
2. Права собственника в отношении муниципальной собственности от имени населения города осуществляет городская Дума.
3. Глава города вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов с обязательным установлением контроля за выполнением указанных условий.
4. Порядок и условия приватизации определяются городской Думой и самостоятельно. Доходы от приватизации городской муниципальной собственности поступают в полном объеме в городской бюджет.
5. Глава города вправе создавать муниципальные предприятия, учреждения, организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
6. Органы городского самоуправления обладают преимущественным правом по отношению к государственным и иным организациям и предприятиям на приобретение находящихся на территории города и пригородной зоны зданий, земельных участков, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для городских нужд, и вправе требовать передачи или продажи вне конкурса имущества, находящегося в федеральной или областной собственности, если оно предназначено для обеспечения функционирования городского самоуправления, коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения и городского хозяйственного комплекса.
Статья 40. Отношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Муниципальное предприятие, учреждение, организация создаются, преобразовываются и ликвидируются распряжениями главы города в порядке, установленном городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
2. Глава города определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждает их уставы, заслушивает отчеты о их деятельности. Глава города назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий, организаций и учреждений; отношения между ними строятся на контрактной основе.
3. Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности и не состоящими на бюджете города, принадлежит им на праве полного хозяйственного ведения.
Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится в их оперативном управлении.
Статья 41. Отношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности
1. Отношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, с физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию органов городского самоуправления, строятся на договорной основе. Администрация города координирует их участие в комплексном социально-экономическом развитий территорий города, объединяет на добровольной основе их средства для финансирования общегородских и районных планов и программ.
2. По отношению к объектам иных форм собственности органы городского самоуправления осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, а также социальной защитой населения.
3. Размещение новых, расширение и реконструкция действующих объектов любых форм собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством в порядке, определяемом городской Думой.
4. Городская Дума имеет право приостанавливать и запрещать строительство и эксплуатацию объектов любых форм собственности в случаях причинения вреда и нанесения ущерба городу, его населению и окружающей среде.
5. Городская и районные администрации имеют право:
- объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций, граждан и бюджета (сметы) для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;
- привлекать в порядке, установленном городской Думой, предприятия, учреждения и организации к содержанию городских дорог, объектов природоохранного, коммунального и другого назначения, а также к благоустройству территории города.
6. Органы городского самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности на подведомственной им территории.
Статья 42. Право на муниципальный заказ
Администрация города вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнения других работ; производство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения с использованием для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.
Статья 43. Внешнеэкономическая деятельность
1. Органы городского самоуправления вправе в установленном законом порядке осуществлять внешенэкономическую деятельность в интересах населения города.
2. Администрация города вправе, как правило, на конкурсной основе:
- заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции;
- создавать совместные предприятия по использованию природных ресурсов, производству товаров народного потребления и оказанию услуг населению;
- принимать участие в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций, связанных с обеспечением развития городского хозяйства;
- создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать помощь предприятиям в развитии экспортных и импортных возможностей.
Бюджет и финансы
Статья 44. Финансовые ресурсы города
Финансовые ресурсы города состоят из средств бюджета города, средств внебюджетных и валютных фондов, кредитных ресурсов, ценных бумаг, а также целевых средств, выделенных из бюджета Российской Федерации и областного бюджета.
Статья 45. Бюджет города
1. Бюджет города - финансовая основа городского самоуправления, формируемая за счет источников средств, закрепленных федеральным законом и законом Челябинской области.
2. Органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет в соответствии с действующим законодательством, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, настоящим Уставом.
3. В городе формируется и утверждается единых бюджет города, включающий:
- городской бюджет;
- сметы доходов и расходов районов в городе.
Единство бюджета реализуется через единую городскую социально-экономическую, финансовую и налоговую политику.
Статья 46. Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения бюджета
1. К ведению администрации города относятся: составление проекта бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета о его исполнении.
2. Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития города, районов в городе, целевых программ, на основании которых администрация города готовит предложения о доходах и расходах бюджета города, сметах доходов и расходов районов в городе в порядки и сроки, установленные Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе.
3. В процессе составления бюджета города администрация города информирует постоянные комиссии городской Думы об обобщающих результатах промежуточных этапов составления бюджета и обо всех изменениях в нормативной базе, которые указанный процесс регламентирует.
4. Глава города представляет проект бюджета на рассмотрение и утверждение в городскую Думу.
5. Бюджет города должен быть утвержден и опубликован до начала финансового года (периода).
6. Если бюджет города не утвержден до начала календарного года, то до его утверждения сохраняются прошлогодние нормативы по источникам бюджетных поступлений, ежемесячное финансирование производится по решению главы города в пределах расходов отчетного периода.
Статья 47. Оборотная кассовая наличность
1. Городская Дума утверждает в составе бюджета города сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств бюджета на начало финансового года, на не более трех процентов от расходной части планируемого бюджета.
2. Оборотная кассовая наличность может быть использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году в объеме, принятом при утверждении бюджета.
Статья 48. Сбалансированность бюджета
1. Сбалансированность бюджета города является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. Предельный размер дефицита бюджета устанавливается решением городской Думы. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета, городская Дума по предложению Главы города производит снижение расходов по статьям бюджета с учетом ранее определенных приоритетов в расходовании средств.
Финансирование по защищенным статьям сокращению не подлежит.
Статья 49. Поправки к бюджету
1. В ходе исполнения бюджета глава города вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов, в пределах утвержденных ассигнований, по каждому направлению расходования средств, а в случаях, вызванных срочной необходимостью, вносить изменения в бюджет с последующим утверждением их городской Думой.
2. Свободными остатками средств бюджета, образовавшимися на начало текущего финансового года (периода), доходами бюджета, дополнительно полученными при исполнении бюджета или за счет экономии в расходах, распоряжается глава города по согласованию с городской Думой.
Статья 50. Внебюджетные и валютные фонды
1. Городская Дума по представлению Главы города вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных, валютных и иных фондов.
2. Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается городской Думой.
Статья 51. Резервный фонд
В составе бюджета образуется резервный фонд в размере не менее пяти процентов доходной части бюджета, который используется главой города для финансирования непредвиденных расходов, ликвидаций последствий стихийных бедствий и катастроф.
Статья 52. Участие органов городского самоуправления в кредитных отношениях и организации денежного обращения
1. Органы городского самоуправления вправе:
- пользоваться на договорных началах кредитами на производственные и социальные цели;
- принимать участие имеющимися в их распоряжении финансовыми ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной основе;
- выдавать ссуду другим органам самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям;
- выпускать местные займы для развития социальной и производственной инфраструктуры;
- создавать местные фонды и передавать их любому банку в качестве кредитования целевых программ и мероприятий для решения городских задач;
- вкладывать финансовые средства в хозяйственные мероприятия и ценные бумаги.
Статья 53. Смета доходов и расходов районов в городе
1. Смета доходов и расходов районов в городе включает в себя: доходы по закрепленным и регулируемым источникам, дотации и субсидии из бюджета города, а также заемные средства, расходы с учетом делегированных полномочий администрации соответствующего района.
2. Денежные средства, полученные по закрепленным и регулируемым источникам доходов, а также внебюджетные средства используются администрациями районов самостоятельно в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета или за счет экономии в расходах, изъятию не подлежат и остаются в распоряжении администрации района.
Статья 54. Городские налоги и сборы
1. Городская дума устанавливает городские налоги, сборы, штрафы и иные платежи, а также конкретные ставки по ним, являющиеся дополнительным источником финансирования ресурсов города (формирование внебюджетных фондов).
2. Налоговая система города предусматривает получение финансовых средств в бюджет города, а также внебюджетные фонды от федеральных, областных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в соответствии с законодательством и решениями городской Думы.
3. Порядок предоставления налоговых льгот по федеральным, областным и местным налогам, сборам или иным платежам, в части поступающих в бюджет города, определяется городской Думой.
Глава VIII. Гарантии городского самоуправления
Статья 55. Гарантии городского самоуправления
1. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления по вопросам их компетенции.
2. Органы государственной власти Челябинской области законодательно гарантируют необходимые материально-финансовые ресурсы в соответствии с теми функциями и полномочиями, которые закреплены за органами городского самоуправления.
3. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов городского самоуправления и должностных лиц, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города, независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами и органами городского самоуправления.
4. Не исполнение решений органов городского самоуправления, принятых в пределах их компетенции, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от одного до двадцати установленных размеров минимальной месячной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.
5. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица и граждане несут перед органами городского самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием территории и интересам жителей города в порядке, установленном законодательством.
6. Решения органов и должностных лиц городского самоуправления, принятые в пределах их полномочий, могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
7. Официальные предложения органов и должностных лиц городского самоуправления подлежат рассмотрению теми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения в течение пятнадцати дней должен быть дан мотивированный ответ.
8. Граждане, проживающие на территории города, органы городского самоуправления и должностные лица городского самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права городского самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Глава IX. Ответственность органов городского самоуправления
Статья 56. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления
1. Органы и должностные лица городского самоуправления несут ответственность за принятые ими решения перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами.
Статья 57. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города
1. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города наступает в результате утраты доверия, нарушения настоящего Устава и реализуется через:
- право населения на получение объективной, всесторонней и постоянной информации о деятельности органов городского самоуправления, это право осуществляется через прессу, радио, телевидение, а также через непосредственные контакты с гражданами;
- право отзыва или досрочного прекращения полномочий;
- право на внеочередной отчет депутата.
2. Глава города, депутат городской Думы могут быть отозваны избирателями в установленном законом порядке.
3. Решение о начале работы избирательных комиссий по проведению голосования по отзыву принимается городской Думой по требованию не менее десяти процентов избирателей города или соответствующего округа.
4. Глава города, депутат считаются отозванными, если в голосовании приняло участие не двадцати пяти процентов зарегистрированных избирателей, из которых за отзыв проголосовало большинство от принявших участие в голосовании.
Статья 58. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед государством
1. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава и законов Челябинской области, Устава города Челябинска.
В этих случаях орган государственной власти области вправе обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности выборного должностного лица Конституции РФ, федеральным законам, законам области, настоящему Уставу.
2. В случае нарушения органами и выборными должностными лицами городского самоуправления Конституции Российской Федерации, законов и Устава Челябинской области, Устава города Челябинска по заключению суда представительный орган государственной власти вправе поставить вопрос о прекращении полномочий соответствующего органа и должностного лица городского самоуправления.
Статья 59. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед физическими и юридическими лицами
1. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в результате принятия неправомерных решений, совершения ими неправомерных действий, нарушающих права и свободу граждан.
В этом случае действия этих решений могут быть приостановлены до решения вопросов в суде.
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений органов городского самоуправления и должностных лиц, совершения ими неправомерных действий, возмещается в полном объеме предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам которым причинен этот ущерб, на основании решения суда.
Глава Х. Заключительные положения
Статья 60. Порядок исполнения и внесения изменений в Устав
1. Предложения об изменениях Устава могут быть внесены жителями города, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории города, должностными лицами органов городского самоуправления, районными в городе и поселковыми администрациями, комитетами территориального общественного самоуправления, органами государственной власти.
2. Предложения об изменении Устава рассматриваются городской Думой по представлении главы города.
3. Изменение Устава города осуществляется в том же порядке, как и принятие Устава.
4. Поправки в устав, принимаемые во исполнение норм законодательства, принимаются городской Думой большинством голосов от общего установленного состава городской Думы.
5. Глава города, городская Дума и администрация города принимают нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения выполнения предписаний Устава.
6. Устав вступает в силу после его регистрации и официального опубликования (обнародования).
Статья 61. Хранение Устава
Оригинал Устава хранится у главы города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устав города Челябинска (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
Принят населением на городском референдуме 17 декабря 1995 года
Устав вступает в силу после его официального опубликования (обнародования)
Постановлением главы администрации г.Челябинска N 37п от 16 января 1996 г. публикация данного Устава в пресс-выпуске "Будни" газеты "Вечерний Челябинск" считается официальным обнародованием Устава
Текст Устава опубликован в газете "Вечерний Челябинск" от 18 января 1996 г.; в редакции от 26 августа 1997 г. опубликован в газете "Вечерний Челябинск" от 2 октября 1997 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 27 февраля 2007 г. N 19/23
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 21 июня 2005 г. N 4/1
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 24 мая 2005 г. N 3/3
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
подпункт 39) пункта 1 статьи 9, подпункт 4) пункта 1 статьи 10 Устава города вступают в силу с 1 января 2008 года;
подпункты 22), 37) пункта 1 статьи 9, подпункты 42), 60) пункта 4 статьи 36 Устава города утрачивают силу с 1 января 2008 года;
подпункт 10) пункта 1 статьи 9 Устава города вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции;
изменения и дополнения, содержащиеся в новой редакции Устава города, изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия и срок полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Челябинской городской думы третьего созыва
Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 22 апреля 2005 г. N 2/3
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения, за исключением изменений в статью 60, которые вступают в силу с 1 января 2006 г.
Решение Челябинской городской Думы от 25 августа 2004 г. N 38/3
Изменения вступают в силу после избрания Челябинской городской Думы нового состава и главы города Челябинска на новый срок полномочий, за исключением положений, для которых названным Решением установлен иной срок вступления в силу
Решение Челябинской городской Думы от 22 июня 2004 г. N 37/15
Решение Челябинской городской Думы от 27 января 2004 г. N 33/3
Решение Челябинской городской Думы от 27 марта 2001 г. N 4/1
Решение Челябинской городской Думы от 20 июня 2000 г. N 57/1
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Челябинской городской Думы от 7 октября 1997 г. N 15/2
Решение Челябинской городской Думы от 26 августа 1997 г. N 12/2