Устав города Челябинска
26 августа, 7 октября 1997 г., 20 июня 2000 г.
Решением Челябинской городской Думы от 20 июня 2000 г. N 57/1 в настоящий Устав внесены изменения
Принят населением на городском референдуме 17 декабря 1995 года.
Общие положения
Глава I. Город и его территория (ст. 1 - 7)
Глава II. Система самоуправления города (ст. 8 - 12)
Глава III. Структура и организационные основы (ст.13 - 20)
деятельности городской Думы
Глава IV. Глава городского самоуправления (ст.21 - 22)
Глава V. Администрация города (ст.23 - 27)
Глава VI. Формы непосредственного участия населения (ст.28 - 35)
города в управлении
Глава VII. Финансово-экономическая основа городского (ст.36 - 54)
самоуправления
Бюджет и финансы (ст.44 - 54)
Глава VIII. Гарантии городского самоуправления (ст.55)
Глава IX. Ответственность органов городского (ст.56 - 59)
самоуправления
Глава X. Заключительные положения (ст.60 - 61)
Общие положения
Устав города Челябинска (далее - Устав) является основным нормативным правовым актом города как единого муниципального образования, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством в качестве правовой основы местного самоуправления на территории города Челябинска (далее - городского самоуправления), имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов и должностных лиц городского самоуправления.
Устав определяет предметы ведения муниципального образования "город Челябинск" (далее - город), территориальное устройство города, статус органов городского самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы осуществления городского самоуправления, формы прямого волеизъявления жителей Челябинска и их участия в деятельности органов городского самоуправления.
Городское самоуправление - система прав и обязанностей, гарантий и реальных возможностей населения города на самостоятельное и под свою ответственность решение непосредственно или через органы городского самоуправления вопросов местного значения в интересах населения города Челябинска.
Действие настоящего Устава распространяется на деятельность всех находящихся на территории города органов и должностных лиц городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организаций), общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Глава I. Город и его территория
Статья 1. Основание города и его статус
1. Город Челябинск был основан как крепость 2 сентября 1736 года.
2. Город Челябинск - муниципальное образование, имеющее свою территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, муниципальную собственность, местный бюджет и выборный орган местного самоуправления.
3. Город Челябинск является административным центром Челябинской области. Статус города как административного областного центра устанавливается Законом Челябинской области.
Статья 2. Официальные символы города
1. Официальным символом города является исторический герб. Описание герба и порядок его официального использования изложены в постановлении главы администрации города от 13 сентября 1994 года N 1005п.
2. Символы городского самоуправления утверждает своими решениями городская Дума.
Статья 3. Административная граница города
1. Административная граница города - городская черта - определяет территорию муниципального образования, в пределах которой осуществляется городское самоуправление.
2. Городская черта города Челябинска утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 18.08.76 N 459.
3. Граница города утверждается органами государственной власти области.
4. Изменение городской черты производится только с учетом мнения населения города.
Статья 4. Территория города
1. Территорию города составляют городские земли, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития муниципального образования и другие земли в границах города независимо от форм собственности и целевого назначения.
2. Отнесение земель города к категориям земель: городской застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, промышленного и иного индустриально-технического, а также оборонного назначения и под городскими лесами, осуществляется органами городского самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
3. Порядок и правила использования земель, находящихся в черте города, устанавливаются городской Думой в соответствии с земельным, градостроительным и природоохранным законодательством.
4. Исключен.
См. текст пункта 4 статьи 4
Статья 5. Внутригородское территориальное устройство
1. Общая схема самоуправления города учитывает функционирование города как единого целого муниципального образования. В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью, отраслями городского хозяйства, социальной сферы предусматривается деление территории города на внутригородские районы (районы в городе).
2. Город состоит из семи районов в городе: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный. В границах территории города находятся два поселка городского типа: Новосинеглазовский и Федоровка (Советский район), три сельсовета: Смолинский (Советский район), Сосновский и Шершневский (Центральный район).
3. Территория районов в городе, исходя из предложений граждан, делится на территории микрорайонов, в которых осуществляется территориальное общественное самоуправление.
4. В состав территории города могут входить территориальные единицы с особым статусом: историко-культурные, лесопарковые зоны, территории, используемые для обеспечения городского хозяйства, территории ярмарок, выставок и другие. Их статус и порядок образования устанавливаются городской думой.
Статья 6. Население города
Население города - физические лица, проживающие в городе Челябинске (далее - жители города).
Статья 7. Пригородная зона города
1. Прилегающая к городской черте территория может являться пригородной зоной города - зоной совместных интересов жителей Челябинска и жителей иных муниципальных образований Челябинской области.
2. Границы и правовой статус пригородной зоны устанавливаются органами государственной власти, которые в законодательном порядке разграничивают отдельные полномочия органов городского самоуправления города и населенных пунктов, находящихся на территории пригородной зоны.
Глава II. Система самоуправления города
Статья 8. Право граждан на осуществление городского самоуправления
Все полномочия по осуществлению местного (городского) самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области принадлежат жителям города, имеющим гражданство Российской Федерации, обладающим избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающим на территории города Челябинска.
Статья 9. Вопросы местного значения
К предметам ведения городского самоуправления относятся следующие основные вопросы местного значения:
1. принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;
2. комплексное социально-экономическое развитие города и рациональное использование городских земель, контроль за использованием земель;
3. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
4. местные финансы, установление местных налогов и сборов;
5. жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, муниципальное дорожное строительство и содержание муниципальных дорог;
6. энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение и канализация;
7. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
8. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
9. обеспечение населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
10. создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11. градостроительство;
12. охрана общественного порядка;
13. организация утилизации и переработки бытовых отходов;
14. обеспечение социальной поддержки содействие занятости населения;
15. организация ритуальных услуг, содержание мест захоронения;
16. организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
17. сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, создание условий для деятельности учреждений культуры, для организации зрелищных мероприятий;
18. создание условий для развития физической культуры и спорта в городе;
19. участие в охране окружающей среды на территории города;
20. организация муниципальной информационной службы, создание условий для деятельности средств массовой информации;
21. обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы;
22. иные вопросы не отнесенные законодательством к ведению органов государственной власти.
2. Исключен
См. текст пункта 2 статьи 9
Статья 10. Функции органов городского самоуправления в реализации прав граждан
1. В деятельности органов городского самоуправления приоритетное значение придается созданию в городе благоприятных условий проживания граждан, свободного доступа к образованию, информации и культуре, охране здоровья, социальной защите и личной безопасности каждого гражданина.
2. Обеспечение в городе прав и свобод граждан, установленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных функций органов и должностных лиц городского самоуправления.
Органы и должностные лица городского самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.
3. В каждом органе городского самоуправления организуется прием населения по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.
Статья 11. Органы и должностные лица городского самоуправления
1. Для реализации представительных, исполнительно-распорядительных, контрольных и иных функций городского самоуправления образуются выборные и другие органы городского самоуправления.
2. Выборным органам городского самоуправления, наделенным представительными и контрольными полномочиями, является городская Дума.
3. Главой муниципального образования - выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления в городе Челябинске, является глава города.
4. Органом, наделенным исполнительно-распорядительными, контрольными полномочиями, является администрация города.
5. Должностными лицами городского самоуправления являются выборные либо работающие по контракту, трудовому договору лица, выполняющие организационно - распорядительные функции и не относящиеся к категории государственных служащих.
6. Для всестороннего обеспечения деятельности главы города, городской Думы и администрации города (организационного, юридического, материально-технического, финансового и др.) создается аппарат органов городского самоуправления.
7. Городская Дума и администрация города, возглавляемые главой города, являются юридическими лицами. Органы управления и структурные подразделения администрации города могут наделяться правом юридического лица в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Городское самоуправление и органы государственной власти
1. Взаимоотношения органов городского самоуправления с органами государственной власти осуществляются посредством:
- принятия нормативно-правовых актов по вопросам местного значения органами государственной власти;
- заключения договоров и соглашений;
- создания координационных, консультативных, совещательных, согласительных и иных рабочих органов или комиссий.
2. Городская Дума обладает правом законодательной инициативы. в законодательном (представительном) органе Челябинской области.
3. Обращения органов и должностных лиц городского самоуправления и их должностных лиц подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти.
Глава III. Структура и организационные основы деятельности городской Думы
Статья 13. Статус городской Думы
1. Городская Дума является представительным органом городского самоуправления.
2. Организация и деятельность Думы регулируется действующим законодательством, настоящим Уставом и регламентом городской Думы.
3. Городская Дума состоит из двадцати трех депутатов и главы города, избираемых населением города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
4. Депутаты осуществляют свою деятельность на неосвобожденной основе, совмещая ее с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы, кроме случаев, предусмотренных в настоящем Уставе.
5. Организует и руководит деятельностью городской Думы председательствует на ее заседаниях - глава города.
6. Городская Дума из числа депутатов избирает секретаря городской Думы, председателей постоянных комиссий, которые могут работать на постоянной (штатной) основе.
7. Городская Дума принимает решения в коллигиальном порядке.
8. Полномочия городской Думы прекращаются досрочно в случае:
- отзыва избирателями более одной трети депутатов.
- решения законодательного (представительного) органа области на основании заключения суда о признании несоответствия деятельности городской Думы Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) и законам Челябинской области, Уставу города Челябинска;
- добровольного сложения полномочий более одной трети избранных депутатов;
- принятия городской Думой решения о самороспуске большинством в две трети голосов от общего установленного состава Думы.
Статья 14. Заседания городской Думы
1. Основными формами деятельности городской Думы являются заседания Думы и заседания комиссий.
2. Первое заседание городской Думы созывается через две недели после опубликования общих итогов выборов, если избрано не менее двух третей от общего установленного состава Думы.
3. Очередные заседания Думы проводятся не реже шести раз в год. Внеочередные заседания городской Думы созываются по инициативе не менее одной трети от общего установленного состава Думы, главы города, либо по требованию одного процента населения города, обладающего избирательным правом.
4. Заседания городской Думы правомочны, если на них присутствуют не менее двух третей от общего установленного состава Думы.
Статья 15. Депутат - член городской Думы
1. Депутатом - членом городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, обладающий пассивным избирательным правом.
2. Депутат представляет интересы своих избирателей и всего населения города, городской Думы и отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже двух раз в год.
3. Правовой статус депутата городской Думы и ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами области и настоящим Уставом.
Статья 16. Секретарь городской Думы
1. Секретарь городской Думы избирается на первом заседании Думы по представлению главы города из числа депутатов на срок полномочий Думы. Секретарь Думы выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Регламентом Думы, поручения главы города, а в случае досрочного прекращения полномочий, отсутствия или невозможности выполнения главой города своих обязанностей осуществляет его функции по руководству Думой.
2. Секретарь городской Думы подотчетен Думе и может быть освобожден от должности путем голосования на заседании Думы, если за освобождение его от должности проголосовало большинство от установленного числа депутатов.
Статья 17. Комиссии городской Думы
1. Городская Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для рассмотрения и подготовки основных вопросов, находящихся в компетенции Думы.
2. Городская Дума может образовывать временные комиссии и рабочие группы. Задачи, объем и срок полномочий определяются при их образовании.
3. Для решения и подготовки вопросов комиссии могут привлекать на возмездной и безвозмездной основе специалистов.
4. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти и городского самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны по требованию комиссии, в пределах компетенции Думы, безотлагательно представлять ей необходимые документы, заключения и иные материалы, а также являться на ее заседания.
Статья 18. Компетенция городской Думы
В компетенцию городской Думы входят:
1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения городского самоуправления, планов и программ социально-экономического развития города и утверждение отчетов об их выполнении.
2. Согласование с органами государственной власти нормативов отчислений от федеральных и областных налогов в бюджет города.
3. Утверждение бюджета города и отчета о его исполнении.
4. Принятие правовых актов, регулирующих вопросы городского значения.
5. Установление местных налогов, сборов и платежей.
6. Определение порядка выпуска муниципальных займов, лотерей, предоставление ссуд и налоговых льгот.
7. Установление порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
8. Утверждение генерального плана развития города и схемы застройки территорий.
9. Утверждение официальных символов города.
10. Учреждение городских наград и почетных званий.
11. Утверждение (ратификация) соглашений и договоров по вопросам побратимства и сотрудничества города Челябинска с другими городами.
12. Рассмотрение ходатайств и внесение в соответствующие органы представлений о награждении орденами России за особо выдающиеся заслуги перед городом.
13. Принятие решений об административно-территориальном устройстве города и правовом режиме пригородной зоны в пределах компетенции, установленной законодательством.
14. Организация проведения выборов в органы городского самоуправления и городского референдума в соответствии с законодательством.
15. Защита прав депутатов, выбранных должностных лиц, досрочное прекращение полномочий депутатов.
16. Избрание и освобождение от должности секретаря городской Думы, председателей постоянных и других комиссий.
17. Рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений.
28. Принятие поправок в Устав города.
19. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц городского самоуправления, наделенных распорядительными и исполнительными полномочиями, создание Контрольно-счетной палаты города Челябинска.
20. Контроль выполнения решений Думы предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, заслушивание по этим вопросам соответствующих руководителей.
21. Согласование кандидатуры по представлению главы города для назначения на должность начальника Управления внутренних дел города Челябинска.
22. Принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы города в соответствии с пунктом 6 статьи 21 настоящего Устава и назначение временно исполняющего обязанности главы города до избрания главы города в установленном законом порядке.
23. Назначение даты выборов депутатов городской Думы и главы города, проведение городского референдума.
24. Иные вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы настоящим уставом и законодательством.
Статья 19. Регламент городской Думы
Порядок и осуществление Думой своих полномочий, правила и процедуры работы устанавливаются регламентом городской Думы.
Статья 20. Правовые акты городской Думы
1. Городская Дума по вопросам входящим в ее компетенцию, принимает правовые акты-решения городской Думы.
2. Решения принимаются большинством голосов от общего установленного состава Думы и в пятидневный срок подписываются главой города. Порядок принятия решений устанавливается регламентом Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Уставом.
3. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации.
4. Решения городской Думы имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, органами и должностными лицами городского самоуправления и расположенными на территории города организациями.
Глава IV. Глава города
Статья 21. Статус главы города
1. Глава города является выборным должностным лицом возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории муниципального образования - город Челябинск.
2. Глава города избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
3. Глава города входит в состав городской Думы, наделяется собственным статусом в соответствии с законодательством Челябинской области, является председателем Думы, руководит деятельностью администрации города, отвечает за надлежащее исполнение ими своих полномочий.
4. Главой города Челябинска избирается гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.
5. Глава города в своей деятельности подотчетен населению и городской Думе, обеспечивает выполнение на территории города требований Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных актов органов государственной власти и органов городского самоуправления, настоящего Устава, соблюдение прав и свобод граждан, а также согласованное функционирование и взаимодействие органов городского самоуправления.
6. Полномочия Главы города прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законодательством.
Статья 22. Полномочия главы города
Глава города осуществляет следующие полномочия:
1. Обеспечивает на территории города исполнение федеральных законов, актов, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации, законов и иных актов органов государственной власти, решений органов самоуправления.
2. Представляет город Челябинск и органы городского самоуправления внутри Российской Федерации и в международных отношениях, подписывает соответствующие договоры и соглашения.
3. Созывает и ведет заседания городской Думы, подписывает протоколы заседаний, решения и другие документы городской Думы.
4. Докладывает городской Думе о положении дел на территории города.
5. Координирует деятельность депутатов и комиссий городской Думы, оказывает им содействие в осуществлении своих полномочий, по отношению к администрации города свои полномочия осуществляет на принципах единоначалия.
6. Принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе органов городского самоуправления.
7. Обеспечивает в установленном порядке организацию и проведение референдумов и выборов, обсуждение гражданами важнейших решений органов городского самоуправления.
8. Утверждает схемы управления отраслями городского хозяйства, социальной сферой, организации охраны общественного порядка и прав граждан.
9. Разрабатывает и вносит на утверждение городской Думе проекты целевых и комплексных программ развития территории города.
10. Организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает исполнение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с принятыми решениями городской Думы.
11. Осуществляет функции первого распорядителя финансовых ресурсов и бюджетных кредитов, открывает и закрывает счета в финансово-кредитных учреждениях, подписывает финансовые документы.
12. По вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает постановления и распоряжения. Имеет право отмены любых правовых актов органов и структурных подразделений администрации города.
13. Разрабатывает и утверждает структуру и штаты администрации города, в том числе администраций районов в городе. Утверждает Положения об органах управления и структурных подразделениях администрации города. Назначает на должность и освобождает от нее в установленном порядке должностных лиц администрации города, в том числе глав администраций районов в городе по согласованию с городской Думой, начальников управлений здравоохранения, образования, социальной защиты, председателя комитета по управлению муниципальным имуществом с учетом мнения городской Думы, а также руководителей муниципальных предприятий и организаций. Организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия оплаты труда, премирования и надбавок. Применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц органов городского самоуправления, руководителей муниципальных предприятий и организаций.
14. Организует прием граждан, рассмотрение писем и заявлений граждан, принимает по ним решения.
15. Осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает на безвозмездной основе, в случае чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, пожаров, сотрудников и имущество предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, к устранению (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни людей.
16. Представляет населению города и городской Думе ежегодный отчет о деятельности органов городского самоуправления.
17. Представляет и защищает интересы населения города, органов городского самоуправления в суде, арбитражном суде, в органах государственной власти.
18. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Уставом, а также делегированные ему городской Думой.
Глава V. Администрация города
Статья 23. Статус администрации города
1. Исполнительным и распорядительным органом городского самоуправления является администрация города.
2. Администрация города осуществляет свою деятельность под руководством главы города в соответствии с законами и нормативными актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями главы города, а также Регламентом администрации.
Статья 24. Структура администрации города
1. Администрация города состоит из общегородских служб (органов управления и структурных подразделений администрации города), администраций районов в городе, администраций поселков и сельсоветов.
2. Структура и штаты администрации города, а также ее регламент утверждаются главой города.
3. Органы управления и структурные подразделения создаются в сферах:
- жилищно-коммунального обслуживания;
- транспорта, связи и благоустройства;
- поддержки предпринимательской деятельности и развития малого бизнеса;
- торговли, бытового обслуживания;
- здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- градостроительства и архитектуры;
- социальной защиты населения;
- охраны общественного порядка;
- управления муниципальной собственностью;
- экономики и планирования;
- бюджетно-финансовой деятельности;
- использования земли и охраны природы;
- охраны труда и занятости населения;
- молодежной политики;
- гражданской обороны, мобилизационной и оборонной работы.
Для обеспечения деятельности администрации города глава города вправе создать иные структурные подразделения для выполнения возложенных на него функций.
4. Органы управления и структурные подразделения администрации города по решению главы города могут обладать правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках. Имущество закрепляется за ними на правах оперативного управления.
5. В качестве совещательных органов при руководителях управлений и отделов могут создаваться консультативно-общественные, научно-методические, экспертные и иные советы.
6. Функции и полномочия органов управления и структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями об этих органах и структурных подразделениях, утвержденными главой города по согласованию с соответствующими комиссиями городской Думы. Должностные инструкции для сотрудников администрации города утверждаются руководителем соответствующего управления, комитета, отдела.
Статья 25. Администрация района в городе
1. Район в городе является внутригородской территорией административного управления и образуется в целях обеспечения эффективного управления городским хозяйством и социальной сферой соответствующих территорий. Территория района в городе может включать территории поселков, сельсоветов и территории внутрирайонного деления, управляемые администрацией района в городе, а также территории прямого городского управления.
2. Образование, упразднение, преобразование, установление и изменение границ районов в городе осуществляется городской Думой по представлению главы города с учетом сложившегося расселения жителей, перспектив социально-экономического, демографического, экологического развития территории и конкретных планировочных градостроительных решений с учетом мнения населения соответствующей территории.
3. Органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные и контрольные функции в городе, является администрация района - районное отделение администрации города, - возглавляемое на основе единоначалия главой администрации района в городе.
4. Глава администрации района в городе назначается и освобождается главой города по согласованию с городской Думой.
5. Администрация района в городе обладает правом юридического лица.
6. При главе администрации района в городе на правах совещательного органа создается муниципальный совет, работающий на непостоянной основе. В состав муниципального совета входят: депутаты городской Думы, избранные от данного района, председатели комитетов территориального общественного самоуправления, представители организаций и общественных объединений в соответствии с положением о муниципальном совете, утверждаемым городской Думой.
7. Разграничение полномочий между администрацией города и администрациями районов в городе производится главой города.
Статья 26. Администрация поселка, сельсоветов
1. Администрация поселка, сельсовета является отделением администрации района в городе и осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории поселка, сельсовета в пределах своих полномочий.
2. Глава администрации поселка, сельсовета назначается на должность и освобождается от нее главой администрации соответствующего района в городе, осуществляет деятельность по руководству администрацией на основе единоначалия.
3. Разграничение полномочий между администрациями района в городе и поселка, сельсовета производится главой администрации соответствующего района в городе.
Статья 27. Муниципальная Служба
1. Муниципальная служба есть профессиональная деятельность лиц, замещающих на постоянной основе муниципальные должности муниципальной службы, предусмотренные штатными расписаниями городской Думы и администрации города, полностью финансируемых из средств бюджета города, направляемых на содержание указанных органов городского самоуправления.
2. Муниципальные должности муниципальной службы в органах городского самоуправления устанавливаются решением городской Думы.
3. Выборные должности органов городского самоуправления, а также должности, предназначенные для технического обеспечения деятельности органов городского самоуправления, к муниципальным должностям муниципальной службы не относятся.
4. Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Челябинской области о муниципальной службе и труде, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами органов и должностных лиц городского самоуправления.
Глава VI. Формы непосредственного участия населения города в управлении городскими делами
Статья 28. Городской референдум
1. Городской референдум проводится по основным вопросам местного значения, предусмотренным в статье 9 настоящего Устава.
2. Решение о проведении городского референдума принимается городской Думой по собственной инициативе, если за него проголосовало не менее двух третей от общего установленного состава городской Думы, или по инициативе жителей города в количестве не менее пяти процентов от числа избирателей.
3. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.
4. Порядок вынесения вопроса на референдум, порядок подготовки и проведения референдума, порядок подведения итогов голосования регулируются Законом области и настоящим Уставом.
5. Проведение городского референдума возлагается на территориальную избирательную комиссию (комиссию референдума) города Челябинска (далее - Челябинскую городскую избирательную комиссию).
6. В городском референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории города, обладающие избирательным правом. Участие в городском референдуме является добровольным и свободным. К освещению хода городского референдума привлекаются средства массовой информации.
7. Решения, принятые путем городского референдума в рамках компетенции городского самоуправления, обязательны для исполнения органами городского самоуправления, должностными лицами, организациями, находящимися на территории города, а также гражданами. Решения могут быть отменены или изменены только посредством нового городского референдума. В случае противоречия принятых на городском референдуме решений Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) и законам области они могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
8. Городская Дума и Глава города в правее проводить учет мнения населения соответствующих территорий путем проведения референдумов, социологических опросов, сбора подписей, собраний (сходов), конференций граждан.
Статья 29. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов городской Думы и главы города населением города осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с действующим законодательством. Участие избирателя в выборах является свободным и добровольным. Какой-либо контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
2. Порядок проведения выборов определяется законодательством Российской Федерации и области.
3. Реализацию и защиту избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам депутатов городской Думы и главы города устанавливаются законодательством Российской Федерации и области.
4. Подготовку и проведение выборов осуществляет городская избирательная комиссия, которая действует на постоянной основе, руководит работой территориальных (районных), окружных и участковых избирательных комиссий. Срок полномочий городской избирательной комиссии равняется сроку полномочий городской Думы.
5. Решения городской избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных учреждений, органов и должностных лиц городского самоуправления, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, избирателей.
6. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и городского самоуправления.
Статья 30. Народная правотворческая инициатива
1. Жители города Челябинска, обладающие избирательным правом, осуществляют народную правотворческую инициативу путем внесения в городскую Думу петиций с проектами правовых актов по вопросам местного значения за подписью не менее одной тысячи граждан.
2. Инициативная группа по внесению петиции в составе не менее десяти человек регистрирует ее в городской Думе и получает образец подписного листа.
3. Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседания Думы без голосования и рассматриваются в месячный срок со дня официального внесения в петиции.
4. Результаты рассмотрения петиции подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 31. Территориальное общественное самоуправление населения
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории района в городе (микрорайон, поселок, многоквартирный дом, улица в частном секторе) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через избираемые ими органы.
2. Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы городского самоуправления.
3. Комитеты территориального общественного самоуправления (далее - КТОС) избираются в местах компактного проживания населения на территории микрорайонов, поселков в городе. Границы территории жилого массива, на котором действует КТОС, утверждаются городской Думой по представлению главы города на основании предложений администраций районов в городе, исходя из исторических, культурных, социально-экономических и иных признаков целостности территории, с учетом границ деятельности жилищно-коммунальных служб.
4. Порядок организации, деятельности, основные функции и полномочия КТОС определяются действующим законодательством и Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым городской Думой.
Статья 32. Конференция жителей города
1. В городе Челябинске для решения вопросов городского значения могут созываться конференции жителей города.
2. Конференция жителей города созывается главой города по инициативе городской Думы или главы города, а также по инициативе населения в количестве не менее одной тысячи жителей.
3. Конференция формируется путем представительства по норме один делегат от тысячи жителей.
4. Право участия в конференции имеют граждане, проживающие на территории города Челябинска, достигшие 18 лет.
5. Конференция правомочна, если в ней принимают участие не менее пятидесяти процентов участников (представителей).
6. Решения, принятые городской конференцией, являются обязательными для всех органов городского самоуправления, должностных лиц и граждан.
7. Порядок созыва конференции граждан, принятия и изменения ее решений, пределы компетенций определяются Положением о конференции граждан, принимаемым городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
Статья 33. Право граждан присутствовать на заседаниях органов городского самоуправления
1. Доступ жителей на заседания городской Думы свободен, кроме случаев, когда проводится закрытое заседание. Если помещение, в котором проводится заседание, не может вместить всех желающих присутствовать, организуется прямая трансляция заседания. Порядок посещения заседаний гражданами города регулируется регламентом городской Думы.
2. Каждый житель города вправе присутствовать и выступать на публичных слушаниях, проводимых главой города, городской Думой и ее комиссиями в связи с разработкой планов, бюджета, городских программ, подготовкой вопросов и различных проектов решений, представляющих общественный интерес.
Статья 34. Обращения граждан
1. Каждый гражданин или группа граждан вправе обращаться в органы городского самоуправления и к их должностным лицам.
2. Обращения рассматриваются в порядке, установленном законодательством, правовыми актами городской Думы в срок не более одного месяца. На обращения граждан дается ясный ответ по существу вопроса.
Статья 35. Мирные массовые акции населения
1. Жители города для выражения своего мнения по вопросам, имеющим общественное значение, вправе собираться мирно, без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия, пикетирования в порядке, определенном положением о мирных массовых акциях населения в городе Челябинске, утвержденным городской Думой.
Глава VII. Финансово-экономическая основа городского самоуправления
Статья 36. Экономическая база городского самоуправления
1. Экономическую базу городского самоуправления составляют муниципальная городская собственность, городские финансы, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей муниципального образования.
2. Владение, пользование, распоряжение природными ресурсами, находящимися на территории города и в пригородной зоне, не могут осуществляться в ущерб интересам нынешних и будущих поколений жителей Челябинска.
Статья 37. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят:
- городские земли и другие природные ресурсы, приобретенные или переданные в муниципальную собственность;
- имущество органов городского самоуправления;
- средства бюджета города, внебюджетных и валютных фондов, ценные бумаги и другие финансовые активы;
- рекламное пространство города;
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения;
- муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения, в том числе в зданиях иного жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие обслуживание населения и находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные унитарные предприятия;
- муниципальные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, коммунально-бытового и социально-культурного назначения;
- имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями, организациями и учреждениями, входящими в состав муниципальной собственности;
- имущество, переданное городу безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;
- другое движимое и недвижимое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности.
2. Имущество, признанное безхозяйным на территории города, включается в установленном порядке в состав муниципальной собственности.
3. Администрация города ведет реестр муниципальной собственности, который публикуется в средствах массовой информации.
Статья 37-1. Муниципальная казна
1. Средства городского бюджета, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну города Челябинска.
2. Состав и источники формирования имущественной части муниципальной казны, порядок управления и распоряжения имуществом, его учета, контроля за его сохранностью и целевым использованием, а также органы городского самоуправления, на которые возложены вышеуказанные полномочия, определяются Положением о муниципальной казне, утверждаемым городской Думой.
3. Состав, порядок формирования, учета, контроля за сохранностью и целевым использованием денежной части муниципальной казны, порядок управления и распоряжения ими, а также органы городского самоуправления, на которые возложены вышеуказанные полномочия, определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Челябинске и иными нормативными актами, регулирующими формирование, утверждение и исполнение бюджета города Челябинска.
Статья 38. Формирование муниципальной собственности
1. Разграничение собственности на федеральную, областную и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2. Муниципальная собственность формируется за счет:
- имеющейся муниципальной собственности на момент вступления в силу настоящего Устава;
- передачи городу объектов государственной собственности в соответствии с законодательством;
- создания и приобретения объектов (в том числе муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, имущественных комплексов, ценных бумаг, долей, финансовых активов, жилых и нежилых зданий, строений, помещений, объектов незавершенного строительства, объектов и сооружений инженерной инфраструктуры) за счет муниципальных средств;
- коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также организаций смешанной формы собственности;
- иных способов приобретения собственности, не запрещенных законодательством.
Статья 39. Имущественные права органов городского самоуправления
1. Население города Челябинска владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью через органы городского самоуправления или непосредственно.
2. Права собственника в отношении муниципальной собственности от имени населения города осуществляет городская Дума.
Городская Дума утверждает Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города.
3. Глава города вправе в соответствии с утвержденным порядком самостоятельно либо через органы управления администрации города в пределах их компетенции передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, отчуждать их, определять условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов с обязательным установлением контроля за выполнением указанных условий.
4. Порядок и условия приватизации объектов муниципальной собственности определяются городской Думой самостоятельно. Доходы от приватизации объектов городской муниципальной собственности поступают в полном объеме в бюджет города.
5. Глава города вправе создавать в соответствии с законодательством муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Органы городского самоуправления в соответствии с законодательством, действуя от имени города, в пределах предоставленной им компетенции вправе выступать участниками (учредителями) хозяйственных обществ.
6. Органы городского самоуправления обладают преимущественным правом по отношению к государственным и иным организациям и предприятиям на приобретение находящихся на территории города зданий, земельных участков, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для городских нужд, и вправе требовать передачи или продажи вне конкурса имущества, находящегося в федеральной или областной собственности, если оно предназначено для обеспечения функционирования городского самоуправления, коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения и городского хозяйственного комплекса.
Статья 40. Отношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Муниципальное предприятие, учреждение, организация создаются, реорганизовываются и ликвидируются распряжениями главы города в порядке, установленном городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
2. Глава города определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждает их уставы, заслушивает отчеты о их деятельности. Глава города назначает и увольняет руководителей муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений; отношения между ними строятся на контрактной основе.
3. Имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями, принадлежит им на праве хозяйственного ведения.
Имущество, закрепленное за учреждениями, находящимися в муниципальной собственности, находится в их оперативном управлении.
Передача муниципального имущества муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям осуществляется в порядке, установленном городской Думой и главой города в соответствии с действующим законодательством.
Статья 41. Отношения органов городского самоуправления с организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности
1. Отношения органов городского самоуправления с учреждениями и организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, с физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию органов городского самоуправления, строятся на договорной основе.
Администрация города координирует участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии города, объединяет на добровольной основе их средства для финансирования общегородских и районных планов и программ.
2. По отношению к объектам иных форм собственности органы городского самоуправления осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, а также социальной защитой населения.
3. Размещение новых, расширение и реконструкция действующих объектов любых форм собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством в порядке, определяемом городской Думой.
4. Городская Дума вправе в соответствии с действующим законодательством принять решение об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности.
5. Общегородские органы управления администрации города и администрации районов в городе имеют право:
- объединять на добровольной основе средства организаций, граждан и бюджета (сметы) для финансирования, строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;
- привлекать в порядке, установленном городской Думой, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности к содержанию городских дорог, объектов природоохранного, коммунального и другого назначения, а также к благоустройству территории города.
6. Органы городского самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности на территории города.
Статья 42. Право на муниципальный заказ
Органы городского самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории города, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнение других работ; производство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения с использованием для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.
Статья 43. Внешнеэкономическая деятельность
1. Органы городского самоуправления вправе в установленном законом порядке осуществлять внешенэкономическую деятельность в интересах населения города.
2. Органы городского самоуправления, действуя от имени города, в пределах предоставленной им компетенции, вправе, как правило, на конкурсной основе:
- заключать договоры с зарубежными партнерами;
См. текст абзаца 3 пункта 2 статьи 43
- принимать участие в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других организаций, связанных с обеспечением развития городского хозяйства;
- оказывать помощь организациям различных форм собственности в развитии экспортных и импортных возможностей.
Бюджет и финансы
Статья 44. Финансовые ресурсы города
Финансовые ресурсы города состоят из средств бюджета города, средств внебюджетных и валютных фондов, кредитных ресурсов, ценных бумаг, а также целевых средств, выделенных из федерального бюджета и областного бюджета.
Статья 45. Бюджет города
1. Бюджет города - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций городского самоуправления.
2. Органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, утверждаемым городской Думой.
3. В городе формируется и утверждается единых бюджет города, включающий:
- городской бюджет;
- сметы доходов и расходов районов в городе, включая сметы поселков, сельсоветов.
Единство бюджета реализуется через единую городскую социально-экономическую, финансовую и налоговую политику.
4. Казначейское исполнение бюджета города, управление счетами бюджета и бюджетными средствами осуществляют финансовые органы города. Городская Дума вправе принять решение о создании муниципального казначейства за счет средств бюджета города.
Статья 46. Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения бюджета
1. К ведению администрации города относятся: составление проекта бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета о его исполнении.
2. Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития города, районов в городе, целевых программ, на основании которых администрация города готовит предложения о доходах и расходах бюджета города, сметах доходов и расходов районов в городе в порядки и сроки, установленные Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе.
3. В процессе составления бюджета города администрация города информирует постоянные комиссии городской Думы об обобщающих результатах промежуточных этапов составления бюджета и обо всех изменениях в нормативной базе, которые указанный процесс регламентирует.
4. Глава города представляет проект бюджета на рассмотрение и утверждение в городскую Думу.
5. Бюджет города должен быть утвержден и опубликован до начала финансового года (периода).
6. Если бюджет города не утвержден до начала календарного года, то до его утверждения сохраняются прошлогодние нормативы по источникам бюджетных поступлений, ежемесячное финансирование производится по решению главы города в пределах расходов отчетного периода, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам бюджетной классификации.
Статья 47. Оборотная кассовая наличность
1. Городская Дума утверждает в составе бюджета города сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств бюджета на начало финансового года, на не более трех процентов от расходной части планируемого бюджета.
2. Оборотная кассовая наличность может быть использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году в объеме, принятом при утверждении бюджета.
Статья 48. Сбалансированность бюджета
1. Сбалансированность бюджета города является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. Предельный размер дефицита бюджета устанавливается решением городской Думы, но не более трех процентов объема доходов бюджета города. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета, городская Дума по предложению Главы города производит снижение расходов по статьям бюджета с учетом ранее определенных приоритетов в расходовании средств.
Финансирование по защищенным статьям сокращению не подлежит.
3. От имени города право осуществления внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит главе города. Верхний предел общей суммы муниципальных гарантий устанавливается решением городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год.
Статья 49. Поправки к бюджету
1. В ходе исполнения бюджета глава города вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов, в пределах утвержденных ассигнований, по каждому направлению расходования средств в размерах и порядке, определенном решением городской Думы о бюджете города на текущий финансовый год, и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх сумм, утвержденных решением городской Думы о бюджете, направляются главой города на уменьшение размера дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, самостоятельно, а на иные цели - после внесения городской Думой изменений в решение о бюджете города.
Статья 50. Внебюджетные и валютные фонды
1. Городская Дума по представлению Главы города вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных, валютных и иных фондов.
2. Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается городской Думой.
Статья 51. Резервный фонд
В составе бюджета образуется резервный фонд в размере, утвержденном городской Думой, который используется главой города для финансирования непредвиденных расходов, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Статья 52. Участие органов городского самоуправления в кредитных отношениях
Органы городского самоуправления вправе:
1. Выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса.
2. Проводить муниципальные займы путем выпуска ценных бумаг от имени города, осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов.
3. Предоставлять муниципальные гарантии юридическим лицам.
4. Предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам, выдавать предусмотренные бюджетом города ссуды при условии обеспечения финансирования расходной части бюджета города.
5. Получать в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с городской Думой.
Статья 53. Смета доходов и расходов районов в городе
1. Смета доходов и расходов районов в городе включает в себя: доходы по закрепленным и регулируемым источникам, дотации и субсидии из бюджета города, а также заемные средства, расходы с учетом делегированных полномочий администрации соответствующего района.
2. Денежные средства, полученные по закрепленным и регулируемым источникам доходов, а также внебюджетные средства используются администрациями районов самостоятельно в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета или за счет экономии в расходах, изъятию не подлежат и остаются в распоряжении администрации района.
Статья 54. Городские налоги и сборы
1. Городская Дума устанавливает городские налоги, сборы и иные платежи, а также конкретные ставки по ним, являющиеся дополнительным источником доходов города.
2. Налоговая система города предусматривает получение финансовых средств в бюджет города от федеральных, областных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в соответствии с законодательством и решениями городской Думы.
3. Порядок предоставления налоговых льгот по федеральным, областным и местным налогам, сборам или иным платежам, в части поступающих в бюджет города, определяется городской Думой.
Глава VIII. Гарантии городского самоуправления
Статья 55. Гарантии городского самоуправления
1. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления по вопросам их компетенции.
2. Органы государственной власти Челябинской области законодательно гарантируют предоставление необходимых материально-финансовых ресурсов в соответствии с теми функциями и полномочиями, которые закреплены за органами городского самоуправления.
3. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов городского самоуправления и должностных лиц, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города, независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами и органами городского самоуправления.
4. Не исполнение решений органов городского самоуправления, принятых в пределах их компетенции, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от одного до двадцати установленных размеров минимальной месячной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.
5. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица и граждане несут перед органами городского самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием территории и интересам жителей города, органов городского самоуправления в порядке, установленном законодательством.
6. Решения органов и должностных лиц городского самоуправления, принятые в пределах их полномочий, могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
7. Официальные предложения органов и должностных лиц городского самоуправления подлежат рассмотрению теми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения в течение одного месяца должен быть дан мотивированный ответ.
8. Граждане, проживающие на территории города, органы и должностные лица городского самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права городского самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Глава IX. Ответственность органов городского самоуправления
Статья 56. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления
1. Органы и должностные лица городского самоуправления несут ответственность за принятые ими решения перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами.
Статья 57. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города
1. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города наступает в результате утраты доверия, нарушения настоящего Устава и реализуется через:
- право населения на получение объективной, всесторонней и постоянной информации о деятельности органов городского самоуправления, это право осуществляется через прессу, радио, телевидение, а также через непосредственные контакты с руководителями и должностными лицами органов городского самоуправления);
- право отзыва или досрочного прекращения полномочий;
- право на внеочередной отчет депутата.
2. Глава города, депутат городской Думы могут быть отозваны избирателями в установленном законом порядке.
3. Решение о проведении голосования по отзыву главы города или депутата городской Думы принимает городская Дума.
4. Право возбуждения вопроса об отзыве главы города принадлежит областным (местным) отделениям общероссийских, межрегиональных избирательных объединений, местным избирательным объединениям в соответствии с законом области, а также группам избирателей в количестве не менее 350 человек, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
5. Глава города, депутат считаются отозванными, если в голосовании приняло участие не менее двадцати пяти процентов внесенных в списки избирателей, из которых за отзыв проголосовало большинство принявших участие в голосовании. При этом за отзыв главы города должно проголосовать не менее числа проголосовавших за избрание главы города.
Статья 58. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед государством
1. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) и законов Челябинской области, Устава города Челябинска.
В этих случаях законодательный (представительный) орган государственной власти области вправе обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа или выборного должностного лица городского самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) и законам области, настоящему Уставу.
2. В случае нарушения органами и выборными должностными лицами городского самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) и законов Челябинской области, Устава города Челябинска по заключению суда законодательный (представительный) орган государственной власти области вправе поставить вопрос о прекращении полномочий соответствующего органа и выборного должностного лица городского самоуправления.
Статья 59. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед физическими и юридическими лицами
Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в результате принятия неправомерных решений, совершения неправомерных действий, нарушающих права и свободы граждан.
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений органов городского самоуправления и должностных лиц, совершения ими неправомерных действий, возмещается в полном объеме предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам которым причинен этот ущерб, на основании решения суда.
Глава Х. Заключительные положения
Статья 60. Порядок исполнения и внесения изменений в Устав
1. Предложения об изменении Устава могут быть внесены главе города жителями города, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории города, органами и должностными лицами городского самоуправления, администрациями районов в городе, администрациями поселков, сельсоветов, комитетами территориального общественного самоуправления, органами государственной власти.
2. Предложения об изменении Устава рассматриваются городской Думой по представлении главы города.
3. Изменение Устава города осуществляется в том же порядке, как и принятие Устава.
4. Право рассмотрения поправок к действующему Уставу города, вносимых во исполнение норм законодательства, предоставляется городской Думе. Изменения и дополнения в Устав города в этом случае принимаются большинством голосов от общего установленного состава городской Думы.
5. Глава города, городская Дума и администрация города принимают нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения исполнения предписаний Устава.
6. Устав вступает в силу после его регистрации и официального опубликования (обнародования).
Статья 61. Хранение Устава
Оригинал Устава хранится у главы города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устав города Челябинска (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
Принят населением на городском референдуме 17 декабря 1995 года
Устав вступает в силу после его официального опубликования (обнародования)
Постановлением главы администрации г.Челябинска N 37п от 16 января 1996 г. публикация данного Устава в пресс-выпуске "Будни" газеты "Вечерний Челябинск" считается официальным обнародованием Устава
Текст Устава опубликован в газете "Вечерний Челябинск" от 18 января 1996 г.; в редакции от 26 августа 1997 г. опубликован в газете "Вечерний Челябинск" от 2 октября 1997 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 27 февраля 2007 г. N 19/23
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 21 июня 2005 г. N 4/1
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 24 мая 2005 г. N 3/3
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
подпункт 39) пункта 1 статьи 9, подпункт 4) пункта 1 статьи 10 Устава города вступают в силу с 1 января 2008 года;
подпункты 22), 37) пункта 1 статьи 9, подпункты 42), 60) пункта 4 статьи 36 Устава города утрачивают силу с 1 января 2008 года;
подпункт 10) пункта 1 статьи 9 Устава города вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции;
изменения и дополнения, содержащиеся в новой редакции Устава города, изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия и срок полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Челябинской городской думы третьего созыва
Решение Челябинской городской Думы третьего созыва от 22 апреля 2005 г. N 2/3
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения, за исключением изменений в статью 60, которые вступают в силу с 1 января 2006 г.
Решение Челябинской городской Думы от 25 августа 2004 г. N 38/3
Изменения вступают в силу после избрания Челябинской городской Думы нового состава и главы города Челябинска на новый срок полномочий, за исключением положений, для которых названным Решением установлен иной срок вступления в силу
Решение Челябинской городской Думы от 22 июня 2004 г. N 37/15
Решение Челябинской городской Думы от 27 января 2004 г. N 33/3
Решение Челябинской городской Думы от 27 марта 2001 г. N 4/1
Решение Челябинской городской Думы от 20 июня 2000 г. N 57/1
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Челябинской городской Думы от 7 октября 1997 г. N 15/2
Решение Челябинской городской Думы от 26 августа 1997 г. N 12/2